Научная статья на тему 'Факторы межэтнической консолидации в контексте миграционных процессов'

Факторы межэтнической консолидации в контексте миграционных процессов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
262
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
КОНСОЛИДАЦИЯ / CONSOLIDATION / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERETHNIC RELATIONS / МИГРАЦИЯ / MIGRATION / ДОВЕРИЕ / TRUST / СОЦИАЛЬНАЯ ДИСТАНЦИЯ / SOCIAL DISTANCE / РЕГИОН / REGION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фофанова Катерина Владиславовна, Сычев Андрей Анатольевич, Борисов Дмитрий Михайлович

В статье рассматриваются факторы межэтнической консолидации в Республике Мордовия в контексте миграционных вызовов. Для анализа межэтнической консолидации был выделен интегративный индекс консолидации, измерена социальная дистанция в отношении народов, традиционно проживающих на территории Мордовии, и народов стран ближнего зарубежья, а также выявлено отношение жителей республики к иностранным трудовым мигрантам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of Interethnic Consolidation in the Context of Migration Processes

The paper considers the factors of interethnic consolidation in the Republic of Mordovia in the context of migration challenges. For the analysis of interethnic consolidation an integrative index of consolidation was developed, the social distance in relation to peoples traditionally living on the territory of Mordovia and peoples of the former USSR countries was measured, and the attitude of the inhabitants of the Republic of Mordovia to foreign labor migrants was revealed.

Текст научной работы на тему «Факторы межэтнической консолидации в контексте миграционных процессов»

К. В. ФОФАНОВА А. А. СЫЧЕВ Д. М. БОРИСОВ

ФАКТОРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ КОНСОЛИДАЦИИ В КОНТЕКСТЕ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ1

Ключевые слова: консолидация, межэтнические отношения, миграция, доверие, социальная дистанция, регион

Key words: consolidation, interethnic relations, migration, trust, social distance, region

В статье рассматриваются факторы межэтнической консолидации в Республике Мордовия в контексте миграционных вызовов. Для анализа

ФОФАНОВА Катерина Владиславовна, профессор кафедры методологии науки и прикладной социологии Мордовского государственного университета, доктор социологических наук.

СЫЧЕВ Андрей Анатольевич, профессор кафедры философии Мордовского государственного университета, доктор философских наук.

БОРИСОВ Дмитрий Михайлович, доцент кафедры методологии науки и прикладной социологии Мордовского государственного университета, кандидат социологических наук.

FOFANOVA Katerina Vladislavovna, Doctor of Sociological Sciences, Professor at the Department of Methodology of Science and Applied Sociology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

SYCHEV Andrei Anatolievich, Doctor of Philosophical Sciences, Professor at the Department of Philosophy, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

BORISOV Dmitry Mikhailovich, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Methodology of Science and Applied Sociology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).

межэтнической консолидации был выделен интегративный индекс консолидации, измерена социальная дистанция в отношении народов, традиционно проживающих на территории Мордовии, и народов стран ближнего зарубежья, а также выявлено отношение жителей республики к иностранным трудовым мигрантам.

The paper considers the factors of interethnic consolidation in the Republic of Mordovia in the context of migration challenges. For the analysis of interethnic consolidation an integrative index of consolidation was developed, the social distance in relation to peoples traditionally living on the territory of Mordovia and peoples of the former USSR countries was measured, and the attitude of the inhabitants of the Republic of Mordovia to foreign labor migrants was revealed.

Социология возникла как учение о формах солидарности и способах ее достижения: в большинстве теорий XIX в. солидарность являлась ключевым понятием. Глубокие социальные трансформации ХХ в., среди которых две мировые войны, увеличение разрыва между бедными и богатыми странами, масштабные миграционные процессы, межнациональные конфликты, кризис в духовной сфере, привели к тому, что фокус изучения социологии сместился с путей достижения общественной солидарности к методам разрешения насущных социальных проблем. Солидарность отошла на периферию исследовательских интересов, а в их центре оказался конфликт как столкновение конкурирующих сторон и интересов. Консолидационная парадигма сменилась конфликтологической.

Особо востребованной конфликтологическая парадигма оказалась в сфере исследований межэтнического взаимодействия. Основной причиной этого стало беспрецедентное смешение народов и культур, вызванное интенсификацией миграционных процессов. Сегодня межнациональное взаимодействие часто сопровождается непониманием и неприятием чужих традиций и ценностей, непродуманной национальной и миграционной политикой или же сознательным намерением заработать политический капитал на национальных разногласиях, что приводит к снижению уровня доверия, росту нетерпимости и ксенофобии в обществе. С усилением межнациональной напряженности становятся очевидными некоторые слабые стороны конфликтологической парадигмы, которая способна указать пути борьбы со следствиями, но не с глубинными причинами проблем в сфере межэтнического

взаимодействия. В этих условиях не только оправданным, но и перспективным представляется возвращение к консолида-ционной парадигме с учетом современных социологических и философских теорий.

В настоящее время отсутствует единое понимание консолидации. Существуют разнородные ее трактовки, акцентирующие внимание на политических, экономических, культурных или социальных характеристиках. Не всегда прослеживаются четкие отличия консолидации от интеграции, кооперации, сплочения, единения и т. д. Наконец, в социальных науках не представлены количественные показатели, с помощью которых можно было бы измерить степень консолидиро-ванности и которые были бы способны отражать, с одной стороны, многофакторность социальных отношений и взаимодействий, с другой — степень их интенсивности.

Анализ литературы и принятого словоупотребления позволяет наметить наиболее общие контуры понятия консолидации. Как правило, оно ассоциируется с такими значениями, как сплочение, упрочение, укрепление и проявляется через социальное взаимодействие, основанное на взаимности и доверии. В отличие от интеграции, задачами которой являются единство и поддержание целостности, цели консолидации — солидарность и сплочение. Иными словами, в процессе консолидации индивиды и социальные группы могут на постоянной или временной основе кооперироваться, объединяться вокруг единой цели, сохраняя при этом свою идентичность и специфику.

Солидарность и сплочение возможны только при высоком уровне межличностного доверия, соблюдении моральных норм общежития и налаживании горизонтальных социальных связей. Высокий уровень консолидации предполагает высокий уровень социального капитала. Не менее важными показателями консолидации являются социальная дистанция между людьми, готовность видеть представителей других групп в качестве сограждан, соседей, коллег, членов семьи. Наконец, консолидация невозможна в условиях нетерпимого, резко отрицательного отношения социальных групп друг к другу. В связи с этим уровень консолидации связан с показателями доверия, толерантности и социальной дистанции в том или ином обществе.

Выявление интегративного индекса консолидации строилось нами на основе эмпирических данных, полученных в ходе исследований «Социальные факторы межэтнической консолидации» (2013) и «Особенности трудовой миграции в регионе» (2012—2014). Объектом исследования стали межэтнические отношения в Республике Мордовии, которая была и остается пространством тесного социального взаимодействия народов России.

Положение о том, что доверие — необходимое условие и важнейший фактор социальной консолидации, служит исходной посылкой исследования. Уверенность в предсказуемости поведения другого — это интегральный компонент любых устойчивых межличностных, межгрупповых, институциональных взаимоотношений. На региональном уровне доверие способно сплотить географически разнородные территории в единое общество, на межгрупповом — оказывать влияние на улучшение межэтнических и межконфессиональных отношений. На межличностном уровне доверие — основа для долгосрочных стабильных отношений, деловых связей, командных взаимодействий, работы в коллективе. Именно межличностное доверие является фундаментом всех остальных его видов и, следовательно, необходимым условием социальной консолидации.

Для получения индекса генерализированного межличностного доверия (ИМД) респондентам традиционно задается вопрос «Говоря в общем, считаете ли Вы, что большинству людей можно доверять, или же нужно быть очень осторожным в отношениях с людьми?». Индексом межличностного доверия считается доля респондентов (в процентах), отметивших, что большинству людей можно доверять. Существует разница в определении этого индекса, связанная со шкалой предлагаемых в анкетах ответов. Так, во время всероссийского опроса 2009 г. в рамках международного проекта TRUST помимо ответов «большинству людей можно доверять» и «надо всегда быть предельно осторожным» были варианты «другое» или «не знаю». В вопроснике Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения за 2006 г. фигурировали три промежуточных ответа: «и то, и другое», «в зависимости от человека, от условий», «затрудняюсь ответить»2. В проекте «World Values Survey» (WVS), в рамках которого периодически проводится замер

индекса доверия в различных странах мира, в опросниках, как правило, фигурируют только два ответа без возможности выбора промежуточных: предполагается, что человек или склонен к доверию, или нет. В этом отношении сравнение данных, полученных по различным методикам, не является показательным.

В анкете было можно выбрать только один ответ из двух, что в основном соответствует практике измерения ИМД в проекте WVS и позволяет сравнить полученные результаты с общемировыми. Согласно данным опроса, индекс генерализированного межличностного доверия по Мордовии в 2013 г. составил 34,5 %.

В зарубежных исследованиях для большей иллюстративности при расчете показателя доверия употребляют следующую формулу: «Показатель доверия = 100 + (%, «Большинству людей можно доверять») — (%, «Надо всегда быть предельно осторожным»)». В этом случае показатель выше 100 обозначает, что в обществе большинство людей доверяет друг другу, а показатель ниже 100 — большинство не склонно к доверию другим. По данным опроса WVS, в 2005—2008 гг. всего 9 стран имеют показатели выше 100, при этом наиболее высокий уровень доверия демонстрируют Норвегия (148), Швеция (134,5) и Дания (131,9). Минимальный показатель был зафиксирован в Тринидаде и Тобаго (7,9). Для Мордовии этот показатель равен 69, что близко к средним, но выше, чем общероссийский (55,4)3.

Для определения межнационального доверия мы предложили респондентам на выбор два высказывания: «Большинству людей другой национальности можно доверять так же, как и представителям своей национальности» и «Большинству людей другой национальности я обычно доверяю меньше, чем людям своей национальности». Число тех, кто согласился с первым, равно 40,1 %. Необходимо учитывать, что этот показатель не может использоваться отдельно от генерализированного показателя: он не выявляет уровень доверия, а только показывает, влияет ли на него национальный фактор.

Наряду с уровнем доверия, важным индикатором консолидации выступает социальная дистанция. Одним из инструментов, измеряющих эту дистанцию, стала шкала, предложенная Э. Богардусом в середине 1920-х гг. Предлагаемые

респондентам вопросы включали следующие утверждения: «Считаете ли Вы для себя (или для своих детей) возможным вступить в брак с представителями другой национальности (могут указываться конкретные национальности)?»; «Считаете ли Вы для себя возможным иметь близких друзей других национальностей?»; «Считаете ли Вы для себя возможным жить с представителями другой национальности по соседству (могут указываться конкретные варианты близкого проживания — один дом, подъезд, лестничная площадка и т. д.)?»; «Считаете ли Вы для себя возможным жить с представителями другой национальности в одной стране, в одном городе, республике?». Респондент мог выбрать два варианта ответа: «Да»/«Нет». На основании суммирования всех отрицательных (или всех положительных) ответов моделируется индекс дистанции.

В опросе было предложено указать согласие или несогласие по каждой позиции в отношении народов, традиционно проживающих на территории Мордовии (мордва, русские, татары, составляющие более 98 % населения), и народов стран ближнего зарубежья (украинцев, уроженцев Кавказа и Средней Азии). Процент респондентов, ответивших «да», показан в табл. 1.

Таблица 1

Социальная дистанция по отношению к представителям различных национальностей, %

Я не имею ничего против, чтобы пред- Русские Мордва Татары Украинцы Армяне Грузины Азер-байд- Народы

ставители этих нацио- жан- Сред-

нальностей цы ней Азии

Были бы моими род-

ственниками 84 69 32 26 3 2 0 9

Были бы друзьями, близкими знакомыми 88 77 48 35 22 8 7 5

Были бы соседями 88 80 2 9 3 20 5 0

Были бы коллегами 87 77 56 42 30 25 22 20

Жили в одном регионе 92 84 2 8 1 8 5 3

Приезжали бы в гости 64 59 4 2 3 9 6 4

Не пустил бы жить в республику 12 9 4 7 0 8 6 0

Из табл. 1 не следует, что при установлении межнациональной социальной дистанции ведущую роль играют религиозные и культурные различия. Так, дистанция по

отношению к татарам меньше, чем по отношению к православным украинцам или грузинам. Видимо, следует признать, что сокращение дистанции и рост межнациональной толерантности являются следствием длительного совместного проживания народов на одной территории.

Ответы на вопросы указывают на высокий уровень социальной дистанцированности по отношению к определенным национальностям. Наибольшая дистанция у жителей республики наблюдается с народами Средней Азии и Кавказа. Причины этого в исследованиях последних лет связывают с тем, что население России «страдает» мигрантофибией. Подобные настроения характерны и для жителей Мордовии. Так, при ответе на вопрос анкеты «В качестве кого Вы готовы принять иностранных трудовых мигрантов?» готовность, оцененная по 5-балльной шкале, в среднеарифметическом выражении составляет от 1,94 (в качестве своего супруга) до 3,46 (в качестве рабочих, выполняющих работу, на которую не соглашается местное население).

В то же время при ответе на вопрос «Насколько часто Вы общаетесь с людьми другой национальности в повседневной жизни?» «постоянно» ответили лишь 23,7 %, «редко» — 42,2 %. 40,2 % общаются с людьми другой национальности в основном в магазинах и на рынке, что предполагает поверхностный, официальный уровень взаимодействия с мигрантами.

В связи с этим, помимо определения социальной дистанции, были выделены показатели коммуникативной дистанции, для чего респондентам был предложено оценить степень предпочтения общения с теми же народами. Показатели коммуникативной межэтнической дистанции в целом выше, чем показатели социальной межэтнической дистанции: они средние или высокие. Готовность жителей республики к общению позволяет надеяться на то, что социальная дистанция будет сокращаться по мере того, как коммуникативные связи между представителями различных национальностей будут укрепляться.

Уровень социальной дистанции — один из показателей этнической толерантности, которую можно рассматривать как важный ресурс межнациональной консолидации. Существуют опросники для диагностирования уровня толерантности, где предлагается оценить высказывания, выявляющие отноше-

ние к различным этническим группам и коммуникативные установки респондентов (готовность сотрудничать и предлагать конструктивные решения проблем). Некоторые из вопросов, предложенных в анкете, сведены в табл. 2. Часть вопросов касается общих проблем толерантности, часть — взаимоотношений с иностранными трудовыми мигрантами, поскольку их разделяет наибольшая социальная дистанция с большинством респондентов.

Таблица 2

Степень согласия с утверждениями, %

Утверждение 1 2 3 4 5

Национальная принадлежность всегда будет разъединять людей 26,7 19,8 26,8 16,4 15,3

Я предпочитаю, чтобы меня окружали люди моей национальности 24,5 16,7 23,2 16,7 18,9

Я обращаю внимание на национальность человека, с которым знакомлюсь 30,2 16,3 26,4 11,2 15,8

У меня возникают сомнения относительно положительных намерений иностранных трудовых мигрантов 8,7 14,7 31,1 17,7 27,8

Мы не сможем защитить «своих», если возникнет угроза со стороны «чужих» 17,1 16,0 25,5 17,9 23,4

Я не доверяю информации о межнациональных отношениях, которая расходится с моими представлениями 10,9 15,5 45,8 12,5 15,3

Я не против, если кто-то из моих близких родственников вступил в брак с иностранными трудовыми мигрантами 44,8 19,6 20,2 7,7 7,7

Я не против того, чтобы в городе стали открываться национальные школы (мордовские, татарские, узбекские, армянские и т. д.) 34,5 13,5 25,2 11,1 15,6

Я не против, если в республике откроются места отправления религиозных обрядов для представителей других религий 27,6 19,1 32,1 8,2 13,0

Я не против преподавания мордовской культуры в школах 13,7 10,8 30,1 18,2 27,2

1 — абсолютно не согласен; 5 — полностью согласен

Наивысшим показателем толерантности в табл. 2 является ответ 1, а для вопросов, которые начинаются со слов «Я не против», — ответ 5. Судя по распределению ответов, можно говорить, что общество в Мордовии относительно то-лерантно к представителям других национальностей, но по

отношению к иностранным мигрантам проявляет очевидную настороженность. Скептически оно настроено и к появлению национальных школ и мест отправления религиозных обрядов для других народов.

Для выявления показателя межнациональной консолидации четыре показателя (индексы межличностного и межэтнического доверия; величина дистанции к народам, не проживающим в регионе; показатель этнической толерантности) были переведены в процентное выражение. Их среднее арифметическое (около 43 %) составило итоговый индекс консолидации в республике. Учитывая, что все показатели, составляющие индекс консолидации, являются средними по общемировым меркам, но довольно высокими для России, этот индекс демонстрирует, что регион с точки зрения межнациональных отношений — это достаточно стабильный регион с устойчивыми традициями добрососедских отношений. Респонденты указывают на некоторые векторы усиления консолидации.

Ответы на вопрос «Как Вы считаете, какие факторы соединяют, а какие разъединяют жителей Мордовии?» распределились следующим образом: экономика (объединяет — 77,0 %, разъединяет — 23,0 %), политика (58,3 и 41,7 % соответственно), национальность (55,9 и 44,1 % соответственно), СМИ (68,7 и 31,3 % соответственно), образование (88,8 и 11,2 % соответственно), спорт (90,5 и 9,5 % соответственно), вера, религия (58,3 и 41,7 % соответственно), право, законы (73,6 и 26,4 % соответственно), традиции (57,0 и 43,0 % соответственно), литература (82,1 и 17,9 % соответственно), прошлое, история (78,8 и 21,2 % соответственно).

Жители Мордовии отмечают, что все предложенные факторы могут быть использованы для усиления консолидации, но выделяют прежде всего спорт, образование, литературу. Отметим, что именно в этих сферах межнациональное взаимодействие представляется наиболее плодотворным, а национальная принадлежность по значимости уступает место другим факторам: талантливости, профессионализму и т. д. Что касается представлений о консолидирующей роли прошлого, то здесь следует отметить особую роль гуманитарного, в частности качественного исторического образования как необходимого фактора межэтнической консолидации.

Отвечая на вопрос о том, что в большей степени влияет на представления о межнациональных отношениях, респонденты отметили информацию телепередач (48,7 %), печатных СМИ (15,8 %) и Интернета (12,6 %). На вопрос «В каких случаях Вы чувствуете свое единство с Мордовией?» 35,4 % отметили «во время крупных праздников», 23,9 % — «во время спортивных соревнований, крупных спортивных побед, в период выборов», 15,2 % — «когда слышу о достижениях республики в области науки и культуры», 12,4 % — «во время крупных праздников», 8,5 % — «в чрезвычайных ситуациях», 3,9 % — «когда бываю за границей», 0,8 % — «другое». В данном случае обращает на себя внимание то, что, по мнению большинства респондентов, консолидации способствуют позитивные информационные поводы: крупные праздники и спортивные победы.

Результаты опроса показывают, что основным фактором, понижающим индекс консолидации в регионе, является латентная напряженность, связанная с усиливающейся проблемой миграции. Для адекватного ответа на вызовы в национальной сфере требуется комплекс мероприятий, способствующих улучшению качества межэтнической коммуникации. Из данных опроса также ясно, что серьезным препятствием на пути сохранения межэтнической консолидации в регионе может стать несбалансированная миграционная политика. Такая политика должна быть гибкой, учитывать особенности региона, принимающего трудовых мигрантов, и каждой этнической группы, предоставлять равные возможности, ориентироваться на перераспределение ресурсов, их вложение в новые сферы, например, в образование мигрантов и создание площадок для общения представителей различных национальностей.

Учитывая, что в качестве основных ресурсов консолидации выступают доверие и терпимость, важной задачей для национальной политики становится создание пространства свободной и взаимовыгодной межэтнической коммуникации. В общем плане это предполагает предотвращение геттоизации общества, создание условий для добрососедского повседневного общения представителей различных национальностей; поддержку ассоциаций инклюзивного типа, не проводящих различий между своими членами по национальным, конфессиональным и прочим признакам (например, клубов и спор-

тивных команд); усиление влияния и значимости институтов гражданского общества; повышение уровня информированности по поводу обычаев, нравов, норм, характерных для различных народов; повышение мобильности на различных уровнях, интенсификацию личных контактов представителей различных культур; формирование толерантности, уважительного и заинтересованного отношения к проявлениям норм и традиций других народов.

Накопление социального капитала в сфере межнационального взаимодействия предполагает постоянный поиск консенсуса, согласия, единения и тем самым создает основания для укрепления социальной стабильности.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Статья подготовлена при поддержке гранта РГНФ и Правительства РМ № 14-13-13008 «Особенности трудовой миграции в регионе».

2 См.: Давыденко В.А., Ромашкин Г.С. Факторная структура параметров личностного и институционального доверия в современной России (опыт эмпирического анализа) // Тегга economicus. 2010. Т. 8. № 3. C. 135.

3 См.: Medrano J.D. Interpersonal trust. URL: http://www.jdsurvey.net/ jds/jdsurveyMaps.jsp?Idioma=I&NOID=104&SeccionTexto=0404 (дата обращения: 30.05.2014).

Поступила 09.07.2014.

K. V. Fofanova, A. A. Sychev, D. M. Borisov. Factors of Interethnic Consolidation in the Context of Migration Processes

The paper indicates that with an increase in ethnic tensions weaknesses of the conflictological paradigm become apparent; turning to the consolidation paradigm with regard to modern sociological and philosophical theories seems to be most promising. For the analysis of interethnic consolidation, an integrative index of consolidation has been developed, social distance in relation to peoples traditionally living on the territory of Mordovia and peoples of the former USSR countries has been measured, and the attitude of the inhabitants of the Republic to the foreign labor migrants has been revealed. The results of the survey showed that the main factor decreasing the index of consolidation in the region is the latent tension associated with the growing problem of migration. The adequate response to the challenges in the national sphere implies a set of activities that contribute to improving the quality of interethnic communication. The paper shows that the main resources of consolidation are trust and tolerance; an important task for ethnic policies is creation of grounds for free and mutually beneficial interethnic communication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.