7. Leenders, A. M. Struktura mezhdunarodnykh otnosheniy i fenomen setey [The structure of international relations and the phenomenon of networks]. Politika v setevom obshchestve [Policy in the network society]. Krasnodar, Vika-Print, 2019, pp. 160-164.
8. Rossiyskaya gosudarstvennost v periodykrizisov, voyn i revolyutsiy: vlast, tsennosti, instituty [Russian statehood in times of crisis, war and revolution: power, values, institutions]. Ed. by R. V. Yevstifeyev. Vladimir, 2014.
9. Smirnov, A. I. Sovremennye informatsionnye tekhnologii v mezhdunarodnykh otnosheniyakh [Modern information technology in international relations]. Moscow, MGIMO-Universitet Publ., 2017.
10. Wendt, A. The Quantum Mind. Cambrigde University Press, 2018.
НАРОДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ РОССИИ И КАЗАХСТАНА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Джанталеева Мадина Шапигуловна, кандидат политических наук, доцент
Астраханский государственный университет
Российская Федерация, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а
E- mail: lady.jantaleewa@yandex.ru
Рассмотрена народная дипломатия как часть демократического механизма, необходимого для развития общества. Уровень развития народной дипломатии, несомненно, является показателем демократизма политической системы общества в целом. Её эффективное осуществление призвано гуманизировать международные отношения, быть инструментом «мягкой силы» государства и народа в продвижение интересов, укрепление своего образа и авторитета за рубежом. В условиях глобализации народная дипломатия все больше становится решающим фактором в международной политике. Особенно заметно данный феномен проявляется в рамках приграничного взаимодействия двух государств-соседей - России и Казахстана.
Ключевые слова: народная дипломатия, гражданское общество, демократия, правовое государство, мягкая сила
PEOPLE'S DIPLOMACY OF RUSSIA AND KAZAKHSTAN AS AN INSTRUMENT OF FORMATION OF INTERSTATE COOPERATION
Dzhantaleeva Madina Sh., Ph. D. (Policy), Associate Professor
Astrakhan State University
20а Та^ЬюЬ^а St., Astrakhan, 414056, Russian Federation
E- mail: lady.jantaleewa@yandex.ru
This article examines the people's diplomacy as part of the democratic mechanism necessary for the development of society. The level of development of people's diplomacy is undoubtedly an indicator of the democracy of the political system of society as a whole. Its effective implementation is designed to humanize international relations, to be an instrument of "soft power" of the state and the people in promoting their interests, strengthening their image and authority abroad. In the context of globalization, people's diplomacy is increasingly becoming a decisive factor in international politics. This phenomenon is especially noticeable in the framework of cross-border cooperation between the two neighboring States-Russia and Kazakhstan.
Keywords: people's diplomacy, civil society, democracy, rule of law, soft power
После распада СССР сотрудничество Казахстана и России строилось, исходя из необходимости восстановления разорванных хозяйственных, экономических и торговых связей и сохранения рынков сбыта продукции. В настоящее время интеграционное взаимодействие наших стран носит совершенно иной качественный характер. Теперь речь идет о более сбалансированном сотрудничестве экономик двух стран, о создании унифицированной правовой базы, о проведении продуманной и взвешенной политики в гуманитарной области. На всех этапах становления казахстанско-российского приграничного сотрудничества в течение этих тринадцати лет решающим фактором и связующим звеном была народная дипломатия. Именно этот институт - народная дипломатия - быстрее реагирует на любые вызовы и изменения
в межгосударственных отношениях. Именно народная дипломатия заполняет ту нишу, которая образуется от неверных или непродуманных действий, а порой и бездействия правительств.
Между тем народная дипломатия прямо влияет на отношения целых государств и регионов. Любой дипломатический корпус, представленный в стране пребывания, опирается на народную дипломатию, поддерживает ее основы. Народная дипломатия не знает идеологических и классовых предрассудков. Вот почему она оказывает глубинное влияние и эффективно формирует основы взаимоотношений государств. Особенно это заметно в приграничной зоне. Народная дипломатия потому и зовется «народной», поскольку главное ее политическое назначение — это международное сотрудничество, призванное способствовать дальнейшему развитию, взаимодействию между странами в различных областях жизни. И если такое взаимодействие устанавливается на уровне обычных граждан, то и на государственном уровне общение между странами может получить новый виток развития.
Действительно, чтобы понять страну, нужно понять ее народ. И если говорить о дружбе между странами, то в первую очередь надо говорить о дружбе между людьми, представителями этих стран. Для того чтобы понять человека, необходимо почувствовать его мир, его культуру и ту духовно-этническую основу, опираясь на которую он строит свой мир. И когда это достигается, возникают особые отношения, позволяющие построить мост дружбы. Веками политика и международные отношения были привилегией узкого круга влиятельных лиц - глав государств и профессиональных дипломатов. Теперь это становится делом миллионов людей, народной дипломатией.
Понятие народной дипломатии вмещает в себя международные связи и контакты посредством реализации культурных, научных, образовательных, программ (обмены делегациями, художественные выставки, музыкальные фестивали, праздники искусств и т. п.) - всю многообразную деятельность по взаимодействию с гражданским обществом и аудиториями зарубежных стран. В нашем представлении, народная дипломатия - понятие многоплановое, содержащее несколько составляющих [8].
Условно обозначим их следующим образом:
1. Международных неправительственных организаций. Многие MHO поддерживают отношения с ЮНЕСКО, любая международная организация с целями и функциями, неправительственными по своему характеру, если она отвечает условиям ЮНЕСКО, может поддерживать отношения с этой организацией.
Отношения между ЮНЕСКО и MHO регламентируется тремя категориям: категория А (консультативная и сотрудничающая); категория В (информационная и консультативная): категория С (взаимная информация). MHO, отнесенные к этим категориям, имеют строго определенные права и обязанности. Таким образом, народная дипломатия вмещает в себя всю многообразную деятельность по взаимодействию с гражданским обществом и аудиториями зарубежных стран, дает уникальный инструментарий для расширения международных общественных связей государства.
2. «Города-побратимы» как культурно-духовная основа народной дипломатии. Между такими городами налаживаются дружеские, спортивные, культурные и другие связи с целью знакомства с жизнью других наций, обмена опытом и получения помощи в решении разной сложности проблем [3]. Родственные связи одних городов с другими городами и регионами установлены через различные договоры, соглашения и меморандумы о совместном сотрудничестве. Побратимами Астаны стали Уфа, Москва, а также Курская, Пензенская, Омская, Томская, Курганская, Челябинская, Саратовская и Свердловская области.
3. Культурно-гуманитарное и образовательное единство как важный сегмент народной дипломатии. Взаимодействие приграничных территорий двух стран в гуманитарной сфере не только является весьма значимым позитивным фактором для развития межгосударственных отношений, но и играет роль катализатора в социокультурной модернизации российского и казахстанского обществ. Взаимодействие приграничных территорий в данном направлении развивается в сфере этноконфессиональных отношений, национальной культуры, науки и образовании, средствах массовой информации. Большое внимание уделяется медицине, спорту, правам и свободам личности, социальной защите и занятости.
4. Общественные организации и объединения (национально-культурные центры, землячества) - современная форма развития института народной дипломатии. Большое значение
для культурного сотрудничества приграничных территорий России и Казахстана имеют национальные диаспоры. Основной целью данных сообществ является культурно-просветительская деятельность, которая направлена на сохранение благоприятного межнационального климата, а так же стабильных межэтнических отношений в регионе. Деятельность национальных диаспор направлена на пропаганду своих национальных культур, сохранение традиций и развитие народного творчества с целью вовлечения широких масс населения приграничных регионов в культурные связи двух стран [2, с. 88].
Значительную роль в культурном сотрудничестве приграничных регионов играют национальные диаспоры. Культурно-просветительская деятельность этих организаций во многом определяет межнациональный климат и стабильность в межэтнических отношениях в регионах. На территории Астраханской области казахское общество «Жолдастык» пропагандирует достижения своих национальных культур, сохраняет традиции и развивает народное творчество, что позволяет включить в культурные связи двух стран самые широкие массы населения приграничных регионов.
Говоря о народной дипломатии России и Казахстана нельзя не отметить уникальную функционирующую общественную организацию на территории Казахстана - Ассамблея народов Казахстана, которая является инструментом народной дипломатии [1].
Основные направления деятельности Ассамблеи - это возрождение и пропаганда национальных языков, культур, традиций. Важнейшей задачей является воспитание казахстанского и национального патриотизма. Рабочими органами Ассамблеи являются национально-культурные центры и Малые Ассамблеи, регулярно собирающиеся во всех регионах Казахстана. Их задача -постоянное отслеживание и анализ состояния межнациональных отношений, укрепление межэтнического единства и согласия. Ассамблея регулярно готовит рекомендации и предложения Президенту и правительству по вопросам проведения государственной политики.
За прошедшие годы проведено девять сессий Ассамблеи народов Казахстана, причем каждая из них была посвящена обсуждению важнейших вопросов социально-политической жизни общества, возникающих в ходе реформ. По сути дела, страна получила еще один парламент, составленный не по общегражданскому представительскому принципу, а по национальному. Это значительно расширило возможности прямой народной демократии, участия народов в принятии политических решений. Осмысление непростого исторического прошлого, оценка реалий настоящего и разработка движения общества на годы вперед - все эти острейшие вопросы стали жизненно важными и для Ассамблеи Казахстана.
Осознание важности деятельности того или иного общественного института приходит со временем, когда появляется возможность объективно оценить пройденный путь, подвести некоторые итоги. Таким этапом для Ассамблеи стало проведение восьмой сессии, проходившей в год десятилетия независимости страны. Это был год выхода страны из долгого и трудного периода «болевых» реформ. Страна преодолела экономический спад и начала набирать экономический и политический вес.
Итогами же межэтнической политики стало создание правовой базы, обеспечивающей реальное равенство прав и свобод граждан, независимо от их национальности и религиозной принадлежности. Создан уникальный эффективный механизм - Ассамблея народов Казахстана, который позволяет поддерживать постоянный межнациональный диалог и реализацию государственной национальной политики. Казахстан сформировался, как поликультурное общество с общечеловеческими ценностями. Важнейшим фундаментом гражданского и политического единства стала духовная идентичность народов, населяющих Казахстан, помогающая процессу духовной интеграции. Одна из немногих стран на постсоветском пространстве, Казахстан сумел разрешил языковый вопрос без острых конфликтов и потрясений.
Что же касается народной дипломатии Российской Федерации необходимо заметить, что органами государственной власти уделяется большое внимание этому вопросу. К примеру, в 2008 г. Указом Президента России Д. А. Медведевым было создано Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) [7].
Перед Россотрудничеством стоит важная задача расширения и укрепления международного гуманитарного сотрудничества, придание этой работе системного характера, ее новое
осмысление, выработка свежих инновационных подходов, учитывающих быстро меняющиеся реалии современного мира.
Деятельность Агентства направлена, прежде всего, на утверждение за рубежом объективного представления о современной России, ее материальном и духовном потенциале, сохранение и расширение языкового и культурного присутствия России в мире. Эту работу Россотрудни-чество ведет посредством организации активной и целенаправленной деятельности своих представительств за рубежом - российских центров науки и культуры, - которые действуют сегодня в 73 странах мира. Их количество растет из года в года. Только в 2009-2010 гг. были открыты российские центры в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Иордании, КНР, Молдавии, а также представительства Россотрудничества в Абхазии, Южной Осетии, Словении, на Кубе [5].
В 2011 г. российские центры открылись в Риме и Мадриде. В соответствии с утвержденным планом к 2020 г. российские центры науки и культуры будут функционировать более чем в ста странах мира.
Крайне важно использование ресурса общественной дипломатии во взаимоотношениях со странами СНГ. Международное гуманитарное сотрудничество на постсоветском пространстве имеет хорошие перспективы в силу давно существующих прочных связей народов братских республик. Успешное развитие интеграционных проектов на пространстве СНГ возможно только с углублением и расширением международного гуманитарного сотрудничества, особенно с осуществлением эффективной поддержки русского языка, взаимодействием в сфере образования и науки, инновационных проектов и реализацией программ содействия развитию.
Представительство Агентства Россотрудничества активно функционирует и на территории Казахстана. «Россотрудничество» активно продвигает российское образование и достижения науки, что в свою очередь направлено на поддержание и укрепление престижа российской образовательной системы и научного сообщества. Одним из ключевых направлений подхода Москвы к «мягкой силе» является продвижение и поддержка русского языка. Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2016-2020 гг. является стратегическим инструментом для реализации этой установки. В Казахстане Агентство Россотрудничества взаимодействует с 30 организациями, включая казачьи, православные, славянские и образовательные сообщества, а также молодежные, исследовательские и этнические центры. Действует программа для соотечественников направленная на содействие консолидации этих общественных объединений и их информационной автономии, а также поддержку русскоязычных сообществ в поддержании их интеллектуального, культурного и языкового фона, развитие образовательных, культурных, исследовательских и религиозных связей, поддержку молодежи и социально уязвимых соотечественников [6].
Таким образом, общественная дипломатия необходима для развития гражданского общества и является частью демократического механизма в стране. Уровень развития народной дипломатии, несомненно, является показателем демократизма политической системы общества в целом. Ее эффективное осуществление призвано гуманизировать международные отношения, быть инструментом «мягкой силы» государства и народа в продвижении интересов, укреплении своего образа и авторитета за рубежом.
В условиях глобализации народная дипломатия все больше становится решающим фактором в международной политике. Особенно заметно данный феномен проявляется в рамках приграничного сотрудничества двух государств-соседей - Казахстана и России.
Важно, что Россия и Казахстан вместе выступают за «интеграцию интеграций» с участием ЕАЭС и ЕС и, как предложил Президент России В. В. Путин, большого Евразийского партнерства с участием и других межгосударственных объединений, расположенных на пространстве от Атлантики до Тихого и Индийского океанов [4]. При этом Россия и Казахстан в своей внешней политике руководствуются, прежде всего, собственными государственными интересами. Эти интересы, как правило, совпадают. Но и в тех случаях, когда между странами появляются разногласия, например, по вопросу об условиях и темпах ядерного разоружения, Москва и Астана стараются находить компромиссные решения, искать пути сближения позиций.
Список литературы
1. Ассамблея народов Казахстана. - URL: http://www.akorda.kz/ru/national_projects/assambleya-naroda-kazahstana (дата обращения: 12.12.2019).
2. Вартумян, А. А. К вопросу о диаспорных группах в Казахстане: русский фактор в политическом процессе / А. А. Вартумян // Региональные политические исследования. - 2013. - № 1 (5). - С. 87-89.
3. Города-побратимы Астаны: что такое породненные города и зачем они нужны. - URL: https://ru.sputniknews.kz/spravka/20180805/6708802/goroda-pobratimy-astana.html (дата обращения: 12.12.2019).
4. Лагутина, М. Л. ЕС и ЕАЭС: проблемы и перспективы сотрудничества в современных геополитических реалиях / М. Л. Лагутина. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/es-i-eaes-problemy-i-perspektivy-sotrudnichestva-v-sovremennyh-geopoliticheskih-realiyah (дата обращения: 22.04.2019).
5. Официальный сайт Россотрудничество. - URL: http://www.rs.gov.ru/ru (дата обращения: 12.12.2019).
6. О федеральной целевой программе «Русский язык» на 2016-2020 гг. - URL: http://www.apkpro.ru/doc/.pdf (дата обращения: 22.04.2019).
7. Указ Президента РФ от 06.09.2008 № 1315 (ред. от 24.10.2018) «О некоторых вопросах государственного управления в области международного сотрудничества» (вместе с «Положением о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству»). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_79833/ (дата обращения: 12.12.2019).
8. Чурсина, В. Н. Народная дипломатия в условиях кризиса международных отношений / В. Н. Чурсина. - URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/15026/1/Chursina_Narodnaya_ diplomatiya.pdf (дата обращения: 12.12.2019).
References
1. Kazakhstan peoples assembly. Available at: http://www.akorda.kz/ru/nationaLprojects/assambleya-naroda-kazahstana (accessed: 12.12.2019).
2. Vartumyan, A. A. K voprosu o diaspornykh gruppakh v Kazakhstane: russkiy faktor v politicheskom protsesse [On the issue of Diaspora groups in Kazakhstan: the Russian factor in the political process]. Regionalnye politicheskie issledovaniya [Regional political studies], 2013, no. 1 (5), pp. 87-89.
3. Goroda-pobratimy Astany: chto takoe porodnennye goroda i zachem oni nuzhny [Twin cities of Astana: what are sister cities and why they are needed]. Available at: https://ru.sputniknews.kz/spravka/20180805/ 6708802/goroda-pobratimy-astana.html (accessed: 12.12.2019).
4. Lagutina, M. L. YeS i YeAES: problemy i perspektivy sotrudnichestva v sovremennykh geopoliticheskikh realiyakh [EU and EEU: problems and prospects of cooperation in modern geopolitical realities]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/es-i-eaes-problemy-i-perspektivy-sotrudnichestva-v-sovremennyh-geopoliticheskih-realiyah (accessed: 22.04.2019).
5. The official website of Rossotrudnichestvo. Available at: http://www.rs.gov.ru/ru (accessed: 12.12.2019).
6. O federalnoy tselevoy programme "Russkiy yazyk" na 2016-2020 gg. [About the Federal target program "Russian language" for 2016-2020]. Available at: http://www.apkpro.ru/doc/.pdf (accessed: 22.04.2019).
7. Ukaz Prezidenta RF ot 06.09.2008 № 1315 (red. ot 24.10.2018) "O nekotorykh voprosakh gosudarstvennogo upravleniya v oblasti mezhdunarodnogo sotrudnichestva" (vmeste s «Polozheniem o Federalnom agentstve po delam Sodruzhestva Nezavisimykh Gosudarstv, sootechestvennikov, prozhivayushchikh za rubezhom, i po mezhdunarodnomu gumanitarnomu sotrudnichestvu») [Decree of the President of the Russian Federation of 06.09.2008 No. 1315 (ed. of 24.10.2018) "on some issues of public administration in the field of international cooperation" (together with "Regulations on the Federal Agency for the Commonwealth of Independent States, compatriots living abroad, and international humanitarian cooperation")]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_79833/ (accessed: 12.12.2019).
8. Chursina, V. N. Narodnaya diplomatiya v usloviyakh krizisa mezhdunarodnykh otnosheniy [People's diplomacy in the crisis of international relations]. Available at: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/15026/1/Chursina_Narodnaya_diplomatiya.pdf (accessed: 12.12.2019).