Научная статья на тему 'Факторы риска эксклюзии студентов-инвалидов в вузах России '

Факторы риска эксклюзии студентов-инвалидов в вузах России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
эксклюзия / студенты с инвалидностью / корреляционный анализ / exclusion / students with disabilities / correlation analysis

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Максим Валерьевич Берсенев

В современном российском обществе эксклюзия людей с инвалидностью не выражена слишком ярко. Такая ситуация сложилась в основном из-за того, что люди с инвалидностью «не видны», нечасто показываются в поле зрения общества, из-за чего могут возникать различные мифы, препятствующие адекватному восприятию инвалидов. Неадекватное восприятие, в свою очередь, может стать фактором риска эксклюзии. Автор статьи провел исследование среди студентов российских вузов, направленное на выявление отношения к совместному обучению инвалидов и неинвалидов, и сделал выводы о факторах, которые могут способствовать исключению студентов с инвалидностью из коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Максим Валерьевич Берсенев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Risk Factors for Exclusion of Disabled Students in Russian Universities

Russian society is currently quite tolerant towards persons with disabilities. Our surveys do not show any significant negative attitudes towards people with disabilities in the educational environment. However, the risk of exclusion in the educational space is still quite high. The author of the article connects this risk primarily with the "invisibility" of disabled people, their underrepresentation in modem society. There are often “positive” myths in society about people with disabilities as great personalities who endure suffering nobly. Our society has not yet developed a true understanding of disabled people due to their absence both in the educational environment and in other spheres of life. Therefore, in the beginning of adult life, in the conditions of higher education, it is very important to track what ideas about people with disabilities are there in students’ minds, how they see the problems of these people, whether they are ready for joint learning. Such research will help shed light on the circumstances that may become risk factors for exclusion of persons with disabilities. The author, together with students of TUSUR, conducted a study of the opinions of students in Russian universities. With the help of Google forms, 101 students from various universities were surveyed (most of them from universities in Tomsk). After analyzing the results of this study, we came to the following conclusions. In Russian society, a neutral or positive attitude towards people with disabilities prevails. No relationship was found between the student's year of study and his attitude towards the disabled, and there is no connection between this attitude and the university. A person who confidently answers that there are disabled people in the university usually treats them better. We confirmed our fears that people with disabilities are often invisible to society and that this can become a risk factor when they become more visible. Overly positive expectations of people with disabilities can clash with reality, which can push exclusionary tendencies. The only way to resist this is to talk about people with disabilities as often as possible, forming an adequate model of disability in the public mind.

Текст научной работы на тему «Факторы риска эксклюзии студентов-инвалидов в вузах России »

Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 85

Tomsk State University Journal of History. 2023. № 85

УНИВЕРСИТЕТСКИЕ ПРАКТИКИ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ UNIVERSITY PRACTICES: HISTORY AND MODERNITY

Научная статья УДК 364.1

doi: 10.17223/19988613/85/25

Факторы риска эксклюзии студентов-инвалидов в вузах России

Максим Валерьевич Берсенев

Томский университет систем управления и радиоэлектроники, Томск, Россия, m.bersenev@gmail.com

Аннотация. В современном российском обществе эксклюзия людей с инвалидностью не выражена слишком ярко. Такая ситуация сложилась в основном из-за того, что люди с инвалидностью «не видны», нечасто показываются в поле зрения общества, из-за чего могут возникать различные мифы, препятствующие адекватному восприятию инвалидов. Неадекватное восприятие, в свою очередь, может стать фактором риска эксклюзии. Автор статьи провел исследование среди студентов российских вузов, направленное на выявление отношения к совместному обучению инвалидов и неинвалидов, и сделал выводы о факторах, которые могут способствовать исключению студентов с инвалидностью из коллектива.

Ключевые слова: эксклюзия, студенты с инвалидностью, корреляционный анализ

Благодарности: Работа выполнена в рамках базовой части государственного задания «Наука», код научной темы FEWM-2023-0013. Выражаю благодарность студентам второго курса ТУСУРа за помощь в проведении исследования.

Для цитирования: Берсенев М.В. Факторы риска эксклюзии студентов-инвалидов в вузах России // Вестник Томского государственного университета. История. 2023. № 85. С. 202-206. doi: 10.17223/19988613/85/25

Original article

Risk Factors for Exclusion of Disabled Students in Russian Universities

Maxim Valerievich Bersenev

Tomsk University of Control Systems and Radio Electronics, Tomsk, Russian Federation, m.bersenev@gmail. com

Abstract. Russian society is currently quite tolerant towards persons with disabilities. Our surveys do not show any significant negative attitudes towards people with disabilities in the educational environment. However, the risk of exclusion in the educational space is still quite high. The author of the article connects this risk primarily with the "invisibility" of disabled people, their underrepresentation in modern society. There are often "positive" myths in society about people with disabilities as great personalities who endure suffering nobly. Our society has not yet developed a true understanding of disabled people due to their absence both in the educational environment and in other spheres of life. Therefore, in the beginning of adult life, in the conditions of higher education, it is very important to track what ideas about people with disabilities are there in students' minds, how they see the problems of these people, whether they are ready for joint learning. Such research will help shed light on the circumstances that may become risk factors for exclusion of persons with disabilities.

The author, together with students of TUSUR, conducted a study of the opinions of students in Russian universities. With the help of Google forms, 101 students from various universities were surveyed (most of them from universities in Tomsk). After analyzing the results of this study, we came to the following conclusions. In Russian society, a neutral or positive attitude towards people with disabilities prevails. No relationship was found between the student's year of study and his attitude towards the disabled, and there is no connection between this attitude and the university. A person who confidently answers that there are disabled people in the university usually treats them better.

We confirmed our fears that people with disabilities are often invisible to society and that this can become a risk factor when they become more visible. Overly positive expectations of people with disabilities can clash with reality, which can push exclusionary tendencies. The only way to resist this is to talk about people with disabilities as often as possible, forming an adequate model of disability in the public mind. Keywords: exclusion, students with disabilities, correlation analysis

© М.В. Берсенев, 2023

Acknowledgements: The work was carried out within the framework of the basic part of the state task "Science", the code of the scientific topic FEWM-2023-0013. I express my gratitude to the second-year students of TUSUR for their help in conducting the research.

For citation: Bersenev, M.V. (2023) Risk factors for exclusion of disabled students in Russian universities. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 85. pp. 202-206. doi: 10.17223/19988613/85/25

Российское общество сегодня можно назвать в достаточной мере современным. В частности, это определяется по уровню толерантности по отношению к различным группам населения: инвалидам, лицам, освобожденным из мест лишения свободы, различным маргинальным группам. Тем не менее все еще высокими остаются риски эксклюзии для лиц, которые по внешнему виду либо по существующим в обществе стереотипам отличаются от понимания «нормы». Реализация таких рисков на практике угрожает в конечном счете стабильности общества. Так, если студент с инвалидностью будет исключен из образовательной среды (в социально-психологическом смысле), у него начнутся проблемы с учебой, что приведет к его отчислению, невозможности получить желаемую работу, скатыванию на «дно» общества. Увеличение числа неустроенных в жизни маргиналов угрожает стабильности общества, повышает нагрузку на систему социальной защиты. В конечном итоге проигрывают все. Следовательно, изучение факторов риска возникновения эксклюзивных тенденций для лиц с инвалидностью в образовательной среде сегодня очень актуально.

Работ, посвященных как самому феномену риска, так и конкретно эксклюзии, сегодня существует достаточно много. Так, А.И. Жмайло предполагает, что социальный риск - это показатель несоответствия социальных действий индивидов и групп изменениям социальной среды [1]. М.А. Никулина и соавт. делают вывод о том, что риски формирует конкретная деятельность людей [2]. Т.Н. Конькова выделяет и раскрывает основные черты социальных рисков [3]. Л.Л. Мехри-швили и О.Ф. Севостьянова изучают сущность социальной защиты с точки зрения рисков [4].

Различные аспекты феномена эксклюзии также получили освещение в отечественной научной литературе. А.Н. Шеремет дает общую оценку объемов эксклюзии в российском обществе по разным социальным группам [5], Н.В. Муйзиник рассматривает эксклюзию как угрозу гармоничному обществу [6], И.А. Макеева устанавливает риски экслюзии в рамках образовательной среды [7]. Нельзя не упомянуть в этом контексте и работы В.И. Зиновьевой, много лет разрабатывающей темы инклюзии на материалах г. Томска [8]. Однако почти все вышеперечисленные (и многие другие) работы носят преимущественно отвлеченно-философский характер и нуждаются в подкреплении эмпирическими данными. Поэтому цель данной статьи - проведение исследования с целью выделения основных факторов эксклюзии инвалидов в российской студенческой среде.

Социальные риски - социально значимые опасности, причины которых имеют общественный характер, и индивидуальная защита от них в большинстве слу-

чаев невозможна [2. С. 50]. Риски могут быть контролируемыми и неконтролируемыми [3. С. 3], это связано с неопределенностью возможности и времени их наступления. Тем не менее мы предполагаем, что риски эксклюзии во многом могут быть отнесены к контролируемым. Наша задача в рамках образовательной среды - качественно и количественно определить вероятность наступления неблагоприятной ситуации, преодолеть неопределенность, а следовательно, предотвратить возникновение такой ситуации [4. С. 82].

С нашей точки зрения, риски эксклюзии инвалидов растут в следующих случаях:

- инвалиды не видны, что не элиминирует их проблемы;

- к инвалидам существует отрицательно-предвзятое отношение;

- существует стереотип о негативном влиянии инвалидов на социальную среду.

В декабре 2022 г. среди студентов вузов было проведено исследование на тему: «Отношение к высшему инклюзивному образованию». Исследование проводилось путем заполнения в гугл-формах ответов на вопросы, часть из которых была закрытой, часть - открытой. Респондентам задавали такие вопросы:

- как они относятся к людям с инвалидностью (закрытый вопрос);

- знают ли они о том, что в их вузе обучаются студенты с инвалидностью (закрытый вопрос);

- как, по их мнению, влияет на академическую группу совместное обучение инвалидов и неинвалидов (закрытый вопрос);

- какие ассоциации у них вызывает слово «инвалид» (открытый вопрос);

- с какими проблемами, по их мнению, сталкиваются инвалиды, обучающиеся в вузе (открытый вопрос);

- в какой помощи нуждаются студенты-инвалиды (открытый вопрос).

Гипотезы исследования:

- большая часть респондентов положительно относится к инвалидам (в целом риски эксклюзии низкие и не связаны с отрицательным отношением);

- существует зависимость между возрастом респондентов и пониманием проблем инвалидов (чем меньше возраст, тем выше риски эксклюзии);

- чем более положительные ассоциации у респондента вызывает слово «инвалид», тем больше он знает о проблемах инвалидов и более положительно отзывается об инклюзивном обучении (риски эксклюзии можно снижать через просвещение);

- существует значимая взаимосвязь между полом респондентов и отношением к инвалидам (в мужском коллективе риски эксклюзии выше, чем в женском).

204

Университетские практики: история и современность / University practices: history and modernity

Среди принявших участие в опросе (101 человек) 58,4% ответивших были женщины, 41,5% - мужчины. Из них 14,9% - студенты первого курса бакалавриата, 59,4% - второго, 10,9% - третьего, 3% - четвертого, 10,9% - магистранты. 58,4% ответивших на вопросы учатся в ТУСУРе, 5,5% - в ТПУ, остальные студенты -из других вузов Томска и страны.

Отвечая на закрытый вопрос об отношении к людям с инвалидностью, 54,5% сказали, что относятся к ним нейтрально, 33,7% - положительно, 11,9% -скорее положительно. Никто из опрошенных не сказал об отрицательном отношении к инвалидам. Это соответствует картине, которая сложилась у нас на основании предыдущих исследований. В нашем обществе нет негативного отношения к инвалидам или считается непопулярным заявлять об этом даже на условиях анонимности.

Еще один закрытый вопрос был посвящен тому, знают ли студенты, что в их вузе обучаются лица с инвалидностью. Из числа ответивших 84,2% сказали, что знают, а 15,8% затруднились ответить. Отрицательно не ответил никто. Это означает, что идеи инклюзивного образования в целом закрепились в российском обществе. Вероятно, респонденты имели опыт общения со студентами-инвалидами или слышали о таком опыте.

На вопрос о том, как влияет совместное обучение инвалидов и неинвалидов на академическую успеваемость группы в целом, 68,3% ответили, что оно не влияет никак, 20,8% затруднились ответить, 9,9% ответили, что влияет положительно, и только 1% выбрал ответ «отрицательно». Господствует представление о том, что об инвалидах следует думать, как о равных остальным людям, поэтому существует стереотип (не всегда правдивый), что совместное обучение не будет вызывать никаких трудностей.

Для корреляционного анализа ответам были присвоены номера от отрицательного до положительного. Ответы на открытые вопросы нуждались в предварительной обработке. Ответы на вопрос об ассоциациях со словом «инвалид» были сгруппированы по степени оптимизма по отношению к этому явлению. Выделены следующие группы:

- сила воли / преодоление трудностей (2%);

- равенство (4%);

- особенности (15,8%);

- болезнь (10,9%);

- ограничение (54,5%);

- беспомощность (6,9%);

- безысходность (4%).

Основной стереотип об инвалидах, таким образом, -их ограниченные возможности, болезнь и особенности. Идеи о равенстве, преодолении трудностей, равно как и о беспомощности инвалидов и безысходности их жизни, пользуются значительно меньшей популярностью.

Для корреляционного анализа этим группам были присвоены номера от 1 до 7.

Ответы на вопрос о проблемах, с которыми сталкиваются инвалиды при обучении в вузе, также были сгруппированы по степени от отсутствия проблем через нехватку общения и профессиональной помощи к проблемам, требующим серьезных вложений для их решения (архитектурные барьеры, комплексные проблемы). Получилось 8 групп:

- не знаю (4%);

- никакие (4%);

- нехватка тьюторов / наставников (1%);

- пропуск занятий / понимание предметов (3%);

- нехватка общения (7,9%);

- буллинг / стигма (16,8%);

- архитектурные барьеры (56,4%);

- все проблемы (2%).

Для корреляционного анализа этим группам были присвоены номера от 1 до 8.

Ответы на вопрос о том, в какой помощи нуждаются студенты с инвалидностью, также были сгруппированы по степени затратности и сложности этой помощи. Получилось 9 групп:

- затрудняюсь (10,9%);

- не нуждаются в помощи (6,9%);

- дистантное образование (8,9%);

- стипендия / материальная помощь (4%);

- организация дополнительной подготовки (1%);

- тьютор / наставник (8,9%);

- организация комплексной социализации (6%);

- оснащение вуза дополнительным оборудованием (32,7%);

- сложная и комплексная помощь (14,9%).

В основном респонденты предполагают, что инвалиды нуждаются в дополнительном оборудовании и наставнике, а также в помощи, которая сочетает все эти виды. Для корреляционного анализа этим группам были присвоены номера от 1 до 9.

После кодирования результатов с помощью программы SPSS был проведен корреляционный анализ. Анализ по методу Колмогорова-Смирнова показал, что мы имеем дело с ненормальным распределением, поэтому для выявления корреляций был выбран метод Спирмена. Значимых корреляций получилось всего четыре (таблица).

Корреляционный анализ по результатам анкетирования респондентов

Признаки с выявленными корреляциями Ассоциации со словом «инвалид» Обучаются ли в Вашем вузе люди с инвалидностью? С какими проблемами они сталкиваются? Какое влияние оказывают на окружающих?

Пол 0,274

Как вы относитесь к людям с инвалидностью? 0,207 -0,196

В чем они нуждаются? 0,210

Полученные данные свидетельствуют, что мужчины чаще ассоциируют инвалидность с негативными коннотациями, женщины - с позитивными. Те, кто знает, что в их вузе обучаются люди с инвалидностью, относятся к ним лучше, чем те, кто затруднился с ответом. Чем лучше респонденты относятся к людям с инвалидностью, тем меньше они считают, что у инвалидов есть проблемы. Люди, которые считают, что инвалиды нуждаются в очень серьезной помощи, предполагают, что инвалиды в группе положительно оценивают их влияние на обучающихся вместе с ними.

Таким образом, подтвердилась первая гипотеза. Большая часть респондентов обладает нейтральным и положительным отношением к инвалидам, что делает риски эксклюзии на основе ненависти невысокими. Даже если учесть, что некоторые люди отвечали неискренне, все равно они ориентировались на норму, которая требует отношения к лицам с инвалидностью, как к равным. Вторая и третья гипотезы не подтвердились, никакой взаимосвязи между курсом обучения студента и его отношением к инвалидам не выявлено. Вуз никак не влияет на установки людей в этом плане, не сокращает и не увеличивает риски эксклюзии. Отношение к людям с инвалидностью коррелирует лишь с тем, знает или не знает человек, что такие люди существуют. Знание улучшает отношение. Следовательно, для преодоления рисков эксклюзии следует больше рассказывать студентам о том, что лица с инвалидностью существуют. Разницы по отношению к инвалидам в за-

висимости от пола респондента мы не выявили, но поняли, что у мужчин слово «инвалид» чаще всего вызывает ассоциации, связанные с беспомощностью, горем, а у женщин - более позитивные ассоциации.

Господствующие представления об инвалидах: они практически не влияют на обучение группы, ассоциируются со словом «ограничение» (в основном в передвижении). Это в целом демонстрирует, что в российских вузах низки риски эксклюзии по принципу инвалидности. Единственное, что может вызывать тревогу, это, как ни парадоксально, сравнительно позитивное отношение к инвалидам.

В реальности, по мере появления все большего числа лиц с инвалидностью в университетах, может выясниться, что некоторые их особенности негативно влияют на обучение группы. Тем не менее мы считаем такой риск низким. По-прежнему рекомендуется как можно чаще и шире обсуждать в студенческих группах проблемы инвалидности, делать инвалидов «видимыми» (конечно, с их согласия), чтобы сделать риски эксклюзии контролируемыми. Хотя это может в результате вызывать у некоторых обучающихся разочарование и разрушить картину, в которой инвалид - это благородный человек, отважно борющийся с недугом, по большей части более адекватное представление об этой группе людей приведет к тому, что совместное обучение не будет вызывать удивления, и инвалидность станет всего лишь одним из признаков, характеризующих человека.

Список источников

1. Жмайло А.И. Социальный риск как показатель социетальной трансформации современного общества // Вестник Южно-Уральского госу-

дарственного университета. Сер.Социальные науки . 2008. № 11. С. 83-88.

2. Никулина М.А., Джамалова Б.Б., Колодиев М.Ю., Шулова Е.Ю. Социальные риски в современном российском обществе: философская

рефлексия // Современные исследования социальных проблем. 2018. Т. 10, № 2. С. 48-64.

3. Конькова Т.Н. Особенности социальных рисков // Меридиан : научный электронный журнал. 2020. № 4. С. 1-4.

4. Мехришвили Л.Л., Севостьянова О.Ф. Студенчество: социальная защита в аспекте теории риска // Известия высших учебных заведений.

Социология. Экономика. Политика. 2011. № 3. С. 81-86.

5. Шеремет А.Н. Социальная эксклюзия в современном российском обществе: масштабы, разновидности, прогноз // Медицина. Социология.

Философия. Прикладные исследования. 2022. № 3. С. 209-212.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Муйзиник Н.В. Социальная эксклюзия как угроза гармоничному обществу // Управленческое консультирование : научно-практический

журнал Северо-западной академии государственной службы. 2006. № 1. С. 219-226.

7. Макеева И.А. Социальная эксклюзия и инклюзия в контексте образования: сущность, подходы // Известия Российского педагогического

университета им. И.А. Герцена. 2020. № 198. С. 45-55.

8. Зиновьева В.И. Формирование социальной идентичности студентов с ограниченными возможностями в вузовской среде // Вестник Томско-

го государственного университета. 2016. № 406. С. 86-89.

References

1. Zhmaylo, A.I. (2008) Sotsial'nyy risk kak pokazatel' sotsietal'noy transformatsii sovremennogo obshchestva [Social risk as an indicator of societal

transformation of modern society]. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ser.Sotsial'nye nauki. 11. pp. 83-88.

2. Nikulina, M.A., Dzhamalova, B.B., Kolodiev, M.Yu. & Shulova, E.Yu. (2018) Sotsial'nye riski v sovremennom rossiyskom obshchestve: filosofskaya

refleksiya [Social risks in modern Russian society: philosophical reflection]. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykhproblem. 10(2). pp. 48-64.

3. Konkova, T.N. (2020) Osobennosti sotsial'nykh riskov [Features of social risks]. Meridian. 4. pp. 1-4.

4. Mekhrishvili, L.L. & Sevostyanova, O.F. (2011) Studenchestvo: sotsial'naya zashchita v aspekte teorii riska [Students: Social protection in the aspect

of risk theory]. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Sotsiologiya. Ekonomika. Politika. 3. pp. 81-86.

5. Sheremet, A.N. (2022) Sotsial'naya eksklyuziya v sovremennom rossiyskom obshchestve: masshtaby, raznovidnosti, prognoz [Social exclusion

in modern Russian society: scale, varieties, forecast]. Meditsina. Sotsiologiya. Filosofiya. Prikladnye issledovaniya. 3. pp. 209-212.

6. Muyzinik, N.V. (2006) Sotsial'naya eksklyuziya kak ugroza garmonichnomu obshchestvu [Social exclusion as a threat to a harmonious society].

Upravlencheskoe konsul'tirovanie: nauchno-prakticheskiy zhurnal Severo-zapadnoy akademii gosudarstvennoy sluzhby. 1. pp. 219-226.

7. Makeeva, I.A. (2020) Sotsial'naya eksklyuziya i inklyuziya v kontekste obrazovaniya: sushchnost', podkhody [Social exclusion and inclusion in the

context of education: essence, approaches]. IzvestiyaRossiyskogopedagogicheskogo universiteta im. I.A. Gertsena. 198. pp. 45-55.

8. Zinovieva, V.I. (2016) Special aspects of disabled people's identification in a higher education institution. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo

universiteta — Tomsk State University Journal. 406. pp. 86-89. (In Russian).

206

Рецензии /Book review

Сведения об авторе:

Берсенев Максим Валерьевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и социальной работы Томского университета систем управления и радиоэлектроники (Томск, Россия). E-mail: m.bersenev@gmail.com

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Information about the author:

Bersenev Maxim V. - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of History and Social Work of Tomsk University of Control Systems and Radioelectronics (Tomsk, Russian Federation). E-mail: m.bersenev@gmail.com

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 28.04.2023; принята к публикации 03.10.2023 The article was submitted 28.04.2023; accepted for publication 03.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.