КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА
Том 12 • Номер 10 • октябрь 2018 ISSN 1994-6929 Journal of Creative Economy
издательство
Креативная экономика
Факторы развития рынка фриланса в информационной экономике
Тагаров Б.Ж. 1
1 Байкальский государственный университет, Иркутск, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Данная статья посвящена анализу факторов, способствующих росту рынка фриланса. Автор анализирует подходы к определению понятия «фриланс». Рассматривает аспекты информационной экономики, вызывающие развитие фриланса, в частности развитие информационных технологий и интеллектуализацию труда. Отдельно выделяются факторы спроса на услуги фрилансеров и факторы предложения. К факторам спроса автор относит стремление фирм к аутсорсингу бизнес-процессов, экономию на издержках, желание быть независимым от местного рынка труда. В качестве факторов предложения на рынке фриланса рассматриваются рост мобильности населения, желание избежать дискриминации, независимость от формального образования, рост доступа к знаниям, неравенство в доходах.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: фриланс, информационная экономика, рынок труда, удаленная работа, информационные технологии, интернет.
Factors of development of the market of freelance in information economy
Tagarov B.Zh. 1
1 Baikal State University, Russia
введение
В 1980 году на свет появилась книга Э. Тоффлера «Третья волна» [1] (Toffler, 2004), в которой он сделал прогноз, что через некоторое время, благодаря развитию и распространению информационных технологий, миллионы работников сменят свои рабочие места на фабриках и офисах на более комфортные. Развивая идеи Тоффлера, М. Кастельс рассматривал развитие фрилансерской деятельности как важное условие становление сетевой экономики: «Поскольку экономика подобного типа способствует преуспеванию индивидуального предпринимательства, связи между консультантами, субподрядчиками и фирмами посредством Всемирной паутины становятся столь же важны, что и деятельность самой фирмы. В итоге возникает не экономика дот-комов, а сетевая экономика с электронной нервной системой» [2] (Kastels, 2014).
Точной статистики по числу фрилансеров не существует, поскольку многих из них, особенно в развивающихся странах, работают неофициально. Поэтому все данные об их количественном и качественном составе получены с помощью опросов. Согласно опросу Freelance Union, количество фрилансеров в США в 2015 году составило 54 млн человек (34% от всех работников страны). В России же число фрилансеров в 2015 году достигло 2 млн человек [3]. Интересно, что 66% фрилансеров из России получают работу от иностранных клиентов, при этом работают только с иностранными заказами - 14%.
На данный момент понятие «фриланс» имеет много разных трактовок. Например, в Европе и США к фрилансерам относят всех самозанятых. В целом все определения данного вида деятельности можно разбить на две группы. Понимание фриланса в широком смысле основано на такой его черте, как независимость специалиста. Фриланс в узком смысле, помимо автономии специалиста, предполагает высокий уровень квалификации труда, его творческую направленность и большую интеллектуальную составляющую [4] (Strebkov, Shevchuk, Spirina, 2015). Именно это понимание термина «фриланс» мы будем использовать в данной статье.
Целью статьи является выявление причин развития фрилансерской деятельности как с точки зрения компаний, так и с точки зрения самих фрилансеров.
Для этого мы разделим факторы, обуславливающие рост электронного фриланса в современной экономике, на три группы: общие факторы, связанные с переходом
ABSTRACT:_
The present article focuses on the analysis of factors contributing the growth of the freelance market. The author analyzes the approaches to the definition of "freelance". The aspects of the information economy that cause the growth in the freelance industry, in particular, the development of information technology and labour intellectualization are studied. Forces of supply and demand for freelancers' services have been considered separately. According to the author, the forces of demand are the company's desire to business process out-sourcing, cost savings, the desire to become independent in the local labor market. The growth of population mobility, the desire to avoid discrimination, autonomy from the formal education, the growth in access to knowledge, wealth inequality are considered as forces of supply in the freelance market.
KEYWORDS: freelance, information economy, labor market, distant work, information technologies, Internet
JEL Classification: J46, J44, L86 Received: 20.09.2018 / Published: 31.10.2018
© Author(s) / Publication: CREATIVE ECONOMY Publishers For correspondence: Tagarov B.Zh. ( batot@rambler.ru)
CITATION:_
Tagarov B.Zh. (2018) Faktory razvitiya rynka frilansa v informatsionnoy ekonomike [Factors of development of the market of freelance in information economy]. Kreativnaya ekonomika. 12. (10). - 1703-1714. doi: 10.18334/ce.12.10.39450
экономик развитых стран к информационной стадии развития; факторы, влияющие на спрос на услуги фрилансеров; факторы, влияющие на их предложение.
1. общие факторы
Снижение стоимости передачи информации дало толчок к росту удаленной занятости. По итогам 2017 года число пользователей интернета в мире достигло 4157 млн человек (54,4%) [5]. Причем большая часть из них приходится на развивающиеся страны1. Количество интернет-пользователей в таких странах, как Великобритания, Финляндия, Южная Корея, Япония, еще в 2016 году превысило 90% от численности населения. На конец 2017 года проникновение интернета в России составило 72,8% (87 млн пользователей) [6]. При этом 51,5% взрослого населения пользуется мобильным доступом к сети. Если сопоставить проникновение интернета в России с развитыми странами, то будет наблюдаться некоторое отставание [7]. Тем не менее Россия обогнала по уровню интернетизации Китай и Италию. На начало 2017 года Россия входила в число стран с наиболее дешевым мобильным доступом в интернет [8], а по данным Индекса готовности к сетевому обществу Всемирного экономического форума на начало 2017 года Россия занимала второе место по стоимости услуг сотовой связи и десятое место по стоимости широкополосного интернета [9] (Chzhan, 2017). Что касается интернетизации бизнеса, то к началу 2017 года 81,8% российских компаний использовали широкополосный интернет. По расчетам The Boston Consulting Group, лидерами по развитию цифровой экономики являются Великобритания (12,4% ВВП), Южная Корея (8,0%) и Китай (6,9%). Россия пока далека от лидирующих позиций (2,8%), но государство делает важные шаги в этом направлении [10] (Suhodolov, Kolpakova, Spasennikov, 2017).
Автоматизация производства, рост информационного и наукоемкого секторов экономики привели к тому, что одной из главных особенностей изменений, происходящих в современной экономике, является рост доли затрат на интеллектуальный труд в себестоимости товаров и услуг. Более того, способность фирмы создавать новые знания и внедрять инновации становится определяющей для ее выживания.
Интеллектуальный, творческий труд связан с работой с информацией, а значит, использование его результатов с развитием информационных технологий все меньше
1 Суммарное количество интернет-пользователей в Индии и Китае в 2017 году превысило 1,2 млрд человек [5].
ОБ АВТОРЕ:_
Тагаров Бато Жаргалович, доцент кафедры экономической теории и институциональной экономики (batotßrambler.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Тагаров Б.Ж. Факторы развития рынка фриланса в информационной экономике // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 10. - С. 1703-1714. doi: 10.18334/ce.12.10.39450
зависит от географического местоположения работника и работодателя. Расширение границ продажи услуг специалистов и увеличение возможностей выбора у компаний, естественно, способствует росту удаленной занятости.
О росте значения интеллектуального труда в нашей стране можно судить по росту расходов на образование. В России государственные расходы на образование выросли с 2000 по 2016 год с учетом инфляции на 130% и достигли 3,6% ВВП и 9,9% государственного бюджета. При этом объем платных услуг населению в сфере образования вырос за данный период в 13,7 раза [11]. Общие расходы на образование в России составляют 4,1% ВВП.
2. Факторы спроса
Сетевая структура фирмы
Еще в работах А. Смита отмечалось, что главным источником роста производительности труда является его разделение и специализация [12] (Smith, 1993). Процесс разделения труда на рынке заключается в выносе второстепенных бизнес-процессов во внешнюю среду организации и концентрации ее ресурсов на ключевом виде деятельности. Согласно институциональной теории фирмы, решение о переносе бизнес-процесса сторонним подрядчикам принимается на основе сравнения внутренних управленческих издержек и рыночных трансакционных. В связи с развитием информационных технологий трансакционные издержки взаимодействия, особенно для бизнес-процессов, имеющих информационный характер, снижаются, что стимулирует фирму искать исполнителей подобных работ вне своего штата сотрудников. Аутсоринг в таких условиях становится важнейшим фактором конкурентоспособности фирмы [13] (Kazarina, 2018).
Необходимость роста гибкости компаний заставляет часто менять исполнителей
В новой информационной экономике на смену компаниям со сложной иерархической организационной структурой постепенно приходят сетевые структуры с преобладанием горизонтальных взаимодействий. Причиной этого является увеличение изменчивости внешней среды и необходимость повышения гибкости и степени адаптивности фирмы. Делегирование части работ внешним исполнителям позволяет это сделать. Если необходимо быстро перестроить бизнес, сетевой структуре достаточно просто разорвать отношения с прежними подрядчикам и найти новых. Перед иерархическими же компаниями старого типа возникает проблема преодоления организационной инерции и ликвидации устаревших активов. К тому же с юридической и управленческой точки зрения разорвать отношения с фрилансером гораздо проще, чем уволить штатного сотрудника.
Проектный характер работ
В условиях ускорения жизненного цикла как товаров, так и организаций, многие виды работ внутри фирмы принимают проектный характер. Особенно это касается
инновационной деятельности, которая, по определению, не может носить рутинный однообразный характер. Другими словами, во все большем количестве случаев в новой экономике компаниям нужны не постоянные, а временные работники, что создает спрос на рынке интеллектуального фриланса.
Высокий уровень мотивации фрилансеров к эффективному труду
С ростом сложности и творческой составляющей труда растет сложность его контроля. Поэтому при организации интеллектуальной работы на первый план выходит проблема мотивации сотрудников. Внутри компании работники в большинстве своем являются своеобразными монополистами в области выполняемых ими работ. Следовательно, в отсутствие конкурентной борьбы их мотивация к повышению эффективности труда сводится к желанию выглядеть в выгодном свете перед руководством. Кроме того, риски, которые несет штатный сотрудник, сводятся к потере занимаемой должности или части вознаграждения. Фрилансеры, особенно с появлением специализированных бирж, находятся в состоянии жесткой конкуренции друг с другом. Их риски (например, риск потери репутации) гораздо выше, чем у постоянных работников, и мотивация к выполнению работы на максимально высоком уровне. Важно также то, что в ходе конкурентной борьбы на свободном рынке некачественные исполнители отсеиваются гораздо быстрее и эффективнее, чем внутри фирмы.
Независимость от квалификации местных работников и структуры предложения на местном рынке труда
Нанимая работников на постоянной основе, компании ориентируются на местный рынок труда. Хотя доступность информационных технологий и позволяет перевести часть сотрудников на работу на удаленном доступе, географическая и геополитическая отдаленность в данном случае создает определенные проблемы. Например, снижаются возможности контроля и давления на работника, страдает организационная культура и неформальные коммуникации, возникают правовые проблемы и т.п. Поэтому, позволяя работать на удаленном доступе штатным сотрудникам, руководство фирмы все равно настаивает на их физическом присутствии в офисе хотя бы несколько часов в неделю. Подобная ограниченность в выборе персонала вызывает зависимость фирмы от структуры предложения на местном рынке и квалификации местных сотрудников.
Привлекая специалистов с помощью интернета на проектную работу, работодатели получат возможность выбора нужного исполнителя среди огромного множества активных фрилансеров. При этом издержки на поиск специалиста минимизируются системами репутации, которые используются всеми фрилансерскими биржами. Отметим, что при использовании труда фрилансеров работодатель получает возможность найти очень узких специалистов, поскольку глобальный рынок позволяет им концентрироваться на небольших сегментах рынка.
Возможность снижения затрат
Одной из главных причин перехода на сотрудничество с фрилансерами является снижение издержек производства. Выделим основные возможности экономии для работодателя.
1. Возможность найма специалистов из регионов и стран с более низкой заработной платой, чем на местном рынке труда.
2. Возможность оплаты работнику только за сделанную работу в рамках конкретного проекта.
3. Экономия на организации рабочего пространства.
4. Низкие издержки разрыва деловых отношений после окончания проекта, в том числе и благодаря тому, что подавляющее большинства фрилансеров, особенно в развивающихся странах, готовы работать неофициально.
5. Отсутствие затрат на работника, не связанных с его непосредственной трудовой деятельностью (социальные выплаты, поддержание корпоративной культуры, налоги и пр.)
6. Снижение управленческих издержек, связанных организацией, мотивацией и операционным контролем деятельности работников.
3. Факторы предложения
Рост мобильности населения
Объем внутренней миграции в России в 2017 году составил 4184,5 тыс. человек, что превысило показатель десятилетней давности более чем в 2 раза [14]. Мобильность населения с каждым годом возрастает, а значит, растет и потребность в источнике дохода, который бы не зависел от местоположения человека. Также необходимо отметить, во многих странах мира в последние годы развивается такое явление, как переезд, например, в Таиланд и работа на удаленном доступе в своей стране. Все это делает работу фрилансера все более привлекательной.
Рост качества жизни
Компания PayPal совместно с агентством Netfluential провела исследование рынка фрилансерских услуг в конце 2017 года [15]. Опрос показал, что главными причинами выбора данного вида деятельности для российских фрилансеров является не высокий доход, а отсутствие привязки к географическому местоположению и возможность зарабатывать в любой точке мира (45% голосов), а также независимость от жестких внутрифирменных правил и бюрократии (29%). Нужно отметить, что фрилансеры из более бедных стран ставят на первое место возможность получения более высокого дохода, чем в своем регионе, а из более богатых - заниматься любимым делом. Отсюда можно сделать вывод, что с ростом уровня жизни ее качество начинает зависеть больше от наличия свободы, чем от прироста дохода, что повышает популярность фрилансерской деятельности.
Независимость от формального образования и прочих качеств работника, мало связанных с его реальной эффективностью
При устройстве на работу традиционным образом, согласно исследованиям М. Спенса [16] (Spence, 1973), получение должности и уровень заработной платы определяется не столько реальной производительностью труда соискателя, сколько его формальным уровнем образования. Спенс показал, что рынок труда обладает высокой степенью асимметрии информации, а значит, работодателю приходится ориентироваться на видимые признаки работника. Кроме того, при приеме на работу в офф-лайн-режиме на решение работодателя влияют субъективные и социальные факторы (например, внешний вид, возраст, пол, раса, место жительства), а также соответствие качеств соискателя корпоративной культуре (тип личности, способность подчиняться, уровень толерантности и пр.), что уменьшает значимость его профессиональных навыков.
Оказание услуг с помощью интернета имеет более безликий характер, поскольку работодатель может оценивать потенциального подрядчика только по его портфолио и деловой истории. Вследствие этого профессионалы могут получить более высокую оплату, а люди, подвергающиеся дискриминации, например, по возрасту или полу, добиться объективной оценки своих навыков. То же касается хороших специалистов, не имеющих престижного образования, и людей, не обладающих необходимыми социальными навыками. Согласно проведенному компанией Payoneer исследованию мирового рынка фрилансерских услуг (опрос проводился летом 2017 года), большинство респондентов (54%) получили диплом бакалавра или специалиста, однако 20% не имеют высшего образования [17].
Что касается дискриминации рабочей силы по возрастному признаку, то исследование показало, что фрилансеры старше 60 лет в среднем зарабатывают в час почти на 60% больше, чем молодые люде в возрасте 20 лет. Хотя в целом в мире более половины фрилансеров имеют возраст меньше 30 лет и только 6% - больше 50, в США люди, которым исполнилось 50 лет и больше, составляют около 33% фрилансеров.
Независимость доступа к знаниям от географического местоположения
До появления интернета развитые регионы имели большое преимущество перед периферией в доступе к информации, знаниями и образованию. По данным агентства Education International [18], объем мирового рынка образовательных услуг на начало 2018 году превысил 5 трлн долларов, а объем онлайн-рынка образования достиг 165 млрд долларов (3%). По прогнозу Education International, в 2023 году объем рынка интернет-образования будет равен 240 млрд долларов. По оптимистичному варианту прогноза данного значения рынок достигнет уже к 2020 году. В России, по прогнозам агентства, в ближайшие три года рынок онлайн-образования вырастет до 2,6% от общего рынка образования и его объем составит 53,3 млрд рублей. При этом проникновение интернета в регионах России на конец 2017 года выровнялось, и разница между максимальным и минимальным значением показателя составляет всего
10 процентных пунктов, причем лидером по проникновению интернета является не Центральный федеральный округ, включающий в себя столицу нашей страны, а Северо-Западный во главе с Санкт-Петербургом [19].
Снижение информационного неравенства позволило множеству людей, получить качественное образование в режиме онлайн и выйти на электронный рынок труда.
Нехватка рабочих мест и низкий доход в периферии
Возможность трудоустройства и уровень заработной платы сильно зависит от места проживания человека. Сильное неравенство в возможностях наблюдается как между разными странами, так и между регионами одной страны. К примеру, по итогам 2017 года средняя заработная плата в США составила 3120 долларов, в Германии -2959 долларов, в Польше - 798 долларов, в России - 615 долларов, а в Грузии - 234 доллара [20]. В России же, при средней заработной плате по стране в 2017 году 35845 рублей, средняя заработная плата в Москве составила 73846 рублей, а в Алтайском крае - 20091 рублей.
В такой ситуации специалистам, чья заработная плата является относительно низкой, становится выгодно проживать в своем регионе, а оказывать услуги в интернете, где своеобразная дискриминация на рынке труда по географическому признаку отсутствует. Для сравнительно образованного населения бедных стран мира с высоким уровнем безработицы заработок с помощью удаленного доступа является чуть ли не единственной возможностью поднять свой уровень жизни.
Стоит отметить, что для большинства россиян-фрилансеров фрилансерская деятельность является не основным источником дохода. Согласно исследованию, проведенному НАФИ в России, лишь 11% участников опроса заявили, что фриланс является их основным источником дохода [21].
Что касается безработицы, то эксперты Международной организации труда рассчитали, что во всем мире на сегодняшний день 74,5 млн молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет являются безработными [22] (Bylkov, Samarina, 2017). Даже в развитых государствах уровень молодежной безработицы к началу 2016 года превысил 13%. А молодежь является главным поставщиком специалистов на рынке услуг фриланса.
В России наблюдается неравномерность распределения безработных по регионам. Уровень безработицы на январь 2017 года в Центральном федеральном округе составил 3,4%, в Сибирском - 7,7%, а в Северо-Кавказском - 11,4% [23]. Также необходимо добавить, что по итогам 2016 г. 60,9% безработных в России имели высшее или среднее профессиональное образование [24] (Trofimov, Trofimova, 2018). Все это позволяет сделать прогноз о притоке специалистов на рынок фриланса из регионов с высоким уровнем безработицы.
Также важным источником притока новых специалистов на рынок фрилансерских услуг являются люди, не имеющие физической возможности полноценно работать на постоянной основе: студенты, женщины, находящиеся в декретных отпусках, пенсионеры, инвалиды и пр.
Развитие социальных сетей, в том числе и профессиональных, интернет-форумов и электронных бирж труда привел к тому, что издержки на поиск интересных проектов у фрилансера постоянно снижаются, а значит, специалист может обеспечить себя, сконцентрировавшись на удаленной занятости.
заключение
1. Общим фактором развития фриланса является информатизация современной экономики, заключающаяся в повышении доступности информационно-коммуникационных технологий, автоматизации бизнес-процессов, росте информационной емкости выпускаемых товаров и услуг, а также повышение роли интеллектуального труда в производстве.
2. К факторам, обуславливающим рост спроса на услуги фриланса, можно отнести: стремление фирм к сетевой структуре и повышению гибкости своей деятельности, рост работ проектного характера, более высокий уровень мотивации фрилансеров относительно штатных сотрудников, независимость от уровня квалификации местных работников и структуры местного рынка труда, возможность снижения издержек.
3. Рост предложения на рынке фрилансерских услуг вызван следующими факторами: рост мобильности населения и рост качества жизни, желание быть независимым от формального образования и других признаков, напрямую не влияющих на производительность труда, повышение доступности к знаниям и образованию, безработица и неравенство в доходах между регионами.
ИСТОЧНИКИ:
1. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2004. - 784 с.
2. Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе.
- Екатеринбург: У-Фактория, 2014. - 83-84 с.
3. Нанимать фрилансеров компаниям выгодно и вот почему. Habr.com. [Электронный
ресурс]. URL: https://habr.com/company/polyglot/blog/299884.
4. Стребков Д.О., Шевчук А.В., Спирина М.О. Развитие русскоязычного рынка удален-
ной работы. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 225 с.
5. Internet Top 20 countries - Internet Users 2018. Internetworldstats. [Электронный ре-
сурс]. URL: https://www.internetworldstats.com/top20.htm.
6. Исследование GfK: Проникновение Интернета в России 2018. Gfk.com. [Электронный
ресурс]. URL: https://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-proniknovenie-interneta-v-rossii/.
7. Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М., Демьяненко А.В. и др. Цифровая экономика. /
краткий статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 96 c.
8. Почем интернет в разных странах?. Vestifinance.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vestifinance.ru/articles/76730.
9. Чжан Д. Современное состояние цифровой экономики в Китае и перспективы со-
трудничества между Китаем и Россией в области цифровой экономики // Власть.
- 2017. - № 9. - с. 37-46.
10. Суходолов А.П., Колпакова Л.А., Спасенников Б.А. Проблемы противодействия преступности в сфере цифровой экономики // Всероссийский криминологический журнал. - 2017. - № 2. - с. 258-267. - doi: 10.17150/2500-4255.2017.11(2).258-267.
11. Гохберг Л.М., Ковалева Н.В., Ковалева Г.Г. Образование в цифрах 2018. / краткий статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2018. - 80 с.
12. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / В 2 т. - М.: Наука, 1993. - 570 с.
13. Казарина Л.А. Аутсорсинг функций как инструмент повышения конкурентоспособности фирмы // Baikal Research Journal. - 2018. - № 1. - с. 9. - doi: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).9.
14. Миграция населения в России: тенденции, проблемы, пути решения. Ac.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/16774.pdf.
15. PayPal: объем платежей российским фрилансерам вырос за год на 50% решения. Cnews.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnews.ru/news/line/2018-02-07_ paypal_obem_platezhej_ rossijskim_frilanseram.
16. Spence M. Job market signaling // Quarterly Journal of Economics. - 2010. - № 3. -p. 355-374. - doi: 10.2307/1882010.
17. «Исследование доходов фрилансеров 2018» от Payoneer решения. Explore.payoneer. com. [Электронный ресурс]. URL: https://explore.payoneer.com/ru/freelancer-income-survey-2018.
18. Будущее онлайн-образования в России: рост и осторожные инвестиции. Forbes. ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.forbes.ru/tehnologii/342961-budushchee-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-rost-i-ostorozhnye-investicii.
19. Интернет в России: динамика проникновения. Fom.ru. [Электронный ресурс]. URL:http://fom.ru/SMI-i-internet/13783.
20. Средняя зарплата по странам мира 2017. Investorschool.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://investorschool.ru/srednyaya-zarplata-po-stranam-mira-2017.
21. Фрилансеров в России уже 18%. Nafi.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/ analytics/frilanserov-v-rossii-uzhe-18/.
22. Былков В.Г., Самарина М.В. Особенности функционирования мирового рынка труда в условиях экономического кризиса // Baikal Research Journal. - 2017. - № 3. -с. 16. - doi: 10.17150/2411-6262.2017.8(3).16.
23. Занятость и безработица в Российской Федерации в январе 2017 года. Gks.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/isswww.exe/stg/ d01/36.htm.
24. Трофимов Е.А., Трофимова Т.И. К вопросу о дискриминации на рос-сийском рынке труда // Известия Байкальского государственного университета. - 2018. - № 3.
- с. 419-425. - doi: 10.17150/2500- 2759.2018.28(3).419-425.
references:
Abdrakhmanova G.I., Gokhberg L.M., Demyanenko A.V. i dr. (2018). Tsifrovaya ekonomika [Digital economy]M.: NIU VShE. (in Russian).
Bylkov V.G., Samarina M.V. (2017). Osobennosti fUnktsionirovaniya mirovogo rynka truda v usloviyakh ekonomicheskogo krizisa [Features of Global Labor Market Functioning in Terms of Economic Crisis].Baikal Research Journal. 8 (3). 16. (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2017.8(3).16.
Chzhan D. (2017). Sovremennoe sostoyanie tsifrovoy ekonomiki v Kitae i perspektivy sotrudnichestva mezhdu Kitaem i Rossiey v oblasti tsifrovoy ekonomiki [The current situation in china''s digital economy development and the prospects of sino-russian cooperation in digital economy]. Power. 25 (9). 37-46. (in Russian).
Gokhberg L.M., Kovaleva N.V., Kovaleva G.G. (2018). Obrazovanie v tsifrakh 2018 [Education in numbers - 2018] M.: NIU VShE. (in Russian).
Internet Top 20 countries - Internet Users 2018Internetworldstats. Retrieved from https://www.internetworldstats.com/top20.htm
Kastels M. (2014). Galaktika Internet. Razmyshleniya ob Internete, biznese i obschestve [Galaxy Internet. Thinking about the Internet, business and society] Yekaterinburg: U-Faktoriya. (in Russian).
Kazarina L.A. (2018). Autsorsing funktsiy kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti firmy[Outsourcing of Functions as a Tool of Increasing Company's Competitiveness]. Baikal Research Journal. 9 (1). 9. (in Russian). doi: 10.17150/2411-6262.2018.9(1).9.
Smit A. (1993). Issledovanie o prirode i prichinakh bogatstva narodov [An inquiry into the nature and causes of the wealth of nations] M.: Nauka. (in Russian).
Spence M. (2010). Job market signaling Quarterly Journal of Economics. 87 (3). 355374. doi: 10.2307/1882010.
Strebkov D.O., Shevchuk A.V., Spirina M.O. (2015). Razvitie russkoyazychnogo rynka udalennoy raboty[Development of the Russian-language market of remote work] M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki. (in Russian).
Sukhodolov A.P., Kolpakova L.A., Spasennikov B.A. (2017). Problemy protivodeystviya prestupnosti v sfere tsifrovoy ekonomiki [Issues of Counteracting Crimes in the Sphere of Digital Economy]. Vserossiyskiy kriminologicheskiy zhurnal. 11 (2). 258267. (in Russian). doi: 10.17150/2500-4255.2017.11(2).258-267.
Toffler E. (2004). Tretia volna [The 3rd wave] M.: AST. (in Russian).
Trofimov E.A., Trofimova T.I. (2018). K voprosu o diskriminatsii na ros-siyskom rynke truda [On the issue of discrimination in the Russian labour market]. Bulletin of Baikal State University. 28 (3). 419-425. (in Russian). doi: 10.17150/2500-2759.2018.28(3).419-425.