Научная статья на тему 'Пространственное размещение российского крупного бизнеса: особенности и принципы'

Пространственное размещение российского крупного бизнеса: особенности и принципы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
КРУПНЫЙ БИЗНЕС / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ СТРАТЕГИИ / ПРИНЦИПЫ И ФАКТОРЫ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗМЕЩЕНИЯ БИЗНЕСА / BIG BUSINESS / SPATIAL STRATEGY / CHARACTERISTICS AND PRINCIPLES SPATIAL DISLOCATION BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сапожникова А. Г.

В статье приводятся результаты исследования, посвященного пространственному размещению российского крупного бизнеса, в котором раскрыты особенности размещения, связанные с основными этапами развития бизнеса, рассмотрены пространственные стратегии бизнеса, выявлены факторы, характеризующие возможности бизнеса и приоритеты его территориального развития. Структурные трансформации российской экономики, произошедшие под влиянием постиндустриальных эффектов, привели к формированию 2 типов компаний крупного бизнеса: индустриального и постиндустриального. Автором сформулированы и охарактеризованы принципы пространственного размещения российского крупного бизнеса постиндустриального типа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spatial dislocation of Russia's big business: the characteristics and principles

In this paper present the results of the research devoted to the spatial dislocation of Russian big business, which revealed features of its distribution associated with the main stages of business development, discussed spatial strategy for the business, and identified factors that characterize the business opportunities and priorities of its regional development. The structural transformation of the Russian economy, associated with increased post-industrial effects, led to the formation of two types of company's big business: industrial and postindustrial. The author describes the principles stated and the spatial distribution of Russian big business post-industrial.

Текст научной работы на тему «Пространственное размещение российского крупного бизнеса: особенности и принципы»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ПРОСТРАНСТВЕННОЕ РАЗМЕЩЕНИЕ РОССИЙСКОГО КРУПНОГО БИЗНЕСА: ОСОБЕННОСТИ И ПРИНЦИПЫ

САПОЖНИКОВА А.Г.,

аспирант,

Ростовский государственный строительный университет, e-mail: ann_sapozhnikova@mail.ru

В статье приводятся результаты исследования, посвященного пространственному размещению российского крупного бизнеса, в котором раскрыты особенности размещения, связанные с основными этапами развития бизнеса, рассмотрены пространственные стратегии бизнеса, выявлены факторы, характеризующие возможности бизнеса и приоритеты его территориального развития. Структурные трансформации российской экономики, произошедшие под влиянием постиндустриальных эффектов, привели к формированию 2 типов компаний крупного бизнеса: индустриального и постиндустриального. Автором сформулированы и охарактеризованы принципы пространственного размещения российского крупного бизнеса постиндустриального типа.

Ключевые слова: крупный бизнес; пространственные стратегии; принципы и факторы пространственного размещения бизнеса.

In this paper present the results of the research devoted to the spatial dislocation of Russian big business, which revealed features of its distribution associated with the main stages of business development, discussed spatial strategy for the business, and identified factors that characterize the business opportunities and priorities of its regional development. The structural transformation of the Russian economy, associated with increased postindustrial effects, led to the formation of two types of company's big business: industrial and postindustrial. The author describes the principles stated and the spatial distribution of Russian big business post-industrial.

Keywords: big business, spatial strategy, characteristics and principles spatial dislocation business.

Коды классификатора JEL: G34, L23, L25, P12.

В современной российской экономике крупный бизнес является значимым субъектом социально-экономического развития страны, основным поставщиком инвестиционных ресурсов в ее регионы и модератором формирования и трансформации регионального экономического пространства посредством участия в инвестиционных программах, эффективного управления сетью предприятий и инициации инфраструктурных проектов. Процессы глобализации и регионализации, трансформация форм ведения бизнеса, его сетевой характер, существенно изменили роль экономического пространства для бизнеса, представители которого размещают свои активы по принципу оптимизации бизнес-процесса, ставят пространственные задачи и разрабатывают пространственные стратегии.

Значимость пространственного фактора в процессе функционирования крупного бизнеса изменялась сообразно трем этапам его развития. Крупный бизнес на первом этапе (с 1992 г. по 1998 г.) был представлен торгово-финансовыми группами, сформировавшимися вокруг ряда бирж, банков и бывших советских внешнеторговых объединений, ставшими основой пространственных форм организации бизнеса [1, с. 79]. Экономическая стратегия формирующихся компаний на данном этапе характеризовалась приватизацией крупнейших советских промышленных предприятий, а пространственная стратегия - скупкой производственных активов у источника сырья и центростремительным освоением хозяйственной территории регионов сначала в направлении административного центра, а затем в направлении центров экономической активности.

Августовский кризис 1998 г. был важнейшей вехой в развитии крупного бизнеса в России, когда крупный бизнес своей главной задачей считал защиту активов и обеспечение их управляемости.

На втором этапе развития крупного бизнеса в России (1998-2008 гг.), когда в национальной экономике разворачивался процесс восстановительного роста, а в глобальной системе формировались новые параметры развития бизнеса, произошли значимые изменения в его природе и организационных формах.

Во-первых, по мнению Я. Паппэ, в российском бизнесе сформировались 3 организационные формы: интегрированная бизнес-группа, компания и независимое предприятие. Во-вторых, многократно увеличилось число субъектов крупного бизнеса. Так, если в начале 2000-х гг. в России насчитывалось всего 7 ИБГ, то к концу 2008 г. их количество возросло до 13. Основными ИБГ, функционировавшими в российской экономике на втором этапе развития крупного бизнеса были: ИБГ «Газпром», ИБГ «ЛУКойл», ИБГ «Татнефть», «Северсталь-Групп», ИБГ Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК), Интеррос, ОНЭКСИМ, Уральский горно-металлургический комбинат, Консорциум «Альфа-групп», Евраз - Millhouse, "Ренова", АФК "Система", "Базовый элемент". [1, с. 242-269] Количество крупных компаний, действовавших в России в рассматриваемый период, превысило 500. Кроме того, рост количества субъектов крупного бизнеса отразился в росте подконтрольных интегрированным группам объемов продаж в

© А.Г. Сапожникова, 2011

рамках национальной экономики. Так, на конец 2008 г. крупнейшие бизнес-структуры национальной экономики контролировали около 40% объема продаж в России и обеспечивали такую же долю занятости в российской экономике [5]. При этом по объему продаж на долю различных бизнес-структур приходилось 35% от общего объема в промышленности. В-третьих, в результате структурных трансформаций в экономике вследствие усиления инфокоммуникативных и постиндустриальных эффектов сформировалось 2 типа компаний крупного бизнеса: индустриальный и постиндустриальный. Компании первого типа функционируют в традиционных для индустриальной эпохи отраслях и характеризуются соответствующей ей формой организации производства (машинное конвейерное производство, осуществляемое с использованием классических факторов производства), при этом расширение масштаба производства происходит экстенсивным путем. Для компаний второго типа характерны постиндустриальные черты: информационная доминанта, приоритетность человеческого капитала, ориентация на глобальное пространство, стратегическое управление, смена приоритетов в экономической деятельности от производства товаров к производству услуг. В рамках структуры отраслей национальной экономики происходит доминирование того или иного типа компаний. Так, например, компании индустриального типа функционируют в традиционных отраслях промышленности (нефтедобыча, нефтепереработка, газодобыча, газопереработка, металлургическая промышленность и др.), а компании постиндустриального типа работают в третичных отраслях экономики (связь, телекоммуникации, ритейл, сервисное обслуживание, химическая промышленность и др.).

Таблица 1

Крупнейшие российские компании по объему реализации продукции в третичных отраслях экономики в 2004 и 2010 гг. [2, С. 104-123; 3, С. 17]

Отрасли Крупнейшие компании в 2004 г. Крупнейшие компании в 2010 г.

Телекоммуникации и связь Связьинвест, АФК "Система", Вымпелком, Мегафон, Golden Telecom Вымпелком, Группа Связьинвест, Группа компаний Мегафон, Почта России, Те1е-2 Россия, Компания «Транстелеком», Российская телевизионная и радиовещательная сеть, Межрегиональный транзиттелеком

Химическая и нефтехимическая промышленность Башнефтехим, Нижнекамскнефтехим, Фосагро, Акрон Сибур-Холдинг, "Проктер энд Гэмбел", "Салаватнефтеоргсинтез" (республика Башкартостан), Уралкалий, Сильвинит, ОХК "Уралхим", "Кубышевазот", "Хенкель-Эра", "Минудобрения" (г. Россошь), "Тальяттиазот", "Нокиан Шина", Сода

Розничная торговля "Тандер" (сеть магазинов "Магнит"), СП "Бизнес Кар", "Седьмой континент", ТИГ "Эльдорадо" Х5 Ритейл групп, Магнит, Эльдорадо, Компания "М-видео", О'кей, Седьмой континент, ТД "Копейка", Группа компаний "Автомир"

Как видно, второй этап продемонстрировал усиливающуюся потребность российских компаний в дополнительных финансовых ресурсах для развития, но национальная финансовая система не справлялась с ней, и стратегически важным моментом в развитии крупного бизнеса становится поиск финансовых ресурсов извне. Компаниям пришлось осваивать новые для себя способы привлечения капитала, используя ресурсы глобального рынка финансовых активов в виде синдицированных кредитов, IPO и M&A, что позволило увеличить масштабы бизнеса и расширить его границы. Следует отметить, что после накопления крупным бизнесом в течение первого этапа достаточного количества непрофильных активов, его дальнейшая стратегия была переориентирована на формирование и развитие профильных бизнес-процессов, освобождение от нестратегических активов посредством передачи их на аутсорсинг. Таким образом, второй этап можно оценивать как этап создания нового, по российским меркам, бизнеса с новой организационной структурой и стратегической ориентированностью за счет создания транснациональных сетей, реструктуризации активов и профилирования бизнеса.

Произошедшие трансформации потребовали от бизнеса нового решения пространственных задач. Сетевая масштабность, организационная связность, коммуникативная нацеленность, клиентоориентированность требовали расширения охвата бизнесом территории и формировали претензии на освоение новых пространств. Это вылилось в масштабную региональную экспансию, когда для бизнеса было важно не просто получение территориальных активов, а формирование механизма управления ими в рамках определенной территории с использованием ее конкурентных преимуществ.

Специфика этого процесса была связана с тем, что компании индустриального типа осваивали в основном ресурсоемкие и промышленно-ориентированные регионы России, такие как Башкортостан, Татарстан, Тюменскую, Кемеровскую, Свердловскую области и др. При этом размещение производственных активов происходило согласно советской традиции «у источника», хотя, в то же время, управление финансовыми активами осуществлялось из федерального и экономического центра России — г. Москвы. Таким образом, вполне закономерно пространственную траекторию развития крупного бизнеса индустриального типа можно охарактеризовать как центростремительную, т.е. движение происходит от регионов к центру. С другой стороны, для компаний постиндустриального типа освоение пространства российской экономики происходит от центра к регионам. Такое центробежное развитие предполагает первоначальное освоение агломерационных центров, в первую очередь, федерального уровня (Москва, Санкт-Петербург) и дальнейшее перемещение в регионы по контурам инфоркоммуникационных и транспортных сетей.

Эволюционные тенденции, произошедшие с крупным бизнесом на втором этапе, позволяют заметить, что он полностью соответствует общемировым процессам трансформации бизнеса и превращения его в сетевую организацию с глобальными целями и пространственно-организационными приоритетами.

Начало третьего этапа в развитии крупного бизнеса (2008 г. - настоящее время) следует связывать с произошедшим финансовоэкономическим кризисом 2008 г. В этот период основными задачами бизнеса являлись: выживание, сохранение имеющихся активов и удержание рыночной доли посредством процессов слияний и поглощений, реструктуризации активов, сбрасывания их непрофильной составляющей, либо усиления диверсификации. Именно кризис спровоцировал бизнес вернуться к стратегии

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

182

А.Г САПОЖНИКОВА

диверсификации, которая позволила исключить зависимость экономической эффективности бизнеса от одного стратегического направления деятельности и создать российским компаниям антикризисное и антирисковое пространство своего функционирования. Кроме этого, кризис выявил потенциал постиндустриальных компаний как пространственно ориентированных в рамках глобальных технологических цепочек. Так, лидерство по сделкам слияний и поглощений в 2010 г. отошло к телекоммуникационным компаниям. По общей сумме сделок в 2010 г. в отрасли связи было произведено 39 сделок на общую сумму 12,8 млрд долл. Крупнейшими сделками в этом сегменте стали слияние «Вымпелкома» и «Киевстара», приобретение «Мегафоном» «Синтерры», сделка МТС и «Ростелекома». Второе место заняла химическая и нефтехимическая промышленность, где состоялось 16 сделок на общую сумму 9,8 млрд долл. Крупнейшими сделками в этой отрасли стали: покупка «Уралкалия» группой инвесторов за 5,3 млрд долл., а также приобретение 50% акций «Сибур» холдинга Л.Михельсоном за 3,7 млрд долл. Третье место принадлежит топливно-энергетическому комплексу, где состоялось 29 сделок почти на 8,6 млрд долл. [4, с. 8]. Такое отраслевое распределение сделок по слияниям и поглощениям нетипично для российского крупного бизнеса, в котором сделки ТЭК на протяжении уже многих лет были по объемам самыми значительными. Однако специфика третьего этапа проявляется не только в этом. Так, в структуре сделок отмечается значительное увеличение доли тех сделок, которые направлены на диверсификацию бизнеса, т.е. пространственная стратегия бизнеса характеризуется стратегией диверсификации, а также разделением видов бизнеса на основные и вспомогательные. Следовательно, на третьем этапе сформировалась тенденция доминирования компаний постиндустриального типа, проявившаяся как в отраслевом распределении, так и в ориентации компаний на стратегию диверсификации.

Выделение пространственных стратегий бизнеса позволило ориентироваться на исследование факторов и принципов размещения компаний. Учитывая тот факт, что деятельность компаний крупного бизнеса локализована в определенной точке экономического пространства страны, необходимо выделять факторы, оказывающие влияющие на размещение производственных мощностей, и принципы, которыми руководствуются компании крупного бизнеса как индустриального, так и постиндустриального типа при переформатировании своих активов в рамках российского экономического пространства.

Факторы, влияющие на пространственное размещение крупного бизнеса, характеризуют стратегические возможности бизнеса и приоритеты его территориального развития, вследствие чего целесообразно разделить их на две группы. Для первой группы факторов свойственна естественно-природная заданность, что позволяет отнести к ней такие факторы как экономико-географическое положение, природно-климатические условия, количественные характеристики факторов производства на территории, транспортный фактор, фактор территориальной концентрации и др.

Вторая группа факторов характеризует качественную составляющую регионального развития и привлекательности территории для бизнеса. Факторы, привлекающие бизнес на территорию, создаются при непосредственном участии хозяйствующих субъектов. Здесь имеются в виду как мероприятия, проводимые органами региональной власти с целью создания благоприятной среды в регионе для бизнеса (создание благоприятного инвестиционного законодательства, инфраструктуры, индустриальных парков и др.), так и действия самого бизнеса, направленные на поддержание имеющейся инфраструктуры в функциональном состоянии. Ко второй группе факторов пространственного размещения бизнеса относят: современную рыночную производственную, информационно-коммуникационную инфраструктуру, уровень инновационного развития территории, качественный состав рабочей силы, социально-институциональные условия размещения (стабильность политической ситуации в стране; качество системы образования; региональную структуру экономики; наличие факторов, связанных с производством услуг; качество жизни в регионе), институциональные факторы (налоги, субсидии, система хозяйствования), рейтинги инвестиционной привлекательности, присвоенные региону, экологический фактор, агломерационный фактор и др.

Каждому типу компаний присущи свои особенности пространственного размещения. Можно считать, что первая группа факторов учитывается индустриальными компаниями при размещении промышленных активов в связи с их привязкой к территориям, обладающим необходимыми для производства и дальнейшей реализации продукции географическими и природно-ресурсными параметрами. Неравномерность территориального развития России, заданная влиянием первой группы факторов, демонстрирует тот факт, что в современных условиях недостаточно только их учитывать при принятии решений о выборе места дислокации компании. Эта ситуация устраняется за счет влияния на решение о размещении активов системы развитых факторов, т.е. факторов второй группы, учитываемых постиндустриальными компаниями. Эти компании не привязаны к «источнику сырья», а нуждаются в инфраструктурных, коммуникационных, инвестиционных и инновационных площадках, позволяющих в полной мере реализовать имеющийся потенциал.

При выборе региона для размещения производственных активов и инвестиционных ресурсов компании крупного бизнеса индустриального типа руководствуются принципами размещения производительных сил, сформированными в процессе эволюции пространственных теорий. К ним относятся:

■ учет при размещении производств территориально-отраслевой структуры экономики региона;

■ приближение производств к источникам сырья, топлива, энергии и воды;

■ размещение производства вблизи с транспортными путями;

■ приближение производств к рынкам сбыта;

■ приближение трудоемких производств в регионы с высоким уровнем обеспеченности трудовыми ресурсами;

■ ограничение чрезмерной концентрации промышленных объектов в крупных городах.

Компании постиндустриального типа при выборе региона для мест своего базирования из принципов размещения производительных сил учитывают такие принципы как размещение производства вблизи с транспортными магистралями, транспортной инфраструктурой и приближение производств к рынкам сбыта. Однако, на наш взгляд, помимо вышеназванных принципов компании постиндустриального типа используют новые принципы размещения активов:

принцип инфраструктурной ориентированности компаний постиндустриального типа, проявляющийся в том, что компании при размещении своих активов ориентируются на уровень развития инфраструктуры в регионе (транспортной, финансовой, информационно-коммуникационной, инновационной и др.). В табл. 2 приведены индикаторы инфраструктурной развитости региона, анализ которых позволит субъекту крупного бизнеса принять решение о размещении активов;

Таблица 2

Показатели инфраструктурной развитости территории региона

Тип инфраструктуры Показатель

Транспортная инфраструктура отправление грузов железнодорожным транспортом общего пользования, млн. т.

перевозки грузов автомобильным транспортом организаций всех видов деятельности, млн. т.

объем перевалки грузов в крупнейших российских портах, тыс. т.

удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования,- в процентах

количество транспортно-логистических комплексов, шт.

Финансовая инфраструктура количество кредитных организаций в регионе, шт.

количество филиалов кредитных организаций в регионе, шт.

количество страховых организаций в регионе, шт.

количество филиалов страховых организаций в регионе, шт.

сумма страховых премий (взносов) в регионе, тыс. руб.

сумма выплат по договорам страхования в регионе, тыс. руб.

количество институтов развития в регионе, шт.

Инновационная инфраструктура затраты на технологические инновации в регионе, млн. руб.

число используемых передовых производственных технологий в регионе, шт.

количество технопарков, созданных в регионе, шт.

Информационно-коммуникационная инфраструктура затраты на информационные и коммуникационные технологии в регионе, млн. руб.

число зарегистрированных абонентских терминалов сотовой связи, шт.

S принцип доминантной ориентации компаний на насыщенность и качественность трудовых ресурсов в регионе, и, как следствие, ориентация на высокий уровень трудовой и предпринимательской активности в регионе. Насыщенность трудовыми ресурсами характеризуется показателями "численность населения в регионе", "доля экономически активного населения в общей численности населения региона" и др. Качественность трудовых ресурсов проявляется в уровне квалификации, компетенций, знаний, умений и навыков сотрудников из населения региона, а также периодичностью прохождения ими повышения квалификации. Еще необходимо учитывать уровень инновационной активности в регионе, способный повлиять на качественный состав рабочей силы. Он измеряется с помощью таких показателей как количество образовательных учреждений ВПО в регионе, способных подготовить кадры нужной для компании квалификации, количество реализованных на территории области инновационных проектов и т.д;

S кумулятивный принцип, выражается в том, что компании из одной отрасли национальной экономики входят на территорию, подготовленную для их размещения региональными властями за счет создания на территории инвестиционных площадок, индустриальных парков, зон интенсивного развития, особых экономических зон и т.д. последовательно, одна за другой. При этом существование на территории одной компании является мотивом входа для другой и т.д. Например, крупные торговые сети иностранного происхождения размещают свои торговые площади "по соседству" друг с другом, что позволяет им проводить единую закупочную политику, экономить при этом на транспортных издержках и привлекать к себе потребителей близостью расположения и концентрацией магазинов сразу нескольких брендов на одной территории. Так, реализация уникального крупномасштабного проекта под названием "МЕТА", реализуемого шведской компанией ИКЕЯ ("IKEA"), и начатого в России в 2002 г., полностью соответствует вышеописанному принципу. Торговые центры "МЕГА", концентрирующие на территории одного муниципального образования, на одной торговой площади сразу несколько десятков ведущих российских и зарубежных компаний, таких как ИКЕА, Ашан, ОБИ, Леруа Мерлен, Стокманн, Бахетле, МедиаМаркт, М.видео и Техносила и др., создают кумулятивный эффект как для территории, так и для бизнеса. Такая близость компаний, во-первых, позволяет региональным властям экономить на инфраструктуре для бизнеса, во-вторых, предоставляет компаниям возможность экономить на транспортных издержках и на масштабе производства реализуемой продукции, в-третьих, позволяет потребителям минимизировать затраты времени при поиске необходимого товара;

S агломерационно-центрированный принцип, проявляющийся в том, что бизнес размещает свои управленческие бизнес-процессы в центре экономического пространства агломерации, региона, крупного города, что позволяет ему воспользоваться положительным внешним эффектом от концентрации всех видов инфраструктур, необходимых для его успешной реализации. Данный принцип проявляется в том, что компании крупного бизнеса сосредотачивают свои офисы в центрах экономической активности. Центроориентированность необходима бизнесу для того, чтобы привлекать партнеров и клиентов и подчеркивать свой имидж, презентабельность и привлекательность.

Таким образом, на современном этапе российская экономика в большей степени носит индустриальный характер, с небольшими очагами постиндустриального развития, ярко выраженными в крупных городах и городских агломерациях. Российский крупный бизнес, в свою очередь, вписывается в данную тенденцию, что отражается в высокой доле его концентрации преимущественно в отраслях топливно-энергетического комплекса и в металлургической промышленности, и низкой концентрации в сфере услуг, отрасли связи и коммуникаций. Однако, результаты развития крупного бизнеса в 2010 г. дают основание считать, что в российском крупном бизнесе происходят сдвиги в сторону постиндустриального развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. ПаппэЯ.Ш.,ГалухинаЯ.С. Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2009

2. Рейтинг крупнейших российских компаний по объему реализации продукции в 2010 г. «Эксперт-400» // Эксперт. 2010. № 39.

3. Российский крупный бизнес. События и тенденции в 2004 г. // ЦМАКП. 2005. № 1.

4. Российский крупный бизнес. События и тенденции в 2010 г. // ЦМАКП. 2011. № 70.

5. Сергеев А. Формула власти // http://www.polemics.m/artides/?artideID=1619&hideText=0&itemPage=1.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 4 Часть 3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.