Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности локальных FM-станций относительно сетевых в свете корпоративизации радиожурналистики'

Факторы конкурентоспособности локальных FM-станций относительно сетевых в свете корпоративизации радиожурналистики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
225
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности локальных FM-станций относительно сетевых в свете корпоративизации радиожурналистики»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СМИ

Т. И. Сидорова, А. А. Журавлева

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЛОКАЛЬНЫХ FM-СТАНЦИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО СЕТЕВЫХ В СВЕТЕ КОРПОРАТИВИЗАЦИИ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ

Оценивая современные исследования в области медиа, приходится констатировать практически полное отсутствие серьезной аналитики, посвященной проблемам FM-пространства. Специализированные радийные издания охватывают крайне узкую группу профессионалов радиоэфира («Radio to Radio» и др.) и очень немногочисленны. А журналы, рассматривающие проблемы российской журналистики в целом («Журналист», «Журналистика и медиарынок»), видимо, не считая FM-вещание журналистикой, игнорируют не только локальное (региональное) FM-пространство и его проблемы, но и общероссийское. Сложившаяся ситуация определила направление данного исследования. Нами были поставлены следующие задачи: во-первых, анализ конкурентоспособности местных радиостанций относительно «сетевиков» и, во-вторых, определение факторов их конкурентоспособности в сфере FM-вещания. Определяя границы заявленного в заголовке понятия «корпортивизация», уточним, что мы имеем в виду четко выраженный в современном FM-пространстве процесс концентрации медиаактивов в рамках влиятельных корпораций и информационных холдингов. Отметим, что если процесс концентрации в сфере сетевого вещания идет полным ходом, то в Челябинске достаточно недавно появился первый холдинг (региональный).

Одной из мировых тенденций в области журналистики является колоссальный рост медиаиндустрии. FM-пространство России стремительно расширяется. Сегодня две трети всех работающих радиостанций России - FM-станции. И для регионов эта тенденция закономерна даже в большей степени, чем для Москвы. За последние десять лет развития медиарынка Челябинска неоднократно создавались радиостанции, модифицировались форматы, возникали новые бренды. Сегодня в городе вещают 18 радиостанций, среди которых локальными являются «Интерволна», «Народный хит», «L-Радио», «Абсолютное 100FM», ЧГТРК «Студия-1».

Некоторые эксперты также причисляют к ним радио «Олимп», созданное в 1999 г. уральским «радиомагнатом» Николаем Граховым, владельцем двадцати FM-частот в таких городах России, как Пермь, Челябинск, Курган, Тюмень, Екатеринбург, Каменск-Уральский, Самара, Тольятти, Красноярск, Москва. Новый на тот момент для города формат Adult Contemporary (современная музыка для взрослых) руководители радиопроекта расширили за счет золотых хитов последних десятилетий и классической музыки.

Но, на наш взгляд, не совсем целесообразно сравнивать «Олимп» с челябинскими радиостанциями, так как «Олимп» - самостоятельная станция, то есть не

ретранслирующая, а станция со своим персоналом, ведущими, редакторами, работающими в формате, аналогичном формату «Радио Си» (Екатеринбург). Эти FM-проекты ориентированы на одну целевую аудиторию, используют одну музыкальную библиотеку. То есть модель указанного радио была сначала успешно отработана в Екатеринбурге, а уже на основе этого образца открыта подобная станция в Челябинске.

И последняя, наиболее многочисленная группа радийных СМИ Челябинска - это, естественно, радиостанции, являющиеся сетевыми партнерами крупных московских радиостанций:

«Русское Радио», «Радио Шансон», «Хит-FM», объединенные в холдинг «Радио-Континенталь»;

«Европа Плюс - Челябинск», «Радио Ретро - Челябинск», принадлежащие с марта 2005 г. группе «Тринити»;

«Эхо Москвы-Челябинск», «Русское радио - 2», входящие в информационную компанию «Медиа-Центр»;

«Наше радио - Челябинск», «Авторадио - Челябинск», являющиеся частью медиагруппы Николая Грахова;

а также «Динамит-FM», «Серебряный дождь», «Love Радио».

Ситуацию преобладания сетевых FM-станций на челябинском радиорынке можно объяснить тем, что они требуют значительно меньших финансовых затрат, быстрее окупаются. Кроме того, местный вещатель получает готовый формат и известное имя. По словам программного директора радио «Интерволна» Алексея Кияна, «локальных радиостанций меньше, потому что всегда дешевле и менее рискованно взять готовый продукт, чем сделать свой. К тому же в Челябинске мало людей, знающих, как грамотно создавать формат»1.

Однако локальные радиостанции имеют ряд преимуществ по сравнению с сетевым FM-вещанием:

- близость к аудитории;

- собственный продукт 168 часов в неделю (не занимаются ретрансляцией);

- гибкость формата;

- учет особенностей «челябинского менталитета»;

- финансовая и творческая независимость от Москвы.

Николай Грахов в интервью для Chel.ru подчеркивает: «Собственный продукт <...> дает возможность более оперативно реагировать на изменение вкусов, запросов рынка. Когда вы покупаете программный продукт у кого-то, то всецело зависите от него и не можете корректировать собственную стратегию вещания так, как требует того локальный рынок. Зачастую нет элементарной возможности вставить в сетевой продукт какие-то собственные программы, игры со слушателями»2.

Очевидно, что локальные радиостанции в настоящее время активно развиваются и представляют огромный интерес для рассмотрения. Кроме того, для нашего анализа чрезвычайно важны сайты челябинских FM-проектов. С нашей точки зрения, для локальной станции качественный сайт гораздо более важен, чем для столичной. С помощью сети Интернет локальные радиостанции стремятся наладить еще более тесный контакт с постоянной аудиторией, а также привлечь новых слушателей. Бесспорно, веб-сайт важнее для радио, чем, например, для телевизионного канала. Сайт предоставляет массу дополнительной информации: есть возможность «увидеть»

работников FM-станции, обратиться к любому из ди-джеев с личным электронным посланием и др. Любой пользователь интернета может отправить «музыкальную заявку», заполнив на сайте соответствующую анкету. Кроме того, на сервере хранится представительская информация, позволяющая налаживать контакты с FM-станциями всей страны. А режим real audio безгранично расширяет возможности радиостанции: она перестает быть провинциальной, интегрируя себя в мировое информационное пространство.

Показателен интерес предпринимателей в сфере СМИ именно к локальным станциям. Только за последние три года на радийном медиарынке Челябинска появились две локальные FM-станции. Речь идет о таких молодых радиостанциях, как «Народный хит» и «Абсолютное 100FM».

По данным независимых экспертов, на радиовещательном рынке Челябинска наблюдается тенденция роста рейтингов таких локальных FM-станций, как «Интерволна» и «Абсолютное» (относительно сетевых). Анализ ситуации, сложившейся

в челябинском FM-пространстве с октября 2004 по август 2005 г., показывает, что радиостанция «Интерволна» сумела менее чем за год значительно увеличить свою ежедневную аудиторию. По данным ЕxMedia, если в октябре-декабре 2004 г. ежедневная аудитория данного радио составляла 6% (будни) и 3,9% (выходные дни) от совокупного количества всей слушающей аудитории (шестая строка в рейтинге)3, то уже в апреле 2005 г. она поднялась на три позиции, заняв третье место (11,4% - будни, 7,6% - выходные дни)4. Ее положение можно назвать достаточно стабильным. Данные за август 2005 г. свидетельствуют о том, что «Интерволна» сохраняет одну из лидирующих позиций, находясь на третьем месте после «Русского Радио» и «Радио Динамит FM»5.

Та же тенденция характерна и для радио «Абсолютное 100FM». Успешность этого нового FM-проекта подтверждает анализ социологических исследований. Радиостанция сумела улучшить свое положение в рейтингах, поднявшись с тринадцатого места (2,9% радиослушателей - будни и 1,7% - выходные)6 на восьмое (4,2% - будни, 2,5% -выходные)7. Достаточно недавно заявив свой формат, органично вписавшись в FM-пространство города, она динамично завоевывает аудиторию.

С другой стороны, в локальном FM-пространстве Челябинска есть радиостанция, позиции которой на фоне общего прогрессивного развития выглядят более чем скромно. Это одна из «старейших» FM-станций Челябинска - «Студия-1». FM-проект «лихорадит» на протяжении двух последних лет: станция является абсолютным аутсайдером музыкально-информационного эфира. По данным ЕxMedia, уже осенью 2004 г. «Студия-1» находилась на последнем месте в рейтинге со следующими показателями: 1,5% ежедневной аудитории (будни) и 0,7% (выходные)8. А в августе 2005-го ее показатели упали практически до нуля9.

Отвечая на вопрос о причинах успехов и неудач радиорынка локальных станций, рассмотрим FM-проекты города.

Радиостанция «Интерволна», руководителем которой сегодня является Игорь Александрович Бутузов, начала вещание в 1992 г., став первой в городе музыкальной радиостанцией на УКВ - FM-диапазоне. Она вещает 24 часа в сутки в двух диапазонах -102,9 FM МГц и 66,74 УКВ МГц - на Челябинск, пригород и область в радиусе 100 км, а также имеет устойчивое вещание в городах Озерск, Кыштым, Снежинск, Южноуральск, Златоуст, Миасс, Чебаркуль.

Формат «Интерволны» можно определить как CHR/Pop (Тор 100). Это современное хитовое радио (Contemporary Hit Radio/Pop), play-лист которого формируется на основе наиболее продаваемых музыкальных произведений. Несмотря на то, что сайт «Интерволны» определяет возраст основной категории слушателей как «людей в возрасте от 25» и подчеркивает: «наши слушатели, как правило, имеют техническое или экономическое образование, работают в компаниях или на производствах как высоко квалифицированные специалисты либо менеджеры среднего звена, имея стабильный заработок»10 - на самом деле формат радиостанции рассчитан на гораздо более юный возраст. И целевая аудитория радиостанции - это преимущественно молодежь от 12 до 25 лет. При этом важно отметить, что по гендерному признаку станция ориентирована преимущественно на женскую аудиторию.

Сайт «Интерволны» можно назвать наиболее креативным. Его несомненными достоинствами являются объем представленной информации, постоянно обновляемые новости шоу-бизнеса, посетитель сайта может высказать мнение по поводу работы данного радио, предпочтений в музыке, также выложены фотографии всего творческого коллектива, раздел «Новое на нашем сайте!» сообщает последние новости из жизни «Интерволны». Но, пожалуй, главным достоинством FM-станции как локального проекта является Интернет-вещание в режиме on-line (среди местных радиостанций только «Интерволна» предлагает подобный сервис). Однако стоит отметить «тяжесть»

сайта и неадекватное звуковое сопровождение его flash-версии. (Сведения о сайтах радиостанций приводятся по состоянию на 28 сентября 2005 г.)

«Абсолютное радио», владельцем которого является компания «Utel» («Уралсвязьинформ»), а руководителем Александр Рудольфович Бенко, появилось в 2004 г. Станция вещает в диапазоне коротких волн - 100 FM МГц - на территорию с населением 2,3 млн. человек. Музыкальный формат радиостанции - современный хит/рок или вернее AC Rock (Rock Adult Contemporary). Сама радиостанция в качестве своей целевой аудитории определяет довольно узкую возрастную группу: от 27 до 30 лет. Более того, «Абсолютное радио» позиционирует себя как преимущественно «мужское» радио (его аудитория на три четверти состоит из мужчин). Это подтверждает сайт «Абсолютного радио»: «Программа ТВ-3 об авто “Поехали” и мужской журнал “Банзай” были представлены своим зрителям и читателям в нашем эфире; “Абсолютное Радио 100FM” - единственная радиостанция Челябинска, на которой мужской журнал FHM размещает анонсы своего издания»11.

Партнером «Абсолютного радио» по холдингу является радио «Народный Хит», вышедшее в эфир в декабре 2003 г. на частоте 107,8 FM МГц, а также на третьей программе проводного вещания. Зона вещания - территория с населением 2,3 млн. человек. Радиостанция имеет общих с «Абсолютным радио» владельца и руководителя. Станция работает в описанном выше формате Adult Contemporary. С нашей точки зрения, даже в его субформате - Soft AC, то есть мягком АС с преобладанием спокойных, лирических песен и относительно малым количеством горячих хитов. Радио «Народный Хит» слушают взрослые челябинцы 25-54 лет (основное возрастное ядро 30-45 лет). По данным исследования, проведенного «Тест-Медиа» в апреле-мае 2005 г., женская аудитория превалирует над мужской в 1,7 раза12. Следует обозначить грамотное программирование «Народного Хита»: самая рейтинговая программа «Романтическая коллекция» четко ориентирована на женщин, составляющих большую часть аудитории этой радиостанции.

Молодые FM-проекты Челябинска не успели еще создать полноценных сайтов. Однако работа по их созданию активно ведется. На сайте «Абсолютного радио» по адресу: http://www.absolutnoe100fm.ru так же, как и на http://www.narodnyhit.ru (будущий сайт радио «Народный хит»), можно увидеть логотипы FM-станций, их почтовые и электронные адреса, телефоны, прочесть информацию о радиостанциях. Кроме того, сведения о «Народном хите» можно почерпнуть на http://www.regions-online.ru.

Следует уточнить, что «Абсолютное радио» и радио «Народный Хит» включили локальное FM-вещание города в процесс, характерный для столичного медиабизнеса -процесс глобализации в информационной сфере, проявляющийся в укрупнении СМИ. Возможно, существование радиостанций в рамках холдинга и является одной из причин успеха данных FM-проектов.

15 июня 1998 г. впервые вышла в эфир радиостанция «L-радио», учредителем которой выступил ТД «Логика». Сегодня коллективом руководит Владимир Васильевич Малахов. Радиостанция вещает в FM-диапазоне на частоте 104,9 МГц в радиусе 100 километров от областного центра. По словам одного из ди-джеев «L-радио» Андрея Рудакова, формат радиостанции - «музыкально-информационный, стилистика звучащей в эфире музыки определяется преимущественно танцевальными европейскими хитами и российской популярной музыкой»13. По информации, содержащейся на сайте «L-радио», самая большая группа слушателей - это люди в возрасте 30-39 лет. Однако эти данные, явно рассчитанные на рекламодателя, не могут не вызывать сомнений, так как заявленный формат рассчитан на другую возрастную категорию (молодежь). Как и «Интерволна», «L-радио» ориентировано на женскую аудиторию в большей степени,

чем на мужскую. Аудитория распределилась примерно в том же соотношении: мужская

- 46,5%, женская - 53,5%14.

Рассчитанным на женскую аудиторию показался нам и сайт «Ь-радио» (на романтичном голубом фоне алые сердечки). Сайт довольно удачен: обладает

действительно удобным интерфейсом, четко структурирован. Здесь есть возможность не только познакомиться с сотрудниками радиостанции, просмотрев их фото, но и прочитать о них. Хочется подчеркнуть относительную «легкость» сайта и оригинальность его оформления. Своевременно обновляется раздел «Новости». Однако «Ь-новости» содержат, в основном, сообщения рекламного характера о спонсорах и рекламодателях радиостанции. Нет интернет-вещания, но возможно прослушать астрологический прогноз.

«Студия-1» - в эфире с 9 декабря 1994 г. Это единственная в области радиостанция, которая работает в четырех диапазонах - проводном вещании, средневолновом, УКВ и КМ.

Она выходит в эфир на первой программе проводного вещания с 10.10 до 11.00 (ежедневно) и с 18.00 до 19.00 (по будням), в УКВ-диапазоне (71,96 МГц), на СВ (738 кГц) на город и область, а также 24 часа в сутки вещает на частоте 106,8 БМ на Челябинск, Златоуст, Миасс, Юрюзань. Таким образом, как и радио «Южный Урал» «Студия-1» вещает на самую большую территорию с населением в 3,6 млн. человек. Она находится в структуре ЧГТРК и лишена самостоятельности. В топ-листе, предложенном журналом «Деловой квартал» (по сведениям, предоставленным самой радиостанцией), формат «Студии-1» заявлен как универсальный15. Возможно, это и является одной из основных причин перманентного падения ее рейтингов. Однако, кроме «размытости» формата, можно выделить и совмещение двух совершенно разных типов радио (проводное вещание и БМ) под общим названием «Студия-1» с фактически полярными целями, задачами, программированием. Отсюда трудности в определении радиостанцией своей целевой аудитории.

О популярности сайта радиостанции «Студия-1» можно судить по итогам опроса, проводимого на www.studio1.ru. В опросе на тему «слушать фрагменты программ в МР-3» приняли участие 46 человек(!)16. Для сравнения: на сайте «Интерволны», содержащем на данный момент несколько интерактивных анкет, в подобном опросе приняли участие 240 человек17. Нельзя назвать оригинальным ни интерфейс сайта, ни предоставляемые им возможности. Одной из основных причин неуспешности сайта (кроме неуспешности самого радио) является и то, что он фактически не обновляется или обновляется выборочно. Так в разделе «Анонсы программ» дата следующего выхода в эфир программы «Посольство красоты» обозначена как 30 июня 2004 г., то есть более чем год назад. Неверно указано время выхода в эфир, например, у программ «Годы золотые», «Посольство красоты» и др. Сетка вещания изменилась более чем полгода назад. В качестве ведущих программ указаны люди, давно не работающие на радиостанции18.

Таким образом, челябинские радиостанции занимают свои ниши и конкурируют скорее с сетевыми радиостанциями, нежели между собой. Однако для того, чтобы быть конкурентоспособными, локальные радиостанции неизбежно должны следовать тенденции укрупнения в сфере масс-медиа (речь об общеизвестной мировой тенденции объединения СМИ в холдинги). Стремление к корпоративизации - черта, характеризующая челябинский БМ-рынок сегодня. Начало этому положило создание холдинга, включающего радио «Народный хит» и «Абсолютное радио». Это логичный способ выживания в сложившихся на рынке СМИ экономических условиях. По прогнозам Павла Бегебы, руководителя челябинских филиалов радиостанций «Европа Плюс» и «Ретро», через пару лет на рынке останутся два-три холдинга, владеющие всеми радиостанциями19. Будем надеяться, что предстоящее «глобальное» укрупнение

окажет благотворное влияние на последующее развитие локального FM-пространства Челябинска, а выиграет от этого, в конечном итоге, его слушательская аудитория.

Примечания

1 Качалова Л. В небольшом диапазоне // Деловой квартал. 2005. № 5. С. 15.

2 Я не магнат, а просто занимаюсь медиабизнесом... // Chel.ru.

3 Ex Media Group. Медиа-Обзор. Радио. Челябинск, 2004. Окт.-дек. (Данный обзор представляет собой платный информационный бюллетень, предназначенный для того, чтобы обеспечить рекламодателей и СМИ необходимой информацией об их аудиториях).

4 Ex Media Centre Ltd. Медиа-Месяц. Челябинск, 2005. Апр.

5 Ex Media Centre Ltd. Медиа-Месяц. Челябинск, 2005. Авг.

6 Ex Media Group. Медиа-Обзор. Радио. Челябинск, 2004. Окт.-дек.

7 Ex Media Centre Ltd. Медиа-Месяц. Челябинск, 2005. Авг.

8 Ex Media Group. Медиа-Обзор. Радио. Челябинск, 2004. Окт.-дек.

9 Ex Media Centre Ltd. Медиа-Месяц. Челябинск, 2005. Авг.

10 www.intervolna.ru.

11 www.absolutnoe100fm.ru.

12 Тест-Медиа: Исследование аудитории радиостанций г. Челябинска. Челябинск, 2005. Апр.-май.

13 Интервью взято авторами статьи в Челябинске 28 сент. 2005 г.

14 www.lradio.ru.

15 Качалова Л. В небольшом диапазоне. С. 16-17.

16 www.studio1.ru.

17 www.intervolna.ru.

18 www.studio1.ru.

19 Качалова Л. В небольшом диапазоне. С. 19.

Г. К. Валеев

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕССА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

Возникновение национальной прессы на Южном Урале1 связано с осознанием того, что будущее России в силу его географического положения неразрывно связано с Востоком и что изучение Востока и его языков является одной из насущных задач, возникших перед Россией. Для периодических изданий необходима полиграфическая база. Создание первой типографии с арабским шрифтом связано с именем советника Петра I по турецким делам Дмитрия Кантемира, бывшего молдавского господаря, знатока около десяти восточных и западных языков. Во время персидского похода в «плавучей типографии» в Астрахани 15 июля 1722 г. на трех страницах арабскими буквами красивого рисунка на хорошем османском языке был отпечатан манифест Петра I, обращенный к тюркскому населению предполагаемого района военных действий. Коран на арабском языке за казенный счет был отпечатан по распоряжению Екатерины II уже в 1776 г., вероятно, в типографии Императорской Академии наук. В период военной русско-турецкой конфронтации царское правительство было заинтересовано в привлечении на свою сторону пограничных с Россией тюркских народов. С этим связано учреждение в Уфе в декабре 1789 г. Оренбургского магометанского духовного собрания и строительство за счет государства мечетей в Оренбурге, Троицке, Петропавловске, Верхнеуральске, а также издание Корана. Кроме Императорской Академии наук, шрифтами восточных языков располагали университеты: Харьковский (основан 17 января 1805 г.), Казанский (основан 8 февраля 1805 г.); Санкт-Петербургский (основан 8 февраля 1819 г.); Лазаревский институт восточных языков (1814-1815 гг.) в Москве и др. Казанский университет, где, по словам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.