Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РИСКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ'

ФАКТОРЫ РИСКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
71
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ФАКТОРЫ РИСКА / СТАРШЕКЛАССНИКИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Панкова М.А.

На сегодняшний день уровень девиантного поведения подростков довольно высок. Подростковый возраст- один из самых сложных периодов. И мальчики, и девочки совершают необдуманные поступки, которые отклоняются от общепринятых норм. Ими могут двигать разные цели. На возникновение девиантного поведения может влиять множество факторов: биологических, психологических, социальных и т.д. Девиантное поведение обладает выраженным половозрастным своеобразием, соответственно и факторы риска девиантного поведения находятся в зависимости от гендерных различий, что подтверждают многочисленные исследования. Часто используют девиантное поведение для демонстрации своего отношения к социальным нормам и ожиданиям, чтобы выйти за рамки гендерных стереотипов, чтобы их изменять, выдвигая собственные ценности и социальные нормы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RISK FACTORS FOR DEVIANT BEHAVIOR SENIOR STUDENTS DEPENDING ON GENDER DIFFERENCES

Today the level of adolescent deviant behavior is quite high. Adolescence is one of the most difficult periods. Both boys and girls commit rash acts that deviate from generally accepted norms. They can be driven by different goals. The emergence of deviant behavior can be influenced by many factors: biological, psychological, social, etc. Deviant behavior has a pronounced gender and age specificity, respectively, and risk factors for deviant behavior depend on gender differences, which is confirmed by numerous studies. They often use deviant behavior to demonstrate their attitude to social norms and expectations, in order to go beyond gender stereotypes, in order to change them, putting forward their own values and social norms.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РИСКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ»

УДК 364.42/.44

Панкова М.А. студент

Санкт-Петербургский Государственный Университет

ФАКТОРЫ РИСКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ГЕНДЕРНЫХ

РАЗЛИЧИЙ

Аннотация: На сегодняшний день уровень девиантного поведения подростков довольно высок. Подростковый возраст- один из самых сложных периодов. И мальчики, и девочки совершают необдуманные поступки, которые отклоняются от общепринятых норм. Ими могут двигать разные цели. На возникновение девиантного поведения может влиять множество факторов: биологических, психологических, социальных и т.д. Девиантное поведение обладает выраженным половозрастным своеобразием, соответственно и факторы риска девиантного поведения находятся в зависимости от гендерных различий, что подтверждают многочисленные исследования. Часто используют девиантное поведение для демонстрации своего отношения к социальным нормам и ожиданиям, чтобы выйти за рамки гендерных стереотипов, чтобы их изменять, выдвигая собственные ценности и социальные нормы.

Ключевые слова: девиантное поведение, гендерные различия, факторы риска, старшеклассники

Pankova M.A. student

Saint Petersburg State University

RISK FACTORS FOR DEVIANT BEHAVIOR SENIOR STUDENTS DEPENDING ON GENDER DIFFERENCES

Abstract: Today the level of adolescent deviant behavior is quite high. Adolescence is one of the most difficult periods. Both boys and girls commit rash acts that deviate from generally accepted norms. They can be driven by different goals. The emergence of deviant behavior can be influenced by many factors: biological, psychological, social, etc. Deviant behavior has a pronounced gender and age specificity, respectively, and risk factors for deviant behavior depend on gender differences, which is confirmed by numerous studies. They often use deviant behavior to demonstrate their attitude to social norms and expectations, in order to go beyond gender stereotypes, in order to change them, putting forward their own values and social norms.

Key words: deviant behavior, gender differences, risk factors, high school students

Девиантное поведение чаще всего понимается как «любое поведение, отклоняющееся от существующих общественных правил; это такой вид поведения, который отклоняется от устоявшихся, наиболее распространённых, общепринятых общественных норм. [6, С.21] Понимание теорий девиации как взаимодополняющих «позволяет снять недостатки каждой из них и, следовательно, отображать феномен девиантности более адекватно и полно». [9, С.245] Таким образом, на возникновение девиантного поведения может влиять множество факторов: биологических, психологических, социальных и т.д. Девиантное поведение обладает выраженным половозрастным своеобразием, соответственно и факторы риска девиантного поведения находятся в зависимости от гендерных различий, что подтверждают многочисленные исследования.

Дальнейший анализ теоретических источников показал, что существует множество теорий, рассматривающих причины или факторы возникновения девиаций. Так, некоторые авторы придерживаются философско -этического подхода (О. Н. Замотаева, А. П. Скрипник, и др.), согласно которому девиации определяются с позиций морали. Другие исследователи считают, что девиантное поведение обусловлено биологическими факторами. К представителям данного направления относится К. Лоренц, утверждающий, что агрессивное поведение основано на инстинктах и изначально присуще человеку; Ч. Ломброзо, оперирующий категорией «врожденный преступник», У. Пирс, определивший, что наличие у мужчин лишней У-хромосомы обусловливает предрасположенность к преступному поведению и др. Представители чикагской школы (Г. Маккей, К. Шоу и др.) считали, что отклонения в поведении появляются, если социальные связи, нормы и культурные ценности ослабевают, разрушаются или становятся противоречивыми. [4, С.75] И в этой связи представляются важными взгляды С. В. Воробьевой, которая пишет о том, что в современном обществе происходит смещение жизненных ценностей: на первое место выходят такие ценности, как материальное благополучие, что способствует развитию у подростков-мальчиков игромании, у девочек - шопоголизм; культ удовольствия, зачастую формирующий у юношей алкоголизм, наркоманию, у девушек -пищевые зависимости и т.д. А продвижению этих ценностей способствует реклама и СМИ.

М.Е. Позднякова и Т.А. Хагуров в своей работе «На пути к преступлению: девиантное поведение подростков и риски взросления в современной России (опыт социологического анализа)» отмечают, что что переходный возраст сопровождается кризисами, дискомфортом, из-за того, что нужно выйти из старого состояния в новое. Объективный возраст и объективное взросление во многом независимы от субъективного. Это может влиять на психику, поведение несовершеннолетней молодежи, на их девиантное поведение. Если взросление подростка происходит в семье, где есть нормальные значимые взрослые, то скорее всего, не будет совершаться каких-либо отклоняющихся действий.

Эксперимент, проведенный Ю.А. Агафоновым и А.Н. Ильяшенко, подтвердил, что состав и структура семьи является фактором риска девиантного поведения. Кроме того, этот фактор имеет гендерный аспект. Так, 62,3% экспериментальной группы девушек-преступниц и 52,9% юношей-преступников проживали в неполных семьях из-за развода родителей. В контрольной выборке, состоящей из респондентов, не совершавших преступлений, как отмечают исследователи, данные показатели в 2 -2,5 раза меньше. Более высокие показатели у девушек-респондентов авторы исследования обуславливают тем, что они более эмоциональны и восприимчивы, чем юноши, вследствие чего, проявляют повышенную чувствительность к распаду семьи. [1, С. 7]

Одним из значимых факторов риска девиантного поведения является нарушение норм в кругу сверстников. А.Б. Крючкова экспериментальным путем доказала, что и девушки, и юноши с помощью агрессии регулируют межличностные отношения среди своих сверстников и доказывают свою правоту. Старшеклассникам свойственно воспринимать окружающий мир как враждебный. У юношей эта убежденность оказалась выше. 80% юношей и 64% девушек высказали убежденность в том, что многие жизненные ситуации требуют быть агрессивным. 60% юношей и только 43% девушек считают, что поставленной цели можно добиться только агрессивной формой поведения. Социальные установки общества, согласно которым агрессивность — это признак мужественности, ярко проявились в том, что определенная часть юношей показала: агрессивное поведение — это способ получения эмоциональной поддержки от окружающих (47% и 30%), а также возможность добиться признания среди друзей и близких (40% и 22%). Юношам трудно перенести нанесенные обиды и оскорбления, 82% из них отметили, что часто испытывают желание отомстить за обиду. Агрессивное поведение юношей часто сопряжено с различными формами физической агрессии: можете ударить другого человека в критической ситуации (72% и 53%); отвечаете тем же, если кто-то ударит вас (90% и 76%); применяете силу для защиты своего достоинства (86% и 47%); можете ударить кого-нибудь, если сильно разозлитесь (71% и 58%). Юноши чаще используют грубые шутки в общении (65% и 45%). [5, С.81]

Прерогатива девушек — эмоциональность поведения. Их агрессивность продиктована импульсивностью, аффективностью, вспыльчивостью: иногда расстраиваетесь по мелочам (65% и 84%); часто бываете вспыльчивы (57% и 71%). Девушки чаще в аффекте хлопают дверями (58% и 84%); в раздражении разбрасывают вещи (29% и 50%); в критической ситуации испытывают чувство внутреннего кипения (79% и 91%), им труднее контролировать себя: не всегда можете приглушить свои агрессивные эмоции (54% и 70%); с трудом сдерживаете гнев или ярость (48% и 58%). Посредством агрессии девушки чаще регулируют межличностные отношения и доказывают свою правоту: агрессивное поведение диктуется неприятием вами другого человека (60% и 74%); желанием доказать свою правоту в споре (68% и 77%). Свое

несогласие они часто выражают криком: кричите в ответ, если кто -то кричит на вас (56% и 70%). Такая эмоциональность и несдержанность оборачивается для девушек моральными переживаниями и аутоагрессией: испытываете угрызения совести за содеянное (63% и 80%); всегда переживаете за свою грубость (56% и 68%); расстраиваетесь из-за того, что резко выражаете свое несогласие с другими людьми (39% и 51%). [5, C.81]

Как отмечают авторы статьи «Девиантное поведение старшеклассников: причины, профилактика, коррекция», для старших школьников к наиболее существенным факторам отклоняющегося поведения относятся: неадекватный (низкий или чрезмерно высокий) уровень мотивации и притязаний, акцентуация характера, протест гендерным стереотипам, неадекватная самооценка, дисгармония личностных подструктур и т. д. [3, C.290]

Много исследований посвящено изучению отдельных видов гендерных деструкций молодежи. Так, исследование Т.В. Шипуновой и Д.В. Фоминой было направлено на выявление гендерных особенностей девиантного поведения и конструирование его рисков в студенческом дискурсе. Авторы выявили, что девиантному поведению юношей характерны проявления маскулинных качеств (жесткости, напористости, агрессивности и др.), а девушки при выборе модели отклоняющегося поведения ориентированы на образцы поведения и мнения окружающих. [10, C. 18]

Часто используют девиантное поведение для демонстрации своего отношения к социальным нормам и ожиданиям, чтобы выйти за рамки гендерных стереотипов, чтобы их изменять, выдвигая собственные ценности и социальные нормы. При этом девиантные поступки могут являться самоцелью, которая удовлетворяет потребность в самореализации и самоутверждении, а могут иметь «вторичные выгоды»: замещение блокированных потребностей, достижение цели, эмоциональная разрядка и т.д. При этом могут наблюдаться различные виды девиаций: аутодеструктивное поведение, которое проявляется в рискованных, виктимных, аутическое, фанатических действиях, суицидальных попытках. К этому типу также относятся разные виды зависимостей (алкоголизм, наркомания, игромания, гаджетзависимость и др.); асоциальное поведение, которое заключается в уклонении от выполнения социальных норм, принятых в обществе; антисоциальное поведение, то есть действия, которые не соответствуют правовым нормам и угрожают социальному порядку и (или) благополучию граждан.

При исследовании агрессивного поведения, А.С. Семёнчева и Е.Ю. Кузнецова выявили, что уровень всех видов агрессии у юношей выше, чем у девушек. [7, C.387]

И.Ф Толкач провел эксперимент по изучению гендерных различий асоциального поведения молодежи, проявляющегося в виде лжи. В результате эксперимента им было установлено, что девушкам в большей степени присуща этикетная ложь, а юношам - ложь-самопрезентация. Исследователь

утверждает, что девушки склонны умалчивать о своих истинных чувствах, потребностях, эмоциях, желаниях, предпочитая следовать общепринятым социальным нормам и правилам поведения. А юноши склонны преувеличить свои достижения, уровень дохода, возможности, социальный статус, таланты и т.д. [8, C. 302]

Л.В. Зубова и Л.Р. Аптикиева выявляли гендерные различия в проявлении преступности несовершеннолетних. Согласно статистике, в общей массе преступлений, совершенных подростками 15 -17 лет, юноши составляют примерно 90%, девушки - 9%. В последние годы наблюдается тенденция в увеличении количества преступлений, совершаемых лицами женского пола. Появляется все больше девушек, занимающихся проституцией, употребляющих алкоголь, наркотики, ведущих аморальный образ жизни, следствием чего и является преступное поведение. Мотивы и обстоятельства у юношей и девушек разные. Обстоятельства: алкогольное опьянение (юноши - 87%; девушки - 75%); осознанность того, что не найдут, не накажут, не докажут (юноши - 54%; девушки - 68%); доступность благ -плохо охраняется (юноши - 39%; девушки - 46%); небольшой срок наказания (юноши - 64%; девушки - 38%); множество пунктов сбыта похищенного (юноши - 29%; девушки - 12%). Таким образом, основными обстоятельствами, мотивами для совершения преступления среди мальчиков является алкогольное опьянение, а также небольшой срок наказания; для девочек -осознанность безнаказанности, а также доступность благ (в надежде, что не докажут). [2, C. 27]

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод: на возникновение девиантного поведения может влиять множество факторов (биологических, психологических, социальных и т.д) и факторы риска девиантного поведения находятся в зависимости от гендерных различий, что подтверждают многочисленные теоретические и эмпирические исследования.

Использованные источники: 1. Агафонов Ю.А. Факторы семейного неблагополучия в генезисе преступного поведения несовершеннолетних / Ю.А.Агафонов , А.Н. Ильяшенко. -[Электронный ресурс].- Режим входа: URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-semeynogo-neblagopoluchiya-v-genezise-prestupnogo-povedeniya-nesovershennoletnih (дата обращения: 29.09.2020). 2.Зубова Л.В., Аптикиева Л.Р. К вопросу гендерных различий в проявлении преступности несовершеннолетних (на примере Оренбургской области)/ Л.В. Зубова, Л.Р. Аптикиева // Вестник ОГУ. 2018. №1 (213).-С. 25-31

3.Казданян С.Ш. Девиантное поведение старшеклассников: причины, профилактика, коррекция / С.Ш.Казданян [и др.] // Бюллетень науки и практики. 2017. №3 (16).-С. 287-293. -С. 290.

4.Кошарная Г. Б. Мордишева Л.Н. «Основные подходы к изучению девиантного поведения», Известия высших учебных заведений, Поволжский регион, 2010

5.Крючкова А.Б. Психологические особенности агрессивности

старшеклассников /А.Б.Крючкова // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2010. №3. -С.79-82. -С.81.

6.Новикова Д.С. Девиантное поведение/ Новикова Д.С. // Вестник УлГТУ. 2019. №1 (85). -С. 21.

7.Семёнчева А.С.Половые различия дактилометрических показателей и компонентов агрессии / А.С. Семёнчева, Е.Ю. Кузнецова // БМИК. 2019. №9. -С.387.

8.Толкач И.Ф. Гендерные особенности использования лжи студентами университета / И.Ф. Толкач // Эпоха науки. 2020. №22. -С.300-303.-С.302

9.Шипунова Т.В. «На пути к общей теории девиантности». //Девиантология: современные теоретико-методологические проблемы . СПб. : Издательство Санкт-Петербургского университета, 2012. - 245 с.

10.Шипунова Т.В., Фомина Д.В. Гендерные особенности девиантного поведения и конструирование его рисков в студенческом дискурсе / Т.В. Шипунова, Д.В. Фомина // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. №2 (24). - С. 15-22.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.