Научная статья на тему 'Факторы роста религиозного экстремизма в информационном обществе'

Факторы роста религиозного экстремизма в информационном обществе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
126
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / RELIGIOUS EXTREMISM / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СОЦИУМА / GLOBALISATION AND SOCIETY INFORMATION / ФАКТОРЫ РОСТА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА / FACTORS OF GROWTH OF RELIGIOUS EXTREMISM / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ / GLOBALISATION OF THE INFORMATION ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябченко Елена Владимировна

В статье рассмотрены проблемы роста религиозного экстремизма в условиях глобализации информационной среды, предложена авторская трактовка факторов роста религиозного экстремизма в современном информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Growth factors of religious extremism in the information society

In article problems of growth of religious extremism in the conditions of globalisation of the information environment are considered, the author's treatment of factors of factors of growth of religious extremism in a modern information society is offered.

Текст научной работы на тему «Факторы роста религиозного экстремизма в информационном обществе»

деятельности, включающей множество индивидов со своими интересами, потребностями, целями, неизбежно столкновение и противоборство этих зачастую разнонаправленных ориентиров поведения людей. Однако при всем разнообразии поступков и действий участников общественного взаимодействия кристаллизуются определенные устойчивые нормы, эталоны, ценности, которые способны упорядочивать процесс взаимодействия людей, сочетать интересы различных индивидов с учетом исторически складывающегося бытия с его способом производства, духовной культурой, государственностью» [12, с. 2].

Таким образом, проведенный анализ показывает, что как внутренняя, так и внешняя формы проявления сути человеческой природы имеют солидарное значение для объединения людей на всех этапах их совместной жизнедеятельности.

Литература

1. Келле В. Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история (проблемы теории исторического процесса). М., 1981.

2. Хрестоматия по истории Древнего мира / сост. Е. А. Черкасова. М., 1991.

3. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1961. Т. 20.

4. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

5. Социальные отклонения / под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1989.

6. Нерсесянц В. С. Юридическая антропология как наука и учебная дисциплина // Рулан Н. Юридическая антропология / отв. ред. В. С. Нер-сесянц. М., 2000.

7. Ковлер А. И. Антропология права. М., 2002.

8. Мальцев Г. В. Социальные основания права. М., 2007.

9. Субботин М. М. Проблема сущностного проявления человека в современной философской антропологии // Человек и его бытие как проблема современной философии. М., 1978.

10. Каган М. С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа). М., 1974.

11. Кленнер Г. От права природы к природе права / под ред. Б. А. Куркина. М., 1988.

12. Общая теория прав человека / под ред. Е. А. Лукашева. М., 1996.

© 2014 г. Е. В. Рябченко

ФАКТОРЫ РОСТА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье рассмотрены проблемы роста религиозного экстремизма в условиях глобализации информационной среды, предложена авторская трактовка факторов роста религиозного экстремизма в современном информационном обществе.

Ключевые слова: религиозный экстремизм, глобализация и информатизация социума, факторы роста религиозного экстремизма, глобализация информационной среды.

Экстремизм составляет одну из самых серьезных угроз для демократических сообществ в XXI столетии, в особенности - религиозно мотивированный экстремизм. Религия - сильный фактор мотивации как для позитивных и прогрессивных социальных изменений, так и для массового насилия и жестокости. Это - мощная общественная сила, остающаяся во многом необъяснимой для современного общества массовой культуры и потребления. Это - социальный институт, который защищается в гражданском обществе как внутренними законами государств, так и многочисленными международными соглашениями.

Учитывая тот факт, что экстремизм, терроризм и другие деструктивные социальные феномены, имеющие религиозную основу, составляют серьезную угрозу существованию демократических

государств, усилия исследователей должны быть направлены на изучение религии как социального института более предметно, чем это было в прошлом. Очевидно, что религиозный экстремизм и терроризм, использующий в качестве оправдания и поддержки конфессиональные идеологемы, представляет собой именно такую угрозу

Рассматривая вопрос о религиозном экстремизме, стоит обратиться как к определению понятия «религия», так и к генетически близкому ему понятию «религиозный экстремизм». Ответ в значительной степени зависит от исторических условий развития социума, его социальной перспективы и созданной и поддерживаемой культуры. Пытаемся ли мы давать определения как описательные (что люди в обыденной жизни идентифицируют в качестве религии или религиозного

Юристъ-Прлвов^дъ, 2014, № 2 (63)

экстремизма) или нормативные (что считается таковым государственными институтами и политическими организациями) - в этом вопросе на данный момент нет определенности. Однако точность и краткость определений важны для решения задач нашего исследования. Для миллионов людей во всем мире с незапамятных времен религия была смыслом их существования, столпом мировоззрения. Во многом это зависит от личной интерпретации отношений между человеком и его Богом. Но исследуя проблему религиозного экстремизма, мы вторгаемся в сферу не только личной веры, но и национальной безопасности. Исходя из вышеизложенного предлагаем, чтобы религиозный экстремизм был определен как вероучение, теоретическая база которого основана на фундаментальных принципах определенной религии (христианства, иудаизма, ислама, синтоизма и т. д.), оправдывающих насилие против других. Это насилие может быть направлено как на людей других вероисповеданий (либо атеистов, не исповедующих никакой веры), так и на членов той же самой религиозной общины, которые нарушили (в понимании экстремиста) те нормы и каноны, которым должен следовать «истинный» последователь вероучения. Об этом же говорит и профессор Паскаль Бойер в одной из своих работ, предлагая определять религиозный экстремизм как «просто чрезмерную форму религиозной приверженности» [1, р. 292-312].

В традиции либеральных западных демократических государств религия, являясь важным социальным институтом, не превосходит государственное право. Даже в Англии с ее англиканством, где монарх должен поклясться быть защитником веры [2], религиозные догматы не могут отвергнуть гражданское право в управлении гражданами государства. Клиру и пастве не предоставляются неограниченные полномочия или какие-либо специальные права по отношению к невоцерков-ленным гражданам: это положение сохраняется не только для церкви как концептуального учреждения, но также и для клириков и богословов. Человек, который обвиняется в нарушении закона государства, не сможет найти поддержки или снисхождения, если вдруг заявит, что нарушение закона произошло по причине следования религиозным законам и догматам веры. В то же время, существуют общеизвестные гражданские права и свободы, относящиеся к вероисповеданию и свободе отправлений религиозного культа в рамках определенной религии. Вопрос состоит в том, каким образом возможно согласовать конституционное законодательство современных либеральных государств с осознанием того неоспоримого факта, что религия может составить «прямую и явную угрозу» существованию этих государств. На первый

взгляд, вопрос легко разрешим: свобода совести и вероисповедания является неотъемлемой чертой развитых цивилизованных сообществ, в то время как экстремистская религиозная пропаганда и деятельность, направленная на дестабилизацию социальных отношений и проводимая под флагом защиты («очищения») веры, должна быть безусловно пресечена. Однако легко заявить, что религиозный экстремизм должен быть ограничен и запрещен; проблему составляет ясное, точное и лаконичное разграничение религиозной конфессиональной деятельности и религиозного экстремизма. Так, например, в истории американской юриспруденции существует прецедент, когда американский Верховный суд (U.S. Supreme Court) отменил решение суда низшей инстанции, осудившего лидера Ку-клукс-клана в штате Огайо, который в своих публичных выступлениях защищал и оправдывал необходимость применения насилия по отношению к определенным группам населения (мигранты, небелые и т. д.). Основанием для такого решения явилось то, что согласно Первой Поправке к Конституции США «правительство не может наказывать абстрактную защиту насилия» (Постановление Верховного суда США Brandenburg vs Ohio, 1969). Таким образом, в соответствии с данным решением правительство может ограничить высказывания, только если:

1) в результате высказывания будет причинен неизбежный вред;

2) есть высокая вероятность того, что высказывание провоцирует слушателей на участие в противозаконном действии;

3) говорящий намеревался вызвать и вызвал противозаконные действия.

Казалось бы, налицо торжество закона и защита неотъемлемых конституционных прав гражданина государства. Однако по нашему мнению, в ситуации, когда религиозное насилие угрожает социальной стабильности и самому существованию гражданского общества, этот правовой прецедент должен быть вновь исследован и переосмыслен. В сложившейся социальной ситуации становится очевидным, что современный религиозный экстремизм не оставляет иного выбора официальным лицам, принимающим решения, и представителям правозащитных объединений различного толка.

Такая ситуация усугубляется современным информационным состоянием либеральных западных демократических государств. Речь идет о глобализации, в результате которой создается единое информационное общество, меняющееся столь быстро, что уследить за всеми этими изменениями человеку уже не под силу.

Однако проблема состоит не столько в том, чтобы следить за ростом изменений, сколько в способности современного человека адекватно

осознать происходящие изменения и внедрить их в свою повседневную практику. Так, процесс возникновения информационных сетей (инфосетей), «опутывающих» нашу планету, требует нового взгляда на лавинообразный рост информации. Имеются в виду, прежде всего, разрушительные последствия роста информационных сетей, нивелирование незыблемых прежде ценностей, трансформация понятия «информация», а вместе с ним - дефиниций «добро» и «зло», «миф» и «реальность», «истина» и «ложь» [3, с. 85-86]. Если раньше средства связи отвечали потребностям в передаче, поиске, систематизации накапливающейся полезной информации, то со временем рост ин-фосетей превратился в самоцель, сетевые услуги стали ходовым товаром. Объем полезной информации же практически не увеличился. В инфосети хлынул спам, они наполнились суррогатами реальности, которые, разрастаясь подобно фракталам, вызвали невероятное дробление картины мира.

Особенно благоприятным для безудержного роста энтропии стал подчеркнуто свободный характер взаимоотношений в инфосети. Самое опасное заключается в том, что «сетевая» идеология стремительно переносится на другие области человеческой жизни. Появившиеся не столь давно анекдоты о системных администраторах, хакерах и других представителях «новой информационной цивилизации» - тому яркий пример.

Изменениям при переходе к новой социальной системе подвергаются как экономические нормы хозяйственной деятельности, нормы правовой регуляции, нормы политической культуры, так и морально-нравственные основы социальной жизни. Эти изменения имеют революционный характер, разрушая идеалы и ценностные ориентиры старой социальной системы и замещая их новыми нормами и ценностями [4].

Все это прямо способствует возрастанию интереса к стойким мировоззренческим системам и идеологическим установкам. Религия в этом смысле является многократно проверенной временем системой убеждений, содержащей в себе прочный нормативно-ценностный континуум. Однако здесь кроется опасность вместо принятия традиционных религиозных убеждений и определенного символа Веры той или иной религии обрести набор жестких инструкций по «искоренению дьявола» и ликвидации всех, проповедующих «неистинные» вероучения. Членство и участие в гражданском демократическом обществе явно требуют, чтобы гражданин принял положение о верховенстве закона и придерживался его в повседневной практике общения. Если мы соглашаемся с точкой зрения Ж.-Ж. Руссо, то как граждане государства мы все являемся подписавшими социальный контракт. Мы поступились мно-

гими личными абсолютными и неотъемлемыми правами для безопасности окружающих и преимущества социальной кооперации, которые могут обеспечить правительство/община/семья. Мы согласились подчиниться законам и постановлениям гражданского общества [5, p. 74-75].

Это не должно умалять важность, уместность или значимость религии в частной жизни миллионов людей. Мы просто должны признать, что гражданское общество есть такое общество, сущность которого состоит в гражданском, а не в религиозном законе. Противоречие здесь проявляется в том, что в то время как люди веры, особенно те, для кого религия - сущность их жизни, находят эту перспективу нежелательной, представители гражданского общества (государственная и муниципальная администрация, выбранные депутаты и т. д.) не могут терпеть религиозного закона, стоящего выше государственного права.

Таким образом, изменения, вносимые в современный мир информационной революцией, интегрируются в уникальном значении знаний, которые превращаются в один из главных объектов применения к ним творческой энергии людей. Развивающиеся на этой основе процессы ведут не только и не столько к ограничению потребления материальных благ, сколько к вытеснению материальных стимулов мотивами самореализации личности в процессе производственной деятельности, и, соответственно, изменению нормативно-ценностной основы поведения личности в информационном обществе. Данный аспект развития общества является базовым для понимания тенденций и скорости дальнейших социальных преобразований, в том числе и уровня распространенности экстремизма во всех сферах социальной деятельности, включая религиозный аспект духовной сферы человеческой деятельности.

Литература

1. Boyer P. Religion Explained: the Evolutionary Origins of Religious Thought // South Texas Law Review. 2001. № 50.

2. Shetreet Sh. The Model of State and Church Relations and Its Impact on the Protection of Freedom of Conscience and Religion: A Comparative Analysis and a Case Study of Israel // Religion in the Public Sphere: a Comparative Analysis of German, Israeli, American and International Law. Winfried Brugger & Michael Karayanni eds., 2007.

3. Маркин А. В. Нормы и ценности в информационном обществе // Общество и право. 2005. N° 1.

4. Рашкофф Д. Медиавирус. Как поп-культура воздействует на Ваше сознание. М., 2003.

5. Christopher Bertram. Philosophy Guidebook to Rousseau and the Social Contract. Routledge, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.