Научная статья на тему 'Инновационная образовательная среда высшего учебного заведения'

Инновационная образовательная среда высшего учебного заведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инноватика / инновационный процесс / инновационная деятельность / новация / новшество / инновационная среда / innovation / innovation process / innovative activity / innovation / innovation / innovative environment

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлова Тамара Андреевна, Глущенко Елена Васильевна

В статье авторами предпринимается попытка рассмотреть влияние образовательной среды высшего учебного заведения на формирование профессиональной компетентности студента. Представлены механизмы по созданию инновации и развитию инновационной среды вуза. Акцентируется внимание на возможностях инновационной среды как потенциала в привлечении финансовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATION ENVIRONMENTHIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

In article authors make an attempt to consider infl uence of the educational environment of a higher educational institution on formation of profes-sional competence of the student. Mechanisms on creation of an innovation and development of the innovative environment of higher education institution are presented. The attention is focused on opportunities of the innovative environment as potential in attraction of fi nancial resources.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная среда высшего учебного заведения»

УДК 378 ББК 74.58

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Козлова Тамара Андреевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей

и социальной педагогики Гпущенко Елена Васильевна, студентка 2 курса магистратуры гуманитарного факультета,

профиль «ВПО»

Воронежский государственный педагогический университет (г. Воронеж)

Аннотация. В статье авторами предпринимается попытка рассмотреть влияние образовательной среды высшего учебного заведения на формирование профессиональной компетентности студента. Представлены механизмы по созданию инновации и развитию инновационной среды вуза. Акцентируется внимание на возможностях инновационной среды как потенциала в привлечении финансовых ресурсов.

Ключевые слова: инноватика, инновационный процесс, инновационная деятельность, новация, новшество, инновационная среда.

INNOVATIVE EDUCATION ENVIRONMENTHIGHER EDUCATIONAL

INSTITUTION

Kozlova T.A., candidate of pedagogical sciences, Chair of General and Social Pedagogy Glushchenko E.V., 2-year student of the magistracy, humanitarian faculty, «VPO» profile (Voronezh)

Abstract. In article authors make an attempt to consider influence of the educational environment of a higher educational institution on formation of profes-sional competence of the student. Mechanisms on creation of an innovation and development of the innovative environment of higher education institution are presented. The attention is focused on opportunities of the innovative environment as potential in attraction of financial resources.

Key words: innovation, innovation process, innovative activity, innovation, innovation, innovative environment.

156

Понятие «инноватика» трактуется В.И. Денисенко следующим образом: «Инноватика

- это область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности, которая включает в себя выполнение работ и (или) оказание услуг по созданию, освоению в производстве и (или) практическому применению новой или усовершенствованной продукции, нового или усовершенствованного технологического процесса» [6, с. 4]. Данное понятие определено автором достаточно полно и дает нам представление об инноватике.

Выделим исторические этапы развития «инноватики» и кратко их охарактеризуем.

Первый этап приходится на начало XX века

- конец 70-х годов XX века и связан с такими деятелями, как Н.Д. Кондратьев, Й.А. Шумпе-тер, С.С. Кузнец. Они вели исследования в области экономики и доказывали превосходство инноваций в производстве, так Й.А. Шумпетер выделил 5 комбинаций по получению прибыли с помощью инноваций - выпуск новых продуктов, внедрение нового метода работы на производстве, проникновение на новые рынки по сбыту, получение новых источников для сырьевой базы, перестройка деятельности. В этот период идет развитие маркетинга и менеджмента, появляется новый термин - «инновационная политика фирмы» и наука «инноватика» приобретает все больший охват.

Второй этап приходится на начало 80-х годов XX века и длится до середины 90-х годов XX века. Наука «инноватика» приобретает распространение не только в экономике, но и в социальных науках, появляются программы-тренинги. Подход к «инноватике» строится на инновационном процессе и всех его составляющих. Появляется понятие «инновационный

процесс». Абрамешин А.Е. трактует данное понятие следующим образом: «Инновационный процесс представляет собой процесс создания и распространения нововведений (инноваций)» [7, с. 12].

Третий этап берет свое начало с 90-х годов XX века и длится по настоящее время, он задействует внимание исследователей все больше на социальных аспектах инновационной деятельности. Идет интенсивный разбор кризисных ситуаций, разрабатываются новые методы, оцениваются риски и т. д. Инновати-ка представляется как инновационная деятельность по созданию чего-то нового.

Таким образом, исторический подход к понятию «инноватика» имеет ряд особенностей, а именно «инноватика» - это наука, которая связана в первую очередь с созданием чего-то нового. Наибольшее распространение она получила в экономике, это связано с потребностью в создании новшеств с целью получения большей прибыли фирмами, после чего исследования были обращены как раз к понятию «инновационный процесс», который бы учитывал все возможные риски по созданию нового продукта. В настоящее время «инноватика» рассматривается в рамках инновационной деятельности по созданию и применению инноваций. Важным моментом выступает тот факт, что необходимость внедрения инноваций была вызвана на «низах», нежели диктовалась «свыше».

Исследование до мелочей процесса любой деятельности способствует рождению «новации». Разберем подробнее понятие «новация», которое выступает синонимом понятию «инновация», но имеет разное смысловое значение. Выделим критерии, определяющие отличительные черты данных понятий в виде таблицы.

Таблица 1. Критерии различий понятия «новация» и понятия «инновация»

Критерии Новация Инновация

масштаб цели частн ый системный

методология необходимая для обеспечения в пределах теории за пределами теории

использование принципа-научность легко вписывается в нормы понимания вызывает затруднения в понимании, требует усилий

характер действий экспериментально проверен полек в получении нового знания

временныеособенности ограничение во времени п р одол жнтел ь н ы й

результат меняются лишь отдельные элементы системы полное преобразование всей системы

Рассмотрев основные сравнительные критерии понятия «новация» и понятия «инновация», мы согласны с теми исследователями, считающими, что новация выступает в роли созданной идеи, метода или средства, а инновация - это процесс по освоению этого средства. Новация имеет в своем виде внутреннее происхождение, исходит из самой деятельности, а инновация имеет внешнюю природу и пытается встроиться в деятельность. В данном случае мы уже можем говорить об инноваци-

онной среде как о необходимых условиях по внедрению инноваций. Важно заметить то, что именно инновация способствует переходу состояния одного элемента в другое. В рамках нашего исследования важно принять тот факт, что новация создается и приобретает статус инновации в процессе инновационной деятельности и внедрение ее возможно только при созданной инновационной среде.

Рассмотрим структуру инновационного процесса.

Схема 1. Структура инновационного процесса

Поясним: побуждение к действию рождает мотив, своего рода рефлекс на раздражитель любого характера (связь внешнего фактора с потребностью человека); затем формируется цель с четко поставленным направлением к действию. Цель декомпозируется на задачи по ее достижению. Содержание деятельности предусматривает исполнение задач с помощью форм и методов. Важен грамотный и целесообразный подбор форм и методов, от которых во многом будут зависеть не только временные рамки и ход деятельности, но и сам результат. Последний этап предполагает результат, характеризующий достижение цели.

Все компоненты данной структуры взаимосвязаны между собой и выполнение одного элемента определяет действие другого.

Итак, сущность понятий «инновационная деятельность» и «инновационный процесс» следует разграничивать. «Инновационная деятельность» - уже понятие «инновационный процесс», так как включает меры по внедрению и реализации уже созданных инноваций. «Инновационный процесс» включает последовательность действий от создания, зарождения идеи до ее применения и перевоплощения в инновацию.

Важным аспектом выступает вопрос управления инновационным процессом, этапами которого выступают:

- диагностика;

- прогностический этап;

- организация инновационного процесса;

- практическое применение;

- обобщение;

- внедрение (где велика роль маркетинга).

Таким образом, инновационный процесс

имеет управленческую природу и требует постоянного контроля с целью исполнения всех этапов по созданию инновации.

Применение инновационного процесса и инновационной деятельности в той или иной сфере невозможно без организованных на то условий. Рассмотрим инновационную среду на примере высшего учебного заведения.

Разберем само понятие «инновационная среда». Это понятие берет свое начало от «образовательной среды». По мнению В.А. Ясвина: «Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [15, с. 6]. Таким образом, именно условия являются основой в развитии любой деятельности, в том числе и инновационной.

Обратимся к понятию «инновационная среда». Д. Л. Малютин трактует данное понятие следующим образом: «Инновационная среда - это комплекс взаимосвязанных условий, обеспечивающих создание и использование инновационного продукта для повышения необходимого уровня технологического развития, удовлетворения потребительского спроса в новой продукции на основе развитой инновационной инфраструктуры и наращивания интеллектуального капитала» [9, с. 199]. К.В. Лосев дает следующее понятие: «Инновационная

158

среда - это совокупность внутренних структурных единиц и внешних учреждений и предприятий, функционирование и взаимодействие с которыми позволяет учреждению активно и эффективно участвовать в комплексном инновационном развитии национальной экономики и социальной сферы государства» [8, с. 30].

Представленные выше понятия «инновационной среды» характеризуют ее как совокупность факторов, условий, позволяющих создавать, а также применять уже созданные инновационные продукты. Таким образом, инновационная среда является ключевым понятием, определяющим процесс инновационной деятельности. Исходным звеном как раз и выступает инновационная среда, на базе которой создается инновационный процесс, инновационная деятельность.

Нельзя не заметить тот факт, что именно инновационная среда определяет инновационный потенциал, который является неотъемлемым элементом в привлечении инвестиций. В своей статье Л.Г. Панарина видит инновационный потенциал вуза в следующих аспектах:

- государственная поддержка инновационного развития образования, один из таких проектов - «Образование»;

- повышенное внимание общественности, которая постоянно отстаивает и доказывает значимость инноваций в образовании;

- опыт зарубежных стран показывает, что именно инновационное развитие имеет под собой положительные результаты;

- высшее образование признано активным участником по формированию и внедрению инновационных продуктов.

Среда без внутреннего потенциала выступает как утопия в привлечении инвестиций. Из вышесказанного можно сделать вывод, что привлечение ассигнований невозможно без полноценно созданной инновационной среды самого вуза. А формирование инновационной инфраструктуры (условий, среды) без финансовых затрат представляется достаточно сложно. Взаимосвязь финансирования и потенциала выполняемой деятельности очевидна, но вуз выступает в роли субъекта своей деятельности, в связи с чем качество деятельности выступает исходной точкой в привлечении инвестиций.

По нашему мнению, инновационно образовательная среда включает в себя два основ-

ных процесса - это формирование и развитие личности студента, и второй процесс заключается во влиянии самой личности на инновационно-образовательную среду. Рассмотрим «субъектно-объектные» отношения данных процессов по отношению к студенту. В первом случае студент выступает субъектом, то есть инновационно образовательная среда создана для студента. Во втором процессе студент выступает в роли объекта по отношению к инновационно-образовательной среде, так как именно за счет деятельности студентов она создается. Таким образом, возникает взаимодействие инновационно образовательной среды и студента. Поясним, что для инновационно-образовательной среды велика роль процесса образовательной деятельности, где её определяющим и направляющим звеном выступают человеческие ресурсы.

Относительно к применению инноваций, все высшие учебные заведения принято делить на две категории - это традиционные вузы и инновационные вузы. Если опираться на понятие традиционного вуза, которому свойствен консервативный, во многом отработанный порядковый процесс, опирающийся на инструкции и правила, отработанные до автоматизма, то инновационный же вуз опирается на инновационный процесс, который состоит из следующих этапов:

1) этап инновационных инициатив;

2) формирование инновационного коллектива;

3) развитие инновационной деятельности;

4) закрепление и укоренение политики инноваций;

5) обобщенность полученного опыта и выбор последующих маршрутов.

Данные этапы в любом высшем учебном заведении носят достаточно условный характер, и их строгое соблюдение необходимо лишь на начальном этапе формирования инновационной среды вуза.

Система, деятельность которой имеет традиционность, четкость и рутинность исполнения постоянных действий, рано или поздно может изжить себя, и в данном случае речь уже не может идти об инновации, - здесь срабатывает механизм замещения. На смену одной деятельности приходит другая. Таким образом, важно использовать новшества в различных видах деятельности с

применением этапов инновационного процесса. Необходимыми элементами в формировании инновационно-образовательной среды выступает развитие у студента мотивации к самостоятельному познанию и творчеству и необходимость в создании социально-психологических компетенций в принятии и формировании инноваций в инновационной деятельности.

Инновации в системе образования состоят из трех блоков:

1) создание нового в педагогике;

2) восприятие, освоение и оценивание нового;

3) использование, применение нового.

Данные блоки реализуются как в результате инновационной деятельности, так и в результате осуществления инновационного процесса, что в итоге формирует инновационную среду вуза. Элементами инновационной среды являются:

- квалификационные кадры;

- созданная инновационная культура;

- доступ к публикациям разного уровня;

- ресурсная база;

- взаимодействие с бизнес-сферами, например в целях применения аутсорсинга (передача некоторых функций);

- возможности участия и апробирования на практике проектов и идей, которые в дальнейшем могут выйти в инновацию;

- создание и функционирование инновационных предприятий на базе вуза;

- разработка и внедрение на практике научных идей;

- участие в программах с целью реализации проектов и получения грантов.

Качество данных элементов определяет инновационную среду высшего учебного заведения. Именно из вышеперечисленных элементов формируются условия для инновационной среды, такие как: психолого-педагогические, предполагающие ориентацию образовательного процесса на инновационную деятельность, и организационно-педагогические, предполагающие организацию самого инновационного процесса. Создание инновационно-образовательной среды с инновационным процессом и инновационной деятельностью не стихийный процесс, а формируемый и управляемый.

Проанализировав литературу, отметим, что отдельные ученые выделяют два типа инновационных процессов, такие как:

- возникновение инноваций стихийно, без осознания самого инновационного процесса;

- возникновение инноваций как продукта осознанной научной, творческой и исследовательской деятельности.

Таким образом, создание инновации - это трудоемкий процесс, который зависит от качества сформированной инновационной среды. Применение первого типа инновационных процессов возможно при саморегулировании, где стихийное рождение инновации происходит без поставленной на то цели, то есть неосознанно. Второй тип предполагает применение планового подхода в создании инноваций.

Рассмотрим процесс создания педагогической инновации высшего учебного заведения, который проявляет себя в следующих направлениях:

1) формирование новизны в содержании материала;

2) разработка и применение на практике новых педагогических технологий по разным направлениям как преподавателями, так и студентами;

3) создание учебных заведений нового типа (конструкторские бюро, научно-исследовательские институты, научно-исследовательские лаборатории, инновационно-технические центры, бизнес-инкубаторы, технопарки, кластеры и др.);

4) формирование, воспитание инновационной культуры;

5) подготовка методических материалов;

6) организация курсов повышения квалификации;

7) использование в своей основной и вспомогательной деятельности современного оборудования;

8) адаптация образовательных программ к реальным условиям;

9) использование мобильности в формировании принципа «обучение на практике»;

10) внедрение электронной образовательной среды (онлайн-курсы) как средства дальнейшего развития инноваций и многое другое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В реализации данных направлений может быть использован метод оптимизации, который заключается в улучшении условий за счет объединения и нахождения выгодных вариантов. Этапами интеграции вузов по достижению

максимальных выгод могут служить следующие:

1 этап заключается в выделении вузов, готовых к интеграции, которые образуют группы для объединения в единую структуру под названием «исследовательский университет»;

2 этап - это объединение выделенных групп;

3 этап - объединение остальных вошедших в интеграционную группу вузов с учетом опыта пионерской группы. Данное направление по взаимодействию вузов достаточно сложно применить на практике. Это связано в первую очередь с постоянной конкуренцией вузов между собой.

Итак, процесс формирования педагогической инновационной деятельности складывается из исследовательской работы, которая вправе считаться научной при опоре на ряд критериев (доказательство, обоснованность, логичность и др.). Научно-исследовательский подход, на наш взгляд, выступает основным направлением по осуществлению педагогической инновационной деятельности. Истоки исследовательской деятельности принято искать в проблемном обучении. Благодаря И.Я. Лерне-ру, В.В. Давыдову проблемное обучение было связано с развивающим обучением и получило распространение в педагогике как средство развития. Любая интеллектуальная деятельность возникает в процессе поисковой деятельности и перевоплощается в исследование. Основная цель исследовательской работы - это научить студента самостоятельно добывать знания, тем самым развивать творческое мышление. Изначально исследования носят субъективный характер и, только перейдя в объективный (принятый всеми) факт, могут стать достоянием человечества.

Подготовка будущих учителей вуза имеет целью овладение ими научных форм, к которым можно отнести:

- научные методы познания;

- формирование познавательной потребности;

- формирование поисковой активности;

- способность к самообразованию;

- применение рациональных приемов умственной деятельности.

Таким образом, исследовательская деятельность - необходимый компонент в раз-

витии инновационной деятельности высшего образования. Роль преподавателя в данном процессе является определяющей и зависит от сформированного у самого преподавателя научно-исследовательского мышления.

Обратимся к структуре исследовательской деятельности, которая необходима в создании инноваций:

1-й компонент - методология, знать приемы и методы научного исследования и уметь их применять;

2-й компонент - технологический, предусматривает выбранную технологию исследования;

3-й компонент - аксиологический, предполагает результат как ценность в дальнейшей исследовательской деятельности;

4-й - коммуникативно-информационный компонент, который подразумевает умение работать в научном коллективе и продвигать свою идею.

В образовательной деятельности студента принято выделять две формы исследовательской работы: учебно-исследовательская и научно-исследовательская. Первая форма применима к занятиям и осуществляется в большей степени под руководством преподавателя. Научно-исследовательская форма вытекает в основном из первой формы, но может носить и собственное начало, имеет более выраженный характер самостоятельной работы студента и контроль со стороны научного руководителя.

Основным критерием развития любой деятельности, в том числе и инновационной, выступает осознанный характер проходящих процессов и явлений. Именно взгляд «через призму» не дает увидеть суть происходящего, а осознание - как способность видеть закономерности происходящего, анализировать и размышлять, приближает и открывает сущность вещей, явлений, а затем и системы в целом. Образование в данном виде как феномен способно учить осознавать сущность происходящего с целью рождения изначально собственных открытий - субъективных и при наивысшей степени развития сознания - перетекающих в объективные, выступающие нормой жизни человека.

Изначально целесообразно использовать групповую форму в развитии исследовательских способностей. Создание научных про- 161 ■

блемных групп предполагает выполнение следующих функций:

1) давать ориентиры и направлять каждого студента группы в исследовательской работе;

2) индивидуальный подход в подборе темы исследования;

3) рекомендации по подбору литературы;

4) консультации студентов;

5) оценивание научного значения исследования;

6) дается характеристика способностей каждого участника.

Таким образом, работа по формированию аналитического мышления должна начинаться еще со школьного образования, а в стенах высшего заведения она в большей степени развивается, нежели формируется. Проблема заключается в том, что студенты имеют разную подготовленность, поэтому целесообразно создать единую для всех студентов систему, которая не позволит студенту уйти от решения задач.

Большую роль в развитии инновационной деятельности играет научно-исследовательская деятельность студента. Выделим направления по развитию НИР студентов:

- индивидуальный подход научного руководителя к деятельности студента;

- использование разнообразных форм организаций исследования (мозговой штурм, научные бои);

- формирование научных объединений;

- возможности публикаций студентами своих работ;

- поддержка особо одаренных студентов и

др.

Создание условий позволяет развивать исследовательскую деятельность гуманитарного вуза. Важно донести до студента в рамках любой дисциплины, что знания представлены не в форме общепринятых законов, а в форме положений, которые как развивающийся организм требуют внимания со стороны новшеств и инноваций.

По мнению Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, успешность развития исследовательской деятельности зависит от развитости уровня мышления. Они выделяют следующие качества мышления, позволяющие развивать исследовательские способности студентов:

- глубину проблемы, умение вникнуть в ее суть;

- последовательность и логичность действий;

- умение самостоятельно решать проблемы и критически относиться к своим и чужим мыслям;

- гибкость ума - изменение способа решения в зависимости от ситуации;

- быстроту и конкретику;

- широту рассмотрения проблемы;

- подвижность в рациональном решении исследовательской проблемы.

Все вышеперечисленное можно охарактеризовать как формирование у студента опыта аналитико-синтетически мыслительной деятельности и форсированности высокого уровня мышления, которое происходит в специально организованных условиях. Важно учитывать еще одно качество - это умение планировать работу исследования, например, последовательно вести исследование - написание курсовой работы - написание статьи - написание дипломной работы, то есть преемственность всех этапов в исследовании. Умение правильно оформить результаты исследования характеризует личность самого студента (добросовестность, ответственность, аккуратность и др.).

Выделим 4 этапа, способствующих развитию исследовательских умений:

1-й этап - создание мотивации, преподаватель разъясняет значение исследования, а студенты осознают её значимость;

2-й этап заключается в создании ориентиров;

3-й этап - исполнение заданных действий, где преподаватель организует выполнение тренировочных упражнений, а студенты овладевают исследованиями и учатся их применять;

4-й этап - творческая основа деятельности, где преподавателем организуются творческие задания студентам, а они в свою очередь выполняют их.

Итак, существует большое количество методик по созданию инноваций. Основным механизмом к действию все же выступает осознанность выполнения деятельности, а не механический навык повторения операций. Развитие исследовательских способностей выступает одним из средств по созданию педагогических инноваций в образовательном процессе. Приобщение студента к исследовательской деятельности начинается с первых

162

курсов: это и участие в конференциях, подготовка докладов, участие в научных кружках, выполнение курсовых работ, защита дипломной работы и др. Велика роль преподавателя в развитии инновационной деятельности. Сочетание преподавателем научной и педагогической деятельности процесс достаточно непростой. Проведенные исследования у преподавателей педагогического вуза показали, что 38,2 % в большей степени заняты педагогической деятельностью, 9,6 % - исследовательской и 52,2 % - смешанной. Данные исследования показали увеличение смешанного типа преподавателей, занимающихся как педагогической, так и научной деятельностью. Говорить о важности одной или другой сферы сложно, так как они взаимосвязаны.

Итак, создание инновации - это не стихийный процесс, а формируемый. Здесь имеет место такая категория философии, как «развитие» - неизбежный процесс как природы, так и человека, который осуществляется в среде, и именно особенности среды и особенности развития порождают противоречие, которое формирует проблему, что в свою очередь порождает поиск её разрешения на исследовательском уровне.

Инновационная среда высшего учебного заведения выступает определяющей основой в формировании инновационной деятельности.

Литература:

1. Артюхина, А.И. Образовательная среда высшего учебного заведения как педагогический феномен / А.И. Артюхина. - Волгоград, Истоки, 2007. - 240 с.

2. Владимиров, А.И. Об инновационной деятельности вуза / А.И. Владимиров. - Москва: Издательский дом «Недра», 2012. - 72 с.

3. Гадалова, В.В. Система менеджмента качества в университете: опыт, результаты, перспективы /

B.В. Гадалова // Высшее образование в России. -

2012. - № 10. - С. 73-80.

4. Губина, Е.М. Основные элементы конкурентоспособности вуза на современном этапе / Е.М. Губина // Воспитание и техник. - 2012. - № 2. - С. 140-144.

5. Гущина, Т.Н. Педагогическая сущность феномена «образовательная среда»: по материалам исследования / Т.Н. Гущина. - М.: Общество. Среда. Развитие, 2011. - 190 с.

6. Денисенко, В.И. Теоретическая инноватика / В.И. Денисенко. - Владимир: Вл ГУ, 2016. - 96 с.

7. Инновационный менеджмент / А.Е. Абрамешен [и др.]. - Москва: Вита-Пресс, 2001. - 272 с.

8. Лосев, К.В. Сущность понятия «инновационная среда» / К.В. Лосев //Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2011. - С. 26-31.

9. Малютин, Д.Л. Концепция формирования инновационной среды в российской экономике / Д.Л. Малютин // Инновационная экономика. - 2013. - № 3. -

C. 199-203.

10. Мастеров, А.Г. Оптимизация психоэмоционального состояния студентов - будущих менеджеров индустрии в процессе обучения в вузе: моногр. / А.Г. Мастеров. - Волгоград, ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2011. - 167 с.

11. Основы инновационной деятельности /Антонец

B.А. [и др.]. - Нижний Новгород: издательство Нижегородского госуниверситета, 2014. - 303 с.

12. Сулима, И.И. Средовой подход как методология научно-педагогического исследования / И.И. Сулима // Центр Научных инвестиций. - 2012. - № 1. -

C. 24.

13. Федулов, Ю.П. Роль системы менеджмента качества в развитии человеческого капитала вуза / Ю.П. Федулов // Высшее образование в России. - 2013. -№ 1. - С. 11-14.

14. Шестак, О.И. Маркетинговый подход к управлению качеством образования в современном вузе / О.И. Шестак // Высшее образование в России. -

2013. - № 3. - С. 108-113.

15. Ясвин, В.А. Образовательная среда / В.А. Ясвин. -М.: Смысл, 2001. - 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.