Научная статья на тему 'Факторы повышения конкурентоспособности в рамках мировой глобализации экономики'

Факторы повышения конкурентоспособности в рамках мировой глобализации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варфаловская Р. А.

Рассматривается методология составления рейтинга стран, претерпевающая изменения по мере того, как эксперты мировой экономики выявляют новые факторы, которые могут оказать влияние на производительность труда, играющую важную роль в способности отдельной страны обеспечить своим гражданам высокий уровень благосостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers methodology of making countries' ratings which is being modified as experts of world economy find out new factors that can influence productivity, an important element of country's ability to provide a high standard of living for its people.

Текст научной работы на тему «Факторы повышения конкурентоспособности в рамках мировой глобализации экономики»

ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Канд. экон. наук Р. А. Варфаловская

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАМКАХ МИРОВОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Рассматривается методология составления рейтинга стран, претерпевающая изменения по мере того, как эксперты мировой экономики выявляют новые факторы, которые могут оказать влияние на производительность труда, играющую важную роль в способности отдельной страны обеспечить своим гражданам высокий уровень благосостояния.

Конкурентоспособность - это совокупность факторов, которые определяют уровень производительности труда в отдельной стране и, таким образом, степень развития, которая может быть достигнута в экономике. Наиболее конкурентоспособной считается такая экономика, которая будет быстрее расти в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Всемирный экономический форум в своей работе использует индексы глобальной конкурентоспособности.

Индекс растущей конкурентоспособности (Growth Competitive Index - GCI) призван определить способность национальной экономики достичь стабильного экономического роста в среднесрочной перспективе, контролируя при этом уровень текущего развития экономики. GCI основан на трех категориях, которые влияют на экономический рост в среднесрочной и долгосрочной перспективе: технологиях, государственных институтах и макроэкономическом климате.

Без технологического прогресса в стране может быть достигнут высокий уровень жизни (например, с помощью накопления капитала), однако не могут поддерживаться стабильные темпы экономического роста. Технологии играют решающую роль на всех этапах экономического развития, но степень их влияния зависит от уровня экономического благосостояния страны, которого она уже достигла. В странах с низким уровнем развития экономики способность поддерживать стабильный рост зависит прежде всего от перевода технологий из-за рубежа (процесс, называемый технологической диффузией). В наиболее

экономически развитых странах технологическая диффузия становится важным фактором, поддерживающим стабильно высокие темпы прироста экономики.

Для экономического роста стран с высоким уровнем технологического развития (например Швейцарии) важна разработка технологических инноваций, в то время как для роста экономики менее технологически развитых стран (например Китая) наиболее важное значение имеет адаптация иностранных технологий (технологический трансферт). При расчете индекса растущей конкурентоспособности страны делятся на две группы: базовые и небазовые новаторы.

Позиции, влияющие на конкурентоспособность в странах, относящихся к разным группам, различны (так, макроэкономическая стабильность более важна для Турции, чем для Швеции).

Лидером в рейтинге растущей конкурентоспособности в 2005 г., как и в 2004 г., стала Финляндия, где сохраняется один из наиболее благоприятных инновационных климатов в мире, а также хороший макроэкономический климат. Правительство страны старается сохранить положительное сальдо бюджета, с тем чтобы в будущем выполнить социальные обязательства, которые возрастут в связи с повышением доли пожилого населения. Такой подход к макроэкономической политике показывает высокую степень политической зрелости Финляндии.

Второе место в этом рейтинге в 2005 г. заняли США. Важные факторы стабильного роста американской экономики - высокий уровень технологического развития и быстрое внедрение инноваций. Американские компании активно внедряют новые технологии и вкладывают большие средства в НИОКР. Однако положительное влияние быстрых темпов технического прогресса на экономику США нивелируется слабыми показателями в других областях, особенно в сфере макроэкономического климата. Это не является неожиданным в связи с возросшими опасениями мирового сообщества по поводу растущих дисбалансов в американской экономике (прежде всего в области государственных финансов).

Высокие места в данном рейтинге также сохранили Скандинавские страны: Швеция заняла 3-е, Дания - 4-е, Исландия и Норвегия -соответственно 7-е и 9-е места. Для этих стран характерен благоприятный макроэкономический климат. Деятельность их государственных институтов транспарентна и эффективна. Отсутствуют доказательства того, что довольно высокие ставки налогов в указанных странах негативно влияют на их конкурентоспособность или уровень жизни граждан, являющийся одним из высоких в мире.

Финляндия, занявшая 1-е место в рамках ЕС в рейтинге стран с растущей конкурентоспособностью, опережает Соединенные Штаты по степени эффективности деятельности государственных институтов и является одним из мировых лидеров по уровню развития высоких технологий. Однако она значительно уступает США по состоянию макроэкономического климата (по этому показателю она находится на 14-м месте).

В группе ЕС самый низкий рейтинг получили Италия (24-е место) и Польша (25-е место), а также Франция (13-е место). Россия в 2005 г. занимала 27-е место.

В 2005 г. состоялся саммит, на котором европейские лидеры обсуждали, как повысить конкурентоспособность экономики Евросоюза. Согласно данным Всемирного экономического форума, по общему показателю конкурентоспособности ЕС занимает в мире 14-е место между Чили и Бахрейном. Отдельные европейские страны (Финляндия, Швеция, Дания, Нидерланды и Великобритания) имеют неплохие показатели конкурентоспособности, но Евросоюз в целом заметно уступает своему основному экономическому конкуренту - Соединенным Штатам (рис. 1).

Рис. 1. Конкурентоспособность в рамках ЕС (2004-2005)

Конкурентоспособность - тема для европейских политиков не новая. В 2000 г. на саммите в Лиссабоне главы тогда еще 15 государств ЕС подписались под намерением превратить к 2010 г. экономику Евросоюза в наиболее динамичную, конкурентоспособную и инновационную в мире. Так на свет появилась «Лиссабонская повестка дня». Произошло это на пике развития высокотехнологичных отраслей, в период высоких темпов экономического роста и радужных перспектив. Европейские политики с оптимизмом смотрели в будущее, полагая, что в скором времени Европа сможет достичь такого же уровня благосостояния, как США (рис. 2). Поэтому в «Лиссабонской повестке» ставилась цель - добиться средних темпов общеевропейского ВВП на уровне 3% в год, создать к 2010 г. 20 млн. новых рабочих мест и довести уровень занятости до 70% населения (в 2000 г. он составлял в ЕС 62%, тогда как в США - 72%) [3].

Рис. 2. Глобальная конкурентоспособность (2004-2005)

В 2004 г., когда мировая экономика росла рекордными за последние двадцать лет темпами, экономическая ситуация в «ядре» Евросоюза оставалась посредственной. Восстановление темпов роста в Европе после замедления в 2001-2003 гг. идет куда медленнее, чем в США. Стра-

ны ЕС явно не достигли успеха в реализации целей «Лиссабонской повестки дня». В некоторых вопросах был достигнут прогресс, например, в либерализации энергетики, сектора телекоммуникации и финансовых услуг.

Прогресса достигли лишь некоторые страны, и то зачастую лишь в отдельных областях. Так, информационные технологии быстрее всего развивали Дания, Словения и Эстония, тогда как Греция оказалась в числе аутсайдеров - там лишь 30% руководителей компаний используют электронную почту для ведения бизнеса. В инновациях лидерами стали Финляндия и Швеция, а замкнули список Греция, Польша и Словакия. В либерализации сектора услуг больше всего преуспела Великобритания, меньше всего - Франция и Италия. По развитию предпринимательства на первых местах в ЕС оказались Эстония и Латвия, а в конце списка находились Германия и Польша. Из всех стран ЕС к поставленной в Лиссабоне цели ощутимо приблизилась, пожалуй, лишь Швеция.

После масштабного расширения ЕС и формирования новой Евро-комиссии было решено, что вместо огромного количества индикаторов прогресса каждая страна разработает свой план действий и будет ежегодно отчитываться о его исполнении (общими критериями станут занятость и экономический рост).

Впрочем, не успели европейские лидеры договориться о начале нового этапа борьбы за конкурентоспособность, как их решимость тут же была подвергнута серьезному испытанию, смысл которого состоял в том, чтобы снять для компаний, предоставляющих услуги, барьеры на пути из одной страны ЕС в другую, что может повысить конкурентоспособность стран. Согласно заложенному в директиву принципу страны происхождения, компании из сектора услуг могут работать по законодательству той страны, где они зарегистрированы, вне зависимости от того, где они действуют. Например, польская строительная компания может строить дома в Германии или Франции и при этом пользоваться правилами (включая регламентирующие оплату или безопасность труда), установленными в Польше.

Цель сервисной директивы - сделать европейскую экономику более интегрированной, более похожей на экономику США, где существует громадный сектор услуг, в котором компании могут без ограничений работать по всей стране - от Аляски до Флориды. В Европе же такого рынка нет. Так, если чешская компания по продаже цветов решит открыть свои магазинчики в соседней Австрии, то они будут подпадать под действующие в Австрии стандарты. Для компаний из стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) это становится серьезным препятствием для выхода на новые рынки, ведь в странах ЦВЕ регулятивные

нормы, как правило, мягче, чем в «старом» ЕС. По оценкам Еврокомис-сии, сервисная директива является одной из ключевых реформ повышения конкурентоспособности.

От либерализации должны выиграть как компании, так и потребители, которые смогут выбирать поставщика услуг из любой страны ЕС. Однако планы реформы сектора услуг вызвали жесткую оппозицию во многих европейских странах, которые считают, что это подорвет их стандарты. По их мнению, либерализация приведет к регулятивному демпингу. Так, компания из страны с менее жесткими трудовыми правилами может начать бизнес в стране, где эти правила жестче. Благодаря более низким ценам она сможет оттеснить конкурирующие с ней местные компании, которые будут проигрывать по цене. В результате может начаться «гонка ко дну» - компании начнут перерегистрацию в странах с минимумом правил и самыми низкими стандартами.

Во многих европейских странах к этой идее относятся весьма положительно. Наибольший выигрыш от либерализации получат страны Центральной и Восточной Европы, а также страны «старого» ЕС, где экономика наиболее либерализована (Великобритания, Нидерланды и Финляндия). Британская экономика ежегодно будет получать около 33,5 млрд. долларов дополнительного ВВП за счет создания общего рынка услуг в рамках ЕС. Германская палата промышленности и торговли рекомендовала правительству поддержать сервисную директиву. В палате полагают, что общий экономический эффект от нее в долгосрочной перспективе будет положительным. В России для повышения конкурентоспособности на макро- и микроуровне следует также развивать межрегиональную сеть услуг.

Индекс микроэкономической конкурентоспособности (Micro-economic Competitive Index - MCI) выявляет условия, определяющие уровень развития производительности труда в 80 странах, попавших в рейтинг. MCI состоит из двух подиндексов: один из них отражает степень «продвинутости» компаний (company sophistication), второй - состояние делового климата в стране. При расчете индекса микроэкономической конкурентоспособности используются данные об объеме ВВП на душу населения.

Обычно существует тесная взаимосвязь между степенью «про-двинутости» компании и состоянием делового климата в стране. Однако есть и исключения. В некоторых странах (к числу которых относятся и 4 страны «большой восьмерки» - Япония, Германия, Франция и Италия) степень «продвинутости» компаний высока, несмотря на недостаточно благоприятный деловой климат. Правительствам этих стран необходимо произвести существенные изменения в государственной политике с целью улучшения условий конкуренции внутри страны, иначе

национальные компании переместят свою деятельность за границу или будут осуществлять капиталовложения за рубежом. В то же время существуют и обратные примеры, когда в условиях благоприятного делового климата местные компании имеют низкий уровень конкурентоспособности. Например, в Португалии, Новой Зеландии, Австралии, Гонконге, Сингапуре и других странах многие ведущие компании все еще основывают свою деятельность на добыче природных ресурсов или являются филиалами иностранных транснациональных компаний. В некоторых случаях национальные фирмы пока еще не используют преимущества недавно улучшенного делового климата в стране и опираются на традиционные способы конкуренции. В таких странах необходимо совершенствовать предпринимательство, управленческую практику и повышать уровень делового образования.

В развитых странах, имеющих благоприятный макроэкономический климат, только микроэкономические реформы могут стимулировать рост экспорта, способствовать решению проблемы безработицы и повышению уровня жизни через стабильный экономический рост. Так, Великобритания существенно улучшила свои позиции в рейтинге стран с высокой микроэкономической конкурентоспособностью и является примером страны, начавшей после макроэкономической консолидации проводить микроэкономические реформы.

Развивающиеся страны существенно отстают от развитых по уровню микроэкономической конкурентоспособности. С помощью макроэкономических и финансовых реформ, а также иностранного капитала эти страны могут улучшить свое положение, однако без микроэкономических реформ развитие их хозяйства не будет стабильным. Наглядным примером может служить Аргентина. Прогресс в сфере макроэкономики, увеличение инвестиций в инфраструктуру замаскировали слабость страны на микроэкономическом уровне.

Таким образом, успешное хозяйственное развитие должно быть основано одновременно как на макро-, так и на микроэкономическом уровне. Эффективность торговых соглашений и других способов либерализации рынка зависит от микроэкономической политики. Если деловой климат внутри страны не улучшается и местные компании не повышают производительность труда, либерализация внутреннего рынка будет стимулировать рост импорта, в то время как темпы прироста экспорта будут низкими. То есть реформы должны быть тесно связаны с уровнем развития экономики страны на данном этапе.

Рейтинг стран с высоким уровнем микроэкономической конкурентоспособности возглавили США. На 2-м месте в рамках ЕС оказалась Финляндия. Среди развитых стран существенно улучшили свой рейтинг Великобритания, Канада, Бельгия и Ирландия. Наиболее зна-

чителен прогресс Великобритании, что связано с повышением доступности венчурного капитала, степени защиты прав на интеллектуальную собственность, а также с ростом эффективности антитрестовского законодательства.

Индекс деловой конкурентоспособности (Business Competitiveness Index - BCI) учитывает микроэкономические факторы, определяющие текущий уровень производительности труда и конкурентоспособности страны. Использование этого показателя основано на положении о том, что микроэкономические факторы имеют важное значение для конкурентоспособности страны, так как экономическое благосостояние создается отдельными национальными компаниями. BCI рассчитывается на основе оценки состояния двух факторов, имеющих основное значение для определения уровня делового климата в стране: уровня развития деловой практики и стратегии компании и качества микроэкономического делового климата, в котором действуют компании на внутреннем рынке.

На первом месте по уровню деловой конкурентоспособности в 2005 г. (как и в 2004 г.) оказались США, а на 2-м - Финляндия. Эти две страны занимают соответственно первое и второе места с 1998 г. Положительное влияние на уровень деловой конкурентоспособности США в 2005 г. оказали улучшение телекоммуникационной инфраструктуры и повышение качества системы образования.

Индекс глобальной конкурентоспособности (Global Competitiveness Index - GCI) зависит от положения государственных институтов в стране, состояния инфраструктуры, макроэкономического климата, уровня развития здравоохранения, начального и высшего образования, эффективности рынка, уровня технологического развития деловой практики и стратегии, инновационной деятельности.

В 2005 г. наиболее высокие баллы индекса глобальной конкурентоспособности получили Сингапур, Дания, Чили, Япония, Финляндия и США. В будущем GCI станет главным аналитическим инструментом при подготовке рейтинга наиболее конкурентоспособных стран мира.

Список литературы

1. Делягин М. Глобальные требования к России // Наш современник. 2004. № 2.

2. Каплински Р. Распространение положительного влияния глобализации: анализ «цепочек» приращения стоимости // Вопросы экономики. 2003. № 10.

3. Кокшаров А. Догнать и перегнать Лиссабон // Эксперт. 2005.

4. Юданов Ю. Единое европейское пространство и Россия // Мировая экономика и международные отношения. 2005. № 2.

5. World Economic Forum о мировой конкурентоспособности // БИКИ. 2005. № 134.

6. www.economy.gov.ru

7. www.government.ru

Канд. экон. наук А. О. Мамедов

МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО РЫНКА И МЕЖДУНАРОДНОГО ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Исследования с помощью экономико-математических методов процессов, протекающих на мировом финансовом рынке, имеют как теоретическое, так и сугубо практическое направление. Значение первого состоит в анализе особенностей формирования основных взаимосвязей и динамики международных финансовых потоков. Цель второго -выявление параметров управления международной финансовой деятельностью ТНК.

Главные задачи теоретического изучения мирового финансового рынка - анализ рыночной динамики, выявление ее трендов и факторов, математическое описание и экономическая трактовка протекающих процессов. К задачам практического направления относятся исследования эффективности продаж ТНК, а также финансового состояния корпораций, включая комплекс показателей возможного банкротства.

Для правильной трактовки рынка как экономического понятия, выражающего взаимодействие спроса и предложения, необходимо прежде всего точно определить критерий рыночной эффективности.

На наш взгляд, эффективное функционирование рынков означает точный учет всех факторов, действующих со стороны как спроса, так и предложения и обеспечивающих адекватную цену конкретного объекта купли-продажи. Очевидно, что непосредственное влияние факторов спроса и предложения на цену принимает характер информационного воздействия, т. е. потока информации, обрабатываемой участниками рынка для принятия решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.