Научная статья на тему 'Факторы, обеспечивающие результативность обучения в условиях турбулентности информационной среды'

Факторы, обеспечивающие результативность обучения в условиях турбулентности информационной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТУРБУЛЕНТНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / NFORMATION ENVIRONMENT / EDUCATIONAL PROCESS / TURBULENCE OF INFORMATION ENVIRONMENT / EFFICIENCY AND RESULTS OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толстихина Татьяна Борисовна, Медведева Марина Вадимовна

В статье авторами уточнено понятие результативности обучения. Выделены и охарактеризованы факторы, обеспечивающие результативностьобучения вусловиях турбулентности информационной среды. Систематизированы факторы, влияющие на развитие информационной среды образовательного процесса

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толстихина Татьяна Борисовна, Медведева Марина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS ENSURING THE EFFICIENCY AND RESULTS OF TEACHING IN THE CONDITIONS OF TURBULENCE OF INFORMATION ENVIRONMENT

The article clarifies the concept of the efficiency and results of teaching. The factors that ensure the efficiency and results of teaching in the turbulent information environment are identified and characterized. The factors influencing the development of the information environment of the educational process are systematized

Текст научной работы на тему «Факторы, обеспечивающие результативность обучения в условиях турбулентности информационной среды»

УДК 378

факторы, обеспечивающие результативность обучения в условиях турбулентности информационной среды

Толстихина Татьяна Борисовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры экономики таможенного дела, к.э.н., доцент, e-mail: ttb_amur@inbox.ru

Медведева Марина Вадимовна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, доцент кафедры экономики таможенного дела, к.э.н., e-mail: marinamedv@mail.ru

В статье авторами уточнено понятие результативности обучения. Выделены и охарактеризованы факторы, обеспечивающие результативность обучения в условиях турбулентности информационной среды. Систематизированы факторы, влияющие на развитие информационной среды образовательного процесса

Ключевые слова: информационная среда; образовательный процесс; турбулентность информационной среды; результативность обучения

FACTORS ENSURING THE EFFICIENCY

AND RESULTS OF TEACHING IN THE CONDITIONS OF TURBULENCE OF INFORMATION ENVIRONMENT

Tolstikhina Tatyana B.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Economics and Customs, PhD, Docent, e-mail: ttb_amur@inbox.ru

Medvedeva Marina V.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Associate Professor of Department of Economics and Customs; PhD; e-mail: marinamedv@mail.ru

The article clarifies the concept of the efficiency and results of teaching. The factors that ensure the efficiency and results of teaching in the turbulent information environment are identified and characterized. The factors influencing the development of the information environment of the educational process are systematized

Keywords: information environment; educational process; turbulence of information environment; efficiency and results of teaching

Для цитирования: Толстихина Т.Б., Медведева М.В. Факторы, обеспечивающие результативность обучения в условиях турбулентности информационной среды // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (72). С. 100-103.

Вопрос результативности обучения занимает ключевые позиции в системе обеспечения качества образовательного процесса всех образовательных учреждений системы высшего профессионального образования. Особую актуальность он приобрел в последнее десятилетние в условиях нарастающей турбулентности информационной среды, которая трактуется авторами как превышение критической величины количества информационных источников и возможностей их использования [1]. Под результативностью обучения авторами понимается достижение обучающимися заданных в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования (ФГОС ВО) компетенций, на формирование которых направлен образовательный процесс, а также востребованность выпускников образовательной организации высшего образования (ООВО) на рынке труда. Вне зависимости от направлений подготовки (бакалавриат, магистратура) и программ специалитета компетенции в ФГОС ВО подразделяются на три группы - общекультурные (ОК) или универсальные компетенции (УК) по ФГОС ВО 3++, общепрофессиональные (ОПК/ОК) и профессиональные (ПК) [2], каждая из которых подвержена влиянию факторов, в значительной степени определяющих результативность обучения в условиях турбулентности информационной среды (см. рисунок).

Результативность обучения, открывающая выпускникам перспективы трудоустройства, зависит от таких содержательных факторов, как:

1) актуальность содержания образовательного процесса;

2) интегративный подход к обучению;

3) открытость содержания образовательного процесса.

Факторы, обеспечивающие результативность обучения

Современное понимание актуальности содержания образовательного процесса базируется не только на совокупности знаний, умений и навыков, отражающих степень освоения обучающимися тех или иных компетенций в рамках будущей профессии, но и на всестороннем развитии личности обучающегося, его способностях к саморазвитию в духовной и материальной сферах. Другими словами, в условиях турбулентности информационной среды содержание образовательного процесса должно обеспечить мобильность трудовых ресурсов за счет формирования учебных планов, максимально ориентированных, с одной стороны, на потребности рынка труда в специалистах определенного профиля и/или специальности, с другой - на обеспечение формирования компетенций, в равной степени востребованных в разных профессиональных

областях. К таким компетенциям на сегодняшний день относится способность находить, систематизировать, анализировать, хранить релевантную информацию с применением информационных технологий, охвативших все сферы жизни. Цифровая культура сегодня нужна абсолютно всем специалистам, как в технических, так и в гуманитарных областях, профессионал будущего должен быть немного «айтишником» [3].

Интегративный подход к обучению в современных условиях может позволить обеспечить получение обучающимися целостной системы знаний на основе межпредметной интеграции, реализуемой в условиях постоянно ускоряющихся темпов обновления научных знаний во всех сферах его деятельности. Сегодня образовательный процесс должен быть ориентирован не столько на передачу знаний, актуальных на текущую дату реализации учебной программы, сколько на выработку каждым обучающимся инструментария для освоения перманентных инноваций в общепрофессиональной и конкретной отрасли знаний в рамках получаемой профессии.

Открытость содержания образовательного процесса авторами понимается и с точки зрения рассмотрения содержания образовательного процесса как открытой системы, изменения в любом элементе которой приводит к корректировке его содержания, и с точки зрения возможности подготовки в рамках ООВО транспрофессионалов (трансфесси-оналов) - людей, хорошо освоивших одну или более профессий и при необходимости умеющих переходить их границы, меняться вместе с профессией [4]. Последнее реализуется в рамках двухуровневой системы образования: бакалавриат, магистратура. При этом может происходить перенесение знаний и технологий из одной сферы в другую (в случае, если направление подготовки бакалавриата и магистратуры не совпадают), в результате чего создаются условия для зарождения новых знаний и технологий, позволяющих повысить уровень приспосабли-ваемости к инновациям в условиях турбулентности информационной среды и, как следствие, толерантности к непрерывным изменениям и неопределенности, способность последнюю воспринимать как вызов и эффективно действовать сообразно ему.

Следующая группа, влияющая на результативность обучения - методические факторы, определяют приоритеты в выборе средств и методов обучения как преподавателями, так и обучающимися (студентами и магистрантами):

1) вариативность учебных программ;

2) свобода выбора образовательного маршрута;

3) разнообразие методических инструментов;

4) акцент на диалогическое общение с обучающимися;

5) использование различных способов восприятия информации обучающимися.

Создание в ООВО вариативной образовательной среды для индивидуализации образовательного процесса, на наш взгляд, является приоритетным

направлением развития высшего образования. На практике это означает создание реальной вариативной образовательной среды, предоставляющей возможность каждому студенту выстраивать свою собственную образовательную стратегию. В настоящее время вариативность учебных программ является формальной процедурой, так как дисциплины по выбору определяются на основе мнения большинства обучающихся в группе. На наш взгляд, ситуация должна измениться с развитием цифровых образовательных платформ, обеспечивающих доступ к образовательному контенту самых разных тематик и форматов для всех участников образовательного процесса.

Свобода выбора образовательного маршрута позволит студентам и магистрантам персонифицированно развивать свои способности, позволяющие при необходимости выходить за пределы своей профессиональной деятельности, сохраняя ее ядро [5]. При этом важно соблюсти баланс в программе подготовки обучающихся по количеству дисциплин по выбору.

Европейские традиции системы образования, согласно которым вся учебная программа однозначно прописана, сохраняется и в России. При американском подходе к обучению студент самостоятельно может выбрать предметы для изучения. Данная система больше подходит для США, где выпускники школ еще не определились с тем, чем хотят заниматься, им нужна дополнительная свобода выбора [6]. Оптимальным, на наш взгляд, является вариант, когда выбор дисциплин предоставляется после второго курса, когда обучающимся изучен базовый блок дисциплин, который востребован в различных профессиях, и у него сложилось понимание на каких дисциплинах необходимо сосредоточить свои усилия. Именно в этот период большинство дисциплин из учебного плана обучающийся уже может выбрать сам, главное со стороны ООВО обеспечить возможность такого выбора.

Разнообразие методических инструментов, применяемых преподавателями ООВО, сводится к трем группам - традиционные, интерактивные, инновационные. Причем акценты смещаются в сторону последних двух групп. Инновационные методические инструменты позволяют активизировать восприятие материала обучающимися при снижении роли преподавателя в этом процессе, который выступает, по сути, его модератором. Инновационные методы подразумевают самостоятельное изучение материала и формирование навыков решения практических задач в бизнес-симуляторах, созданных на различных платформах. Инновационные методы позволят в полной мере реализовать потребность современной молодежи в обучении действием в привычной для них среде виртуальной реальности. Роль преподавателя в данном случае сводится к созданию и актуализации моделируемых практических задач с учетом турбулентности информационной среды. Но при этом важно учитывать,

что далеко не все дисциплины можно изучать дистанционно - во многих случаях необходим реальный, а не виртуальный диалог преподавателя с обучающимся.

Акцент на диалогическое общение с обучающимися при развитии интерактивных и инновационных методов обучения позволит сохранить эффективную обратную связь между преподавателем и студентом или магистрантом, а также использовать синергетический эффект. При этом диалогическое общение авторами понимается как общение равноправное, основанное на принципах доверительности и открытости. Именно оно позволит более эффективно преодолеть турбулентность информационной среды, повысив результативность обучения.

Использование различных способов восприятия информации обучающимися должно начинаться с формирования у них правильной целевой установки на основательное ее осмысление - долговременное использование как самостоятельно полученных знаний и/или как платформы для усвоения на её базе новой информации. Именно целевая установка влияет на то, какие способы восприятия информации будут активированы обучающимися самостоятельно (слушать или слышать, видеть или анализировать, систематизировать, сравнивать и т.д.), так как не всегда преподавателю удается задействовать те или иные способы восприятия информации с высокой эффективностью. Безусловно, преподаватель, наряду со свободным владением материалом, должен обладать искусством грамотной речи, навыками визуализации, систематизации материала, аргументацией выводов, способностью придавать эмоциональную окраску информации и т.п. В условиях турбулентности информационной среды возрастает нагрузка на преподавателей дисциплин, содержание которых во многом определяется степенью инновационного развития отраслей экономики, динамично меняющихся, что должно учитываться в формировании их индивидуальных планов в части увеличения часов на подготовку к занятиям как проводимым впервые, так и повторно.

Третья группа факторов, обеспечивающих результативность обучения в условиях турбулентности информационной среды - коммуникативные факторы:

1) взаимопонимание и удовлетворенность взаимодействием всех участников образовательного процесса;

2) участие в конструировании и оптимизации образовательного процесса всех его участников (преподавателей и обучающихся);

3) использование рациональных способов управления конфликтами при взаимодействии участников образовательного процесса.

Взаимодействие всех участников образовательного процесса строится, прежде всего, на взаимном уважении и осознании движущих ими мотивов.

Так, у студентов преобладают мотивы признания и самоутверждения, а у преподавателя - самовыражения. Авторитет преподавателя при этом базируется на профессионализме, высоком уровне культуры общения и эрудиции, психологической устойчивости, терпимости и доброжелательности, строгости и справедливости. Заинтересованность студентов в общении с преподавателем обеспечивается общими профессиональными интересами и доступностью (наряду с «живым» общением) применения различных средств общения (мессен-джеры, электронная почта, телефон), обеспечивающих высокую оперативность решения тех или иных вопросов, например, при выполнении курсовых, самостоятельных, выпускных квалификационных работ. При этом преподаватель оказывает влияние не только на формирование профессиональных качеств, а также и на формирование личности студента.

Участие в конструировании и оптимизации образовательного процесса всех его участников (преподавателей и обучающихся) позволяет добиться его результативности за счет введения новых прогрессивных форм взаимодействия в учебном процессе, информационных и педагогических технологий. При этом часть таких нововведений может порождаться в ходе разрешения конструктивных конфликтов, возникающих при взаимодействии участников образовательного процесса. В данном случае для преподавателя важно своевременно идентифицировать подобный конфликт и выработать способ управления им для извлечения максимальной пользы от его разрешения для обеих сторон. При взаимодействии участников образовательного процесса преимущественным способом разрешения конфликта, как и в иных сферах, является сотрудничество, именно оно позволяет устранить причину конфликта.

Таким образом, первостепенная задача современного ООВО обеспечить формирование всех групп компетенций, при этом в условиях турбулентности информационной среды особую актуальность приобретают компетенции первых двух групп (ОК/УК и ОПК/ОП), так как именно от их сфор-мированности зависят способности выпускника ООВО адаптироваться к динамично меняющейся информационной среде, инновациям, определяющим требования рынка труда и составляющим основу трансфессиональности выпускников.

Так, следует учитывать, что информационная среда образовательного процесса не статична, она непрерывно развивается под влиянием факторов трёх уровней:

1. Глобальный уровень:

- мировые тенденции развития образовательной среды (как элемента социокультурной среды);

- экономическая культура общества;

- политика;

- структура образования населения;

- информационные технологии.

2. Региональный уровень (страны, регионы):

- политика в области образования;

- культура;

- система образования;

- обычаи и традиции;

- средства массовой информации;

- система ценностей населения.

3. Локальный уровень:

- микроклимат образовательной организации;

- микрокультура образовательной организации (корпоративная культура);

- семья;

- близкое окружение (друзья).

Перечисленные выше факторы всех уровней

взаимосвязаны, оказывают влияние друг на друга и во всем комплексе взаимодействия обеспечивают результативность обучения, усиливая или ослабляя турбулентность информационной среды. Вследствие этого их исследование всегда будет представлять научный интерес в части обеспечения качества образования, развития Личности с большой буквы в условиях турбулентности информационной среды.

Библиографический список:

1. Медведева М.В., Толстихина Т.Б. Причины турбулентности информационной среды образовательного процесса // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2019. № 3 (71). С. 105-109.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: https://fgos.ru/

3. Михайлова Е. Культура в «цифре»: почему профессионал будущего должен быть немного «айтишни-ком». URL: http://news.ifmo.ru/ru/education/trend/ news/7234/

4. Как подготовить «трансфессионала» XXI века? // Наука и жизнь. 2019. № 6. URL: https://www.nkj.ru/ open/32497/?%27.$first_url.%27

5. О трансфессии и трансдисциплинарности: интервью с ректором ТГУ Э.В. Галажинским // Томск. 2017. URL: http://www.tsu.ru/university/ rector_page/o-transfessii-i-transditsiplinarnosti-chast-2/

6. Смирнов С. Васильевский - остров олимпиадников: интервью с математиком Станиславом Смирновым о новом факультете СПбГУ. 26.06.2019. URL: https:// olimpiada. ru/article/879

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.