Научная статья на тему 'Факторы создания эффективной инновационной среды высшего учебного заведения'

Факторы создания эффективной инновационной среды высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
инновационная среда / высшее учебное заведение / инновационный климат / инновационная инфраструктура / innovation environment / higher education institution / innovation climate / innovation infrastructure

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Горина Т.В., Митяков Е.С.

В работе показано, что ключевым аспектом формирования и развития инновационной среды высшего учебного заведения является грамотное сочетание его структурных и институциональных функций. Это достигается через организацию взаимодействия между инновационной инфраструктурой и инновационным климатом учебного заведения. Особенностью этого взаимодействия является стимулирование инновационной активности участников среды путем интенсивного информационного обмена как внутри, так и вне высшего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors for creating an effective innovation environment in higher education institutions

The paper demonstrates that a key aspect of forming and developing an innovation environment in higher education institutions is a skillful combination of its structural and institutional functions. This is achieved through organizing interaction between the innovation infrastructure and the innovation climate of the educational institution. A feature of this interaction is stimulating the innovative activity of the environment participants through intensive information exchange both within and outside the higher education institution.

Текст научной работы на тему «Факторы создания эффективной инновационной среды высшего учебного заведения»

Горина Т.В.

Старший преподаватель кафедры управления инновационной деятельностью, Институт технологий управления. ФГБОУ ВО «МИРЭА - российский технологический университет».

Митяков Е.С.

Доктор экономических наук, профессор, ФГБОУ ВО «МИРЭА - российский технологический университет», г. Москва.

Профессор кафедры информатики, Институт кибербезопасности и цифровых технологий.

Факторы создания эффективной инновационной среды высшего учебного заведения

Инновационная среда в высших учебных заведениях играет ключевую роль в развитии образования, науки и технологий. В современных реалиях она выступает неотъемлемой частью инновационной среды сектора высшего образования и влияет на развитие национальной инновационной системы в целом. Очевидно, что в современных реалиях существует необходимость ее развития и исследования факторов, способствующих повышению ее эффективности.

Инновационная среда вуза обладает следующими базовыми характеристиками, определяющими ее функциональность и эффективность1:

- основание на системе ценностей и нравственных ориентирах, принятых в высшем учебном заведении и обществе;

- согласованная инновационная и образовательная деятельность;

- обеспечение содействия процессам развития инновационного и образовательного потенциала высшего учебного заведения;

- соблюдение нормативно-правовых законов;

- использование современных информационно-коммуникационных технологий;

- интеграция учебных программ с актуальными исследовательскими направлениями;

- обеспечение открытой коммуникативной среды студентов, сотрудников вуза, представителей бизнес-сообщества и органов государственного управления и др.

Необходимо также отметить, что инновационная инфраструктура

1 Игнатова О.И. Характеристика инновационно- образовательной среды высшего учебного заведения // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2017. № 3 (39). С. 163-167.

и инновационный климат являются основой и факторами создания эффективной инновационной среды высшего учебного заведения. При этом роль инновационной инфраструктуры для создания инновационной среды проявляется в том, что инфраструктура позволяет связать воедино и обеспечить гармонизацию отношений между всеми участниками инновационной и образовательной деятельности вуза через закрепление конкретных связей и взаимодействий в рамках отдельного объекта инфраструктуры.

В свою очередь, роль инновационного климата в создании инновационной среды высшего учебного заведения проявляется в том, что климат позволяет выявить и расширить спектр возможностей для вуза в части ведения эффективной инновационной и образовательной деятельности. Чем лучше инновационный климат, тем больше возможностей для создания инновационных разработок, инновационных образовательных продуктов, тем в большей степени вуз интересен для сотрудничества в реализации совместных инновационных проектов и коммерциализации нововведений2.

При этом важно понимать, что инновационный климат вуза диффундирует с объектами его инновационной инфраструктуры, создавая инновационную среду вуза (рис. 1).

Внешний инновационный климат __

Внешняя инновационная инфраструктура

Внутренний инновационный климат вуза ! ____

Внутренняя инновационная инфраструктура вуза | Вуз (инновации, инноваторы, технологии)

Рисунок 1. Взаимосвязь инновационной среды с инновационной инфраструктурой и инновационным климатом вуза.

Как видно на рис. 1 высшее учебное заведение окружает внутренняя инфраструктура вуза и диффундирующий с ним внутренний инновационный климат. Далее следует внешняя инновационная ин-

2 Марахина И.В. Развитие инновационной инфраструктуры вуза при переходе к модели "Университет 3.0" // Наука и инновации. 2020. № 12 (214). С. 64-69.

фраструктура вуза и диффундирующий с ним внешний инновационный климат. При этом внутренняя и внешние инфраструктура вуза и внешний и внутренний инновационный климат также связаны между собой. при этом основными составляющим для создания инновационной среды вуза являются непосредственно инновации, определяющие образовательную деятельность или создаваемые в вузе, инноваторы, технологии, научные подходы, методики, компетенции ведения инновационной и образовательной деятельности, система предпринимательских ценностей.

Раскроем далее содержание понятия инновационной инфраструктуры вуза. Инновационную инфраструктуру вуза можно воспринимать как всестороннюю сеть образовательных ресурсов, ориентированных на разные группы стейкхолдеров, а также как сложный набор систем и методов управления, направленных на развитие навыков, необходимых для успешной работы в научно-образовательной и инновационной сферах3.

В некоторых исследованиях предлагается выделять два основных типа инновационной инфраструктуры вуза: материальную и немате-риальную4.

первый тип включает организации, которые поддерживают инновационную деятельность, предоставляя необходимые ресурсы и инфраструктуру (технопарки, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.д.). Вторая группа содержит в себя подразделения университетов, которые оказывают различные услуги (помощь в продвижении инновационной продукции, защита интеллектуальной собственности, аутсорсингом и др.).

В научной литературе также представлено значительное число работ, в которых указывается, что инновационная инфраструктура вуза связана с обеспечением широкого спектра условий для поддержки инновационных процессов учебного заведения. Например, в публикации К. Плетнева указывается, что инновационная инфраструктура вуза связана с такими подсистемами обеспечения инновационных процессов вуза, как подсистемы маркетинга, подготовки и переподготовки кадров, финансово-экономического, информационного и институционального обеспечения, экспертизы и сертификации, производственно-технологической поддержки,

3 Шмелева Е.А. Инновационная инфраструктура вуза в подготовке новых кадров // Научный поиск. 2012. № 3. С. 3-6.

4 Миролюбова Т.В. Зарубежный опыт развития инновационной инфраструктуры университетов в региональных инновационных системах / Т.В. Миролюбова, П.А. Суханова // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-1. С. 215-220.

координационно-регулирующего воздействия5. Выступая как общественное, а иногда, как и эксклюзивное благо, инновационная инфраструктура вуза и услуги ее объектов следует рассматривать как результаты коллективных усилий участников инновационных и образовательных процессов вуза, при условии, что в реализации данных усилий в обязательном порядке принимали участие внешние заинтересованные субъекты - государственные органы управления, общественные организации, бизнес структуры.

Фактически, ключевая цель формирования и развития инновационной инфраструктуры высшего учебного заведения связана с обеспечением интеграции четырех компонентов интеллектуальной деятельности вуза: образовательной, научно-исследовательской, инновационной и общественно-социальной. Обеспечение указанной интеграции подчеркивает тот факт, что инновационная инфраструктура является важным элементом инновационной среды вуза поскольку позволяет гармонизировать и согласовать интересы всех участников инновационной и образовательной деятельности вуза.

Важно различать объекты внутренней и внешней инновационной инфраструктуры. Первые предназначены в основном для использования внутри университета. К ним относятся информационные службы, лаборатории, базы данных, исследовательские комплексы, испытательные центры, научные парки, патентные организации, бизнес-инкубаторы и другие инновационные центры. Уровень развитости объектов внутренней инновационной инфраструктуры позволят смоделировать уровень открытости вуза внешнему миру, создает и расширяет комплекс предпосылок для расширения состава объектов внешней инновационной инфраструктуры вуза.

В свою очередь, объекты внешней инновационной инфраструктуры вуза связаны с обеспечением процессов связи инновационной среды вуза с рынком, с поддержкой процессов продвижения инноваций применительно к удовлетворению нужд конкретных заказчиков инноваций, с осуществлением мероприятий инновационного маркетинга. Фактически, объекты внешней инновационной инфраструктуры вуза формируются в рамках осуществления воздействий рынка, в аспекте сложившейся и прогнозируемой структуры, а также динамики потребностей партнеров вуза в инновациях.

Также следует отметить, что связь между объектами внутренней и внешней инновационной инфраструктуры вуза существует и органи-

5 Инновационное развитие территорий в России и ЕС: опыт, проблемы, перспективы. Проект ТАСК / Под руководством д.э.н. К.И. Плетнева. - М.: 2001.

зационно поддерживается, включая и решение вопросов своевременного и достаточного финансирования указанных взаимодействий. С нашей точки зрения, связь между объектами внутренней и внешней инновационной инфраструктуры будет определяться организационными границами созданной инновационной среды вуза, степенью открытости инновационной среды вуза внешним рынкам и сообществам. В свою очередь, скоординированность объектов внутренней и внешней инновационной инфраструктуры вуза в рамках зафиксированных организационных границ будет обеспечивать соответствующий организационный модуль. Данный организационный модуль в научных трудах определяется как специфическая управленческая структура, которая обеспечивает реализацию мероприятий в области стратегического маркетинга и эффективного управления инновационной и образовательной деятельностью вуза6.

Следует отметить, что согласование потребностей применительно к организации взаимодействий объектов внутренней, а также внешней инновационной инфраструктуры вуза связано с использованием системы принципов, а именно принципов синергетического эффекта, регулируемости, дополняемости, преемственности, конкурентности, рационального ресурсообмена, информационной обеспеченности, индикативности.

Все вышесказанное позволяет нам зафиксировать авторское определение понятия и основные функции инновационной инфраструктуры вуза как основы создания эффективной инновационной среды вуза. Инновационная инфраструктура вуза включает в себя внешнюю инновационную инфраструктуру как множество инновационных предприятий и сервисных предприятий, обслуживающих инновационную сферу экономики и внутреннюю инновационную инфраструктуру, состоящую из структурных подразделений вуза, инновационно-внедренческих центров, малых инновационных предприятий и сервисных подразделений вуза для поддержки вну-тривузовского наукоемкого предпринимательства. Формирование инновационной инфраструктуры вуза это - формирование организационных структур, поддерживающих инновационную среду. В этом отличие мнения автора от имеющихся мнений ученых, которые к инфраструктурным объектам относят, к примеру, правовую инфраструктуру в виде нормативных правовых актов.

Далее рассмотрим инновационный климат высшего учебного заведения. Он представляет собой комплекс сложившихся факто-

6 Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль: [Пер. с англ.] / Филип Котлер. - 9-е изд. - СПб.: Питер Ком, 1998. 887 с.

ров и обстоятельств внешней и внутренней инновационной среды. Эти факторы и обстоятельства оказывают прямое, а также косвенное позитивное, возможно, отрицательное влияние применительно к возможностям инновационного развития вуза. В особенности инновационный климат оказывает значительное влияние на процессы, связанные с формированием инновационного потенциала, а также с трансформацией данного потенциала по факту реализованных мероприятий инновационной деятельности. Также инновационный климат вуза во многом определяет уровень его конкурентоспособности с точки зрения фиксации условий и возможностей разработки качественных инновационных продуктов и инновационных образовательных программ, которые востребованы рынком7.

Внешний инновационный климат - это комплекс макроэкономических, социальных, технологических, а также политико-правовых элементов внешней среды, которые оказывают позитивное или негативное воздействие на процессы инновационного развития, на состояние инновационной среды вуза. В свою очередь, внутренний инновационный климат вуза - это комплекс и характер взаимоотношений высшего учебного заведения с субъектами их ближнего окружения, оказывающими влияние на качества и эффективность функционирования инновационной среды вуза.

Чем более эффективно функционируют элементы внешнего и внутреннего инновационного климата, тем больше предпосылок для создания и позитивного развития инновационной среды вуза. И наоборот, чем менее качественно организована работа элементов внешнего и внутреннего инновационного климата, тем больше рисков для организации инновационной деятельности вуза возникает и тем более не предсказуемы результаты реализации конкретных инновационных процессов вуза.

Поэтому, можно с уверенностью утверждать, что современная и перспективная структуры инновационного климата высшего учебного заведения будут в полной мере отражать характер влияния элементов внешнего и внутреннего инновационного климата на процессы инновационное развитие, а также на состояние инновационной среды вуза.

Инновационный климат вуза можно рассматривать как множество изменяющихся во времени «мягких» факторов (институты, нормы и правила поведения, взгляды; отношения между экономически-

7 Трофимов В.М. К вопросу о понятиях "инновационная среда" и "инновационный климат" в современной экономической науке // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. № 6. С. 5.

ми субъектами, в частности физическими лицами в области создания и внедрения инноваций), оказывающих прямое и косвенное позитивное (возможно и негативное) влияние на образовательно-воспитательные, инновационные, управленческие, экономические, социальные процессы вуза путем повышения инновационной активности и создания эффективной инновационной среды. При этом следует отметить, что создание надлежащего инновационного климата вуза -это формирование факторов, стимулов и мотивов, поддерживающих инновационную среду. В этом отличие мнения автора от имеющихся мнений ученых.

Таким образом, нами обосновано, что в основе формирования и развития инновационной среды высшего учебного заведения лежит рациональное сочетание ее структурных и институциональных функций, реализуемое посредством организации взаимодействия инновационной инфраструктуры и инновационного климата вуза. В рамках данного взаимодействия инфраструктура обеспечивает работу организационных структур, поддерживающих инновационную среду, а климат формирует условия для реализации институциональной функции путем мотивации всех участников инновационной среды. Отличительной особенностью этого взаимодействия является повышение инновационной активности участников инновационной среды вуза за счет интенсивного информационного взаимодействия участников с объектами внешнего и внутреннего контура инновационной инфраструктуры и инновационного климата вуза.

Библиографический список:

1. Игнатова О.И. Характеристика инновационно- образовательной среды высшего учебного заведения // Гуманитарные науки (г. Ялта). 2017. № 3 (39). С. 163-167.

2. Инновационное развитие территорий в России и ЕС: опыт, проблемы, перспективы. Проект TACIS / Под руководством д.э.н. К.И. Плетнева. - М.: 2001.

3. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Анализ, планирование, внедрение, контроль: [Пер. с англ.] / Филип Котлер. - 9-е изд. - СПб.: Питер Ком, 1998. 887 с.

4. Марахина И.В. Развитие инновационной инфраструктуры вуза при переходе к модели «Университет 3.0» // Наука и инновации. 2020. № 12 (214). С. 64-69.

4. Миролюбова Т.В. Зарубежный опыт развития инновационной инфраструктуры университетов в региональных инновационных системах / Т.В. Миролюбова, П.А. Суханова // Фундаментальные исследования. 2013. № 1-1. С. 215-220.

5. Основы политики РФ в области науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу // URL: http://www.rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html (Дата обращения: 22.02.2023)

6. Трофимов В.М. К вопросу о понятиях «инновационная среда» и «инновационный климат» в современной экономической науке // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). 2011. № 6. С. 5.

7. Шмелева Е.А. Инновационная инфраструктура вуза в подготовке новых кадров // Научный поиск. 2012. № 3. С. 3-6.

8. Рябова Е.И., Терновая Л.О. Код Арчимольдо: причины дробления социального мира и инструкция по сборке // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 5 (155). С.100-109.

9. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Геополитика в маске // Власть истории - История власти. 2020. Том 6. Часть 4. № 22. С. 500-511.

10. Рябова Е.Л. К вопросу о единстве образования и воспитания: институциональный дискурс // Казачество. 2023. № 66 (1). С. 11-18.

References

1. Ignatova O.I. Characteristics of the innovative educational environment of a higher educational institution // Humanities (Yalta). 2017. № 3 (39). P. 163-167.

2. Innovative development of territories in Russia and the EU: experience, problems, prospects. TACIS project / Under the guidance of Doctor of Economics. K.I. Pletneva. - M.: 2001.

3. Kotler F. Marketing management: Analysis, planning, implementation, control: [Trans. from English] / Philip Kotler. - 9th ed. - St. Petersburg: Peter Kom, 1998. 887 p.

4. Marakhina I.V. Development of the university's innovative infrastructure during the transition to the "University 3.0" model // Science and Innovation. 2020. № 12 (214). P. 64-69.

4. Mirolyubova T.V. Foreign experience in the development of innovation infrastructure of universities in regional innovation systems / T.V. Mirolyubova, P.A. Sukhanova // Fundamental Research. 2013. № 1-1. P. 215-220.

5. Fundamentals of the policy of the Russian Federation in the field of science and technology for the period until 2010 and beyond // URL: http://www.rg.ru/2009/03/30/arktika-os-novy-dok.html (22.02.2023)

6. Trofimov V.M. On the issue of the concepts of "innovation environment" and "innovation climate" in modern economic science // News of the Irkutsk State Economic Academy (Baikal State University of Economics and Law). 2011. № 6. P. 5.

7. Shmeleva E.A. Innovative infrastructure of the university in the training of new personnel // Scientific search. 2012. № 3. P. 3-6.

8. Ryabova E.I., Ternovaya L.O. Archimoldo's code: reasons for the fragmentation of the social world and assembly instructions // Etnosotsium and international culture. 2021. № 5 (155). P. 100-109.

9. Ryabova E.L., Ternovaya L.O. Masked geopolitics // The Power Of History - The History Of Power. 2020. Volume 6. Issue 4. № 22. P. 500-511.

10. Ryabova E.L. On the issue of the unity of education and upbringing: institutional discourse // Cossacks. 2023. № 66 (1). P. 11-18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.