Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева М.Д., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Мартыненко М.Н., Якупова В.А.

Исследования формирования математических представлений у детей дошкольного возраста приобрели в современной науке особую актуальность, поскольку математические представления выступают мощным предиктором высокой академической успеваемости детей уже при поступлении в школу [3],[4],[8]. При этом большинство исследователей, придерживающихся культурно-исторического подхода, отмечают, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослыми [1]. В связи с этим, многие ученые уделяют особое внимание связи формирования математических представлений у детей и родительских представлений о развитии математических знаний [2], [5], [6], [9]. Цель данного исследования заключалась в анализе значения таких факторов развития математических представлений у детей дошкольного возраста, как убеждения родителей о математике и применяемые ими методы обучения. Мы выделили прямой и косвенный способы обучения математике, которые, как мы предположили, будут способствовать развитию различных аспектов математических знаний у дошкольников. Под прямым прямым обучением мы понимали проведение родителями специальных занятий по математике, цель которых зачастую сводится к заучиванию математических символов и действий с ними. Под косвенным обучением подразумевалось знакомство с числами в бытовых ситуациях, которое заключается в 44 сопоставлении различных величин и использовании чисел для решения простых практических задач. В исследовании приняли участие 98 детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские сады г. Москвы. Интересующие нас данные об убеждениях родителей и используемых ими способах обучения были собраны при помощи специально разработанного нами опросника. Для оценки развития математических представлений дошкольников использованы следующие методики: идентификация чисел (24 пары чисел, из которых ребенку нужно выбрать названное экспериментатором), сравнение чисел (18 пар чисел и 18 триад чисел), решение арифметических задач (12 примеров на сложение и вычитание). Для оценки невербального интеллекта нами был использован тест Цветные прогрессивные матрицы Равена [6]. Полученные результаты свидетельствуют о наличии согласованности использования родителями конкретных способов обучения с развитием отдельных математических навыков у детей: прямой способ обучения оказался значимо связан с успешностью детей в идентификации чисел; косвенный способ обучения - с пониманием величин; совместное использование прямого и косвенного способов связано с развитием навыков решения арифметических задач. Исследование выполнено при поддержке Гранта РНФ №16-18-00073.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильева М.Д., Веракса А.Н., Бухаленкова Д.А., Мартыненко М.Н., Якупова В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Факторы развития математических представлений у детей дошкольного

возраста

Васильева М.Д.

МГУ имени М.В.Ломоносова г. Москва (Россия)

Веракса А.Н.

МГУ имени М.В.Ломоносова г. Москва (Россия)

Бухаленкова Д.А.

МГУ имени М.В.Ломоносова г. Москва (Россия)

Мартыненко М.Н.

МГУ имени М.В.Ломоносова г. Москва (Россия)

Якупова В.А.

МГУ имени М.В.Ломоносова г. Москва (Россия)

Исследования формирования математических представлений у детей дошкольного возраста приобрели в современной науке особую актуальность, поскольку математические представления выступают мощным предиктором высокой академической успеваемости детей уже при поступлении в школу [3],[4],[8]. При этом большинство исследователей, придерживающихся культурно-исторического подхода, отмечают, что источник психического развития находится не внутри ребенка, а в его отношениях со взрослыми [1]. В связи с этим, многие ученые уделяют особое внимание связи формирования математических представлений у детей и родительских представлений о развитии математических знаний [2], [5], [6], [9].

Цель данного исследования заключалась в анализе значения таких факторов развития математических представлений у детей дошкольного возраста, как убеждения родителей о математике и применяемые ими методы обучения. Мы выделили прямой и косвенный способы обучения математике, которые, как мы предположили, будут способствовать развитию различных аспектов математических знаний у дошкольников. Под прямым прямым обучением мы понимали проведение родителями специальных занятий по математике, цель которых зачастую сводится к заучиванию математических символов и действий с ними. Под косвенным обучением подразумевалось знакомство с числами в бытовых ситуациях, которое заключается в

сопоставлении различных величин и использовании чисел для решения простых практических задач.

В исследовании приняли участие 98 детей старшего дошкольного возраста, посещающих детские сады г. Москвы. Интересующие нас данные об убеждениях родителей и используемых ими способах обучения были собраны при помощи специально разработанного нами опросника. Для оценки развития математических представлений дошкольников использованы следующие методики: идентификация чисел (24 пары чисел, из которых ребенку нужно выбрать названное экспериментатором), сравнение чисел (18 пар чисел и 18 триад чисел), решение арифметических задач (12 примеров на сложение и вычитание). Для оценки невербального интеллекта нами был использован тест Цветные прогрессивные матрицы Равена [6].

Полученные результаты свидетельствуют о наличии согласованности использования родителями конкретных способов обучения с развитием отдельных математических навыков у детей: прямой способ обучения оказался значимо связан с успешностью детей в идентификации чисел; косвенный способ обучения - с пониманием величин; совместное использование прямого и косвенного способов связано с развитием навыков решения арифметических задач.

Исследование выполнено при поддержке Гранта РНФ №16-18-00073.

Список литературы:

1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4. Детская психология М.: Педагогика, 1984. 432 c.

2. Blevins-Knabe, B., Austin, A. B., Musun, L., Eddy, A., & Jones, R. M. (2000). Family home care providers' and parents' beliefs and practices concerning mathematics with young children. Early Child Development and Care, 165, 41-58. doi:http://dx.doi.org.proxy.bc.edu/10.1080/0300443001650104

3. Duncan, G. J., Dowsett, C. J., Claessens, A., Magnuson, K., Huston, A. C., Klebanov, & Japel, C. (2007). School readiness and later achievement. Developmental Psychology, 43(6), 1428-1446. doi:http://dx.doi.org/10.1037/0012-1649.43.6.1428

4. Geary, D. (2006). Developmental of mathematical understanding. In D. Kuhl & R. S. Siegler (Vol. Eds.), Cognition, perception, and language, Vol. 2 (pp. 777-810). W. Damon (Gen. Ed.), Handbook of child psychology (6th Ed.). New York: John Wiley & Sons.

5. Huntsinger, C. S., Jose, P.E., & Luo, Z. (2016). Parental facilitation of early mathematics and reading skills and knowledge through encouragement of home-based activities. Early Childhood Research Quarterly, 37, 1-15.

6. Park, H. (2008). Home literacy environments and children's reading performance: A comparative study of 25 countries. Educational Research and Evaluation, 14(6), 489-505.

7. Raven, J. C., Court, J. H., & Raven, J. (1990). Coloured Progressive Matrices (1990 Edition, with US Norms). Manual for the Raven's progressive matrices and vocabulary scales, Oxford Psychologist Press, Oxford.

8. Sigel, I. E., McGillicuddy-DeLisi, A. V., & Goodnow, J. J. (2014). Parental belief systems The psychological consequences for children. Hove, UK: Psychology Press.

9. Skwarchuk, S., Sowinski, C., & LeFevre, J. (2014). Formal and informal home learning activities in relation to children's early numeracy and literacy skills: The development of home numeracy model. Journal of Experimental Child Psychology, 121, 63-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.