Научная статья на тему 'Электронная торговля как форма преобразования социокультурной среды и способов связи между людьми'

Электронная торговля как форма преобразования социокультурной среды и способов связи между людьми Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
электронная торговля / интернет-рынок / онлайн-продажи / интернет-магазин / способы оплаты покупок в интернете. / e-trading / web-market / online sales / web-store / payment methods for online purchases.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Г. К. Девлет-Гельды, М. А. Смородина

Исследованы понятие электронной торговли, преимущества и слабости электронной коммерции, выгоды продавцов, покупателей, государства, основные виды товаров на рынке e-commerce и современные способы их оплаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC TRADING (ETRADING) AS A FORM OF CONVERTING SOCIO-CULTURAL SPHERE AND COMMUNICATION WAYS BETWEEN PEOPLE

Investigated the meaning of E-trading, benefits and disadvantages of ecommerce, sellers and buyers profit, government profit, the main types of goods at ecommerce market and modern payment methods.

Текст научной работы на тему «Электронная торговля как форма преобразования социокультурной среды и способов связи между людьми»

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ КАК ФОРМА ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ И СПОСОБОВ СВЯЗИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Г.К. Девлет-Гельды, канд. экон. наук, доцент М.А. Смородина, студент

Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2019-10829

Аннотация. Исследованы понятие электронной торговли, преимущества и слабости электронной коммерции, выгоды продавцов, покупателей, государства, основные виды товаров на рынке e-commerce и современные способы их оплаты.

Ключевые слова: электронная торговля, интернет-рынок, онлайн-продажи, интернет-магазин, способы оплаты покупок в интернете.

Современное индустриальное общество как техногенная цивилизация характеризуется не только развитием науки, техники, технологий, информатизацией и цифрови-зацией, но и радикальными изменениями социально-экономических и социокультурных отношений в сфере жизнедеятельности людей. Одним из таких новых способов взаимодействия между людьми является электронная торговля, осуществляемая через интернет-магазины и социальные сети.

Прообраз электронной торговли появился тогда, когда банки начали проводить операции посредством телеграфа. Суть таких операций заключалась в предоставлении субъектом прав банку переводить денежные средства другому субъекту, используя связь посредством телеграфа. Банковские операции по переводу денег перестали ограничиваться географическим положением получателя и использовались в основном крупными предприятиями для быстрого совершения выгодных сделок.

В результате развития технологий в 30-е годы ХХ столетия на смену «телеграфным платежам» пришёл усовершенствованный телеграфный аппарат под названием Telex, конструкция которого предполагала наличие дискового «номеронабирателя». Новый тип телеграфного аппарата позволял персонифицировать пользователя: плательщик после платежа с использованием телекса высылал подтверждение операции телеграммой.

С течением времени всё большую роль в платежах стали играть фирмы-эмитенты кредитных карт. С середины 80-х годов ХХ века некоторые оперативные коммерческие службы предоставили своим покупателям законное право для приобретения товаров и услуг в режиме диалога, используя хорошо знакомые нам кредитные карточки. Развитие сети интернета во всем мире и передача данных посредством безопасного соединения означали возможность участия в электронной торговле тех, кто имел электронные каналы связи.

В России электронная коммерция начала активно развиваться с конца ХХ века. В 1999 г. Московская межбанковская валютная биржа приступила к приему электронных заявок на покупку и продажу валюты с помощью открытого мощного интернет-шлюза, и электронный бизнес в России пополнился системой интернет-трейдинга.

На данный момент электронное коммерческое предпринимательство - это инициативная деятельность большого количества интернет-магазинов, интернет-аукционов, онлайн бирж, индивидуальных предпринимателей и частных лиц по проведению деловых трансакций с помощью электронных средств связи.

Еще на первых этапах появления торговых операций посредством сети интернет появилась необходимость конкретизации новых экономических понятий. В 2000 г. в рамках ОЭСР было разработано определение электронной торговли, как «совокупности сделок продажи или покупки мате-

риальных товаров или услуг, осуществляемых через взаимно связанную сеть компьютеров». При этом основным критерием электронной сделки была названа фиксация электронными средствами фактического оформления товара. В 2004 г. группа экспертов ОЭСР уточнила определение электронной торговли как «совокупности любых коммерческих сделок, реализованных на основе использования средств компьютерной и телекоммуникационной техники» [1]. Это определение электронной торговли является общепризнанным до сегодняшнего дня.

Оценивая современное состояние электронной торговли и её влияние на среду общения людей, можно выделить несколько очевидных достоинств, равно как и серьёзных препятствий на пути расширения интернет-рынка. Экономическая выгода, которую получают участники электронной торговли, может быть рассмотрена с позиций продавцов, покупателей и общества в целом.

Экономическая выгода электронной торговли для торговых организаций состоит в том, что торговое пространство интернет-магазинов и е-коммерсантов расширяется до мировых масштабов; привлечение новых покупателей осуществляется с минимальными трансакционными затратами; стоимость хранения товаров уменьшается; процесс документооборота ускоряется, а затраты на его прохождение сокращаются; развивается высокоспециализированный бизнес: товары, которые раньше можно было купить в специализированных магазинах или в специализированных отделах супермаркетов, теперь продаются на специализированных сайтах; снижается стоимость телекоммуникаций: стоимость интернета намного ниже, чем стоимость обычных средств коммуникаций при ведении торговли через традиционные магазины.

Экономическая выгода от электронной торговли для покупателей - это возможность осуществлять покупки в течение 24-х часов в сутки почти из любой точки мира; широкий выбор товаров и продавцов; покупка товаров и услуг по более низким ценам, а также возможность быстрого

просмотра и сравнения цен в различных магазинах; относительно быстрое получение заказанного товара, а в некоторых случаях, особенно при покупке цифрового продукта, почти мгновенное; получение необходимой и детальной информации о продукте в считанные минуты; участие в виртуальных аукционах; возможность покупателей общаться друг с другом в так называемых электронных сообществах и обмениваться идеями и опытом, получать информацию об уже заказанных кем-то товарах в виде отзывов покупателей.

Экономическая выгода от электронной торговли для общества - это расширение рынка труда за счет сектора «удаленной работы», предоставляющего возможность трудиться в домашних условиях; повышение уровня жизни населения за счет увеличения доступности для наименее обеспеченных слоев населения приобретать товары через интернет по более низким ценам; возможность для людей из отдаленных регионов с недостаточно развитой торговой и транспортной сетью получать товары, которые им просто были недоступны без рынка электронной торговли; возможность для большого количества людей делать покупки дома, что снижает интенсивность использования личного автомобильного транспорта и загрязнение окружающей среды.

Однако электронный рынок торговли, по сравнению с традиционным рынком, еще недостаточно развит, его потенциал реализуется не до конца по нескольким причинам. Наиболее значимыми среди них являются:

- отсутствие детализированной законодательной базы по защите прав интеллектуальной собственности на товар, реализуемый в рамках электронной коммерции. Из-за этого возникает недоверие потенциальных покупателей к продавцам и, как следствие, замедляются темпы развития электронной торговли;

- отсутствие стопроцентной уверенности покупателей в реальном существовании интернет-магазина и предлагаемого им товара;

- различия в традициях и правилах ведения бизнеса интернет-компаниями, находящимися за рубежом;

- хаотичность и информационная перегруженность некоторых сайтов, затрудняющая привлечение и удержание потенциальных клиентов;

- безопасность финансовых сделок и передаваемой конфиденциальной информации;

- недостаток профессиональных специалистов по интернет-маркетингу и рекламе, нередко приводящий к низкому качеству оказываемых услуг.

Однако несмотря на перечисленные проблемы и риски электронной торговли, интернет-рынок растет. С 2011 г. по 2018 г. объем онлайн-продаж в РФ вырос с 235 млрд руб. до 1150 млрд руб. Этот рост был вызван увеличением числа интернет-покупателей и количеством заказов на одного покупателя. По прогнозу российского исследовательского агентства в области ecommerce Data Insight при сохранении существующих темпов роста к 2023 г. объем онлайн-продаж достигнет 2,4 трлн руб. [2].

Проведенный Data Insight опрос интернет-пользователей так расставил приоритеты поиска, выбора и заказа товаров через интернет-магазины: 35% опрошенных отметили удобство поиска и сравнения товаров; 24% - экономию денег, выгодные цены; 18% - экономию времени; 14% - полноту информации о приобретаемом товаре; 9% - возможность найти новые, редкие, интересные товары [2].

Согласно опросу жителей крупных городов (в возрасте от 12 до 55 лет), проведенному российской исследовательской компанией Mediascope, среди современных способов онлайн оплаты заказов в интернет-магазинах, оплаты услуг мобильной связи и услуг ЖКХ, наибольшей популярностью пользуются банковские карты. В 2018 г. ими пользовались 89% россиян [3]. Для сравнения: интернет-банкингом пользовались 87% покупателей, электронными деньгами - 71%, бесконтактными платежами - 36% [4]. Однако наиболее высокие темпы роста показали бесконтактные платежи (платежи через компьютеры, планшеты и смартфоны):

число пользователей этим видом оплаты за 2018 г. выросло в 3,5 раза (с 10% в 2017 г. до 36% в 2018 г.). Этот вид платежей предпочитают молодые люди в возрасте от 18 до 34 лет, выбирая, в первую очередь, такие мобильные платформы как Android Pay, Apple Pay и Samsung Pay. 37,2% оплаты заказов в интернет-магазинах осуществляется электронными деньгами (преимущественно через сервисы Яндекс.Деньги, Web Money, QIWI, PayPal), 52,4% - через интернет-банкинг (главным образом, через платежный сервис «Сбербанк Онлайн») [4]. Количество покупателей, совершающих покупки в российских интернет-магазинах и приобретающих товары в зарубежных магазинах, примерно одинаково и составляет 28% [3].

Стоит отметить, что одними из самых популярных товаров в интернете, не считая продукты питания и медикаменты, являются мобильные телефоны. Пользователи из России с большим желанием заказывают в интернет-магазинах телефоны самых разных модификаций от различных производителей. Мобильный телефон идеально подходит в качестве товара для интернет-магазина, поскольку он обладает наилучшими пропорциями веса, цены и небольшого размера. Все эти качества открывают возможности доставки как через почту, так и с помощью курьера. На втором месте в электронной торговле стоят компьютеры и комплектующие к ним товары: наибольшим спросом пользуются ноутбуки. Третье место занимают книги. Данный товар сочетает в себе сразу несколько преимуществ: цена ниже, чем в розничном магазине, компактные размеры, возможность покупки редкого издания и получения дополнительных скидок. Однако эта категория товаров имеет существенный недостаток для электронной коммерции - чрезвычайно высокая конкуренция на интернет-рынке. Четвертое место среди товаров, продаваемых через интернет, занимает мелкая бытовая техника -товар, на который всегда будет спрос. Какая бы экономическая ситуация не была в стране, люди будут продолжать пользоваться фенами, микроволновыми печами, тостерами, электрическими чайниками и

другой мелкой бытовой техникой. Кроме того, доставка такого товара не составляет особых трудностей: покупатель может получить заказ по почте или с курьером, а также может забрать самостоятельно в ближайшем магазине. На пятом месте находятся косметические средства и одежда. Разумеется, целевая аудитория этих товаров - женщины, которые при покупке обращают внимание на цену и производителя. Шестое место принадлежит крупной бытовой технике. Интернет-магазины, занимающиеся торговлей бытовой техникой, создают собственные службы доставки в пределах своего города, в другие же регионы страны товар доставляется уже при помощи специальных служб. Такая доставка на сегодняшний день является доступной по цене. Седьмое место среди товаров, пользующихся спросом интернет-покупателей, разделили предметы декора и сувениры. В эту категорию входят самые разнообразные товары, в том числе handmade, скульптуры, картины, рамки для фотографий, бижутерия, настенные и настольные часы, зеркала, шкатулки, вешалки, кашпо, подсвечники, сувенирное оружие.

Среди других товаров, также пользующихся популярностью в интернет-магазинах, следует назвать товары для детей, товары для дома и сада, мебель, билеты на культурно-массовые мероприятия, авиа- и железнодорожные билеты, программное обеспечение, парфюмерию, обувь.

Скорость доставки заказанных товаров неодинакова. Быстрее всего доставляются продукты питания и медицинские товары - в течение нескольких часов. Дольше всего - книги и диски (5-6 дней) [2].

Основной тренд 2017-2018 гг. по доставке товаров в крупных городах России -рост самовывоза. Причиной этого является увеличение «точек самовывоза» и сниже-

Москве преобладает курьерская доставка товаров.

Почти треть россиян - жителей средних, малых городов и сел - при онлайн-покупках пользуются услугами логистического монополиста "Почта России". Безусловно, в значительной степени это связано с географическими особенностями нашей страны, ведь для большинства малых населенных пунктов "Почта России" - это почти единственный доступный способ получить свою покупку, сделанную в интернете.

Использование сети интернет позволило вступить в ряды "электронных торговцев" даже маленьким фирмам и частным лицам. Самым активным по количеству коммерсантов, продающих товары от физического лица - физическому лицу, является Северо-Западный федеральный округ: он опережает остальные регионы (за исключением Поволжского и Южного федерального округа) более чем в два раза [2]. Однако 80% индивидуальных продавцов продают товары б/у и только 8% продают новые вещи, которые были куплены специально для перепродажи. Подобный online-бизнес создает новый путь для сбыта - "виртуальный", который почти не требует материальных вложений и существенно преобразует социокультурную среду общения людей. Сокращение тран-сакционных издержек, расширение географии продаж и доступности участия в бизнесе, усиление конкуренции среди продавцов и увеличение возможностей выбора товаров покупателями изменяют социальное поведение человека, его взаимодействие с другими людьми, расширяют социальную ориентацию людей всех возрастов и социальных групп. В перспективе технология продвижения товаров через сеть интернет, как социальная инновация нашего времени, получит еще большее развитие.

ние стоимости данной услуги. Однако в

Библиографический список

1. Summary of the Methodology for assessing the Dynamics and Impacts of Electronic Commerce. Electronic Commerce Business Impact Project! Methodology. OECD WPIE Ad Hoc Technical Expert Group. OECD. Paris. February 29. 2004, p. 1.

2. Data Insight: интернет-торговля в России 2018. URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/analytics/data-insight-intemet-torgovlya-v-rossii-2018/ (дата обращения: 14.04.2019).

3. Mediascope: как россияне платят в интернете. URL: http://www.akarussia.ru/en/press_centre/news/id8507 (дата обращения: 15.06.2019).

4. Mediascope: как и что россияне оплачивают онлайн в 2018 году. URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/payments/mediascope-kak-i-chto-rossiyane-oplachivayut-onlayn-v-2018-godu/ (дата обращения: 06.06.2019).

ELECTRONIC TRADING (ETRADING) AS A FORM OF CONVERTING SOCIO-CULTURAL SPHERE AND COMMUNICATION WAYS BETWEEN PEOPLE

G.K. Devlet-Geldy, candidate of economic sciences, associate professor

M.A. Smorodina, student

Bauman Moscow state technical university

(Russia, Moscow)

Abstract. Investigated the meaning of E-trading, benefits and disadvantages of ecommerce, sellers and buyers profit, government profit, the main types of goods at ecommerce market and modern payment methods.

Keywords: e-trading, web-market, online sales, web-store, payment methods for online purchases.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.