Научная статья на тему 'Факторы, определяющие эффективность самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка'

Факторы, определяющие эффективность самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ФАКТОРЫ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ / МОТИВАЦИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипкина Галина Дмитриевна

В статье исследуется актуальная для Высшего образования России проблема организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. Автор изучает факторы, определяющие эффективность самостоятельной работы, анализирует их реальную продуктивность, показывает пути и способы совершенствования самостоятельной работы на различных этапах изучения иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы, определяющие эффективность самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка»

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

УДК 378.1

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архипкина Галина Дмитриевна, докт.филол.наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин ДКГИПТиЭ (филиал) ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)»

г. Ростов-на-Дону. РФ Е-mail: agd8@mail.ru

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация

В статье исследуется актуальная для Высшего образования России проблема организации самостоятельной работы студентов при обучении иностранному языку. Автор изучает факторы, определяющие эффективность самостоятельной работы, анализирует их реальную продуктивность, показывает пути и способы совершенствования самостоятельной работы на различных этапах изучения иностранного языка.

Ключевые слова

Самостоятельная работа студентов; факторы её эффективности; мотивация, планирование,

организация, контроль.

В последние годы в российской системе Высшего образования наметился сдвиг в сторону увеличения часов для самостоятельной деятельности студентов при изучении ряда дисциплин, в том числе и иностранных языков. Подобная тенденция давно прослеживается в системе образования западных стран, где самостоятельная работа студентов имеет достаточные наработки, касающиеся как выбора изучаемых языковых тем, так и выбора стратегий обучения и форм контроля. Как полагают некоторые западные методисты[1; 2], подобное положение в современной системе образования связано с перемещением фокуса ответственности от преподавателя к студенту, что продиктовано изменением программы обучения языку как коммуникативно-ориентированной и сосредоточенной на обучаемом. Преподаватель в данной ситуации не исключается из процесса обучения, он вооружает студента теми стратегиями, которые позволяют последнему активно постигать дисциплину, находясь в процессе постоянного критического переосмысления и переоценки событий.

Значение самостоятельной работы студентов (СРС) неоспоримо, поскольку время, в котором мы живем, требует от будущего специалиста способности к самообразованию, профессиональному совершенствованию, умению принимать ответственные решения в быстро меняющихся ситуациях. Организация самостоятельной работы студентов является одной из актуальных проблем современной методики. Это подтверждается и требованиями Государственного образовательного стандарта Высшего профессионального образования, предусматривающего формирование специалиста нового типа, обладающего способностью к творческой самостоятельной деятельности и имеющего высокую профессиональную квалификацию. Поэтому самостоятельная работа должна быть обязательным видом учебной деятельности студента и одним из конструктивных способов обучения.

Цель настоящей статьи - изучить факторы, определяющие эффективность самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе и проанализировать их реальную продуктивность. В качестве основных факторов, определяющих эффективность СРС, следует назвать планирование (организацию) СРС и управление (контроль) СРС.

Рассмотрим фактор планирования (организации) СРС. Он определяется следующими моментами:

- Цели СРС и вытекающие из них задачи обусловливаются этапом обучения - начальным или продвинутым, спецификой дисциплины - обязательные дисциплины «Иностранный язык», «Иностранный

156

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

профессиональный» или курсы по выбору, например: «Деловой разговорный иностранный язык», «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации».

- Научно-методическое обеспечение СРС. Студентам должны быть предложены специальные пособия или методические указания по организации СРС, желательно введение спецкурсов по психологии и физиологии умственного труда, по технике чтения и т.д. Методические указания по СРС должны содержать установочную часть, которая соотносится с побудительно-мотивационной фазой, и инструктивную часть, которая соотносится с ориентировочно-исследовательской фазой. Установочная часть задания должна дать студенту четкое представление о цели выполнения задания, тогда деятельность студента будет мотивирована. Инструктивная часть должна знакомить студентов с тем, как ему нужно выполнять задание. Она должна содержать перечень действий, указания по их выполнению. На этой фазе выделяются задания, которые студент выполняет на аудиторном занятии под непосредственным контролем преподавателя; задания, выполняемые студентом на аудиторном занятии без непосредственного контроля преподавателя; задания, выполняемые студентом во внеаудиторное время без контроля преподавателя.

Задания учебно-методических указаний или пособий по СРС следует начинать с тренировочных упражнений, направленных на закрепление того или иного материала. На конечном этапе они должны носить активный, творческий характер, побуждая студентов к самостоятельной, целеустремленной деятельности, что способствует развитию навыков самообразования, поиску самостоятельных решений, побуждает к активному мышлению.

- Материально-техническая база является, на сегодняшний день, одним из слабых звеньев в процессе осуществления СРС. Часто не хватает учебников и учебных пособий, обучающих и контролирующих компьютерных программ. В этом направлении нужно отметить следующие возможности совершенствования и повышения эффективности СРС: пополнение библиотечного фонда необходимой новейшей учебной литературой, научно-популярными и научными журналами, приобретение компьютерных программ. Открытие в компьютерных классах для каждого студента доступа к Интернету позволит расширить процесс коммуникации в ходе СРС, поскольку широкий доступ к информации на иностранном языке лингвострановедческого или профессионально-направленного характера повысит мотивацию студентов к изучению иностранного языка.

Следующим не менее важным фактором в СРС является управление (контроль). Учебные материалы для СРС должны быть составлены так, чтобы возместить отсутствие непосредственного контроля со стороны преподавателя во внеаудиторное время и, таким образом, нести функцию управления самостоятельной деятельностью студента. Контроль может быть групповым или индивидуальным в зависимости от поставленной цели.

С характером управления СРС напрямую связана степень поэтапного усложнения заданий. На начальном этапе это жесткое управление, при котором регламентируется каждая учебная операция на всех фазах ее осуществления (например, программированные материалы). На продвинутом этапе это относительно жесткое управление, которое охватывает не все, а лишь некоторые операции. Такое управление осуществляется с помощью учебных материалов, снабженных инструкцией и ключами. И, наконец, на завершающем этапе обучения, когда студент имеет необходимый уровень языковой, речевой и профессиональной компетенции, имеет место гибкое управление. Оно характеризуется только формулированием цели и дает студенту возможность самостоятельного выбора как средств, так и путей и способов выполнения учебной задачи.

Контроль, который в условиях жесткого и относительно жесткого управления отражается во всех учебных материалах в виде специальных заданий, является одним из условий успешной организации СРС. В рамках гибкого управления контроль не отражается в учебных материалах, поскольку СРС на данном этапе является творческой деятельностью. На данном этапе студент работает в режиме самоконтроля, т.к. в процессе первых двух этапов у студента вырабатывается привычка самому контролировать свои учебные действия. Нельзя не упомянуть такие эффективные для иностранного языка способы контроля, как рейтинговую систему и экспресс-контроль по тестам.

157

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

Особенно слабо навыками самостоятельной работы владеют студенты первого курса, поэтому здесь проводится интенсивное обучение студентов приемам самостоятельной работы, а именно студенты обучаются различным аспектам работы со словарем и другой справочной литературой, вырабатываются умения опознавать и дифференцировать слова, грамматические формы, понимать синтаксическую структуру предложения. К концу 1 курса у студентов должны быть сформированы в режиме самостоятельной работы умения смысловой обработки извлекаемой в ходе чтения информации. На продвинутом этапе обучения, т.е. на старших курсах, где студентам предлагаются курсы по выбору на базе иностранного языка, СРС основывается на текстах по профилю направления подготовки

(научно-популярная или научная литература). Здесь формируются такие важные умения, необходимые будущему специалисту, как поиск нужной информации, участие в профессиональном общении, умение обобщить, выделить главное, оценить изложенное, умение составить реферат и аннотацию, подготовиться к ролевой игре, к проектной работе или к презентации.

Список используемой литературы:

1. Holec H. Autonomy in foreign language learning. Oxford, OUP. 2001 - 230p.

2. Benn S.I. Freedom, Autonomy and the Concept of the Person. In Aristotelian Society Proceedings, 1976. Pp.109-130.

3. Богданова Г.В. Некоторые проблемы оптимизации самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка в неязыковом вузе. / Сб. научных трудов МГПИИЯ им. М. Тореза, выпуск 220, 1993.С.34-56.

© Г. Д. Архипкина, 2015

УДК 1751

Навасардян Сюзанна Карапетовна

канд. фил. наук ЕГУ, г. Ереван, РА E-mail: syuzannanavasardyan@rocketmail.com

ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Г. БЕЛЛЯ

"ГДЕ ТЫ БЫЛ, АДАМ?"

Аннотация

Генрих Белль один из писателей который поднял проблему вины правителей и народа Германии за развязанную мировую войну.

“Война” ни для кого не может быть оправданием. Белль убежден, что ответственность за преступление нацизма лежит не на миллионах немцев, не на только нацистов-фанатиков, но и на тех, которые шли за ними.

Белль пишет о войне не скрывая того, как он ее ненавидит.

Неважно, какая учесть им уготовлена-рядовой на фронте или высокий чин. Г. Б. писатель того поколения, пережившей беспримеримую по жестокости и бессмысленности национальную катастрофу.

Роман полифоничен, многоголос, и голоса эти поначалу разрозненные, все туже и туже скручиваются в один узел вокруг одного. Узел войны и боли, все покрыто бескрайней усталостью, печалью и бесконечным ожиданием.

Это история людей которые воевали, и наверное где - то в душе верили и ждали победы своей страны. Это история в которой показывается неизбежный проигрыш Германии, где не показывается превосходство и патриотизм и слепая вера в превосходство науки, а разочарование и нелепость во всем величии.

В произведении Г. Б. война идет не только в окопах, она в жизни людей, в самых поразительных ее проявлениях. Все пропитано бескрайней усталостью, печалю, огорчением, ожиданием конца.

158

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.