Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ СОВМЕСТНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ'

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ СОВМЕСТНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / СОВМЕСТНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Анастасов М.С.

В статье рассмотрены принципы управления инновационными проектами и факторы привлечения иностранных инвестиций. Основное внимание уделено анализу факторов, влияющих на повышение эффективности управления инвестированием совместных инновационных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCIES IN INVESTMENT MANAGEMENT JOINT INNOVATION PROJECTS

The article describes the principles of innovative projects and to attracting foreign investment. Focuses on the analysis of the factors affecting the efficient management investment joint innovation projects.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ СОВМЕСТНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ»

юе чис-

гзависи-альным

¡стаю-мацион-

• услуга сервис-к-ствен-графнк |ые воз-инфор-ств обу-

1111 выз-з сторо-образо-ЖДСНИЯ. ЭНШЮН-

гтет им. ШНК», образо-?ватсль-новных .1 развитие об-

ÎMCHTOM

л их по-

оантеля юр кон-? подоб-юступ к ям кли-

ния лля ■Я повы-но будет образо-;наибо-ICCTBCH-щческо-ie соци-

услуги, ынке. С крспек-эватель-енциала гние его квидно, жвэться

Зразова-tipe раз-авление гельных июнат-I HHTCJI-ения че-олагаю-

реализа-

иональ-артовек,

<|)ессио-1Я.СП6.,

облемы.

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИРОВАНИЕМ СОВМЕСТНЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ

Анастасов М.С.. к.э.н.. доцент Института мировой экономики и информатизации

В статье рассмотрены принципы управления инновационными проектами и факторы привлечения иностранных инвестиций. Основное внимание уделено анализу факторов, влияющих на повышение эффективности управления инвестированием совместных инновационных проектов.

Ключевые слова: иностранные инвестиции, совместные инновационные проекты, факторы, эффективность.

EFFICIENCIES IN INVESTMENT MANAGEMENT JOINT INNOVATION PROJECTS

Anastasov M„ Ph.D., Associate of the Institute of World Economy and Informatization

The article describes the principles of innovative projects and to attracting foreign investment. Focuses on the analysis of the factors affecting the efficient management investment joint innovation projects.

Keywords: foreign investment, joint innovative projects, the factors efficiency.

В течение последних десятилетий сформировалось новое научное направление - управление инвестированием инновационных проектов, изучающее методы, формы, средства наиболее эффективного и рационального управления вложением средств в нововведения [4]. Возрастающая сложность проектов, с одной стороны, и накопленный опыт управления, с другой, сделали необходимым и возможным создание идеологии и методологии управления проектами. Можно выделить несколько основных направлений изучения данного научного направления.

Во-первых, что модели >1 методы планирования, позволяющие определить рациональную или оптимальную последовательность выполнения работ при заданных технологических, бюджетных и других ограничениях.

Во-вторых, это теория и практика менеджмента систематизированный набор положений о наиболее эффективном управлении организацией, носящих обобщающий, эмпирический и интуитивный характер.

Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости (табл. I).

Уровень значимости совместного проекта определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на со-юржание проектного управления.

С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются на монопроекты, мульгипроекты и мегап-роекты.

Монопроекты проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта.

Мультипроекты представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на

Таблица I. Типы инновационных проектов

достижение сложной инновационной цели, такой, как создание на-учно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения.

Мегапроскты многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

Группы факторов, влияющие на повышение эффективности управления инвестированием совместных инновационных проектов, вне зависимости от их масштабов и направленности представлены в табл.2.

В результате формируется система критериев, которая дает возможность оценить вклад инновационного проекта любого уровня в достижении конечных целей участников совместных проектов и использовать эту информацию для соответствующего распределения ресурсов на реализацию таких проектов. Для получения полной оценки инновационного проекта экспертам необходимо оценить каждую позицию, а затем на основе обобщенной оценки принимать решение об )ффективиых мерах по управлению инвестициями анализируемого проекта.

Эффективность проекта оценивают с помощью анализа коммерческой эффективности вариантов проекта, а также бюджетной и народнохозяйственной социально-экономической эффективности вариантов.

Коммерческая эффективность учитывает финансовые последствия реализации проекта для его непосредственных участников.

Бюджетная эффективность, отражающая финансовые последствия осуществления проекта для федерального, регионального, местного бюджетов.

№ Тип инновационного ri роек га Характеристика

1 Модернизационный Конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются (расширение размерных рядов и гаммы изделий)

2 Новаторский Конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего (добавление новых качеств, например, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий)

3 Опережающий Конструкция основана на опережающих технических решениях (введение технических решений ранее нигде не применявшихся)

4 Пионерский В продукции появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции

Таблица 2. Группы факторов, влияющих на повышение эффективности управления инвестированием совместных инновационных проектов ___

№ Группа Состав факторов

Л Цели организации, стратегия, политика, ценности 1) Совместимость проекта с долгосрочными планами и текущей стратегией организацией: 2) Оправданность изменения в стратегии организации, если этого требует принятие этого проекта: 3) Соответствие проекта отношению организации к риску; 4) Соответствие проекта отношению организации к нововведениям; 5) Соответствие проекта требованиям организации с учетом временною аспекта; 6) Соответствие проекта потенциалу роста организации; 7) Устойчивость положения организации; 8) Степень диверсификации организации, влияющая на устойчивость ее положения: 9) Влияние больших финансовых затрат и отсрочки получения прибыли на современное состояние дел в организации: 10) Влияние возможного отклонения времени затрат и результатов от запланированных, а гак же влияние неудачи проекта на состояние дел в организации

В Финансовые критерии 1) Размер инвестиций в производство, маркетинг, ПИОКР: 2) Потенциальный годовой размер прибыли; 3) Ожидаемая норма прибыли; 4) Соответствие проекта критериям эффективности капиталовложений, принятым в организации: 5) Стартовые затраты на осуществление проекта: 6) Предполагаемый срок окупаемости проекта; 7) Наличие финансов в нужные моменты времени; 8) Влияние принятия данного проекта на другие проекты, требующие финансовых средств; 9) Необходимость привлечения кредитов и их доля в общем объеме инвестиций; 10) Финансовый риск, связанный е осуществлением проекта; 11) Стабильность поступления доходов от проекта; 12) Период времени, через который начнется выпуск продукции или оказание услуг, следовательно, возмещение затрат; 13) Возможности использования налоговых льгот; 14) Фондоотдача: 15) Оптимальные структуры затрат

С. Научно- технические критерии 1) Вероятность технического успеха: 2) Патентная чистота, не нарушаются ли патентные права патентовладельцев; 3) Уникальность продукции, отсутствие аналогов; 4) Наличие научно-технических ресурсов, необходимых для осуществления проекта: 5) Соответствие проекта стратегии НИОКР в организации: 6) Стоимость и время разработки; 7) Воздействие на другие инновационные проекты: 8) Патентоспособность; 9) Потребности в услугах сторонних фирм в консультационных услугах, во внешних заказах на ПИОКР

D Производственные критерии 1) Необходимость технологических нововведений для осуществления проекта: 2) Соответствие проекта имеющимся производственным мощностям: 3) Наличие производственного персонала и соответствие его квалификации требованиям проекта: 4) Величина издержек производства, сравнение этих издержек с издержками у конкурентов: 5) Потребность в дополнительном оборудовании и производственных мощностях

Е Внешние и экологические критерии 1) Возможный экологический ущерб; 2) Правовое обеспечение проекта; 3) Возможная реакция общественного мнения на осуществление проекта; 4) Возможное влияние принятия новых законов на проект

1{ароднохозяйственная экономическая эффективность, учитывающая затраты и результаты, связанные с реализацией проекта, выходящие за пределы прямых финансовых шгтересов участников инвестиционного проекта и допускающие стоимостное измерение.

Для облегчения управления инновационными проектами руководителям следует придерживаться следующих принципов управления инновационными проектами:

1) Принцип селективного (выборочного) управления. Суть в выборе приоритетных направлений. Адресная поддержка инновационных фирм и новаторов.

2) Принцип целевой ориентации проектов на обеспечение конечных целей. Предполагает установление взаимосвязей между потребностями в создании инновации и возможностями их реализации. При этом конечные цели конкретных проектов ориентируются на потребности, а промежуточные цели на конечные цели этих проектов.

3) Принцип полноты цикла управления проекта.

4) Принцип этапности инновационных процессов и процессов управления проектами.

5) Принцип иерархичности организации инновационны* пессов. Все уровни деятельности согласуются друге друг. V

6) Принцип многовариантности при выборе управлс решений.

7) Принцип системности. Разрабатывается совокупное-» необходимых для организации проекта (организационных, нистративных и др.).

8) Принцип обеспеченности или сбалансированности Ь-.: роприятня должны быть обеспечены необходимыми ресу—

Говоря о совместных инновационных проектах, необх рассматривать как активный элемент национальной ннн ной системы, которая учитывает:

I) приоритеты и стратегию инновационной политики:

2) нормативно-правовую базу в области развития и ста ванпя инновационной деятельности:

3) инновационную инфраструктуру;

4) систему генерации и распространения знаний:

5) инновационные предприятия, включая крупные научг ленные корпорации, высокотехнологичное промышленное про!

6) учреждения в сфере образования и профессионального обучения: подготовка кадров по организации и управлению в инновационной сфере;

7) рыночные условия, способствующие внедрению инноваций;

8) маркетинговую и финансовую составляющие создания и продвижения инноваций, системы продвижения и финансирования инновации;

9) взаимодействие с международной средой;

10) механизм инновационного развития, отражающий систему взаимоотношений между выше перечисленными элементами (1-9).

11а деятельность национальной инновационной системы (рис. I) оказывает влияние совокупность социальных, политических, культурных и международных факторов, которые г непосредственно влияют на динамику и характер развития инновационной системы в пределах национальных границ.

Учитывая, что все элементы инновационной срсды существуют не отдельно друг от друга, а находятся в тесной функциональной взаимозависимости, стратегическое управление совместными инновационными проектами осуществляется путем изменения внешних параметров, значения которых определяются в рамках макроэкономической политики, а механизмы их достижения устанавливаются законодательно.

Очевидно, что развитие совместных инновационных проектов определяется сложившимися социально-экономическими отношениями и достигнутым уровнем инновационного развития государства. При этом в интересах развития институционального подхода к управлению инвестированием совместных инновационных проектов могут быть использованы отдельные подходы и инструменты из международной практики, доказавшие свою состоятельность и эффективность.

Если брать мировой опыт, то везде своя специфика. Например, в США инвестициями в высокотехнологичное производство занимаются не правительство и государство, а частный сектор. Без частных инвестиций и рыночных механизмов такую масштабную задачу, как перевод жономикн на инновационные рельсы, не решить. Л для этого государство должно создать соответствующие условия чтобы инвесторам было выгодно вкладываться не только в сырьевой, но и в высокотехнологический сектор экономики. Те меры, которые нужно конкретно предпринять для этого, давно и хорошо известны. Это налоговые послабления и прозрачность правил. Кроме того, нужно законодательно оформить и заставить работать систему патентования новых технологических разработок, чтобы люди, ¡аннмающиеся НИОКР. могли рассчитывать на дивиденды от своих открытий. В мире такое законодательство достаточно развито, а > нас оно еще находится в зачаточном состоянии.

Факторы, притягивающие и сдерживающие иностранные инвестиции в национальную экономику приведены на рис. I.

Анализ опыта управления инновационными процессами как в

развитых, так и в развивающихся странах, позволяет выявить следующие ключевые закономерности, связанные с развитием институционального подхода к управлению инвестированием совместных инновационных проектов:

конечной целью реализации институционального подхода является обеспечение динамичного развития страны за счет повышения инновационной активности всех хозяйствующих субъектов страны:

- своей высокой эффективностью системы управления инвестированием совместных инновационных проектов ряда стран обязаны различным факторам, среди которых наиболее значимые: сформировавшаяся функциональная структура национальной инновационной системы, обуславливающая платежеспособный спрос на наукоемкую продукцию; наличие институтов посредничества между производителями и потребителями НИОКР; последовательная инновационная политика государства;

- один из ключевых факторов повышения конкурентоспособности страны, развития в ее пределах эффективной национальной инновационной системы - государственное вмешательство. Государственная инновационная политика направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов (в том числе и на уровне регионов) и является связующим звеном между академической наукой и производством:

- инновационное развитие страны не обязательно основано на собственной научно-технической и инновационной базе, на первоначальных этапах становления национальной инновационной системы возможно приобретение, копирование и «ассимиляция» зарубежных разработок (пример Китая и Японии):

институциональные структуры, заложенные в основу национальных инновационных систем развитых стран, объединяет, прежде всего, наличие нескольких уровней организации и управления. Так. национальные инновационные системы Норвегии и Австралии состоит из шести уровней, Германии и Великобритании из четырех, Бельгии. Швейцарии, Австрии из трех. Национальные инновационные системы развитых стран отличаются по своей направленности и роли государства, прежде всего, за счет ориентации на удовлетворение особых национальных приоритетов: Финляндия - диверсификация экономики. Франция создание сети мелких технологических фирм. США поддержка реструктуризации экономики.

Анализ факторов, влияющих на повышение эффективности процессов управления инвестированием совместных инновационных проектов, показал следующее. В современных условиях глобализации мировой экономики для иностранного инвестора решающим оказывается не столько предоставление справедливых и равноправных условий по сравнению с местными предпринимателями, гарантируемое, в частности двусторонними межправительственными соглашениями о поощрении и взаимной защите инвестиций.

И H

0 С

1 D 3 H H ы й

п и

I

а л

стабильность законодательства, гаран ши и страхование инвестиций

льготы (финансовые, фискальные, админ и стр ативны е)_

транспар ентностъ в отн ошеник ЭШфЬПЪЫ сфер для IUI О С тр.311IIL ЕС

инвесторов

нечеткость и запутанность законодательства и регулирующих

мер

высокие транзакционные издержки вступления на российский рьиок

низкая ликвидность финансовых средств. овдстрАбММ кризисом-

Рис. 1. Факторы, притягивающие и сдерживающие иностранные инвестиции в национальную экономику.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решающее значение наряду с гарантией надежности вложении, определяемых страновыми рисками, приобретает международной конкурентоспособности предлагаемых условий осуществления инвестиционной деятельности в рамках совместных инновационных проектов.

К основным факторам, влияющим на повышение эффективности осуществления совместных инновационных проектов, е позиции иностранного инвестора относятся:

- относительная простота получения разрешений на инвестирование:

- уровень ограничений на владение собственностью:

- уровень совокупной налоговой нагрузки, обеспечиваемой действием «налоговых каникул», вычетом из налогооблагаемой базы суммы затрат на проведение исследовательских работ, подготовку местного персонала и т.д.:

- возможности ускоренной амортизации:

- уровень ограничений на репатриацию капитала:

- уровень ограничений на использование местного сырья;

- допустимая продолжительность использования иностранного персонала;

- относительный уровень ограничений на использование иностранного капитала в отдельных секторах экономики:

- относительный уровень ограничений на осуществление управления инновационной деятельностью в рамках проекта;

- относительный уровень ограничении прав собствен ноет т результаты инновационной деятельности после окончания соам^В тного проекта.

Поскольку большинство факторов, влияющих на новы:...-* эффективности развития инновационной деятельности с пг.'мЛ чением иностранного капитала в осуществление совместных ш новационных проектов, отражает определенное противоречие рои происхождения и приложения капитала, возникает п ' im мость в решении оптимизационной задачи.

Литература:

1. Аньшин В.М. Инвестиционный анализ. Библиотека с -ячменного менеджера. М: Изд-во «ДЕЛО», 2002 г.

2. Егоров А.Ю. Инновационное направление развит. ! основа социально-экономического прогресса. - В кн. «Эконам ческая история мира», т. 6. ч. 2. 2012 г.

3. Новицкий H.A. Инновационная экономика России: У г пм тико-методологические основы и стратегические приоритета • Изд-во «Лнброком», 2009 г.

4. Сельсков A.B.. Егорова Е.А.. Сафронова A.A. Упрааю^В инновационными проектами промышленной корпорации: инаелД цнонный аспект. - М.: Издательство «Палеотип». 2007 г.

5. Тебскнн A.B. Формирование модели инновационно вития экономики. М.: Изд-во «Рналтекс», 2008 г.

МОТИВАЦИОННЫЙ ФУНДАМЕНТ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА В СТРАТЕГИИ «ИННОВАЦИОННАЯ РОССИЯ-2020»

Суаарев О.И.. д.э.н.

Семисмнов А.С.. аспирант Института мировой экономики

Статья содержит в себе критический оо юр стратегии Правительства 1'Ф «Инновационная Россия-2020» Автор рассматриваем тему мотиваций в стратегии. Мотивационным вопросам, на его взгляд, в стратегии развития инновационных сегментов экономики маю места, и они недостаточно проработаны. Автор считает данную стратегию труОно реализуемой по той причине, что в ней . . расплывчато сформулированы цели, а также имеет место недооценка существующего ныне кадрового потенциала высшей школы

Ключевые слова: теория инновационной экономики, экономическое развитие, управление инновациями, экономика обра управление в образовании.

MOTIVATIONAL FOUNDATION OF INNOVATION PROCESS IN THE STRATEGY

«INNOVATIVE RUSSIA-2020»

Sudarev O., doctor of economics Semisyunov A., the post-graduate student. Institute of the work! economy and information

The article contains a critical review of the strategy of Government of Russian Federation «Innovative Russia-2020». The author considadt problem of motivation in the strategy. Motivational issues, in his opinion, the strategy■ of development of innovation segment of the economy и p to the little place, and they are not sufficiently developed. The author considers this strategy is difficult implemented for the reason that it is /< ■ objectives, and also has underestimated existing personnel potential of the higher school.

Keywords: theory of" innov ation economy, economic development, innovation management, economy of education, management in ее _ ш

В документе «Инновационная Россия — 2020» в 2010 году Правительством РФ были поставлены следующие базовые задачи: «...к 2020 году занятие существенной доли (в 5-10 процентов) на рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5-7 позициям, повышение в два раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 10.9 до 17-20%), увеличение в пять-шееть раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в четыре-пять раз доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40-50 процентов) [1:5].

Планы у российского Правительства, надо сказать, наполеоновские. если, учесть, что в середине нулевых инновационно активными в США были только 30% фирм (http://www.government.ru/ content). Но проблема не только в проценте, в США фирм в целом в несколько раз больше, чем в России. Кроме того, инновационная активность измеряется в финансовых показателях в первую очередь. что вытекает из элементарной экономической логики, десять фирм могут приобрести патенты на 100 долларов в год. но в то же время одна фирма в состоянии заплатить за те же патенты порядка миллиарда долларов. Тем не менее, в базовых задачах, поставленных Правительством РФ. ни слова не говорится о повышении объе-

ма финансирования частным сектором инновационной до?-.-« сти.

11е совсем, с точки зрения экономиста, понятен терме ■ ■ котсхнологичный сектор». Если речь идет о группе отраслей* дотраслей, относящихся к пятому укладу, то в США эти прока ства (именно производства наукоемкой продукции) заничлл мстно менее 10% ВВП, но при этом 60% производительны! | американской экономики работает на оборудовании и техн лап пятого уклада [3]. Тем не менее, из формулировки высших инков РФ «высокотехнологичный сектор» всего этого яск' а дует, формулировка, в принципе, имеет «затуманенный» хар^Ы

Далее, нам не совсем понятна задача: «увеличение в раз доли инновационной продукции». При этом дается до, --я широкая трактовка понятия инновации: «Инновации в;,-. . рынок нового товара или услуги, внедрение нового процесса т нзводства, освоение новой бизнес модели, создание новых рьаа Уровень новизны товара, технологии, бизнес модели и рына э жен быть не ниже национального российского рынка [ 1: 99: Оз тим внимание на последнее предложение в приведенной вьш; а мулнровке инновации. Грубо говоря, это означает, что д.ы; -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.