Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ ИЗ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ ИЗ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ МЕТОДИКА / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНКИ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ / ВЫСОКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волков Алексей Павлович

В статье выявлены факторы, определяющие необходимость использования состязательноигровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою. К ним относятся: высокая эффективность применения состязательно-игровой методики в тренировочном процессе по рукопашному бою девочек из группы начальной подготовки; необходимость расширения средств и методов тренировки юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки; направленность применения состязательно-игровой методики на решение конкретных задач подготовки юных спортсменок по рукопашному бою; необходимость повышения интереса к тренировочным занятиям у юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки; направленность содержания применения состязательно-игровой методики на более эффективное повышение функциональных показателей; наличие высокой мотивации к занятиям у юных спортсменок по рукопашному бою в ходе применения состязательноигровой методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волков Алексей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS THAT DETERMINE THE NEED TO USE COMPETITIVE AND GAME METHODOLOGY IN THE PROCESS OF TRAINING YOUNG ATHLETES IN HAND-TO-HAND COMBAT FROM THE INITIAL TRAINING GROUP

The article identified factors that determine the need to use competitive and game techniques in the process of training girls from the initial training group in hand-to-hand combat. These include: high efficiency of the use of competitive and game techniques in the training process for hand-to-hand combat of girls from the initial training group; the need to expand the means and methods of training young athletes in hand-to-hand combat from the initial training group; the focus of the application of competitive and game methods to solve specific problems of training young athletes in hand-to-hand combat; the need to increase interest in training sessions among young hand-to-hand combat athletes from the initial training group; focusing the content of the application of the competitive-game technique on a more effective increase in functional indicators; the presence of high motivation for classes among young athletes in handto- hand combat during the application of the competitive and game methodology

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ ИЗ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Таким образом, нами были определены основные особенности и различия команд от коллектива, условия и особенности взаимодействия в них, мы определили, что общего в командах, проектных и спортивных коллективах, в чём заключается потенциал учебной и внеучебной деятельности, и как его использовать для формирования коллективного взаимодействия студентов военизированных образовательных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н.А. Избранные труды по биомеханике и кибернетике (Классическое научное наследие. Физическая культура). - Москва : ТВТ Дивизион, 2017. - 328 с.

2. Роб Янг. Сила личности. Как влиять на людей и события / Роб Янг. - 2009. - URL: https://www.litres.ru/rob-yang/sila-lichnosti-kak-vliyat-na-ludey-i-sobytiya-11080175/ (дата обращения: 01.04.2022).

3. Сараф М.Я. Эстетика спорта / М.Я. Сараф. - Москва : Знание, 1978. - 64 с.

4. Столяров В. Философия спорта и телесности человека. Книга I. Введение в мир философии спорта и телесности человека. - Москва : Litres, 2017. - 766 с.

5. Столяров В. Введение в социологию спорта, физической культуры и физкультурной двигательной деятельности. - Москва : Litres, 2017. - 450 с.

REFERENCES

1. Bernstein, N.A. (2017), Selected works on biomechanics and cybernetics, TVT Division, Moscow.

2. Rob Young. (2009), The power of personality. How to influence people and events, available at: https://www.litres.ru/rob-yang/sila-lichnosti-kak-vliyat-na-ludey-i-sobytiya-11080175/.

3. Saraf, M.Ya. (1978), Aesthetics of sports, Knowledge, Moscow.

4. Stolyarov, V. (2017), Philosophy of sport and human physicality. Book I. Introduction to the world ofphilosophy of sports and human physicality, Liters, Moscow.

5. Stolyarov, V. (2017), Introduction to the sociology of sports, physical culture and physical culture motor activity, Liters, Moscow.

Контактная информация: Wolkow.70.@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2022

УДК 796.89

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ ИЗ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Алексей Павлович Волков, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье выявлены факторы, определяющие необходимость использования состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою. К ним относятся: высокая эффективность применения состязательно-игровой методики в тренировочном процессе по рукопашному бою девочек из группы начальной подготовки; необходимость расширения средств и методов тренировки юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки; направленность применения состязательно-игровой методики на решение конкретных задач подготовки юных спортсменок по рукопашному бою; необходимость повышения интереса к тренировочным занятиям у юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки; направленность содержания применения состязательно-игровой методики на более эффективное повышение функциональных показателей; наличие высокой мотивации к занятиям у юных спортсменок по рукопашному бою в ходе применения состязательно-игровой методики.

Ключевые слова: факторы; состязательно-игровая методика; юные спортсменки по рукопашному бою; высокая эффективность; группа начальной подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p94-98

FACTORS THAT DETERMINE THE NEED TO USE COMPETITIVE AND GAME METHODOLOGY IN THE PROCESS OF TRAINING YOUNG ATHLETES IN HAND-TO-HAND COMBAT FROM THE INITIAL TRAINING GROUP

Alexey Pavlovich Volkov, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Abstract

The article identified factors that determine the need to use competitive and game techniques in the process of training girls from the initial training group in hand-to-hand combat. These include: high efficiency of the use of competitive and game techniques in the training process for hand-to-hand combat of girls from the initial training group; the need to expand the means and methods of training young athletes in hand-to-hand combat from the initial training group; the focus of the application of competitive and game methods to solve specific problems of training young athletes in hand-to-hand combat; the need to increase interest in training sessions among young hand-to-hand combat athletes from the initial training group; focusing the content of the application of the competitive-game technique on a more effective increase in functional indicators; the presence of high motivation for classes among young athletes in hand-to-hand combat during the application of the competitive and game methodology.

Keywords: factors; adversarial and game methodology; young athletes in hand-to-hand combat; high efficiency; initial training group.

В настоящее время в тренировочном процессе по рукопашному бою девочек из группы начальной подготовки возникла проблема повышения интенсификации их подготовки. По мнению многих ученых, основным средством повышения интенсификации подготовки юных спортсменок по рукопашному бою является применение состязательно-игровой методики в тренировочном процессе.

Это позитивно сказывается на динамичности развития физических качеств, формировании технических навыков у юных спортсменок по рукопашному бою, повышении эффективности тренировочного процесса.

Данная тенденция в совершенствовании тренировочного процесса юных спортсменок по рукопашному бою требует внесения значительных изменений в содержание их подготовки. Применение состязательно-игровой методики в тренировочном процессе по рукопашному бою девочек из группы начальной подготовки должно иметь свое методическое обеспечение. Особенно актуален этот вопрос на ранних стадиях подготовки юных спортсменок по рукопашному бою. На данном этапе возникает необходимость в эффективном применении состязательно-игровой методики в тренировочном процессе юных спортсменок по рукопашному бою.

В специальной литературе по рукопашному бою распространено понимание применения состязательно-игровой методики в тренировочном процессе девочек из группы начальной подготовки. Системный анализ применения состязательно-игровой методики в тренировочном процессе позволяет расширить представление о повышении интенсификации подготовки спортсменов. [1].

Исследования, проведенные в данном направлении, свидетельствуют, что применение состязательно-игровой методики в тренировочном процессе по рукопашному бою девочек из группы начальной подготовки глубоко не изучено по содержательным характеристикам, целевым и структурным элементам.

Применение состязательно-игровой методики способствует более эффективному развитию физических качеств, формированию технических навыков у юных спортсменок по рукопашному бою. Вместе с тем, не разработана педагогическая модель применения

состязательно-игровой методики в тренировочном процессе по рукопашному бою девочек из группы начальной подготовки, не обоснованы организационно-дидактические условия, необходимые для ее реализации. Не установлены факторы, определяющие необходимость использования состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою.

По данной причине страдает эффективность применения состязательно-игровой методики в тренировочном процессе по рукопашному бою девочек из группы начальной подготовки. Не определен набор специализированных технических действий, компонентов двигательной активности, которые должны быть доведены до автоматизма у юных спортсменок по рукопашному бою в тренировочном процессе.

Таким образом, применение состязательно-игровой методики должно быть направлено улучшение содержания двигательной подготовки юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки.

В рукопашном бое разнообразный характер технических действий способствует возникновению сложных ситуаций, в которых важна быстрота ее оценки и правильный выбор ответного действия в условиях дефицита времени. Установлено, что формирование данного навыка у юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки происходит более эффективно с применением состязательно-игровой методики в тренировочном процессе.

В литературе применение состязательно-игровой методики в тренировочном процессе трансформируется в типовые упражнения и моделирование элементов соревновательной деятельности. [1].

Моделирование элементов деятельности в поединках определяется необходимостью переработки информации в различных условиях соревновательной деятельности. Поэтому подбор упражнений и применение состязательно-игровой методики должны учитывать возрастные и гендерные особенности юных спортсменок по рукопашному бою.

Таким образом, актуальность данного исследования вызвана наличием противоречия между существующей объективной потребностью в хорошо физически и технически подготовленных юных спортсменках по рукопашному бою с одной стороны и необходимостью повышения качества тренировочного процесса по рукопашному бою девочек из группы начальной подготовки с другой стороны. Это можно сделать за счет применения состязательно-игровой методики в тренировочном процессе юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки. Однако не разработана педагогическая модель применения состязательно-игровой методики в тренировочном процессе по рукопашному бою девочек из группы начальной подготовки, не обоснованы организационно -дидактические условия, необходимые для ее реализации. Не установлены факторы, определяющие необходимость использования состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою. Поэтому выявление факторов, определяющих необходимость использования состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою, является важной педагогической целью.

Для достижения этой цели проводился опрос тренеров по рукопашному бою. К исследовательской работе было привлечено 38 испытуемых. Результаты этого исследования представлены в таблице. В ходе проведенного исследования были выявлены факторы, определяющие необходимость использования состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою. К ним относятся: высокая эффективность применения состязательно-игровой методики в тренировочном процессе по рукопашному бою девочек из группы начальной подготовки; необходимость расширения средств и методов тренировки юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки; направленность применения состяза-

тельно-игровой методики на решение конкретных задач подготовки юных спортсменок по рукопашному бою; необходимость повышения интереса к тренировочным занятиям у юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки; направленность содержания применения состязательно-игровой методики на более эффективное повышение функциональных показателей; наличие высокой мотивации к занятиям у юных спортсменок по рукопашному бою в ходе применения состязательно-игровой методики.

Таблица - Факторы, определяющие необходимость применения состязательно-игровой методики в процессе тренировки юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки (п=38)

Ранг Факторы Ранговый показатель (в %)

1 Высокая эффективность применения состязательно-игровой методики в тренировочном процессе по рукопашному бою девочек из группы начальной подготовки 28,2

2 Необходимость расширения средств и методов тренировки юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки 21,8

3 Направленность применения состязательно-игровой методики на решение конкретных задач подготовки юных спортсменок по рукопашному бою 17,1

4 Необходимость повышения интереса к тренировочным занятиям у юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки 12,9

5 Направленность содержания применения состязательно-игровой методики на более эффективное повышение функциональных показателей 10,7

6 Наличие высокой мотивации к занятиям у юных спортсменок по рукопашному бою в ходе применения состязательно-игровой методики 9,3

Высокая эффективность применения состязательно-игровой методики в тренировочном процессе по рукопашному бою девочек из группы начальной подготовки была определена в роли наиболее значимого фактора. Данный фактор, по мнению респондентов, является наиболее значимым и определяющим необходимость использования состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою.

Вторым по значимости фактором, определяющим необходимость использования состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою, является необходимость расширения средств и методов тренировки для юных спортсменок. Расширение средств и методов тренировки для юных спортсменок по рукопашному бою является одной из наиболее сложных задач тренировочного процесса.

Важным фактором, по мнению респондентов, является направленность применения состязательно-игровой методики на решение конкретных задач подготовки юных спортсменок по рукопашному бою. Такими задачами являются развитие физических качеств и формирование технических навыков у юных спортсменок по рукопашному бою. Поэтому направленность применения состязательно-игровой методики на решение конкретных задач подготовки юных спортсменок по рукопашному бою является ценным фактором, определяющим необходимость использования состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки.

Применение состязательно-игровой методики вызвано необходимостью повышения интереса к тренировочным занятиям у юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки. Практика показала, что применение состязательно -игровой методики в ходе тренировочного процесса значительно повышает интерес к тренировочным занятиям у юных спортсменок по рукопашному бою из группы начальной подготовки. Кроме того, по мнению респондентов, направленность содержания применения состязательно-игровой методики на более эффективное повышение функциональных показателей и наличие высокой мотивации к занятиям у юных спортсменок по рукопашному бою в ходе применения состязательно-игровой методики также определяют необхо-

димость ее использования в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою.

ВЫВОД

Проведенные исследования свидетельствуют о необходимости учета выявленных факторов, определяющих необходимость использования состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин, А. Показатели военно-профессиональной направленности кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России, занимающихся полиатлоном / А.Э. Болотин, О.В. В.В. Бакаев, В.В. Челядинов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 3. - С. 15-22.

REFERENCES

1. Bolotin A.E., Bakayev V.V. and Chelyadinov V.V. (2016), "Indicators of the militaryprofessional orientation of cadets of educational institutions of the border bodies of the FSB of Russia engaged in polyathlon", Izvestia of Tula State University. Physical education. Sport, No.3, pp. 15-22.

Контактная информация: ap_volkov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.05.2022

УДК 796.912.082.2

ВАРИАТИВНОСТЬ ПОДХОДОВ К ОБУЧЕНИЮ ЭЛЕМЕНТА «ТОДЕС» В ПАРНОМ ФИГУРНОМ КАТАНИИ НА ЭТАПЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА

Наталия Александровна Волыхина, кандидат пелагических наук, доцент, Оксана Борисовна Казакова, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В работе определены средства и вариации подходов обучения элементу «тодес» в тренировочном процессе, позволяющие качественно и более надёжно им овладевать. Научная новизна работы заключается в разработанном комплексе подводящих упражнений для повышения эффективности освоения и совершенствования элемента «тодес» спортивными парами в фигурном катании на этапе совершенствования спортивного мастерства. Результатом работы явилось систематизация и классификация существующих подходов к обучению элемента «тодес» в фигурном катании, что позволило выделить индивидуальные подводящие упражнения и парные.

Ключевые слова: парное катание, комплекс упражнений, тодес, вариативность подходов к обучению.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p98-102

VARIABILITY OF APPROACHES TO TEACHING THE "TODES" ELEMENT IN PAIR FIGURE SKATING AT THE STAGE OF IMPROVING SPORTS SKILLS

Natalia Aleksandrovna Volykhina, the candidate of pedagogic sciences, docent, Oksana Borisovna Kazakova, the docent, Lesgaft National state University of physical culture, sport

and health, St. Petersburg

Abstract

The paper defines the means and variations of approaches to teaching the element "todes" in the training process, allowing you to master it qualitatively and more reliably. The scientific novelty of the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.