Научная статья на тему 'Факторы оптимального выбора человеком профессии'

Факторы оптимального выбора человеком профессии Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
523
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Акмеология
Ключевые слова
ОПТИМАЛЬНЫЙ ВЫБОР ПРОФЕССИИ / OPTIMAL CHOICE OF PROFESSION / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / СЕМЬЯ / FAMILY / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / SELF-DETERMINATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Медведенко Ольга Николаевна

Статья посвящена факторам, которые позволяют выявить причины оптимального выбора профессии. Правильный выбор профессии способствует повышению не только результативности профессиональной деятельности человека, но и развитию производства, торговли и других видов экономической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS INFLUENCING THE OPTIMAL CHOICE OF PROFESSION OF THE PERSON

The article deals with the factors that allow us to identify the causes of the optimal choice of profession. The right career choice contributes to improving not only the effectiveness of professional activity of a person, but also the development of production, trade and other economic activities.

Текст научной работы на тему «Факторы оптимального выбора человеком профессии»

Л.Коул и Дж.Холл выделяют следующие проблемы, которые должны быть решены в юношеском возрасте: приобретение общей эмоциональной зрелости; пробуждение гетеросексуального интереса; приобретение общей социальной зрелости; эмансипация от родительского дома; интеллектуальная зрелость; выбор профессии; приобретение навыков обращения со свободным временем; построение психологии жизни, основанной на поведении, базирующемся на совести и сознании долга; идентификация Я [5].

В юношеском возрасте происходит переосмысление отношения к себе, более глубокое и осознанное отношение к другим, развитие своей собственной картины мира, выработка основ отношения к группам, становление личной морали. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста многие исследователи считают становление устойчивого самосознания и стабильного образа Я.

Изменяется взгляд на свой жизненный путь. Настоящее начинает оцениваться с позиций представимого будущего, начинают формироваться жизненные планы и в зависимости от них совершаются действия в настоящем. Молодые люди впервые начинают формировать жизненные стратегии. Однако в силу незрелости и несформированности навыков управления своей жизнью возможно совершение ошибок, которое может усугубиться неразвитостью самооценки и ещё слабой ответственностью за свою жизнь.

Переход к взрослой жизни, как и любой другой переходный этап, связан с наличием внутренних противоречий, связанных не только с внешними изменениями среды, но и с внутренними изменениями, в том числе и физиологическими, самого индивида [8]. С одной стороны, молодые люди в этом возрасте начинают самостоятельную жизнь, получая, таким образом, статус взрослого человека, но с другой стороны у них нет опыта «взрослой» жизни. Принятие решений и поступки совершаются скорее импульсивно, в стремлении подчеркнуть свою взрослость. Молодые люди зачастую негативно воспринимают критику в свой адрес, связывая её со стремлением ограничить самостоятельность, и при отсутствии достаточно развитого самоконтроля принимают неправильные решения.

Юношеский период можно охарактеризовать углублением и дифференциацией познавательных процессов, развитием познавательной самостоятельности, возрастанием потребности в общении со сверстниками, возникновением иерархически структурированной системы ценностных ориентаций, формированием способности к самореализации. Одной из главных задач, решаемых в юношеском возрасте, является задача выбора профессии и приобретение профессиональных навыков.

В нашей стране в последнее время наблюдается тенденция, заключающаяся в том, что практически все заканчивающие 11-й класс молодые люди пытаются получить высшее образование. Однако если проанализировать поведение и психологические особенности студентов, можно заметить, что многие из них испытывают трудности при обучении даже при хорошей школьной подготовке. Молодые люди не могут определить свои личностные интересы и в силу этого зачастую пытаются найти себя, меняя факультеты, специальности и даже вуз. Всё это говорит о том, что при смене жизненной ситуации молодые люди испытывают значительные сложности в прохождении адаптации. В качестве одной из трудностей при адаптации можно отметить неадекватность оценки своей личности, неумение провести самооценку. Молодые люди придают большее значение результатам своей деятельности, чем способам её достижения. Можно также отметить и недостаточную рефлексию личности, неумение искать и находить причины своих успехов и неудач. В то же время период обучения в высшем учебном заведении является наиболее сенситивным периодом для личностно-профессионального развития [4].

В исследованиях отечественных ученых можно выделить следующие основные направления изучения аспектов адаптации молодого человека к обучению в вузе: изучение факторов успешности адаптации, влияние на адаптацию личностных особенностей, влияние на процесс адаптации индивидуально-типологических свойств нервной системы, влияние социально-образовательной среды, изучение возможности развития профессиональной направленности, поиск методов и способов улучшения мотиваций.

Проведённый анализ работ отечественных и зарубежных ученых выявил, что большинство из них, изучая адаптацию молодых людей, в качестве основного критерия успешности процесса адаптации рассматривают успеваемость. Так, в исследованиях Т.В. Бурлаковой, разработавшей модель индивидуализации профессиональной подготовки студентов, повышение академической успеваемости рассматривается как оценка успешности применяемых методов обучения [2]. Но таким образом мы получаем оценку адаптации к самому процессу учёбы. С точки зрения же акмеологического подхода большую значимость в оценке должно иметь субъективное ощущение самого индивида и отношение к нему окружения. На сегодняшнем этапе развития общества большее значение приобретает именно личностное развитие человека, его способность реализовывать себя в постоянно изменяющихся условиях, и обучение в высшем учебном заведении в этом случае должно рассматриваться скорее как инструмент достижения не только профессионального, но и в большей степени личностного роста [3; 6]. Поэтому, рассматривая процесс адаптации, необходимо уделять особое внимание тому, насколько успешны процессы самореализации, саморегуляции, самоактуализации и самосовершенствования личности [7]. С этой точки зрения необходимо дальнейшее изучение процесса адаптации в юношеском возрасте с акцентом на личностно-профессиональное развитие. Актуальность таких исследований обусловлена необходимостью изменения подходов к обучению студентов, их оптимизации с помощью комплексного психолого-акмеологического подхода.

Литература

[1]. Ананьев Б.Г. Педагогика и психология высшей школы. - Ростов-на-Дону: изд. Феникс, 1998.

[2]. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов: концептуальные основы: монография. - Шуя, 2008

[3]. Деркач А.А., Селезнёва Е.В. Акмеология в вопросах и ответах. Учебное пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2007. -248с.

[4]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. 2012.№ 4.С.11-17.

[5]. Коул Л., Холл Дж. Психология юности. - СПб.: 2000. - 547с.

[6]. Селезнева Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодёжи // Акмеология.2013.№ 3.С.28-34

[7]. Селезнева Е.В., Фомичева К.М. Самореализация студенческой молодёжи как социально-психологический и акмеологический феномен // Акмеология. 2011. № 4. С. 50-54.

[8]. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Э.Эриксон. - М.: Прогресс, 1996. - 342с.

THE PROBLEM OF PSYCHOLOGICAL ADAPTATION IN ADOLESCENCE

Maslennikova Y.P. undergraduate student of muster course, Department of Acmeology and Psychology of Professional Activity, Russian Academy of National Economy and Publik Administration; e-mail: [email protected]

Abstract

This article is devoted to the process of adaptation in adolescence. This work presents a general analysis of the psychological problems of adolescence and the features of the adaptation process at this age. Key words: addescense, adaptation, on personal deveiopment.

УДК 159.9

ФАКТОРЫ ОПТИМАЛЬНОГО ВЫБОРА ЧЕЛОВЕКОМ ПРОФЕССИИ

Медведенко Ольга Николаевна (Москва, Россия) - аспирантка, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; пр. Вернадского, 84, Москва, Россия, 119606; e-mail: [email protected]

Аннотация

Статья посвящена факторам, которые позволяют выявить причины оптимального выбора профессии. Правильный выбор про-

фессии способствует повышению не только результативности профессиональной деятельности человека, но и развитию производства, торговли и других видов экономической деятельности. Ключевые слова: оптимальный выбор профессии, личность, семья, самоопределение.

В современном мире основными причинами низкой результативности профессиональной деятельности являются индивидуальные особенности человека - его физиологические, психологические и социальные факторы. Деятельность работника должна быть производительной, но все люди по-разному овладевают навыками той или иной профессии, что снижает развитие производства, торговли и других видов экономической деятельности.

Некоторые люди мобильно и быстро приспосабливаются к новому виду труда, к особенностям определенной профессии, «быстро включаются» в процесс работы и адаптируются к новым условиям, но есть и индивидуумы, которым сложно достичь профессионального совершенства, которые долго «входят в профессию» и поэтому быстро теряют к ней интерес. В связи с этим производительность их работы стремится к нулю. И в настоящее время данная проблема является актуальной, потому что существует большая конкуренция у населения на рынке труда (молодые специалисты конкурируют с взрослым населением, имеющим опыт). Поэтому очень важно с подросткового возраста определится со своими интересами в профессиональном плане, обратить внимание на свои способности, желания, склонности, на состояние своего здоровья, выносливости, на свои знания и навыки. Так же молодому человеку при определении профессии надо принимать во внимание особенности данного вида деятельности, а не переносить отношения к представителю профессии на саму профессию, не выбирать свое профопределение под давлением родителей или под влиянием друзей. Профессия должна максимально заинтересовать, и в первую очередь нравится самому подростку. При выборе профессии необходимо учитывать уровень подготовленности (школьная успеваемость), осведомленность о мире профессий, социальное окружение.

Интересы подростков крайне не устойчивы. Они выбирают путь своей будущей профессии, руководствуясь следующими позициями:

- хочу (это интересы подростка, выбор его деятельности по желаниям);

- могу (это наличие его способностей, уровень подготовленности и знаний);

- надо (потребность общества в выборе профессии).

Мало кто станет отрицать, что важным и доминантным

фактором выбора профессии стоит денежное вознаграждение за работу и возможность профессионального роста. В связи с этим, многие подростки делают акцент именно на этом и выбирают профессию, исходя из престижности профессии, из статуса и денежного вознаграждения. Но у многих людей их индивидуальные способности не позволяют удовлетворить специфике профессии, и человек начинает раздражаться, быть неудовлетворенным собой и впадает в депрессию.

Одним из наиболее доминантных факторов, которые влияют на выбор профессии, в том числе и на личность в целом, является семья.

Выявлено влияние социального положения родителей на выбор профессии школьников. Дети, у которых родители имеют высшее образование, тоже стремятся поступить в высшее учебное заведение. В то время, как у родителей детей, имеющих образование из среды рабочих, имеют мало-выраженную тенденцию к получению высшего образования. Влияние родителей на выбор будущей профессии ребенка описано Столяренко Л.Д.:

- наследование профессии родителей или продолжение семейного бизнеса;

- настойчивое навязывание родителями своей профессии;

- влияние родителей на интересы детей с раннего возраста, воздействуя с помощью поощрения или наказания;

- пример родителей;

- родители влияют на выбор специализации, ВУЗа и на продолжение или прекращение обучения;

- реакция ребенка на оценку родителей в выборе профессии. [3]

Так же большое влияние на выбор профессии имеет личность учителя. Если учитель является для подростка зна-

чимым лидером, то при этом подросток не только изучает программный материал, но и копирует взгляды, мнения, поведение данного учителя.

Еще одним фактором влияния социальной среды - это сверстники. Сверстников, как правило, выбирают из личных интересов и предпочтений, поэтому этим облегчается их влиянием на личность школьника. Если проанализировать ближайшее окружение школьника, то можно определить выбор его профессиональной направленности.

В значительной степени на профессиональное самоопределение влияет общество, которое указывает, какую работу должны осуществлять мужчины, какую женщины. Некоторые девушки не поступают в высшие учебные заведения, рассматривая получение профессии, как времяпрепровождение до выхода замуж.

Павлютенков Е.М. предложил следующую «иерархию» факторов, влияющих на профессиональное самоопределение подростка:

1. Сфера дружеских отношений;

2. Средства массовой информации;

3. Педагогический коллектив;

4. Семья, и ее влияние;

5. Успеваемость школьника;

6. Внеклассная работа;

7. Организация;

8. Общественно-полезный и производственный труд;

9. Внешкольная работа. [2]

Каждый человек хочет, что бы его ценили, хочет любви, независимости и одобрения. Одним из способов достижения этого - это выбрать профессию, которая «поднимала» бы его в глазах окружающих, доставляло ему эмоциональное удовлетворение, способствовало утверждению чувства собственного достоинства, удовлетворенность собой и самоодобрение. Таким образом, получается, что еще один из решающих факторов - это самооценка уровня выраженности способностей.

Согласно исследованиям, подростки выбирают тот вид деятельности, в котором их собственные возможности соответствовали бы выбору профессии, но из-за того, что большинству подросткам свойственно неадекватное понимание собственных возможностей, то их ждут неудачи при выборе профессии [1].

Поэтому профессиональное самоопределение обусловлено адекватностью оценки своих качеств, в выборе профессии, способностью формировать свою иерархию факторов, которые способствуют адекватному отражению ситуации выбора профессии. Таким образом, при рассмотрении факторов выбора профессии, нужно рассматривать их совокупность, а не единичные причины. Значения самооценки, активности, уверенности в достижении цели, уровень психической регуляции и ее сформированность имеет большое значение в выборе профессии.

Литература

[1.] Денисова Е.В. Система ценностных ориентаций субъекта труда как основа его профессионального развития//Акмеология.СВ 2007. Том 1.С.155

[2.]Павлютенков Е.М., Крыжко В.В. Психология в практике менеджера образования. Материалы для специалиста образовательного учреждения.М: из-во КАРО, 2001

[3.] Столяренко Л.Д. Психология и педагогика.З-е изд.М: Изд-во «Феникс», 2011

FACTORS INFLUENCING THE OPTIMAL CHOICE OF PROFESSION OF THE PERSON

Medvedenko Olga (Moscow, Russia) - postgraduate student, Russian presidential Academy of national economy and state service under the President of the Russian Federation; PR. Vernadskogo, 84, Moscow, Russia, 119606; e-mail: [email protected]

Abstract

The article deals with the factors that allow us to identify the causes of the optimal choice of profession. The right career choice contributes to improving not only the effectiveness of professional activity of a person, but also the development of production, trade and other economic activities.

Key words: optimal choice of profession, personality, family, self-determination.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.