Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ В ПРОШЛОМ У ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМАХ ПРЕСТАРЕЛЫХ'

ФАКТОРЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ В ПРОШЛОМ У ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМАХ ПРЕСТАРЕЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
43
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детско-родительские отношения / родительское отношение / дом престарелых / ретроспективный анализ / child-parent relationship / parental relationship / nursing home / retrospective analysis

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рыбаков Александр Владимирович, Лежнина Лариса Викторовна

Представленная статья посвящена сравнительному ретроспективному анализу родительского отношения к детям у проживающих в домах престарелых и проживающих дома. Цель исследования – определить особенности родительского отношения к детям у лиц, проживающих в домах престарелых. Гипотеза исследования заключается в предположении связи проживания пожилого человека в стационарной организации социального обслуживания с особенностями родительского отношения в прошлом. Родительское отношение к детям в прошлом изучалось при помощи модифицированной методики «Опросник родительского отношения» А.Я. Варги и В.В. Столина. Факторный анализ полученных эмпирических данных позволил сделать вывод о структурных различиях в факторах, обусловливающих родительское отношение. В выборке лиц, проживающих дома, в один из факторов включена переменная «Авторитарная гиперсоциализация», чего не наблюдается в выборке лиц, проживающих в домах престарелых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF PARENTAL ATTITUDE TO CHILDREN AMONG RESIDENTS OF NURSING HOMES IN THE PAST

The presented article is devoted to a comparative retrospective analysis of parental attitudes to children among residents and non-residents of nursing homes. The purpose of the study is to determine the characteristics of parental attitude to children among residents of nursing homes. The hypothesis of the study is the assumption of a connection between the residence of an elderly person in nursing home with the peculiarities of parental relations in the past. Parental attitude to children in the past was studied using the modified methodology “Questionnaire of parental attitude” by A.Ya. Varga and V.V. Stolin. Factor analysis of the empirical data obtained allowed us to conclude about the structural differences in the factors that determine the parental attitude. In the sample of non-residents, the variable “Authoritarian hypersocialization” is included in one of the factors, which is not observed in the sample of residents of nursing homes.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ В ПРОШЛОМ У ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМАХ ПРЕСТАРЕЛЫХ»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

PSYCHOLOGICAL STUDI ES

DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-2-95-107 УДК 159.9.075

ФАКТОРЫ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ В ПРОШЛОМ У ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМАХ ПРЕСТАРЕЛЫХ

А.В. Рыбаков, Л.В. Лежнина

Представленная статья посвящена сравнительному ретроспективному анализу родительского отношения к детям у проживающих в домах престарелых и проживающих дома. Цель исследования - определить особенности родительского отношения к детям у лиц, проживающих в домах престарелых. Гипотеза исследования заключается в предположении связи проживания пожилого человека в стационарной организации социального обслуживания с особенностями родительского отношения в прошлом.

Родительское отношение к детям в прошлом изучалось при помощи модифицированной методики «Опросник родительского отношения» А.Я. Варги и В.В. Столина.

Факторный анализ полученных эмпирических данных позволил сделать вывод о структурных различиях в факторах, обусловливающих родительское отношение. В выборке лиц, проживающих дома, в один из факторов включена переменная «Авторитарная гиперсоциализация», чего не наблюдается в выборке лиц, проживающих в домах престарелых.

Ключевые слова: детско-родительские отношения; родительское отношение; дом престарелых; ретроспективный анализ

Для цитирования. Рыбаков А.В., Лежнина Л.В. Факторы родительского отношения к детям в прошлом у проживающих в домах престарелых // Russian Journal of Education and Psychology. 2023. Т. 14, № 2. С. 95-107. DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-2-95-107

FACTORS OF PARENTAL ATTITUDE TO CHILDREN AMONG RESIDENTS OF NURSING HOMES IN THE PAST

A.V. Rybakov, L.V. Lezhnina

The presented article is devoted to a comparative retrospective analysis of parental attitudes to children among residents and non-residents of nursing homes. The purpose of the study is to determine the characteristics of parental attitude to children among residents of nursing homes. The hypothesis of the study is the assumption of a connection between the residence ofan elderly person in nursing home with the peculiarities of parental relations in the past.

Parental attitude to children in the past was studied using the modified methodology "Questionnaire of parental attitude" by A.Ya. Varga and V.V. Stolin.

Factor analysis of the empirical data obtained allowed us to conclude about the structural differences in the factors that determine the parental attitude. In the sample of non-residents, the variable "Authoritarian hy-persocialization" is included in one of the factors, which is not observed in the sample of residents of nursing homes.

Keywords: child-parent relationship; parental relationship; nursing home; retrospective analysis

For citation. Rybakov A.V., Lezhnina L.V. Factors of Parental Attitude to Children Among Residents of Nursing Homes in the Past. Russian Journal of Education and Psychology, 2023, vol. 14, no. 2, pp. 95-107. DOI: 10.12731/2658-4034-2023-14-2-95-107

Введение

Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года одной из своих миссий ставит

проведение мероприятий, ориентированных на повышение заинтересованности членов семей предоставлять помощь своим родственникам старшего поколения. Данная Стратегия указывает на необходимость формирования общественного мнения, направленного на эффективное взаимодействие с родственниками старшего поколения в целях их активного долголетия. Кроме того, одним из приоритетов Стратегии является выстраивание системы социального обслуживания граждан пожилого возраста без помещения их в стационарные организации [10].

Однако в реальности дело пока обстоит иначе (Рис. 1). По данным Федеральной службы государственной статистики, количество граждан, проживающих в домах-интернатах, не уменьшилось к 2021 году в сравнении с 2016 годом, в котором вышеупомянутая Стратегия была принята [9].

2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 Рис. 1. Количество граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания

В настоящее время исследователями предпринимаются скромные попытки, направленные на выявление психологических детерминант проживания лиц в домах престарелых; организация таких исследований не имеет системного характера. В отечественных работах предпринимались попытки изучения мотивационно-потребностной [15], эмоциональной [3, 12] сфер личности, разработаны и апробированы

технологии психологического сопровождения пожилых граждан, проживающих в домах престарелых [2, 13, 14, 17]. В то же время, не изученным остается вопрос психологических причин проживания пожилых граждан, имеющих детей, в домах престарелых.

Как справедливо отмечает И.В. Шаповаленко, «родительская позиция как характеристика отношений родителей и детей от младенческого возраста до подросткового достаточно хорошо изучена, в то время как родительской позиции по отношению к «взрослому» ребенку в научной литературе уделено значительно меньше внимания» [16, с. 11].

В настоящее время обоснованы представления о типах родитель-ско-детских отношениях в процессе сепарации [11], предложен понятийный аппарат для анализа взаимоотношений родителей и взрослых детей [6], выделены критерии отказа взрослых детей от родителей [4].

Принимая во внимание вышеизложенное, актуальным становится вопрос изучения психолого-педагогических причин проживания в домах престарелых лиц, имеющих детей. Недостаточная степень разработки затронутой проблемы позволила сформулировать цель данного исследования - определить особенности родительского отношения к детям у лиц, проживающих в домах престарелых.

Гипотеза исследования заключается в предположении связи проживания пожилого человека в стационарной организации социального обслуживания с особенностями родительского отношения в прошлом. Исходя из цели и гипотезы исследования, были сформулированы следующие его задачи:

1. Эмпирически выявить факторы, обусловливающие родительское отношение к детям в прошлом в двух выборках респондентов -у лиц, проживающих в домах престарелых, и проживающих дома.

2. Проанализировать содержание выявленных факторов, обусловливающих родительское отношение к детям в прошлом, на предмет структурных различий.

Материалы и методы исследования

В рамках проведенного исследования родительское отношение к детям в прошлом изучалось при использовании ретроспективного

анализа. Оправданность применения такого метода обусловлена необходимостью актуализации у респондентов родительских установок, определявших их поведение в процессе воспитания детей в период подросткового возраста, являющегося крайне сензитивным к воздействиям при формировании системы ценностей [7, с. 41; 5, с. 71].

О важности применения ретроспективного анализа как разновидности биографического метода говорил Б.Г. Ананьев, полагавший, что «при исследовании личности к экспериментальным методам непременным дополнением должен являться метод биографический» [1, с. 183]. Схожей позиции придерживался и В.Н. Мясищев, утверждавший, что «сведения о прошлом являются необходимыми для дополнения и подтверждения того, что в настоящем устанавливает наблюдение» [8, с. 112].

Отношение родителей к детям в прошлом в рамках представленного исследования изучалось с помощью модифицированного опросника родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столина. Модификация методики осуществлялась путем переложения утверждений опросника из настоящего времени в прошедшее (например, из «Я всегда сочувствую своему ребенку» в «Я всегда сочувствовал(а) своему ребенку»).

Исследование было проведено в организациях социального обслуживания Республики Марий Эл. Общая выборка составила 195 человек - 93 человека (33 мужчины и 60 женщин), проживающих в домах престарелых и 102 человека (35 мужчин и 67 женщин), проживающих дома. Средний возраст респондентов, проживающих в домах престарелых, составил 70,7 лет; средний возраст респондентов, не проживающих в домах престарелых, - 71,3 года.

Для выявления статистически значимых связей между исследуемыми параметрами был применен коэффициент корреляции г-Спирмена; выявление статистически значимых различий между двумя выборками осуществлялось при использовании U-критерия Манна-Уитни; математическая обработка полученных эмпирических данных осуществлялась при помощи статистического пакета StatSoft STATISTICA 10.

Исследование было проведено в соответствии с принципами положения Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации.

Информированное согласие было получено от всех субъектов, участвовавших в исследовании.

Результаты и обсуждение

Матрица, полученная в ходе корреляционного анализа, была подвергнута процедуре факторного анализа по методу главных компонентов. По критерию Кайзера в каждой из выборок было выявлено по два фактора с собственным значением больше единицы, которые подверглись вращению по методу варимакс. Факторные нагрузки представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1.

Результаты факторного анализа в выборке проживающих в домах престарелых

Шкалы опросника родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столин Факторные нагрузки

Фактор 1 Фактор 2

Принятие/отвержение 0,846792 0,161552

Кооперация -0,123501 0,817566

Симбиоз 0,169262 0,814541

Авторитарная гиперсоциализация 0,483998 0,402766

Маленький неудачник 0,888107 -0,105897

Собственные значения факторов 1,783947 1,531426

Доля объясненной дисперсии 0,356789 0,306285

* жирным шрифтом выделены факторные нагрузки > 0,8

Таблица 2.

Результаты факторного анализа в выборке проживающих дома

Шкалы опросника родительского отношения А.Я. Варги и В.В. Столин Факторные нагрузки

Фактор 1 Фактор 2

Принятие/отвержение -0,115245 0,942807

Кооперация 0,808570 -0,396780

Симбиоз 0,850619 -0,099593

Авторитарная гиперсоциализация 0,821402 0,112349

Маленький неудачник -0,063141 0,939534

Собственные значения факторов 2,069308 1,951585

Доля объясненной дисперсии 0,413862 0,390317

* жирным шрифтом выделены факторные нагрузки > 0,8

В выборке лиц, проживающих в домах престарелых, факторный анализ выявил два фактора, обусловливающих родительское отношение к детям в прошлом. Первый фактор включает в себя пере— 100 —

менные «Принятие/отвержение» и «Маленький неудачник». Второй фактор включает переменные «Симбиоз» и «Кооперация». Анализируя смысловое содержание переменных, первому фактору можно дать обобщенное название «Эмоциональное отношение родителя к ребенку», второму фактору - «Стремление родителя к единению с ребенком». Данные факторы совокупно объясняют чуть более 66% от общей дисперсии.

В выборке лиц, проживающих вне стационарных организаций социального обслуживания, также выявлено два фактора. Фактор, внесший чуть меньший вклад в объяснение общей дисперсии, так же, как и в выборке лиц, проживающих в домах престарелых, включает в себя шкалы «Принятие/отвержение» и «Маленький неудачник». Однако второй фактор, помимо переменных «Кооперация» и «Симбиоз» включает в себя шкалу «Авторитарная гиперсоциализация», отражающую степень и направление контроля родителя за поведением ребенка.

Сравнение эмпирических данных, полученных в двух выборках, при использовании и-критерия Манна-Уитни позволило выявить статистически значимые различия между переменными, образующими первый фактор (иэмп = 3301,0; р=0,0004 по шкале «Принятие» и иэмп = 2662,5; р = 0,0000 по шкале «Маленький неудачник»). Из этого следует вывод о том, что родители, проживающие в домах престарелых демонстрировали большую эмоциональную близость и, в то же время, больше стремились инфантилизировать ребенка, приписывать ему неуспешность и несостоятельность.

Среди переменных, образующий второй фактор, статистически значимые различия выявлены по шкале «Симбиоз» (иэмп = 3495,5; р = 0,0021) и «Авторитарная гиперсоциализация» (иэмп = 3915,0; р = 0,0459), что свидетельствует об отсутствии у проживающих в домах престарелых стремления установить психологическую дистанцию между собой и ребенком в прошлом, а также более выраженной авторитарности и требовательности в сравнении с пожилыми людьми, не проживающими в домах престарелых.

Заключение

1. Проведенный сравнительный ретроспективный анализ родительского отношения по методике А.Я. Варги и В.В. Столина выявил по два фактора, обусловливающих родительское отношение в каждой из выборок - лиц, проживающих в домах престарелых и лиц, проживающих дома.

2. Фактор, получивший название «Эмоциональное отношение родителя к ребенку», выявлен в обеих выборках и включает в себя переменные «Принятие/отвержение» и «Маленький неудачник».

3. Выявлены различия в содержании второго фактора: в выборке лиц, проживающих в домах престарелых, в структуру фактора не включена переменная «Авторитарная гиперсоциализация», отражающая контролирующий аспект родительского поведения; в то же время в выборке лиц, проживающих не в домах престарелых, данная переменная в структуру фактора включена.

4. Исходя из результатов проведенного факторного анализа следует вывод о том, что в прошлом контроль за ребенком не являлся важной частью родительского отношения как системы вариативных чувств и поведенческих стереотипов в процессе взаимодействия с ребенком, в выборке лиц, проживающих в настоящее время в домах престарелых.

5. Выявлены статистически значимые различия по четырем из пяти шкал методики «Опросник родительского отношения» («Принятие/отвержение», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник»). Пожилые люди, проживающие в домах престарелых в сравнении с лицами, проживающими дома, в прошлом демонстрировали более высокую выраженность:

- эмоциональной близости;

- стремления к инфантилизации ребенка;

- авторитарности и требовательности к подчинению;

- отсутствия стремления к установлению психологической дистанции с ребенком.

6. Результаты данного исследования могут быть использованы в рамках семейного консультирования по вопросам межпоколенных отношений, при организации психологического сопровождения пожилых людей в условиях домов-интернатов для престарелых.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания : избр. психол. тр. / Под ред. А.А. Бодалева. ; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол.-соц. ин-т. - Москва : Изд-во «Ин-т практ. психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1996. 362 с.

2. Архипова О.В. Психологическое сопровождение клиентов позднего возраста в стационарном учреждении социального обслуживания: теоретическая модель и технологии реализации. Москва : ООО Издательство «Социальное обслуживание», 2015. 256 с.

3. Бабакова Л.В., Стрижицкая О.Ю. Копинг-стратегии пожилых людей в Болгарии и России // Интернет-журнал «Мир науки». 2017. Т. 5. № 1. URL: http://mir-nauki.com/PDF/07PSMN117.pdf (дата обращения 10.04.2023).

4. ВдовинаМ. В. Социологическое исследование отказа детей от престарелых родителей //Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2005. № 3. С. 136-150.

5. Горская Ю.М. Особенности развития личности в подростковом возрасте // Молодой ученый. 2020. №43 (333). С. 71-73.

6. Гурко Т. А. Взаимоотношения родителей и взрослых детей: понятия для анализа // Социологические исследования. 2020. № 12. С. 105-115. - DOI 10.31857/S013216250009614-8. - EDN XWJCUX.

7. Мантикова А.В. Формирование личности в старшем пубертатном возрасте // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. №9. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27544215_47822854. pdf (дата обращения: 16.04.2023).

8. Мясищев В.Н. Психология отношений избр. психол. тр. / Под ред. А.А. Бодалева. Москва : Изд-во «Ин-т практ. психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.

9. Стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/ mediabank/zdr4-5.xlsx (дата обращения: 10.04.2023).

10. Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года. URL: https://mintrud.gov.ru/uploads/ magic/ru-RU/Ministry-0-1201-src-1562190899.0201.docx. (дата обращения: 16.04.2023).

11. Сытько Т. И. Типы родительско-детских отношений в процессе семейной сепарации // Наука, религия и искусство в психологическом познании человека : Сборник материалов Сергиево-Посадской сессии научной школы профессора В.С.Агапова. Сергиев Посад. 2014. С. 372-375.

12. Терёхина А.А. Исследование эмоциональной сферы людей пожилого возраста // Материалы 6-й Международной научно-практической конференции, к 100-летию РГУ имени С.А. Есенина. Рязань. 2014. С. 429-431.

13. Харченко Д.О., Сидорчук Т.А. Оздоровительно-образовательные программы для пожилых людей в стационарных учреждениях // Молодёжь и наука: актуальные проблемы педагогики и психологии. 2016. № 1. С. 182-186.

14. Холодов А. Ю. Психолого-педагогическое сопровождение как средство адаптации лиц пожилого возраста к новым жизненным условиям // European Scientific Conference : сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза. 2018. С. 243-246.

15. Шагидаева А. Б. Мотивация пожилых: роль возраста, региона и места проживания // Системная психология и социология. 2014. № 1 (9). С. 86-94.

16. Шаповаленко И.В., Егоров Р.Н. Типы родительской позиции по отношению к взрослым детям // Акмеология. 2019. №1 (69). С. 10-14.

17. Шилова С.Н. Социально-педагогическое сопровождение адаптации и социализации пожилых людей в условиях стационарного учреждения социального обслуживания // Социальная политика и социология. Москва, 2009. № 10 (52). С. 312-319.

References

1. Anan'ev B.G. Psikhologiya i problemy chelovekoznaniya [Psychology and problems of human knowledge]. ; Akad. ped. i sots. nauk, Mosk. psikhol.-sots. in-t. - Moscow : Izd-vo «In-t prakt. psikhologii» ; Voronezh : NPO «MODEK», 1996. 362 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Arkhipova O.V. Psikhologicheskoe soprovozhdenie klientov pozdnego vozrasta v statsionarnom uchrezhdenii sotsial'nogo obsluzhivaniya: te-

oreticheskaya model' i tekhnologii realizatsii [Psychological support of late-age clients in a state social service institution: theoretical model and implementation technologies]. Moscow : OOO Izdatel'stvo «Sotsial'noe obsluzhivanie», 2015. 256 p.

3. Babakova L.V., Strizhitskaya O.Yu. Internet-zhurnal «Mir nauki» [Online magazine "World of Science"]. 2017. vol. 5. no 1. URL: http://mir-nau-ki.com/PDF/07PSMN117.pdf (accessed April 10, 2023).

4. Vdovina M. V. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 18. Sotsiologi-ya i politologiya [Bulletin of the Moscow University. Series 18. Sociology and Political Science]. 2005. no 3. pp. 136-150.

5. Gorskaya Yu.M. Molodoy uchenyy [Young scientist]. 2020. no 43 (333). pp. 71-73.

6. Gurko T. A. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2020. no 12. pp. 105-115. - DOI 10.31857/S013216250009614-8. -EDN XWJCUX.

7. Mantikova A.V. Nauka. Mysl': elektronnyy periodicheskiy zhurnal [The science. Thought: electronic periodical magazine]. 2016. no 9. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_27544215_47822854.pdf (accessed April 16, 2023).

8. Myasishchev V.N. Psikhologiya otnosheniy [Psychology of relationships]. Moscow : Izd-vo «In-t prakt. psikhologii» ; Voronezh : NPO «MODEK», 1995.356 p.

9. Statsionarnye uchrezhdeniya sotsial'nogo obsluzhivaniya grazhdan pozhilogo vozrasta i invalidov [Inpatient social service institutions for elderly and disabled citizens]. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/medi-abank/zdr4-5.xlsx (accessed April 10, 2023).

10. Strategiya deystviy v interesakh grazhdan starshego pokoleniya v Ros-siyskoy Federatsii do 2025 goda [Strategy of actions in the interests of older citizens in the Russian Federation until 2025]. URL: https://min-trud.gov.ru/uploads/magic/ru-RU/Ministry-0-1201-src-1562190899.0201. docx. (accessed April 16, 2023).

11. Syt'ko T. I. Nauka, religiya i iskusstvo v psikhologicheskom poznanii cheloveka : Sbornik materialov Sergievo-Posadskoy sessii nauchnoy shkoly professora B.C.Agapova [Science, religion and art in the psycho— 105 —

logical cognition of man: A collection of materials of the Sergiev Posad session of the scientific school of Professor Agapov V.S.]. Sergiev Posad. 2014. pp. 372-375.

12. Terekhina A.A. Materialy 6-y Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, k 100-letiyu RGU imeni S.A. Esenina [Materials of the sixth International Scientific and Practical Conference on the Centenary of the Yesenin Ryazan State University]. Ryazan'. 2014. pp. 429-431.

13. Kharchenko D.O., Sidorchuk T.A. Molodezh' i nauka: aktual'nye prob-lemy pedagogiki i psikhologii [Youth and science: actual problems of pedagogy and psychology]. 2016. no 1. pp. 182-186.

14. Kholodov A. Yu. European Scientific Conference : sbornik statey IX Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [European Scientific Conference : Collection of articles of the Ninth International Scientific and Practical Conference]. Penza. 2018. pp. 243-246.

15. Shagidaeva A. B. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya [Systems Psychology and Sociology]. 2014. no 1 (9). pp. 86-94.

16. Shapovalenko I.V., Egorov R.N. Akmeologiya [Acmeology]. 2019. no 1 (69). pp. 10-14.

17. Shilova S.N. Sotsial'naya politika i sotsiologiya [Social policy and sociology]. Moscow. 2009. no 10 (52). pp. 312-319.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Рыбаков Александр Владимирович, аспирант

ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» пл. Ленина, 1, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000, Российская Федерация twiky_twix@mail.ru

Лежнина Лариса Викторовна, профессор кафедры психологии развития и образования, доктор психологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» пл. Ленина, 1, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл, 424000, Российская Федерация flouers@mail.ru

DATA ABOUT THE AUTHORS Alexander V. Rybakov, graduate student

Mari State University

1, Lenin Sq., Yoshkar-Ola, Mari El Republic, 424000, Russian

Federation

twiky_twix@mail.ru

Larisa V. Lezhnina, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Professor of the Department of the Developmental and Educational Psychology Mari State University

1, Lenin Sq., Yoshkar-Ola, Mari El Republic, 424000, Russian Federation flouers@mail.ru

Поступила 19.04.2023 После рецензирования 25.04.2023 Принята 29.04.2023

Received 19.04.2023 Revised 25.04.2023 Accepted 29.04.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.