Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА'

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
123
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / E-COMMERCE / INTERNET / SOCIAL NETWORKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хуснутдинова Гузелия Фаридовна, Хаматханова Макка Алаудиновна

В настоящее время всё рыночное пространство принято делить на реальное рыночное пространство, являющееся физической средой, и виртуальное рыночное пространство, функционирующее в условиях интерактивных информационных сетей, наиболее активным из которых является Интернет. При эффективном использовании систем электронной коммерции гарантируются минимальные временные затраты и экономия живого труда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF DEVELOPING ONLINE TRADE THROUGH SOCIAL MEDIA

Currently, the entire market space can be divided into real market space, which is the physical medium, and the virtual market space, which operates in the context of interactive information networks, the most active of which is the Internet. With the effective use of e-commerce systems guaranteed minimum time costs and saving labor

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА»

ХУСНУТДИНОВА Гузелия Фаридовна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского индустриального университета e-mail: a_ahilgov@mail.ru

ХАМАТХАНОВА Макка Алаудиновна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры экономики и организации производства Тюменского индустриального университета e-mail: a_ahilgov@mail.ru

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА

Аннотация. В настоящее время всё рыночное пространство принято делить на реальное рыночное пространство, являющееся физической средой, и виртуальное рыночное пространство, функционирующее в условиях интерактивных информационных сетей, наиболее активным из которых является Интернет. При эффективном использовании систем электронной коммерции гарантируются минимальные временные затраты и экономия живого труда.

Ключевые слова: Интернет-торговля, электронная коммерция, Интернет, социальные сети.

KHUSNUTDINOVA Guzelia Faridovna,

candidate of Sociological Sciences, associate Professor of the Department of Economics and Production Organization, Tyumen Industrial University

KHAMATHANOVA Makka Alaudinovna,

candidate of Sociological Sciences, associate Professor of the Department of Economics and Production Organization, Tyumen Industrial University

FACTORS OF DEVELOPING ONLINE TRADE THROUGH SOCIAL MEDIA

Annotation. Currently, the entire market space can be divided into real market space, which is the physical medium, and the virtual market space, which operates in the context of interactive information networks, the most active of which is the Internet. With the effective use of e-commerce systems guaranteed minimum time costs and saving labor.

Key words: e-commerce, Internet, social networks.

Сеть Интернет за последние годы стала неотъемлемым инструментом функционирования современного общества, во многом способствующим и определяющим темпы, направления и формы его развития. Интернет тесно связан с одной из доминирующих тенденций современного мира - глобализацией. Стирание экономических, политических, культурных и национальных границ становится возможным и обусловливается развитием средств коммуникаций, приводящих к форми-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

рованию новых форм взаимодействия, основой для которых является Интернет [4].

Интернет породил не только особый вид коммуникаций, но и новые социальные структуры, нормы отношений между людьми, т.е. создал новую реальность - виртуальную [5]. В настоящее время всё рыночное пространство принято делить на реальное рыночное пространство, являющееся физической средой, и виртуальное рыночное пространство, функционирующее в условиях интерактивных информацион-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ных сетей, наиболее активным из которых явля- На территории России каждые полтора года

ется Интернет. число пользователей Интернет увеличивается

Тенденция развития и роста популярности вдвое, в марте 2010 г. этот показатель составлял

сети Интернет характерна как для всего миро- 38% взрослого населения страны, а в 2018 г. уже

вого сообщества, так и для России, в частности. 72.8% [1].

Рис. 1. Проникновение Интернета в России

В России проникновение социальных сетей оценивается в 47%, аккаунты в них имеют 67.8 млн россиян.

Таблица 1

Проникновение социальных сетей и мессенджеров в России, 2018 год

Социальная сеть Число респондентов, %

YouTube 63

ВКонтакте 61

Facebook 35

Skype 38

WhatsApp 38

По данным исследования, представленного Data Insight, объем розничной онлайн-торговли России в 2012 г. составил 405 млрд руб., а в 2018 г. уже 1.5 трлн руб. После нескольких лет стабильного повышения российская Интернет-торговля замедлила темпы роста. В Рунете представлено всего не менее 300 тыс. сайтов с функционалом интернет-магазина (около 9%

«живых» доменов в зоне .ги) из них только 80 000 магазинов имеют посещаемость больше 20 человек в день [2]. Самыми продаваемыми группами товаров стали: в 2012 г. - техника и электроника (44%), а в 2018 г. - одежда и обувь - 35% против 13% в 2012 г. Самый бурный рост показали такие сегменты рынка, как товары для дома и мебель, детские товары и спорттовары -

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

40 - 50%. Следом, с показателем в 25 - 30% идет техника, а также косметика и украшения. Наиболее популярным способом оплаты онлайн-по-купок остаются наличные (69%), затем идет оплата картой онлайн (10%) и предоплата оффлайн (10%).

Еще одной тенденцией при увеличении интернет-аудитории в России стал рост пользователей мобильным Интернетом. По итогам прошлого года, аудитория составила 51.5%.

Судя по тому, как опрошенные оформляли свой последний заказ, россияне по-прежнему чаще всего совершают покупки с компьютера. При этом растёт доля заказов, оформленных с телефонов и планшетов: за 2018 г. она почти удвоилась до 21% в российских и 40% - в иностранных магазинах. По данным опроса, в зарубежных магазинах больше покупают с мобильных устройств из-за простоты оплаты, более удобных приложений и наличия скидок при покупке со смартфона.

Для молодежи до 25 лет смартфон — устройство № 1 для онлайн-покупок. Для других категорий граждан доля мобильных покупок тоже высока: 26% среди пользователей с онлайн-стажем от 5 до 10 лет 26% среди жителей небольших городов 30-100 тыс. чел.

Основной тренд 2017 - 2018 гг. в логистике — рост доли самовывоза. Ключевая причина — увеличение числа точек самовывоза и снижения стоимости их услуг, т.е. повышение качества услуги самовывоза [2].

Тогда как в 2012 г. самый популярный вид доставки - курьерская (46%), почта (33%) и получение в пункте выдачи заказов (11%) [3].

Широкое распространение сегмента электронной торговли приводит к возникновению большого числа конкурентов, именно поэтому компаниям, открывающим онлайн предприятие, стоит пересмотреть политику присутствия во всемирной сети Интернет, особенно с точки зрения использования преимуществ электронной коммерции.

Интернет-торговля создает условия для использования новых методов конкуренции. Оперативная обратная связь, зачастую реализуемая посредством социальных сетей, предпринимателя с покупателями является действенным средством для расширения доступности. Так, одной из популярных площадок для организации Интернет-торговли стал Instagгam, в котором насчитывается свыше миллиарда активных пользователей ежемесячно. По данным на сентябрь 2016 г., 18.2% таких пользователей совершали прямые покупки в социальных медиа. Мобильная конверсия увеличивается

после того, как пользователям становится удобно покупать со смартфонов.

Самое популярное мобильное приложение в России (и по аудитории, и по количеству ска-чиваний) — WhatsApp, за ним следуют Viber, VK и Сбербанк Онлайн. Instagram занимает пятую строчку в рейтинге по количеству пользователей и шестую — по количеству скачиваний (здесь его опередил сервис Юла от Mail.RU Group).

Можно выделить три основных направления взаимодействия с клиентами в социальных сетях:

- продажи, выстроенное на имидже лидеров мнений;

- продажи, построенные на тематике, близкой к продукту;

- продажи, в которых пользователи получают обратную связь от бренда и полезные советы, которые касаются как продаваемого продукта, так нескольких интересов целевой аудитории.

При этом продажи в социальных сетях больше подходят для формата c2c либо небольших нишевых магазинов с уникальным ограниченным ассортиментом.

По опросам РОЦИТ, около половины пользователей социальных сетей делают там покупки регулярно или периодически. При этом 40% покупок, совершаемых внутри социальных сетей в России, — нелегальные (т.е. продавец не выдает кассовый чек и не размещает публичную оферту). В социальных сетях появляются новые возможностей для электронной торговли.

В качестве маркетинговой стратегии контент экономически выгодно и эффективно влияет на рентабельность инвестиций. Для запуска блога или создания каталога товаров требуется минимальное количество ресурсов. Но необходимо досконально продумать контент для повышения концентрация внимания пользователей, которая в любой момент времени меняется.

В качестве рекомендаций для оптимизации контента и привлечения интереса потребителей и повышения продаж:

• создайте обучающие видеоролики по использованию товаров;

• сохраняйте и собирайте контент о вашем товаре, созданный пользователями (например, отзывы);

• отвечайте на вопросы пользователей на своем канале;

• публикуйте много фотографий, чтобы привлечь внимание пользователей, особенно в тех соцсетях, где это является ведущим фактором;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

• заполнить блог красивыми фотографиями пользователей вашего продукта;

• станьте своим собственным средством массовой информации.

И важное - интерактивный контент (викторины, оценки, калькуляторы, даже видео) привлекает гораздо больше потребителей и обеспечивает куда более высокую отдачу.

Представители электронной коммерции в социальных сетях уделяют больше внимания структуре каталогов: грамотному формированию категорий, обязательному наличию технических характеристик на карточках товаров, их подбору и возможности выставления фильтров по различным параметрам. Важную роль в привлечении внимания пользователей играет создание дополнительного дорогостоящего рич-кон-тента: полноценные презентации с возможностью обзора на 360, видеороликами, анимационными и мультимедийными элементами.

В оборот терминов Интернет-торговли входит понятие «extreme shopper» - экстремальный покупатель, который отличается активностью; подключенностью к Интернету со всех возможных гаджетов; стремлением получить необходимый товар по оптимальной цене.

Для повышения уровня доверия потенциальных покупателей необходимо подробно описывать товар, сопровождать описание фотографиями хорошего качества, выбирать конкретную группу товаров, специализируясь на какой-то одной отрасли. Пусть это будет узкая отрасль, но зато вы будете самыми компетентными в городе.

Клиентура виртуального и реального магазинов пересекается: многие сначала внимательно изучают ассортимент в Интернете, а затем идут в обычный торговый зал и делают покупку. Иногда бывает и наоборот, человек приходит в магазин, консультируется с продавцом, а позже заказывает товар на интернет-сайте. Интернет объединяет предприятия и частных лиц для информационного обмена, создает своеобразное «виртуальное сообщество», в котором можно быстро узнать все преимущества и недостатки товара или услуги.

Таким образом, для получения желаемых результатов и повышения конкурентоспособности предприятия необходимо грамотно владеть информацией и правильно её предлагать. Для информации характерны накопительность, последовательность и периодичность обновления.

Руководство предприятия должно следить и управлять с тем, чтобы информация имела главную роль в достижении успеха конкурен-

ции, так как наиболее эффективные методы анализа и контроля бизнес-процессов, проходящих на предприятии, возможны только в информационном поле, которое является основополагающим фактором конкурентоспособности.

При эффективном использовании систем электронной коммерции гарантируются минимальные временные затраты и экономия живого труда. Системы электронной коммерции, безусловно, являются не только техническим инструментом, обеспечивающим покупателям мгновенный доступ к коммерческим предложениям продавцов, сокращающим время обслуживания клиентов, уменьшающим объемы оборота наличных денежных средств в экономике.

Список литературы:

[1] Маляренко Е., Балашова А. Интернет-аудитория в России за год выросла за счет старшего поколения [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.rbc.rU/society/17/0 1/2018/5a5e8e149a79476a7c4133a1 (дата обращения: 10.04.2019).

[2] Data Insight: Интернет-торговля в России. 2018 [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://www.shopolog.ru/ metodichka/analytics/data-insight-internet-torgovlya-v-rossii-2018/ (дата обращения: 10.04.2019).

[3] Хуснутдинова Г.Ф. Культурные реалии интернет-сообществ. - Тюмень: ТюмГНГУ, 2013.

— 152 с.

[4] Хуснутдинова Г.Ф. Интернет-коммуникация как основа глобализационных процессов развития информационного общества // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. - 2014. - № 3 (42) - С. 128

- 131.

[5] Хуснутдинова Г.Ф. Культура российских интернет-сообществ: монография. -Тюмень: ТюмГНГУ, 2013. - 187 с.

Spisok literatury:

[1] Malyarenko E., Balashova A. Internet-au-ditoriya v Rossii za god vyrosla za schet starshego pokoleniya [Elektronnyj resurs] — Rezhim dos-tupa: URL: https://www.rbc.rU/society/17/01/2 018/5a5e8e149a79476a7c4133a1 (data obrash-cheniya: 10.04.2019).

[2] Data Insight: Internet-torgovlya v Rossii. 2018 [Elektronnyj resurs] — Rezhim dostupa: URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/ana-lytics/data-insight-internet-torgov-lya-v-rossii-2018/ (data obrashcheniya: 10.04.2019).

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

[3] Husnutdinova G.F. Ки1Чигпуе гealii inteгnet-soobshchestv. - Туитеп': TyumGNGU, 2013. — 152 s.

[4] Husnutdinova G.F. 1^егпе^котти-nikaciya как osnova globalizacionnyh pгocessov гazvitiya infoгmacionnogo obshchestva // Izves-

tiya vysshih uchebnyh zavedenij. Sociologiya. Ekonomika. Ро1Шка. - 2014. - № 3 (42) - S. 128 -131.

[5] Husnutdinova G.F. Kul'tuгa гossijskih inteгnet-soobshchestv: monogгafiya. - Туитеп': TyumGNGU, 2013. - 187 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.