_BLOK_coll.qxd 03.04.2008 14:14 Page 128 q э—
В помощь врачу
Т.И. Каганова1,2, О.В. Кучумова1
1 Самарский государственный медицинский университет
2 Детская городская клиническая больница № 1, Самара
Факторы риска задержки физического развития у детей
ЦЕЛЬЮ ИССЛЕДОВАНИЯ ЯВИЛОСЬ ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОРОВ РИСКА ЗАДЕРЖКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 7-11 ЛЕТ (п = 70), ГОСПИТАЛИЗИРОВАННЫХ В ОТДЕЛЕНИЕ ЭНДОКРИНОЛОГИИ ПО ПОВОДУ ОТСТАВАНИЯ В РОСТЕ. ГРУППУ КОНТРОЛЯ СОСТАВИЛИ 30 ДЕТЕЙ НОРМАЛЬНОГО РОСТА ТОГО ЖЕ ВОЗРАСТА. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОЦЕНИВАЛИ ЦЕНТИЛЬНЫМ МЕТОДОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ СТАНДАРТОВ. ИЗУЧАЛИСЬ ДАННЫЕ АНАМНЕЗА ЖИЗНИ И ЗАБОЛЕВАНИЯ, СЕМЕЙНОГО АНАМНЕЗА, ЖИЛИЩНО-БЫТОВЫХ УСЛОВИЙ. ДЕТЯМ ПРОВЕДЕНО ЭХОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ. У ЧАСТИ ПАЦИЕНТОВ ОБЕИХ ГРУПП ОПРЕДЕЛЯЛИ СОДЕРЖАНИЕ КАЛЬЦИЯ, ФОСФОРА, МАГНИЯ, ЖЕЛЕЗА, ЦИНКА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ МЕТОДОМ ФОТОМЕТРИИ. НА ОСНОВАНИИ КОРРЕЛЯЦИОННОГО АНАЛИЗА ВЫЯВЛЕНЫ ФАКТОРЫ РИСКА НИЗКОРОСЛОСТИ У ДЕТЕЙ: ОСЛОЖНЕННОЕ ТЕЧЕНИЕ БЕРЕМЕННОСТИ У МАТЕРИ; НИЗКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАТУС РОДИТЕЛЕЙ, ПОКАЗАТЕЛИ РОСТА РЕБЕНКА В 1 И 3 ГОДА, СОДЕРЖАНИЕ КАЛЬЦИЯ И ФОСФОРА В СЫВОРОТКЕ КРОВИ, А ТАКЖЕ ГИПОПЛАЗИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: НИЗКОРОСЛОСТЬ, ДЕТИ, ФАКТОРЫ РИСКА, ДЕФИЦИТ КАЛЬЦИЯ.
128
Задержка роста у детей является отражением неблагополучного состояния организма в целом и длительно может быть единственным проявлением ряда заболеваний. Низкорослость приводит к нарушению психологической адаптации и социальной депривации ребенка [1-4]. Различают эндокринозависимые и неэндокринные формы задержки роста. По данным Центра биотической медицины, отставание в физическом развитии у детей может быть обусловлено дисбалансом следующих макро- и микроэлементов: цинка, меди, магния, кобальта, кальция, железа. Решающее значение имеет обеспеченность организма кальцием, оптимальное поступление которого с пищей способствует его накоплению в скелете и росту костей. В России у половины детского населения суточное потребление кальция составляет около 50% от возрастной нормы [5, 6]. Целью настоящего исследования явилось изучение факторов риска задержки физического развития у детей.
Обследовано 70 детей в возрасте 7-11 лет, госпитализированных в отделение эндокринологии ДГКБ № 1 Самары с жалобами на отставание в росте (основная группа). Группу сравнения составили 30 детей нормального роста того же возраста. Физическое развитие оценивали центильным методом с использованием региональных и международных стандартов (National Center for Health Statistics, 1987) — перцентильных графиков роста и массы тела мальчиков и девочек от 2 до 18 лет жизни. Определяли коэффициент стандартного отклонения (standard deviation — SD) роста для данного пола и возраста [1, 7]. Методом анкетирования изучали анамнез жизни и заболевания, семейный анамнез, социальный статус обследованных.
Выполнено эхографическое исследование щитовидной железы с оценкой ее объема. Наличие зоба определяли в соответствии с рекомендациями ВОЗ: при превышении верхнего предела нормы (97 перцентили) объема щитовидной железы для данного пола и площади поверхности тела [8].
Контактная информация:
Каганова Татьяна Ивановна, доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой педиатрии Самарского государственного медицинского университета, главный врач Детской городской клинической больницы № 1, Самара Адрес: 443079, Самара, пр. К. Маркса, 165А, тел. (846) 260-36-95 Статья поступила 30.11.2007 г., принята к печати 31.03.2008 г.
T.I. Kaganova12, O.V. Kuchumova1
1 Samara State Medical University
2 Child city clinical hospital № 1, Samara
Risk factors of delays of child physical development
RESEARCH TARGETED STUDYING RISK FACTORS FOR DELAYS PHYSICAL
DEVELOPMENT OF CHILDREN (n = 70) AGED 7-11 YEARS. CONTROL GROUP WAS COMPRISED OF 30 CHILDREN OF NORMAL HEIGHT OF THE SAME AGE. PHYSICAL DEVELOPMENT WAS EVALUATED BY CENTILE METHOD USING REGIONAL AND INTERNATIONAL STANDARDS, STUDYING DATA OF LIFE AND DISEASE ANAMNESIS, FAMILY ANAMNESIS, LIVING CONDITIONS. CHILDREN HAD THEIR THYROID GLANDS STUDIED ULTRASONICALLY. BLOOD LEVELS OF CALCIUM, PHOSPHOR, MAGNESIUM, FERRUM, ZINC WERE IDENTIFIED BY PHOTOMETRY METHOD FOR SOME CHILDREN IN BOTH GROUPS. CORRELATION ANALYSIS MAKES IT POSSIBLE TO STATE RISK FACTORS OF CHILDREN DWARFISM: LOW EDUCATIONAL STATUS OF PARENTS, CHILD HEIGHT FIGURES AT THE AGE OF 1 AND 3 YEARS, CALCIUM AND PHOSPHOR BLOOD LEVELS, AS WELL AS THYROID HYPOPLASY.
KEY WORDS: DWARFISM, CHILDREN, RISK FACTORS, CALCIUM DEFICIT.
Є
У части детей содержание в сыворотке крови кальция, фосфора, магния (реагенты «Human», Германия), цинка (реагент «Sentinel CH», Италия) изучали фотометрическим методом (фотометр Cobas Mira, Roche Diagnostics, Швейцария), железа (реактивы «PLIVA — Lachema», Чехия) на клиническом фотоколориметре (КФК № 3) в биохимической лаборатории ДГКБ № 1 Самары.
Статистический анализ результатов исследования проводили с помощью программы STATISTICA 5.0 (StatSoft, США). Количественные показатели представлены в виде среднего арифметического значения ± стандартное отклонение. Различия количественных показателей оценивали с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок, их связь — рассчитывая коэффициент корреляции (r) по Пирсону. Статистически значимыми считали различия при р < 0,05. Среди пациентов с задержкой роста было 42 (60%) мальчика и 28 (40%) девочек. При оценке степени дефицита роста для данного пола и возраста у половины пациентов выявлено отклонение роста в пределах от — 2 до — 3 SD, а у 1/3 (21 пациент) — более — 3 SD. У 12 (17%) обследованных показатель SD роста составлял от — 1 до — 2, ау2(3%) детей был даже нормальный рост (вследствие предыдущего лечения гормоном роста). Такое распределение не характерно для эпидемиологических показателей и связано с особенностью обращаемости пациентов за специализированной помощью (только при значительном отклонении роста ребенка от нормы) [2-4].
Сравнение низкорослых пациентов и детей нормального роста не выявило связи между ростом родителей, показателями целевого финального роста детей и роста на момент обследования, так как в основной группе преобладали пациенты с генетическими синдромами, а также со спорадическими или связанными с мутациями дефектами генов, определяющих рост ребенка. Обнаружена очень слабая положительная корреляция параметров физического развития со скоростью роста ребенка. Определена связь (г = 0,42, p >0,05) между осложненным течением беременности и развитием низкорослости у детей, при этом порядковый номер беременности и родов, а также течение родов не оказывали достоверного влияния на показатель роста (р > 0,10). Корреляции между ростом при рождении и на момент обследования не установлено. Наиболее информативными были показатели роста в 1 год: выявлена значительная положительная корреляция с параметрами физического развития в допубертатном возрасте (г =0,91, р <0,05). Обнаружены достоверная умеренно выраженная связь между показателями роста в
3 года и ростом на момент обследования (р < 0,05), отрицательная корреляция — между составом семьи и показателями роста ребенка (г =-0,47; р <0,05). Обнаружена также достоверная обратная связь между уровнем образования (отсутствие высшего образования) матери (г = 0,37), отца (г = 0,45) и ростом их детей (р < 0,05). Результаты эхографического исследования щитовидной железы показали, что у детей основной группы объем щитовидной железы (3,2 ± 1,5 мл) достоверно (р < 0,01) меньше, чем у детей группы сравнения (6,3 ± 2,4 мл). Корреляционный анализ позволил выявить зависимость между малыми размерами щитовидной железы и задержкой роста у детей (г = 0,91; р < 0,01), что, вероятно, было связано с высокой частотой первичного гипотиреоза (у 37% детей основной группы) как одной из причин низкорослости. Анализ содержания микроэлементов в сыворотке крови показал, что в группе детей с задержкой роста уровень кальция и фосфора был достоверно ниже, чем у детей с нормальным ростом (см. табл.). Сывороточные концентрации магния, железа и цинка в группах сравнения не различались.
алпІЩО^І
для крепких костей и здоровых зубов
Когда рекомендуется принимать таблетки Кальцинова?
детям в период роста и развития детям, не употребляющим молока и молочных продуктов как дополнение к рациону питания для укрепления и защиты зубов
-е
Какая рекомендуемая доза таблеток Кальцинова?
дети от 2 до 4 лет:
1 таблетка в сутки - профилактическая,
2-3 таблетки в сутки - терапевтическая
дети от 4 лет:
2 таблетки в сутки - профилактическая,
4-5 таблеток в сутки - терапевтическая
Таблетки Кальцинова имеют четыре фруктовых вкуса: малины, ананаса, клубники и киви. Таблетки необходимо разжевывать.
Отпускается в аптеках без рецепта врача. Упаковка: 27 таблеток. Регистр, свид. М3 РФ П№015024/01-2003 от 19.06.2003
Представительство в РФ
123022, г. Москва ул. 2-я Звенигородская, д. 13, стр. 41, эт. 5 Тел.: (495)739 6600 Факс: (495) 739 6601 E-mail: [email protected] www.krka.ru
Препарат кальция с фруктовыми вкусами, разработанный специально для детей
Russia, 03/2008,2008-7032
Таблица. Содержание микроэлементов в сыворотке крови обследованных детей
Микроэлементы Группа сравнения Основная группа Р
Кальций, ммоль/л 2,5б і 0,17 2,40 і 0,23 < 0,01
Фосфор, ммоль/л 1,13 і 0,14 1,59 і 0,2б < 0,01
Магний, ммоль/л 0,S2 і 0,13 0,S5 і 0,1S нд
Железо, мкмоль/л 20,2 і 2,2 1S,6 і 3,4 нд
Цинк, мкмоль/л 14,3 і 2,1 13,2 і 2,7 нд
Примечание:
нд — различия статистически недостоверны (р > 0,05).
>
у
га
а
со
.а
3
о
S
о
с
m
Гипокальциемия как состояние латентного дефицита кальция наблюдается при различных патологических состояниях (гипопаратиреозе, дефиците соматотропного гормона, нарушении всасывания Са2+), одним из проявлений которых является задержка роста у детей. Отчасти, это может быть связано и с недостаточным потреблением детьми кальция с пищей. Многие авторы указывают на резкое сокращение доли молочных продуктов в рационе детей и подростков [5]. Кроме того, «нерациональные» пищевые пристрастия (fast food), избыточное потребление сладких газированных напитков (содержащих кофеин), повышенное содержание фосфатов в пище также усугубляют дефицит кальция. У половины детей в России потребление кальция не превышает 50% от рекомендованной суточной потребности [9]. Вследствие этого, восполнение дефицита кальция путем его введения в составе витаминно-минеральных комплексов представляется крайне важным. Среди средств, используемых с этой целью — препарат «Кальцинова» (КРКА, Словения), предназначенный для нормализации показателей кальциевого обмена, в том числе у детей дошкольного возраста. Он выпускается в виде жевательных таблеток и содержит не только кальций (в виде кальция фосфата) в сочетании с витамином D3, но также витамины А, С, В6, выполняющие важную роль в остеогенезе. Одна таблетка препарата удовлетворяет потребность в кальции на 10-15% дневной нормы.
Ранее эффективность препарата была продемонстрирована в рамках комплексной программы лечения детей с нарушением осанки и сколиозом [10]. Было показано, что 3-месячный курс лечения с применением указанного витаминно-минерального комплекса сопровождается существенным улучшением ряда характеристик, отражающих
интенсивность костного метаболизма. Подобная активность препарата представляется актуальной и при применении в терапии низкорослых детей и детей с отставанием в физическом развитии. Более того, как показали результаты настоящего исследования, назначение препарата «Кальцинова» таким детям патогенетически обосновано, что связано с относительно низким уровнем кальция в сыворотке крови. Соответственно, восполнение его дефицита может оказывать профилактический (предупреждение дальнейшей задержки роста) и, возможно, лечебный эффект.
Таким образом, результаты проведенного исследования показали, что факторами риска задержки физического развития у детей являются: осложненное течение беременности у матери, низкий образовательный статус родителей, низкие показатели роста в 1 и 3 года жизни, низкий уровень кальция и фосфора в сыворотке крови, наличие гипоплазии щитовидной железы. Тенденция к увеличению числа низкорослых детей диктует необходимость активного внедрения в практику школ для родителей по профилактике низ-корослости, а также акцентирования внимания педиатров к срокам начала диагностического поиска и лечения различных форм задержки роста у детей. При наличии отставания в физическом развитии у ребенка важно оптимизировать рацион питания за счет продуктов, богатых кальцием, макро- и микроэлементами, витаминами и белком. В современных условиях задержка физического развития ребенка любого генеза является показанием к назначению препаратов кальция и витамина D3 в дозах, соответствующих возрастным потребностям. Большое значение имеют и ежедневные физические нагрузки, а также воспитание у детей приверженности к здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя).
130
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дедов И.И., Тюльпаков А.Н., Петеркова В.А. Соматотропная недостаточность. — М: ИндексПринт, 1998. — С. 312.
2. Лыскина Г.А., Шарова А.А. Рост ребенка и дифференциальная диагностика низкорослости // Медицинская помощь. — 2001. — № 6. — С. 16-19.
3. Витебская А.В. Современные тенденции в диагностике и терапии идиопатической низкорослости // Проблемы эндокринологии. — 2007. — № 1. — С. 46-53.
4. Шарова А.А., Волеводз Н.Н., Петеркова В.А. Низкорослость у детей: причины, дифференциальная диагностика и возможности лечения (обзор литературы) // Репродуктивное здоровье детей и подростков. — 2006. — № 3. — С. 53-63.
5. Шилин Д.Е. Современная стратегия преодоления дефицита кальция и витамина D у детей и подростков с позиций профилактики остеопении и переломов // Вопросы практической педиатрии. — 2006. — Т. 1, № 2. — С. 50-56.
6. Дефицит кальция и остеопенические состояния у детей: диагностика, лечение, профилактика: Научно-практическая программа / Под ред. Н.А. Коровиной, В.А. Петерковой. — М.:
Международный фонд охраны здоровья матери и ребенка (при участии компании Никомед), 2006. — С. 48.
7. Методика оценки и стандарты физического развития детей г. Самары и Самарской области. Информационно-методические материалы для практических врачей и студентов медицинских вузов / Под ред. РА. Галкина. — Самара, 1998. — С. 104.
8. Delange F., Bastany S., Benmiloud M. et al. Definitions of endemic goiter and cretinism, classification of goiter size and severity of endemias and survey techniques / In: Towards the eradication of endemic goiter, cretinism and iodine deficiency. Dunn J., Pretell E., Daza C. Eds. PAHO — Washington, 1986. — № 502. — P 376-383.
9. Забелина В.Д. Кальций и его дефицит насколько важно это для здоровья человека? // Consilium Provisorum. — 2003. — T. 3, № 7. — С. 23-25.
10. Щеплягина Л.А., Моисеева Т.Ю., Богатырева А.О. и др. Витаминно-минеральная коррекция костного метаболизма у детей // Российский педиатрический журнал. — 2001. — № 4. — С. 43-46.