Научная статья на тему 'Факторы пространственного размещения российских крупных корпоративных структур'

Факторы пространственного размещения российских крупных корпоративных структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1004
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРУПНЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ СТРУКТУРЫ / ФАКТОРЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ БИЗНЕСА / КРИТЕРИИ ПОТОКОВОГО МЕХАНИЗМА КОМПАНИИ / LARGE CORPORATE STRUCTURE / FACTORS OF THE SPATIAL DISLOCATION OF BUSINESS / CRITERIA FOR THE MECHANISM OF STREAMING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожникова Анна Геннадьевна

Статья посвящена анализу факторов, оказывающих влияние на размещение крупных корпоративных структур в рамках российского экономического пространства. Автор проводит сравнительный анализ компаний индустриального и постиндустриального типа с точки зрения факторов, влияющих на их пространственное размещение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of the spatial dislocation of large Russian business

This paper analyzes the factors that influence the placement of large corporate structures in the framework of the Russian economic space. The author provides a comparative analysis of companies industrial and postindustrial type in terms of factors affecting their spatial location.

Текст научной работы на тему «Факторы пространственного размещения российских крупных корпоративных структур»

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 4. 2011

ФАКТОРЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ РОССИЙСКИХ КРУПНЫХ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР

САПОЖНИКОВА АННА ГЕННАДЬЕВНА,

аспирант, ассистент кафедры экономической теории

и предпринимательства, Ростовский государственный строительный университет,

e-mail: ann sapozhnikova@mail.ru

Статья посвящена анализу факторов, оказывающих влияние на размещение крупных корпоративных структур в рамках российского экономического пространства. Автор проводит сравнительный анализ компаний индустриального и постиндустриального типа с точки зрения факторов, влияющих на их пространственное размещение.

Ключевые слова: крупные корпоративные структуры; факторы пространственного размещения бизнеса; критерии потокового механизма компании.

This paper analyzes the factors that influence the placement of large corporate structures in the framework of the Russian economic space. The author provides a comparative analysis of companies industrial and postindustrial type in terms of factors affecting their spatial location.

Keywords: large corporate structure; factors of the spatial dislocation of business; criteria for the mechanism of streaming.

Коды классификатора JEL: L14, L23, L81, L92, O14, P12.

Российские крупные корпоративные структуры в рамках сетевого формата своего развития в последние годы активно занимаются пространственным развитием и целенаправленным размещением своих активов в региональных экономиках. Первоначальные различия территорий в запасах факторов производства и технологий, приводящих к возникновению сравнительных преимуществ у компаний, с одной стороны, и особенности государственного регулирования — с другой, предполагают неравномерность размещения активов компаний в национальном экономическом пространстве. Понятно, что такая неравномерность является объективной тенденцией пространственного развития крупного бизнеса, однако важно понимать какие факторы оказывают влияние на размещение активов крупных корпоративных структур российской экономики.

На фоне разворачивания глобализационных и постиндустриальных эффектов происходит трансформация современных крупных корпоративных струк-

© А.Г. Сапожникова, 2011

тур, связанная не только с организационной реструктуризацией, когда формируется транснациональная сетевая контрактная модель бизнеса, но и с выделением нематериальных активов в структуре капитала компании как стратегически конкурентных факторов. Тем самым происходит трансформация природы и параметров развития компании, когда на смену компании индустриального типа приходит новая по природе постиндустриальная компания. Специфика последней связана с новым типом экономических отношений, формируемых внутри компании, и стратегическими поведенческими особенностями, когда основной целью компании становится уровень ее капитализации, что предопределяется новой структурой ее активов и институциональной ролью. Поэтому можно говорить о наличии в современной экономике двух типов компаний: индустриального и постиндустриального.

В российский экономике также сформировался тип новой постиндустриальной компании, вследствие этого анализ факторов размещения следует проводить с рамках данного методологического тезиса.

Анализ факторов, влияющих на пространственное размещение российского крупного бизнеса, позволяет выявить их зависимость от индустриального или постиндустриального типа компаний.

На наш взгляд, фактором размещения бизнес-актива является совокупность географических, социально-экономических, институциональных, технологических, коммуникационных причин, обуславливающих размещение активов именно на этой территории, зоне.

В научной литературе сложилось несколько классификаций факторов пространственного размещения.

Согласно классификации Г.П. Овчинникова, факторы, влияющие на размещение активов компании, можно разделить на основные (географическое положение, концентрация природных ресурсов, климатические условия, количественный состав рабочей силы и т.д.) и развитые (современная рыночная, производственная, информационно-коммуникационная инфраструктура, уровень инновационного развития территории, качественный состав рабочей силы и т.д.) (Овчинников 1998, 117). Основные факторы доминировали при размещении промышленного производства в эпоху индустриализации, а индустриальные предприятия привязывали размещение своих материальных активов к конкретному месту, точке на карте, обладающей чисто географическими параметрами. В то е время постиндустриальные компании при учете места своей дислокации учитывают именно развитые факторы.

П.И. Рогач и В.М. Сосновский делят факторы размещения производства на старые и новые (Рогач и Сосновский 2000, 156). К числу старых факторов размещения относят факторы территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации, к числу новых факторов — экологический фактор, инфраструктуру, НТП и др.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 4. 2011

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 4. 2011

Таблица 1

Сравнительный анализ компаний индустриального и постиндустриального типа с точки зрения их пространственного размещения

Фактор размещения деятельности Компания индустриального типа Компания постиндустриального типа

Фактор территории (масштаб территории) Важен Не важен

Экономико- географическое положение Важен Важен

Концентрация производства у источников сырья Имеет первоочередное значение в силу того, что производство носит крупносерийный промышленный характер, и должно концентрироваться у источника сырья Не имеет значения в силу того, что компании работают в высокотехнологичных отраслях Сырье как фактор производства не важен, первостепенное значение приобретают информация, финансовые активы

Трудовой фактор Трудоемкие производства размещаются в регионах с высокой численностью населения, а также в моногородах Качественный и количественный состав сотрудников определяются реализуемым бизнес-процессом, как правило, размещается в крупных городах

Отраслевой фактор Компании ресурсоемких, металлургических отраслей промышленности Компании размещается в регионах специализации Компании третичного и четвертичного сектора экономики (связь, услуги) Компании захватывают пространство страны, выстраивая сеть

Транспортный фактор (транспортная инфраструктура) Фактор является базовым, потому что обеспечивает доступ выпускаемой продукции на рынки сбыта Транспортная инфраструктура важна Вдоль транспортной инфраструктуры прокладываются телекоммуникационные сети

Транзитный фактор Важен Важен

Инфраструктурный фактор (ИКТ) Важна производственная инфраструктура Размещаются в регионах базирования производства Важна информационно-коммуникационная, финансовая инфраструктура Размещаются преимущественно в крупных городах, агломерациях

Коммуникационный фактор Формируются производственные контакты Формируются профессиональные, административные и сбытовые связи

Потребительский фактор Организуют сбытовые подразделения в местах производства продукции Организуют сбытовые подразделения в местах реализации продукции за пределами базовой территории

Инновационный фактор Не важен Важен

Агломерационный эффект размещения деятельности Не важен Размещается вдоль крупнейших агломераций

Источник: составлено автором

Т.Ю. Шалденкова предложила иные классификационные факторы размещения производственной деятельности (Шалденкова 2007, 58). Она пред-

лагает разделить факторы размещения производственных активов на общие (применимы во многих отраслях) и специализированные (применимы в единственной или нескольких отраслях). И общие, и специальные факторы можно разделить на региональные, определяющие размещение производства в оптимальных местах и агломерационные, ведущие к концентрации промышленности. Также среди факторов размещения выделяют «мягкие» (связаны с социально-институциональными условиями размещения: стабильность политической ситуации в стране; квалификация рабочей силы и качество системы образования; региональная структура экономики; наличие факторов, связанных с производством услуг; качество жизни в регионе) и «жесткие» (ориентированные на ресурсы производства). Другая классификация касается факторов, ориентированных на производство и сбыт продукции (близость предприятий-партнеров, инфраструктура, размещение потребления), а также институциональных факторов (налоги, субсидии, система хозяйствования) (Шалденкова 2007, 58).

Основными факторами пространственного размещения деятельности компаний российского крупного бизнеса на современном этапе его развития являются следующие факторы: территории, экономико-географического положения, природно-ресурсный, транспортный, трудовых ресурсов и территориальной концентрации, инфраструктурный, информационно-коммуникационных технологий, агломерационный и др.

Фактор территории предполагает учет ее размеров, наличия на территории природно-ресурсного потенциала и т.д. Как правило, в эпоху индустриализации считали, что чем больше размеры территории и богаче, разнообразнее природные ресурсы, тем больше возникает различных вариантов для размещения населения и производства.

Фактор экономико-географического положения был введен в научный оборот Н.Н. Баранским (Баранский 1980, 18). Он выделил четыре главные разновидности экономико-географического положения, которые могут использоваться по отношению к странам, районам, городам: центральное положение, глубинное (периферийное) положение, соседское положение, приморское положение. По мнению Н. Н. Баранского, центральное и приморское положения обычно выступают в качестве выгодных черт экономико-географического положения.

На ранних этапах индустриализации география полезных ископаемых во многом определяла размещение тяжелой промышленности, которая особенно тяготела к бассейнам каменного угля и железной руды. В эпоху постиндустриализации такое притяжение заметно уменьшилось. В первую очередь это относится к новейшим наукоемким отраслям. Но для размещения отраслей добывающей промышленности природно-ресурсный фактор продолжает оставаться главенствующим.

В индустриальную эпоху транспортный фактор оказывал едва ли не решающее воздействие на размещение производства. Совершенствование путей

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 4. 2011

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 4. 2011

сообщения и транспортных средств привело к значительному уменьшению транспортных затрат, что открыло возможности для сбыта продукции крупных специализированных предприятий в радиусе многих тысяч километров. В эпоху постиндустриализации роль транспорта в организации производства изменилась. Рассмотрение транспортной системы как фактора размещения производства связано с ее растущим значением в решении структурных, в том числе отраслевых и территориальных вопросов. Сегодня роль транспортной инфраструктуры состоит в интеграции хозяйственного пространства и организации единого экономического пространства. В постиндустриальную эпоху инфраструктура транспорта стала важным фактором увеличения динамизма размещения промышленности, повышения роли пространства в организации производства. В настоящее время концентрация и укрупнение производства сопровождается формированием интермодальных коридоров, а специализация и пространственное рассредоточение отражается в создании фидерных или питающих сетей, специализированных технических средств.

Фактор трудовых ресурсов всегда влиял и продолжает влиять на размещение производства. Однако существует разница между количественным и качественным соотношением данного фактора в индустриальную и постиндустриальную эпоху. В индустриальную эпоху данный фактор влиял на размещение трудоемких отраслей и был важен количественный состав рабочей силы. В постиндустриальную эпоху производства размещаются преимущественно в секторах четвертичного сектора экономики, что свидетельствует о необходимости размещения производства в местах скопления качественной рабочей силы, т.е. происходит учет уровня профессиональной подготовки, адаптации, компетенции работников.

Фактор производственной концентрации или эффект масштаба выражается в увеличении размеров предприятий, дает большой экономический эффект, что связано с территориальной концентрацией хозяйства и населения в крупных промышленных центрах, узлах и районах, в транспортных узлах, городских агломерациях.

На процесс размещения деятельности компаний постиндустриального типа решающую роль играет информационно-коммуникационная инфраструктура (Симутина 2005, 24). Информационная технология зависит от всей совокупности экономических ресурсов, действия политических и институциональных структур, от способности генерировать и использовать новые идеи в производстве, превращая познание в энергию созидания (Кузнецова 2003, 63). Ядром информационного общества является всемирная сеть Интернет. С одной стороны, это — катализатор глобализации, а с другой — важнейший фактор перехода к инновационно-информационному типу экономического роста. Интернет становится массовым средством коммуникаций, интенсификатором развития электронной торговли. Объективной тенденцией выступает стремление глобальных компаний накапливать нематериальные активы — защищенную информацию, высококвалифицированный персонал. Новая компьютерная и се-

тевая техника позволяет комплексно автоматизировать управление фирмами, сокращая трансакционные издержки.

Другая сторона глобального информационного общества проявляется в усилении роли научных исследований и разработок, существенная часть которых является результатом деятельности крупных бизнес-структур. Создание и функционирование новых региональных отделений требует научнотехнического сопровождения — организации лабораторий, проведения исследований местных ученых, использования местных научно-технических кадров. Следовательно, компании размещают свои научные центры на территории с наиболее высоким научным и профессиональным кадровым потенциалом, концентрирующимся, как правило, в крупных городах.

Несмотря на то, что информационно-коммуникационные технологии сокращают издержки, расстояние и время, по-прежнему большое значение имеют и личные контакты. Поэтому наиболее оптимальное размещение управленческой деятельности в этой связи сосредотачивается в административном центре страны, либо региональных центрах.

Важны также условия конфиденциальности и безопасности. Информационно-коммуникационные технологии расширяют горизонты компаний и повышают их конкурентоспособность, увеличивают информационные потоки посредством множества функций, качеств и уровней знания. При этом рост производительности труда происходит в силу как производства, так и использования информационных технологий.

Существенную роль в пространственной организации современного производства играет агломерационный фактор, являющийся комплексным фактором размещения производства, ведущим к сокращению издержек на инфраструктуру и достижению других выгод от совместного размещения предприятий.

П. Кругман выделил кумулятивный фактор как определяющий на современном этапе развития бизнеса. Феномен кумулятивной причинности выражается во взаимодействии эффекта масштаба, транспортных издержек и подвижности рабочей силы (Кругман и Обстфельд 1997, 180). Согласно данной концепции, транспортные расходы фирмы зависят не только от ее размещения, но и от пространственного положения других фирм. Стремясь минимизировать транспортные расходы, фирмы тяготеют к потребителям, равно как и к другим фирмам. Регион, в котором расположена большая часть фирм и который соответственно обладает большим рынком, будет привлекать фирмы из другого региона, еще более увеличивая преимущество большого рынка, что в итоге приводит к концентрации промышленности только в одном регионе. Эффект размера рынка может рассматриваться и как эффект внешней экономии, способный к усилению под влиянием других внешних экономий, например, перемещением технологий, знаний, преимуществами крупных рынков.

С другой стороны, внешняя экономия, обусловленная концентрацией промышленности в определенном месте, называются эффектом агломераций. В составе агломерации города ведут более сложную и эффективную хозяй-

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 4. 2011

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 4. 2011

ственную деятельность. Агломерация отличается от города пространственной структурой, располагает большими ресурсами и распространяет преимущества крупного центра на окружающий его район.

В основе современных процессов, происходящих как на уровне экономики в целом, так и на уровне бизнеса, в частности, заложен потоковый механизм. «Потоковость» проявляется в постоянном движении, переливе капиталов, трудовых ресурсов, информации, технологий, организационных взаимодействий из одного сектора экономики в другой, из одного бизнес-процесса в рамках компании в другой, из одного региона в другой и т.д. То есть потоковость бизнеса заложена как в качественном его содержании, так и в процессах, связанных с его размещением в рамках единого экономического пространства. Следует заметить, что в индустриальную эпоху деятельность компании носила дискретный характер, т.е. компании были привязаны к конкретному месту, к источнику ресурсов, пространство было для них пространством определенного места, привлекающего наличием природных ресурсов и иных материальных ценностей.

По М. Кастельсу, потоки являются выражением процессов, доминирующих в нашей экономической, политической и символической жизни (Кастельс 2000, 220). А по мнению В.И. Корнякова, соотношение «пото-ковости» и дискретности сопряжено с принципиально различными типами экономических отношений, даже экономических систем (Корняков 2003, 68). Пространство потоков, сформировавшееся в постиндустриальную эпоху, отличается от индустриального пространства мест наличием информационной, финансовой и административной инфраструктуры, играющей первостепенную роль при выборе мест размещения компаний.

Выделим критерии, создающие потоковый механизм деятельности компании и сравним компании индустриального и постиндустриального типа на основе них.

Таким образом, проведенный анализ показал, что эволюция бизнес-среды вызвала необходимость трансформации традиционной модели фирмы в более гибкую и адаптивную систему взаимоотношений между всеми участниками ее структурных элементов, а также между стейкхолдерами. Подобные системы носят неконкурентный характер между различными бизнес-процессами, поскольку все элементы цепочки создания стоимости нацелены на увеличение общей стоимости бизнеса.

Следовательно, крупный бизнес в современных условиях, принимая решение о территории, на которой произойдет размещение активов, учитывает воздействие всех описанных выше потоковых критериев. Так, следует заметить, что современная компания пространственно размещает как материальные активы, так и нематериальные активы. Для современной бизнес-структуры важно удержать связность экономического пространства, его целостность для того, чтобы качественные преобразования его (экономического пространства) способствовали эффективной деятельности бизнес-структуры.

Таблица 2

Критерии потокового механизма компании

Критерий Компания индустриального типа Компания постиндустриального типа

Результирующий показатель деятельности компании Прибыль Капитализация (поток денежных средств)

Экономическое пространство Фрагментировано Однородно

Страна, в которой концентриру- Страна происхождения Производство расположено в

ется производственный процесс компании нескольких странах

Временные рамки Краткосрочный подход Долгосрочный подход

Приоритетные активы Материальные Нематериальные

Взаимоотношения с партнерами Носят дискретный характер Носят постоянный характер

Клиентоориентированность Нет Да

Взаимоотношения с клиентами Коммуникации между продавцом и покупателем осуществляются на расстоянии Постоянные межорганизаци-онные коммуникации, приводящие к тесному сотрудничеству

Ключевые задачи бизнеса Наращивание объемов продаж и рыночныхдолей Расширение сфер деятельности Захват экономического пространства, обусловленный задачей выживаемости бизнеса

Персонал Количественный состав Качественный состав, движение персонала внутри компании, в том числе и за пределы территориальных границ в случае ТНК (движение людских потоков)

Продукт Однородный Дифференцированный

Доступ к финансовым ресурсам Ограничен Открыт через глобальные рынки

Источник: Составлено автором

Как уже отмечалось, среди российских компаний и бизнес-групп крупного бизнеса встречаются компании как индустриального, так и постиндустриального типа. Рассмотрим на примере ИБГ «Газпром» и компании «ТрансТелеком» влияние выделенных факторов на их пространственное функционирование.

ИБГ «Газпром» является крупнейшей российской газодобывающей, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей компанией. Деятельность Группы «Газпром» носит диверсифицированный характер, в этой связи компания занимается как добычей, переработкой нефти и газа, так и ее реализацией. Помимо всего прочего, у компании присутствует транспортная составляющая деятельности, включающая в себя газопроводы, нефтепроводы, портовые терминалы и авиатранспорт.

Рис. 1 демонстрирует пространственное освоение территории России группой «Газпром» при проведении геологоразведочных работ по газу, нефти и газовому конденсату.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 4. 2011

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 4. 2011

Рис. 1. Распределение объемов разведанных запасов углеводородов по регионам

Российской Федерации

Источник: Официальный сайт ОАО «Газпром». (http://www.gazprom.ru/production/reserves/).

Из рис. 1 очевидно, что «Газпром» работает практически во всех нефтегазоносных регионах России. Общий объем финансирования геологоразведочных работ на углеводороды Группы «Газпром» на территории России составил в 2009 г. 49 млрд руб.

Приведенный пример подтверждает тот факт, что компания «Газпром» придает первостепенное значение при размещении деятельности таким факторам как: территория, концентрация производства у источников сырья, отраслевая принадлежность и уровень развития транспортной инфраструктуры. При этом «Газпром» при размещении своих активов руководствуется мотивами компании индустриального типа. Однако у «Газпрома» имеются и некоторые признаки компании постиндустриального типа. Например, свою штаб-квартиру «Газпром» разместил в федеральном центре, для которого характерна развитая информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Потребительский фактор также имеет специфику, потому что компания реализует свою продукцию за пределами региона-добычи, поставляя ее на мировой рынок.

Рассмотрим на примере российской крупной компании «ТрансТелеКом» из отрасли «Связь и телекоммуникации», относящейся к сфере деятельности постиндустриальных компаний, особенности ее пространственного размещения по территории России.

Компания «ТрансТелеКом» (ТТК) — это компания, занимающаяся разработкой, прокладкой волоконно-оптических магистралей вдоль всех основных железнодорожных путей Российской Федерации, и предоставлением услуг со-

временной связи юридическим и физическим лицам. Использование инфраструктуры железных дорог (земельная полоса отвода, контактная сеть, устройства электроснабжения, технические здания и сооружения) позволяет компании значительно сокращать сроки и стоимость строительства сетей. В настоящее время компания ТТК объединяет 17 региональных предприятий. Региональные компании созданы в 1999-2001 гг. совместно с железными дорогами и действуют в зонах ответственности соответствующих железных дорог. Компания «ТрансТелеКом» сформировала сеть региональных предприятий, которые эксплуатируют и модернизируют сети, круглосуточно обеспечивают надежную работу магистральной цифровой сети связи, в кратчайшие сроки ликвидируют повреждения на сети.

На рис. 2 представлена структура региональных представительств компании и волоконно-оптические линии связи, проложенные по территории России.

Города, в которых присутствует компания ТТК, — это крупнейшие агломерации, концентрирующие различные виды потенциалов. Использование инфраструктуры железных дорог позволяет компании снижать издержки освоения пространства страны, а сама идея прокладки сетей вдоль железных дорог и ее реализация носят долгосрочный характер, в силу того, что железнодорожное полотно связывает между собой крупные населенные пункты. Построенные компанией современные ВОЛС дают возможность организовать высокоскоростные каналы связи не только между объектами ТТК, но и в дальнейшем предоставлять свободные каналы связи в аренду крупным операторам мобильной связи, энергетическим компаниям, позволяя им экономить на издержках уже освоенного пространства.

Рис. 2. Региональная сеть «Компании ТрансТелеКом»

Источник: Официальный сайт ЗАО Компания «ТрансТелеКом». (http:// www.ttk.ru).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 4. 2011

JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 2, № 4. 2011

Благодаря созданным в крупнейших городах региональным предприятиям услугами компании охвачена территория, на которой проживает 90% населения страны. Совместно с железными дорогами региональные предприятия ТТК внедряют современные технологии в управление грузовыми и пассажирскими перевозками. Идет наращивание возможностей МЦСС, активно продвигаются услуги ТТК.

Главным заказчиком услуг ТТК являются предприятия железнодорожной отрасли, которые используют возможности сети для повышения эффективности управления перевозками. Одновременно компания предлагает телекоммуникационные услуги традиционным и альтернативным операторам, а также государственным структурам и корпоративным клиентам. В числе клиентов ТТК — МЧС, МВД, региональные таможенные управления, РАН, Роскосмос, ОКБ Сухой, КнААПО, Сбербанк, Альфа-Банк, Номос-Банк, Банк Русский Стандарт, Ингосстрах, УралСиб, Норильский Никель, СУАЛ, ПГ МАИР, ЕвразРуда, Еврохим, Вымпелком, Мегафон, МТС, ВГТРК.

Таким образом, компания ТТК при размещении своей деятельности учитывает следующие факторы: отраслевой, ведя деятельность в высокотехнологичной отрасли, фактор транспортной инфраструктуры, размещая линии связи вдоль транспортных магистралей, инфраструктурный, агломерационный фактор, размещая свои компании только в крупных городах, потребительский фактор, вытекающий из того, что в крупных городах сконцентрировано большое количество людей.

ЛИТЕРАТУРА

Баранский Н.Н. (1980). Страноведение и география физическая и экономическая // Избранные труды. Научные принципы географии. М.: Мысль.

Кастельс М. (2000). Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. / под научн. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ-ВШЭ.

Корняков В.И. (2003). Сомкнувшаяся потоковая экономика или рассуждения об обгоняющей, самоускоряющейся экономике XXI века. М-Яр.

Кругман П.Р. и Обстфельд М. (1997). Международная экономика. Теория и политика. Учебник для ВУЗов: Пер. с англ. / под ред. В.П. Колесова, М.В. Кулакова. М.: ЮНИТИ.

Кузнецова Н.П. (2003). Информационная экономика в условиях глобализации // Мировая экономика на пороге нового тысячелетия. СПб.: ОЦЭиМ.

Овчинников Г.П. (1998). Международная экономика. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.

Рогач П.И. и Сосновский В.М. (2000). Размещение производительных сил: учебное пособие. Мн.: Экоперспектива.

Симутина Г.В. (2005). Формирование и функционирование сотовой связи в мировой и региональной экономике. СПб.

Шалденкова Т.Ю. (2007). Пространственная организация регионального интеграционного комплекса Европейского Союза. СПб.: Изд. РГГМУ.

Официальный сайт компании ОАО «Газпром». (http:// www.gazprom.ru).

Официальный сайт ЗАО «Компания ТрансТелеКом». (http:// www.ttk.ru).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.