Научная статья на тему 'Факторы роста в развивающейся плаценте'

Факторы роста в развивающейся плаценте Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
192
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Крукиер И. И.

Изучено содержание факторов роста в плаценте женщины в разные сроки физиологической и осложненной беременности. Выявленные изменения в содержании ростовых факторов позволили установить их роль в формировании плацентарной недостаточности. Ил. 1. Табл. 2. Библиогр. 15 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Maintenance of growth factors in placenta in different date of physiological and complication pregnancy has been established. Revealed changes in growth factors were given a possibility to determinate their role in the formation of placental insufficiency.

Текст научной работы на тему «Факторы роста в развивающейся плаценте»

Наши исследования выявили связь этих параметров сбалансированности питания сорго. Особенно это характерно для листьев. В табл. 4 — 6 показана связь вариации Р/Ca и Fe/Ni в листьях с содержанием и соотношением других элементов.

Из формул видно, что для оптимизации Р/Ca в листьях большое значение имеет обеспеченность растений Sr и его сбалансированность с N, К, Мп и особенно с Zn; корреляция Р/Ca в листьях с Zn/Sr равна 0,80 при вероятности более 99,9 %. Роль обеспеченности растений Zn достаточно четко выражена и в вариации Fe/Ni в листьях сорго: корреляция этого показателя с соотношением Zn/Ni равна 0,81, а с K/Ni г =0,86. Необходимо подчеркнуть, что для растений наиболее благоприятно широкое соотношение Fe/Ni (> 80). При его сужении может возрастать токсичность Ni, относящегося по классификации вредности к веществам второго класса опасности [11].

Заключение

С применением системы ИСОД проведена диагностика минерального состава зерна сорго. Содержание и соотношения в зерне сорго 12 макро- и микроэлементов в большой степени является функцией сбалансированности важнейших элементов питания в листьях и биометрических показателей, что указывает на возможность прогнозирования качества зерна сорго до уборки урожая.

Качество зерна и листьев сорго на черноземе карбонатном по основным показателям K/Ca+Mg, Р/Са, Ca/Sr, Fe/Ni характеризуется как неудовлетворительное, что чаще всего связано с нарушением сбалансированности питания сорго Sr, Fe, Р, Mn.

Литература

1. Болдырев Н.К. Комплексный метод листовой диагностики условий питания, расчета доз удобрений, вели-чины и химического состава урожая сельскохозяйственных культур // Анализ растений как метод диагностики их питания и эффективности макро- и микроудобрений. Тбилиси, 1976. С. 153 - 162.

2. Ермохин Ю.И. Анализ листьев и применение удобрений в овощеводстве. Омск, 1977.

3. Ельников И.И. // Совершенствование методов почвенно-растительной диагностики азотного питания растений и технологий применения удобрений на их основе: Материалы Всерос. симпозиума 8-9 июня 1999 г. М.,

2000. С. 46-61.

4. Аштаб И.В. Влияние свойств чернозема обыкновенного (предкавказского) карбонатного на обеспеченность растений цинком. Автореф. дис. ... канд. с.-х. наук. М., 1994. 23 с.

Агрохимические методы исследования почв / Под ред. A.B. Соколова. М., 1975.

Церлинг В.В. Агрохимические основы диагностики минерального питания сельскохозяйственных культур. М., 1978.

Церлинг В.В. Диагностика питания сельскохозяйственных культур: Справочник. М., 1990. С. 7-8.

Ефимов В.Н. и др. // Агрохимия. 1997. № 5. С. 50. Болдырев Н.К. // Агрохимия. 1964. № 10. С. 141 - 148. Культурные пастбища в молочном скотоводстве. М., 1974. С. 170,206.

Башкин В.Н. и др. Биогеохимические основы экологического нормирования. М., 1993.

Ростовский государственный университет____________________________________17 января 2003 г.

УДК 618.36.-008.64

ФАКТОРЫ РОСТА В РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ ПЛАЦЕНТЕ

© 2003 г. И.И. Крукиер

Maintenance of growth factors in placenta in different date of physiological and complication pregnancy has been established. Revealed changes in growth factors were given a possibility to determinate their role in the formation of placental insufficiency.

Современный этап в развитии плацентологии требует новых подходов к исследованию данного органа - регулятора в становлении и функционировании системы мать-плацента-плод. Особый интерес представляет изучение плацентарных факторов, являющихся мощными биосубстанциями, которые стимулируют пролиферацию клеток, тканей плаценты и плода и принимают активное участие в процессе ангиогенеза [1, 2]. Факторы роста (ФР), способствуя благополучному формированию гемодинамической системы, обладают различными эффектами: аутокринным, па-ракринным, интракринным и эндокринным. Они ре-

гулируют инвазию, дифференцировку и метаболическую активность трофобласта в момент плацентации [3-5].

В настоящее время описано несколько десятков ФР, синтезирующихся в матке и яичниках, большинство из которых оказывают существенное влияние на функционирование репродуктивной системы женщины [6-8].

До недавнего времени наибольшее внимание уделялось децидуальным клеткам как основным продуцентам некоторых ФР. Однако по мере изучения данного вопроса внимание исследователей все чаще ста-

ла привлекать плацента как орган, обеспечивающий синтез и продукцию большинства ростовых факторов клетками трофобласта, включая синцитиотрофобласт и цитотрофобласт [9].

Известно, что ФР играют важную роль и в процессах эмбриогенеза. Эпидермальный ФР (ЭФР) является стимулятором пролиферации клеток эпидермальной и мезенхимальной природы [10]. Перестройка и миграция клеток зародыша в раннем эмбриогенезе происходит с участием трансформирующего фактора роста (ТФР), роль которого велика и в процессе органогенеза. Важными индикаторами развития плода являются также основной ФР фибробластов (ФРФ) и инсулиноподобный ФР (ИФР). Установлена зависимость между размерами плода, содержанием ФРФ и ИФР в сыворотке крови беременных во II триместре беременности [11, 12].

Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности изучения плацентарной продукции ФР при нарушении гестации.

Цель работы - изучение ФР в развивающейся плаценте женщин с физиологической и осложненной беременностью.

Обследовано 108 беременных в возрасте 22-30 лет, 53 из них в разные сроки неосложненной беременности и родов (I группа). У 18 женщин этой группы беременность была прервана в результате искусственного аборта по желанию женщины в сроки 6-7, 8-9, 10-12 недель; у И- в 13-19 недель и у 9 - в 22-24 недели (по социальным показаниям). Беременность у 15 женщин завершилась рождением здоровых доношенных детей.

55 женщин с осложненной беременностью на фоне плацентарной недостаточности составили 2 группу. Данный диагноз поставлен на основании клиниколабораторного обследования, включающего фетопла-центометрию, а также гормональные исследования и биохимическое определение в сыворотке крови специфического плацентарного изофермента глутаматде-гидрогеназы.

Беременность у 25 женщин 2 группы была прервана в результате самопроизвольного аборта в сроки 6-7, 8-9 и 10-12 недель, у 11 пациенток беременность прервалась — в 13-19 недель и у 7 - в 22-24 недели. 12 женщин этой группы доносили беременность, закончившуюся родами в срок.

Материалом для исследования служила ткань хорионов и плацент, взятая сразу после прерывания беременности или родов при соблюдении холодового режима. В 10 % гомогенатах, приготовленных на физиологическом растворе, определяли уровень ЭФР, ТФР, основного ФР фибробластов и ИФР, используя иммуноферментные наборы фирмы (R&D systems, USA).

Статистическую обработку данных осуществляли с помощью лицензионного пакета программ Statistica (версия 5,1 фирмы StatSoft.. Inc.). Для оценки стати-

стической значимости использовали критерий Стью-дента и Колмогорова-Смирнова [13]. Достоверными считались различия при р<0,05.

Результаты исследования показали, что в течение физиологической беременности (табл. 1) содержание ТФР достигает максимальных значений к концу I триместра беременности (10-12 недель). Следует отметить, что уровень ТФР к этому периоду в 4, 1раза (р<0,01) превышал показатели в 6-7 недель. Далее в процессе развития плаценты он постепенно уменьшался и к концу второго триместра снижение составило 65 % (р<0,05). В течение третьего триместра содержание ТФР сохранялось примерно на одном уровне, лишь перед родами его концентрация уменьшалась в 2,3 раза (р<0,01) по сравнению с 10-12 неделями беременности, хотя оставалась выше соответствующей величины в 6—7 недель беременности. Такая же динамика отмечалась и для ЭФР: максимальное накопление данного ростового фактора (в 2,0 раза) наблюдалась в 10-12 недель (р<0,01), затем его количество постепенно снижалась во втором триместре. Однако в отличие от ТФР, уровень ЭФР был достаточно высок перед родами и превышал исходные величины на 59 % (р<0,05).

Содержание ФРФ было значительно повышено уже в ранние сроки беременности (8-9 недель) - на 87 % (р<0,05) по сравнению с таковыми в 6-7 недель. На протяжении всего первого триместра его уровень продолжал возрастать и к 13-19 неделям беременности был повышен в 2,2 раза (р<0,01), затем он достоверно снижался к концу беременности на 68 % (р<0,05). Концентрация ИФР была высокой на начальных этапах беременности и уже в 8-9 недель в 2,5 раза (р<0,01) превышала аналогичный показатель в ранние сроки (6-7 недель беременности). В процессе развития плаценты содержание ИФР постепенно снижалось, но в 20-24 недели все еще оставалось на 47 % (р<0,05) выше, чем в начальные сроки беременности (6-7 недель).

Выявленная динамика в продукции ростовых факторов развивающейся плаценты, образующих сложную систему регуляторов клеточного роста и диффе-ренцировки, позволяет заключить, что этот орган обеспечивает достаточно высокий уровень изученных компонентов на протяжении всей беременности. Максимальный темп увеличения содержания ФР приходится на первый триместр беременности! Так, уровни ТФР и ЭФР наибольшую интенсивность накопления имели в 10-12 недель, а ИФР — уже в 8-9 недель. В то же время наибольшая концентрация ФРФ была установлена в начале второго триместра, а именно в 13-19 недель беременности. Это согласуется с данными литературы, указывающими на участие широкого спектра ростовых факторов в репродуктивных процессах на протяжении всей беременности и обеспечивающих в норме сохранение и развитие плода [14, 15]. Определенные отличия в скорости накопления различных

ФР обусловлены меняющимися потребностями в системе мать-плацента-плод, необходимостью поддержания определенного уровня гомеостаза в этой системе на каждом этапе ее развития.

Формирование плаценты в условиях осложненной беременности (2 группа) сопровождается значительными сдвигами в уровне ФР (табл. 2).

Так, содержание ТФР в хорионе, полученном после самопроизвольного прерывания беременности, было повышенным во все изученные нами сроки первого триместра - на 85 % (р<0,05 ) в 6-7 недель, в 2,1 раза (р<0,01) - в 8-9 недель и в 2,0 раза (р<0,01) - в 10-12 недель беременности. Следует отметить, что в 13-19- недельной плаценте уровень ТФР был наиболее повышен (в 2,7 раза, р<0,01) по сравнению с соответствующими показателями при физиологическом течении беременности (рисунок). Известно, ЧТО ТФР-Р, являющийся ингибитором пролиферации, блокирует клеточный рост, что пагубно сказывается на течении беременности и приводит к ее преждевременному прерыванию.

Существенные изменения при осложненной беременности происходят и в содержании других ФР. Уровень ИФР в отличие от ТФР снижается на протяжении всех сроков прервавшейся беременности, и наибольшее его падение отмечалось также в 13-19 недель (на 85 %, р<0,01), Концентрация ФРФ и ЭФР в хорионе и плаценте женщин 2-й группы постепенно уменьшалась и при прерывании беременности в 13-19 недель была снижена в 1,3 раза (р<0,01) и в 2,1 раза (р<0,01) относительно контрольных величин. Поскольку ИФР, ЭФР и ФРФ принадлежит одна из основных ролей в становлении плацентарно-эмбрионального кровообращения (к тому же основной ФРФ оказывает прямое влияние на пролиферативную активность трофобласта и ангиогенез), уменьшение уровня указанных ростовых факторов может обусловливать нарушение процессов пролиферации, рецепции, что и приводит в данном случае к прерыванию беременности.

В доношенной плаценте, сформировавшейся в условиях хронической внутриутробной гипоксии у женщин с фетоплацентарной недостаточностью, содержание ТФР было достоверно* снижено на 36 % (р<0,05) по сравнению с соответствующими показателями контрольных величин. Концентрация. ФРФ и ЭФР к концу беременности повышалась и в 38—40 недель была на 32 % (р<0,05) и 26 % (р<0,05) выше, чем при неосложненной беременности. Наиболее значительные изменения в уровне изученных показателей имели место до 20 недель беременности, в последующем их степень снижалась, хотя в определенной степени сохранялась и при доношенной беременности.

Таким образом, сопоставление характера изменений в содержании ростовых факторов плаценты жен-

Таблица 1

Содержание ФР, нг/г, в плаценте женщин в разные сроки неосложненной беременности

Показатель Сроки беременности (недели)

6-7 8-9 10-12 13-19 20-24 38-40

ТФР 0,26± 0,09 0,34± 0,08 1,2± 0,10* 0,90± 0,19 0,66± 0,13 0,52± 0,20*/**

ЭФР 0,22± 0,02 0,3 8± 0,09* 0,44+ 0,03* 0,28± 0,09 0,30± 0,03** 0,35± 0,07*/**

ФРФ ' 2,0± 0,12 3,74± 0,3* 4,10± 0,13* 4,40± 0,14* 3,03± 0,23** 2,78+ 0,14**

ИФР 0,36± 0,04 0,90± 0,07* 0,70+ 0,06* 0,67± 0,10 0,53± 0,09* 0,50± 0,09**

*/** - отличия достоверны по отношению к 6-7 и 10-12 неделям

, Таблица 2

Содержание ФР, нг/г, плаценты < при беременности, осложненной плацентарной недостаточностью

Показатель Сроки беременности (недели)

6-7 8-9 10-12 13-19 20-24 38-40

ТФР 3,48± 3,07* 0,71± 3,09* 2,40± 0,13* 2,45± 0,19* 1,25+ 0,11* э,зз± 3,04*/**

ИФР 3,28± 3,03* Э,52± 0,05* 3,65± 0,05* 0,11± 0,07* 0,47± 3,09 0,48± 0,09

ФРФ 1,44± 0,10* 2,66± 3,22* 2,18± 0,15* 3,38± 3,12* 3,23+ 3,20 3,68± 0,11*/**

ЭФР 3,15± 0,01* 0,27+ 3,03* 0,26+ 0,09* 0,13± 3,07* Э,33± 3,03 0,44± 3,07*/**

* - отличия достоверны по отношению к контрольным значениям; **- отличия достоверны по отношению к 6-7 неделям беременности.

□ 6-7нед □ 8-9 нед □ 10-12 нед

□ 13-19нед П20-24нед 0 38-40нед

Динамика ФР в плаценте при осложненной беременности (в % от контроля)

щин с осложненной беременностью позволило сделать вывод, что выявленные нарушения, свидетельствующие о формировании плацентарной недостаточности, имеют место уже на начальных этапах развития органа, но наибольшей выраженности они достигают к 13-19 неделям беременности. Указанный период в развитии плаценты, очевидно, является одним из «критических» и требует особого внимания при проведении терапевтических мероприятий для предотвращения самопроизвольного прерывания беременности и нормализации процессов метаболизма.

Литература

1. Тетруашвили Н.К. и др. // Вестн. Рос. асс. акушеров-гинекологов. 1999.*№ 3. С. 37-45.

2. Lyale F. et al. И Placenta. 1997. 18. № 4. P. 269-276.

3. Buttery L.D.. et al. II Placenta. 1994. Vol. 15. P.257-265.

4. Kiss H. et al II Placenta. 1998. Vol. 19. № 8. P. 603-611.

5. Myatt L et al. II Placenta. 1993. Vol. 14. P. 487-495.

Ростовский НИИ акушерства и педиатрии М3 РФ__________________

6. Чернуха Г.Е., Сметник В.Н. Н Проблемы репродукции. 1996. № 2. С. 8-12.

7. Boggess К.А. et al. // J. Reprod. Immunol. 1997. Vol. 33. №4. P. 45-52.

8. Jojovic M„ Wolf F., Mangold U. //Anat'. Embryol. 1998.

Vol. 198. №2. P. 133-139. •

9. Mitchell M.D., Trautman M.S., Dudley D.L. II Placenta. 1993. Vol. 14. P. 249-275.

10. Миловапов А.П. и др. // Акушерство и гинекология.

2001. Ха 3. С. 3-5.

11. Hill D.L, Petrik J„ Arany E. И Obstet. Gynecol. 1998. Vol. 92. № 2. P. 179-183.

12. Ширяева Т., Князев Ю. II Врач. 1998. № 5. С. 22-24. .

13. Гублер Е. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. М., 1978.*

14. Mortal J. et al И Reprod. Fertil Dev. 1997. Vol. 9. P. 355-■380.

15. Погорелова Т.Н. и др. Молекулярные аспекты плацентарной недостаточности. Ростов н/Д, 1997.

____________________________________________28 марта 2003 г.

УДК 591.9

МОНИТОРИНГ КОЛОНИИ РЫБОЯДНЫХ ПТИЦ В ДЕЛЬТЕ ДОНА

© 2003 г. В. А. Миноранский, В. А. Пономаренко, A.B. Тихонов', A.B. Добринов, Н.О. Морозова

Quantity of nests of Phalacrocorax cardo L., Ardea cinerea L., Egretta garzetta L., Ardeola ralloides Scop., Nycticorax nycti-corax L. m colonies of fish-feediny birds found in Don avandelta in 1975 - 2003 is given. Causes of number fluctiations and yearly redistributions in different parts of islands is considered.

В авандельте Дона крупная поливидовая колония рыбоядных птиц расположена на о-вах Малый (М.) и Большой (Б.) Дворяны. В ней держатся большой баклан (Phalacrocorax cardo L.), серая (Ardea cinerea L.), малая белая (Egretta garzetta L.) и желтая (Ardeola ralloides Scop.) цапли, кваква (Nycticorax nycticorax L.). Наблюдения за колонией ведутся с 1975 г., когда на о-ве М. Дворян орнитологами была отмечена колония бакланов из 32 гнезд. Местные егеря считают, что бакланы поселились в старой колонии цапель раньше. Материалы за 1978 - 1983 гг. ниже приводятся по литературным данным [1, 2]. Наши учеты ведутся ежегодно с 1986 г. по настоящее время. Результаты исследований, полученные до 1997 г., частично опубликованы [3 - 9]. В них рассмотрены причины появления бакланов в дельте, вопросы динамики численности отдельных видов птиц в различные периоды и причины ее колебания, распределение видов на о-вах и по ярусам древесной растительности, фенологические и биологические особенности пернатых. С помощью наблюдательной вышки выполнены исследования по суточной активности отдельных видов, их поведению и взаимоотношениям между собой и другими пернатыми [10]. Интересные данные по численности, распространению, питанию и другим вопросам

имеются в работе по бакланам Азовского моря [11], в которой содержатся наблюдения 2000-2001 гг. в рассматриваемой колонии. В настоящей статье приводятся обобщенные материалы по численности рыбоядных птиц в колонии за 1975-2003 гг., рассматриваются некоторые методические и другие вопросы.

Учеты гнезд проводились, начиная со П-Ш декады апреля, два-три раза в период гнездования и в после-гнездовое время. Одноразовые учеты могут исказить действительную численность размножающихся птиц. Так, во время наблюдений 26.04.95 г. на о-вах было отмечено 516 гнезд бакланов, 148 - кваквы, 22 - серой цапли и 9 - малой белой цапли, а 18.05.95 г. соответственно - 892,150,25 и 14 гнезд. В течение короткого времени количество гнезд может заметно меняться под влиянием фенологических особенностей размножения отдельных видов, отстрелов птиц в колонии работниками рыбоохраны, периодически проносящихся ураганных ветров, других причин. Для более точного учета количества размножающихся птиц лучше делать не менее 3 учетов (во 2-й декаде апреля, в 1-й декаде мая и в 3-й декаде мая — 1-й декаде июня), к сожалению, из-за ряда трудностей это не всегда удается. Большие отклонения от реального количества гнезд в колонии могут давать их учеты путем авиа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.