Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности в условиях глобализации: роль инноваций'

Факторы конкурентоспособности в условиях глобализации: роль инноваций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
499
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / FACTORS / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / COMPETITIVENESS / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / ФУНКЦИИ ИННОВАЦИЙ / FUNCTIONS OF INNOVATION / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / INNOVATIVE ENVIRONMENT / ТЕХНОЛОГИИ / TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Волкова Алена Игоревна

Значение инноваций в обеспечении конкурентоспособности страны растет в последние десятилетия в связи с усиливающимися процессами глобализации. В статье рассматриваются функции инноваций в экономическом развитии, а также комплекс факторов, определяющих формирование инновационной среды. Доказано, что уровень конкурентоспособности государства определяется степенью развития технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of Competitiveness in Conditions of Globalization: Role of Innovations

The role of innovation in ensuring of the country competitiveness is growing in recent decades with the increasing globalization processes. The article describes functions of innovation in economic development, as well as a set of factors determining the formation of the innovative environment. The level of state competitiveness is determined by the degree of technology development.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности в условиях глобализации: роль инноваций»

УДК 330.1

А. И. Волкова

Факторы конкурентоспособности в условиях глобализации: роль инноваций

Статья подготовлена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ ЯрГУ им. П. Г. Демидова, НИР № 6.7884.2013

Значение инноваций в обеспечении конкурентоспособности страны растет в последние десятилетия в связи с усиливающимися процессами глобализации. В статье рассматриваются функции инноваций в экономическом развитии, а также комплекс факторов, определяющих формирование инновационной среды. Доказано, что уровень конкурентоспособности государства определяется степенью развития технологий.

Ключевые слова: факторы, экономический рост, конкурентоспособность, глобализация, функции инноваций, инновационная среда, технологии.

Â. I. Volkova

Factors of Competitiveness in Conditions of Globalization: Role of Innovations

The role of innovation in ensuring of the country competitiveness is growing in recent decades with the increasing globalization processes. The article describes functions of innovation in economic development, as well as a set of factors determining the formation of the innovative environment. The level of state competitiveness is determined by the degree of technology development.

Keywords: factors, economic growth, competitiveness, globalization, functions of innovation, innovative environment, technology.

Научное осмысление причин и факторов, определяющих увеличение национального благосостояния общества, со времен А. Смита являлось предметом изучения и постоянно развивалось [4]. Природные ресурсы, рост численности населения, индустриализация, география, климат, производительные силы, законодательство и военные конфликты, безусловно, сыграли свою роль в прошлом. Но относительная значимость этих факторов изменилась с течением времени, и в последние десятилетия большее внимание уделяется инновационному превосходству той или иной страны, то есть ее промышленности, исследователям, разработчикам, творчески мыслящим, просвещенным политикам, менеджерам и производственным кластерам. Задача становления в России инновационной экономики является одной из важнейших в концепции долгосрочного развития страны до 2020 года. Новые технологии и знания, формируя реальные конкурентные пре-

имущества, становятся определяющим фактором экономического роста.

В проекте Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года заданы количественные показатели новой «экономики лидерства и инноваций»: к 2020 году удель -ный вес организаций, осуществляющих технологические инновации должен увеличиться в 4-5 раз (с 10,4 до 40-50 %), удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции увеличится в 2-3 раза (с 12,4 до 25-35 %), прогнозируется повышение в 2 раза доли высокотехнологичного сектора в ВВП (с 11,8 до 1720 %), увеличение удельного веса экспорта российских высокотехнологичных товаров в общем мировом объеме экспорта высокотехнологичных товаров более чем в 5 раз (с 0,35 до 2 %) [2]. Несмотря на амбициозные задачи, поставленные в Инновационной Стратегии-2020, текущие позиции страны в мировых рейтингах далеки от желаемых, что демонстрирует Таблица 1.

Таблица 1

Место 'оссии в мировых рейтингах инновационности

Индекс Место России 2009 г. (количество стран в рейтинге) Место России 2010 г. (количество стран в рейтинге) Место России 2011 г. (количество стран в рейтинге) Место России 2012 г. (количество стран в рейтинге)

The Global Competitiveness Index -индекс глобальной конкурентоспо- 63 (133) 51 (133) 63 (139) 57 (139) 66(142) 71(142) 67(144) 85(144)

© Волкова А. И., 2013

Индекс Место России 2009 г. (количество стран в рейтинге) Место России 2010 г. (количество стран в рейтинге) Место России 2011 г. (количество стран в рейтинге) Место России 2012 г (количество стран в рейтинге)

собности - Innovation - раздел инновации

The Global Innovation Index (IN-SEAD) - глобальный инновационный индекс 68 (130) 64 (132) 56 (125) 51 (141)

Innovation Capacity Index - индекс инновационного потенциала 49 (131) 56 (130) н/д н/д

Оценка конкурентоспособности стран показывает, что все лидирующие по уровню конкурентоспособности страны мира обладают высоким уровнем развития инноваций. В Таблице 2 рассмотрены 20 экономик, занимающих лидирующие позиции по уровню конкурентоспособ-

ности в мире, и приведены значения параметра «инновации» для данных стран. Приведенные показатели свидетельствуют, что страны-лидеры рейтинга конкурентоспособности имеют высокие позиции по критерию «инновации» (не ниже 26 места).

Таблица 2

Уровень конкурентоспособности стран и развития инноваций,

______ _ „__2

Страна/Экономика Место в рейтинге

Глобальная конкурентоспособность Инновации

Швейцария 1 1

Сингапур 2 8

Финляндия 3 2

Швеция 4 4

Нидерланды 5 9

Германия 6 7

США 7 6

Великобритания 8 10

Гонконг 9 26

Япония 10 5

Катар 11 19

Дания 12 12

Тайвань, Китай 13 14

Канада 14 22

Норвегия 15 15

Австрия 16 13

Бельгия 17 11

Саудовская Аравия 18 29

Республика Корея 19 16

Австралия 20 23

Таким образом, мы можем констатировать прямую взаимосвязь между уровнем конкурентоспособности страны на мировой арене и развитием инноваций в данной стране. То есть при высоком уровне инновационного развития государства занимают лидирующие позиции в мире. Соответственно, для того, чтобы государство могло стать «ведущей мировой державой XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции» [5], необходимо уделять большее внимание инновациям.

Значительная роль инноваций в глобализирующемся мире определяется выполняемыми функциями в общественном развитии:

— посредством инноваций осуществляется воплощение в жизнь достижений человеческого интеллекта, научно-технических результатов, что способствует интеллектуализации трудовой деятельности, повышению ее наукоемкости;

— с помощью нововведений расширяется круг производимых товаров и услуг, улучшается их качество, что способствует росту потребностей каждого человека и общества в целом и удовлетворению этих потребностей;

— инновации дают возможность вовлекать в производство новые производительные силы, создавать товары и услуги с меньшими затратами труда, материалов, энергии;

концентрация инноваций в той или иной сфере помогает привести структуру воспроизводства в соответствие со структурой изменившихся потребностей и структурой внешней среды;

— инновации служат стимулом предпринимательской деятельности, особенно в сфере малого бизнеса, побуждают к поиску и освоению новых товаров и технологий, чтобы устоять и победить в конкурентной борьбе, занять новые рыночные ниши [1].

Таким образом, инновации являются непременным условием жизнестойкости, динамичности, выживания и развития человеческого общества.

Стоит сказать, что инновационный ландшафт значительно изменился в последние годы. Во-первых, необходимо отметить сдвиги, происходящие в географии инноваций. Фирмы в странах с низкими доходами стали не только пассивными усыновителями технологий, но и их разработчиками, вышедшими на международную арену инноваций, то есть технологический разрыв между странами со средним и высоким уровнем дохода сократился. Инновационный рост больше не является прерогативой стран с высокими доходами, и, соответственно, возможности для инноваций могут быть использованы всеми странами.

Во-вторых, была признана сложность процесса реализации научной идеи в коммерческий проект. Жизненно важными стали считать нетехнологические инновации, такие как новые организационные формы, новые подходы маркетинга, удачный дизайн и т. д.

В-третьих, инновационный процесс стал более открытым и интернационализированным, чем когда-либо. Ни один человек, общество, компания или страна не обладает монополией на инновации, информацию и знания. Этот факт находит свое отражение в увеличивающемся процессе глобализации инноваций. Транснациональные корпорации осуществляют крупные инвестиции в исследования и разработки за пределами страны расположения штаб-квартиры. В результате развивающиеся страны получают выгоду от новых продуктов и услуг.

Процессы разработки и внедрения передовых продуктов и процессов требуют среды, благоприятной для инновационной деятельности, и поддержки как государственного, так и частного секторов. Последние 20-30 лет профессиональные экономисты и политики интенсивно спорят об относительной важности различных факторов в создании благоприятной инновационной среды. Кроме макроэкономической стабильности, стали выделять роль институтов, образование, качество государственного управления, наличие экономи-

ческих возможностей. В частности, все большую значимость приобретают значительные инвестиции в исследования и разработки, особенно в частном секторе, наличие высококачественных научно-исследовательских учреждений, которые могут генерировать базовые знания, необходимые для создания новых технологий, широкое сотрудничество в области исследований и технологических разработок между университетами и промышленностью, а также защиту интеллектуальной собственности в совокупности с высоким уровнем конкуренции и доступа к венчурному капиталу и финансированию. Важную роль в формировании инновационной среды играют как конкретные индивидуумы, так и государство.

Например, многие экономисты отводят значительную роль в инновационном процессе системе образования, которая способна обеспечить эффективное участие граждан в экономической и политической жизни страны. Нехватка базовых знаний ограничивает возможности граждан участвовать в процессе развития страны, быть критиками правительственной политики и политических деятелей. С деловой точки зрения, как отмечено М. Портером, «достижение более зрелых конкурентоспособных преимуществ и конкуренция в продвинутых сегментах и новых отраслях промышленности требуют сотрудников с более глубокими знаниями и навыками. Чтобы национальная экономика модернизировалась, качество человеческих ресурсов должно постоянно повышаться... Образование и обучение составляют, возможно, единственный самый значимый долгосрочный способ поддержки инноваций, доступный всем уровням правительства в модернизации промышленности. Улучшение системы общего образования должно быть существенным приоритетом правительства и вопросом не только социальной, но и экономической политики» [7, Р. 628].

Современная меняющаяся действительность со все большим акцентом на инновационное развитие приводит к пониманию, что образование и профессиональная подготовка становятся ключевыми факторами роста производительности труда. Глобальная экономика, становясь более сложной, показала, что для выживания в условиях жесткой конкуренции и сохранения своего присутствия на рынке компании должны постоянно заботиться о повышении уровня образования и о совершенствовании практических навыков работников, которые должны иметь доступ к новым знаниям, постоянно участвовать в новых процессах и в работе с новейшими технологиями. М. Портер в своих работах также подчеркивает значительную роль

образования в модернизации экономики. Экономист говорит о важности тесного сотрудничества между учебными заведениями и потенциальными работодателями, а также с другими высшими учебными заведениями.

В последние десятилетия увеличивается охват населения начальным и средним образованием, поэтому только высшее образование способно дать конкурентные преимущества в современном обществе. Страны, которые вложили значительные средства в создание хорошо развитой инфраструктуры высшего образования, получают огромные преимущества в плане экономического роста. Образование является особенно важным фактором в развитии способности к технологическим инновациям, о чем ясно свидетельствует опыт Японии, Финляндии, Швеции, Кореи, Тайваня и Израиля.

Большое внимание в процессе становления инновационной экономики необходимо уделять снижению уровня коррупции. Коррупция подрывает инвестиционный климат, препятствует развитию частного сектора и инноваций и поощряет различные формы неэффективности. Чем большее распространение приобретает коррупция, тем больше повреждений она наносит. Для начинающих предпринимателей с яркими планами и идеями бюрократические препоны могут быть губительными. Финансовые затраты, психологические тяготы начала новых предприятий, в том числе необходимость иметь дело с коррумпированными чиновниками для получения разрешений и лицензий, заставляют начинающих инно-ваторов отказаться от реализации идеи в своей стране и реализовывать проект в другой, менее коррумпированной стране, либо, что более вероятно, совсем отказаться от коммерциализации идеи, не начинать собственный бизнес или быстро закрыть созданную компанию. Таким образом, коррупция оказывает отрицательное влияние на экономический рост, являясь барьером для входа на рынок или фактором, способствующим быстрому уходу с рынка.

Практика показывает, что коррупция особенно разрушительна для малых и средних предприятий, являющихся двигателями экономического роста и создания рабочих мест в развивающемся мире, которые не имеют такого влияния, как крупные компании, чтобы защитить себя от распространения запросов на взяточничество.

Важно и то, что коррупция подрывает государственные доходы и, следовательно, ограничивает возможности правительства инвестировать в повышение производительности таких областей, как образование, инфраструктура и здравоохранение.

Не удивительно, что при наличии коррупции, частные фирмы и граждане будут избегать уплаты налогов. Когда государственные чиновники позволяют коррупции процветать, налогоплательщики либо морально возмущены требованием уплаты налогов, либо чувствуют себя вольными не платить их. В этом случае бюджет терпит значительные убытки, что ведет к ограничениям финансирования многих областей, в том числе тех, которые могли бы способствовать повышению производительности и роста. Для поддержания заданного уровня доходов и расходов бюджета правительство вынуждено увеличивать налоговые ставки, что ведет к уменьшению прибыли компаний и ограничивает расходы на инновации.

Наличие стабильной макроэкономической среды также является важной составляющей успешной реализации широкомасштабных реформ, направленных на развитие частного сектора. В мировой практике трудно найти страну, которая сумела достичь высокого уровня экономического развития, имея неэффективную налогово-бюджетную политику, высокие темпы инфляции, нестабильность валютного курса, различные макроэкономические дисбалансы. Разумная налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика способствует низким темпам инфляции и стабилизации внутренней среды, вносит существенный вклад в устойчивость предпринимательской деятельности и готовность отечественных и зарубежных инвесторов поддерживать инновационные проекты.

Интересно отметить, что в ряде исследований доказана связь между национальной экономической эффективностью и гендерным распределением трудовых ресурсов. Вовлечение женщин в экономику и их активное участие в принятии решений, особенно в случае представительства в парламентах и других органах исполнительной власти, способствует повышению уровня образования и наращиванию человеческого капитала.

Безусловно, уровень инновационного развития страны во многом связан с эффективным распределением ресурсов, в том числе, конечно, человеческих ресурсов. Эффективная работа наукоемкой экономики является не только функцией доступного финансирования, разумно открытого режима торговли товарами и услугами, но также все больше и больше зависит от способности общества максимально задействовать таланты и навыки. Когда, в силу традиции, непонимания целей религии, социальных взглядов, часть населения (как правило, женщины) не имеет возможности вносить свой вклад в жизнь страны, экономика будет страдать. Таким обра-

зом, казалось бы, незначительный фактор ген-дерного распределения имеет не только этический или моральный аспект, но и определяет экономическую эффективность и, таким образом, может быть основой создания процветающей экономики.

Созданию благоприятной инновационной среды способствуют и такие факторы, как защита частной собственности, включая интеллектуальную собственность, свободный доступ к финансам и венчурному капиталу, наличие правовых основ привлечения прямых иностранных инвестиций, уровень расходов на исследования и разработки, уровень затрат на информационные и коммуникационные технологии, знание иностранных языков (особенно английского) для налаживания контактов с зарубежными фирмами.

Опыт развитых стран доказывает возможность реализации инновационного сценария развития страны только при условии использования потенциала малого предпринимательства, способного привлекать в инновационную сферу частный капитал, осуществлять трансфер научных разработок в жизнеспособные продукты и технологии, в короткие сроки осваивать нововведения и продвигать их на рынок.

Считаем, что для развития постиндустриальной экономики в России также необходимо использовать потенциал малого предпринимательства. При этом важную группу малых инновационных компаний составляют фирмы, созданные при вузах и научно-исследовательских институтах в целях реализации Федерального закона от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», который направлен на реальное внедрение в производство результатов научно-технической деятельности.

Ведь именно высшая школа, обладая уникальным научным потенциалом, способна получать инновационные знания. Однако огромной проблемой российской науки является сложность производственного применения научных разработок, поэтому роль малых инновационных предприятий университетов в процессе внедрения научных разработок в практику очень велика.

Исследования, проведенные автором, показали, что наибольшие трудности в работе малых инновационных компаний вузов/НИИ связаны с недостаточным финансовым обеспечением деятельности, неразвитостью инновационного рын-

ка и недостаточной квалификацией персонала среднего и высшего звена.

Экономисты подчеркивают, что в России практически отсутствует рыночная инновационно-инвестиционная финансовая инфраструктура, необходимая для коммерциализации отечественных инноваций [3]. В результате научные разработки оказываются невостребованными бизнесом для выпуска и реализации на рынке конку -рентоспособной наукоемкой продукции. В связи с этим необходимо уделять пристальное внимание формированию потребностей общества в инновационной продукции, работать с потенциальными ее потребителями. Одним из потребителей может стать государство, обеспечивая малые инновационные компании государственными заказами. Однако не следует считать, что государство может полностью потреблять инновационный продукт. При преобладающей доле государственных затрат на инновации страна не сможет выйти на желаемый инновационный уровень развития. Следовательно, необходимо формировать потребность в инновациях в крупном и среднем бизнесе.

Проблема недостатка финансовых средств для развития малых предприятий во многом объясняется неразвитостью института венчурного финансирования в России. Нужно понимать, что венчурные инвестиции приносят доход не ранее, чем чрез 5-7 лет после вложения средств в инновационный проект. При этом, как показывает статистика, лишь один из 10 поддержанных проектов будет успешным и прибыльным. В России необходимо развивать культуру венчурного финансирования, чтобы инвесторы не были нацелены на получение дохода с каждого поддержанного инновационного проекта через короткий промежуток (2-3 года).

Для субъектов малого инновационного предпринимательства базовые конкурентные преимущества определяются знаниями и талантом работающих там людей, их склонностью заниматься научными исследованиями, умением не только производить, но и коммерциализировать идеи, поэтому необходимо большее внимание уделять подбору высококвалифицированного персонала. Организацию кадрового обеспечения деятельности МИП можно осуществлять не только путем подбора выпускников соответствующей специальности, но и за счет непрерывного профессионального образования, новых форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области инновационного менеджмента, а также изучения топ-менеджерами компаний научной, методической,

справочной литературы и программных продуктов по вопросам управления инновационной деятельностью.

Итак, мы доказали, что уровень конкуренте -способности страны в значительной степени определяется развитием инноваций в данной стране. Соответственно, для того, чтобы государство могло стать ведущей мировой державой, необходимо повышать инновационный уровень, создавать среду, благоприятную для развития инноваций, учитывая весь массив влияющих факторов, отмеченных в данной работе.

Библиографический список

1. Гуревич М. М., Каганов В. Ш., Кондратьев О. И. Инжиниринг малого бизнеса [Текст]. - М.; Самара: Агроконсалт, 1998.

2. Инновационная стратегия - 2020 (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года). Проект. Минэкономразвития России. Москва. 2010 [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innov ations/doc20101231 016

3. Новицкий, Н. Экономические предпосылки инновационной реиндустриализации в России [Текст] // Вестник Института экономики Российской академии наук. - № 2013. - № 3.

4. Смит, А. исследование о природе и причинах богатства народов [Текст]. - М.: Эксмо, 2007.

5. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. - Режим доступа: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog. pdf

6. Innovation Capacity Index Rankings 2010-2011. The Innovation for Development Report. 2010. - Режим доступа:

http://www.innovationfordevelopmentreport.org/downloa ds.html

7. Porter, Michael. 1990. The Competitive Advantage of Nations. - New York: The Free Press.

8. The Global Competitiveness Report 2011-2012. -World Economic Forum, Geneva, Switzerland 2011. -Режим доступа: http://www3.weforum.org/docs/WEF GCR Report 2011 -12. pdf.

9. The Global Competitiveness Report 2012-2013. -World Economic Forum, Geneva, Switzerland 2012. -Режим доступа: http ://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2012-2013.

10. The Global Innovation Index 2011. Accelerating Growth and Development. - Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org/gii/main/fullreport/ index.html.

11. The Global Innovation Index 2012. Stronger Innovation Linkages for Global Growth. - Режим доступа: http://www.globalinnovationindex.org/gii/main/fullreport/ index.html

Bibliograficheskij spisok

1. Gurevich M. M., Kaganov V. SH., Kondrat'ev O. I. Inzhiniring malogo biznesa. - M.; Samara: Аgrokonsalt, 1998.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Innovatsionnaya strategiya - 2020. (Strategiya in-novatsionnogo razvitiya Rossijskoj Federatsii na period do 2020 goda). Proekt. Minehkonomrazvitiya Rossii. Moskva. 2010. - Rezhim dostupa: http://www. economy. gov.

ru/minec/activity/sections/innovations/doc20101231_016

3. Novitskij, N. EHkonomicheskie predposylki inno-vatsionnoj reindustrializatsii v Rossii // Vestnik Instituta ehkonomiki Rossijskoj akademii nauk. - № 2013. - № 3.

4. Smit, А. issledovanie o prirode i prichinakh bogat-stva narodov. - M.: EHksmo, 2007.

5. Strategiya-2020: Novaya model' rosta - novaya sotsial'naya politika. - Rezhim dostupa: http://2020strategy.ru/data/2012/03/14/1214585998/1itog. pdf

6. Innovation Capacity Index Rankings 2010-2011. The Innovation for Development Report. 2010. - Rezhim dostupa:

http://www.innovationfordevelopmentreport.org/downloa ds.html

7. Porter, Michael. 1990. The Competitive Advantage of Nations. - New York: The Free Press.

8. The Global Competitiveness Report 2011-2012. -World Economic Forum, Geneva, Switzerland 2011. -Rezhim dostupa: http://www3.weforum.org/docs/WEF_GCR_Report_2011 -12. pdf.

9. The Global Competitiveness Report 2012-2013. -World Economic Forum, Geneva, Switzerland 2012. -Rezhim dostupa: http://reports.weforum.org/global-competitiveness-report-2012-2013.

10. The Global Innovation Index 2011. Accelerating Growth and Development. - Rezhim dostupa: http://www.globalinnovationindex.org/gii/main/fullreport/ index.html.

11. The Global Innovation Index 2012. Stronger Innovation Linkages for Global Growth. - Rezhim dostupa: http://www.globalinnovationindex.org/gii/main/fullreport/ index.html

1 Составлено по материалам ведущих мировых индексов: The Global Competitiveness Report 2011-2012 [8].

The Global Competitiveness Report 2012-2013 [9], The Global Innovation Index 2011. Accelerating Growth and Development [9], The Global Innovation Index 2012. Stronger Innovation Linkages for Global Growth [11], Innovation Capacity Index Rankings 2010-2011 [6].

2 Таблица составлена по материалам The Global Competitiveness Report 2012-2013 [9].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.