Научная статья на тему 'Факторы педагогического риска физического воспитания детей 7-10 лет специальной медицинской группы и пути их преодоления'

Факторы педагогического риска физического воспитания детей 7-10 лет специальной медицинской группы и пути их преодоления Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
175
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕСС ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / PROCESS OF PHYSICAL EDUCATION / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / PEDAGOGICAL RISKS / СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ ГРУППЫ / SPECIAL MEDICAL GROUPS / ПРОЕКТИВНЫЕ УСТАНОВКИ / PROJECTIVE REGULATIONS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Виленская Т.Е.

В статье представлены результаты исследований, касающиеся проблемы снижения уровня педагогических рисков в ходе физического воспитания детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF SOME PEDAGOGICAL RISK IN PHYSICAL EDUCATION OF 7-10 AGED CHILDREN BEING REGISTERED IN A SPECIAL MEDICAL GROUP. WAYS OF THEIR OVERCOMING

Results of investigations dealing with the problem of lowering the level of pedagogical risks are presented in the paper. These risks can take place in the course of physical upbringing of junior school age pupils, who are registered in special medical groups according to their health conditions.

Текст научной работы на тему «Факторы педагогического риска физического воспитания детей 7-10 лет специальной медицинской группы и пути их преодоления»

УДК 373.103.71

факторы педагогического риска физического

ВОСПИТАНИЯ детей 7-10 ЛЕТ СПЕЦИАЛЬНОй

медицинской группы и пути их преодоления

Кандидат биологических наук Т. Е. Виленская,

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар. Контактная информация для переписки: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, 161.

в статье представлены результаты исследований, касающиеся проблемы снижения уровня педагогических рисков в ходе физического воспитания детей младшего школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам.

Ключевые слова: процесс физического воспитания, педагогические риски, специальные медицинские группы, проективные установки.

На сегодняшний день практически каждый ребенок по результатам углубленного медицинского обследования может быть либо полностью освобожден от занятий физической культурой, либо отнесен к специальной медицинской группе. С одной стороны, это связано с тем, что абсолютно здоровых детей действительно единицы, с другой же, практически отсутствует четкий узаконенный перечень заболеваний и патологических состояний, являющихся основанием для освобождения от занятий физической культурой или зачисления в специальные медицинские группы [1, 3, 7].

Вместе с тем, очевидно, что среди учащихся младших классов действительно есть значительная по количеству группа школьников, имеющих серьезные заболевания и отнесенных в этой связи к специальным медицинским группам. Наличие таких детей создает много проблем в связи с возникновением системных рисков, прежде всего, педагогического характера в контексте целевых (проективных) установок организации, содержания, технологии и контрольно-учетной базы процесса их физического воспитания в условиях общеобразовательной школы [2, 4, 5, 6]. В частности, на сегодняшний день ситуация такова.

1. Отсутствует четко узаконенный перечень заболеваний и патологических состояний, являющихся основанием для освобождения от занятий физической культурой или зачисления в специальные медицинские

группы, в результате чего практически каждый ребенок по результатам углубленного медицинского обследования может быть либо полностью освобожден от занятий физической культурой, либо отнесен к специальной медицинской группе.

2. Отсутствуют научно обоснованные программы физического воспитания младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, что создает педагогическую проблему определения содержания уроков, выбора их основной направленности и оценки степени эффективности.

3. Результаты анализа программно-нормативных документов, регламентирующих основные аспекты процесса физического воспитания этих школьников, и содержания различных учебно-методических пособий свидетельствуют о наличии рекомендаций использования целого ряда физических упражнений, несущих угрозу не только серьезного травматизма, но и несчастных случаев с летальным исходом.

4. Недостаточно ясен вопрос о целевых установках процесса физического воспитания, не разрешена проблема их идентичности с проективными задачами физического совершенствования детей из основной и подготовительной медицинских групп. (Когда речь идет о детях, отнесенных к специальной медицинской группе, на наш взгляд, к трем основным задачам, стоящим перед школьным физическим воспитанием здоровых детей, должны быть добавлены: повышение уровня неспецифической резистентности организма, коррекция функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата и двигательная реабилитация заболеваний, послуживших основанием для зачисления в специальную медицинскую группу.)

5. Результаты анализа Государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования свидетельствуют об отсутствии

10

№3 ! 2011

специальных учебных дисциплин, целенаправленно отражающих различные вопросы организации и содержания физического воспитания в специальных медицинских группах.

Все вышесказанное подтверждают результаты проведенного нами анализа типичного «интенсивного» (таблица 1) варианта урока физической культуры в специальной медицинской группе.

Определение влияния упражнений, предлагаемых

детям в «интенсивном» варианте урока, на уровень функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы осуществлялось с позиции продолжительности непрерывной или интервальной работы на определенной частоте сердечных сокращений.

Учитывая, что минимальный уровень максимального резерва пульса, на котором рекомендуется развивать общую физическую работоспособность лицам, не связанным с активной мышечной деятельностью,

Таблица 1

Типичный план занятия в специальной медицинской группе

Виды упражнений Продолжительность выполнения Средняя ЧСС

Ходьба вокруг зала: обычная, на носочках, на пятках, руки за головой, локти в сторону. 3 мин 104 уд/мин

Ходьба с высоким подниманием бедра, с захлестом ног назад, широким шагом, руки на поясе.

Ходьба перекрестным шагом (руки в стороны), обычная ходьба.

Бег приставным шагом правым и левым боком вперед, обычная ходьба. 2 мин 152 уд/мин

Бег трусцой, ходьба, руки вверх-вниз - вдох-выдох.

Текущее время от начала урока: 5 мин

Круговые движения в шейном отделе позвоночника, руки на поясе. 2 мин 112 уд/мин

Рывки руками в стороны из исходного положения руки перед грудью.

Рывки руками вверх-вниз из исходного положения одна рука вверху, другая внизу.

Круговые движения в локтевых суставах.

Круговые движения в плечевых суставах, руки выпрямлены.

Повороты туловища в стороны, руки на поясе. 2 мин 115 уд/мин

Наклоны туловища в стороны, руки на поясе.

Перекрестные движения руками («ножницы» из исходного положения руки в стороны).

«Мельница»: руки в стороны, наклон вперед, наклоны к правой-левой ноге противоположной рукой.

Выпады ногами в стороны и вперед. 10 с

Махи прямыми ногами. 20 с 147 уд/мин

Прыжки с хлопками рук над головой.

Дыхательные упражнения. 30 с 140 уд/мин

Текущее время от начала урока: 8 мин

Упражнения лежа на животе (как вариант - с палкой): вытягивание рук вперед, ног назад (растягивание мышц спины и позвоночника); поднимание выпрямленных ног и рук; поднимание и опускание верхней части туловища, руки за головой, локти в стороны; поднимание верхней части туловища и ног из положения руки в упоре; поднимание и опускание туловища из положения руки на туловище, четыре пальца на спину, большой палец смотрит вниз; подъем туловища с палкой за спиной; подбородок на кистях, прямую правую ногу завести за левую, и наоборот; сгибание ног в коленях поочередно и вместе; одновременное поднимание рук и ног из положения лежа на животе, руки в стороны; поднимание верхней части туловища, кисти рук охватывают голеностопный сустав. 7 мин 117 уд/мин

Окончание таблицы 1 на следующей странице

№3 I 2011

11

Таблица 2

Результаты анкетирования преподавателей физической культуры общеобразовательных школ

Окончание таблицы 1.

Виды упражнений Продолжительность выполнения Средняя ЧСС

Текущее время от начала урока: 15 мин

Упражнения лежа на спине (как вариант - с палкой): вытягивание рук вперед, ног назад (растягивание мышц спины и позвоночника); поднимание головы, смотреть на носки ног; поднимание головы вверх с одновременным вытягиванием рук в стороны; поднимание таза вверх; поднимание грудного отдела позвоночника, руки согнуты в локтях и опираются на пол; повороты туловища в стороны, руки за головой, ноги согнуты в коленях; доставание пяткой одной ноги колена другой; прогибание в области таза, правая стопа лежит на левом колене, и наоборот; круговые движения ногами; «велосипед». 5 мин 115 уд/мин

Текущее время урока: 20 мин

Упражнения в положении стоя на четвереньках: одновременное поднимание разноименных руки и ноги; доставание коленом локтя одноименной руки; «кошечка»; вставание на носочки; поочередное поднимание ног вверх, интенсивные махи ногами. 3 мин 116 уд/мин

Текущее время урока: 23 мин

Упражнения с мячом: передача мяча друг другу по кругу; подача мяча сверху и снизу в шеренге. 5 мин 117 уд/мин

Текущее время урока: 28 мин

Обычная ходьба по залу и ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями: руки в стороны-вверх - вдох, руки опустить - выдох. 2 мин 114 уд/мин

Текущее время урока: 30 мин

Стаж работы

Правильные до 1 года от 1 до 5 лет от 5 до 10 лет свыше 10 лет

ответы кол-во человек % кол-во человек % кол-во человек % кол-во человек %

5 2 1,64 4 3,28 1 0,82 0,00

6-10 33 27,05 43 35,25 5 4,10 11 9,02

11-15 5 4,10 11 9,02 1 0,82 6 4,92

свыше 15 0 0,00 0 0,00 0 0,00 0 0,00

составляет 40%, мы в качестве верхней границы максимального резерва пульса для детей, отнесенных к специальной медицинской группе, избрали 20%. То есть, для возраста 10 лет при среднем исходном пульсе, равном 90 уд/мин, это составляет 118 уд/мин.

Как показали результаты обследования, частота сердечных сокращений достигала искомой величины и превышала ее только в 5 упражнениях (бег пристав-

ным шагом, трусцой, махи ногами в стороны и прыжки с хлопками руками над головой, упражнения с мячом), при этом суммарная продолжительность выполнения указанных упражнений составила всего 2 мин 50 с.

То есть, если рассмотреть подобный урок с позиции его влияния на функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, определяющие уровень выносливости, то становится совершенно очевидным,

12

№3 l 2011

что при 2-минутной работе в виде бега трусцой или приставным шагом развить аэробные возможности организма в принципе не представляется возможным.

Результаты специального анкетирования 122-х преподавателей физической культуры в общеобразовательных школах Краснодарского края, стаж работы которых колебался от 1 до 26 лет (таблица 2) показали, что уровень знаний подавляющего большинства преподавателей физической культуры недостаточен для работы с лицами, имеющими те или иные отклонения в состоянии здоровья.

Это, естественно, не позволяет им избегать ошибок в плане развития необходимых двигательных навыков и качеств у детей, зачисляемых в специальную медицинскую группу, не говоря уже о последовательном проведении двигательной коррекции определенных заболеваний и патологических состояний.

Учитывая это, в целях повышения эффективности и снижения педагогических рисков физического воспитания младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам, необходимо:

- изменить подходы к комплектованию специальных медицинских групп путем определения четких оснований по установлению групп заболеваний, являющихся безусловным критерием распределения школьников в ту или иную группу;

- проанализировать эффективность уроков физической культуры в специальных медицинских группах с позиции их влияния на функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, развитие силы мышц и координационных способностей учеников, определяющих адекватный уровень их жизнедеятельности;

- выявить риски использования упражнений, применяемых на уроках физической культуры, с позиций их травмоопасности и возможных негативных влияний

на состояние опорно-двигательного аппарата;

- разработать и проверить эффективность экспериментальной программы физического воспитания младших школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальным медицинским группам.

Реализация вышеперечисленных положений, на наш взгляд, поможет повысить эффективность и снизить педагогические риски в ходе физического воспитания данной категории школьников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Баранов, А. А. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности / А. А. Баранов, Л. А. Щеплягина, А. Г. Ильин [и др.] // Российский педиатрический журнал. - 2005. - № 2. - С. 4-7.

2. Быков, Е. В., Исаев, А. П., Ненашева, А. В., Личагина, С. А., Мкртумян, А. М. Влияние уровня двигательной активности на формирование функциональных систем // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - № 7. - 2003. - С. 42-45.

3. Быков, Е. В. Сравнительная оценка функционального состояния кардиореспираторной системы детей с различным уровнем двигательной активности / Е. В. Быков, М. Н. Про-копьева // Материалы VI Российского научного форума «Реа-СпоМед». - М., 2006. - С. 23-24.

4. Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья в 2010 году / под редакцией профессора В. Р. Кучмы. - М.: Издатель «Научный центр здоровья детей РАМН», 2011. - 48 с.

5. Зараковский, Г. М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. - М.: Смысл, 2009. - С. 24-28.

6. Койносов, А. П. Адаптация организма учащихся к различным двигательным режимам / А. П. Койносов, Е. Н. Дер-гоусова // Проблемы формирования здоровья и здорового образа жизни: мат. Всерос. конф. - Тюмень, 2007. - С. 103-105.

7. Лапин, Ю. Е. О соблюдении прав детей и законных интересов детей в системе здравоохранения / Ю. Е. Лапин, С. Р. Конова, А. Г. Ильин // Справочник педиатра. - 2006. - № 4. -С.16-19.

FACTORS OF SOME PEDAGOGICAL RISK IN PHYSICAL EDUCATION OF 7-10 AGED CHILDREN BEING REGISTERED IN A SPECIAL MEDICAL GROUP. WAYS OF THEIR OVERCOMING

T. Vilenskaya, Candidate of Biology,

Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar. Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo Str., 161.

Results of investigations dealing with the problem of lowering the level of pedagogical risks are presented in the paper. These risks can take place in the course of physical upbringing of junior school age pupils, who are

registered in special medical groups according to their health conditions.

Key words: process of physical education, pedagogical risks, special medical groups, projective regulations.

№3 l 2011

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.