Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ПОВЫШЕНИЯ СПРОСА НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ'

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ПОВЫШЕНИЯ СПРОСА НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
526
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРОС / СТРАТЕГИЯ / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК / ОНЛАЙН-РИТЕЙЛ / ЛОЯЛЬНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / DEMAND / STRATEGY / ONLINE STORE / CONSUMER MARKET / ONLINE RETAIL / CONSUMER LOYALTY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванчихина Карина Эдуардовна

В статье рассмотрены основные тенденции повышения спроса на товары и услуги в интернет-пространстве в 2018-2020 годах, которые являются определяющими моментами формирования стратегии развития онлайн-торговли. Данные тенденции актуальны в ситуации эпидемии коронавируса. Показано значение онлайн-ритейла и смещение доли рынка розничной торговли по вектору увеличения потребления повседневных, а также необходимых для жизни товаров. Обрисованы ключевые факторы, определяющие общие границы формирования стратегии развития спроса на интернет-товары, что позволило интегрировать существующую информационную базу в пользовательский продукт в ходе построения логической цепочки, а также представления обоснованного вывода. Данный продукт, а то есть стратегия развития повышения спроса на товары и услуги в интернет-среде на ближайшие годы, полезен не только начинающим, но и опытным предпринимателям, так как является теоретической основой для дальнейших бизнес-действий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT STRATEGY AND TRENDS OF INCREASING DEMAND FOR GOODS AND SERVICES IN THE INTERNET SPACE

The article examines the main trends in the increase in demand for goods and services in the Internet space in 2018-2020, which are the defining moments of the formation of the strategy for the development of online commerce. These trends are relevant in the situation of the coronavirus epidemic. Shown is the value of online retail and the shift in the retail market share in the vector of increasing consumption of everyday and essential goods. The key factors that determine the general boundaries of the formation of a strategy for the development of demand for Internet products are outlined, which made it possible to integrate the existing information base into a user product in the course of building a logical chain, as well as presenting a reasoned conclusion. This product, that is, a development strategy for increasing the demand for goods and services in the Internet environment for the coming years, is useful not only for beginners, but also for experienced entrepreneurs, as it is a theoretical basis for further business actions.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ И ТЕНДЕНЦИИ ПОВЫШЕНИЯ СПРОСА НА ТОВАРЫ И УСЛУГИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ»

Стратегия развития и тенденции повышения спроса на товары и услуги в интернет-

пространстве

Development strategy and trends of increasing demand for goods and services in the Internet

space

Иванчихина Карина Эдуардовна

Студентка 1 курса Факультет управления

«Санкт-Петербургский государственный экономический университет»

Россия, г. Санкт-Петербург e-mail: [email protected]

Ivanchikhina Karina Eduardovna

1st year student Management department Saint Petersburg State University of Economics Russia, Saint Petersburg e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье рассмотрены основные тенденции повышения спроса на товары и услуги в интернет-пространстве в 2018-2020 годах, которые являются определяющими моментами формирования стратегии развития онлайн-торговли. Данные тенденции актуальны в ситуации эпидемии коронавируса. Показано значение онлайн-ритейла и смещение доли рынка розничной торговли по вектору увеличения потребления повседневных, а также необходимых для жизни товаров. Обрисованы ключевые факторы, определяющие общие границы формирования стратегии развития спроса на интернет-товары, что позволило интегрировать существующую информационную базу в пользовательский продукт в ходе построения логической цепочки, а также представления обоснованного вывода. Данный продукт, а то есть стратегия развития повышения спроса на товары и услуги в интернет-среде на ближайшие годы, полезен не только начинающим, но и опытным предпринимателям, так как является теоретической основой для дальнейших бизнес-действий.

Annotation.

The article examines the main trends in the increase in demand for goods and services in the Internet space in 2018-2020, which are the defining moments of the formation of the strategy for the development of online commerce. These trends are relevant in the situation of the coronavirus epidemic. Shown is the value of online retail and the shift in the retail market share in the vector of increasing consumption of everyday and essential goods. The key factors that determine the general boundaries of the formation of a strategy for the development of demand for Internet products are outlined, which made it possible to integrate the existing information base into a user product in the course of building a logical chain, as well as presenting a reasoned conclusion. This product, that is, a development strategy for increasing the demand for goods and services in the Internet environment for the coming years, is useful not only for beginners, but also for experienced entrepreneurs, as it is a theoretical basis for further business actions.

Ключевые слова: Спрос, стратегия, интернет-магазин, потребительский рынок, онлайн-ритейл, лояльность потребителей.

Key words: Demand, strategy, online store, consumer market, online retail, consumer loyalty.

Интернет-пространство, как известно, всё активнее развивается и проникает в жизнь каждого из нас. Более того, люди уже просто не представляют себе жизни без смартфонов, интернета, общения в соцсетях и даже без товаров и услуг, которые можно приобрести онлайн. Охватившая почти весь мир, пандемия новой коронавирусной инфекции, Covid-19, доказала, что онлайн-технологии являются единственным рациональным способом всеобщей борьбы с проблемой, погубившей не один десяток тысяч человеческих жизней. Различные сервисы электронного обслуживания, к которым можно отнести систему онлайн-оплаты коммунальных услуг и штрафов ГИБДД, обслуживание мобильной связи и банковских операций, дистанционное обучение, удалённая работа, интернет-магазины и многое другое приобрели жесточайшую популярность среди людей всех возрастов

и народов. Именно поэтому 2020 год можно официально считать скачком в развитии всех онлайн и интернет -технологий, и сервисов.

В такое время вне зависимости от желания людей приобретать товары и услуги в интернете они вынуждены пойти на это по объективным причинам, которые предписываются правительством государства. Несмотря на это, всё большее количество людей действительно становятся заинтересованы в онлайн-сервисах в большей степени, чем в офлайн по ряду причин. К ним, согласно исследованию Яндекс.Маркета и агентства GfK Rus, относятся: рациональный способ распоряжения людьми своим временем и денежными средствами, возможность сравнить цены и купить товар дешевле, чем в обычном магазине, изучить отзывы других покупателей, делать покупки в любом месте и в любое время и не тратить силы на поездки по магазинам [1].

Как следствие развития торговли в интернете выступает требовательность покупателей относительно качества товара, доставки и способов оплаты. Важно отметить, что эта самая «требовательность» является первой и, пожалуй, наиболее заметной тенденцией повышения спроса на товары и услуги в интернет-пространстве. Действительно, на лояльность потребителя сейчас влияет не столько возможность купить товар онлайн, сколько само качество предоставляемой услуги. С уверенностью можно сказать, что потенциальные покупатели не станут обращать внимания на плохо оформленные визуально сайты или страницы в социальных сетях магазинов. Хорошее же визуальное оформление сайта или страницы в соцсетях интернет-магазина подразумевает под собой существование, прежде всего, единого стиля, качественного и интересного для потребителей контента, удобного расположения информации о контактных данных организации, которое технически автоматизировано ( то есть покупатель в один клик может связаться с компанией ), а также видимая невооруженным глазом информация об акциях, бонусных программах и самой цене товара. Всё дело в том, что удобство сайта в использовании и простота взаимодействия покупателя с продавцом являются определяющими факторами в формировании высокого потребительского спроса. Также нельзя не отметить важнейшую роль качества товаров, предоставляемых ритейлером в своей торговой сети/точке, в совокупности. Купив у вас однажды качественный товар, потребитель будет основывать свой дальнейший выбор исходя из предыдущей покупки. И если часть товаров, к примеру, платья, в вашей точке обладают высоким качеством, а другая, например, верхняя одежда, нет, то существует огромная вероятность того, что этот клиент разочаруется, что приведёт к его незаинтересованности и, как следствие, потере. Система доставки и возврата товаров является ещё одним значимым для потребителя фактором при решении об осуществлении покупки. Данная система, как и возможность оплатить товар удобным для потребителя способом влияет на общее представление об организации. Автоматизированные системы такого рода будут крайне положительно сказываться на динамике спроса.

Следующей тенденцией можно считать выделение категорий товаров в онлайн-среде, спрос на которые растёт с большей скоростью. К ним, по данным исследования AdvantShop «Как поменялся рынок электронной коммерции в связи с коронавирусом. 2019-2020 год.», отнесены такие категории товаров, как: товары для детей, одежда и обувь, продукты питания, товары для хобби и рукоделия, а также товары 18+. В апреле 2020 года эти товары заказывали на 20-150% больше, нежели месяцами ранее. Медленнее всего увеличивается спрос на товары категорий: дом, сад, ремонт; зоотовары; красота и здоровье; мебель/двери; подарки и сувениры; техника и электроника. Причем зоотовары, а также технику и электронику люди теперь предпочитают заказывать через маркетплейсы [3]. Исходя из этого можно сделать вывод, что в связи с эпидемией, наступившей в России в апреле 2020 года наблюдается динамика повышения спроса на категории товаров повседневного потребления, одежду и обувь, а также на хобби-товары за счёт отсутствия необходимости ежедневного выхода на работу или учёбу и сокращения финансового благосостояния общества [5] [2].

Ещё одной тенденцией повышения спроса является повышение процента покупки интернет-товаров через мобильные устройства, рост популярности предоплаты банковской картой и доли заказов, полученных через постамат. В 2019 году, по сравнению с 2018, доля заказов в интернет-магазинах с мобильных устройств, согласно исследованию Яндекс.Маркета и агентства GfK Rus, выросла в 1,5 раза. Этому предшествовал опрос, показавший, что каждый третий респондент сделал последнюю онлайн-покупку с мобильного устройства или планшета. Также, согласно опросу, почти две трети покупателей в 2019 году воспользовались предоплатой банковской картой хотя бы раз в год по сравнению с половиной в 2017 году. Но доля респондентов, назвавших данный способ оплаты наиболее удобным, выросла ненамного - с 25 до 27%. Оплате же банковской картой при получении товара доверяет большее количество респондентов: их процент вырос с 2018 по 2019 год с 36 до 43%. Более предпочтительным способом доставки по-прежнему остаётся самовывоз из магазина или пункта выдачи (так считают более 70% респондентов). Однако нельзя оставить без внимания тот факт, что доля опрошенных, считающих удобным способом доставки выдачу заказа через постамат, заметно выросла на фоне предпочтения остальных, что говорит о постепенном развитии онлайн-инфраструктуры [1]. А из-за сложной эпидемиологической ситуации в мире в 2020 году спрос на дистанционные, а то есть наиболее безопасные для личности, способы оплаты и доставки вырос в десятки, а то и сотни раз.

О развитии онлайн-инфраструктуры свидетельствует и скачкообразное расширение рынка предложения в интернет-среде. В 2020 году данная тенденция связана с длительным карантином и всевозможными офлайн-ограничениями. Согласно исследованию AdvantShop «Как поменялся рынок электронной коммерции в связи с коронавирусом. 2019-2020 год.», в апреле 2020 года число новых открытых интернет-магазинов стало почти в 2 раза больше, чем за период январь-март, и в полтора раза больше, чем в апреле прошлого года. Этому, несомненно, предшествовала необходимость бизнеса адаптироваться к новым реалиям. В то же время растёт и количество закрывшихся магазинов: в апреле 2020 года их стало на 39,17% больше. Однако тенденция роста интернет-предложения остаётся непоколебимой. Закрывшиеся магазины, в основном, являются результатом неопытности бизнес-контингента в той или иной экономической нише. Что также немаловажно - средний месячный оборот топовых интернет-магазинов в апреле 2020 года вырос на 23,91% по сравнению с предыдущим месяцем и примерно на 36% в сравнении с апрелем 2019 года. Общее число заказов в интернет-магазинах за период с апреля 2019 по апрель 2020 года выросло на 25%. А средний чек остаётся на прежнем уровне в период с января по апрель 2020 года. По сравнению с апрелем 2019 года он снизился на 11% [3]. Из вышеизложенного следует, что эпидемия коронавируса способствовала активному росту продаж в интернете. При этом происходит довольно спешное увеличение показателей среднего месячного оборота и числа заказов.

Рост продаж также напрямую зависит от популярности адаптированных специально для мобильных устройств приложений. Специальные мобильные приложения интернет-магазинов или маркетплейсов расширили горизонты возможностей влияния продавцов на потребителей. Многофункциональные гаджеты (смартфоны, планшеты и пр.), сочетающие в себе почти все функции стационарных компьютеров, но обладающие значимым преимуществом за счёт такого качества, как мобильность, стали атрибутами повседневной жизни. Интерфейсы мобильных приложений, разработанные с учётом требований к представлению информации на небольшом экране, гармонизированная для комфортной навигации структура приложений и качественные контент позволяют облегчить процесс взаимодействия с потребителем и способствуют повышению уровня его эффективности и результативности.

Популярным также является своеобразное бизнес-взаимодействие продавца с покупателем. Это означает, что потребитель на базе собственных социальных сетей, сотрудничая с продавцом на возмездной или безвозмездной основе, выступает в роли так называемого рекламодателя. Он продвигает в социальных сетях

определённые продукты, бренды, торговые точки, предоставляя пользователям информацию о проводимых акциях, потребительских характеристиках товаров и услуг. Интернет-магазин таким образом расширяет спектр своего маркетингового инструментария, применяя Wi-Fi-аналитику.

Последней актуальной тенденцией выступает интеграция офлайн- и онлайн-каналов продаж. Гетерогенная структура-микс становится атрибутом борющихся за повышение уровня конкурентоспособности компаний, обеспечивая им уверенное развитие в рамках стратегии мультиканальности. Положительный синергетический эффект, который достигается путём использования стационарных торговых объектов вместе с магазинами, представленными в интернет-пространстве, способствует расширению сегмента потребителей, повышая их лояльность. Он также является значимым стимулятором для пополнения рядов приверженцев мультиканальной стратегии, которая позволяет продавцу оптимизировать управление товарными запасами и увеличить объемы продаж.

По завершении характеристики наиболее значимых тенденций в сфере онлайн-торговли и факторов, определяющих их возникновение, считаю необходимым обрисовать контуры будущего развития анализируемого сектора экономики, а то есть стратегию развития и динамику повышения спроса на товары и услуги в интернет-пространстве.

В условиях ограниченности платёжеспособности населения спрос на наименьшую цену товара приобретает статус основополагающего критерия выбора, что наряду с другими преимуществами покупок в интернет-магазинах будет способствовать активному развитию и непрекращающемуся росту рынка онлайн-торговли. Удобство пользования услугами, предоставляемыми торговыми интернет-точками, будет превалировать качественным преимуществом для всё большего числа потребителей. А такие факторы, как постоянное расширение интернет-аудитории; повышение уровня доступности мультифункциональных гаджетов для массового потребителя; развитие новых форм оплаты и доставки покупок; расширение ассортимента товаров, реализуемых с помощью интернет-площадок, а также спектра оказываемых услуг; развитие бизнес-сотрудничества между продавцом и покупателем; интеграция различных каналов продаж; рост популярности адаптированных для мобильных устройств специализированных приложений; развитие логистической инфраструктуры и государственное регулирование торговли онлайн-сектора окажут положительное влияние на развитие Интернет-торговли [4]. Помимо вышеупомянутого, на активное распространение и рост популярности онлайн-торговли огромное влияние будет оказывать эпидемиологическая обстановка в стране, являющаяся мощным катализатором повышения активности пользования людьми всевозможными интернет-сервисами. В целом стратегия такова: развитие торговых интернет-площадок будет являться основой маркетинговой стратегии каждой современной организации, что будет способствовать повышению уровня лояльности потребителя.

Таким образом, такая сфера экономики, как онлайн-торговля, развивается темпами геометрической прогрессии, о чём свидетельствуют многочисленные научные исследования и прогнозы бизнес-аналитиков. Интернет-среда на сегодняшний день является самой перспективной и наиболее быстро развивающейся стороной экономики. И для того, чтобы успевать за трендами, повышающими спрос на товары интернет-магазинов, предпринимателю необходимо делать всё для автоматизации и технологического удобства пользования потребителями их онлайн-площадками.

Список используемой литературы:

1. Интернет-источник: https://webtend.ru/stati/statistika-tendentsij-onlajn-torgovli-2020.html

2. Интернет-источник: https://webtend.ru/stati/statistika-tendentsij-intemeta-2020.html

3. Интернет-источник: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/issledovanie-onlayn-prodazh-v-period-karantina/

4. Интернет-источник: https://cyberleninka.ru/artide/n/aktualnye-tendentsii-i-perspektivy-razvitiya-onlayn-riteyla-v-шssii/viewer

5. Интернет-источник: https://m.gazeta.ru/amp/business/2019/1 1/2Ш2825410^Ыш1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.