Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ'

ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ПРОБЛЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рубашкина О. В.

В статье рассмотрена проблема самостоятельности муниципальных образований в России, приведены результаты самостоятельных исследований автора по данной тематике в одном из муниципальных образований Ростовской области.The article considers the problem of the independence of municipal formations in Russia, the results of independent researches of the author on this subject in one of the municipalities of the Rostov region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В РОССИИ»

известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 12, № 3, 2010. С. 558-563.

2. Королькова С.А. Компетентностный подход в профессиональном обучении // Вестник ВолГУ, серия 6, вып. 11, 2008-2009. С. 29-33.

3. Гуров В.Н., Резванова И.Ю. Компетенции преподавателей вуза: мнение студентов // Высшее образование в России, № 12, 2009. С .143-146.

4. Ефимова О.С., Нестерова А.В. Профессиональные компетенции преподавателя вуза // Педагогика и психология образования, №2 4, 2013. С . 3739.

5. Копытова Н.Е. Инновационные компетенции преподавателя вуза // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №1, 2013. С 28-33.

6. Лопанова Е.В. Профессионально-педагогическая компетентность преподавателя вуза: структура, содержание, оценка сформированности // Современные проблемы науки и образования, №6, 2014.

Рубашкина О.В. студент 3 курса факультет управления направление подготовки «государственное и муниципальное управление» Южно-Российский институт управления РАНХиГС

Тер-Акопян О.К., к.э.н. научный руководитель, доцент ФАКТОРЫ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИЕ УКРЕПЛЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В

РОССИИ

Аннотация: В статье рассмотрена проблема самостоятельности муниципальных образований в России, приведены результаты самостоятельных исследований автора по данной тематике в одном из муниципальных образований Ростовской области.

Ключевые слова: муниципальные образования, самостоятельность, местное самоуправление, проблемы муниципального управления.

BARRIERS TO STRENGTHENING THE AUTONOMY OF MUNICIPALITIES IN RUSSIAN FEDERATION Abstract: the article considers the problem of the independence of municipal formations in Russia, the results of independent researches of the author on this subject in one of the municipalities of the Rostov region.

Keywords: municipality, autonomy, local self-government, problems of municipal administration.

Местное самоуправление — одна из основ любого демократического строя, важнейший принцип организации власти в государстве, непременное условие формирования и развития гражданского общества. Идеи и концепция местного самоуправления практически реализуются через систему

муниципального управления.

Конституция Российской Федерации устанавливает, что «местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью».

Что заключено в понятие самостоятельности муниципальных образований?

- Возможность самостоятельного решения вопросов местного значения, посредством использования различных форм самоорганизации граждан, конституционно закреплённая в ст.130;

- Финансово-экономическая самостоятельность муниципальных образований, конституционно закреплённая в ст.132;

- Обособленность местного самоуправления в системе государственной власти РФ, конституционно закреплённая в ст.12;

- Самостоятельность муниципалитетов в пределах их полномочий, также конституционно закреплённая в ст.12;

Итак, именно самостоятельность является одним из ключевых факторов, обеспечивающих эффективное функционирование органов муниципальной власти.

Однако, местное самоуправление в современной России сталкивается со рядом ограничений. Данный вопрос активно изучается и исследуется в трудах Г.В. Барабашева, Н.С. Бондаря, В.И. Васильева, И.В. Выдрина, Ю.А. Дмитриева, А.Н. Кокотова, В.В. Невинского, И.И. Овчинникова, Н.В. Постового, Ю.М. Прусакова, Качановой Е. А., Зинченко Г.П., Понеделкова А.В.,.

Одной из целей данного исследования является сопоставление теоретических данных и результатов эмпирического исследования. Для реализации данной цели в одном из муниципальных образований Ростовской области был проведён опрос муниципальных служащих в форме анкетирования и интервьюирования.

Одной из составляющих самостоятельности муниципальных образований является обособление местного самоуправления в системе государственной власти. Данное положение закреплено в статье 12 Конституции РФ: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Именно на основании данного принципа должны строиться взаимоотношения муниципальной администрации с представителями других уровней власти. В ФЗ 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрены следующие гарантии обособленности муниципального уровня власти:

- участие органов государственной власти и их должностных лиц в

формировании органов местного самоуправления, назначении на Должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, прямо установленных указанным Законом (ст. 34);

- осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Федерации (ст. 5, 6);

- муниципальные правовые акты по вопросам местного значения могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, или в судебном порядке (ст. 48).

Однако, как показал опрос, проведённый в марте 2016 г. В муниципальных образованиях Ростовской области, 40% муниципальных служащих отмечают, что у региональной власти по-прежнему существуют рычаги воздействия на муниципалитеты даже по вопросам местного значения.

Важнейшим элементом системы муниципального управления являются граждане, проживающие на территории муниципального управления. Без слаженной системы взаимодействия органов муниципальной власти и местного сообщества теряется основной смысл его существования -предоставление возможности местному сообществу посредством различных форм самоорганизации граждан решать вопросы местного значения, что также является одной из составляющих самостоятельности муниципальных образований.

Данное положение закреплено в статье 130 Конституции РФ и уточнено в ст. 3 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и в главе 5 того же нормативно-правового акта «Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления».

По результатам опроса муниципальных служащих пассивность граждан в отношении решения вопросов местного значения была определена, как самая актуальная проблема развития местного самоуправления. При этом возможными причинами пассивности граждан были названы следующие:

1) неосведомленность населения о механизмах взаимодействия с органами местного самоуправления - 29,58% опрошенных; 2) недоверие населения к должностным лицам органов местного самоуправления - 19,72% опрошенных; 3) неоправданные ожидания населения об эффективном взаимодействии с органами местного самоуправления - 26,76% опрошенных; 4) гражданская пассивность традиционна для российского общества - 23,94% опрошенных;

Одним из элементов системы муниципального управления является организационно-правовая составляющая, основным элементом которой является финансово-экономическая самостоятельность муниципальных образований в осуществлении своих полномочий. Данный принцип раскрыт в ряде нормативно-правовых актов.

Однако, по результатам опроса 60% муниципальных служащих считает, что за счёт средств собственного бюджета и с использованием собственной материально-технической базы муниципальные образования способны осуществлять лишь часть своих полномочий, а 22,9% опрошенных отметили, что муниципальные образования не способны осуществлять свои полномочия лишь за счёт средств собственного бюджета и с использованием только собственной материально-технической базы.

Эффективными способами расширения финансовой базы муниципалитетов были названы:

- увеличение доли налоговых поступлений в местные бюджеты (посредством введения дополнительных нормативов отчислений от налога на прибыль организаций, НДФЛ, акцизов, ренты за использование ресурсов) -данную меру, как эффективную отметили 75% муниципальных служащих;

- уменьшение доли целевых межбюджетных трансфертов в финансировании муниципальных образований - данную меру, как эффективную отметили 58,3% опрошенных муниципальных служащих;

Ключевым условием формирования самостоятельности муниципальных образований предоставление муниципалитетам возможности самостоятельно зарабатывать и расходовать денежные средства, создание необходимых условий для комплексного развития территорий.

Вторым элементом организационно-правовой составляющей муниципального управления является модель организации муниципального управления и регулирующие его нормативно-правовые акты. И тут можно выделить сразу несколько проблем, выявленных в процессе изучения посвященных данной теме научных статей, результатов проведенного опроса.

1. Отсутствие в законодательстве чёткого разграничения полномочий, наличие таких формулировок, как «создание условий», «обеспечение условий», «участие в осуществлении» и т. д. - наличие данного явления подтверждает 56,25% опрошенных муниципальных служащих;

2. Введение механизма назначения глав муниципальных администраций вместо системы прямых выборов - 60% опрошенных муниципальных служащих отмечают этот фактор, как ограничивающий самостоятельность муниципальных образований;

3. Система муниципального управления построена таким образом, что муниципальные служащие в большей мере ориентированы на решение проблем населения в процессе взаимодействия с ними (отмечает 52,8% опрошенных), однако сфера их деятельности продиктована руководством и законодательством (отмечают 68,6% опрошенных). Данный факт

демонстрирует противоречивость системы муниципального управления.

Именно от профессионализма чиновников зависит эффективность работы муниципальных образований. И только убедившись в компетентности и готовности муниципальных служащих к самостоятельному развитию, представляется возможность создать действительно эффективно работающий орган местного самоуправления. Однако, по результатам опроса, 68,8% процентов опрошенных муниципальных служащих регулярно сталкиваются с непрофессионализмом коллег, 34,4% отмечают, что подобные случаи встречаются в их профессиональной деятельности часто.

Основными трудностями, с которыми сталкиваются при формировании кадрового состава муниципальных служащих, являются:

1) Низкий уровень оплаты труда, сочетающийся с высоким уровнем занятости, ответственности и квалификационными требованиями, предъявляемыми к муниципальным служащим; 2) Отсутствие представителей технических специальностей в аппарате муниципальных администраций;

Итак, подводя итог, выделим перечень факторов, ограничивающих самостоятельность муниципальных образований._

Факторы, препятствующие укреплению самостоятельности и развитию МО РФ.

№ Актуальность проблемы Формулировка

1 4,42 Пассивность граждан в отношении решения вопросов местного значения;

2 4,35 Ориентация муниципальных служащих в первую очередь на выполнение задач линейного руководителя, руководителя администрации;

3 4,34 Низкий уровень заинтересованности муниципальных служащих, неэффективность их деятельности;

4 4,13 Необходимость введения дополнительных нормативов отчислений от налога на прибыль организаций, НДФЛ, акцизов, ренты за использование ресурсов др.;

5 4,09 Неэффективная работа депутатов муниципальных образований;

6 4,03 Сфера деятельности современного муниципального служащего продиктована руководством, законодательством;

7 3,83 Несовершенство законодательной базы местного самоуправления;

8 3,81 Введение механизма назначения глав администраций по результатам конкурсного отбора вместо прямых выборов;

9 3,74 Отсутствие необходимой материально-технической базы у органов муниципальной власти для осуществления своих полномочий;

10 3,66 Непрофессионализм аппарата чиновников;

11 3,6 Преобладание целевых трансфертов в финансировании муниципальных образований;

12 3,4 Ограничение самостоятельности муниципальных образований со стороны региональной власти;

Сгруппировав представленные выше факторы, целесообразно

определить основные направления работы по совершенствованию муниципального управления.

Сабирова В.К.

Ошский Государственный университет

Россия, г. Ош

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ЛИТЕРАТУРЫ В ДИАСПОРЕ

В статье говорится о том, что любая нация имеет общий язык, свое наименование, традиции и обычаи, этим определяя свою идентичность. Но полна ли картина идентичности, если в традиционном смысле понимание общества воспринимаемо как национальное государство? Если учесть, что в хронологических рамках ХХ века имеется такое типичное явление на посттветском пространстве как национальные диаспоры. Предпосылки появления этого феномена политического характера связаны с проникновением русской культуры на рубеже ХХ-ХХ веков в культуры народов Центральной Азии, с советизацией после революции 1917 года.

Однако культурная идентичность этнической группы в условиях замкнутого пространства внутри другой национальной культуры, характерной для титула сопредельного государства, остается нетронутой. Она не сливается и не растворяется в инонациональной среде, поскольку носители ее, находясь в особом психологическом климате с характерным ностальгическим отношением к покинутой Родине, всеми силами стараются сохранять свою принадлежность к культуре метрополии. Полиэтнические браки второго поколения эмигрантов ослабляют стоическую патриотичность первого поколения, но последующие их поколения неизбежно начинают искать свои истоки, корни идентичности. Это проявление генетической памяти и как следствие - стремление обособиться и выделиться из окружающей среды.

Необходимо изучить литературные памятники, творчество акынов -носителей традиций сказительства, как части кыргызской литературы, сформировавшейся за пределами Кыргызстана. Это обозначит полный контекст кыргызской культуры.

Интересная картина складывается при рассмотрении вопросов национальной идентичности в аспекте отношений метрополии и диаспоры. В коммунистический период истории ХХ в. эмигранты из Восточной Европы (в первую очередь, из Советского Союза) в большинстве случаев находились в оппозиции как к метрополии, так и к стране своего проживания. В то же время национальная надсоциальная идентичность превалировала над идентичностью страны обитания, что нашло отражение в искусстве и литературе. С распадом Советского Союза не только общность "советский народ" прекратила свое существование, но и идентичность эмигрантов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.