Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ'

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
295
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / БЕЗРАБОТИЦА / РЫНОК ТРУДА / ПОСОБИЕ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ / АКТИВНЫЕ МЕРЫ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Манцурова Н. В.

В статье обоснованы необходимость совершенствования системы учета безработных, организации социальной защиты работников на уровне предприятия, усиление их индивидуальной ответственности в части непрерывного образования. В числе приоритетных направлений совершенствования системы социальной защиты от безработицы обозначены введение социального страхования от безработицы и дальнейшее развитие активных мер на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF SOCIAL PROTECTION AGAINST UNEMPLOYMENT

He need for improved unemployment register, organization of social protection of employees at the enterprise level and strengthening of their individual responsibility with regard to continuing education are reasoned. The introduction of unemployment insurance and further development of active labour market measures are identified among the priority areas for improving the system of social protection against unemployment.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ»

УДК 364.3:331.57(476)

Н. В. МАНЦУРОВА,

кандидат экономических наук, доцент, Белорусский государственный университет, г. Минск, e-mail: mantsur@bsu.by

ФАКТОРЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ БЕЗРАБОТИЦЫ

В статье обоснованы необходимость совершенствования системы учета безработных, организации социальной защиты работников на уровне предприятия, усиление их индивидуальной ответственности в части непрерывного образования. В числе приоритетных направлений совершенствования системы социальной защиты от безработицы обозначены введение социального страхования от безработицы и дальнейшее развитие активных мер на рынке труда.

Ключевые слова: социальная защита, безработица, рынок труда, пособие по безработице, активные меры, социальное страхование.

N. V. MANTSUROVA,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Belarusian State University, Minsk, e-mail: mantsur@bsu.by

FACTORS OF INCREASING THE EFFICIENCY OF SOCIAL PROTECTION AGAINST UNEMPLOYMENT

The need for improved unemployment register, organization of social protection of employees at the enterprise level and strengthening of their individual responsibility with regard to continuing education are reasoned. The introduction of unemployment insurance and further development of active labour market measures are identified among the priority areas for improving the system of social protection against unemployment.

Keywords: social protection, unemployment, labour market, unemployment benefit, active measures, social insurance.

Проблема социальной защиты от безработицы остается актуальной длительное время, однако ей уделяется недостаточно внимания. Это объясняется, прежде всего, низким уровнем зарегистрированной безработицы, что связано с особенностями методологии учета безработных в Республике Беларусь и низким размером пособия по безработице, из-за чего люди не стремятся обращаться в службу занятости.

Появляются и другие факторы, усиливающие значимость исследуемой темы. Ситуация на рынке труда ухудшилась в связи с последствиями пандемии COVID-19, проявившимися в снижении занятости населения, переходом к дистанционной работе, падением уровня доходов. Кроме того, процесс развития высокотехнологичных секторов экономики сопровождается появлением новых профессий и, соответственно, новых требований к знаниям и навыкам

работников. В перспективе это приведет к высвобождению рабочей силы, не обладающей необходимыми профессиональными качествами. Очевидно, что роль социальной защиты от безработицы в складывающихся условиях усиливается как под действием уже давно влияющих факторов, так и в результате структурной трансформации экономики.

Под социальной защитой от безработицы автором понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав в отношении экономически активного населения, направленных на предупреждение и (или) снижение негативных экономических и социальных последствий в связи с потерей работы по независящим от работника причинам, реализуемых посредством определенных организационно-экономических инструментов [1, с. 4].

К экономическим инструментам относятся социальное страхование, государственная адресная социальная помощь (далее - ГАСП) и иные виды выплат, связанные с участием в мероприятиях по содействию занятости. По сути, это прямая материальная поддержка безработных из различных источников.

Организационные инструменты способствуют трудоустройству безработных и могут распространяться также на работающих граждан, желающих сменить работу, и работников, находящихся под угрозой увольнения.

Рассмотрим основные факторы, влияющие на систему социальной защиты от безработицы, более детально.

Методология учета безработных. Согласно законодательству Республики Беларусь, при анализе безработицы учитываются только зарегистрированные в установленном порядке в органах по труду, занятости и социальной защите граждане. Безработными не будут признаны граждане, занятые трудовой деятельностью (желающие поменять работу или работать в свободное от основной работы время); студенты и учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время; пенсионеры и инвалиды, прочие категории, в том числе не достигшие 16-летнего возраста.

Официальный уровень безработицы рассчитывается как отношение численности безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, к численности экономически активного населения.

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, уровень зарегистрированной безработицы снизился с 0,5 % численности экономически активного населения (или 22,9 тыс. человек) в 2017 г. до 0,2 % (или 7,2 тыс. человек) в 2020 г. (по данным на конец года) [2]. В течение 2021 г. данный показатель не превышал 0,2 %.

Уровень регистрируемой безработицы оказывается заниженным не только из-за применяемой методологии его расчета, но и из-за специфики подсчета численности безработных, зарегистрированных в течение года. Следует учитывать, что их количество в течение года и на конец отчетного периода может существенно отличаться, поскольку большая часть безработных трудоустраивается за этот период. Также в число официально безработных не включаются граждане, работающие в режиме вынужденной неполной занятости.

Несмотря на значительное сокращение, вынужденная неполная занятость сохраняется. В 2019 г. в режиме неполного рабочего времени и в отпуске по инициативе нанимателя вынуждены были находиться 71,2 тыс. человек (2,4 % от общей численности работников), что в 3,5 раза меньше уровня 2016 г. Численность работников, находящихся в целодневном (целосменном) простое, уменьшилась за это время до 87,7 тыс. человек, или в 1,7 раза [3].

Учитывая демографические тенденции, а именно снижение рождаемости и сокращение населения в трудоспособном возрасте в связи с процессом старения населения и трудовой миграцией, в ближайшие годы будет происходить сокращение численности трудовых ресурсов. Их резервом на сегодня является та часть населения в трудоспособном возрасте, которая по ряду причин не обращается в органы по труду, занятости и социальной защите и не регистрируется в качестве безработных. Показатель регистрируемой безработицы не учитывает граждан, которые осуществляют поиск работы самостоятельно или обращаются в частные кадровые агентства. Такое решение безработных обусловлено преимущественно непривлекательностью предлагаемых вакансий и низким размером пособия по безработице.

Таким образом, уровень фактической безработицы превышает официально регистрируемый, о чем также свидетельствуют показатели, рассчитанные по методологии Международной организации труда (далее - МОТ). К безработным, согласно стандартам МОТ, относят лиц, которые на момент проведения опроса не имеют работы (доходного занятия); занимаются ее поиском и готовы приступить к ней. То есть безработными могут быть признаны лица младше 16 лет; пенсионеры по возрасту; обучающиеся в учреждениях образования на дневном отделении, если они соответствуют вышеперечисленным условиям. Расчет уровня безработицы по методологии МОТ в большей степени отражает ее масштабы, что позволяет сформировать реальную картину происходящих на рынке труда процессов.

Основное преимущество изучаемого подхода состоит в возможности выявления реального уровня безработицы с учетом незарегистрированных безработных (лиц, фактически относящихся к данной категории граждан, но не состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите). Результаты выборочных обследований домохозяйств могут быть использованы для совершенствования мер социальной защиты от безработицы.

Для сравнения: в Беларуси по итогам 2021 г. официальная безработица не превышала 0,2 %, а рассчитанная по методологии МОТ составила 3,7 %. Уровень безработицы по данным выборочного обследования с 2017 г. снизился с 5,6 % (или 293,4 тыс. человек) до 4,0 % (206,2 тыс. человек) в 2020 г. [4].

Сопоставление данных о численности безработных, полученных двумя способами, показывает превышение более чем в 25 раз. Таким образом, масштабы безработицы в Беларуси остаются недооцененными, а меры социальной защиты более востребованными.

Проблема безработицы усугубляется из-за воздействия последствий пандемии СОУГО-19, влияющих на занятость населения и сферу образования. Это касается всех стран мира. В 2022 г. по сравнению с 2019 г. прогнозируется рост числа безработных на 21 млн человек. Уровень мировой безработицы (по данным доклада МОТ «Мир, занятость и социальные перспективы: тенденции 2022») составит 5,9 % (207 млн человек). Для сравнения: данный показатель в 2019 г. составлял 5,4 % (186 млн человек), а в 2021 г. - 6,2 % (214 млн человек). По прогнозам МОТ, уровень безработицы в 2023 г. в мире снизится до 5,7 % (203 млн человек) [5, с. 23].

Трансформация сферы труда. Сегодня в условиях глобализации, цифро-визации всех сфер жизни, роботизации и автоматизации процессов производства появляются новые профессии и трансформируются уже существующие, и этот процесс будет интенсифицироваться в ближайшем будущем. Все это напрямую влияет на рынок труда, меняя требования к квалификации и личным качествам работников.

По прогнозам МОТ, значительная часть рабочих мест, которые будут созданы в ближайшие два десятилетия, будет обеспечена за счет появления новых профессий, что обусловливает необходимость опережающего переобучения и повышения квалификации работников с учетом новых направлений инновационного развития.

Сегодня человеческий капитал рассматривается как наиболее важный ресурс инновационного развития. Основой устойчивого и сбалансированного экономического роста становится человек, обладающий современными знаниями и высоким уровнем профессионализма. Это отражено в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2030 года.

Данные тенденции актуализируют интерес к политике занятости в части обеспечения сбалансированности спроса и предложения на рынке труда с учетом потребностей инновационного развития экономики, а также совершенствования системы социальной защиты экономически активного населения. При этом данная система должна работать на опережение. Поэтому в приоритете те инструменты, действие которых направлено на предупреждение безработицы. В первую очередь, это обучение и переобучение работников организаций и безработных.

Представим краткую характеристику сложившейся системы социальной защиты от безработицы.

Материальная поддержка безработных осуществляется в следующих формах: пособие по безработице, ГАСП, материальная помощь и другие виды выплат, связанные с реализацией активных мер на рынке труда. Основным ее недостатком является отсутствие дифференцированного подхода при назначении пособия по безработице: пособие выплачивается всем категориям безработных граждан независимо от причины увольнения, его размер фактически не зависит от страхового стажа работника и устанавливается в базовых величинах.

Потеря работы является страховым случаем, но величина страхового тарифа по данному виду страхования не определена, в связи с чем основным источником финансирования пособий по безработице являются средства ФСЗН, направляемые на финансирование программы содействия занятости населения. Вовлечение в трудовую деятельность безработных граждан и желающих сменить работу происходит посредством следующих инструментов: информационной поддержки и профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, организации оплачиваемых общественных работ. В течение последних 10 лет наблюдается довольно высокий уровень трудоустройства граждан при содействии органов по труду, занятости и социальной защите. В 2019 г. данный показатель составил 75,8 % от общей численности обратившихся [4].

Основная проблема в сфере содействия трудоустройству граждан службой занятости связана с качеством предлагаемых вакансий как для трудоустройства на постоянной основе, так и для участия в общественных работах. Такие рабочие места, как правило, не соответствуют уровню образования и квалификации безработных.

Профессиональное обучение безработных осуществляется в целях получения необходимых для возобновления или начала трудовой деятельности профессиональных знаний, умений и навыков с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися способностями, навыками и особенностями их психофизического развития [6]. Основные направления профессионального обучения включают: профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих (служащих, специалистов), а также обучающие курсы.

Органы по труду, занятости и социальной защите могут полностью или частично компенсировать нанимателям затраты на обучение работников, находящихся под угрозой увольнения; а также работников из числа граждан, уволенных с последнего места работы в связи с ликвидацией организации, прекращением деятельности индивидуального предпринимателя, сокращением численности или штата работников.

Эффективным инструментом социальной защиты от безработицы является содействие безработным в организации предпринимательской деятельности, самозанятости, включая финансовую поддержку в форме субсидии на открытие собственного дела, что отвечает приоритетам социально-экономической политики государства.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда: людям с инвалидностью; молодежи; лицам предпенсионного возраста; освобожденным из мест лишения свободы и другим. Для таких категорий создаются дополнительные рабочие места и специализированные организации; устанавливается бронь при приеме на работу; предоставляются услуги по профессиональной ориентации; организуется обучение по специальным программам.

Активным мерам на рынке труда отводится важная роль в предупреждении роста уровня безработицы.

Повышению эффективности системы социальной защиты от безработицы будет способствовать привлечение всех участников рынка труда: и нанимателей, и самих работников.

Предприятия формируют собственную систему социальной защиты работников в зависимости от масштабов деятельности и финансовых возможностей, формы собственности и иных условий. Она направлена на повышение эффективности использования персонала организаций за счет снижения уровня его текучести, привлечения и закрепления высококвалификационных кадров, что в целом влияет на конечные результаты деятельности.

В современных условиях социальная защита работников рассматривается не только как приоритетное направление стимулирования труда, но и как элемент развития человеческого потенциала организации. Конкретным инструментом социальной защиты работников на уровне предприятия является коллективный договор, который позволяет устанавливать дополнительные трудовые и социальные гарантии, предоставляемые нанимателем (так называемый социальный пакет). Кроме выплат стимулирующего и компенсирующего характера, социальных выплат и других гарантий, в социальный пакет могут включаться такие элементы, как добровольное страхование дополнительной пенсии и страхование медицинских расходов.

К элементам социального пакета, снижающим риски потери работы, относится обучение работников в учреждениях образования по целевым направлениям организаций; повышение квалификации и переподготовка кадров, в том числе стажировки специалистов в иных организациях Республики Беларусь и за рубежом. Система дополнительного образования взрослых способна оперативно реагировать на запросы рынка труда, она отличается гибкостью в формировании образовательного контента и способствует обеспечению отраслей экономики профессиональными кадрами и удовлетворению потребностей граждан в профессиональном совершенствовании.

Как показывает практика многих организаций, создание на их базе учебных центров для внутреннего обучения сотрудников также позволяет своевременно актуализировать знания и развивать необходимые компетенции для выполнения трудовых функций в постоянно меняющейся среде. Инициатива нанимателя по формированию социального пакета в организации способствует повышению мотивации персонала и его закреплению.

Индивидуальная ответственность работника заключается в своевременном принятии мер по предупреждению потери работы или снижения доходов. К таковым относятся непрерывное обучение и повышение квалификации на протяжении всей профессиональной деятельности, освоение смежных профессий, самообразование. Это позволит быть конкурентоспособным на рынке труда и собственными усилиями минимизировать риск потери работы.

Таким образом, в числе основных направлений совершенствования системы социальной защиты от безработицы в Республике Беларусь можно выделить:

повышение уровня доходов безработных за счет последовательного перехода к социальному страхованию от безработицы. На данном этапе в качестве его элементов можно рассматривать установление размера пособия по безработице относительно величины бюджета прожиточного минимума (что поддержит минимальный уровень жизни безработных граждан в период поиска работы); закрепление требования о наличии минимального страхового стажа для получения права на страховое пособие по безработице; дифференциацию его размера в зависимости от причины потери работы;

дальнейшее развитие активных мер на рынке труда как наиболее эффективного инструмента, стимулирующего граждан к участию в трудовой деятельности и получению дохода. В числе таких мер постоянное обучение в системе дополнительного образования взрослых.

Расширение практики предоставления дополнительных социальных гарантий работникам на уровне организации, выбор нанимателем тех компонентов социального пакета, которые в наибольшей степени способствуют удовлетворению потребностей персонала и повышению производительности труда. При принятии решения о дополнительной социальной защите нанимателям следует учитывать уровень квалификации работника, его стаж и вклад в результаты деятельности организации. Также необходимо усиление ответственности самого работника за собственное будущее: предупреждающие меры в форме непрерывного образования и самообразования не только снизят риск потери работы, но и могут быть дополнительно оценены нанимателем.

Список использованных источников

1. Манцурова, Н. В. Развитие организационно-экономических инструментов социальной защиты от безработицы : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Н. В. Манцурова. -Минск. : Бел. гос. экон. ун-т, 2015. - 23 с.

2. Уровень зарегистрированной безработицы [Электронный ресурс]. - Минск, 2022. - Режим доступа: https://www.mintrud.gov.by/ru/uroven-zareg-bezrab. - Дата доступа: 06.01.2022.

3. О Государственной программе «Рынок труда и содействие занятости» на 20212025 годы [Электронный ресурс] : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 30 дек. 2020 г. № 777 // Нац. правовой Интернет-портал. Респ. Беларусь. - Режим доступа: https:// ohranatruda.of.by/images/pdf/programma-2021-2025.pdf. - Дата доступа: 06.01.2022.

4. Беларусь в цифрах, 2021 : стат. сб. [Электронный ресурс] // Нац. стат. комитет Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/publications/izdania/public_ compilation/index_28455/. - Дата доступа: 06.01.2022.

5. World Employment and Social Outlook: Trends 2022 [Электронный ресурс] // Международная организация труда. - Режим доступа: https://www.ilo.org/global/research/global-reports/weso/ trends2022/WCMS_834081/lang--en/index.htm. - Дата доступа: 06.01.2022.

6. О занятости населения [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 15 июн. 2006 г. № 125-З ; в ред. от 17.07.2020 г., с изм. от 31.12.2021 г. // Нац. правовой Интернет-портал. Респ. Беларусь. - Режим доступа: https://etalonline.by/document/?regnum=h10600125. - Дата доступа: 06.01.2022.

Поступила 01.02.2022 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.