Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАЩИХСЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ'

ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАЩИХСЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
598
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / СЧАСТЬЕ / ЭЛЕМЕНТЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / ПРЕДИКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / УСПЕВАЕМОСТЬ УЧАЩИХСЯ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ УЧЕБНОЙ ЖИЗНЬЮ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТАТУС / УЧАЩИЕСЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Караваева Людмила Петровна, Тарасов Людмила Владимировна

В статье рассматривается понятие «субъективное благополучие личности», приводятся ключевые его компоненты. Отмечается, что субъективное благополучие учащихся имеет решающее значение для изучения, поскольку способствует полному состоянию психического здоровья личности. Отправной точкой в определении субъективного благополучия как феномена избраны подходы Э. Динера, М. Селигмана, лежащие в основе современных исследований. В работе содержатся результаты последних психологических исследований, в которых изучается связь субъективного благополучия личности и внешних факторов, жизненных обстоятельств личности. Рассмотрены исследования, раскрывающие предикторы субъективного благополучия учащихся, среди которых удовлетворенность учебой, академическая вовлеченность, успеваемость, социально-экономический статус семьи, механизмы совладания со стрессовыми ситуациями. Отмечается, что представленный анализ исследований может служить основой формирования гипотез для их последующей эмпирической проверки в рамках отечественных психологических исследований субъективного благополучия учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Караваева Людмила Петровна, Тарасов Людмила Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF STUDENTS’ SUBJECTIVE WELLBEING: RELEVANT STUDIES

The article discusses the concept of personality's subjective wellbeing and its key components. The authors note that the subjective wellbeing of students is crucial to study since it contributes to the state of full psychological health of the individual. The approaches of E. Diener and M. Seligman, which are the basis of modern research, are chosen as the starting point in defining subjective wellbeing as a phenomenon. The article embraces the results of the latest research on the linkage between subjective wellbeing and external factors, personal life circumstances. The authors also reviewed the studies on the predictors of students' subjective wellbeing including study satisfaction, academic involvement, academic performance, family socioeconomic status, mechanisms of coping with stressful situations. The authors note that the presented analysis can serve as a basis for the formation of hypotheses for their subsequent empirical testing within the framework of domestic psychological research on students' subjective well-being.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАЩИХСЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 90-97. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 8. P. 90-97.

Научная статья

УДК 159.9.07:159.95

https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.13

Факторы субъективного благополучия учащихся: актуальные исследования

Людмила Петровна Караваева1, Людмила Владимировна Тарасова2

''Уральский государственный университет путей сообщения, Екатеринбург, Россия

2Гуманитарный университет, Екатеринбург, Россия

'lyudmila_krv@mail.ru

2tarasovagu@mail.ru

Аннотация. В статье рассматривается понятие «субъективное благополучие личности», приводятся ключевые его компоненты. Отмечается, что субъективное благополучие учащихся имеет решающее значение для изучения, поскольку способствует полному состоянию психического здоровья личности. Отправной точкой в определении субъективного благополучия как феномена избраны подходы Э. Динера, М. Селиг-мана, лежащие в основе современных исследований. В работе содержатся результаты последних психологических исследований, в которых изучается связь субъективного благополучия личности и внешних факторов, жизненных обстоятельств личности. Рассмотрены исследования, раскрывающие предикторы субъективного благополучия учащихся, среди которых удовлетворенность учебой, академическая вовлеченность, успеваемость, социально-экономический статус семьи, механизмы совладания со стрессовыми ситуациями. Отмечается, что представленный анализ исследований может служить основой формирования гипотез для их последующей эмпирической проверки в рамках отечественных психологических исследований субъективного благополучия учащихся.

Ключевые слова: субъективное благополучие, счастье, элементы субъективного благополучия, предикторы субъективного благополучия, удовлетворенность жизнью, успеваемость учащихся, удовлетворенность учебной жизнью, социально-экономический статус, учащиеся

Для цитирования: Караваева Л.П., Тарасова Л.В. Факторы субъективного благополучия учащихся: актуальные исследования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 90-97. https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.13.

Original article

Factors of Students' Subjective Wellbeing: Relevant Studies

Lyudmila P. Karavaeva1, Lyudmila V. Tarasova2

1Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia 2University for Humanities, Yekaterinburg, Russia 1lyudmila_krv@mail.ru 2tarasovagu@mail.ru

Abstract. The article discusses the concept of personality's subjective wellbeing and its key components. The authors note that the subjective wellbeing of students is crucial to study since it contributes to the state of full psychological health of the individual. The approaches of E. Diener and M. Seligman, which are the basis of modern research, are chosen as the starting point in defining subjective wellbeing as a phenomenon. The article embraces the results of the latest research on the linkage between subjective wellbeing and external factors, personal life circumstances. The authors also reviewed the studies on the predictors of students' subjective wellbeing including study satisfaction, academic involvement, academic performance, family socioeconomic status, mechanisms of coping with stressful situations. The authors note that the presented analysis can serve as a basis for the formation of hypotheses for their subsequent empirical testing within the framework of domestic psychological research on students' subjective well-being.

Keywords: subjective wellbeing, happiness, elements of subjective wellbeing, predictors of subjective well-being, life satisfaction, academic performance, socioeconomic status, students

For citation: Karavaeva, L.P. & Tarasova, L.V. (2022) Factors of Students' Subjective Wellbeing: Relevant Studies. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 90-97. Available from: doi:10.24158/spp.2022.8.13 (In Russian).

В России на сегодняшний день проживают свыше 33 млн детей в возрасте от 0 до 19 лет, что приблизительно равно 22,8 % населения страны, по данным Федеральной службы государственной статистики на 2022 г. При этом количество детей подросткового возраста от 10 до 19

© Караваева Л.П., Тарасова Л.В., 2022

лет составляет 16 млн чел., и эта цифра растет в течение последних трех лет (2020 г. - 15 млн, 2021 г. - 15,5 млн). Дети представляют собой наиболее ценный ресурс государства, залог его будущего развития и социально-экономического роста, в связи с чем большую актуальность в современном мире приобретает изучение и формирование благополучия этой возрастной группы. Благополучие личности является одним из феноменов, рассматриваемых в рамках позитивной психологии.

С начала 2000-х гг. в психологии активно развивается направление позитивной психологии, призванное помочь понять, что является залогом процветания и оптимального функционирования личности (Seligman, Csikszentmihalyi, 2000). В период с 1999 по 2013 г. было опубликовано более 1 330 статей по позитивной психологии, что демонстрирует значительный подъем данного направления (Donaldson, Dollwet, Rao, 2015). В 1998 г. было проведено исследование о том, насколько важно счастье для отдельных людей (Suh et al., 1998). Исследователи опросили более 7 000 студентов колледжей из более чем 40 стран мира и обнаружили, что независимо от страны большая часть их выборки оценила счастье как очень важное, причем 69 % респондентов дали ему самую высокую оценку из возможных. В попытках понять, что такое счастье, какие факторы влияют на него и как его измерить, позитивные психологи разработали научное определение концепции счастья. Научным термином, обозначающим счастье, является концепт субъективного благополучия. Субъективное благополучие - это важный объект исследования среди детей и подростков, поскольку известно, что оно связано с несколькими важными долгосрочными результатами, включая смертность (Moor, 2014), физическое здоровье (Diener, Chan, 2011), академические достижения (Suldo, Riley, Shaffer, 2006), психическое здоровье (Suldo, Thalji, Ferron, 2011) и даже удовлетворенность отношениями (Suldo, Huebner, 2004).

Согласно Э. Динеру, субъективное благополучие относится к воспринимаемой оценке собственной жизни индивида, включая оценку его собственных положительных и отрицательных эмоций, общую удовлетворенность своей жизнью и удовлетворенность различными сферами своей жизни (например, работой или отношениями) (Diener, 2006). Высокое субъективное благополучие обычно концептуализируется как наличие высокого уровня удовлетворенности жизнью и позитивного аффекта и низкого уровня негативного аффекта, в то время как низкое субъективное благополучие характеризуется снижением уровня удовлетворенности жизнью и позитивного аффекта, а также повышением уровня негативного аффекта.

Благополучие, согласно теории М. Селигмана, представляет собой конструкцию, состоящую из пяти элементов, предложенных в качестве альтернативы или уточнения изучения счастья (Seligman, 2012). В его оригинальной теории «Подлинное счастье» счастье включало в себя три элемента: положительные эмоции, вовлеченность и смысл (Seligman, 2002). Позже М. Селигман предложил новую теорию, которая описывала более сложный подход к пониманию и измерению конструкции благополучия и включала необходимость рассмотрения множества элементов.

М. Селигман выделил пять измеримых элементов в конструкции субъективного благополучия. Добавив два к своим первоначальным трем и используя мнемонику, он назвал теорию PERMA: положительные эмоции, вовлеченность, (позитивные) отношения, смысл и достижения. Положительные эмоции по-прежнему включались в теорию PERMA и имели важное значение, но больше не считались основным определяющим фактором. Вовлеченность была также сохранена М. Селигманом, когда он определил пять элементов благополучия. Он описывает вовлеченность как чувство «потока», испытываемое, когда человек настолько поглощен деятельностью, что теряет чувство самосознания. Смысл - это последний элемент оригинальной теории «Подлинного счастья», который лег в основу теории PERMA. Проще говоря, смысл описывает чувство осознанности и цели в жизни. Позитивные отношения были одним из двух новых дополнений к теории PERMA. Связи и отношения людей друг с другом - это часть того, что делает их людьми, по мнению автора теории. Взаимодействия и отношения, которыми мы делимся с другими, или их отсутствие влияют на благополучие. Достижение как конечный элемент благополучия может быть описано как стремление к победе ради выигрыша. Взятые вместе, эти элементы составляют конструкцию субъективного благополучия, которая является важнейшим показателем психического здоровья (Keyes, 2006).

Вопреки тому, что можно было бы ожидать, многочисленные исследования обнаружили, что внешние факторы, такие как жизненные обстоятельства (например, финансовая обеспеченность (Lyubomirsky, Ross, 1999; Diener, Oishi, 2000; Diener et al., 1993)) и важные жизненные события (например, выигрыш в лотерею (Diener, Suh, 1999; Myers, 2000) или хроническая болезнь (Schimmack, Oishi, 2005)), оказывают незначительное влияние на субъективное благополучие после удовлетворения основных потребностей. Это говорит о том, что субъективное благополучие в значительной степени зависит от факторов, отличных от жизненных обстоятельств или основных жизненных событий. Например, сравнительное исследование субъективного благополучия

и компонентов конструкта (т. е. удовлетворенности жизнью, аффекта) у взрослых россиян до и во время глобальной пандемии COVID-19 было проведено Е. Рассказовой и др. (Рассказова, Леонтьев, Лебедева, 2020). Используя данные, собранные до пандемии (в период с 2017 по осень 2019 г.), ученые смогли сравнить различия в удовлетворенности жизнью и аффекте. В ходе анализа, сравнивающего уровни субъективного благополучия двух временных срезов, исследователи обнаружили незначительные различия в субъективном благополучии (p > 0,20). Однако рассмотрев отдельные аспекты благополучия, было обнаружено, что хотя показатели удовлетворенности жизнью и негативного аффекта в значительной степени не изменились, зарегистрированные уровни позитивного аффекта были значительно ниже (р < 0,01). Авторы также собрали и изучили данные, относящиеся к тревоге по поводу пандемии и навыки совладания, и обнаружили, что использование стратегий совладания смягчает влияние повышенной тревоги, связанной с пандемией, на аспекты субъективного благополучия личности. Это исследование подтверждает идею о том, что на субъективное благополучие влияют не только жизненные обстоятельства или крупные события.

Аналогичное исследование, проведенное в 2020 г. для изучения различий в удовлетворенности жизнью и благополучии до и во время пандемии (von Soest et al., 2020), было сосредоточено на подростках и сообщило о результатах, которые противоречат тем, которые были обнаружены в исследовании, описанном выше. Были сопоставлены данные опроса, собранные среди учащихся младших классов средней школы в Норвегии до начала пандемии (N = 13 790) и после начала пандемии (N = 19 799). Полученные результаты свидетельствуют, что даже во время пандемических ограничений большинство респондентов сообщили о высокой удовлетворенности жизнью; авторы сообщают о снижении числа студентов с высокой удовлетворенностью жизнью в группе опрошенных после начала пандемии. В то время как 88 % мальчиков и 78 % девочек сообщили о высокой удовлетворенности жизнью до пандемии, этот показатель снизился до 71 % мальчиков и 62 % девочек во время пандемических ограничений. Исследователи обнаружили, что более низкая удовлетворенность жизнью была в значительной степени связана с повышенным беспокойством по поводу болезней и инфекций. Интересно, что авторы также изучили роль социально-экономического статуса в удовлетворенности жизнью и субъективном благополучии до и во время пандемических ограничений и обнаружили, что различия в оценках, связанных с социально-экономическим статусом, были значительно уменьшены во время пандемических ограничений. В качестве возможного объяснения авторы предлагают наличие различий в воздействии пандемии на семьи с разным достатком. В частности, авторы предполагают, что учащиеся из семей с низким уровнем дохода были менее негативно затронуты социальными ограничениями пандемии, чем учащиеся из семей, которые привыкли участвовать во внеклассных досуговых мероприятиях (как правило, дорогостоящих), таких как организованные занятия спортом и путешествия, в то время как учащиеся из семей с низким уровнем дохода, возможно, не отметили такой перемены.

В попытках определить долю изменчивости в благополучии, обусловленную генетикой, в отличие от внешних факторов, ученые использовали исследования монозиготных и дизиготных близнецов. Многие исследования пришли к выводу, что примерно от 38 до 55 % вариабельности положительной или отрицательной эмоциональности или удовлетворенности жизнью могут быть предсказаны генетикой1 (Stubbe et al., 2005), при этом около 45-62 % изменчивости этих признаков отводится влиянию внешних факторов.

В работах западных психологов широко представлены исследования связи субъективного благополучия детей и подростков с различными переменными, а также предикторов субъективного благополучия учащихся. Так, установлено, что субъективное благополучие связано с улучшением физического здоровья (Frisch, 2000) и здорового поведения (Gilman, Huebner, 2006), а также отрицательно коррелирует с депрессией, тревогой, одиночеством и невротизмом (Huebner, 1991). Более высокий уровень субъективного благополучия также имеет связь с большей успеваемостью в школе и большей самооценкой (Antaramian, 2015; Gilman, Huebner, 2006). Низкая удовлетворенность жизнью связана с делинквентностью и агрессивным поведением (Suldo, Huebner, 2004). Дети, у которых есть полное психическое здоровье, определяемое как сочетание низкой психопатологии и высокого субъективного благополучия, как правило, имеют лучшие академические, социальные и физические результаты (Antaramian et al., 2010; Suldo, 2016).

Исследователи обнаружили, что позитивный школьный климат, самоэффективность и тревожность являются предикторами субъективного благополучия учащихся (Steinmayr et al., 2016). Другие предикторы включают позитивные ожидания (Rand et al., 2020), восприятие подростками

1 Smith N.D.W. Health-Promoting Behaviors and Subjective Well-Being among High School Students. PhD Thesis. 2019. URL : https://scholarcommons.usf.edu/etd/8075 (дата обращения: 27.07.2022).

семьи и отношений, чувство большего сострадания и сотрудничества (Lampropoulou, 2018), а также социальную связь и социальное принятие (Arslan, 2018).

В качестве одного из значимых предикторов субъективного благополучия часто рассматривается социально-экономический статус личности. С. Эш и Е. Хюбнер в своей работе продемонстрировали значимую взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью подростков и их социально-экономическим статусом, где учащиеся с низким доходом имели более низкую удовлетворенность жизнью (Ash, Huebner, 2001). Эта взаимосвязь была дополнительно изучена в работе К. Левина, которая представляла собой совместное исследование ВОЗ с использованием межнациональных данных о 58 352 13-летних школьниках в 41 стране. В исследовании использовались данные за 2005-2006 гг. о поведении детей школьного возраста в отношении здоровья. Исследователи обнаружили положительную взаимосвязь между семейным достатком и удовлетворенностью жизнью. Причем эта взаимосвязь была криволинейной: наиболее сильная связь обнаружена между низким семейным достатком и удовлетворенностью жизнью, по мере увеличения уровня достатка данная связь ослабевает (Levin et al., 2011). При межнациональном анализе исследователи обнаружили, что связь удовлетворенности жизнью и социально-экономическим статусом значительно различалась между странами. Например, молодые люди из Соединенных Штатов демонстрируют тесную взаимосвязь между семейным достатком и удовлетворенностью жизнью, в то время как у молодых людей из Франции и Дании данная связь была более слабой. Как правило, в странах с неравномерным распределением доходов между достатком семьи и удовлетворенностью жизнью существует более тесная взаимосвязь.

Р. Баннинк с коллегами также обнаружили взаимосвязь между социально-экономическим статусом и удовлетворенностью жизнью (Bannink, Pearce, Hope, 2016). Они обследовали 11-летних детей из британского исследования Millennium, которое представляло собой лонгитюдное изучение детей, родившихся в Великобритании в период с сентября 2000 по январь 2002 г. В исследовании приняли участие 13 112 матерей и 12 824 ребенка. Ученые рассматривали как объективные (доход семьи), так и субъективные (воспринимаемое социальное положение) факторы социально-экономического положения участников. Дети из семей с низким доходом с меньшей вероятностью сообщали о высокой удовлетворенности жизнью по сравнению с детьми, семейный доход которых был в группе с самым высоким доходом.

Необходимо отметить исследование 2016 г., посвященное изучению взаимосвязи между субъективным благополучием, тестовой тревожностью и успеваемостью (Steinmayr et al., 2016). Ученые набрали 290 немецких старшеклассников, которые представили свой средний балл осенью 2008 г., а затем год спустя осенью 2009 г. Исследователи обнаружили, что успеваемость учащихся напрямую предсказывает изменения в когнитивном компоненте субъективного благополучия. Кроме того, было установлено, что тревожность предсказывает снижение аффективного компонента субъективного благополучия, а также снижение среднего балла. С другой стороны, исследователи не нашли никаких доказательств того, что субъективное благополучие прогнозирует изменения в среднем балле учащихся. Это исследование демонстрирует, что средний балл может играть решающее влияние на субъективное благополучие учащихся. В завершение исследователи обнаружили, что по мере увеличения семейного дохода детей росла их самооценка и удовлетворенность жизнью. Однако по мере снижения доходов также снижались самооценка и удовлетворенность жизнью.

В 2019 г. Дж. Хелливелл с коллегами изучили национальные рейтинги удовлетворенности жизнью, используя данные Всемирного опроса Gallup, и провели анализ изменений по странам с 2005 по 2018 г. (Helliwell, Huang, Wang, 2019). Исследователи обнаружили, что средняя удовлетворенность жизнью в топ-10 стран была более чем в два раза выше, чем в нижней десятке. ВВП на душу населения был в 22 раза выше в 10 странах-лидерах по сравнению с 10 странами, находящимися в самом низу. В лонгитюдном исследовании 2018 г. авторы изучили выборку из 389 филиппинских старшеклассников и обнаружили, что удовлетворенность жизнью, позитивный аффект и низкий уровень негативного аффекта были связаны с академической вовлеченностью (Datu, King, 2018). Исследователи также обнаружили доказательства взаимного влияния предшествующей академической вовлеченности на прогнозирование будущего субъективного благополучия. Другая группа исследователей в 2015 г. изучала удовлетворенность жизнью и академические достижения в выборке из 821 учащегося 7 и 8 классов в Соединенных Штатах в течение двух временных периодов учебного года (Ng, Huebner, Hills, 2015). Было установлено, что академические достижения оказали положительное влияние на удовлетворенность жизнью после контроля базовых уровней удовлетворенности жизнью, положительного и отрицательного влияния. Ограничением этого исследования было использование только учащихся средней школы. С. Ба-кер и другие в 2018 г. провели метаанализ 47 исследований с участием 38 946 участников, чтобы

изучить взаимосвязь среднего балла и субъективного благополучия (Bucker et al., 2018). Исследователи пришли к выводу, что между этими двумя конструкциями существует статистически значимая взаимосвязь (r = 0,164). Эти результаты свидетельствуют о том, что учащиеся с высокими достижениями автоматически не имеют высокий уровень субъективного благополучия, а учащиеся с низкими достижениями автоматически не имеют низкий уровень.

Кроме того, в исследованиях был выделен такой значимый предиктор субъективного благополучия учащихся, как удовлетворенность школьной жизнью. Удовлетворенность школой определяется как когнитивная оценка учащимися своей школьной жизни, предопределяющая общую удовлетворенность жизнью (Huebner, Scott, McCullough, 2000). Удовлетворенность школой считается продуктом школьных условий и поведения в школьной среде. В свою очередь, удовлетворенность школой обусловлена такими переменными, как, например, социальная поддержка, связанная со школой, которая включает поддержку учителей и одноклассников (Tian, Wang, Huebner, 2015). Кроме того, положительный и отрицательный аффект в значительной степени связаны с удовлетворенностью школой, причем положительный аффект имеет более сильную связь, чем отрицательный (Weber, Huebner, 2015).

Проведенный обзор последних исследований феномена субъективного благополучия представляет собой сквозное изучение аспектов исследовательского интереса по отношению к данному феномену. Данный обзор позволяет отметить некоторое противоречие: несмотря на то, что в результате реализованных ранее исследований психологи имели возможность оценить отсутствие непосредственной связи субъективного благополучия и внешних обстоятельств жизни личности, особый интерес исследователей вызывает сопоставление субъективного благополучия с такими внешними факторами, как средний балл и академическая успеваемость, социально-экономический статус и генетическая предрасположенность, а не внутренние факторы, имеющие отношение к личностным особенностям, процессам и характеристикам.

Подводя итог, можно заключить, что субъективное благополучие учащихся требует дальнейшего изучения, поскольку оно способствует состоянию психического здоровья личности. Один из аспектов понимания субъективного благополучия - это определение влияния различных конструктов, таких как удовлетворенность учебой, успеваемость, совладание со стрессом, социально-экономический статус и др., которые, как было показано, в той или иной форме влияют на субъективное благополучие. Невозможно переоценить значение изучения феномена субъективного благополучия, на что указывает заключение С. Любомирского, Л. Кинга и Э. Динера, которое они сделали, обобщив результаты лонгитюдных, перекрестных и экспериментальных исследований, пытаясь ответить на вопрос, что важнее: счастье или успех (Lyubomirsky, King, Diener, 2005). Ученые сообщили, что исследования постоянно обнаруживают связь между счастьем и успехом в области работы, любви и здоровья (Kern et al., 2015). Интересно, что результаты различных исследований свидетельствуют о том, что счастье часто предшествует успеху (Futterman et al., 1994; Tice, Wallace, 2000). Таким образом, предположение о том, что успех ведет к счастью, может быть неверным; скорее, успех следует за счастьем. Этот тезис очень значим для понимания особенностей формирования успешности учащихся. Если счастье, или субъективное благополучие, предшествует успеху, то именно субъективное благополучие может быть областью психологического вмешательства для обеспечения последующего улучшения различных результатов личности, которые, как правило, определяют успех (такие как карьерный или академический успех, хорошее психическое и физическое здоровье и социальный успех).

Список источников:

Рассказова Е.И., Леонтьев Д.А., Лебедева А.А. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28, № 2. С. 90-108. https://doi.org/10.17759/cpp.2020280205.

A multidimensional approach to measuring well-being in students: Application of the PERMA framework / M.L. Kern [et al.] // The journal of positive psychology. 2015. Vol. 10, iss. 3. Pp. 262-271. https://doi.org/10.1080/17439760.2014.936962.

Antaramian S. Assessing psychological symptoms and well-being: Application of a dual-factor mental health model to understand college student performance // Journal of Psychoeducational Assessment. 2015. Vol. 33, iss. 5. Pp. 419-429. https://doi.org/10.1177/0734282914557727.

Antaramian, S.P., Huebner, E.S., Hills, K.J. & Valois, R.F. A dual-factor model of mental health: Toward a more comprehensive understanding of youth functioning // American Journal of Orthopsychiatry. 2010. Vol. 80, iss. 4. Pp. 462-472. https://doi.org/10.1111/j.1939-0025.2010.01049.x.

Arslan G. Psychological maltreatment, social acceptance, social connectedness, and subjective well-being in adolescents // Journal of Happiness Studies. 2018. Vol. 19, iss. 4. Pp. 983-1001. https://doi.org/10.1007/s10902-017-9856-z.

Ash C., Huebner E.S. Environmental events and life satisfaction reports of adolescents: A test of cognitive mediation // School Psychology International. 2001. Vol. 22, iss. 3. Pp. 320-336. https://doi.org/10.1177/0143034301223008.

Bannink R., Pearce A., Hope S. (2016). Family income and young adolescents' perceived social position: Associations with self-esteem and life satisfaction in the UK Millennium Cohort Study // Archives of Disease in Childhood. 2016. Vol. 101, iss. 10. Pp. 917-921. https://doi.org/10.1136/archdischild-2015-309651.

Conceptualizing high school students' mental health through a dual-factor model / S.M. Suldo [et al.] // School Psychology Review. 2016. Vol. 45, iss. 4. Pp. 434-457. https://doi.org/10.17105/SPR45-4.434-457.

Datu J.A.D., King R.B. Subjective well-being is reciprocally associated with academic engagement: A two-wave longitudinal study // Journal of School Psychology. 2018. Vol. 69. Pp. 100-110. https://doi.org/10.1016/jjsp.2018.05.007.

Diener E., Chan M.Y. Happy people live longer: Subjective well-being contributes to health and longevity // Applied Psychology: Health and Well-Being. 2011. Vol. 3, iss. 1. Pp. 1-43. https://doi.org/10.1111/j.1758-0854.2010.01045.x.

Diener E., Oishi, S. Money and happiness: Income and subjective well-being across nations // Culture and subjective well-being / ed. by E. Diener, M. Suh. MIT press, 2000. Pp. 185-218.

Diener, Ed. (2000). Subjective well-being: The science of happiness and a proposal for a national index // American Psychologist. 2000. Vol. 55, iss. 1. Pp. 34-43. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.1.34.

Diener E., Suh E.M. Societies we live in: International comparisons // Well-being: The foundations of hedonic psychology / ed. by D. Kahneman, E. Diener, N. Schwarz. Russell Sage Foundation, 1999. Pp. 434-452.

Donaldson S.I., Dollwet M., Rao M.A. Happiness, excellence, and optimal human functioning revisited: Examining the peer-reviewed literature linked to positive psychology // The Journal of Positive Psychology. 2015. Vol. 10, iss. 3. Pp. 185-195. https://doi.org/10.1080/17439760.2014.943801.

Explaining educational inequalities in adolescent life satisfaction: do health behaviour and gender matter? / I. Moor [et al.] // International journal of public health. 2014. Vol. 59, iss. (2). Pp. 309-317. https://doi.org/10.1007/s00038-013-0531-9.

Frisch M.B. Improving mental and physical health care through quality of life therapy and assessment // Advances in Quality of Life Theory and Research / ed. by E. Diener, D.R. Rahtz. Springer, 2000. Pp. 207-241. https://doi.org/10.1007/978-94-011-4291-5_10.

Gilman R., Huebner E.S. Characteristics of adolescents who report very high life satisfaction // Journal of Youth and Adolescence. 2006. Vol. 35, iss. 3. Pp. 293-301. https://doi.org/10.1007/s10964-006-9036-7.

Helliwell J. F., Huang H., Wang S. (2019). Changing world happiness // World Happiness Report 2019. 2019. Pp. 10-45.

Heritability of life satisfaction in adults: A twin-family study / J.H. Stubbe [et al.] // Psychological Medicine. 2005. Vol. 35, iss. 11. Pp. 1581-1588. 10.1017/S0033291705005374.

Hope and optimism as predictors of academic performance and subjective well-being in college students / Rand K.L. [et al.] // Learning and Individual Differences. 2020. Vol. 81. https://doi.org/10.1016/j. lindif.2020.101906.

Huebner E.S. Correlates of Life Satisfaction in Children // School Psychology Quarterly. 1991. Vol. 6. Pp. 103-111. https://doi.org/10.1037/h0088805.

Huebner E.S., McCullough G. Correlates of school satisfaction among adolescents // The Journal of Educational Research. 2000. Vol. 93, iss. 5. Pp. 331-335. https://doi.org/10.1080/00220670009598725.

Immunological and physiological changes associated with induced positive and negative mood / A.D. Futterman [et al.] // Psychosomatic Medicine. 1994. Vol. 56, iss. 6. Pp. 499-511. https://doi.org/10.1097/00006842-199411000-00005.

Keyes, C.L. Mental health in adolescence: Is America's youth flourishing? // American Journal of Orthopsychiatry. 2006. Vol. 76, iss. 3. Pp. 395-402. https://doi.org/10.1037/0002-9432.76.3.395.

Lampropoulou A. Personality, school, and family: What is their role in adolescents' subjective well-being // Journal of Adolescence. 2018. Vol. 67. Pp. 12-21. https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2018.05.013.

Life satisfaction among adolescents before and during the COVID-19 pandemic / T. von Soest [et al.] // Journal of the Norwegian Medical Association. 2020. Vol. 140, iss. 10. https://doi.org/10.4045/tidsskr.20.0437.

Lyubomirsky S., King L., Diener E. The benefits of frequent positive affect: Does happiness lead to success? // Psychological Bulletin. 2005. Vol. 131, iss. 6. Pp. 803-855. https://doi.org/10.1037/0033-2909.1316.803.

Lyubomirsky S., Ross, L. Changes in attractiveness of elected, rejected, and precluded alternatives: A comparison of happy and unhappy individuals // Journal of Personality and Social Psychology. 1999. Vol. 76, iss. 6. Pp. 988-1007. https://doi.org/10.1037/0022-3514.76.6.988.

Myers D.G. The funds, friends, and faith of happy people // American Psychologist. 2000. Vol. 55, iss. 1. Pp. 56-67. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.156.

National income and income inequality, family affluence and life satisfaction among 13 year old boys and girls: A multilevel study in 35 countries / K.A. Levin [et al.] // Social Indicators Research. 2011. Vol. 104, iss. 2. Pp. 179-194. https://doi.org/10.1007/s11205-010-9747-8

Ng Z.J., Huebner S.E., Hills K.J. Life satisfaction and academic performance in early adolescents: Evidence for reciprocal association // Journal of School Psychology. 2015. Vol. 53, iss. 6. Pp. 479-491. https://doi.org/10.1016/jJsp.2015.09.004

Schimmack U., Oishi S. The influence of chronically and temporarily accessible information on life satisfaction judgments // Journal of Personality and Social Psychology. 2005. Vol. 89, iss. 3. Pp. 395-406. https://doi.org/10.1037/0022-3514.89.3.395.

Seligman, M.E. Authentic Happiness: Using the new positive psychology to realize your potential for lasting fulfillment. New York : Simon and Schuster, 2012. 336 p.

Seligman M.E., Csikszentmihalyi M. Positive psychology: An introduction // American Psychological Association. 2000. Vol. 55, no. 1. Pp. 5-14. https://doi.org/10.1037/0003-066X.55.15.

Seligman, M.E. Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. New York : Simon and Schuster, 2012. 349 p.

Subjective well-being and academic achievement: A meta-analysis / S. Bucker [et al.] // Journal of Research in Personality. 2018. Vol. 74. Pp. 83-94. https://doi.org/10.1016/jJrp.2018.02.007.

Subjective well-being, test anxiety, academic achievement: Testing for reciprocal effects / R. Steinmayr [et al.] // Frontiers in Psychology. 2016. Vol. 6. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.01994.

Suldo S.M., Huebner E.S. Does life satisfaction moderate the effects of stressful life events on psychopathological behavior during adolescence? // School Psychology Quarterly. 2004. Vol. 19, iss. 2. Pp. 93-105. https://doi.org/10.1521/scpq.19.2.93.33313.

Suldo S.M., Riley K.N., Shaffer E.J. Academic correlates of children and adolescents' life satisfaction // School Psychology International. 2006. Vol. 27, iss. 5. Pp. 567-582. https://doi.org/10.1177/0143034306073411

Suldo S., Thalji A., Ferron J. Longitudinal academic outcomes predicted by early adolescents' subjective well-being, psycho-pathology, and mental health status yielded from a dual factor model // The Journal of Positive Psychology. 2011. Vol. 6, iss. 1. Pp. 17-30. https://doi.org/10.1080/17439760.2010.536774

The relationship between income and subjective well-being: Relative or absolute? / E. Diener [et al.] // Social indicators research. 1993. Vol. 28, iss. 3. Pp. 195-223.

The shifting basis of life satisfaction judgments across cultures: Emotions versus norms / E. Suh [et al.] // Journal of Personality and Social Psychology. 1998. Vol. 74, iss. 2. Pp. 482-493. https://doi.org/10.1037/0022-3514.74.2.482.

Tian L., Wang D., Huebner E.S. Development and validation of the brief adolescents' subjective well-being in school scale (BASWBSS) // Social Indicators Research. 2015. Vol. 120, iss. 2. Pp. 615-634. https://doi.org/10.1007/s11205-014-0603-0.

Tice D.M., Wallace H. Mood and emotion control: Some thoughts on the state of the field // Psychological Inquiry. 2000. Vol. 11, iss. 3. Pp. 214-217. https://doi.org/10.1207/S15327965PLI1103_06.

Weber M., Huebner E.S. (2015). Early adolescents' personality and life satisfaction: A closer look at global vs. Domain-specific satisfaction // Personality and Individual Differences. 2015. Vol. 83. Pp. 31-36. https://doi.org/10.1016/j.paid.2015.03.042.

References:

Antaramian, S. (2015) Assessing psychological symptoms and well-being: Application of a dual-factor mental health model to understand college student performance. Journal of Psychoeducational Assessmen. 33 (5), 419-429. Available from: doi:10.1177/0734282914557727.

Antaramian, S.P., Huebner, E.S., Hills, K.J. & Valois, R.F. (2010) A dual-factor model of mental health: Toward a more comprehensive understanding of youth functioning. American Journal of Orthopsychiatry. 80 (4), 462-472. Available from: doi:10.1111/j.1939-0025.2010.01049.x.

Arslan, G. (2018) Psychological maltreatment, social acceptance, social connectedness, and subjective well-being in adolescents. Journal of Happiness Studies. 19 (4), 983-1001. Available from: doi:10.1007/s10902-017-9856-z.

Ash, C. & Huebner, E.S. (2001) Environmental events and life satisfaction reports of adolescents: A test of cognitive mediation. School Psychology International. 22 (3), 320-336. Available from: doi:10.1177/0143034301223008.

Bannink, R., Pearce, A. & Hope, S. (2016) Family income and young adolescents' perceived social position: Associations with self-esteem and life satisfaction in the UK Millennium Cohort Study. Archives of Disease in Childhood. 101 (10), 917-921. Available from: doi:10.1136/archdischild-2015-309651.

Bucker, S., Nuraydin, S., Simonsmeier, B.A., Schneider, M. & Luhmann, M. (2018) Subjective well-being and academic achievement: A meta-analysis. Journal of Research in Personality. 74, 83-94. Available from: doi:10.1016/j.jrp.2018.02.007.

Datu, J.A.D. & King, R.B. (2018) Subjective well-being is reciprocally associated with academic engagement: A two-wave longitudinal study. Journal of School Psychology. 69, 100-110. Available from: doi: 10.1016/j.jsp.2018.05.007.

Diener, E. & Chan, M. Y. (2011) Happy people live longer: Subjective well-being contributes to health and longevity. Applied Psychology: Health and Well-Being, 3(1), 1-43. Available from: doi:10.1111/j.1758-0854.2010.01045.x.

Diener, E. & Oishi, S. (2000) Money and happiness: Income and subjective well-being across nations. In: Diener, E. & Suh, M. Culture and subjective well-being. MIT press. p. 185-218.

Diener, E., Sandvik, E., Seidlitz, L. & Diener, M. (1993) The relationship between income and subjective well-being: Relative or absolute? Social indicators research. 28 (3), 195-223.

Diener, Ed. (2000) Subjective well-being: The science of happiness and a proposal for a national index. American Psychologist. 55 (1), 34-43. Available from: doi:10.1037/0003-066X.55.1.34.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Diener, E. & Suh, E. (1999) Societies we live in: International comparisons. In: Kahneman, D., Diener, E. & Schwarz, N. Well-being: The foundations of hedonic psychology. Russell Sage Foundation. p. 434-452.

Donaldson, S.I., Dollwet, M. & Rao, M.A. (2015) Happiness, excellence, and optimal human functioning revisited: Examining the peer-reviewed literature linked to positive psychology. The Journal of Positive Psychology. 10 (3), 185-195. Available from: doi:10.1080/17439760.2014.943801.

Frisch, M.B. (2000) Improving mental and physical health care through quality of life therapy and assessment. In: Diener, E. & Rahtz, D.R. Advances in Quality of Life Theory and Research. Springer. p. 207-241. Available from: doi:10.1007/978-94-011-4291-5_10.

Futterman, A.D., Kemeny, M.E., Shapiro, D. & Fahey, J.L. (1994) Immunological and physiological changes associated with induced positive and negative mood. Psychosomatic Medicine. 56 (6), 499-511. Available from: doi:10.1097/00006842-199411000-00005.

Gilman, R. & Huebner, E.S. (2006) Characteristics of adolescents who report very high life satisfaction. Journal of Youth and Adolescence. 35 (3), 293-301. Available from: doi:10.1007/s10964-006-9036-7.

Helliwell, J.F., Huang, H. & Wang, S. (2019) Changing world happiness. In: World Happiness Report 2019. p. 10-19.

Huebner, E.S. (1991) Correlates of Life Satisfaction in Children. School Psychology Quarterly. 6, 103-111. Available from: doi:10.1037/h0088805.

Huebner, E.S. & McCullough, G. (2000) Correlates of school satisfaction among adolescents. The Journal of Educational Research. 93 (5), 331-335. Available from: doi:10.1080/00220670009598725.

Kern, M.L., Waters, L.E., Adler, A. & White, M.A. (2015) A multidimensional approach to measuring well-being in students: Application of the PERMA framework. The journal of positive psychology. 10 (3), 262-271. Available from: doi:10.1080/17439760.2014.936962.

Keyes, C.L. (2006) Mental health in adolescence: Is America's youth flourishing? American Journal of Orthopsychiatry. 76 (3), 395-402. Available from: doi:10.1037/0002-9432.76.3.395.

Lampropoulou, A. (2018) Personality, school, and family: What is their role in adolescents' subjective well-being. Journal of Adolescence. 67, 12-21. Available from: doi:10.1016/j.adolescence.2018.05.013.

Levin, K.A., Torsheim, T., Vollebergh, W., Richter, M., Davies, C.A., Schnohr, C.W., Due, P. & Currie, C. (2011) National income and income inequality, family affluence and life satisfaction among 13 year old boys and girls: A multilevel study in 35 countries. Social Indicators Research. 104 (2), 179-194. Available from: doi:10.1007/s11205-010-9747-8.

Lyubomirsky, S., King, L. & Diener, E. (2005) The benefits of frequent positive affect: Does happiness lead to success? Psychological Bulletin. 131 (6), 803-855. Available from: doi:10.1037/0033-2909.131.6.803.

Lyubomirsky, S. & Ross, L. (1999) Changes in attractiveness of elected, rejected, and precluded alternatives: A comparison of happy and unhappy individuals. Journal of Personality and Social Psychology. 76 (6), 988-1007. Available from: doi:10.1037/0022-3514.76.6.988.

Moor, I., Lampert, T., Rathmann, K., Kuntz, B., Kolip, P., Spallek, J. & Richter, M. (2014) Explaining educational inequalities in adolescent life satisfaction: do health behaviour and gender matter? International journal of public health. 59 (2), 309-317. Available from: doi:10.1007/s00038-013-0531-9.

Myers, D.G. (2000) The funds, friends, and faith of happy people. American Psychologist. 55 (1), 56-67. Available from: doi:10.1037/0003-066X.55.1.56.

Ng, Z.J., Huebner, S.E. & Hills, K.J. (2015) Life satisfaction and academic performance in early adolescents: Evidence for reciprocal association. Journal of School Psychology. 53 (6), 479-491. Available from: doi:10.1016/j.jsp.2015.09.004.

Rand, K.L., Shanahan, M.L., Fischer, I.C. & Fortney, S.K. (2020) Hope and optimism as predictors of academic performance and subjective well-being in college students. Learning and Individual Differences. 81. Available from: doi:10.1016/j.lin-dif.2020.101906.

Rasskazova, E.I., Leontiev, D.A. & Lebedeva, A.A. (2020) Pandemic as a challenge to subjective well-being: Anxiety and coping. Counseling Psychology and Psychotherapy. 28 (2), 90-108. Available from: doi:10.17759/cpp.2020280205 (In Russian)

Schimmack, U. & Oishi, S. (2005) The influence of chronically and temporarily accessible information on life satisfaction judgments. Journal of Personality and Social Psychology. 89 (3), 395-406. Available from: doi:10.1037/0022-3514.89.3.395.

Seligman, M.E. (2002) Authentic Happiness: Using the new positive psychology to realize your potential for lasting fulfillment. New York, Simon and Schuster.

Seligman, M.E. (2012) Flourish: A visionary new understanding of happiness and well-being. New York, Simon and Schuster.

Seligman, M.E. & Csikszentmihalyi, M. (2000) Positive psychology: An introduction. American Psychological Association. 55 (1), 5-14. Available from: doi:10.1037/0003-066X.55.1.5.

Soest, von T., Bakken, A., Pedersen, W. & Sletten, M.A. (2020) Life satisfaction among adolescents before and during the COVID-19 pandemic. Journal of the Norwegian Medical Association. 140 (10). Available from: doi:10.4045/tidsskr.20.0437.

Steinmayr, R., Crede, J., McElvany, N. & Wirthwein, L. (2016) Subjective well-being, test anxiety, academic achievement: Testing for reciprocal effects. Frontiers in Psychology. 6. Available from: doi:10.3389/fpsyg.2015.01994.

Stubbe, J.H., Posthuma, D., Boomsma, D.I. & De Geus, E.J. (2005) Heritability of life satisfaction in adults: A twin-family study. Psychological Medicine. 35 (11), 1581-1588. Available from: doi:10.1017/S0033291705005374.

Suh, E., Diener, E., Oishi, S. & Triandis, H.C. (1998) The shifting basis of life satisfaction judgments across cultures: Emotions versus norms. Journal of Personality and Social Psychology. 74 (2), 482-493. Available from: doi:10.1037/0022-3514.74.2.482.

Suldo, S.M. & Huebner, E.S. (2004) Does life satisfaction moderate the effects of stressful life events on psychopathological behavior during adolescence? School Psychology Quarterly. 19 (2), 93-105. Available from: doi:10.1521/scpq.19.2.93.33313.

Suldo, S.M., Riley, K.N., & Shaffer, E.J. (2006) Academic correlates of children and adolescents' life satisfaction. School Psychology International. 27 (5), 567-582. Available from: doi:10.1177/0143034306073411.

Suldo, S., Thalji, A., & Ferron, J. (2011) Longitudinal academic outcomes predicted by early adolescents' subjective well-being, psychopathology, and mental health status yielded from a dual factor model. The Journal of Positive Psychology. 6 (1), 17-30. Available from: doi:10.1080/17439760.2010.536774.

Suldo, S.M., Thalji-Raitano, A., Kiefer, S.M. & Ferron, J.M. (2016) Conceptualizing high school students' mental health through a dual-factor model. School Psychology Review. 45 (4), 434-457. Available from: doi:10.17105/SPR45-4.434-457.

Tian, L., Wang, D. & Huebner, E.S. (2015) Development and validation of the brief adolescents' subjective well-being in school scale (BASWBSS). Social Indicators Research. 120 (2), 615-634. Available from: doi:10.1007/s11205-014-0603-0.

Tice, D.M., & Wallace, H. (2000) Mood and emotion control: Some thoughts on the state of the field. Psychological Inquiry. 11 (3), 214-217. Available from: doi:10.1207/S15327965PL11103_06.

Weber, M. & Huebner, E.S. (2015) Early adolescents' personality and life satisfaction: A closer look at global vs. Domain-specific satisfaction. Personality and Individual Differences. 83, 31-36. Available from: doi:10.1016/j.paid.2015.03.042.

Информация об авторах Л.П. Караваева - кандидат психологических наук, доцент кафедры управления персоналом и социологии Уральского государственного университета путей сообщения, Екатеринбург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=500327.

Л.В. Тарасова - кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии Гуманитарного университета, Екатеринбург, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=669217.

Information about the authors L.P. Karavaeva - Ph.D. in Psychology, Associate Professor at the Department of Human Resources Management and Sociology, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg, Russia. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=500327.

L.V. Tarasova - Ph.D. in Psychology, Associate Professor, Head of Social Psychology department, University for Humanities, Yekaterinburg, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=669217.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 30.08.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.