Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР УНИВЕРСИТЕТА ФРАНЦУЗСКИМИ АБИТУРИЕНТАМИ'

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР УНИВЕРСИТЕТА ФРАНЦУЗСКИМИ АБИТУРИЕНТАМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФРАНЦИЯ / ОТБОР / СТУДЕНЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ / HIGHER EDUCATION / FRANCE / SELECTION / STUDENT MOVEMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дебренн Мишель

Исследование проводится в рамках сопоставительного социологического и психолингвистического исследования мотивов выбора университета и города для обучения среди французских и российских абитуриентов. В статье рассмотрены факторы, влияющие на данный выбор, а именно: французское законодательство, обеспечивающее всем абитуриентам право на высшее образование, рост количества школьников, заканчивающих школу с дипломом «бакалореа», разница в условиях поступления в университеты и высшие школы, типы онлайн платформ, позволяющих выбрать вуз, обеспечение общежитием университетов. В статье используются, в основном, материалы из французских статистических исследований и прессы последних лет. Анализ онлайн платформ «Admission post Bac» и «Parcours plus» показал ряд противоречивых факторов, с какими сталкивается французское высшее образование. Так, необходимость дать каждому абитуриенту возможность осуществить свое конституционное право на высшее образование вступает в противоречие с необходимостью снизить цифры отсева и повысить успеваемость на первых курсах; несмотря на возросшее количество школьников, успешно заканчивающих школу, финансирование высшего образования в расчете на одного студента постоянно снижается; физически невозможно принять всех желающих на программы подготовки по востребованным специальностям, а стремление абитуриентов учиться в крупных городах разбивается о нехватку общежитий. Наконец, общественное неприятие любого отбора сосуществует с рейтингом школ и лицеев и элитарностью системы высших школ. Все эти факторы должны быть учтены при составлении опросников для французских обучающихся. Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-510-22001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors determining the choice of the University by French applicants

This research is carried out within the framework of comparative sociological and psycholinguistic research of motives of choosing a University and a city for studying among French and Russian applicants. The article examines the factors influencing this choice, namely: the French legislation that provides all applicants with the right to higher education, the increasing number of school children completing their education with the ‘baccalaureat' diploma, the difference in terms of admission to universities and Grandes Ecoles, different on-line platforms, allowing to select a university, dormitories or other living facilities. The article is mainly based on data from French statistical studies and recent press. The analysis of online platforms «Admission post Bac» and «Parcours plus» showed a number of contradictory factors with which French higher education is facing. Thus, the need to give each applicant the opportunity to exercise their constitutional right for higher education conflicts with the need to reduce drop-out rates and improve academic performance among first year students; in spite of the increased number of schoolchildren successfully finishing school, the funding of higher education per student is constantly decreasing; it is physically impossible to accept all comers for training programs in demanded specialties, and the desire of applicants to study in large cities is broken about the lack of dormitories in them. Finally, public rejection of any selection coexists with the rating of schools and lyceums and the elitism of the system of higher schools. All these factors should be taken into account when compiling questionnaires for French students. Acknowledgment: The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 18-510-22001.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР УНИВЕРСИТЕТА ФРАНЦУЗСКИМИ АБИТУРИЕНТАМИ»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА 2018 ТОМ 20 № 4 91

DOI: 10.22394/2070-8378-2018-20-4-91-98

Факторы, определяющие выбор университета французскими абитуриентами

МИШЕЛЬ ДЕБРЕНН, доктор филологических наук, профессор

Гуманитарный институт новосибирского государственного университета (630090, Российская Федерация, новосибирск, ул. Пирогова, 1), старший научный сотрудник

лаборатория сравнительных исследований в урбанистике Томского государственного университета (634050, Российская Федерация, Томск, пр. ленина, 36). E-mail: coor-france@nsu.ru

Аннотация: Исследование проводится в рамках сопоставительного социологического и психолингвистического исследования мотивов выбора университета и города для обучения среди французских и российских абитуриентов. В статье рассмотрены факторы, влияющие на данный выбор, а именно: французское законодательство, обеспечивающее всем абитуриентам право на высшее образование, рост количества школьников, заканчивающих школу с дипломом «бакалореа», разница в условиях поступления в университеты и высшие школы, типы онлайн платформ, позволяющих выбрать вуз, обеспечение общежитием университетов. В статье используются, в основном, материалы из французских статистических исследований и прессы последних лет. Анализ онлайн платформ «Admission post Bac» и «Parcours plus» показал ряд противоречивых факторов, с какими сталкивается французское высшее образование. Так, необходимость дать каждому абитуриенту возможность осуществить свое конституционное право на высшее образование вступает в противоречие с необходимостью снизить цифры отсева и повысить успеваемость на первых курсах; несмотря на возросшее количество школьников, успешно заканчивающих школу, финансирование высшего образования в расчете на одного студента постоянно снижается; физически невозможно принять всех желающих на программы подготовки по востребованным специальностям, а стремление абитуриентов учиться в крупных городах разбивается о нехватку общежитий. Наконец, общественное неприятие любого отбора сосуществует с рейтингом школ и лицеев и элитарностью системы высших школ. Все эти факторы должны быть учтены при составлении опросников для французских обучающихся. Благодарность: Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-510-22001. Ключевые слова: высшее образование, Франция, отбор, студенческие движения

Статья поступила в редакцию 20 августа 2018 года.

Дебренн М. Факторы, определяющие выбор университета французскими абитуриентами. Государственная служба. 2018. № 4. С. 91-98.

FACTORS DETERMINING THE CHOICE OF THE UNIVERSITY BY FRENCH APPLICANTS

MICHÈLE DEBRENNE, Dr. Sci. (Philology) Laboratory of comparative studies in urban studies

Tomsk State University (36, prospekt Lenina, Tomsk, Russian Federation, 634050). E-mail: coor-france@nsu.ru

Abstract: This research is carried out within the framework of comparative sociological and psycholinguistic research of motives of choosing a University and a city for studying among French and Russian applicants. The article examines the factors influencing this choice, namely: the French legislation that provides all applicants with the right to higher education, the increasing number of school children completing their education with the 'baccalaureat' diploma, the difference in terms of admission to universities and Grandes Ecoles, different on-line platforms, allowing to select a university, dormitories or other living facilities. The article is mainly based on data from French statistical studies and recent press. The analysis of online platforms «Admission post Bac» and «Parcours plus» showed a number of contradictory factors with which French higher education is facing. Thus, the need to give each applicant the opportunity to exercise their constitutional right for higher education conflicts with the need to reduce drop-out rates and improve academic performance among first year students; in spite of the increased number of schoolchildren successfully finishing school, the funding of higher education per student is constantly decreasing; it is physically impossible to accept all comers for training programs in demanded specialties, and the desire of applicants to study in large cities is broken about the lack of dormitories in them. Finally, public rejection of any selection coexists with the rating of schools and lyceums and the elitism of the system of higher schools. All these factors should be taken into account when compiling questionnaires for French students. Acknowledgment: The study was carried out with the financial support of the Russian Foundation for Basic Research within the framework of the scientific project No. 18-510-22001. Keywords: higher education, France, selection, student movements

The article was received on August 20, 2018.

Debrenne M. Factors determining the choice of the University by French applicants. Gosudarstvennaya sluzhba. 2018. № 4. P. 91-98. In Russian

Введение

2018 год ознаменовался для традиционно неспокойного французского студенческого мира новой волной протеста - студенты заблокировали входы в университеты, срывали занятия и экзамены. На этот раз главной причиной волнений послужил ввод в действие новой платформы, благодаря которой абитуриенты могут быть зачислены в университеты. Если отвлечься от парадокса, состоящего в том, что данная платформа уже не касалась тех, кто выступал против нее, поскольку они уже были студентами, следует признать, что французское высшее образование находится в тисках неразрешимой дилеммы. С одной стороны, общество отвергает отбор среди абитуриентов, считается, что такой подход противоречит конституционному праву на высшее образование. С другой стороны, отбор позволяет обеспечить правильное ориентирование бывших школьников, ориентирует их на те специальности, которые им подходят. Кроме того, способствует повышению пока критически низкой успеваемости на первых курсах. Французской молодежи присуща острая реакция на несправедливость, но ей предстоит ответить на вопрос, что следует считать менее дискриминационным: прежнюю систему, выбиравшую кандидатов на дефицитные специальности методом случайных чисел, или нынешнюю, в которой документы абитуриентов оцениваются по сложной методике, учитывающей в том числе престиж школы или района, из которого пришел кандидат? Ниже рассмотрены различные факторы, влияющие на выбор абитуриентами университета, в котором продолжать обучение.

Диплом об окончании школы (Бакалореа, далее - БАК)

С некоторых пор пропорция школьников, заканчивающих школу с получением диплома БАК, достигает 80% от числа обучающихся в последнем, двенадцатом, классе средней школы. При этом важно отметить, что в школе практикуется специализация, и БАК ее отражает. Существуют три типа учебных траекторий: общая, технологическая, профессиональная - каждая из которых делится дальше на специализации (таблица 1). Специализация в школе отражается на возможности поступления так: общий БАК с уклоном в точные науки позволяет поступать на факультеты точных наук, БАК по «гуманитарным наукам» - на факультеты филологии, истории, иностранных языков.

В 2016 году 98% из тех, кто получил общий БАК, 90% из тех, кто получил БАК по технологии, и 38%

Таблица 1. Эволюция распределения и успешности старшеклассников*

Data chart 1. Evolution of distribution and success of high school students

199Б 201Б 2016

Получили диплом % Получили диплом % Получили диплом %

Общий БАК

Экономические науки 76555 15.1 100360 16.2 102887 16.2

Гуманитарные науки 71460 14.5 49870 8.1 50874 8.1

Точные науки 139031 28.2 166824 27.0 173217 27.3

Всего по общему БАК 287046 58.3 317054 51.2 327078 51.6

Технологический БАК

STI2D-ST2A 35217 7.2 29580 4.8 31344 5.2

STMG 78894 16.0 60124 9.7 59673 9.4

ST2S 13337 2.7 20608 3.3 20807 3.3

Прочие специализации 10819 2.2 14832 2.4 14754 2.3

Всего по технол. БАК 138227 28.1 125144 20.2 126578 20.0

Профессиональный БАК

Производство 26218 5.3 80650 13.0 80766 12.8

Обслуживание 40878 8.3 95996 15.5 99075 15.6

Всего по проф. БАК 67096 13.6 176646 28.5 179841 28.4

Всего 492409 100 618844 100 633497 100

L'état de l'Enseignement supérieur et de la Recherche en France №°10 Avril 2017, стр. 27. //www.enseignementsup-recherche.gouv.fr

из тех, кто получил профессиональный БАК, продолжили образование [Lemêtre C, Orange S, 2017].

Французский закон об образовании

С 1989 года все тексты закона об образовании собраны в один кодекс об образовании. В документе указывается, что любой человек, получивший диплом об окончании школы (БАК), имеет право учиться на первой ступени университета (Лисанс, эквивалент российского бакалавриата): «Le premier cycle est ouvert à tous les titulaires du baccalauréat et à ceux qui ont obtenu l'équivalence ou la dispense de ce grade en justifiant d'une qualification ou d'une expérience jugées suffisantes conformément au premier alinéa de l'article L. 613-51.» В настоящее время данный закон трактуется так, что запрещается проводить отбор на поступление в университеты. По этой же причине высшее образование в университетах - бесплатно, за исключением небольшого «взноса за зачисления» [Flacher et al, 2012].

«Первый цикл открыт всем обладателям диплома Бакалореа и тем, чей уровень квалификации или опыта были признаны эквивалентными БАК или достаточными для того, чтобы от него освободить, согласно статье L. 613-5» Code de l'éducation // https://www.legifrance.gouv.fr/affichCode.do?cidTexte=LE-GITEXT 000006071191

Организация высшего образования во Франции

Как известно, высшее образование во Франции делится на две категории - Высшие школы (Гранд Эколь - общее название всех высших школ Франции) и университеты. Данная особенность французской системы высшего образования восходит к XVIII веку [Tronchet 2015]. На данный момент во Франции существует 75 университетов, эта цифра постоянно меняется из-за активного процесса слияния университетов по территориальному и отраслевому принципу в кластеры (COMUE - communauté d'universités et d'établissement, «сообщество университетов и учреждений»).

«Grandes Ecoles» («большими», «великими» школами) во Франции называют вузы, которые, согласно определению Министерства образования Франции, «набирают студентов по конкурсу и предлагают образование высокого уровня»2. Термин не очень четкий, в официальных текстах говорится больше об «écoles supérieures » (то есть о «высших» школах).

Помимо наличия конкурса высшие школы отличаются от университетов по следующим параметрам:

- набор по конкурсу проводится не сразу после школы, а после двух-трех лет подготовки на подготовительных курсах для поступления в Гранд Эколь («препа» - CPGE). Эти курсы проводятся либо в престижных лицеях, либо в самих школах (тогда говорится об «интегрированной препа»). В первом случае после выпуска с этих курсов обучающиеся подают на конкурс в несколько Гранд Эколь сразу, во втором - они обычно остаются в той Эколь, где проходили «препа»;

- Гранд Эколь находятся в подчинении разных министерств. Только «Эколь Нормаль» подчиняется министерству высшего образования и научных исследований. Остальные, в зависимости от направления, могут входить в орбиту министерства обороны, промышленности, телекоммуникаций, сельского хозяйства или других;

- обучение в высших школах проводится не в полном соответствии с принципами Болонского процесса - в них как таковых нет бакалавриата: после двухлетнего «препа», инженерный цикл в Гранд Эколь длится три года. Во французских же университетах образование делится на лисанс (бакалавр, три года) и мастер (магистратура, два года). Таким образом, диплом инженера Гранд Эколь является дипломом магистерского уровня. В содержательной части он намного превосходит университетский диплом соответствующего уровня;

- чтобы «вписаться» в Болонскую систему, Эколь дополнительно ввели программы уровня магистратуры. На них можно поступать отдельно (чаще всего туда поступают иностранцы), это обычно дорого, но

2 Arrêté du 27 août 1992 relatif à la terminologie de l'éducation //

JORF n°211 du 11 septembre 1992 page 12519.

диплом соответствует «степени магистра»;

- большинство Гранд Эколь (около 250) - члены «Конференции Гранд Эколь», но это не обязательно;

- четкой классификации среди Эколь нет.

По традиции Гранд Эколь (Эколь в узком смысле) называют школы, которые готовят, в первую очередь, будущих государственных служащих (гражданских или военных), при этом на госслужбу попадает не больше 10% выпускников. Именно поэтому Эколь еще называют «инженерными школами», ведь во Франции инженер - руководитель высокого уровня, топ-менеджер.

В высших школах торговли, а также в большинстве высших школ «изящных искусств» и консерваторий обучение строится по той же схеме (2+3), что и в высших инженерных школах.

Ниже перечислены некоторые, самые престижные Высшие школы:

Паритех - объединение нескольких высших школ, территориально расположенных в Париже. Единственная цель этого объединения - достичь некоторой видимости на международном уровне. Но это не эксклюзивное объединение, одна и та же школа может быть членом нескольких из них. Например, Эколь де Мин Парижа - член Паритеха, член Мин-Телеком, объединения всех высших школ Мин и Телеком (всего 12 учреждений в разных городах Франции), член Университета Париж-Сьянс-Леттр (кластер парижских вузов, образованный в 2010 г.).

Слово «Националь» в названии высших школ обозначает, что данное учреждение финансируется непосредственно из бюджета государства. А может быть и по-другому: например, ESCPI - член Паритеха - муниципального подчинения.

Эколь Нормаль Сюперьер. Слово «сюперьер» в названии означает «высшее», «нормаль» - от «норма», то есть это нормирующие школы. Таких школ во Франции четыре: ЭН Парижа (на улице Ульм), ЭН Кашан (это пригород Парижа, ее еще называют ЭН Саклэ, потому что она вступила в этот кластер), ЭН Лион и ЭН Ренн. Их главное назначение - готовить преподавателей для вузов.

Эколь Нормаль Сюперьер на улице Ульм и Эколь Политекник - самые престижные из французских эколь. Они находятся в подчинении разных министерств, но имеют много общего:

- их выпускники служат в государственных структурах. ЭП - «инженерная» школа, ЭНС - нет, готовит вузовских профессоров;

- в обоих этих вузах наука является очень важной составляющей образовательного процесса, они содержат крупные лаборатории, не все ученые преподают;

- эти школы имеют общих преподавателей, они также охотно обмениваются выпускниками.

- между ними нет конкуренции, и они очень хорошо уживаются.

Что касается платы за обучение, то отличие здесь

180,0

-Public MEIIESR

не между университетами и высшими школами, а между государственными и частными учреждениями. В государственных вузах, будь то университет или высшая школа, платы за обучение нет, есть только разовая плата за зачисление (от 184 до 391 евро в год в зависимости от уровня - ли-санс, магистратура или аспиран-тура3). В частных вузах образование платное, плата варьируется от 3 000 до 17 000 евро в год, при этом самыми дорогими являются высшие экономические школы.

Таким образом, как мы видим, вопрос об отборе при поступлении и о способе поступления коренным образом отличается, в зависимости от того, собирается ли абитуриент поступать в университет или в высшую школу. Следует также учитывать, что некоторые университеты добились статуса «Grand Etablissement» («Высшего учреждения»), к которым относятся некоторые учреждения культуры и науки, в большинстве - не учебные заведения. Это дает им право производить отбор студентов при поступлении. На данный момент речь идет об Университете Париж-Дофин и Университете Лотарингии, стремится добиться этого статуса Университет Сержи-Понтуаз под Парижем.

Поступление в Высшую школу

Если в старшем классе школьник решил поступать в Высшую школу, он должен готовиться к поступлению в подготовительный цикл («препа») [Davernes C, Masy J, 2012]. Тут возможны два пути:

- «интегрированный препа» (чаще всего речь идет о частных высших школах) - подготовка ведется в стенах инженерной школы, по ее же программе: после окончания «препа» обучающийся по-

Рисунок 1. Увеличение количества студентов во Франции* Figure 1. Increasing the number of students in France

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 —•—Public IwsMENESR —*—Prt»ê

- Public

- Ensemble

* Piketty T. Budget 2018, la jeunesse sacrifiée. // Blog de Thomas Piketty, 12.08.2017// http://piketty.blog.lemonde.fr/2017/10/12/budget-2018-la-jeunesse-sacrifiee/

Рисунок 2. Эволюция бюджета высшего образования Франции

(за 100% взят 2008 год). Красная линия обозначает процент бюджетных денег, выпадающий на одного студента**

Figure 2. Evolution of the French higher education budget

(100% taken in 2008). The red line indicates the percentage of budget money per student

120 118 116 114 112 110 108 106 104 102 100 98 96 94 92 90

-r-!- !--!-1-1- Budget total enseignement supérieur (euros constants - -^-Nombre total d'étudiants -

....... 1

□gei par eiuaiarn [euros с onsiants

-----

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

** Там же.

Arrêté du 11 août 2017 fixant pour l'année 2017-2018 les montants des droits de scolarité, d'examen et d'inscription aux concours ainsi que les montants des droits d'inscription en vue de l'obtention d'un diplôme par validation des acquis de l'expérience, dans les établissements d'enseignement supérieur relevant du ministère de la culture // https://www.legifrance.gouv.fr/affich Texte.do;?-cidTexte=JORFTEXT000035434365

ступает в эту же высшую школу - по сути, просто продолжает учиться в ней. Отбор в данном случае происходит на этапе поступления в «препа» (по документам) и по результатам выпускных экзаменов после него.

- CPGE (classes préparatoires aux grandes écoles, подготовительные классы в высшие школы). Существует три типа «препа»: гуманитарные, «научные» (точные науки) и экономические. Эти «классы» расположены в некоторых, самых престижных лицеях,

иногда они предоставляют интернат. В целом на территории Франции около 2 000 классов, строго ранжированных по рейтингу (в зависимости от того, куда поступают выпускники)4, где в общей сложности учатся около 80 000 обучающихся в первом, втором и иногда третьем классе. В 2016-2017 учебном году в «препа» поступали 46 708 обучающихся, а именно - 25 648 в «научные» классы, 10 222 - в гуманитарные и 6 836 - в экономические5.

После двух или трех лет в «препа» (оставаться на второй год разрешается, приветствуется и широко практикуется) обучающиеся подают документы на национальные конкурсы для поступления в Высшие школы. Как правило, несколько Высших школы объединяются для проведения конкурса. По результатам конкурса самые успешные претенденты имеют возможность выбрать, в какую Высшую школу поступать.

Поступление в университеты

Конституционное право любого обладателя диплома БАК на высшее образование означает, что все имеют право поступать в университеты [Cohen, 2010]. Реализация этого права сильно усложнилась в связи с в несколько раз увеличившимся количеством абитуриентов при сокращении бюджета на образование и, соответственно, отсутствием увеличения мощностей университетов (рисунки 1 и 2).

Чтобы как-то урегулировать этот процесс, были предложены следующие системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-платформа 'Admission Post Bac' («Прием после БАК» 2009-2017, далее АРВ).

Суть работы интернет-платформы АРВ сводится к следующему:

- обучающийся должен подавать заявку онлайн, в январе-марте выпускного класса, (т.е. за полгода до получения БАК) и подтвердить ее после получения БАК в июле;

- можно подать до 24 заявок, но не более 12 по одному направлению;

- можно указать свои предпочтения (город, вуз);

- программа сама выбирает, куда направлять абитуриента: в случае большого спроса, учитывает семейное положение абитуриента, его географическое расположение, его пожелания;

- если нет другого выбора - алгоритм работает «наугад» (случайный выбор);

У программы APB выявились следующие проблемы:

- наличие так называемых «напряженных»

4 См, например, рейтинг авторитетного журнала «L'Etudiant» (Palmarès : le classement 2018 des prépa // https://www.letu-diant.fr/etudes/classes-prepa/classement-le-palmares-des-pre-pas-de-l-etudiant-11637.html.....)

5 Rollot O. Qui sont les étudiants de prépas, quelles sont leurs qualités // Il y a une vie après le Bac 30.01.2017// http://orientation.blog. lemonde.fr/2017/01/30/qui-sont-les-etudiants-de-prepas/

Таблица 2. Сопоставление основных аспектов онлайн-платформ АРВ и Паркурсюп

Data chart 2. A comparison of the main aspects of online platforms 'Admission Post Bac' and 'Parcoursup'

АРВ Паркурсюп

пожелания 24 пожелания, 10 пожеланий,

которые нужно их нельзя ранжировать

ранжировать

этапы приема 3 этапа + дополнительный 1 этап + дополнительный

места дефицит в 2018 году открыты дополнительно 130 тысяч мест, особенно в тех специальностях, где был дефицит

поступление зависит учитывается уровень

от абитуриента: он должен

специализации соответствовать профилю

в школе специальности (т.н. «attendus»)

специальности абитуриент учитывается уровень

с дефицитом направляется абитуриента: он должен

мест случайным соответствовать профилю

образом специальности

в школе некоторое две недели специальной

количество подготовки, два классных

информации руководителя

во время сдачи процесс отбора процесс отбора останавли-

БАК продолжается вается

окончательное за принимаю- по рекомендации

решение щим вузом педагогического совета

управление не очень ясно процессом управляет

платформой «совет по этике», обещана полная прозрачность

специализаций (formation en tension), где количество мест недостаточно по сравнению со спросом, например, высшее спортивное образование, образование в области искусства, права). В результате каждый год абитуриенты сталкивались со сложностями, например, в июле 2017 года 87 000 абитуриентов еще не знали, где их примут (начало учебного года - сентябрь);

- в случае отсутствия мест абитуриентам предлагали «свободные» места, то есть специализации, не пользующиеся спросом;

- количество абитуриентов увеличивается каждый год на 40-50 тысяч человек при практически не увеличивающемся бюджете высшего образования;

- плохая информированность старшеклассников и родителей;

- плохое «ориентирование» абитуриентов приводит к тому, что лишь 28% студентов успешно проходят первую ступень высшего образования («лисанс») за три года и получают диплом. Треть студентов бросает учебу в ходе или после первого курса. Проблема особо остра среди тех, кто получал БАК по технологической или по профессиональной траектории. В этих случаях процент студентов, успешно закончивших первую ступень высшего об-

разования, падает до 16% и 5%, соответственно [Garcia, 2010].

Платформа Паркурсюп. Осенью 2017 года была анонсирована новая платформа «Parcour-sup», весной 2018 года состоялся ее первый запуск. Ее отличия от платформы АВР изложены в таблице 2:

Новая платформа была встречена, в основном, в штыки, что, впрочем, неудивительно, поскольку такова судьба любых реформ образования во Франции. Следует также учитывать особый контекст «юбилейного» года - в мае исполнилось 50 лет со времен студенческих волнений 1968 года. На 17 апреля 2018 года из 75 университетов 12 были заблокированы бастующими студентами, но к концу мая ситуация выправилась, и экзамены состоялись по расписанию. Главным камнем преткновения новой платформы является слово «attendus». Его можно перевести и как «требования», и более мягко, как «ожидания»: этим словом обозначен требуемый минимум знаний, без которого учеба в данном направлении будет затруднена. Некоторыми это было воспринято как завуалированный отбор.

По данным на начало учебного года (27.08.2018), результаты работы платформы Паркурсюп были следующими: 584 709 человек получили одно или больше предложений, среди них 497 809 его приняли, 86 900 еще не приняли окончательного решения, 167 286 отказались от обучения в университете (несмотря на то, что получили предложения) и закрыли учетную запись. 45 384 человек не получили ни одного ответа или ожидают место и 14 670 получили только отрицательные ответы6.

Обещанная министерством прозрачность обеспечена сайтом7, на котором в режиме реального времени можно наблюдать за процессом распределения мест в университетах между 22 мая и 14 июля. С другой стороны, и это, скорее всего,

Рисунок 3. Где живут студенты, обучающиеся в парижских университетах. Темно-зеленые линии указывают на количество студентов, превышающее 1000 человек, зеленые - от 250 до 1000, светло-зеленые - от 50 до 250, желтые - от 10 до 50 [Renouvel S., Molinier M. 2017:5]

Figure 3. Where students live, studying in the universities of Paris.

Dark green lines indicate the number of students in excess of 1000, green -from 250 to 1000, light green - from 50 to 250, yellow - from 10 to 50 [Renouvel S., Molinier M. 2017:5]

ШЕЯ

Parcoursup : les chiffres en temps réel sur la situation //www.stu-dyrama.com/parcoursup/

parcoursup-les-chiffres-en-temps-reel-sur-la-situation-104679

http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/cid130714/

tableaux-de-bord-des-indicateurs-de-parcoursup.html

Où résident les étudiants qui étudient à Paris ?

I l Métropole du Grand Paris

Nombre de jeunes qui étudient à Paris et qui résident hors de Paris (52 % des étudiants)

Plus de 1000 De 250 à 1000 —De50à250 De10à50

N.B. : Les flux inférieurs à 10 étudiants n'apparaissent pas sur la carte. Source : Insee (recensement de la population 2012)

самое уязвимое место данной системы, плохо разработаны (вернее, совсем не разработаны) критерии отбора кандидатур. Если в случае необходимости выбора между слишком большим количеством кандидатов платформа АРВ использовала алгоритм случайных чисел, что было объектом критики, в рамках платформы Паркурсюп экзаменационные комиссии должны учитывать оценки, полученные в двух последних классах школы по профилирующим предметам, мотивационные письма (хотя, как известно, они не все пишутся самими абитуриентами). Беспокоит отсутствие единой политики: в одних университетах «вручную» рассмотрены документы всех кандидатов (10 000 электронных досье для юридического факультета университета Париж-У), в других - только документы тех, кто после автомати-

ческого рассмотрения оценок оказывается в равной ситуации, в третьих автоматическая обработка оценок учитывает рейтинг школы, где учился абитуриент, и желание устанавливать квоту на иногородних студентов рйотЬош, 2018].

Рисунок 4. Планы на строительство студенческого жилья во Франции в 2014 году***

Figure 4. Plans for the construction of student housing in France in 2014

*** «43000 logements étudiants seront construits d'ici à 2017»// www.lesechos. fr/08/07/2014

Наличие общежития

Дополнительным критерием выбора места учебы во Франции является возможность учиться недалеко от дома, в связи с тем, что в большинстве городов Франции отсутствуют общежития: только 9% студентов ими обеспечены, в Париже - 5%. Приходится либо снимать частное жилье (дорого), либо долго ездить каждый день (утомительно и дорого), либо выбирать университет рядом с домом, либо отказаться от высшего образования [Blavier et al., 2010].

В каждом регионе существует свой CROUS (Centre régional des œuvres universitaires et scolaires - Региональный центр школьных и вузовских дел). Это государственные учреждения, отвечающие за социальную помощь обучающимся (проживание, студенческие столовые, культурная жизнь, прием иностранных студентов). Они есть в каждом т.н. академическом округе8.

С 1955 года именно CR0US управляет

распределением мест в студенческих об- ...........

щежитиях. Общежития стали строить централизовано с 1950-х годов. Они не были привязаны к какому-либо университету (это не общежитие вуза, а общежитие города). Их катастрофически мало, те, которые есть, сильно устарели.

В 1963 году 75 000 студентов получили место в общежитии CROUS, что тогда представляло 50% от числа всех студентов. В конце 1990-х этот процент составлял только 7%, сейчас 9%. В 2014 году у CROUS было 165 000 койко-мест по всей Франции. В Париже в 2001 году было всего лишь 2 000 мест в общежитиях. В 2016 - около 7 000 в 70 различных общежитиях. Была заявлена цель - 10 000 мест к 2020 году. (Для справки: в 2016 году в Париже училось 322 000 студентов, если считать пригородные университеты Париж-10, 11, 13 и 14, то есть то, что называют «Метрополия Большой Париж» - полмиллиона. Студенты «Большого Парижа» представляют 60% всех запросов на студенческое жилье, 4,5% из них - иностранцы). В 2016 году 5% парижских сту-

8 В сфере образования Франция поделена на «академии» (административные территориальные зоны Франции по отношению к образованию), которые не совсем совпадают с регионами. Во главе каждой «академии» стоит «ректор», тогда как во главе университетов стоит «президенты».

Les projets de logement étudiant en France

Chiffres arrondis ^^

Lille ^ 2.200

Amiens #620

Ile-de-France

715

970

I Reims 370 Strasbourg^

Objectif 2017: 42.915

places.

»Nantes

2.000

I Bordeaux

^^ Ly

Lyon

Grenoble 1.300

2.000

Toulouse!

Montpellier

ф 2.310 1.300

Marseille

1.

Ю0

Nice

«LES ÉCHOS- / SOURCE : MINISTÈRE DE L'ENSEIGNEMENT SUPÉRIEUR

дентов проживали в общежитиях (7% - в «Большом Париже»), рисунок 3.

В общежитиях CROUS цена за комнату (от 150 до 350 евро в месяц) и ее минимальные размеры (на практике - от 9 до 32 кв. м) регулируются. Места в этих общежитиях считаются «социальным жильем», они распределяются в первую очередь среди тех, кто нуждается в них по социальным критериям. Университеты могут «бронировать» некоторое количество комнат у CROUS (или у других учреждений, управляющих общежитиями, например, ALJT - ассоциация по размещению молодых рабочих), но не все.

В 2014 году президент Франции Франсуа Олланд обещал строительство 42 915 новых мест общежитий (рисунок 4), но неизвестно, что удалось реализовать до конца его мандата и перешел ли этот приоритет в программу следующего президента.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На данный момент около 20% мест в общежитии отдают иностранным студентам. Остальные студенты находят жилье в частных общежитиях или снимают комнату/квартиру в частном секторе. Знаменитый Международный университетский городок (Cité internationale Universitaire de Paris)

- частное учреждение. На данный момент в нем 5 600 койко-мест, строится дальше. Они предназначены для студентов, молодых ученых, спортсменов и др. Общежитие само распределяет места по своему усмотрению.

Таким образом, согласно публикации министерства Высшего образования, на момент выбора «куда пойти учиться», 27% абитуриентов просили университет вне своей «академии» (административные территориальные зоны Франции по отношению к образованию). Цифра может казаться большой, но нужно помнить, что «академия» и «регион» - разные вещи. Всего 2% обучающихся, проживающих в Париже, стремились учиться не в Париже, а 53% обучающихся, закончивших школы академии Кре-тей (восточный пригород Парижа) устремились в парижскую академию: на самом деле они остались в одном и том же регионе, передвигаясь от дома до университета на общественном транспорте. Таким образом, 77% первокурсников парижской академии закончили школы другой академии, но в большинстве случаев эта мобильность реализуется внутри одного и того же географического региона.

Литература

Blavier P., Solignac M., Weymuller L. L'offre de logement étudiant // Regards croisés sur l'économie, 2011/1, № 9, p. 198-202.

Cohen E. Présentation du système d'enseignement supérieur français // Cahiers du CEFRES, №24, 2010, p. 1-5.

Daverne C., Masy J. Les classes préparatoires aux grandes écoles : entre proximité et prestige // L'Orientation Scolaire et Professionnelle, INETOP, 2012, №41 (4), p. 571-590.

Flacher D., Harari-Kermadec H., Moulin L., Faut-il (vraiment) augmenter les frais d'inscription à l'université ? // Revue française d'économie, 2012/3, Vol. XXVII, p. 145-183.

Garcia S. Déscolarisation universitaire et rationalités étudiantes // Actes de la recherche en sciences sociales, 2010/3, № 183, p. 48-57.

References

Blavier P., Solignac M., Weymuller L. L'offre de logement étudiant // Regards croisés sur l'économie, 2011/1, № 9, p. 198-202. In French

Cohen E. Présentation du système d'enseignement supérieur français // Cahiers du CEFRES, № 24, 2010, p. 1-5. In French Daverne C., Masy J. Les classes préparatoires aux grandes écoles : entre proximité et prestige // L'Orientation Scolaire et Professionnelle, INETOP, 2012, № 41 (4), p. 571-590. In French Flacher D., Harari-Kermadec H., Moulin L., Faut-il (vraiment) augmenter les frais d'inscription à l'université ? // Revue française d'économie, 2012/3, Vol. XXVII, p. 145-183. In French Garcia S. Déscolarisation universitaire et rationalités étudiantes // Actes de la recherche en sciences sociales, 2010/3, № 183, p. 48-57. In French

Выводы

Для правильной оценки критериев выбора университета французскими абитуриентами необходимо учесть следующие, специфические для Франции критерии [см. также Orange, 2012]:

- юридическую базу в виде права на высшее образование и его трактовку;

- организацию среднего образования, его специ-ализированность;

- организацию высшего образования, наличие двух траекторий - университеты vs высшие школы;

- рост спроса на услуги высшего образования, рост количества студентов и отсутствие роста бюджетных ассигнований;

- реформу системы автоматизированного зачисления в университеты в 2018 году;

- низкое обеспечение общежитиями большинства французских городов.

При этом следует учитывать и такие аспекты, как репутация университета, семейные традиции, финансовый аспект или соображения безопасности и комфорта, которые играют роль в любой другой стране.

Lemêtre C. , Orange S. Les bacheliers professionnels face à Admission Post-Bac (APB) : « logique commune » versus « logique formelle » de l'orientation // Revue française de pédagogie, 2017, № 198, p. 49-60.

Renouvel S., Molinier M. Les étudiants dans la métropole du Grand Paris // APUR, août 2016, №109, p. 5.

Orange S, Interroger le choix des études supérieures. Les leçons d'un « raté » d'enquête // Genèses, 2012/4, №89, p. 112-127.

Stromboni C. Parcoursup: un vrai casse-tête pour les facs de droit // Le Monde, mardi 8 mai 2018, p. 9.

Tronchet G. Universités et grandes écoles : perspectives historiques sur une singularité française // Regards croisés sur l'économie, 2015, № 16, p.37-50.

Lemêtre C. , Orange S. Les bacheliers professionnels face à Admission Post-Bac (APB) : 'logique commune' versus 'logique formelle' de l'orientation // Revue française de pédagogie, 2017, № 198, p. 49-60. In French Orange S, Interroger le choix des études supérieures. Les leçons d'un 'raté' d'enquête // Genèses, 2012/4, № 89, p. 112-127. In French

Renouvel S., Molinier M. Les étudiants dans la métropole du Grand

Paris // APUR, août 2016, №109, p. 5. In French Stromboni C. Parcoursup: un vrai casse-tête pour les facs de droit //

Le Monde, mardi 8 mai 2018, p. 9. In French Tronchet G. Universités et grandes écoles : perspectives historiques sur une singularité française // Regards croisés sur l'économie, 2015, № 16, p. 37-50. In French

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.