Научная статья на тему 'Информационная система поддержки производственной практики будущих специалистов в области таможенного дела'

Информационная система поддержки производственной практики будущих специалистов в области таможенного дела Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / МОНИТОРИНГ / ОТЧЕТНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / PRODUCTION PRACTICE / INFORMATION SYSTEM / MONITORING / REPORTING / CONTROL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сакович С.И.

Статья посвящена вопросам организации и проведения производственной практики по специальности 38.05.02 Таможенное дело. Изучена возможность создания персонального раздела для руководителей практики в электронной информационно-образовательной среде, описаны его основные функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сакович С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information system to support the production practices of future specialists in the field of customs

The article is devoted to the organization and conduct of production practice in the specialty 38.05.02 Customs. The possibility of creating a personal section for practice managers in an electronic information and educational environment has been studied, its main functions have been described.

Текст научной работы на тему «Информационная система поддержки производственной практики будущих специалистов в области таможенного дела»

БИТ 2019 Том 3 № 2 (10) УДК 378.147.88

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

Сакович С.И.

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии;

INFORMATION SYSTEM TO SUPPORT THE PRODUCTION PRACTICES OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF CUSTOMS

Sakovich S.I.

St. Petersburg named after V.B.Bobkov branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

Статья посвящена вопросам организации и проведения производственной практики по специальности 38.05.02 Таможенное дело. Изучена возможность создания персонального раздела для руководителей практики в электронной информационно-образовательной среде, описаны его основные функции.

Ключевые слова: производственная практика; информационная система; мониторинг; отчетность; контроль.

Abstract

The article is devoted to the organization and conduct of production practice in the specialty 38.05.02 Customs. The possibility of creating a personal section for practice managers in an electronic information and educational environment has been studied, its main functions have been described.

Keywords: production practice; Information system; monitoring; reporting; control.

В период обучения студенты специальности «Таможенное дело» Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии проходят несколько практик. Основными видами является учебная и производственная практики, которая в свою очередь подразделяется на практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, преддипломную и научно-исследовательскую работу. Учебная практика обычно проводится на базе академии и необходима для ознакомления студентов со спецификой выбранной специальности. Такие разделы производственной практики как практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, а также преддипломная практика являются, как правило, практиками, которые проводятся в структурных подразделениях ФТС России, региональных таможенных управлениях, таможнях, таможенных постах, а также в других организациях, которые осуществляют внешнеэкономическую деятельность и деятельность в области таможенного дела [1].

Основной целью проведения производственной практики является обеспечение практической подготовки обучающихся по

специальности 38.05.02 Таможенное дело к самостоятельному выполнению профессиональных должностных обязанностей в структурных подразделениях таможенных органов, к деятельности работников организации участников ВЭД, или организаций, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Основными задачами практики являются развитие компетенций, которые основываются на полученных теоретических знаниях, умений и навыков работы с таможенными документами, с техническими средствами таможенного контроля, информационными системами, лабораторным оборудованием. В ходе практики у студента развиваются навыки самостоятельной работы с нормативно-правовой базой, современными справочными системами, а также со статистическими материалами в области таможенного дела. На практике студенты также приобретают профессиональные навыки и опыт профессиональной деятельности при исполнении обязанностей должностного лица таможенных органов или работника организации, осуществляющей внешнеэкономическую деятельность, деятельность в области таможенного дела.

Производственная практика направлена на развитие и закрепление элементов компетенций, формируемых в процессе изучения модулей и дисциплин базовой части образовательной программы.

В научных публикациях отмечено, что современное информационное общество предъявляет особые требования к подготовке студентов в системе высшего образования [2]. В существующих социально-экономических условиях отечественное образование является ключевым элементом устойчивого развития, а также фактором успеха в конкурентной борьбе в мировом сообществе. Данное утверждение актуально и при организации производственной практики.

Вопросы организации и проведения производственной практики имеют особую значимость в связи с изменением федеральных государственных образовательных стандартов, разнообразим мест, удовлетворяющих требованиям к местам прохождения практики, а также с необходимостью постоянного сопровождения практики в электронной информационно-образовательной среде (далее - ЭИОС).

Одним из способов поддержки процесса прохождения практики может быть создание персонального раздела для руководителей практики в ЭИОС. В таком разделе может быть размещена, доступна для скачивания и регулярно обновляться информация о распределении студентов, месторасположении таможенных органов, образцы оформления документации, а также разнообразные полезные методические материалы [3].

Обычно руководитель практики еще до ее начала проводит организационное собрание, где знакомит студентов с программой практики, необходимыми методическими материалами, шаблонами документов и другой необходимой информацией. Все это, безусловно, присутствует в ЭИОС. Однако, в существующем разделе нет возможности загрузки материалов для студентов.

Анализ содержания сайтов, относящихся к сфере образования, а также соответствующей литературы и задач производственной практики по специальности «Таможенное дело» позволяет выделить характерные функции, которые необходимо реализовать в ЭИОС в разделе поддержки производственной практики.

Самой простой в реализации является представительская функция. Это обозначение того, что академия реализует данный вид деятельности. Здесь может быть представлена статистическая информация. Данная функция рассматривается как сочетание дизайна и удобных инструментов для работы.

Информационная функция поддерживается размещением нормативных документов, форм и образцов оформления документации. Такая информация может меняться довольно редко. Однако, стоит продумать механизм оповещения обо всех изменениях, произошедших в разделе.

Координационная функция раздела отвечает за структуру материалов по практике. С учетом того, что в процессе принимают участие различные группы пользователей, необходимо организовать систему разграниченного доступа. Эта функция необходима не только для обучающихся, проходящих практику, но и для специалистов по учебно-методической работе кафедр, факультета и учено-методического отдела.

Коммуникационная функция сайта подчеркивает важность общения участников производственной практики. Общение участников - особенностей социальных сетей.

Социальные сети, в настоящее время, активно используют принципы технологии Web 2.0. Существует много точек зрения на то, что считать социальной сетью, выделю те аспекты социальных сетей, которые являются ключевыми в контексте статьи [4]. Важнейшим принципом является то, что социальная сеть объединяет пользователей, связанных общей деятельностью, общими интересами. В нашем случае раздел поддержки производственной практики в ЭИОС объединит обучающихся, преподавателей и других работников образовательной организации, по вопросам организации и проведения практики, которые взаимодействуют в рамках этой области.

Главными принципами социальной сети являются:

- интерактивность - возможность взаимодействия, диалога посетителей раздела;

- реализация механизмов доступа к информации об объектах, существующих в разделе (рассылки по электронной почте, доски объявления, чаты, статическая информация).

66 http://bitjournal.ru

Бюллетень инновационных технологий

БИТ 2019 Том 3 № 2 (10)

Важно, что, реализация принципа социальной сети, в сравнении, с другими инструментами, имеющими функции обратной связи или предлагающими возможности для общения пользователей, позволяет создавать механизмы, явно позволяющие пользователям объединяться и взаимодействовать в группах. В продолжение этой идеи предлагается добавить раздел «Дневник практики», в который материалы могли бы быть загружены самими студентами, что позволяло бы в режиме реального времени корректировать их работу. Особенно это актуально, когда речь идет о преддипломной практике.

Главная идея заключается в том, что раздел, обеспечивающий поддержку производственной практики в ЭИОС должен иметь в качестве главенствующей функцию мониторинга практики или отслеживания всех видов деятельности обучающихся в период прохождения производственной практики. При стандартном подходе к производственной практике, проводимой за пределами образовательного учреждения, основная часть контроля осуществляется по завершению практики. Контроль студентов со стороны руководителя практики от филиала во время ее проведения может иметь место, но связан со значительными трудностями. Например, невозможностью постоянного присутствия в местах, где обучающиеся проходят практику, так как эти места могут находиться и за пределами города. Это довольно актуально для контроля за прохождением практики студентами очной формы, прибывших на обучение из других городов и государств, студентов заочной формы обучения.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Наблюдение за ходом производственной практики позволяет оперативно влиять на прохождение практики обучающимися и при необходимости оказывать им необходимую помощь. Как было указано выше, это является особенно важным для студентов заочной формы обучения, проходящих практику по месту жительства в организациях участниках ВЭД. Наличие такого мониторинга дополнительно стимулирует рефлексию у студента практиканта. Он проводит сравнение своей деятельности с деятельностью других студентов и вынужден выполнять такие важные для рефлексии задания, как самоанализ проведенной работы или анализ выполнения профессиональной деятельности должностными лицами таможенных органов (работниками предприятий в сфере таможенного дела).

В качестве технологической основы дистанционной поддержки производственной практики является сеть Интернет. Сегодня, наверное, уже нет проблем, связанных с доступом в сеть Интернет, что положительно влияет на механизмы обеспечения дистанционной связи со студентами, проходящими производственную практику по специальности 38.05.02 Таможенное дело. В качестве дополнительной возможности можно отметить возможность доступа в сеть мобильных электронных устройств.

Перспективы данного проекта наблюдаются в развитии функции мониторинга, что является актуальным и результативным для достижения целей производственной практики по специальности 38.05.02. Таможенное дело.

Список литературы

1. Практика // Официальный сайт Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии. URL: spbrta.customs.ru/spbrta/in-dex.php?option=com_content&view=arti-cle&id=2377&Itemid=2458 (дата обращения: 06.05.2019)

2. Воронина О.И., Хусяинов Т.М. Высшее образование: эволюция и революция // В сборнике Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, социуме. Сборник научных статей. Под общ. Ред. И.Т. Касавина, А.М. Фейгель-мана. Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского. Нижний Новгород. 2017. С. 328 - 330.

3. Семенов А.В., Куроптев Н.Б., Сакович С.И., Павлова Я.В. Организация производственной

практики студентов с использованием информационных технологий //Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2017. № 4(64). С. 110 - 113.

4. Павлова Я.В., Сакович С.И. Плюсы и минусы информатизации образования Павлова Я.В., Сакович С.И. «Педагогический профессионализм в образовании» / Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ. ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет». 2015. С. 142-147.

Поступила в редакцию 09.05.2019

Сведения об авторе:

Сакович Сергей Иванович - заместитель декана по учебной работе факультета таможенного дела, старший преподаватель кафедры информатики и информационных таможенных технологий Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: ssa-kovich15@gmail.com

Электронный научно-практический журнал "Бюллетень инновационных технологий" (ISSN 2520-2839) является сетевым средством массовой информации регистрационный номер Эл № ФС77-73203 по вопросам публикации в Журнале обращайтесь по адресу bitjournal@yandex.ru

Бюллетень инновационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.