т
Comparative analysis methodical approach ot project management and applications infocommunications
Kuharenko E.G., Tokmachev S.S., MTUCI, Moscow
Abstract
Modern information and communication companies implement an increasing number of complex projects , for effective management which needs a scientifically based tools. Project Management System is a set of tools, techniques , methodologies, resources and procedures used to manage the project . This is a series of processes and related control functions integrated into a functional unity . The purpose of project management is to achieve pre-defined objectives in advance known limitations expedient use of the opportunities and responding to risks. Conventional methods and approaches to project management are described in the standards of international and national professional organizations such as the Project Management Institute USA (PMI), International Project Management Association (IPMA), the Association for Project Management UK (APM), the Association for Project Management Japan ( PMAJ), international Association for the development of project management standards (GAPPS), international Organization for Standardization (ISO), and other international and national associations . Developed in Russia GOST R54869 2011 - Requirements for Project Management , GOST R54870 2011 — Requirements for Project Portfolio Management , GOST R54871 2011 - Requirements for program management . The report provides a comparative analysis of national and international standards in project management .
Keywords: Project management, project management, international and national standards of project management.
References
1. Grashina M.N., Duncan V.R. Fundamentals of project management. Moscow, 2011. 214-234 p.
2. Soolyatte A. Review of international and national standards for managing proektami.URL .: http://www.e_xecutive.ru/knowledge/announcement/1741540.
3. Moscow branch of PMI: [electronic resource]. URL .: http://www.pmi.ru.
4. Bazhenov A. Project Management in the global crisis. URL .: http://www.pmi.ru/articles/articles/1171.
5. Project Management Institute: [electronic resource]. URL.: http://www.pmi.org.
Factors of development infocommunication and integrated system its forecasting
Nikolskaya N.V., MTUCI, Mocsow
Abstract
Determine the degree of impact of macroeconomic factors and scientific and technological progress, the nature of structural changes and laws change the development of the industry and its components is the methodological basis for the development of an integrated system for forecasting the development infocommunication. Between influencing factors and the infocommunication development prediction methods there is a significant relationship. Proposed methodological apparatus is a system of analytical procedures identify patterns, factors, structural changes and cycles of development facility forecasting, development of predictive models and multiparameter adjust them to identify and quantify patterns.
Keywords: Infocommunication development, forecasting methods, factors and patterns of development of infocommunication.
References
1. Borovikov V.P., Ivchenko G.I. Prediction of the STATISTICA system in Windows: Fundamentals of the theory and intensive practice on the computer: M oscow, 2006. 368 p.
2. Butakova M.M. Economic Forecasting: methods and techniques for practical calculations. Moscow, 2008. 168 p.
3. Varakin L.E. Information and economic law. Relationship infocomm infrastructure and economy. Moscow, 2006. 106 p.
4. Zorya N.E., Kuzovkova TA. Methodology and practice of monitoring ICT. Moscow, 2012. 260 p.
5. Kuzovkova TA., Tymoshenko L..S. Analiz and forecasting of development of ICT. Moscow, 2009. 224 p.
6. Salyutina T.Yu. Methodological and econometric evaluation of the market potential of the devce communication companies: Moscow, 2009. 217 p.
T-Comm #7-2014
59
Факторы развития инфокоммуникаций И комплексная система его прогнозирования
Выявление степени влияния макроэкономических факторов и научно-технического прогресса, характера структурных сдвигов и закономерностей изменения параметров развития отрасли и ее компонентов является методологической основой разработки комплексной системы прогнозирования развития инфокоммуникаций. Между влияющими на развитие инфокоммуникаций факторами и методами прогнозирования имеется существенная взаимосвязь. Предлагаемый методический аппарат представляет собой систему аналитических процедур выявления закономерностей, факторов, структурных сдвигов и циклов развития объекта прогнозирования, разработки многопараметрических прогнозных моделей и их корректировки с учетом выявленных и количественно определенных закономерностей.
Ключевые слова: развитие инфокоммуникаций, методы прогнозирования, факторы и закономерности развития инфокоммуникаций.
Никольская Н.В.,
кэ.н., доцент кафедры экономики связи МТУСИ
Инфокоммуникационный сектор экономики — это сложная технико-экономическая открытая система, которая включает в себя совокупность информационных ресурсов и программно-аппаратных средств, вычислительной и телекоммуникационной техники, технологий и сетей, а также другие элементы производства инфокоммуникационных услуг и инфраструктуры рыночной экономики. Для прогнозирования такой инфраструктурной отрасли необходимо учитывать не только характер научно-технического прогресса в сфере инфокоммуникаций и структурные сдвиги в отраслевой экономике, но и влияние макроэкономических факторов на тенденции отраслевого развития.
Механизм прогнозирования развития социально-экономических объектов на близкую и далекую перспективы предусматривает проведение качественного (содержательного) анализа объекта, обоснования причинно-следственных связей и основных компонентов его развития, а также и моделей, наиболее достоверно описывающей этот процесс [1, 2].
Инфокоммуникации относятся к сложным открытым системам, воздействующим на деятельность всех секторов национальной экономики и на которые внешняя среда также оказывает непосредственное влияние. Особенности производства и потребления инфокоммуникационных услуг, технологии и организации процессов передачи, обработки и распределения информации, множество участников рынка инфокоммуникаций обуславливают не только своеобразие действия экономических законов, но и применение специфических методов анализа и прогнозирования [5, с. 12-15].
На спрос и уровень потребления услуг связи оказывает множество факторов различной природы и силы воздействия, которые укруп-ненно делятся на две группы:
внешние, отражающие состояние национальной экономики, культуры, социальные условия жизни общества, уровень развития рыночной инфраструктуры и материального благосостояния населения;
внутренние — инновационность развития технических средств, технологий сетей, систем и масштабы инфраструктуры связи, доступность и качество услуг, конкурентоспособность и сервисность услуг, рыночная структура и бизнес-модели производства и реализации услуг (рис. 1).
К внешним факторам спроса и потребления инфокоммуникационных услуг и развития инфокоммуникаций относятся:
общеэкономические: темпы роста ВВП и регионального ВП, уровень благосостояния пользователей и инвестирования экономики, размер инфляции, доля расходов на инфоком-муникационные услуги в бюджете семьи, степень применения И КТ в экономической деятельности;
институциональные: степень монополизма и конкуренции, уровень развития бизнес-процессов и рыночной инфраструктуры, формы собственности и государственного регулирования;
демографические: численность населения, занятых в экономике, половозрастной состав пользователей, территориальная структура населения (проживающих в городской и сельской местности, по регионам), месторасположение обслуживаемой территории;
психографические и поведенческие: принадлежность пользователей к социальному слою (организаций — к инновационно-конкурентоспособным секторам экономики), характер деятельности, степень приверженности к виду и форме связи, виртуальной среде общения, готовность к новым услугам интеллектуальной и дистанционной формы, готовность к интерактивному общению с производителями услуг и генерации инфокоммуникационных услуг.
Внутренние факторы формирования спроса на инфокоммуникационные услуги включают производственно-сетевые: гамма услуг, уровень тарифов, конкурентоспособности, степень автоматизации и цифровизации систем пере-
дачи информации, уровень инновационности
Рис. 1. Факторы, оказывающие влияние на развитие инфокоммуникаций
60 Т-Сотт #7-2014
Влияющие на развитие инфокоммуникаций факторы
Рис. 2. Взаимосвязь факторов, влияющих на развитие инфокоммуникаций, и методов его прогнозирования
применяемых технологий и доступности сети; и качественные: скорость отработки и передачи информации, сервисность и культура обслуживания, надежность связи и безопасность средств инфокоммуникаций, интеллектуальность сетей и услуг.
Вариация разных категорий и групп пользователей по видам и способам связи, формам услуг и категориям Web-приложений, а также факторов, формирующих платежеспособный спрос на инфокоммуникационные услуги, обуславливают комплексный подход к измерению влияния количественных факторов на основе статистического наблюдения, качественных факторов на основе экспертных оценок, а также использованию математического аппарата и статистических методов моделирования спроса и развития инфокоммуникаций.
Сетевой характер построения телекоммуникаций предусматривает сбалансированность базовых (местных) сетей и междугородных (международных) сетей, отсутствие которой сдерживает развитие не только междугородной телефонной связи, но и подвижной и документальной связи, сети Интернет в регионах Российской Федерации. Различные темпы динамики развития новых инфокоммуникационных услуг и традиционных услуг связи обуславливают значительные структурные сдвиги в отраслевой экономике и в структуре рынка, которые необходимо учитывать при прогнозировании.
Слияние и взаимопоглощение систем, технологий, сетей и услуг связи и информатики ведет к трансформации сущностных характеристик отрасли, факторов производства, участников рыночного пространства в сфере связи и информационных технологий и объединению составных частей в одну отрасль инфокоммуникаций, которая все больше приобретает роль не только инфраструктуры информатизации общества, но и системообразующего фактора всех видов деятельности и социума. Поэтому прогноз развития инфокоммуникаций должен осуществляться во взаимосвязи с макроэкономическими показателями.
Анализ развития инфокоммуникаций в динамике и с учетом структурных сдвигов, влияния макроэкономических факторов и научно-технического прогресса позволяет увязать систему прогнозирования развития инфокоммуникаций с закономерностями развития факторов, влияющих на спрос в сфере инфокоммуникационных услуг и технологий. Выявление факторов, которые оказывают значимое влияние на развитие инфокоммуникаций, и определение законов их реализации служат методологической основой формирования адекватного аппарата прогнозирования развития инфокомму-
Т-Сотт #7-2014
никаций, основанного на использовании закономерностей изменения параметров прогноза.
Систематизация закономерностей действия влияющих на развитие инфокоммуникаций факторов и законов развития индустрии инфо-коммуникационной инфраструктуры информационного общества является необходимым элементом создания комплексной системы прогнозирования данной сферы экономики. Между влияющими на развитие инфокоммуникаций факторами и методами прогнозирования имеется существенная взаимосвязь, представленная на рис. 2.
Комплекс прогнозных величин, полученных в соответствии с информационно-экономическим, логистическим и эволюционным законами, корреляционными зависимостями Джиппа и оценкой пропускной способности технических средств и сетей и отличающихся оптимистическими значениями, сопоставляется с результатами трендового, эконометрического и индексного моделирования и корректируется с учетом изменения важнейших параметров объекта прогнозирования и сценариев развития национальной экономики [3-6].
В условиях усиления агрессивности внешней среды и неопределенности поведения потребителей инфокоммуникационных услуг необходим системный подход к моделированию объемов производства услуг, основанный на комбинации экономико-статистических и интуитивных моделей. Комплексный подход к прогнозированию развития инфокоммуникаций как единой системы взаимодействующих сегментов рынка может быть реализован на базе
модульного принципа построения прогнозных моделей.
Модульный принцип построения прогнозных моделей и наибольшей мере подходит к объекту прогнозирования, имеющему различную структуру, охватывающему производство различных видов услуг в масштабе страны (на региональном, секторальном, подотраслевом уровнях). Назначение прогнозной модели, построенной по модульному принципу, состоит в получении прогноза доходов инфокоммуникаций по разным векторам развития с учетом изменений прогнозного фона, внутренней структуры объекта, инфляционных процессов (экспертные оценки) путем подбора наиболее адекватных математических зависимостей на основе годовых данных за длительный период времени [5].
Необходимость комплексного подхода при прогнозировании развития инфокоммуника-ций определяется такими основополагающими принципами прогнозирования, как: системность и согласованность прогнозов различной природы и периода упреждения; вариантность и непрерывность, а также верифицируемое^ прогнозирования (определение достоверности и обоснованности прогнозов) [1, 2, 6].
Кроме того, комплексный подход к прогнозированию развития инфокоммуникаций обусловлен природной спецификой объекта прогнозирования. Прогнозирование развития ин-фокоммуникаций должно основываться на информационно-экономическом и логистическом законах развития, на закономерности пропор-ционально-опережающего развития, требуе-
61
Формирование базы исходных данных
Выявление трендов и структурных сдвигов в развитии отрасли инфокоммуникаций
Разработка трендовых моделей развития параметров инфокоммуникаций (доходов, объемов услуг, интенсивности потребления, доступности к информационным ресурсам, инвестиций и факторов производства)
Выявление последствий научно-технического прогресса в сфере инфокоммуникаций
Оценка объемов, скорости передачи информации, быстродействия и пропускной способности технических средств, каналов и сетей, перспективных технологий, конвергенции и макрогенерации услуг
Выявление макроэкономических факторов и степени их влияния на развитие инфокоммуникаций
Оценка параметров развития инфокоммуникаций по информационноэкономическому закону, логистическому закону с насыщением уровня потребления, корреляционной зависимости Джиппа, распределения доходов потребителей
т
Формирование прогнозов на Коррективы Формирование прогнозов по
основе трендовых моделей прогнозирования сценарным условиям
Долгосрочный прогноз развития инфокоммуникаций
Рис. 3. Методический аппарат многопараметрического прогнозирования развития инфокоммуникаций
мой скорости передачи и объемов произведенной информации, с учетом достигнутого уровня экономического развития страны и закономерностей НТП в развитии связи и информационных технологий [3].
Методический аппарат комплексной системы прогнозирования развития инфокоммуникаций представляет собой систему аналитических процедур выявления закономерностей, факторов, структурных сдвигов и циклов динамического развития объекта прогнозирования, разработки многопараметрических прогнозных моделей и корректировки трендовых, экономических и индексных моделей с уче-
том выявленных и количественно определенных закономерностей (рис. 3).
Выявленные закономерности научно-технического развития инфокоммуникаций позволяют разработать прогноз с учетом перспективных объемов, скорости, стоимости передачи информации, быстродействия и пропускной способности технических средств, каналов, сетей, прогрессивных технологий, процессов конвергенции и макрогенерации. Информационно-экономический закон характеризует взаимосвязь между размерами производственной информации за год и объемом валового внутреннего продукта.
Для разработки адекватного методического аппарата прогнозирования развития инфокоммуникаций на различные периоды упреждения необходимо учитывать не только закономерности научно-технического, организационно-экономического и социального развития связи, но и инфраструктурную роль инфокоммуникаций, состоящую в тесной взаимосвязи с макроэкономическими факторами и условиями экономического и социального развития.
Влияние научно-технического прогресса (НТП), либерализации и глобализации экономических отношений на российском рынке услуг инфокоммуникационных услуг и множества других факторов диктует необходимость создания специфического аппарата прогнозирования развития инфокоммуникаций на основе комплексного подхода, учитывающего специфику производства и потребления инфокоммуникационных услуг и отражающего воздействие факторов на развитие отрасли с помощью совокупности различных методов и моделей.
Литература
1. Боровиков В.П. Прогнозирование в системе ЕТАЛЯПСА в среде WІndows: Основы теории и интенсивная практика на компьютере: Учеб. пособие / В.П. Боровиков, ПИ. Ивченко. — М.: Финансы и статистика, 2006 — 368 с.
2. Бутакова М.М. Экономическое прогнозирование: методы и приемы практических расчетовУчебное пособие. — М.: КНОРУС, 2008. — 168 с.
3. Варакин Л.Е. Информационно-экономический закон. Взаимосвязь инфокоммуникационной инфраструктуры и экономики. -М.: МАС, 2006. — 106 с.
4. Зоря Н.Е, Кузовкова Т.А. Методология и практика мониторинга инфокоммуникаций. — М.: ООО "ИД Медиа Паблишер", 2012. — 260 с.
5. Кузовкова ТА., Тимошенко Л.С. Анализ и прогнозирование развития инфокоммуникаций. — М.: Горячая линия — Телеком, 2009. — 224 с.
6. Салютина Т.Ю. Методический и эконометрический аппарат оценки рыночного потенциала компаний связи: монография. — М.: ГУУ, 2009. — 217 с.
62 Т-Сотт #7-2014