Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ ИЗ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ ИЗ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВАЯ МЕТОДИКА / ЮНЫЕ СПОРТСМЕНКИ ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ / ВЫСОКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ГРУППА НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Волков Алексей Павлович

В статье обоснованы педагогические условия, необходимые для применения состязательно -игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою. К ним относятся: разработка модели тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою с применением состязательно-игровой методики; направленность тренировочных воздействий на развитие двигательных способностей у девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою. Значимыми условиями являются: оптимальное дозирование величины нагрузки при применении состязательно-игровой методики в тренировочном процессе; соблюдение основных принципов спортивной тренировки при применении состязательно-игровой методики; повышение эмоциональности тренировочных занятий в ходе применения состязательно-игровой методики; направленность тренировки на развитие физических качеств, необходимых для успешного ведения поединков по рукопашному бою.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Волков Алексей Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR APPLICATION OF COMPETITIVE AND GAME METHODOLOGY IN PROCESS OF TRAINING OF YOUNG ATHLETES IN HAND-TO-HAND COMBAT FROM INITIAL TRAINING GROUP

The article justifies the pedagogical conditions necessary for the use of competitive and playing techniques in the process of training girls from the initial training group in hand-to-hand combat. These include: developing the model for training girls from the initial training group in hand-to-hand combat by using the adversarial and game technique; focus of training effects on the development of motor abilities in girls from the group of initial training in hand-to-hand combat. Significant conditions are: the optimal dosing of the load value when using the competitive and game technique in the training process; the observance of the basic principles of sports training when using the competitive and game methodology; the increased emotionality of training sessions in the course of application of competitive and game techniques; the focus of training on the development of physical qualities necessary for the successful conduct of fights in hand-to-hand combat.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ ИЗ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Результат исследования, позволяет констатировать, о том, что настольные якутские национальные игры имеют эффективность в развитии физических качеств у студентов специальной медицинской группы, проживающих в данном регионе.

ВЫВОДЫ

Результаты эксперимента показали, что якутские национальные настольные игры влияют не только психоэмоциональное состояние, но и на развитие физических качеств. Положительное психоэмоциональное состояние, которое получают студенты во время занятий настольными играми, повышают интерес к дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», что отражается на посещаемости. Известно из многих исследований: повышение положительного психоэмоционального состояния у человека отражается на выработке гормонов, которые влияют на общее состояние организма. Таким образом, внедрение видов упражнений, игр региона позволяет использовать адаптированные веками национальное средство физической культуры в учебном процессе, научно-исследовательской деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Максимова, О.А. Основы самобытного физического воспитания эвенков : монография / О.А. Максимова. - Якутск : Изд. дом СВФУ, 2012. - 217 с.

2. Роббек, Г.А. Лексика физической культуры эвенов : дис ... канд. филол. наук / Роббек Гаврил Васильевич. - Санкт-Петербург, 2008. - 179 с.

3. Шамаев Н.К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций : учебное пособие / Н.К. Шамаев. - Якутск : ЯГУ им. М.К. Аммосова, 2009. - 95 с.

REFERENCES

1. Maksimova, O.A. (2012), Fundamentals of original physical education evenkov, North-Eastem Federal University, Yakutsk.

2. Robbek, G.A. (2008), Vocabulary of physical culture of the Evens, dissertation, St. Petersburg.

3. Shamaev, N.K. (2009), Family physical education based on national traditions : textbook, North-Eastern Federal University, Yakutsk.

Контактная информация: vasmariiv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.05.2022

УДК 796.89

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ СОСТЯЗАТЕЛЬНО-ИГРОВОЙ МЕТОДИКИ В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОК ПО РУКОПАШНОМУ БОЮ ИЗ ГРУППЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Алексей Павлович Волков, аспирант, Высшая школа спортивной педагогики, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

Аннотация

В статье обоснованы педагогические условия, необходимые для применения состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою. К ним относятся: разработка модели тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою с применением состязательно-игровой методики; направленность тренировочных воздействий на развитие двигательных способностей у девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою. Значимыми условиями являются: оптимальное дозирование величины нагрузки при применении состязательно-игровой методики в тренировочном процессе; соблюдение основных принципов спортивной тренировки при применении состязательно-игровой методики;

повышение эмоциональности тренировочных занятий в ходе применения состязательно-игровой методики; направленность тренировки на развитие физических качеств, необходимых для успешного ведения поединков по рукопашному бою.

Ключевые слова: педагогические условия; состязательно-игровая методика; юные спортсменки по рукопашному бою; высокая эффективность; группа начальной подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p82-85

PEDAGOGICAL CONDITIONS NECESSARY FOR APPLICATION OF COMPETITIVE AND GAME METHODOLOGY IN PROCESS OF TRAINING OF YOUNG ATHLETES IN HAND-TO-HAND COMBAT FROM INITIAL TRAINING

GROUP

Alexey Pavlovich Volkov, the post-graduate student, Higher School of Sports Pedagogy, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

Abstract

The article justifies the pedagogical conditions necessary for the use of competitive and playing techniques in the process of training girls from the initial training group in hand-to-hand combat. These include: developing the model for training girls from the initial training group in hand-to-hand combat by using the adversarial and game technique; focus of training effects on the development of motor abilities in girls from the group of initial training in hand-to-hand combat. Significant conditions are: the optimal dosing of the load value when using the competitive and game technique in the training process; the observance of the basic principles of sports training when using the competitive and game methodology; the increased emotionality of training sessions in the course of application of competitive and game techniques; the focus of training on the development of physical qualities necessary for the successful conduct of fights in hand-to-hand combat.

Keywords: pedagogical conditions, adversarial and game methodology, young athletes in hand-to-hand combat, high efficiency, initial training group.

Современный тренировочный процесс по рукопашному бою с девочками из группы начальной подготовки организован недостаточно эффективно. Это обусловлено недостаточным применением состязательно-игровой методики. Такой подход к организации тренировочного процесса по рукопашному бою, с девочками из группы начальной подготовки в значительной степени замедляет рост их спортивного мастерства и развития у них физических качеств.

Исследования по применению состязательно-игровой методики показали, что юные спортсмены быстрее достигали лучших результатов в развитии двигательных способностей [2]. Анализ научных работ по рукопашному бою с девочками из группы начальной подготовки показал, что главной целью должно стать эффективное развитие двигательных способностей у юных спортсменок по рукопашному бою.

Подготовка девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою должна быть тесно связана с целями и задачами спортивной тренировки, которые должны обеспечивать высокий рост спортивного мастерства. Целью спортивной тренировки девочек из группы начальной подготовки должны выступать требования соревновательной деятельности к готовности юных спортсменок.

Содержание тренировочного процесса девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою должно быть связано с созданием педагогических условий и соблюдением юридических норм, необходимых для его применения [1]. Поэтому важной научной задачей является обоснование педагогических условий, необходимых для применения состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою.

Для решения этой задачи был проведён опрос детских тренеров по рукопашному бою. Всего в опросе приняло участие 38 респондентов. Результаты этого исследования

представлены в таблице.

Таблица - Ранговая структура педагогических условий, необходимых для применения состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной под-

готовки по рукопашному бою (п=38, W>0,78)

Значимость (ранг. место) Педагогические условия Ранговый пок-ль %

1 Разработка модели тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою с применением состязательно-игровой методики 25,3

2 Направленность тренировочных воздействий на развитие двигательных способностей у девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою 24,7

3 Оптимальное дозирование величины нагрузки при применении состязательно-игровой методики в тренировочном процессе 17,8

4 Соблюдение основных принципов спортивной тренировки при применении состязательно-игровой методики 12,2

5 Повышение эмоциональности тренировочных занятий в ходе применения состязательно-игровой методики 11,1

6 Направленность тренировки на развитие физических качеств, необходимых для успешного ведения поединков по рукопашному бою 8,9

В ходе этих исследований были обоснованы педагогические условия, необходимые для применения состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою. К ним относятся: разработка модели тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою с применением состязательно-игровой методики; направленность тренировочных воздействий на развитие двигательных способностей у девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою. Значимыми условиями являются: оптимальное дозирование величины нагрузки при применении состязательно-игровой методики в тренировочном процессе; соблюдение основных принципов спортивной тренировки при применении состязательно-игровой методики; повышение эмоциональности тренировочных занятий в ходе применения состязательно-игровой методики; направленность тренировки на развитие физических качеств, необходимых для успешного ведения поединков по рукопашному бою.

В результате опроса было установлено, что важнейшим педагогическим условием, необходимым для применения состязательно-игровой методики в процессе тренировки девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою является разработка соответствующей модели тренировки. В процессе систематических тренировочных занятий с применением состязательно-игровой методики возрастает уровень физической подготовленности организма у девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою. Тренированный организм девочек из группы начальной подготовки по рукопашному бою быстрее и эффективнее включается в работу во время выполнения тренировочной нагрузки и будущей соревновательной деятельности.

Респонденты обратили внимание на направленность тренировочных воздействий для развития двигательных способностей у девочек, из группы начальной подготовки по рукопашному бою. Функциональными предпосылками тренировочных воздействий на организм девочек, из группы начальной подготовки являются общие условно-рефлекторные закономерности совершенствования тренированности при развитии двигательных способностей. Поэтому тренировка должна быть планомерной, а длительные перерывы в ней недопустимы. Особое внимание должно уделяться тренировке верхних и нижних конечностей при выполнении действий по рукопашному бою.

Респонденты обратили внимание на повышение эмоциональности тренировочных занятий в ходе применения состязательно-игровой методики. Повышение эмоциональности тренировочных занятий в ходе применения состязательно-игровой методики должно стать основным условием ее использования.

Респонденты обратили особое внимание на направленность тренировки на развитие физических качеств, необходимых для успешного ведения поединков по рукопашно-

му бою. Такой подход к тренировочному процессу будет способствовать более эффективному развитию двигательных способностей у девочек из группы начальной подготовки. Это окажет позитивное влияние для успешного ведения поединков по рукопашному бою в будущем, на этапах дальнейшего спортивного совершенствования.

ВЫВОД

Соблюдение обоснованных педагогических условий во время тренировочных занятий девочек из группы начальной подготовки с использованием состязательно-игровой методики в тренировочном процессе обеспечит более качественный рост спортивного мастерства. Это будет способствовать улучшению работы мышечных групп для успешного ведения поединков по рукопашному бою на этапах дальнейшего спортивного совершенствования девочек из группы начальной подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Болотин А.Э., Педагогическая модель управления развитием юридической грамотности у руководителей ГПН МЧС России /А.Э. Болотин, О.В. Битюцкая // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 31-35.

2. Болотин, А.Э. Показатели военно-профессиональной направленности кадетов образовательных учреждений пограничных органов ФСБ России, занимающихся полиатлоном / А.Э. Болотин, О.В. В.В.Бакаев, В.В. Челядинов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2016. - № 3. - С. 15-22.

REFERENCES

1. Bolotin A.E. and Bityutskaya O.V. (2013), "Pedagogical model of management of the development of legal literacy among the heads of the GPN EMERCOM of Russia", Uchenye zapiski universi-teta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 101, No.7, pp. 31-35.

2. Bolotin A.E., Bakayev V.V. and Chelyadinov V.V. (2016), "Indicators of the militaryprofessional orientation of cadets of educational institutions of the border bodies of the FSB of Russia engaged in polyathlon", Izvestia of Tula State University. Physical education. Sport, No.3, pp. 15-22.

Контактная информация: a_v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.06.2022

УДК 159.9:796

ПСИХОРЕГУЛЯЦИЯ ПРЕДСТАРТОВЫХ СОСТОЯНИЙ СПОРТСМЕНОВ ЙОГИЧЕСКИМИ ТЕХНИКАМИ

Татьяна Альбертовна Воловая, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

В статье представлены инновационные подходы к организации психосоматической предстартовой подготовки спортсменов высших достижений средствами йоги. Определены типы негативных предстартовых состояний и предложены техники для их эффективной ситуативной и заблаговременной коррекции. В работе схематически рассмотрены две техники йоги, направленные на коррекцию предстартовой лихорадки и апатии. Дано краткое описание и рекомендации по применению Уджайи пранаямы как ситуативного и быстродействующего средства, стабилизирующего работу вегетососудистой нервной системы и купирующего панические и тревожные предстартовые состояния (стартовая лихорадка). Рассмотрена техника осознанного сна с элементами аутогенной тренировки - Йога Нидра, как средства восстановления спортсмена в процессе подготовки к соревнованиям (профилактика предстартовой апатии) и средства заблаговременной коррекции стартовой лихорадки.

Ключевые слова: спорт высших достижений, предстартовые состояния, предстартовая лихорадка, предстартовая апатия, коррекция ситуативной тревожности спортсменов, психосоматиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.