Научная статья на тему 'Факторы, определяющие социально-психологический климат трудового коллектива (обзор литературы)'

Факторы, определяющие социально-психологический климат трудового коллектива (обзор литературы) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
6811
593
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ / КОЛЛЕКТИВ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CLIMATE / TEAM / TEAM WORK / EFFICIENCY OF LABOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шкердина Алла Александровна

В статье анализируются факторы, обуславливающие социально-психологический климат. Рассматриваются свойства личности, индивидуальные особенности, необходимые для формирования положительного социально-психологического климата коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шкердина Алла Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors Determining the Social and Psychological the Climate of the Team (literature review)

The article analyses the factors that determine social and psychological climate. Attention is drawn to the personality traits and individual characteristics necessary for the formation of a positive social and psychological climate of the team.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие социально-психологический климат трудового коллектива (обзор литературы)»

DOI: 10.17805/trudy.2018.4.11

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА (ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ)

А. А. Шкердина Московский гуманитарный университет

Аннотация: В статье анализируются факторы, обуславливающие социально-психологический климат. Рассматриваются свойства личности, индивидуальные особенности, необходимые для формирования положительного социально-психологического климата коллектива.

Ключевые слова: социально-психологический климат; коллектив; совместная деятельность; эффективность трудовой деятельности

FACTORS DETERMINING THE SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL THE CLIMATE

OF THE TEAM (LITERATURE REVIEW)

A. A. Shkerdina Moscow University for the Humanities

Abstract: The article analyses the factors that determine social and psychological climate. Attention is drawn to the personality traits and individual characteristics necessary for the formation of a positive social and psychological climate of the team.

Keywords: social and psychological climate; team; team work; efficiency of labor activity

В современных условиях все больше внимания уделяется такому явлению как социально-психологический климат коллектива. На протяжении многих лет эта проблема, как и сейчас, оставалась актуальной из-за возрастающих требований к уровню психологической включенности человека в его трудовую деятельность, усложнением психической жизнедеятельности людей, и постоянным ростом их притязаний.

Психологический климат, по определению Ю. П. Платонова, «это комплексное эмоционально-психологическое состояние коллектива, отражающее степень удовлетворенности работников различными факторами жизнедеятельности» (Платонов, 2004: 312). Так же он отмечал, что «основными показателями социально-психологического климата трудового коллектива являются стремление к сохранению целостности группы, совместимость, сработанность, сплоченность, контактность, открытость, ответственность (Платонов, 2007: 23).

В своем труде социально-психологический климат коллектива и личность В. В. Бойко, А. Г. Ковалёв, В. Н. Панфёров обращают внимание на то, что «сущность каждого человека открывается только в связях с другими людьми и реализуется в формах коллективного взаимодействия, в процессах общения, а самооценка выступает в качестве группового эффекта, как одна из форм проявления социально-психологического климата» (Бойко, Ковалев, Панферов, 1983: 11).

Оценка себя и своего положения в обществе порождает чувство удовлетворенности, или наоборот недовольства собой или окружающими. Подобные переживания отражаются на психологическом состоянии человека, его мыслях и чувствах. А так как человек являет собой часть общего и целого, то можно говорить о том, что психологическое состояние каждого человека создает психологический фон коллектива. Каждый человек, относящийся к социальной группе, и участвуя в совместной трудовой деятельности, оказывает влияние на многие стороны жизни коллектива, в том числе и на его социально-психологический климат. Также человек имеет свои индивидуальные и психологические особенности. И в зависимости от того, каким он является, он может оказывать положительное или отрицательное воздействие на коллектив.

Профессор И. С. Кон обращает внимание на то, что развитие и становление трудового коллектива проходит несколько этапов. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. От того, как человек входит в новый коллектив, насколько позитивный контакт он сможет установить, зависит его дальнейшие взаимоотношения с членами группы.

На следующем этапе, когда из членов группы складывается коллектив во всем многообразии его проявлений, важное значение приобретает каждая личность с ее особенностями. Каждый человек является носителем определенных личностных качеств, установок, и социальных норм, и выступает как объект эмоционального общения (Кон, 1991).

В своей книге Г. П. Предвечный и Ю. А. Шерковин отмечают, что, выступая элементом общественной системы, каждый коллектив и каждый его участник оказываются частью, сохраняющей в себе черты целого, присущего всему обществу, поэтому психологический климат не возникает сам по себе, в изоляции от деятельности других групп, составляющих общество. Позитивный психологический климат связан, прежде всего, с определенной направленностью коллектива и с ощущением продвижения в избранном направлении, с успехами коллектива (Социальная психология ... , 1975).

Рассматривая основные факторы социально-психологического климата, следует отметить, что любая группа функционирует, имея перед собой определенные цели. Поэтому состояние психологического климата в ней не

может не зависеть от того, насколько успешно протекает совместная деятельность. Как отмечает Т. Галкина, огромное значение для формирования социально-психологического климата трудового коллектива, имеет осознание каждого человека общих целей с целями места, где они работают. Она отмечает, что в том случае, когда каждый работник всецело предан своей организации, ее целям, это позитивно влияет на работу этой организации. Также она обращает внимание на то, что если социально-психологический климат коллектива является позитивным, «сильным» и «правильным», то каждый член этого коллектива сам хочет сделать то, что должен делать. «Люди энергично и с энтузиазмом выполняют их работу, потому что они рассматривают цели организации как свои цели, к которым необходимо стремиться. Им не нужно постоянно говорить, что делать и когда делать, они видят, что должно быть сделано и хотят это сделать хорошо», — пишет она в своей работе (Галкина, 2009: 38).

Говоря о факторах, обуславливающих психологический климат в коллективе, можно заметить, что не все они находятся внутри коллектива. Исследователи выделяют факторы макросреды и микросреды.

Я. Л. Коломинский, говоря о факторах макросреды, отмечает, что это так называемые воздействия со стороны: особенности современного этапа социально-экономического развития страны, деятельность организаций, руководящих данным коллективом, его органов управления и самоуправления, общественных организаций и т. д. (Коломинский, 2000).

Организации, которые руководят каждым предприятием, будь то школа или промышленное предприятие, осуществляют управленческие воздействия извне, поэтому являются самым важным фактором макросреды, влияющим на социально-психологический климат коллектива.

Как отмечает А. В. Морозов, «организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствии с потребностями общества, осуществляют определенные управленческие воздействия, что является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат коллектива. В русле этих управленческих воздействий органы управления и самоуправления предприятия направляют и конкретизируют функционирование коллективов»(Морозов, 2000: 226).

Под факторами микросреды подразумеваются материальное и духовное окружение каждого члена коллектива.

А. В. Морозов обращал внимание на то, что «важной группой факторов микросреды, влияющих на социально-психологический климат трудового коллектива, является предметно-вещная сфера его деятельности, то есть весь комплекс технических, технологических, санитарно-гигиенических и организационных элементов, которые входят в понятие "производствен-

ная (рабочая) ситуация"» (там же: 153). Происходящие в группе явления и процессы, заслуживают пристального внимания, так как они так же являются отражением человеческой микросреды.

Вместе с тем, по утверждению Морозова, огромное влияние на социально-психологический климат коллектива оказывают неформальные отношения на работе, и вне нее. Сотрудничество, доверие, взаимовыручка и взаимопомощь, формируют положительный социально-психологический климат коллектива, в то время как недоброжелательная атмосфера, конфликты, приводят к стрессовым ситуациям, и как следствие к неблагоприятному социально-психологическому климату коллектива.

Но говоря о формальной и неформальной структурах взаимоотношений, А. В. Морозов отмечает, что очень важно учитывать не столько их специфику, сколько конкретное соотношение. Чем выше единство этих структур, тем более позитивные воздействия происходят в плане формирования климата коллектива (Морозов, 2000).

Еще один фактор, влияющий на социально-психологический климат коллектива, это индивидуальные психологические особенности каждого члена группы. Настроение человека, его поведение, предпочтения, личное мнение — все это является важным при формировании социально-психологического климата. И коллектив — это не просто сумма этих особенностей, а новое образование.

Исследователь В. И. Петрушин к индивидуальным особенностям личности относит дисциплинированность, ответственность, принципиальность, общительность, культуру поведения, а также активность во взаимоотношениях. Эти особенности способны оказать положительное влияние на формирование социально-психологического климата коллектива. Отрицательное влияние на социально-психологический климат оказывают люди эгоистичные, бестактные, не умеющие в силу своих индивидуальных особенностей найти общий язык с коллективом, безответственные и так далее. Так же он отмечает, что важную роль играет подготовленность человека к трудовой деятельности. То есть знания, умения и навыки каждого человека. Чем выше профессиональная компетентность человека, тем больше он служит примером для других людей, способствуя в свою очередь повышению профессионализма и мастерства работающих с ним людей (Петрушин, 1996).

Как отмечает В. И. Маслов, огромное значение для формирования социально-психологического климата имеют не только психологические качества всех его членов, а также эффект сочетания этих качеств. От уровня психологической совместимости членов коллектива зависит его климат (Маслов, 2004).

По утверждению Ю. П. Платонова, среди факторов, оказывающих влияние на социально-психологический климат коллектива, отдельно выделяют такой феномен, как «климатическое возмущение». В результате изменения условий касающихся жизнедеятельности коллектива, или изменения условий взаимодействия между членами коллектива, как в целом, так и между отдельными его членами, возникает «климатическое возмущение». В зависимости от настроения каждого члена коллектива выделяют «стени-ческие» или «астенические» «климатические возмущения». Основными характеристиками уровня стрессоустойчивости людей в совместной трудовой деятельности, уровня морального развития членов трудового коллектива, социально-психологического климата коллектива, является то, насколько длительными, содержательными, и эмоциональными могут быть «климатические возмущения». Эмоциональный настрой, который преобладает в коллективе, не постоянен не только на протяжении рабочего дня, но и в течение более длительного времени (Платонов, 2003).

Удовлетворенность отношениями на работе, сплоченность коллектива зависит от того, насколько близки представления работников о жизнедеятельности коллектива, насколько редко возникают в коллективе «климатические возмущения», и насколько удовлетворительны отношения между членами группы.

Также, по мнению В. М. Литвинова, одним из основных факторов, влияющих на социально-психологический климат организации, можно назвать личность руководителя. Стиль и методы руководства, личностные качества, авторитет руководителя играют важную роль при формировании благоприятного социально-психологического климата коллектива (Литвинов, 2004).

Социально-психологический климат, как результат совместной деятельности членов трудового коллектива, проявляется в таких групповых эффектах, как настроение коллектива, его мнение, индивидуальное самочувствие его членов. Эти эффекты выражаются в отношениях членов коллектива между собой и в отношении к коллективу вообще. Пол, возраст, профессия, образование, социальный статус, национальность, все это, и многое другое оказывает огромное влияние на формирование социально-психологического климата каждого трудового коллектива. Каждый член коллектива, это отдельная личность. Психологические особенности личности могут как поспособствовать, так и помешать формированию чувства общности, таким образом, влияют на формирование социально-психологического климата коллектива. Формирование благоприятного социально-психологического климата коллектива позволяет создать условия для развития его психологических резервов, способствующих более полной реализации, и таким образом влияющий на трудовую деятельность любого предприятия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бойко, В. В., Ковалев, А. Г., Панферов, В. И. (1983) Социально-психологический климат коллектива и личность. М. : Академия. 207 с.

Галкина, Т. (2009) Организационные изменения: чем может помочь организационная культура // Кадровик. Кадровый менеджмент. № 3. С. 38-43.

Коломинский, Я. Л. (2000) Психология взаимоотношений в малых группах : учеб. пособие. М. : ТетраСистемс. 105 с.

Кон, И. С. (1991) Психология ранней юности. М. : Просвещение. 143 с.

Литвинов, В. Н. (2004) Психологический климат и экономические показатели. Социальные проблемы труда и образования. М. : Просвещение. 112 с.

Маслов, В. И. (2004) Перспективы развития стратегического управления персоналом в России [Электронный ресурс] // Менеджмент в России и за рубежом. № 1. URL: http://www.mevriz.ru/artides/2004/1/3302.html (дата обращения: 12.07.2018).

Морозов, А. В. (2000) Деловая психология. Курс лекций : учебник для высших и средних специальных учебных заведений. СПб. : Издательство Союз. 576 с.

Петрушин, В. И. (1996) Психология менеджмента. М. : Институт практической психологии. 352 с.

Платонов, Ю. П. (2003) Психология поведения человека в группе. СПб. : Питер. 213 с.

Платонов, Ю. П. (2004) Основы социальной психологии. СПб. : Речь. 452 с.

Платонов, Ю. П. (2007) Психологические феномены поведения персонала в группах и организациях. В 2 т. Т 2. М. : Речь. 488 с.

Социальная психология. Краткий очерк. (1975) / под общ. ред. Г. П. Предвечного и Ю. А. Шерковина. М. : Политиздат. 319 с.

Дата поступления: 10.08.2018 г.

Шкердина Алла Александровна — аспирантка кафедры педагогики и психологии высшей школы Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Россиия, г. Москва, ул. Юности, д. 5. Тел.: +7 (499) 374-74-59. Эл. адрес: pp.mosgu@mail.ru. Научный руководитель — д-р пед. н., проф. В. А. Ситаров.

Shkerdina Alla Aleksandrovna, Postgraduate Student, Department of Pedagogy and Psychology of Higher School, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (499) 374-74-59. E-mail: pp.mosgu@mail.ru. Scientific Advisor - V. A. Sitarov, Doctor of Pedagogy, Professor.

Для цитирования:

Шкердина А. А. Факторы, определяющие социально-психологический климат трудового коллектива (обзор литературы) [Электронный ресурс] // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 4. URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/view/815 (дата обращения: дд.мм.гг.). DOI: 10.17805/trudy.2018.4.11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.