экономическая система более высокого уровня) является открытой системой, и главные источники успеха организации находятся во внешней среде;
2) в условиях обострения конкурентной борьбы стратегическая ориентация деятельности организации является одним из решающих факторов ее выживания и процветания. Стратегическое управление позволяет адекватным образом отреагировать на факторы неопределенности и риска, присущие внешней среде;
3) поскольку будущее предсказать практически невозможно и экстраполяция, используемая в долгосрочном планировании, не работает, необходимо использовать сценарный, ситуационный подходы, хорошо вписывающиеся в идеологию стратегического управления;
4) для того чтобы организация наилучшим образом реагировала на воздействие внешней среды, ее система управления должна обладать адаптационными способностями;
5) помимо экономической составляющей стратегическое управление, сам факт его существования, имеет позитивное психологическое значение, стабилизирует организацию, придает ей устойчивость, выполняет мотивационную функцию.
Приведем несколько конструктивных определений стратегического управления. Так, Шендел и Хаттен рассматривают данный феномен « как процесс определения и установления связи организации с ее окружением, состоящий в реализации выбранных целей и в попытках достичь желаемого состояния взаимоотношений с окружением посредством распределения ресурсов, позволяющего эффективно и результативно действовать организации и ее подразделениям». По Хиггенсу, «стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с ее окружением». Пирс и Робертсон определяют стратегическое управление «как набор решений и действий по формулированию и выполнению стратегий, разработанных для того, чтобы достичь целей организации».
Мы предлагаем рассматривать триединую сущность стратегического управления, включающую деятельность, процесс и методологию (рис. 2).
Таким образом, с нашей точки зрения, стратегическое управление социально-экономическими системами - это процесс активного непрерывного многоаспектного перспективного взаимодействия уполномоченных органов преимущественно с макро- и микросредой, направляющего и регулирующего характера при помощи примене-
Деятельность
Процесс
Методология
Рис. 2. Триединая сущность стратегического управления
ния системы специальных принципов, методов и методик подготовки, разработки и реализации стратегии для достижения эффективного и результативного развития социально-экономической системы. Данное определение, по нашему мнению, отражает, с одной стороны, специфические признаки «стратегичности» - нацеле-ность на перспективу, ориентация на внешнюю среду, а с другой стороны, воспроизводит его триединую сущность - деятельность (активное многоаспектное целевое взаимодействие уполномоченных органов с окружающей средой направляющего и регулирующего характера), процесс (непрерывный характер последовательной смены стадий подготовки, разработки и реализации стратегии) и методология (применение системы специальных принципов, методов и методик).
1. Авдеева Е.С. Стратегические приоритеты развития макроуровня Российской Федерации // Вестник СГСЭУ. 2012. № 3 (42).
2. Винокуров В.А. Организация стратегического управления на предприятии. М.: Центр экономики и маркетинга, 2006.
3. Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Экономисту 2006.
4. Катькало В.С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: ИД СПб. гос. ун-та, 200б.
5. Туленков Н. Ключевая позиция стратегического менеджмента в организации // Проблемы теории и практики управления. 2007. № 4.
6. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: учеб. пособие. М.: Дело, 2008.
7. Экономическая стратегия организации / под ред. А.П. Градова. М.: РГБ, 2007.
удк 330.24 Юрий Викторович Луканин,
__ аспирант кафедры
1икопц@таП. ги институциональной экономики,
СГСЭУ
ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Институциональная конкурентоспособность является сложным и многогранным понятием. В самом общем виде ее можно представить в виде совокупности институционально-экономических отношений между основными субъ-
♦
♦
ектами и институтами национальной экономики, а также инструментов и факторов воздействия на формирование и повышение конкурентных преимуществ экономической системы страны в рамках институциональной среды функционирования. В статье раскрывается классификация факторов, способствующих повышению институциональной конкурентоспособности национальной экономики. Наиболее адекватными и эффективными современному состоянию развития являются своеобразные «точки роста», или кластеры, и сетевое сотрудничество субъектов и институтов хозяйственного комплекса страны, приводящее к самоорганизации и саморазвитию экономической системы.
Ключевые слова: институты, самоорганизация экономической системы, институциональная конкурентоспособность национальной экономики, факторы повышения конкурентоспособности, институциональная среда.
Yu.V. Lukanin
FACTORS OF ENHANCING INSTITUTIONAL COMPETITIVENESS OF NATIONAL ECONOMY
Institutional competitiveness is a complex and many-sided concept. It can be generally represented as a set of institutional and economic relations between the key actors and institutions of the national economy, as well as tools and factors affecting the formation and improvement of competitive advantage of the economic system of the country in the framework of the institutional environment of operation. The paper presents the classification of the factors that increase the institutional competitiveness of the national economy. The most appropriate and effective measures in the current state of development are "growth points", or clusters, and networking of actors and institutions of the economy of the country leading to self-organization and self-development of the economic system.
Keywords: institutions, self-organization of the economic system, institutional competitiveness of the national economy, factors of competitiveness, institutional environment.
В современных условиях развития экономики определяющая роль в процессе обеспечения и повышения конкурентоспособности национальной экономики в целом и ее институционального аспекта в частности принадлежит государственному регулированию. Учитывая особенности национальной экономики на данном этапе развития, государство создает нормативно-правовую базу, единую для всех участников рыночных отношений, определяет стратегию их поведения, состав и структуру конкурентных преимуществ, а также в той или иной степени задает сами условия конкурентной борьбы.
Институциональную конкурентоспособность национальной экономики в широком смысле слова можно представить как совокупность двух разнополюсных составляющих:
- во-первых, конкурентоспособность хозяйствующих субъектов национальной экономики, формирующуюся и развивающуюся под влиянием инструментов ограничения и стимулирования действующих институтов;
- во-вторых, конкурентоспособность самих институтов национальной экономики, складывающуюся под воздействием как институциональных, так и социальноэкономических факторов (рисунок).
При этом нужно отметить, что зарождение, формирование, развитие или затухание конкурентных отношений происходит под воздействием и в рамках институционально-экономической среды.
Если рассматривать общепризнанные в экономической литературе классификации, то всю совокупность факторов, влияющих на формирование, развитие и повышение конкурентоспособности национальной экономики в самом общем виде можно подразделить на две большие группы.
В зависимости от целеполагания субъекта и объекта воздействия:
1) к внешним факторам относятся:
- государственная политика и государственное регулирование;
- частно-государственное партнерство;
- социально-экономические отношения;
- внешнеэкономические отношения;
- институциональные стимулы и ограничения;
- инвестиционные ресурсы;
- информационные ресурсы;
- инновационные ресурсы и т.д.;
2) к внутренним факторам относятся:
- экономические;
- институциональные;
- организационно-управленческие;
- научно-технические;
- инновационные;
- бюджетно-финансовые;
- социально-психологические и т.д.
В рамках второй классификации можно выделить:
- факторы, способствующие формированию институциональной конкурентоспособности;
- факторы, приводящие к развитию, или факторы повышения институциональной конкурентоспособности;
- факторы, заглушающие развитие институциональной конкурентоспособности или приводящие к затуханию конкурентных отношений в экономической системе.
Однако нужно отметить, что наиболее эффективными факторами, обеспечивающими повышение конкурентоспособности национальной экономики, являются институционально-экономические, приводящие к наибольшему синергетическому эффекту. С позиции институциональной экономики данные факторы способствуют обеспечению устойчивого функционирования и росту конкурентоспособности хозяйственного комплекса страны на основе самоорганизации и саморазвития национальной экономической системы в условиях асимметрии и нестабильного развития.
Институциональная самоорганизация национальной экономики - это механизм, который обеспечивает гармоничное выстраивание внутренней иерархии целей, задач, принципов, интересов и результатов конкурентных
♦
♦
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СРЕДА
Внешние факторы
СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ
ЭФФЕКТ
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СРЕДА
Структурно-логическая схема институциональной конкурентоспособности национальной экономики
отношений, что, в свою очередь, обеспечивает выход самой экономической системы из настоящего состояния на качественно новый уровень, т.е. является необходимым и достаточным условием перехода из кризисного состояния или состояния стагнации в состояние экономического роста. Этот механизм реализует некую институциональную перестройку всей экономической системы страны и самого национального хозяйственного комплекса [2].
Саморазвитие в экономике - это процесс формирования новых эффективных форм самовыражения. Поэтому преобразование национальной экономики происходит путем создания новых, более эффективных форм использования ограниченных ресурсов хозяйственного комплекса на макро-, мезо- и микроуровне с целью поддержания социально-экономической устойчивости социума, протекающего нарастающим трендом через экономическое взаимодействие институтов и институциональное взаимодействие субъектов в условиях неравновесия экономики. В состоянии трансформации или кризиса институциональная система будет стремиться формировать новую экономическую структуру на основании принципа минимума диссипации ресурсов системы. Такой новой структурой в рамках институциональной конкурентоспособности национальной экономики может стать кластерная концепция экономического развития и повышения конкурентоспособности, которая получает
все большее развитие в зарубежных странах и зарождается в российской экономике.
В основе данной концепции находится кластер, по форме представляющий собой сетевую организацию географически соседствующих взаимосвязанных компаний (поставщики, производители и покупатели) и связанных с ними организаций (образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании), действующих в определенной институциональной среде и дополняющих друг друга. Кластеры выполняют роль своеобразных «точек роста» национальной экономики и обеспечивают повышение ее конкурентоспособности.
В связи с этим важно отметить, что государство при этом выступает в качестве:
1) института-нормы, т.е. в виде системоформирующего фактора, нормативно-правовых, законодательных основ, задающих условия институциональной среды, в которой зарождается, формируется, развивается и гаснет конкурентная борьба. В любой относительно устойчивой экономической системе существуют определенные рамки, регламентирующие взаимодействие хозяйствующих субъектов и позволяющие в той или иной степени с достаточной долей вероятности предсказать результат подобного взаимодействия. Любые конкурентные отношения базируются на признании определенных «правил игры», основная часть которых устанавливает-
♦----------------------------------------------------
ся государством в виде законов и других нормативноправовых документов. Однако в современных условиях развития рыночных отношений вызывает существенные затруднения определение не только самих институтов данной «игры», но и границ институциональных рамок и стимулов, влияющих на активизацию интересов хозяйствующих субъектов для участия в конкурентной борьбе, а также способствующих повышению эффективности и результативности подобной борьбы;
2) института-организации, т.е. в качестве самого института-субъекта конкурентоспособности, обладающего специфическими конкурентными преимуществами и способного заявлять о себе как об участнике конкурентной борьбы, объектом при этом выступает национальная экономическая система в целом.
Еще одной группой факторов, способствующих повышению конкурентоспособности национальной экономики, являются сетевые коммуникации или сетевое сотрудничество. В соответствии с теорией развития синергизма с точки зрения самоорганизации экономической системы источниками роста могут быть формальные и неформальные институты. Подобные институты реализуются в форме сотрудничества: во-первых, внутри национальной экономической системы между ее субъектами (сетевое сотрудничество); во-вторых, между субъектом и институтами в лице государственных органов власти (государственно-частное партнерство) [1].
Под сетевым сотрудничеством понимается процесс установления длительных формальных и неформальных
-------------------------------------------------♦
отношений между субъектами экономической системы, объединенными в технологической цепи вертикальными (производственная кооперация) и горизонтальными (сотрудничество с конкурентами в сфере общих интересов и сотрудничество с учреждениями бизнес-услуг) связями, основанных на общих для делового сообщества институтах (целях, нормах, традициях, правилах, обычаях).
Таким образом, кластерная концепция экономического развития, а также сетевое сотрудничество субъектов и институтов хозяйственного комплекса являются формой проявления экономико-институциональных факторов повышения институциональной конкурентоспособности национальной экономики, которые усиливаются благодаря синергетическому эффекту. Под воздействием институционально-экономических факторов повышения конкурентоспособности национальная экономика выходит на другой, более развитый, качественно новый уровень функционирования. В соответствии с теорией институционализма данные факторы являются «созданными» источниками конкурентных преимуществ хозяйственного комплекса страны, так как они могут быть реализованы только при условии осуществления соответствующей государственной политики.
1. Кирилюк А.С. Развитие форм государственно-частного партнерства // Вестник СГСЭУ. 2011. № 1 (35).
2. Кремнева Е.В. Институциональные ограничения - условие развития национальной экономики // Вестник СГСЭУ. 2010. № 4 (33).
Геннадий Георгиевич Решетов,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности,
СГСЭУ
Татьяна Александровна Тугаева,
аспирантка кафедры экологии и безопасности жизнедеятельности,
СГСЭУ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДА МИКРОБНОЙ ДЕСТРУКЦИИ ПЕСТИЦИДА ТЕТРАМЕТИЛТИУРАМДИСУЛЬФИДА
В статье рассмотрены вопросы экономической и экологической эффективности применения метода санации почв, загрязненных пестицидами, с использованием микроорганизмов-биодеструкторов. Проблема разложения остаточных количеств пестицидов в почве является важным вопросом охраны окружающей среды. Микроорганизмы способны наиболее эффективно разлагать чужеродные для биосферы ксенобиотические вещества. Способность микроорганизмов разлагать пестициды связана с множественностью проводимых ими биохимических реакций и высоким уровнем их адаптации. Способов альтернативных микробной очистке биосферы от загрязнения пестицидами в настоящее время не существует. Метод очистки почв, загрязненных пестицидами, с применением микроорганизмов-биодеструкторов отличается несомненной эффективностью и экономичностью. На сегодняшний день известно, что практически все синтезированные препараты подвергаются микробной деструкции. Мировой ассортимент пестицидов объясняет актуальность данного исследования, в результате которого были получены микроорганизмы - деструкторы пестицида ТМТД из группы гетеротрофных бактерий. Проведена идентификация штамма, рекомендованного как деструктор указанного пестицида.
Ключевые слова: эффективность биоремедиации почв, биотехнологические методы в экологии, загрязнение почв, микроорганизмы-деструкторы, пестицидное загрязнение, пестицид ТМТД, почвенные микроорганизмы.
УДК 631.8 1&1В ggreshetov flmail.ru