Научная статья на тему 'Факторы, определившие успех советской школы прыжка с шестом в 80-90 годы ХХ века (в 3-х частях). Часть №1. Николай Георгиевич озолин'

Факторы, определившие успех советской школы прыжка с шестом в 80-90 годы ХХ века (в 3-х частях). Часть №1. Николай Георгиевич озолин Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗОЛИН НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ / РАЗВИТИЕ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА С ШЕСТОМ / ФОРМИРОВАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ТЕХНИКИ ПРЫЖКА / СОВЕТСКИЕ СПОРТСМЕНЫ / ВЕДУЩИЕ ТРЕНЕРЫ / OZOLIN NIKOLAI GEORGIEVICH / THE DEVELOPMENT OF POLE JUMPING TECHNIQUE / THE FORMATION OF MODERN JUMPING TECHNIQUE / SOVIET ATHLETES / LEADING TRAINERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никонов В.И., Никонов И.И., Поздняков И.М., Никонов Н.В.

В предвоенные годы перед Советским спортом была поставлена задача подготовки здоровой молодёжи, готовой к труду и обороне родины. Прыжок с шестом стал одним из видов легкой атлетики, которым заинтересовалось большое количество спортсменов. В статье описывается история становления и развития прыжка с шестом в России. Приводятся основные этапы развития Советской школы прыжков с шестом связанные с изменениями самого шеста как спортивного снаряда. Этапы освоения техники прыжка с шестом Советскими спортсменами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS DETERMINING THE SUCCESS OF SOVIET SCHOOL OF POLE JUMP IN 80-90S OF XX CENTURY (IN 3 PARTS). PART 1. NIKOLAI GEORGIEVICH OZOLIN

In the prewar years Soviet sport was faced with the task of training healthy young people, ready to work and defend their homeland. Pole jumping became one of the athletics types, which attracted a large number of sportsmen. The article describes the history of pole jump formation and development in Russia. The main stages of the Soviet school of pole jump development are associated with changes in the sports projectile itself. Stages of mastering the technique of pole jump by Soviet athletes are also described.

Текст научной работы на тему «Факторы, определившие успех советской школы прыжка с шестом в 80-90 годы ХХ века (в 3-х частях). Часть №1. Николай Георгиевич озолин»

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 04 (58) • Часть 3 • Апрель

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.034 Никонов В.И.1, Никонов И.И.2, Поздняков И.М.3, Никонов Н.В.4

:ORCID: 0000-0001-7202-9679, Кандидат педагогических наук, доцент, 2ORCID: 0000-0003-2526-1760, Кандидат педагогических наук, профессор, 3ORCID: 0000-0001-5724-6923, соискатель, 4ORCID: 0000-0001-8888-0636, студент бакалавр, Российский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта, Молодёжи и Туризма (ГЦОЛИФК) ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛИВШИЕ УСПЕХ СОВЕТСКОЙ ШКОЛЫ ПРЫЖКА С ШЕСТОМ В 80-90 ГОДЫ ХХ ВЕКА (В 3-Х ЧАСТЯХ). ЧАСТЬ №1. НИКОЛАЙ ГЕОРГИЕВИЧ ОЗОЛИН

Аннотация

В предвоенные годы перед Советским спортом была поставлена задача подготовки здоровой молодёжи, готовой к труду и обороне родины. Прыжок с шестом стал одним из видов легкой атлетики, которым заинтересовалось большое количество спортсменов. В статье описывается история становления и развития прыжка с шестом в России. Приводятся основные этапы развития Советской школы прыжков с шестом связанные с изменениями самого шеста как спортивного снаряда. Этапы освоения техники прыжка с шестом Советскими спортсменами.

Ключевые слова: Озолин Николай Георгиевич, развитие техники прыжка с шестом, формирование современной техники прыжка, Советские спортсмены, ведущие тренеры.

Nikonov V.I.1, Nikonov I.I.2, Pozdnyakov I.M.3, Nikonov N.V.4

1ORCID: 0000-0001-7202-9679, PhD in Pedagogy, Associate professor, 2ORCID: 0000-0003-2526-1760, PhD in Pedagogy, Professor, 3ORCID: 0000-0001-5724-6923, Postgraduate student, 4ORCID: 0000-0001-8888-0636, student, Russian State University of Physical Culture, Sports, Youngsters and Tourism FACTORS DETERMINING THE SUCCESS OF SOVIET SCHOOL OF POLE JUMP IN 80-90S OF XX CENTURY (IN 3 PARTS). PART 1. NIKOLAI GEORGIEVICH OZOLIN

Abstract

In the prewar years Soviet sport was faced with the task of training healthy young people, ready to work and defend their homeland. Pole jumping became one of the athletics types, which attracted a large number of sportsmen. The article describes the history ofpole jump formation and development in Russia. The main stages of the Soviet school ofpole jump development are associated with changes in the sports projectile itself. Stages of mastering the technique ofpole jump by Soviet athletes are also described.

Keywords: Ozolin Nikolai Georgievich, the development of pole jumping technique, the formation of modern jumping technique, Soviet athletes, leading trainers.

Лидирующее место в мировой лёгкой атлетике в тот период принадлежало прыгунам с шестом из США.

Одной из причин такого положения, уже в 1909 году было массовое изготовление в США бамбуковых шестов. Это позволило спортсменам США, выдвинуться в число мировых лидеров, а К. Уормердаму в 1942г установить мировой рекорд, в прыжке с бамбуковым шестом равный 4м 78 см. Таблица 1.

От надёжности и количества шестов во многом зависит результативность и популярность такого вида, как прыжок с шестом.

Советская школа прыжков с шестом начала создаваться в 1926-1936 годах. В числе её создателей были наши учителя, Николай Озолин, Владимир Дьячков, Григорий Раевский достигшие больших спортивных успехов. В двадцатые годы, в период освоения ими прыжков с бамбуковым шестом, они не имели тренеров, инвентаря (шестов), мест для занятий и довольно примитивно представляли технику прыжка, методику обучения и подготовки.

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 04 (58) • Часть 3 • Апрель

Таблица 1- Призёры и по бедители Олимпийских Игр в пры жках с шестом

1896 Афины ■ ■ Евангелос Дамаскос (GRE)

* Уэллс Хойт (USA) ™ Альберт Тайлер (USA) 22 Иоаннис

Теодоропулос (GRE)

1900 Париж H Карл Альберт

■ Mnmrar Кякгтеп (Т TS А) ■ Мере гтит Ко пкет (Т Т S А )

Андерсен (NOR)

1904 Сент-Луис

5_Чарльз Дворак (USA) К Лерой Сэме (USA) 5_Луис Уилкинс (USA)

1908 Лондон * Альфред — ■й Эдвард Арчибальд (CAN)

Гилберт (USA) Чарльз Джекобе (USA)

* Эдвард Кук (USA)

■ н Бруно Сёдерстрём (SWE)

1912 Стокгольм * Фрэнк Нельсон (USA) нй Уильям Хэлпенни (CAN)

* Харри Бэбкок (USA) * Фрэнк Мёрфи (USA)

MatiKvc Райт П IS А )

■ н Бертиль Уггла (SWE)

1920 Антверпен

■ Фрэнк Фосс (USA) ■ м ■ ■ Хенри Петерсен (DEN) ■ Эдвин Майерс (USA)

1924 Париж

Ли Варне (USA) Глен Грэм (USA) —_Джеймс Брукер (USA)

1928 Амстердам ■ Сейбин Карр (USA) ш Уильям ш Чяппьз Мякгинниг CTTS Aï

дрогемюллер (USA)

1932 Лос-

Анджелес ■ Билл Миллер (USA) • Сюхэй Нисида (JPN) ш Джордж Джефферсон (USA)

1936 Берлин

■ Эрл Мидоуз (USA) • Сюхэй Нисида (JPN) • Суэо Оэ (JPN)

1948 Лондон

ш Гвинн Смит (USA) Т~ Эркки Катая (FIN) - Боб Ричардс (USA)

1952 Хельсинки

" Боб Ричарде (USA) * Дон Лаз (USA) Рагнар Лундберг (SWE)

1956 Мельбурн

■ Боб Ричардс (USA) ™_Боб Гутовски (USA) ■ Георгиос Рубанис (GRE)

1960 Рим

Дон Брегг (USA) Рон Моррис (USA) Т~ Ээлес Ландстрём (FIN)

Спортсмены, в тот период, представляли собой содружество молодёжи, стремящийся самостоятельно овладеть прыжком с шестом, совершенствуя технику, перестраивая свои движения и установившиеся навыки прыжка, проверяя на себе меняющиеся взгляды и представления о технике. Свои взгляды на технику прыжка с шестом и тренировку Н.Г. Озолин и В.М. Дьячков размещали в газетах и журналах того времени, способствуя расширению понятий о тренировке и технике прыжка среди молодёжи.

Многочисленные эксперименты и научно-практическая работа Н.Г. Озолина и В.М. Дьячкова стали основой для создания техники прыжка «в два приёма». Эта техника, с двумя последовательными действиями прыгуна и использованием упругих сил шеста, обеспечила первый скачёк в росте результатов советских прыгунов с шестом.

Следующий скачок в росте рекордов СССР по прыжкам с шестом и каждого прыгуна в отдельности начался в 1935 году и был связан с разработкой и внедрением в практику Н.Г. Озолиным системы специализированной круглогодичной тренировки.

Большое значение в этот период сыграли разработки Н.Г. Озолина и В.М. Дьячкова касающиеся способа изготовления, подготовки и хранения бамбуковых шестов с целью использования их в соревновательной деятельности.

Высокая техника советских прыгунов с шестом вызывала постоянное удивление специалистов Западной Европы.

Выступление советских прыгунов с шестом привлекало на стадионы Европы тысячи зрителей. Творческий подход к тренировкам, советским прыгунам с шестом Н.Г. Озолину, В.М. Дьячкову и Г. Раевскому, позволил преодолеть четырех метровый рубеж в предвоенные годы. Конкуренция между ведущими спортсменами СССР

40

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 04 (58) • Часть 3 • Апрель

способствовала росту результатов. В 1939 году Н.Г. Озолин, устанавливает рекорд Европы 4 м 30 см в прыжках с бамбуковым шестом.

Отмечая, большие успехи советских прыгунов с шестом Н.Г. Озолин и В.М. Дьячков, указывают на тот факт, что результаты в тот период, могли бы быть значительно выше, если бы прыжок с шестом получил более массовое распространение.

Благодаря просветительской и тренерской работе Н.Г. Озолина, В.М. Дьячкова, Г.Раевского в СССР появилась большая группа прыгунов с шестом европейского уровня:

в Москве - В. Князев, Б. Сухорев, С. Березинский, В. Ягодин; в Киеве - П. Денисенко, В. Бражник, в Баку - В. Дубинин, в Тбилиси - М. Кутман и Б.Дьячков, в Ленинграде - А. Петров и мн.др.

Впоследствии большинство из них стали выдающимися тренерами и учёными.

В послевоенные годы Н.Г.Озолин возглавил кафедру центрального института физической культуры (ГЦОЛИФК) и продолжил подготовку спортсменов в качестве тренера, научных кадров в качестве научного руководителя и подготовку ведущих тренеров в качестве методиста.

В 1971 году Н.Г. Озолин защитил докторскую диссертацию на тему: «Научно-методические основы Советской системы спортивной тренировки».

Именно тогда были заложены основы победного шествия отечественной школы прыжков с шестом. Предметом наших исследований стал феномен развития отечественных прыжков с шестом. В связи с этим перед работой были поставлены следующие задачи:

1. Выявить причины популярности и массовости прыжков с шестом в предвоенные и послевоенные годы.

2. Исследовать условия и материальную базу для подготовки прыгунов с шестом.

3. Определить факторы, позволившие отечественным прыгунам с шестом в 1980-1990 годах выдвинуться в число ведущих спортсменов в мире.

Для решения поставленных задач были использованы методы:

- анализ и обобщение литературных источников по истории прыжков с шестом.

- беседы, опрос и анкетирование ведущих спортсменов и тренеров сборной команды СССР по прыжкам с шестом: Н.Г. Озолина, В.М. Дьячкова, В.М. Ягодина, И.И. Никонова.

В результате проведённых исследований были получены следующие результаты:

В предвоенные годы перед Советским спортом была поставлена задача подготовки здоровой молодёжи, готовой к труду и обороне родины. Большое значение в решение этой задачи отводилось комплексу ГТО, в который входили различные виды лёгкоатлетических упражнений.

Организация массового физкультурного движения была возложена на спортивные клубы и общества, которые стали активно создаваться с 1935 по 1940 годы, на предприятиях и учебных заведениях, объединяя в себе молодёжь определённых специальностей. В этот период были созданы спортивные общества Динамо, Труд, ЦСКА, Спартак, Буревестник, Медик, ДОСААФ и мн.др.

Большим толчком к развитию прыжков с шестом стали соревнования Центральных Советов и Чемпионаты СССР, между городами, обществами и клубами, где в программу соревнований были включены прыжки с шестом, как обязательная дисциплина с зачётом трёх участников с условием выполнения первого спортивного разряда.

Отечественная Война (1941-1945) годов на длительное время отодвинула проблемы спорта на второй план. Однако, ярким проявлением заботы о развитии массового физкультурного движения и вовлечение населения в занятия спортом явилось постановление Центрального Комитета ВКП (б) от 27 декабря 1948 года. Одновременно с развитием массового физкультурного движения была поставлена задача повышения спортивного мастерства и в ближайшие годы достижение мировых рекордов по всем важнейшим видам спорта.

Большой вклад в развитие прыжков с шестом в период с 1946 по 1960 годы внесли Г.В. Коробков и И.А. Степанчёнок которые были Главными тренерами СССР по лёгкой атлетике и являлись высококлассными методистами. Ими были разработаны планы подготовки сорных команд по лёгкой атлетике. При их участии, впервые, в зимнем подготовительном периоде стали проводить Чемпионат СССР по лёгкой атлетике, в который включали, вторым днём, многоборье из 5 видов, отражающих специфику отдельных видов лёгкой атлетики.

Старшие тренеры сборной СССР по группе прыжков В.А. Креер, И.А. Степончёнок, Н.Г. Озолин, В.М. Ягодин придавали большое значение разъяснительной работе и популяризации спорта, выступая с лекциями на заводах, фабриках, перед студентами московских ВУЗов и учащимися школ Олимпийского резерва.

Совмещая соревновательную деятельность с тренерской работой Н.Г. Озолин подготовил, сильнейших прыгунов того периода, в частности В. Полякова (высота), Л. Щербакова (тройной прыжок), О. Федосеева (прыжок в длину), В. Ягодина (шест) и мн. др.

В 1952 году, в 42 года Н.Г. Озолин в последний раз выступал в прыжках с шестом и стал Чемпионом СССР. В 1971 г. Н.Г. Озолин защитил докторскую диссертацию, которая стала заключительным звеном его многолетней научно-методической работы в спорте.

Ученики Н.Г. Озолина впоследствии стали старшими тренерами сборной команды СССР по прыжкам с шестом: -В.М. Ягодин (1964-80г),

И.И. Никонов (1980-1993г).

Н.Г. Озолин - Заслуженный мастер спорта СССР (1937),

- Заслуженный тренер СССР, (1956), профессор (1962),

- Доктор педагогических наук (1972),

- Заведующий кафедрой лёгкой атлетики ГЦОЛИФК (1954-1962).

Международный научно-исследовательский журнал ■ № 04 (58) - Часть 3 - Апрель

В декабре 2016 года кафедре Теории и Методики легкой атлетики Российского Государственного Университета Физической Культуры, Спорта, Молодёжи и Туризма (ГЦОЛИФК) присвоено имя Н.Г. Озолина.

Список литературы / References

1. Ганзлен Р. Прыжок с шестом. - М.: ФиС, 1957.

2. Дьячков В.М. Прыжок с шестом. - М.:ФиС, 1950.

3. Никонов И.И. Методические рекомендации по подготовке прыгунов. Управление лёгкой атлетики - М.: 1984.

4. Никонов И.И. Легкая атлетика. Учебник. Изд.ФК.- М. 2010. C. 283.

5. Озолин Н.Г. Прыжки в высоту с разбега и с шестом. - Москва- Ленинград, ФиС. 1947.

6. Озолин Н.Г. Научно-методические основы советской системы Спортивной тренировки, доклад, Метод/кабинет, - М.: 1971.

7. Ягодин В.М. Прыжок с шестом. - М.: ФиС, 1970.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Ganslen R. Prizhok s shestom [Pole Jumping] - M.: FiS, 1957. [In Russian]

2. Dyachkov V.M. Prizhok s shestom [Pole Jumping]. - M.:FiS, 1950. [In Russian]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Nikonov I.I. Metodicheskiye rekomendatsii po podgotovke prigunov. Upravleniyue legkoy atletiki [Methodical Recommendations for Jumpers Training]. Management in Athletics - M.: 1984. [In Russian]

4. Nikonov I.I. Legkaya atletika [Athletics]. Textbook. FK - M. 2010. P. 283. [In Russian]

5. Ozolin N.G. Prizhki v vysotu s razbega i s shestom [High Jump with a Take-off and with a Pole] - Moscow-Leningrad, FiS. 1947. [In Russian]

6. Ozolin N.G. Nauchno-metodicheskiye osnovy sovetskoy sistemy sportivnoy trenirovki, doklad, Metod/kabinet [Scientific and Methodological Foundations of the Soviet System of Sports Training, Reports, and Method] - M.: 1971. [In Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.58.162 Новиков М.Ю.

ORCID: 0000-0002-6772-2759, Аспирант, Уральский федеральный университет ВЕБ-САЙТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация

В публикации даны рекомендации по созданию, наполнению и организации информации на веб-сайте педагога. Представлены различные типы сайтов, их назначение и содержание. Рассматриваются показатели, используемые при экспертизе веб-ресурсов педагогов в рамках профессиональных конкурсов. Основная цель данной публикации -помочь педагогам взглянуть на веб-сайт учителя, как на инструмент профессионального развития.

Ключевые слова: веб-сайт педагога, предметный сайт, сайт-визитка, образовательный ресурс, сайт объединения, сайт класса, критерии оценки веб-ресурса педагога.

Novikov M.Yu.

ORCID: 0000-0002-6772-2759, Postgraduate student, Ural Federal University TEACHER'S WEB SITE AS A PROFESSIONAL DEVELOPMENT TOOL

Abstract

The paper provides recommendations for development, filling and information organization on the teacher's website. The different types of sites, their purpose and content are presented. We consider the indicators used in the examination of teachers' web resources in terms of professional competitions. The main purpose of this paper is to help teacher look at the teacher's website as a tool for professional development.

Keywords: teacher's website, subject site, business card site, educational resource, association site, class site, evaluation criteria of the teacher's web resource.

Текущий процесс информатизации обеспечивает переход общества от постиндустриального типа развития к «информационному» [1], [4], [5]. Об информации начинают говорить как о стратегическом ресурсе общества и государства. Современные информационные технологии, позволяющие создавать, редактировать, хранить, обрабатывать данные и представлять информацию, стали важным фактором конкурентоспособности и средством повышения эффективности управления всеми сферами общественной жизнедеятельности. В условиях информатизации общества и предъявления высоких требований к навыкам компьютерной грамотности и информационной культуре человека, в системе отечественного образования очень важным становится вопрос профессионального развития педагогов.

Одним из инструментов профессионального развития педагога является веб-сайт. Под веб-сайтом понимается элемент распределенной всемирной сети Интернет. При этом важно отметить, что сайт педагога в этом смысле ничем не отличается от обычных сайтов, но имеет в качестве доминирующей составляющей педагогический аспект. Рассматривая различные подходы к классификации сайтов педагогов, выделим некоторые типы веб-ресурсов по содержанию [2], [3] .

Сайт-визитка - веб-ресурс, основной целью которого является представление имиджа учителя. Главной информацией в этом случае является совокупность, состоящая из общих сведений о педагоге, стаже и месте его работы, профессиональных достижениях, а также успехах обучающихся в конкурсных и олимпиадных соревнованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.