Научная статья на тему 'Факторы конструирования социальных представлений о ВИЧ-инфицировании и СПИДе в разных социальных группах'

Факторы конструирования социальных представлений о ВИЧ-инфицировании и СПИДе в разных социальных группах Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
522
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ВИЧ-ИНФИЦИРОВАНИЕ / СПИД / СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПСИХОЛОГИЯ БОЛЬШИХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП / LARGE SOCIAL GROUPS’ PSYCHOLOGY / SOCIAL REPRESENTATIONS / HIV CONTAMINATION / AIDS / SOCIO-DEMOGRAPHIC FACTORS / SOCIO-PSYCHOLOGICAL FACTORS / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Емельянова Татьяна Петровна, Дробышева Татьяна Валерьевна

На материале эмпирического исследования рассматриваются различные факторы конструирования социальных представлений о ВИЧ-инфицировании и СПИДе. Изучаются фактор содержания публикаций в СМИ о рассматриваемой проблеме, фактор возраста респондентов, характер учебного заведения для учащейся молодежи, фактор ценностных ориентаций респондентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Емельянова Татьяна Петровна, Дробышева Татьяна Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Factors of the Construction of Social Representations of HIV Transmission and AIDS in Various Social Groups

Various factors of the construction of social representations of HIV contamination and AIDS are analyzed on the basis of the data of an empirical research. The article examines the factor of the content of mass media publications concerning the problem at issue, respondents’ age factor, the type of an educational institution for young people, and the factor of respondents’ value orientations.

Текст научной работы на тему «Факторы конструирования социальных представлений о ВИЧ-инфицировании и СПИДе в разных социальных группах»

Факторы конструирования социальных представлений о ВИЧ-инфицировании и СПИДе в разных социальных группах*

Т. П. Емельянова (Московский гуманитарный университет),

Т. В. ДРОБЫШЕВА (Институт психологии РАН)

На материале эмпирического исследования рассматриваются различные факторы конструирования социальных представлений о ВИЧ-инфицировании и СПИДе. Изучаются фактор содержания публикаций в СМИ о рассматриваемой проблеме, фактор возраста респондентов, характер учебного заведения для учащейся молодежи, фактор ценностных ориентаций респондентов.

Ключевые слова: социальные представления, ВИЧ-инфицирование, СПИД, социально-демографические факторы, социально-психологические факторы, ценностные ориентации, психология больших социальных групп.

В настоящее время эпидемическая ситуация с ВИЧ-инфекцией в нашей стране не улучшается и давно вышла за пределы границ традиционных групп риска. ВИЧ-инфекцию сопровождает напряженное отношение части общества к зараженным людям, что приводит

к их социальной изоляции. Общественное мнение связывает с диагнозом «ВИЧ-инфекция» опасные социально-поведенческие характеристики (Емельянова, 2010Ь) и создает систему социальных ограничений (в трудоустройстве, в личных отношениях и т. д.), в ре-

* Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект «Угроза здоровью в обыденном сознании: случай ВИЧ-инфицирования и СПИДа», грант № 10-06-00433-а).

зультате исключая человека из системы социальных связей. Для адекватной деятельности по преодолению стигматизации и дискриминации необходимо более глубокое изучение механизмов этих проблем.

Обыденное понимание причин, сущности, особенностей протекания ВИЧ-инфицирова-ния и СПИДа диверсифицировано в обществе (Емельянова, 2010a). На наш взгляд, существует целый ряд факторов, обусловливающих эту диверсификацию. Среди них факторы макро-социальные (особенности социальной политики в области здоровья и болезни, воздействие СМИ и др.), микросоциальные (семейное воспитание, дружеские связи и т. п.), экономические и социально-демографические (пол, возраст, уровень доходов, уровень образования, профессия, принадлежность к церкви, регион проживания и др.), социально-психологические (личностные особенности, психологическая дистанция по отношению к инфицированному человеку, особенности общения в малых группах и организациях, макропсихо-логические факторы и т. п.).

В данной статье авторы представляют продолжение серии своих исследований, посвященных проблеме особенностей содержания и структуры социальных представлений (СП) о ВИЧ-инфицировании и СПИДе в различных группах российского общества (Емельянова, Дробышева и др., 2011). В исследовании принимали участие 310 чел., из них: 64 чел. — работающие взрослые (от 31 до 57 лет), 64 чел. — студенты и работающая молодежь (в возрасте от 21 до 30 лет), 87 чел. — учащиеся средних профессиональных учреждений (в возрасте 17-20 лет); 95 чел. — учащиеся средних общеобразовательных учреждений подросткового возраста (13-15 лет). Распределение выборки по полу: 139 чел. — мужчины и 171 чел. — женщины. Исследование проводилось в форме непосредственного индивидуального опроса. Использовались метод свободных ассоциаций, направленный на изучение эмоционального компонента СП и определения их структуры, интервью, контент-анализ публикаций в СМИ, шкалы с 15 утверждениями по тематике исследования, методика для выявления психологической дистанции Д. Фелдеса, «методика цен-

ностных ориентаций» Е. Б. Фанталовой и незаконченные предложения. Также было предусмотрено получение краткой социально-демографической информации о респондентах. Обработка данных проводилась с помощью программы SPSS 11.00. Содержание СП выявлялось с помощью методики П. Вержеса.

В программу исследования было включено изучение фактора возраста респондентов в конструировании СП о ВИЧ-инфицирова-нии и СПИДе, характера учебного заведения (для учащейся молодежи), фактора содержания публикаций в СМИ о рассматриваемой проблеме, фактора ценностных ориентаций респондентов. Было выявлено, что ядро СП о СПИДе и ВИЧ-инфицировании включает общий для всех респондентов набор суждений. Так, обнаружено, что ядро СП школьников, учащихся колледжей, студенческой и работающей молодежи, а также представителей взрослой группы работающего населения включает утверждения о высокой вероятности заражения/инфицирования наркоманов, проституток, а также людей, ведущих беспорядочную половую жизнь. Молодежная часть выборки заявила о потенциальной возможности познакомить ВИЧ-инфицированного или больного СПИДом со своими родственниками, так как, по их мнению, риск инфицирования связан с особенностями сексуального поведения людей данных категорий, в то время как угроза заражения в процессе непосредственного общения, по их мнению, не существенна. Большинство взрослых в меньшей степени готово подвергнуть риску заражения своих близких, знакомя их с инфицированными/больными людьми.

В рамках всей выборки выявлены статистические различия (по критерию Колмогорова — Смирнова) в СП школьников и учащихся колледжей в сравнении с более взрослыми группами студентов и работающих людей (х2 = 36,46; р = 0,000) относительно угрозы заражения гомосексуалистов. Подростки и юноши не рассматривают данную категорию людей в качестве группы риска (этот элемент вошел в компонент периферии, близкой к ядру). Так, подростки, аргументируя свое мнение, приводят в пример образы гомосексуали-

стов — борцов со СПИДом (Элтон Джон, Эдди Меркьюри и др.), которые широко рекламируют свою благотворительную деятельность в СМИ. Они также указывают на то, что данный вопрос (способ распространения ВИЧ и СПИДа) никогда не обсуждается с ними взрослыми в семье или в школе. На «уроках здоровья» в школе подростков информируют об опасности беспорядочных половых отношений, незащищенного секса и о потребителях инъекционных наркотиков как наиболее распространенных источниках заражения. По сравнению с учащимися колледжей и школьниками молодые люди 20-30-летнего возраста на первое место среди потенциальных жертв СПИДа и ВИЧ поставили именно гомосексуалистов. По мнению же людей более зрелого возраста (от 31 до 57 лет), потенциальные жертвы — это наркоманы и проститутки (различия в группах молодых и взрослых по значимости элементов ядра: \2 = 7,05; р = 0,008) и только затем — гомосексуалисты. Поскольку возраст старшей группы респондентов (от 31 до 57 лет) соответствовал возрасту родителей школьников, то можно предположить, что традиции воспитания в российских семьях включают установки на замалчивание информации о высокой вероятности распространения заболевания и инфекции посредством половых контактов мужчин, имеющих сексуальные отношения с другими мужчинами.

В группе учащихся колледжей причиной исключения суждения о гомосексуалистах как категории людей с высокой вероятностью заражения/инфицирования из ядра СП стало их идентифицирование с образом успешных людей. Данный образ по результатам контент-анализа прессы включает указание на такие критерии успешности, как: «иметь все то, чего хочу я», «финансовое благополучие, душевное благосостояние», «деньги», «быть счастливым», «добиться всего, чего хочешь в жизни», «материальная обеспеченность» и т. п. Важно отметить, что уровень материального благополучия в семьях учащихся колледжей наиболее низкий по всей выборке, а ориентация на материальную обеспеченность в ценностной структуре, наоборот, самая высокая (6-е место из 12). Таким образом, источником

представлений об успешных людях являются СМИ. По мнению учащихся колледжей, неуспешные в социальном и экономическом плане люди — это наркоманы и проститутки, образ жизни которых провоцирует проблемы со здоровьем.

Вместе с тем вызывает тревогу тот факт, что наименьшую дистанцированность данные респонденты проявили относительно наркоманов. Так, суждение о вероятности заражения наркоманов по сравнению с суждениями о проститутках и людях, ведущих беспорядочную половую жизнь, наименее значимо в ядре исследуемых СП. Данное суждение образовывает наименьшее число связей с системой ценностных ориентаций личности (ЦО). Так, наибольшую значимость в сознании респондентов обнаружило суждение о высокой степени риска людей, ведущих беспорядочный образ жизни (9 связей). Отнесение данного суждения в ядерный компонент СП определялось характером связей со всей системой ЦО. То есть 9 из 12 исследованных ЦО положительно коррелируют с указанным выше элементом ядра. Среди них ориентации как на наиболее значимые (например, «счастливая семейная жизнь» — 1-й ранг, «наличие хороших и верных друзей» — 2-й ранг, «любовь» — 3-й ранг, «здоровье» — 4-й ранг и т. п.), так и наименее значимые ценности («познание» — 9-й ранг, «активная, деятельная жизнь» — 10-й ранг, «творчество» — 11-й ранг). Второй по значимости (7 связей с ЦО) элемент ядра исследованных СП — суждение о проститутках как категории людей с высокой степенью риска ВИЧ-инфицирования. Корреляционные связи, выявленные у учащихся, объясняются высокой значимостью ориентаций на ценности любви, наличия хороших и верных друзей, уверенности в себе, познания, материально обеспеченной жизни.

Важно отметить, что суждение о наркоманах как «группе риска» (элемент ядра) характеризуется связью только с ценностью познания. Чем выше значимость возможности расширения своего образования, кругозора, тем выше степень уверенности в том, что ВИЧ и СПИД угрожает именно этой категории людей. Следует отметить, что в процессе группо-

вого интервью, проведенного в одной из учебных групп колледжа, было выявлено, что учащиеся в целом достаточно информированы о проблемах наркомании и ее носителей. Основным источником такого знания является Интернет. Посетителями сайтов чаще становятся юноши, чем девушки. Причем их интерес не связан с получением информации о профилактике наркомании, ВИЧ/СПИДа. Данные сайты размещают продукцию творческой деятельности музыкальных групп, источником вдохновения которых являются наркотики. Кроме того, некоторые из участников исследования отметили, что среди их ближайшего окружения присутствуют и сверстники, использующие инъекционные наркотики. Психологическая дистанция с ними у респондентов более близкая. Все это объясняет толерантность респондентов, проявляемую к наркоманам как группе риска инфицирования ВИЧ.

Между тем, анализируя данные по психологической дистанции, которую выстраивают взрослые респонденты между собой и ВИЧ-инфицированным/больным СПИДом человеком, выявилось, что молодые люди в своем отношении к ним продемонстрировали более определенную позицию. Все они (студенты и работающая молодежь) согласились с тем, что могли бы пригласить инфицированного/больного в гости, но не стали бы обсуждать с ним важные проблемы, что соответствует средним значениям удаленности от оцениваемого объекта. Сравнительный анализ различий по психологической дистанции в группах школьников и учащихся колледжей (х2 = 6,14; р = 0,013) показал, что большинство подростков считают, что могли бы пригласить в гости или провести свободное время с ВИЧ-инфицированным или больным. Учащиеся колледжей демонстрируют еще более близкую дистанцию: от «Я бы мог открыть ему душу» до «Я не провожу различий между ним и здоровыми людьми». При сравнении респондентов разных возрастных групп по заявленной ими психологической дистанции с больными и инфицированными обнаруживается следующая тенденция. Наибольшее сходство между собой имеет характер оценок взрослой группы

респондентов и подростков. В их психологической дистанции по отношению к больным прослеживается широкий спектр оценок от очень близкой дистанции («я бы мог открыть ему свою душу», «я мог бы провести с ним свой отпуск») до отвержения («я уволился бы, если бы мне пришлось работать с ним вместе»). Данный факт косвенно указывает на значимость установок родителей для подростков относительно проблем ВИЧ и СПИДа, в процессе формирования у младшей группы изучаемых СП. Наиболее близкой дистанции в отношениях с больными и инфицированными людьми придерживаются учащиеся средних профессиональных учебных заведений.

Обнаружены сходство и различия в содержании периферических элементов в структуре СП о ВИЧ-инфицировании и СПИДе у респондентов разного возраста. Так, в СП школьников данный компонент включает утверждения о том, что «те деньги, которые государство выделяет на лечение людей с ВИЧ, могут быть направлены на нужды, имеющие более широкую общественную значимость», «я мог бы познакомить ВИЧ-инфицированного/ больного СПИДом со своими близкими родственниками», а также ощущение личной угрозы. Учащиеся колледжей, студенты, работающая молодежь согласны с мнением школьников относительно расходов государства на лечение людей с ВИЧ-инфекцией и не отвергают возможности познакомить своих родственников с инфицированным или больным человеком. Наряду с этим учащиеся колледжей отвергают угрозу заражения «вообще любого человека» и отмечают преувеличенность обсуждаемых проблем СПИДа и ВИЧ в СМИ. Суждения молодых людей (студенты и работающая молодежь до 30 лет), включенные в периферический компонент, полностью совпадают со взглядами учащихся профессиональных колледжей. Исключение составляет утверждение студентов о вероятности собственного заражения, которое в СП учащихся профессионального колледжа располагается ближе к ядру. Взрослая часть участников исследования разделяет мнение более молодых респондентов относительно расходов государства на лечение людей с ВИЧ-инфекцией,

а также профилактической деятельности СМИ. С их точки зрения, проблема ВИЧ и СПИДа во многом преувеличена, и уж тем более не стоит обсуждать вопрос создания отдельных детских учреждений для больных и инфицированных детей.

Анализ связей элементов, принадлежащих к ядерной части изучаемых СП, и ценностных ориентаций респондентов всей выборки позволил описать две тенденции в отношениях изучаемых феноменов. Обнаружено, что в отличие от элементов периферии, элементы ядра образуют большее число связей с ЦО всех респондентов. Причем наиболее значимые элементы ядерного компонента СП характеризуются и большим числом связей. В образовании этих связей задействованы как наиболее значимые (т. е. занимающие первые места в ценностной иерархии), так и наименее значимые ЦО (последние места в структуре ЦО). Более детальный анализ связей ЦО с каждым из суждений ядра СП показал, что все они имеют разную ценность (значимость). Следовательно, по этому критерию они могут быть иерархически организованы внутри ядра СП. Данный факт позволяет рассматривать ЦО личности как социально-психологическую детерминанту (внутренний фактор) формирования СП о ВИЧ-инфицировании и СПИДе.

Фактор воздействия СМИ в нашем исследовании обнаружил себя прежде всего в отношении конструирования ядра СП о ВИЧ-инфи-цировании и СПИДе в сознании младшей группы респондентов. СМИ на фоне родительского влияния на подростков формируют представление о путях инфицирования, предлагая вниманию наиболее привлекательные, эмоционально окрашенные события и явления. Так, по мнению И. Г. Ясавеева, в сознании населения появляются стереотипы восприятия «групп риска», приводящие к их последующей стигматизации, а также «страшилки о СПИД-терроризме» (намеренное заражение с помощью шприца или сексуального контакта), не подтвержденные специалистами (Яса-веев, 2006). Как показал анализ, профилактическая деятельность СМИ, направленная на обсуждение проблем ВИЧ-инфекции и СПИДа в информационном пространстве, не вызывает

эмоционального отклика у всех респондентов. В настоящее время проблемы распространения ВИЧ/СПИДа не являются интересными или значимыми событиями и для самих СМИ. Однако уменьшение числа публикаций по теме ВИЧ и СПИДа за последние годы, по мнению специалистов, может приводить к снижению бдительности и уменьшить интенсивность притока людей на анонимные обследования. В сознании населения происходит привыкание к существованию в обществе угрозы заболевания и инфекции, что снижает готовность граждан защищать себя при сексуальных контактах, думать о безопасности своих близких.

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что при конструировании социальных представлений о ВИЧ и СПИДе действуют различные факторы. Значимым оказался такой фактор, как характер учебного заведения для группы подростков. Так, учащиеся колледжей обнаруживают более близкую дистанцию по отношению к зараженным и больным, чем школьники их возраста. Фактор возраста проявился при сравнении студентов с подростками, а также младших возрастных групп со старшей группой респондентов и выразился в различии ядерных элементов социального представления. Среди исследованных нами факторов важное место занимают такие макросоциальные факторы, как печатные и электронные СМИ. В частности, некоторые молодежные сайты в Интернете вызывают живой интерес учащихся колледжей к творчеству людей, употребляющих наркотики. Это выразилось в значимом уменьшении психологической дистанции между молодыми людьми и группой «наркоманы». Кроме того, обнаруженное снижение количества публикаций по изучаемой проблеме за последние годы в печатных СМИ рождает сомнение в достаточности уровня и объема разъяснительной работы, которая требуется для улучшения эпидемиологической ситуации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Емельянова, Т. П. (2010а) Социальные представления — инструменты анализа социальных явлений в переходном обществе // Константа

в неопределенном и меняющемся мире. М. : МГУ им. М. В. Ломоносова. С. 217-228.

Емельянова, Т. П. (2010b) Репрезентация угрозы здоровью: типы социальных представлений о ВИЧ-инфицировании и СПИДе [Электр. ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 2 — Педагогика. Психология. URL: http://www.zpu-] ournal. ru/e-zpu/2010/2/Emelianova/ (дата обращения:

29.06.2012).

Емельянова, Т. П., Дробышева, Т. В., Хащен-ко, Н. Н., Иванова, Д. В. (2011) Типы социальных представлений о ВИЧ-инфицировании и СПИДе // Психологический журнал. Т. 32. № 4. С. 57-69.

Ясавеев, И. Г. (2006) СМИ и ситуация с ВИЧ/ СПИДом в России // Социологические исследования. № 12. С. 89-94.

THE FACTORS OF THE CONSTRUCTION OF SOCIAL REPRESENTATIONS OF HIV TRANSMISSION AND AIDS IN VARIOUS SOCIAL GROUPS T. P. Emelianova (Moscow University for the Humanities),

T. V. Drobysheva

(The Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences)

Various factors of the construction of social representations of HIV contamination and AIDS are analyzed on the basis of the data of an empirical research. The article examines the factor of the con-

tent of mass media publications concerning the problem at issue, respondents’ age factor, the type of an educational institution for young people, and the factor of respondents’ value orientations.

Keywords: social representations, HIV contamination, AIDS, socio-demographic factors, socio-psychological factors, value orientations, large social groups’ psychology.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Emel’ianova, T. P. (2010a) Sotsial’nye pred-stavleniia — instrumenty analiza sotsial’nykh iavlenii v perekhodnom obshchestve // Konstanta v neopredelennom i meniaiushchemsia mire. M. : MGU im. M. V. Lomonosova. S. 217-228.

Emel’ianova, T. P. (2010b) Reprezentatsiia ugrozy zdorov’iu: tipy sotsial’nykh predstavlenii o VICh-infitsirovanii i SPIDe [Elektr. resurs] // Informatsionnyi gumanitarnyi portal «Znanie. Ponimanie. Umenie». №2 — Pedagogika. Psi-khologiia. URL: http://www.zpu-journal.ru/

e-zpu/2010/2/Emelianova/ (data obrashcheniia:

29.06.2012).

Emel’ianova, T. P., Drobysheva, T. V., Khash-chenko, N. N., Ivanova, D. V. (2011) Tipy sotsial’-nykh predstavlenii o VICh-infitsirovanii i SPIDe // Psikhologicheskii zhurnal. T. 32. № 4. S. 57-69.

Iasaveev, I. G. (2006) SMI i situatsiia s VICh/ SPIDom v Rossii // Sotsiologicheskie issledovaniia. № 12. S. 89-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.