Литература:
1. Гирц, К. Влияние концепции культуры на концепцию человека. Интерпретация культур / К. Гирц. - Москва: РОССПЭН, 2004. - 660 с.
2. Донец, П.Н. Основы общей теории межкультурной коммуникации / П.Н. Донец. - Харьков: Штрих, 2001. - 384 с.
3. Культурология. Энциклопедия: в 2 т. Т.1 / [С.Я. Левит]; под ред. С.Я. Левит. - Москва: Российская политическая энциклопедия, 2007. - 1392 с.
4. Мишланова, С.Л. Межкультурная парадигма и перспективы межкультурной коммуникации / С.Л. Мишланова, Т.М. Пермякова // Стереотипность и творчество в тексте. Межвузовский сборник научных трудов - 2005. - С. 340-350.
5. Поликарпова, В.А. Этические ценности как защитная система культуры / Поликарпова В.А., Поликарпова Е.В. // Манускрипт. - 2019. - № 11. - С. 185-188.
6. Hall, E.T. Silent Language / E.T. Hall. Garden City; New York: Doubleday, 1959. - 240 p.
7. Porter, R.E. & Samovar, L.A., eds. Intercultural Communication: A reader. Fifth edition. - Belmong: Wadsworth Publishing Company, 1988. - 340 р.
Педагогика
УДК 378.2
кандидат филологических наук, доцент Кочкарова Зухра Курманбиевна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); кандидат педагогических наук, доцент Лепшокова Светлана Мурзакуловна Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск); старший преподаватель Текеева Элла Кокаевна
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (г. Карачаевск)
ФАКТОРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация. В статье освещается цели и способы изучения иностранного языка учащимися в школе. При изучении языка используются две формы - устная и письменная, различается устный и письменный язык. В методике обучения иностранному языку главной целью является практическая цель. Она включает в себе обучение навыкам аудирования, говорения, чтения и письма. Цели являются первостепенными, важными понятиями в обучении языковым навыкам. Учитель иностранного языка должен точно знать, чего ожидает он от учеников в изучении его предмета. Он должен знать цели и задачи обучения иностранному языку. Кроме практической цели в методике существуют еще образовательная, воспитательная, развивающая цели. Достижение практических целей в обучении иностранному языку делает возможным достижение образовательных и воспитательных целей. Обучение иностранному языку подразумевает все формы работы в тесной взаимосвязи, иначе невозможно овладеть языком. Практическая, образовательная и воспитательная цели тесно связаны и образуют неразрывное единство. Так как язык связан с мышлением, посредством изучения иностранного языка развивается интеллект ученика. У учащихся развивается произвольная и непроизвольная память, их воображение, сила воли. При изучении нового языка учащийся усваивают слова, идиомы, модели предложений и структуры. Они хранят их в долговременной памяти, используя каждый раз при аудировании, говорении, чтении и письме.
Ключевые слова: язык, мышление, практическая, воспитательная, образовательная, аудирование, письмо, чтение, говорение, творческая способность, единство.
Annotation. The article highlights the goals and methods of learning a foreign language by students at school. When learning a language, two forms are used - oral and written, oral and written language are distinguished. In the methodology of teaching a foreign language, the main goal is a practical goal. It includes training in listening, speaking, reading and writing skills. Goals are paramount, important concepts in teaching language skills. A foreign language teacher must know exactly what he expects from students in studying his subject. He must know the goals and objectives of teaching a foreign language. In addition to the practical goal in the methodology, there are also educational, educational, developmental goals. Achieving practical goals in teaching a foreign language makes it possible to achieve educational and educational goals. Teaching a foreign language implies all forms of work in close relationship, otherwise it is impossible to master the language. Practical, educational and educational goals are closely related and form an inseparable unity. Since language is associated with thinking, the student's intellect develops through the study of a foreign language. Students develop voluntary and involuntary memory, their imagination, willpower. When learning a new language, the learner learns words, idioms, sentence patterns, and structures. They store them in long-term memory, using them every time they listen, speak, read, and write.
Key words: language, thinking, practical, educational, educational, listening, writing, reading, speaking, creativity, unity.
Введение. Английский язык является языком международного общения во многих сферах жизни: торговля, воздушный и морской транспорт, туризм и спорт и так далее. Россия устанавливает более тесные экономические, политические, научные и культурные отношения с различными государствами и народами мира. Международные отношения расширяются и укрепляются за счет обмена научной, технической и культурной информацией. В этой ситуации преподавание иностранного языка в российской образовательной системе является делом государственной важности.
Цель исследования изучение методики обучения иностранному языку, которая состоит из взаимосвязанных практических, образовательных и воспитательных целей, которые составляют неразрывное образовательное единство. В статье поставлены задачи чтобы: исследовать цели обучения иностранному языку; охарактеризовать каждую из этих целей, определить какую роль они играют в обучении иностранным языкам в школе.
Научной новизной является то, что ранее в методике обучения иностранному языку практическая цель имело первостепенное значение, в статье все цели обучения представлены во взаимосвязи и в комплексе.
Изложение основного материала статьи. В современном обществе язык используется двумя способами: в устной и письменной формах. Таким образом, мы различаем устный язык и письменный язык. Прямая коммуникация подразумевает говорящего и слушающего, непрямая коммуникация подразумевает пишущего и читающего. Следовательно, практических целей при обучении иностранному языку четыре: аудирование, говорение, чтение и письмо [1].
Цели являются первостепенными и наиболее важными понятиями в любом обучении. Поэтому учитель английского языка должен точно знать, чего ожидает от учеников в изучении его предмета, какие изменения он может произвести в своих учениках в конце курса, в конце года, четверти, месяца, недели и каждого конкретного случая на уроке. Он должен
знать цели и задачи обучения иностранному языку. Изменения, которые учитель должен произвести в своих учениках, могут быть в трех видах:
- практические - ученики приобретают умения и навыки использования иностранного языка;
- обучающие - развивают свои умственные способности и интеллект в процессе изучения иностранного языка;
- воспитательные - учащиеся расширяют свои знания о мире, в котором живут.
Следовательно, существуют три цели, которые должны быть достигнуты при обучении иностранному языку: практическая, образовательная и воспитательная.
Иностранный язык как предмет отличается от других предметов школьной программы.
В то время как преподавание, например, истории в большей степени связано с сообщением исторических законов и фактов, которые предстоит усвоить учащимся, а преподавание родного языка ведет к овладению языком как системой (которая уже используется для обмена мыслями и чувствами), чтобы учащиеся могли более эффективно использовать его в устной и письменной речи, обучение иностранному языку должно привести к тому, что учащийся приобретет еще один код для получения и передачи информации; то есть в овладении вторым языком для той же цели, что и родной язык: использовать его как средство общения [21.
Природа языка также должна приниматься во внимание при определении целей обучения языку. Изучение живого языка подразумевает использование звуков языка, то есть говорение. Научные исследования дают более глубокое понимание этой проблемы. Здесь имеется в виду не столько умение говорить, сколько устное обращение; иными словами, язык звуков, а не изобразительных знаков (что обычно бывает при изучении мертвого языка) [31.
Продолжительность курса, частота уроков, размер групп также должны быть приняты во внимание при принятии практических целей. Количество времени, отводимое на изучение языка, является одним из наиболее решающих факторов в овладении и поддержании уровня владения языком, поскольку учащимся нужна практика. Чем больше времени предоставляется ученикам для практики изучаемого языка, тем лучших результатов можно достичь. При этом для формирования речевых навыков частота занятий является более существенным условием, чем продолжительность курса. Не нужно доказывать, что интенсивные курсы эффективнее экстенсивных, например, шесть занятий в неделю в течение трех лет эффективнее для изучения языка, чем три занятия в неделю в течение шести лет.
В обучении иностранному языку все формы работы должны быть в тесной взаимосвязи, иначе невозможно овладеть языком. Однако основное внимание следует уделить практике аудирования, говорения и чтения. Таким образом, ученики должны достичь такого уровня владения языком, который позволит им в дальнейшем развивать его в вузах или в своей профессиональной деятельности. Достижение практических целей в обучении иностранному языку делает возможным достижение образовательных и культурных целей [41.
Изучение иностранного языка имеет большое воспитательное значение. С помощью нового языка учащиеся получают представление о том, как слова выражают мысли, и таким образом добиваются большей ясности и точности в собственном общении. При изучении иностранного языка учащийся лучше понимает, как функционирует язык, и это приводит его к большему пониманию функционирования своего собственного языка.
Поскольку язык связан с мышлением, посредством изучения иностранного языка развивается интеллект ученика. Обучение иностранному языку помогает учителю развивать произвольную и непроизвольную память учащихся, его воображение, силу воли. Действительно, при изучении нового языка учащийся должен запоминать слова, идиомы, модели предложений, структуры и хранить их в долговременной памяти, готовые к использованию всякий раз, когда они понадобятся ему при аудировании, говорении, чтении и письме. Обучение иностранному языку в условиях, когда это единственная иноязычная среда, практически невозможно без обращения к воображению учащихся. Отсутствие реального общения вынуждает учителя создавать для учащихся воображаемые ситуации, говорить о том, чтобы каждый ученик определял свое языковое поведение так, как если бы он сам находился в таких ситуациях [51.
Обучение иностранному языку способствует языковому воспитанию учащегося, он расширяет свои знания о фонетических, изобразительных, структурных и семантических аспектах посредством сопоставительного анализа языковых явлений. При обучении иностранному языку учитель призван прививать учащимся научное мировоззрение, готовить молодежь к активному участию в производственной и других видах полезной деятельности.
Учителя иностранных языков вносят свой вклад в идейное воспитание учащихся. Их роль в воспитании подрастающего поколения трудно переоценить.
Изучение иностранного языка знакомит учащегося с бытом, обычаями и традициями народа, язык которого он изучает, через наглядный материал (например, открытки с видами городов, жителей страны изучаемого языка, диафильмы, например, «Великобритания», «Что туристы могут увидеть в Лондоне», фильмы «Диснейленд») и материалы для чтения, посвященные странам, в которых говорят на изучаемом языке. Обучение иностранному языку должно способствовать общеобразовательному и культурному росту учащихся, расширяя их знания о зарубежных странах, знакомя их с прогрессивными традициями народа, язык которого они изучают. Через изучение иностранного языка учащийся глубже понимает природу и функционирование языка как социального явления [31.
Следует сказать, что практическая, образовательная и культурная цели тесно связаны и образуют неразрывное единство. Ведущая роль принадлежит практическим целям, ибо остальные могут быть достигнуты только путем практического владения иностранным языком. Но для достижения любой цели необходимо помнить о методах обучения. Под методикой преподавания иностранных языков понимается совокупность научно обоснованных теорий преподавания иностранных языков в учебных заведениях. Он охватывает три основные проблемы: содержание обучения, то есть чему учить для достижения целей; методы и приемы обучения, как преподавать иностранный язык для достижения целей наиболее эффективным способом, отвечающим современным требованиям.
В нашем технологически продвинутом мире основное внимание уделяется или должно уделяться активному обучению. Другими словами, методология EFL (English Foreign Language) перешла от подхода, ориентированного на учителя, к подходу, ориентированному на учащегося, с учетом потребностей каждого, его интересов, чувств и стили обучения и мышления.
Технологии должны быть включены в процесс обучения, чтобы отразить наше технологическое общество. Современные тенденции направлены на то, чтобы учащиеся стали независимыми учениками, более открытыми, лучше понимали и работали со своими сверстниками, а также эффективно занимались самообразованием. По мере развития методики обучения мы движемся к созданию среды в классе, в которой учащиеся могут выражать свое мнение, оценивать информацию и начинать процесс владения языком. Учеников можно научить лучше слушать, писать более четко и читать внимательно.
Первостепенная цель в обучении иностранному языку - это развитие навыков на всю жизнь, чтобы учащиеся могли продолжить свое образование за пределами классной комнаты или любого другого учебного заведения. Ответственность учителей заключается не только в обучении, но и в получении образования, чтобы достичь «превосходства мысли».
Исследования показали, что при изучении иностранного языка учащиеся должны знакомиться с другими предметными областями, такими как математика, география, искусствознание и так далее. Это связано с тем, что люди более успешно изучают второй язык, когда используют его как средство получения информации, а не как самоцель. Целью учителя иностранного языка является способствование повышению осведомленности учащихся об окружающей среде.
Учитель не только обучает устойчивым выражениям, грамматике и синтаксису, он учит учащихся нюансам языка, тону и отношению к тому, что они читают, как говорят и что слушают, так как у всех есть представления о том, что истинно, ложно, правильно или неправильно. Учащиеся должны быть осведомлены о собственных системах ценностей и о том, как они влияют на суждения и решения. Как только учащиеся становятся более сознательными, они сравнивают, сопоставляют, анализируют, решают проблемы и делятся своими ценностями, таким образом, лучше мыслят и вносят свой вклад в развитие общество. Развитие навыков критического мышления способствует более позитивному отношению к процессу обучения и жизни в целом.
Выводы. Итак, преподавание иностранного языка в соответствии с Общеевропейскими рамками должно отражать разнообразие наших обществ. Учитель должен знакомить учащихся с культурой и образом жизни народа изучаемого языка. Такие знания послужат трамплином для учащихся, чтобы они могли размышлять и ценить собственную культуру, тем самым продвигая свою культурную индивидуальность. Когда учащиеся завершают процесс обучения важно то, как они думают, и это будет иметь далеко идущие последствия для общества. В руках учителей помочь создать это общество, и это может быть достигнуто за счет повышения интеллектуального уровня учащихся и развития их мыслительных способностей.
Литература:
1. Акишина, А.А. Учимся учить: Для преподавателей русского языка как иностранного / А.А. Акишина, О.Е. Каган. -Москва: Русский язык, 2012. - 225 с.
2. Лепшокова, С.М. Формирование учебно-языковой и культурной компетенций учащихся при обучении анализу компонентного состава фразеологизмов / Э.К. Текеева, С.Р. Халилов // Проблемы современного педагогического образования. - №74-1, 2022. - Симферополь: Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, 2022. - С. 147-150.
3. Лепшокова, С.М. Культура личности в лингвокультурологии: Манифестации и отражение перспектив / Традиции и инновации в системе образования: материалы XI Международной научно-практической конференции. - Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2017. - С. 139-144.
4. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: учеб. пособие / Н.Д. Гальскова. - Москва: Аркти, 2003. - 192 с.
5. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. -Москва: Изд. центр «Академия», 2004. - 336 с.
Педагогика
УДК 614. 8. 084 (075. 8)
кандидат педагогических наук, доцент Криворотенко Светлана Николаевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Краснодарский государственный институт культуры» (г. Краснодар)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РАМКАХ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Аннотация. Данная статья посвящена разработке методических рекомендаций, в которых определен порядок организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Настоящие методические рекомендации созданы автором на основе ФГОС по всем направлениям первого уровня высшего образования - бакалавриата и специалитета и служат основной цели образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности», которая заключается в обеспечении защиты человека и природы от разных рисков и видов опасностей при возникновении чрезвычайных ситуаций. Организационная структура, содержательная база методического пособия соответствует учебно-образовательным модулям рабочей программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» и отвечает требованиям к содержанию и уровню ее освоения. Пособие содержит теоретический блок, включающий в себя рассмотрение самостоятельной работы студентов как основы профессионального самоопределения и как формы организации учебного процесса. В практическом блоке описана специфика самостоятельной работы студентов в различных видах деятельности: в освоении материала на аудиторных занятиях и во внеурочное время.
Ключевые слова: учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности», методические рекомендации, безопасность жизнедеятельности, защита окружающей среды, чрезвычайные ситуации, среда обитания, охрана труда, здоровье человека, негативные воздействия.
Annotation. This article is devoted to the development of methodological recommendations, which define the procedure for organizing independent work of students in the academic discipline "Life safety". These methodological recommendations were created by the author on the basis of the Federal State Educational Standard in all areas of the first level of higher education -bachelor's degree and specialty and serve the main purpose of education in the discipline "Life Safety", which is to ensure the protection of man and nature from various risks and types of hazards in emergency situations. The organizational structure, the content base of the methodological manual corresponds to the educational modules of the work program of the discipline "Life Safety" and meets the requirements for the content and level of its development. The manual contains a theoretical block that includes consideration of students' independent work as the basis of professional self-determination and as a form of organization of the educational process. The practical block describes the specifics of students' independent work in various types of activities: in mastering the material in classroom classes and in extracurricular time.
Key words: academic discipline "Life safety", methodological recommendations, life safety, environmental protection, emergencies, habitat, occupational safety, human health, negative impacts.
Введение.В условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей естественной реакцией человека на негативные воздействия является защита себя и окружающей среды от естественно-проиродных, техногенных и социальных опасностей.
Приобретение компетенций и практических навыков в области создания комфортных и травмобезопасных условий для повседневной жизни человека, его эффективной профессиональной деятельности осуществляется в рамках курса «Безопасность жизнедеятельности».