Научная статья на тему 'Факторы обеспечения стабильности и формирование позитивного имиджа Северо-Кавказского федерального округа'

Факторы обеспечения стабильности и формирование позитивного имиджа Северо-Кавказского федерального округа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
194
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / СТАБИЛЬНОСТЬ / СТАБИЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРАТЕГИЯ / СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / ИМИДЖ РЕГИОНА / ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / POPULATION POLICY / MIGRATION POLICY / STABILITY / STABLE DEVELOPMENT / STRATEGY / NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT / IMAGE OF THE REGION / TERRORISM / EXTREMISM

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шуваев Дмитрий Иванович

Автором выделяются позитивные и негативные компоненты (факторы) стабильности в Северо-Кавказском регионе. Позитивными факторами являются снижение напряженности в политическом развитии округа, повышение уровня жизни, реализация крупных инвестиционных проектов, совершенствование институтов гражданского общества и новый формат их общения с властями. Среди негативных факторов отмечаются низкие показатели роста экономики, дотационные бюджеты ряда субъектов (Ингушетии, Дагестана, Чеченской Республики), риски и угрозы экстремизма и терроризма, конфликтогенный потенциал этнополитических процессов, высокий уровень коррупции, немногочисленность социальных лифтов, позволяющих молодежи повысить социальную и политическую мобильность, и др. По результатам работы диалоговых площадок между властью и институтами гражданского общества по вопросам антитеррористической деятельности отметим, насколько важно проводить подобного рода мероприятия. Это увеличивает лояльность населения полиэтничной территории, а также в целом существенно повышает статус Северо-Кавказского федерального округа. Среди серьезных стратегических задач выделяются прекращение оттока русского населения и его возвращение на территорию региона (прежде всего в восточные районы Ставропольского края), что является фактором стабильности политических процессов, сохранения высококвалифицированных кадров в элитообразовании, необходимых для обеспечения устойчивого развития округа и достижения его инвестиционной привлекательности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шуваев Дмитрий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors in Stability and the Creation of a Positive Image of the North Caucasus Federal District

The author highlights the positive and negative elements (factors) in stability in the North Caucasus region. Positive drivers include de-escalation during the region’s political development, the improvement of living standards, the implementation of major investment projects, the enhancement of civil society institutions, and a new style of their relationship with the authorities. Negative factors imply low economic growth rates, subsidized budgets of the constituent entities of the Russian Federation (the Republic of Ingushetia, the Republic of Dagestan, the Chechen Republic), extremist and terrorist risks and threats, a conflict-prone nature of ethnic and political processes, a high level of corruption, few social lifts that allow young people to increase social and political mobility. The study shows that anti-terrorist dialogs between the authorities and the institutions of civil society increase people’s loyalty in the polyethnic region and upgrade the status of the North Caucasus Federal District. Stopping the outflow of Russian people from the District and returning them to it (primarily to the eastern regions of Stavropol region) are the major strategic tasks of the government. These are the factors in stable political processes and the preservation of highly qualified personnel in the elite formation necessary for the sustainable development of the District and the enhancement of its investment attractiveness.

Текст научной работы на тему «Факторы обеспечения стабильности и формирование позитивного имиджа Северо-Кавказского федерального округа»

УДК 323.2(470.6)

https://doi.org/10.24158/pep.2019.8.10

ШуваевДмитрий Иванович

аспирант Пятигорского государственного университета

ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СТАБИЛЬНОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО ИМИДЖА СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Shuvaev Dmitry Ivanovich

PhD student, Pyatigorsk State University

FACTORS IN STABILITY AND THE CREATION OF A POSITIVE IMAGE OF THE NORTH CAUCASUS FEDERAL DISTRICT

Аннотация:

Автором выделяются позитивные и негативные компоненты (факторы) стабильности в СевероКавказском регионе. Позитивными факторами являются снижение напряженности в политическом развитии округа, повышение уровня жизни, реализация крупных инвестиционных проектов, совершенствование институтов гражданского общества и новый формат их общения с властями. Среди негативных факторов отмечаются низкие показатели роста экономики, дотационные бюджеты ряда субъектов (Ингушетии, Дагестана, Чеченской Республики), риски и угрозы экстремизма и терроризма, конфликтогенный потенциал эт-нополитических процессов, высокий уровень коррупции, немногочисленность социальных лифтов, позволяющих молодежи повысить социальную и политическую мобильность, и др. По результатам работы диалоговых площадок между властью и институтами гражданского общества по вопросам антитеррористической деятельности отметим, насколько важно проводить подобного рода мероприятия. Это увеличивает лояльность населения полиэтничной территории, а также в целом существенно повышает статус Северо-Кавказского федерального округа. Среди серьезных стратегических задач выделяются прекращение оттока русского населения и его возвращение на территорию региона (прежде всего в восточные районы Ставропольского края), что является фактором стабильности политических процессов, сохранения высококвалифицированных кадров в элитообразовании, необходимых для обеспечения устойчивого развития округа и достижения его инвестиционной привлекательности.

Summary:

The author highlights the positive and negative elements (factors) in stability in the North Caucasus region. Positive drivers include de-escalation during the region's political development, the improvement of living standards, the implementation of major investment projects, the enhancement of civil society institutions, and a new style of their relationship with the authorities. Negative factors imply low economic growth rates, subsidized budgets of the constituent entities of the Russian Federation (the Republic of Ingushetia, the Republic of Dagestan, the Chechen Republic), extremist and terrorist risks and threats, a conflict-prone nature of ethnic and political processes, a high level of corruption, few social lifts that allow young people to increase social and political mobility. The study shows that anti-terrorist dialogs between the authorities and the institutions of civil society increase people's loyalty in the polyethnic region and upgrade the status of the North Caucasus Federal District. Stopping the outflow of Russian people from the District and returning them to it (primarily to the eastern regions of Stavropol region) are the major strategic tasks of the government. These are the factors in stable political processes and the preservation of highly qualified personnel in the elite formation necessary for the sustainable development of the District and the enhancement of its investment attractiveness.

Ключевые слова:

демографическая политика, миграционная политика, стабильность, стабильное развитие, стратегия, Северо-Кавказский федеральный округ, имидж региона, терроризм, экстремизм.

Keywords:

population policy, migration policy, stability, stable development, strategy, North Caucasus Federal District, image of the region, terrorism, extremism.

В Северо-Кавказском федеральном округе политические процессы формируются под воздействием тенденций федерального центра, однако существуют региональные особенности, среди которых следует выделить полиэтничность, многоконфессиональность, толерантность, любовь к малой родине. В то же время безопасность как общенациональный приоритет диктует необходимость держать под контролем округ как регион, подверженный угрозам и вызовам со стороны экстремизма и терроризма. Современная общественно-политическая и этнополитиче-ская обстановка здесь характеризуется рядом выраженных негативных социальных тенденций, проявлениями этнополитического и религиозного экстремизма (в том числе в молодежной среде), а также высоким конфликтогенным потенциалом [1]. В настоящее время на территории СКФО проживают 2 854 040 русских (чуть менее трети от общей численности населения) [2],

а также представители других национальностей - чеченцы, аварцы, даргинцы, кабардинцы, осетины, кумыки, ингуши, карачаевцы, армяне и др.

Выделим внешние дестабилизирующие факторы в сфере этнополитической и межконфессиональной ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе: постоянное напряжение в обществе из-за рисков международного экстремизма и терроризма с использованием радикальных религиозных взглядов их лидеров и последователей; повышение этнополитической и межконфессиональной напряженности через активность ряда международных организаций; проникновение радикального ислама из стран Ближнего и Среднего Востока в СКФО и др. По мнению зарубежных [3, р. 215-216] и отечественных исследователей, обеспечение безопасности - одна из главных функций современного демократического государства. Этому следует и Российская Федерация, заботящаяся о безопасности граждан на всей территории страны. В условиях рисков и угроз современного мира личностная безопасность выходит на первое место и она полноценно входит в реализуемые направления социальной политики государства и общества.

Внутренними факторами, способствующими обострению этнополитической ситуации в Северо-Кавказском федеральном округе, являются следующие: широкое распространение коррупции; проявление этно- и религиозно-политического экстремизма; неурегулированность земельных отношений, порождающая большинство межнациональных конфликтов, в том числе на бытовом уровне; межэтническая напряженность; популяризация экстремистской идеологии в силу высокого уровня безработицы и социальной необустроенности населения; продолжающийся отток русского населения в другие регионы [4].

Чрезвычайно важным является обеспечение стабильного социально-политического и экономического развития Ставропольского края. Его территориальное расположение, обозначающее границы между зонами традиционного расселения славян и этносов региона СКФО, сочетание форпостности, буферности и «южности», полиэтничный состав обусловливают принципиальную значимость ситуации в регионе для обеспечения устойчивости и благополучия всего Северного Кавказа и Юга России в целом.

В Российской Федерации с ее полиэтничным и многоконфессиональным составом населения (в том числе в СКФО) в число важнейших приоритетов государственной внутренней политики выдвигается и политика в сфере межнациональных отношений. В условиях, когда значительная часть конфликтного потенциала социума имеет этноконфессиональную основу, организация комплексной политики, направленной на гармонизацию межэтнического взаимодействия, также является существенным условием поддержания стабильности.

Обратим внимание на население СКФО. В 2000-2010 гг., в наиболее трудный с демографической точки зрения период в России, практически во всех частях округа наблюдалось увеличение численности населения, ее сокращение регистрировалось в 2010-2019 гг. Характерной тенденцией последнего десятилетия является резкое уменьшение доли русского населения в Северо-Кавказском федеральном округе, особенно тяжелое положение отмечается в восточных районах Ставропольского края из-за оттока русских вследствие экономической депрессии и миграции туда выходцев из сопредельных территорий, осваивающих запустевающие пространства, привносящих в них собственную бытовую и производственную культуру. Сопряжение этих двух процессов во времени и пространстве обусловливает поддержание определенного уровня кон-фликтогенности, в восточной зоне Ставропольского края проявляющейся более остро, чем в других частях региона [5].

Если в целом по Российской Федерации с 1995 по 2006 г. наблюдалась естественная убыль населения, то достаточно высокий уровень рождаемости и относительно низкий уровень смертности в Северо-Кавказском федеральном округе позволили обеспечить позитивную динамику естественного прироста населения. Самые высокие показатели отмечались в этот период в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан.

Необходимо также упомянуть об инвестициях, выделяемых Правительством РФ в СКФО. В 2017 г. регион получил всего 3,2 % государственных вложений - это наименьший показатель по всем округам. В Северо-Кавказском регионе инвестиции играют значительную роль и включают в себя примерно 80 % привлеченных средств, в том числе треть принадлежит средствам федерального бюджета. В связи с этим инвестиционная привлекательность северокавказских республик для частного капитала остается крайне низкой.

Новый министр РФ по делам Северного Кавказа С.В. Чеботарев отметил, что «бюджеты всех регионов Северо-Кавказского федерального округа являются дотационными, а трех из них (Дагестана, Ингушетии и Чеченской Республики) - высокодотационными» [6]. Однако официальные данные отличаются от реальных: приписки, завышенная статистика - все это присутствует в официальной статистике, особенно поступающей из регионов (например, данные из обращений граждан, направленных в Общественную палату РФ за 2018 г.) [7, с. 20]. Жизнь населения

не улучшилась - уровень зарплаты возрос, однако цены в магазинах повысились, как и тарифы на товары и услуги широкого спектра, а также НДС (до 20 %).

В целом сегодня можно указать, что принимаемые государством меры воздействия на процессы социально-экономического и общественно-политического развития СКФО (в том числе государственная программа Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 г.» [8] и др.) отличаются достаточно высоким уровнем эффективности, а ситуация в регионе находится под контролем и не вызывает существенного беспокойства с точки зрения общественно-политической стабильности. Так, в Ставропольском крае реализуются программные документы, направленные на улучшение положения в этнополитической сфере. Организована работа системы совещательно-консультативных органов, в крае представленная Комитетом по делам национальностей и казачества, этническими советами, общественными приемными при политических партиях, в том числе партии власти «Единая Россия», молодежными общественными палатами, советом старейшин, диаспорными структурами, волонтерскими объединениями и т. д.

Существенное позитивное значение имеет реализация крупных общеокружных мероприятий политического характера, в том числе Форума средств массовой информации Северного Кавказа и особенно Северо-Кавказского молодежного форума «Машук», ставшего действенным средством преодоления стереотипов и недоверия в молодежной среде.

Однако у совместных усилий государства и общества по обеспечению социально-экономического и общественно-политического благополучия в СКФО все еще есть нереализованный потенциал. Необходима более тонкая работа в миграционной сфере, в том числе за счет продолжения создания и внедрения современных технологий регулирования миграционных трендов, включающих в себя определение квот трудовых мигрантов в соответствии с целями пространственного развития региона. Здесь востребованы и более широкое участие институтов гражданского общества в выработке мер по регулированию миграционных потоков, а также развитие системы программ информирования и обучения мигрантов на базе учебных заведений, национально-культурных центров.

Обратимся к имиджевой политике СКФО. Некоторые регионы России самостоятельно занялись разработкой и принятием собственных программ по созданию позитивного имиджа. Стоит подчеркнуть, что имидж Северо-Кавказского федерального округа весьма неоднозначен. Соотечественники и иностранцы зачастую ассоциируют Северный Кавказ с проблематикой экстремизма и терроризма. Однако правительством и региональными властями приняты меры, чтобы привлечь туристов в уникальный бальнеологический центр Кавказские Минеральные Воды, Дом-бай, Архыз и др.

Безусловно, благоприятно влияют на имидж СКФО наличие на его территории городов-курортов (региона Кавказских Минеральных Вод), горных местностей, а также заповедных зон (курортов Ведучи в Чеченской Республике, Армхи в Ингушетии и др.), воссоздание особой экономической зоны туристско-рекреационной зоны «Мамисон» в Северной Осетии. СКФО обладает колоссальными природными и сельскохозяйственными ресурсами. Северо-Кавказский федеральный округ является житницей России, а также производителем экологически чистой продукции. Очевидно, позитивный имидж открыл бы новые инвестиционные возможности для округа и, как следствие, помог бы региону сделать рывок в развитии.

Таким образом, Северо-Кавказский федеральный округ нуждается в совершенствовании управленческой политики в социально-экономическом развитии, поиске путей повышения инвестиционной привлекательности региональной экономики, решении проблем на трудовом рынке и повышении государственного контроля за использованием целевых средств. Также стоит сделать упор на формирование и развитие позитивного имиджа СКФО и стратегическое планирование.

Ссылки и примечания:

1. О Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства РФ от 6 сент. 2010 г. № 1485-р. Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

2. По данным Федеральной службы государственной статистики.

3. Norris P. Democratic Phoenix: Reinventing Political Activism. Cambridge, Mass., 2002. 290 p. https://doi.org/10.1017/cbo9780511610073.

4. О Стратегии социально-экономического развития ...

5. Яхимович Н.Г., Ефимов Ю.Г., Галкина Е.В. Создание Ресурсного центра некоммерческих общественных организаций как рычаг формирования эффективного подхода к работе с общественными организациями и неформальными молодежными объединениями в Ставропольском крае // Молодежь и развитие курортно-рекреационного комплекса на КМВ: политические реалии и новые вызовы : сборник научных трудов региональной научно-практической конференции / под ред. А.А. Вартумяна, И.М. Першина, Е.А. Семеновой. Пятигорск, 2017. С. 55-57.

6. Логвинов Н. Сергей Чеботарев: «Проблемы Северного Кавказа возможно решить только за счет опережающего развития экономики и социальной сферы» [Электронный ресурс] // Вестник. Северный Кавказ. 2019. № 1. С. 16-19. URL: http://www.severniykavkaz.ru/articles/detail.php?print=Y&ID=8782 (дата обращения: 20.08.2019).

7. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации за 2018 г. / Общественная палата РФ. М., 2018. 191 с.

8. Об утверждении государственной программы РФ «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 г.» [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 15 апр. 2014 г. № 309 : в ред. от 27 февр. 2016 г. // Министерство РФ по делам Северного Кавказа. URL: http://www.minkavkaz.gov.ru/upload/iblock/780/postanovlenie-pravi-telstva-rf-ot-15-04-2014-_-309-ob-utverzhdenii-gosprogrammy-skfo.pdf_(дата обращения: 20.08.2019).

References:

Logvinov, N 2019, 'Sergey Chebotarev: "The Problems of the North Caucasus Can Be Solved Only Through the Advanced Development of the Economy and Social Sphere"', Vestnik. Severny Kavkaz, no. 1, pp. 16-19, viewed 20 August 2019, <http://www.severniykavkaz.ru/articles/detail.php?print=Y&ID=8782>, (in Russian).

Norris, P 2002, Democratic Phoenix: Reinventing Political Activism, Cambridge, Mass., 290 p., https://doi.org/10.1017/cbo9780511610073.

Yakhimovich, NG, Efimov, YuG & Galkina, EV 2017, 'Creation of the Resource Center of Non-Profit Public Organizations as a Lever for the Formation of an Effective Approach to Work with Public Organizations and Informal Youth Associations in the Stavropol Territory', in AA Vartumyan & IM Pershin (eds), Youth and Development of the Resort and Recreational Complex on the Caucasian Mineral Waters: Political Realities and New Challenges: Collection of Scientific Papers of the Regional Scientific and Practical Conference, Pyatigorsk, pp. 55-57, (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.