Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ У ОСУЖДЕННЫХ МУЖЧИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ У ОСУЖДЕННЫХ МУЖЧИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
51
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ОСУЖДЕННЫЕ МУЖЧИНЫ / РОДИТЕЛЬСТВО / НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОТЦОВСТВО

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барышева Анна Викторовна

В статье рассматриваются вопросы родительского отношения осужденных мужчин. В теоретической части исследования описаны основные подходы к определению «родительское отношение», охарактеризованы компоненты родительства (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Авторами проработана характеристика нескольких классификаций родительского отношения. Кроме того, приведена развернутая характеристика факторов, влияющих на формирование типа родительского отношения. В исследовании дается характеристика осужденных мужчин, делается акцент на возможностях реализации родительского потенциала в условиях исправительного учреждения. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе исправительного учреждения. Приводится анализ результатов, полученных с помощью трех методик (мотивационно-потребностная сфера отца, диагностика родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), незаконченные предложения). Исследование позволило выделить особенности родительского отношения мужчин осужденных за насильственные преступления. В качестве особенностей родительского отношения данной категории осужденных выделены: высокая мотивация социального одобрения и самоутверждения; авторитарность; проявление интереса к потребностям ребенка; желание проводить с детьми больше времени; низкий уровень способности к выражению позитивных чувств, касающихся достижений и успехов детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Барышева Анна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PARENTAL RELATIONS AMONG CONVICTED MEN SERVING SENTENCES FOR VIOLENT CRIMES

The article deals with the issues of parental relations of convicted men. The theoretical part of the study describes the main approaches to the definition of «parental attitude», describes the components of parenthood (cognitive, emotional, behavioral). The authors have worked out the characteristics of several classifications of parental attitudes. In addition, a detailed description of the factors influencing the formation of the type of parental relationship is given. The study characterizes convicted men, focuses on the possibilities of realizing parental potential in a correctional institution. The article presents the results of an empirical study conducted on the basis of a correctional institution. The analysis of the results obtained using three methods (the motivational and need sphere of the father, the diagnosis of parental attitude (A.Ya. Varga, V.V. Stolin), unfinished sentences) is given. The study allowed us to highlight the features of parental.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ У ОСУЖДЕННЫХ МУЖЧИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ»

профориентационных встреч со школьниками - будущими абитуриентами, обучающимися колледжей. В ходе итоговой аттестации были защищены программы профориентационных проб в СПО Красноярского края с учетом профессиональных стандартов, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Пристального внимания заслуживает экспериментальный проект «Профессионалитет» для СПО. Учебные программы будут реализованы совместно с представителями предприятий - потенциальными работодателями, что создает реальную возможность подросткам и юношам встретиться с пространством будущей профессии. В рамках этого проекта не только уменьшается срок обучения в СПО (станет 2-2,5 года), но и предоставляется возможность получить опыт от наставников-производственников. Появятся занятия по развитию soft skills - управленческих способностей, навыков эмоционального интеллекта, клиентоориентированности, работы в команде.

Рынок труда в России носит отчетливый региональный оттенок, при этом наблюдается невысокий уровень межрегиональной мобильности. Следовательно, основная часть государственной деятельности по координации профориентационной работы осуществляется на региональном уровне. Во многом именно по этой причине в соответствии со статьей 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», статьей 103 Устава Красноярского края, Законом Красноярского края от 01.12.2011 № 13-6604 «О содействии занятости населения в Красноярском крае» Правительством Красноярского края утверждена Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года.

Выводы:

1. Ранняя профессиональная ориентация подрастающего поколения должна осуществляться при системном межведомственном и межинституциональном взаимодействии.

2. Личностный выбор профессии обусловлен системой внутренних мотивов, ценностями с преобладанием самостоятельности, универсализма, безопасности, конформность, гедонизм.

3. Траектория развития региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края на период 20212030 годов учитывает тренд ранней профориентационной деятельности, направленной на формирование осознанного личностного выбора профессии с учетом потребности регионального рынка труда [5].

4. Для реализации программ формирования осознанной профориентационной направленности обучающихся школ необходимо привлекать потенциальных работодателей как носителей профессии, владеющих ее содержанием и новыми требованиями к ее осуществлению.

5. Осознанный выбор профессии значительно повысит качество образования в ходе подготовки специалиста, «на выходе» из образовательной организации работодатель «получит» желающего и готового к осуществлению профессиональных функций работника.

Литература:

1. Конюхов, Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы: справочное издание / Н.И. Конюхов. - Москва, 1992. - 348 с.

2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений / Е.А. Климов. - Москва: Издательский центр «Академия», 2004. - 304 с.

3. Выбор профессии: Российская социологическая энциклопедия - URL: https://russian-social-enc.slovaronlmexom/184%D0%B2%D1%8B%

D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 (дата

обращения: 01.09.2021).

4. Личностный выбор: Энциклопедический словарь по педагогике и психологии. - URL: https://psycholoy_pedaoy.academic.ru/4029/%D0%92%

D0%AB%D0%91%D0%9E%D0%A0_%D0%9F%D0%A0%D0%9E%D0%A4%D0%95%D0%A1%D0%A1%D0%98%D0%98 (дата обращения: 01.04.2022).

5. Стратегия развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года [Утвержден распоряжением Правительства Красноярского края от 05.03.2021 г. №127-р]. - Красноярск, 2021. - 36 с.

6. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. -Москва: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

7. Леонтьев, Д.А. Психология выбора / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Овчинникова, Е.И. Рассказова, А.Х. Фам. - Москва: Смысл, 2015. - 464 с.

8. Национальное агентство развития квалификаций. - URL: https://nark.ru/ (дата обращения: 01.03.2022).

Психология

УДК 159.99

кандидат педагогических наук Барышева Анна Викторовна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

«Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Вологда)

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ У ОСУЖДЕННЫХ МУЖЧИН, ОТБЫВАЮЩИХ НАКАЗАНИЕ ЗА НАСИЛЬСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы родительского отношения осужденных мужчин. В теоретической части исследования описаны основные подходы к определению «родительское отношение», охарактеризованы компоненты родительства (когнитивный, эмоциональный, поведенческий). Авторами проработана характеристика нескольких классификаций родительского отношения. Кроме того, приведена развернутая характеристика факторов, влияющих на формирование типа родительского отношения. В исследовании дается характеристика осужденных мужчин, делается акцент на возможностях реализации родительского потенциала в условиях исправительного учреждения. В статье представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе исправительного учреждения. Приводится анализ результатов, полученных с помощью трех методик (мотивационно-потребностная сфера отца, диагностика родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин), незаконченные предложения). Исследование позволило выделить особенности родительского отношения мужчин осужденных за насильственные преступления. В качестве особенностей родительского отношения данной категории осужденных выделены: высокая мотивация социального одобрения и самоутверждения; авторитарность; проявление интереса к потребностям ребенка; желание проводить с детьми больше времени; низкий уровень способности к выражению позитивных чувств, касающихся достижений и успехов детей.

Ключевые слова: родительское отношение, осужденные мужчины, родительство, насильственные преступления, отцовство.

Annotation. The article deals with the issues of parental relations of convicted men. The theoretical part of the study describes the main approaches to the definition of «parental attitude», describes the components of parenthood (cognitive, emotional, behavioral). The authors have worked out the characteristics of several classifications of parental attitudes. In addition, a detailed description of the factors influencing the formation of the type of parental relationship is given. The study characterizes convicted men, focuses on the possibilities of realizing parental potential in a correctional institution. The article presents the results of an empirical study conducted on the basis of a correctional institution. The analysis of the results obtained using three methods (the motivational and need sphere of the father, the diagnosis of parental attitude (A.Ya. Varga, V.V. Stolin), unfinished sentences) is given. The study allowed us to highlight the features of parental.

Key words: parental attitude, convicted men, parenthood, violent crimes, fatherhood.

Введение. В современных научных источниках встречается такое понятие как «невидимый родитель», его ученые применяют в отношении отцов. Развитие мужчины как отца, процесс его овладения новой роль, осознание смысла родительства, формирование ценности родительства, очень редко попадают в рамки научных исследований.

Роль отца в воспитании ребенка заключается в поощрении его деятельности, направленной на развитие социальных навыков, необходимых ребенку для преодоления комплекса неполноценности. Отец ставит задачи, приводит примеры решений, оказывает необходимую поддержку, способствует самостоятельности ребенка и его направленности на достижение цели. Практически отсутствуют исследования родительского отношения у осужденных мужчин.

По мнению ученых преступление накладывает отпечаток на личностные качества человека. Так насильственные преступления, к которым относят убийства (ст. 105 УК РФ), причинение вреда здоровью (ст. 111-115 УК РФ), изнасилования (ст. 131 УК РФ) и хулиганство (ст. 213 УК РФ), образуют относительно самостоятельный «блок» уголовных правонарушений. Механизмом, объединяющим этот вид преступлений, является пренебрежительное и агрессивное отношение к людям, неприкосновенность жизни другого человека, его честь и достоинство не являющиеся ценностью. Свое «я» преступники проявляют в формах, противоречащих интересам общества. В период отбывания наказания у большинства осужденных актуализируются родительские чувства, они часто вспоминают о детях, испытывая положительные эмоции и одновременно чувство вины по отношению к своим детям. Своевременная диагностика и коррекция родительского отношения у осужденных мужчин будет способствовать расширению ресурсов, на которые они могут опираться в процессе адаптации в социум после освобождения. Кроме того, подобные меры будут положительно сказываться на детях.

Изложение основного материала статьи. По мнению Р.В. Овчаровой «родительское отношение» наряду с ценностными ориентациями родителей, родительскими установками и ожиданиями, родительскими чувствами, родительскими позициями, родительской ответственностью, стилем семейного воспитания, являются составляющими родительства.

Основными составляющими родительства являются: 1. Когнитивная составляющая - осознание родителями родственной связи с ребенком, представление о себе как о родителе, суждение об идеальном родителе, образ супруга(и) как родителя ребенка, багаж знаний в сфере функций родительства, образ ребенка. 2. Эмоциональная составляющая -субъективное ощущение себя как родителя, родительские чувства, отношение к ребенку, отношение человека к себе как к родителю, отношение к супругу как к родителю общего ребенка. 3. Поведенческая составляющая - умения, навыки и деятельность родителя по организации ухода за ребенком, его материальному обеспечению, воспитанию и обучению, взаимоотношения с партнером как с родителем общего ребенка, стиль семейного воспитания.

Таким образом, родительское отношение - это система многообразных чувств по отношению к детям, поведенческих шаблонов, реализуемых в общении с ребенком, оценка личности ребенка, понимание его поступков.

По мнению Кулагиной Ю.И. необходимо рассматривать два основных компонента родительского отношения [2, С. 205]: 1. Родительская теплота - наличие достаточного уровня эмоциональной близости, родительской любви, эмоционального принятия (похвала, поддержка ребенка, одобрение его поступков, проявление внимания) или отвержение (критика, неприятие желаний ребенка, жалоб, жестокости). 2. Родительский контроль: уровень контроля над поведением детей (высокая - с большим количеством ограничений, запрещений; низкая - с минимумом запретов). Высокий уровень -ограничение самостоятельности детей, установлении перечня обязанностей, которые ребенок должен беспрекословно выполнять, соблюдать установленные родителем правила. Низкая степень контроля характеризуется тем, что родитель предъявляет меньше требований к ребенку, меньше его контролирует, и в его поведении отсутствуют запретительные тенденции.

В современных исследованиях не представлены четкие (общепринятые) критерии родительского отношения. Ученые отмечают, что при описании родительского отношения, необходимо оценивать его одновременно в эмоциональном и поведенческом аспектах. Соотношение этих аспектов дает четыре типа родительского отношения [4]: 1. Теплое отношение к ребенку в сочетании с его самостоятельностью и инициативностью; 2. Холодное разрешающее отношение (холодность к ребенку, ограниченность родительских чувств совмещаются с обеспечением достаточной свободы); 3. Теплое ограничивающее отношение (эмоционально насыщенное отношение к детям, с гиперконтролем); 4. Холодное ограничивающее отношение (постоянная критика ребенка, придирки, а в некоторых ситуациях и с преследованием любого его самостоятельного поступка).

В психологических исследованиях описаны различные классификации родительского отношения. При составлении типологии авторы также используют различные критерии. А.Я. Варгой и В.В. Столиным предложена классификация, в которой в качестве основных критериев выступают осознание родителями значимости эмоционального контакта с ребенком, частота эмоционального взаимодействия родителей и детей, адекватность эмоциональности родителя по отношению к ребенку. В методике представлено подробное описание 5 типов родительского отношения [1, С. 630]: «Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник».

Содержательное наполнение родительского отношения многофакторно и зависит от доминирования того или иного фактора. Рассмотрим их подробнее.

Общественное влияние. Это формализованное воздействие, к которому относят социальное регулирование процессов рождаемости, целенаправленное государственное воздействие на мотивацию семьи в сфере репродукции, материально-нравственная поддержка рождаемости. Неформальное влияние реализуется через совокупность социальных влияний, влияющих на ценностные ориентиры и установки личности (средства массовой коммуникации, культура, искусство, репродуктивные установки, шаблоны генеративного поведения в обществе и пр.). Все вышеперечисленное способствует формированию у человека конгломерата чувств и обязанностей, связанных с воспитанием детей. Формальное влияние общества осознаётся человеком. Неформализованное влияние практически не осознается, но его влияние на формирование определенного типа родительского отношения является более сильным.

Родительская семья - это среда, в которой ребенок воспитывается, а родители выступают в качестве агентов социализации, являясь при этом самыми значимыми людьми. Многие семьи повторяют тип родительской семьи. Осуществление родительского поведения осознанно или неосознанно копируется в собственной семье.

Собственная семья. Формирование родительского отношения в новой семье идет во взаимодействии двух родительских моделей (мужа и жены), воспитывающих ребёнка. В такой ситуации происходит взаимодополнение и расширение палитры родительского репертуара.

Нереализованные потребности родителей. Некоторые семьи становятся детоцентрированными. Ребенок является единственным объектом удовлетворения родительской потребности. Кроме того, выделяют потребность в привязанности и потребность родителя в достижениях, которые влияют на отношение к ребенку.

Личностные особенности родителей и особенности супружеских отношений. Тип родительского отношения определяется личностными характеристиками родителя. Каждый родитель осуществляет конструирование модели семьи и родительства, предлагаемых обществом и родительской семьей, в зависимости от имеющихся установок и личностных особенностей.

Личностные особенности ребенка и обстоятельства рождения ребенка. Родители, длительное время планирующие ребенка, пережившие отрицательные эмоции в период беременности и родов могут испытывать страх потерять ребенка, что приводит к искажению реальности. Эмоциональное отвержение ребенка может возникнуть в результате нежелательного внешнего вида ребенка, несоответствие его пола ожидаемому или желаемому, трудности в личной жизни, связанные появлением ребенка.

Особого внимания требует изучение вопроса о родительских отношениях в таких специфических группах, как осужденные мужчины. Так, при анализе детско-родительских отношений можно предположить (со слов сотрудников психологической службы), что осужденные, находясь в исправительных учреждениях (далее - ИУ), испытывают тоску по своим детям [2, С. 87]. Специалисты отмечают склонность мужчин обвинять себя в том, что отсутствуют в тот момент, когда так нужны им. В условиях лишения свободы происходит идеализация отношений со своими детьми. Осужденные, находясь в ИУ склонны думать, что после освобождения иначе будут относиться к своим обязанностям по воспитанию ребенка. Несмотря на это, большая часть персонала ИУ, непосредственно взаимодействующего с осужденными, указывает на то, что 90 % осужденных испытывают родительские чувства по отношению к своим детям только на территории колонии. По их мнению, после освобождения из ИУ судьба ребенка их перестает интересовать.

По данным личных дел только 10 % осужденных пытаются реализовать свой родительский потенциал в условиях лишения свободы (выплачивают алименты, не уклоняются от родительских обязанностей). Эти факты указывают на то, что родительское отношений у осужденных мужчин имеет специфические особенности, причины которых могут зависеть от психологических особенностей и личностных характеристик данной категории.

С целью изучения особенностей родительского отношения у осуждённых мужчин, отбывающих наказание за насильственные преступления, было проведено исследование на базе ФКУ ИК-12 ФСИН России по Ярославской области. В исследовании принимали участие 40 осуждённых мужчин, в возрасте с 25 до 45, непосредственно имеющих опыт родительства. Выборка была разделена на две группы: 1 - осуждённые мужчины, отбывающие наказание за насильственные преступления, имеющие детей; 2 - осуждённые мужчины, отбывающие наказание за ненасильственные преступления, имеющие детей.

Методика «Мотивационно-потребностная сфера отца» (далее - МСО) позволяет изучить детерминанты отцовского отношения к ребенку. Анализ результатов, полученных с помощью методики «МСО» свидетельствуют о том, что у осуждённых мужчин, отбывающих наказание за насильственные преступления, преобладает мотивация социального одобрения (9,2) и мотивация самоутверждения (8,05) в процессе воспитания детей. Высокие баллы по шкале «мотивации социального одобрения» указывают на стремление осужденных получить признание, положительную оценку своего поведения, затрагивающего отцовство, ведут себя так, как предписывает общество, активно взаимодействуя с ребенком.

Высокое значение по шкале «мотивация самоутверждения» говорит о проявлении власти, решительности, демонстрации ребенку своих сильных качеств, в процессе воспитания. У мужчин прослеживается тенденция к активному доминированию и подчинению ребенка своей воле в процессе взаимодействия. Проявлением мужественности отца выступает авторитарность и жестокость в процессе воспитания.

20% опрошенных в экспериментальной группе имеют максимальные показатели по всем шкалам, что свидетельствует о присутствии всех видов мотивации, использующихся в процессе воспитания детей. Мотивация социального одобрения выявлена у 75% испытуемых. Данные показатели указывают на то, что мужчины, осужденные за насильственные преступления, больше «играют на публику», показывая, какими они могут быть хорошими родителями, при этом не всегда это является правдой. Они в меньшей степени проявляют родительскую позицию в отношении своих детей, при этом социуму доказывают, что они достойные родители. 65% опрошенных имеют высокий показатель по шкале «самоутверждения», что проявляется в таких отрицательных родительских качествах, как жестокость в воспитании, авторитарность и подчинение ребенка определенным правилам.

Высокие показатели по шкалам «социального одобрения» и «самоутверждения» у контрольной группы почти в два раза меньше (35% и 10% соответственно). Данное различие в группах может говорить о таких личностных характеристиках осужденных за насильственные преступления, как доминирование, проявление власти, эгоизм, привычка решать вопросы силовым способом.

Для анализа различий уровня выраженности мотивации социального одобрения и мотивации самоутверждения мы использовали и-критерий Манна-Уитни. Результаты расчета свидетельствуют о том, что различия между группами осужденных, можно считать существенными и статистически значимыми (Шр> Шмп).

Полученные результаты можно связать с особенностями личности осуждённых мужчин, отбывающих наказание за насильственные преступления. Такие лица отличаются высоким уровнем авторитарности, стремятся выглядеть в глазах других хорошими отцами, всячески показывают ребёнку свою власть над ним, но при этом такие отцы являются заботливыми, ставят интересны ребёнка выше своих, защищают от всех вмешательств со стороны социума.

Использование в исследовании методики диагностики родительского отношения (далее - ОРО) А.Я. Варга, В.В. Столин, позволило выявить, что преобладающими типами родительского отношения у осужденных, отбывающих наказание за насильственные преступления, являются «авторитарная гиперсоциализация» (100%), «маленький неудачник» (95%), «принятие» (90%). Наименее предпочтительными типами родительского отношения являются «симбиоз» (30%) и «кооперация» (40%).

У осужденных, отбывающих наказание на ненасильственные преступления, предпочтение типа родительского отношения выглядит несколько иначе. Так, наиболее предпочтительными типами родительского отношения является «принятие» (100%) и «маленький неудачник» (100%). Такие типы родительского отношения как «авторитарная

гиперсоциализация» и «симбиоз» свойственна только для 80% и 45% респондентов, соответственно. Низкие значения у значительной части респондентов этой группы (75%) представлены по шкале «кооперация».

Высокие значения по шкале «авторитарная гиперсоциализация» свидетельствуют о том, что мужчины демонстрируют более авторитарную позицию по отношению к детям, задают жестокие рамки поведения и требуют их беспрекословного соблюдения. Такой тип родителя старается навязать ребенку свою волю. По мнению авторов методики, такой тип родителя не всегда является полезным, как субъект, реализуемый родительские функции по отношению к ребенку. Это подтверждается и реальной картиной - многие осужденные не могут охарактеризовать свое отношение к ребенку однозначно, так как нахождение в исправительных учреждениях вносит в них существенные коррективы. Низкие значения по шкале «маленький неудачник» свидетельствуют о том, что мужчины верят в способности своего ребенка в возможности самореализации, считают его самостоятельным. Высокие значения по шкале «принятие-отвержение» указывают на выраженное положительное отношение к ребенку. Мужчины стараются принять ребенка таким, какой он есть, стараются принимать и уважать его индивидуальность, поддерживать его интересы и планы, ориентированы на длительное проведение времени с ребенком. На наш взгляд появление высоких баллов по рассматриваемой шкале связано с ситуацией отбывания наказания. Мужчины переживают разлуку с ребенком, переосмысливают вопросы отцовства. Не «популярность» типа родительского отношения «симбиоз» указывает на установление большинством респондентов (70%) психологической дистанции между собой и ребенком, недостаточное проявление заботы. Такие характеристики также свидетельствуют об отсутствии у осужденных мужчин способностей стать хорошим учителем и воспитателем для ребенка. По шкале «кооперация» 60% респондентов имеют средние значения. Мужчины с такими характеристиками демонстрируют недостаточный интерес к интересам ребенка, не всегда поощряет самостоятельность ребенка, не во всех ситуациях устанавливаются равные позиции в отношении с ребенком.

У осужденных за ненасильственные преступления высокие баллы по шкалам «принятие-отвержение» и «маленький неудачник», так же свидетельствуют об отсутствии сложностей в реализации отцовской функции. Можно отметить, что у респондентов этой группы низкие и средние значения по шкале «авторитарная гиперсоциализация» свидетельствуют о том, что 50% мужчин демонстрируют отсутствие контроля за поведением ребенка, что так же не способствует успешной реализации родительской функции.

Результаты исследования показывают, что большему числу респондентов данной группы (45%) по сравнению с осужденными, совершившими насильственные преступления (30%), свойственен тип родительского отношения «симбиоз». Такой тип родительского отношения указывает, что мужчины, отбывающие наказание за ненасильственные преступления, не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, предпочитают быть ближе к ребенку, оградить его от неприятностей, удовлетворить его основные потребности. Такие характеристики осужденных способствуют более успешной реализации отцовства.

Для анализа различий уровня выраженности по шкале «авторитарной гиперсоциализации» (контроль) мы использовали и-критерий Манна-Уитни. Показатели данного критерия свидетельствуют о том, что различия между мужчинами, можно считать существенными и статистически значимыми (икр>Шмп). Это означает, что авторитарность, стремление навязать ребенку свое видение и мнение, огородить его от самостоятельности в действиях - является характеристиками, отличающими мужчин, осужденных за насильственные преступления, от мужчин, отбывающих наказание за ненасильственные преступления. При этом различия уровня выраженности по остальным шкалам (отвержение, кооперация, симбиоз, инфантилизация) находились в зоне незначимости.

Такие образом, исследование позволяет говорить о преобладающих у осужденных, отбывающих наказание за насильственные преступления, негативных типов родительского отношения, имеющих незначительные ресурсы для реализации эффективного родительского отношения, способствующего развитию ребенка.

Далее перейдем к представлению и интерпретации данных, полученных с помощью методики «Незаконченные предложения», которая позволяет оценить особенности взаимодействия родителя и ребенка в различных ситуациях, оценить набор компетентностных реакций родителей. Анализ результатов позволяет говорить о том, что мужчины, осужденные за насильственные преступления, в большем соотношении 70% к группе мужчин, осужденных, за ненасильственные преступления 50%, в ответах на предложенные ситуации указали на границы поведения ребенка в случаях, когда их активность эти рамки нарушает. Это может свидетельствовать о контроле ребенка родителем, о стремлении напомнить, что его действия должны быть в рамках, установленных взрослым и в случае нарушения, последует критика. Так же мужчины этой категории импульсивны в случаях, когда действия окружающих им не нравятся, они не способны принимать точку зрения других. Лишь 45% мужчин, осужденных за насильственные преступления, смогли выразить свои позитивные чувства в отношении достижений ребенка. Еще 35% опрошенных этой же группы предложили изменение поведения ребенка, которое не нарушало бы границы. Столь незначительный процент может говорить о том, что осужденные не имеют достаточного опыта взаимодействия с ребенком. В большинстве случаев осужденные оценивали действия ребенка не похвалой, а порицанием. Согласно теоретическим исследованиям, отцовская любовь не врожденная, она формируется в процессе взросления ребенка. Отец традиционно является носителем социальных норм и требований по отношению к ребенку, это эталон поведения. На наш взгляд, сложности с выражением эмоций у осужденных определяются, в том числе, характером совершенного преступления. Отец перестает выполнять функцию эталона, система требований, которая действовала до попадания в исправительное учреждение, перестает действовать. Кроме того, на наш взгляд, значительное влияние на поведение осужденных оказывают особенности их воспитания в родительских семьях.

Исходя из результатов, полученных с помощью критерия Х2, можно заметить следующее. Распределение полученных ответов по шкале «выражение своих позитивных чувств по поводу достижений ребенка» является не случайным, значит, что выражение положительных эмоций больше выражено у мужчин, осужденных за ненасильственные преступления. По остальным шкалам значение Х2 не является значимым и различий между группами респондентов не выявлено.

Выводы. Таким образом, к особенностями родительского отношения мужчин, осужденных за насильственные преступления, можно отнести следующее: 1. Высокая мотивация социального одобрения и самоутверждения. Они активно взаимодействуют со своими детьми, стараясь получить одобрение в глазах общества; 2. Авторитарность. Они показывают детям свою власть, ставят поведенческие рамки и требуют соблюдения дисциплины и правил; 3. Проявление интереса к потребностям ребенка, заинтересованы в оказании помощи в решении возникающих трудностей. Они принимают своих детей с их особенностями, взглядами, интересами; желание проводить с детьми больше времени; 4. Низкий уровень способности к выражению позитивных чувств, касающихся достижений и успехов детей.

Выявленные особенности могут быть положены в основу специализированной программы работы специалистов исправительного учреждения с данной категорией осужденных по коррекции их родительского отношения, способствующего с одной стороны улучшению качества взаимоотношений с детьми, а с другой - развитию детей.

Литература:

1. Варга, А.Я. Современный ребёнок. Энциклопедия взаимопонимания / А.Я. Варга. - Москва: ОГИ: Прагматика культуры, 2006. - 640 с.

2. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология / И.Ю. Кулагина. - Москва: Сфера, 2008. - 463 с.

3. Мартынова, А.А. Система семейных взаимоотношений у осужденных / А.А. Мартынова // Ученые записки СПБГМУ им. И.П. Павлова. - 2015. - № 4. - С. 86-90

4. Фомина, Л.К. Понятие и типы детско-родительских отношений / Л.К. Фомина // Молодой ученый. - 2014. - № 2 (61). - С. 704-707.

Психология

УДК 316.472.3

кандидат психологических наук, доцент Дохоян Анна Меликсовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир); старший преподаватель Маслова Ирина Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Армавирский государственный педагогический университет» (г. Армавир)

КИБЕРБУЛЛИНГ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. С быстрым распространением новых средств массовой информации, Интернета и мобильных устройств, получило развитие новое явление современного цифрового мира - кибербуллинг. Кибербуллинг можно рассматривать как преднамеренное агрессивное действие в Интернете. Обычно оно направлено на причинение вреда жертве виртуального насилия. Кибербуллинг включает в себя подвергание жертвы оскорблениям, принуждению, притеснениям, преследованиям и клевете с использованием электронных средств связи. Барьер для издевательств над другими чрезвычайно низок благодаря анонимности в Интернете. Жертвы часто оказываются бессильными перед подобными атаками. Кибербуллинг оказывает огромное негативное влияние на людей. Будь то частное лицо, общественный деятель или корпорация, цифровое насилие может нанести долгосрочный ущерб. Таким образом, существует реальная опасность разрушительных психологических воздействий на человека. Именно поэтому важно знать и понимать психологические аспекты кибербуллинга, которые будут рассмотрены в данной работе.

Ключевые слова: интернет, информационные технологии, буллинг, кибербуллинг, травля, агрессия, психология.

Annotation. With the rapid spread of new media, the Internet and mobile devices, a new phenomenon of the modern digital world has developed - cyberbullying. Cyberbullying can be considered as a deliberate aggressive action on the Internet. It is usually aimed at harming the victim of virtual violence. Cyberbullying involves subjecting the victim to insults, coercion, harassment, harassment and slander using electronic means of communication. The barrier to bullying others is extremely low due to anonymity on the Internet. Victims often find themselves powerless in the face of such attacks. Cyberbullying has a huge negative impact on people. Whether it's an individual, a public figure, or a corporation, digital violence can cause long-term damage. Thus, there is a real danger of destructive psychological effects on a person. That is why it is important to know and understand the psychological aspects of cyberbullying, which will be considered in this paper.

Key words: Internet, information technology, bullying, cyberbullying, bullying, aggression, psychology.

Введение. Слово «буллер» обозначает человека, который намеренно мучает других. Это может происходить открыто и физически в ходе, а также скрытно или психологически из-за распространения слухов. Такое «издевательство» в конечном итоге может иметь место при всех способах общения друг с другом.

Кибербуллинг предполагает использование информационных и коммуникационных технологий для преднамеренного, повторяющегося и враждебного поведения отдельного лица или группы лиц, направленного на причинение вреда другим. Примеры кибербуллинга включают в себя подлые текстовые сообщения или электронные письма, слухи, отправленные по электронной почте или размещенные в социальных сетях, а также фотографии, видео, веб-сайты или поддельные профили [1]. Под кибербуллингом понимаются различные формы клеветы, оскорблений, преследований, притеснений, разоблачений или принуждения людей с помощью электронных средств связи через Интернет, которые охватывают длительные периоды времени.

Кибербуллинг может быть абсолютно разрушительным для жертв. Очевидно, что издевательства существовали еще до появления «кибермира». Это не новая концепция. Многие антропологи считают, что издевательства на самом деле были очевидны с самого рождения нашего вида и были унаследованы от наших первобытных предков. Согласно Кристоферу Бему, доктору философии, в его книге «Происхождение морали», обезьяны и шимпанзе регулярно совершали действия, похожие на издевательства, которые давали буллеру такие преимущества, как повышение социального статуса, столь необходимые ресурсы или «репродуктивные возможности».

Изложение основного материала статьи. Перенесемся к рождению человека разумного и добавим к этому человеческие компоненты языка и культуры, и издевательства превратятся из социального доминирования или стратегии выживания в коварную и разрушительную деятельность. Способность языка облегчать общение, координировать поведение, выражать мысли и сплетничать полностью изменила интенсивность и воздействие издевательств.

В нашем современном обществе, где терпимо относятся к жестоким видеоиграм, фильмам, телешоу, создается новая культурная норма, которая влияет на мысли и действия общества.

Разница между кибербуллингом и буллингом. Для объяснения кибербуллинга необходимо для начала рассмотреть приставку «кибер». Если рассмотреть эту приставку, то она означает «относящийся к виртуальному воображаемому миру, созданному компьютерами, например, киберпространству. Таким образом, определение термина несложно вывести - это издевательства, которые происходят в виртуальном мире, то есть через Интернет или мобильный телефон.

Традиционное издевательство возможно только в ограниченном пространстве и времени. Это означает, что жертва, над которой издеваются, должна встретиться лицом к лицу с буллером как в пространстве, так и во времени, чтобы в первую очередь подвергнуться издевательствам. Кибербуллинг исключает эту необходимость, ведь он вне пространства и времени.

Чтобы проиллюстрировать это на примере, можно представить оскорбительный комментарий на странице профиля учащегося в Вконтакте [5], написанный буллером. Этот комментарий доступен для чтения всем друзьям человека, над которым издеваются, и он будет доступен в любое время. Ученику, над которым издеваются в этом случае, даже не обязательно сразу узнавать об этом. Это подводит к еще одному моменту, который отличает кибербуллинг от

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.