УДК 371.13
ФАКТОРЫ КАРЬЕРНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Жерештиева 3. М.,
аспирант кафедры психологии и педагогики дополнительного
образования Кабардино-Балкарского государственного университета им. X. М. Бербекова
Аннотация
Автором предпринята попытка выявить факторы, способствующие карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации. В результате исследования автор приходит к выводу, что основными факторами, способствующими карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации являются: психологическая адаптивность, высокий уровень культуры, умение организовать собственную деятельность.
In article the author undertakes attempt to reveal the factors promoting career growth of the teacher of system of improvement of professional skill. As a result of research the author comes to a conclusion that the major factors promoting career growth of the teacher of system of improvement of professional skill are: psychological adaptability, high level of culture, ability to organise own activity.
Ключевые слова: карьера, успешная профессиональная деятельность, самореализация, карьера преподавателя, повышение квалификации.
Career; successful professional work; self-realisation; career of the teacher, improvement of professional skill.
Проведенный контент-анализ определений карьеры показал, что в них включены такие компоненты как: «движение», «продвижение», «самоутверждение», «реализация», «деятельность», «успешная профессиональная деятельность» и др.
Карьера понимается нами как движение и положение (статус) человека, субъекта трудовой деятельности в системе общественных, экономических и других отношений в конкретный период жизненного пути.
Карьера представляет собой в разной степени сбалансированное взаимодействие двух процессов: внутреннего развития человека (профессиональный и личностный рост, изменение личностных ресурсов и т.д.) и внешнего движения субъекта деятельности в освоении социального и карьерного пространства.
Для построения карьеры важно осознанное желание строить и планировать свое карьерное продвижение, принимая во внимание, как возможности профессионального роста, так и реализацию личностно-значимых ценностей, самоактуализацию личности. В современном обществе оказывается значимой личная активность человека в планировании собственной карьеры и воплощении карьерных решений.
В психолого-педагогической интерпретации карьерного процесса мы оперируем специально
введенными терминами.
Карьерный процесс - движение субъекта трудовой деятельности в пространстве деловых, экономических, социальных и других отношений, в ходе которого происходят изменения его ролей и статусов, а также личностного карьерного потенциала, который представляет собой совокупность четырех субъективных факторов:
1. Психофизические характеристики индивида (склонности и способности, здоровье, работоспособность);
2. Личностные характеристики (потребности, интересы, мотивы, личностные качества);
3. Компетентности (квалификации, объем и качество знаний, умений и навыков);
4. Жизненные и карьерные ориентации (социальные и профессиональные ценности, уровень притязаний).
В психолого-педагогической науке проблемой карьерного роста занимались такие исследователи как Л.К. Аверченко, Е.А. Аксенова, Д.А. Аширов, Т.Ю. Базаров, Б.А. Ермина А.И. Климов, В.Н. Петров, В.Г. Поляков и др.
В понятии «карьера» мы опираемся на определение А.И. Климова, который утверждает, что карьера - это не только продвижение по административной лестнице, но и освоение вершин профессионального мастерства, так как карьера,
это: профессиональное продвижение, рост как процесс профессионализации (выбор профессии
- овладение профессией, упрочнение профессиональных позиций - овладение мастерством). Результатом карьеры в таком понимании является высокий профессионализм человека, достижение профессионального статуса [1, с.31-32].
Карьера - это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного или профессионального продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствие с уровнем его квалификации [2, с.9].
Д.А. Аширов рассматривая термин «карьера» дает ему следующее толкование: «карьера» - это успешное, быстрое продвижение в конкретной области: научной, служебной или какой - либо другой. Успешный карьерный рост рассматривает как признак успеха: «успешное продвижение», «путь к успеху», а так же как результат достижения успеха [3, с. 29].
Таким образом, понятие «карьера» предполагает продвижение по служебной лестнице, связанное, прежде всего с развитием профессиональных способностей личности, совершенствованием ее профессиональных навыков, уровня квалификации и т.д.
Говоря о профессиональной карьере, мы не можем не выделить специфику профессиональной карьеры педагога.
Рассматривая профессиональную карьеру педагога можно выделить определенные шаги в ее продвижении.
Прежде всего, это профессиональное образование, позволяющее педагогическому работнику проявлять себя в рамках выбранной профессии. Профессиональный рост как личностная готовность к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках имеющейся профессиональной ситуации.
Педагогический тип карьерного роста требует от специалиста не только систематического овладения новыми, современными знаниями, умениями и навыками, совершенствования опыта взаимодействия с людьми (обучающимися, коллегами), умения оказывать на них образовательновоспитательное воздействие, но и готовности к
постоянному самосовершенствованию и саморазвитию.
Несмотря на то, что сегодня понятие «карьера» тесно входит в предметное поле таких отраслей гуманитарного знания, как психология, социология, педагогика, экономика, менеджмент, политология и т.д., изучены не все вопросы, связанные с этим определением.
Например, если даже и предприняты попытки изучения специфики профессиональной карьеры педагога, в связи с неизученностю особенностей карьеры преподавателя высшей школы и преподавателя системы повышения квалификации, не выявлены профессиональные, личностные и профессионально-личностные качества, способствующие карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации. Поэтому мы решили провести исследование среди ста преподавателей Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского Государственного университета, с целью выявления этих качеств. Контингент исследуемых был с разным стажем работы, с 1 года до 50 лет.
Целью исследования было выявление факторов, способствующих карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации. Для этого нами был составлен опросник, в котором респонденты самостоятельно указывали факторы (количество ответов не ограничивалось), способствующие, по их мнению, карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации.
Результаты исследования позволили выделить различные группы качеств.
Первая группа — личностные качества, в том числе:
- психологическая адаптивность (11%);
- аналитический ум (17%);
- личностные установки (амбиции, мотивы, интересы, потребности, желания) (27%).
Вторая группа, профессионально-личностные качества, включающая:
- адекватный уровень притязаний (3%);
- адекватная самооценка и оценка своих профессиональных способностей (4%);
- вера в себя и свои профессиональные возможности (7%);
- творческие способности (9%);
- потребность в самореализации (18%);
- личностная ориентация на профессиональный рост и успешную профессиональную деятельность (19%);
- высокий уровень культуры (40%).
Третья группа - профессиональные качества, конкретно:
- интерес к своей профессиональной деятельности (9%);
- систематичность и организованность научной деятельности (12%);
- готовность к непрерывному самообразованию (18%);
- педагогический опыт (20%);
- педагогическое мастерство (24%);
- профессионализм и продуктивность (27%);
- педагогическая компетентность (31%);
- наличие индивидуального стиля работы (37%);
- широта и направленность научной активности (41%);
- значимость научных и методических разработок (учебников, методических пособий, монографий и т.д.) (41%);
- уровень новизны и современности научных и методических материалов (43%), использованных в профессиональной деятельности (49%);
- повышение квалификации (49%);
- стремление к профессиональному совершенству (51%);
- умение синтезировать знания, полученных путем самообразования, изучения опыта коллег и анализа своего педагогического опыта (53%);
- умение добывать знания (55%);
- умение анализировать достоинства и недостатки своей деятельности и личности (56%);
- умение проектировать и осуществлять внедрение нового (59%);
- умение организовать собственную деятельность (самоорганизация) (71%).
Четвертая группа условия, в которых работает специалист, в том числе поддержка со стороны ру-
ководителя, администрации и коллег (34%).
Результаты исследования показали, что из ста опрошенных преподавателей, качествами успешного карьерного роста преподавателя системы повышения квалификации, специалисты со стажем работы от 20 до 40 лет (их в институте 30%), считают профессиональные качества, которые педагог приобретает с годами, такие профессиональные качества, как педагогический опыт, педагогическое мастерство, профессионализм и продуктивность.
В отличие от педагогов-профессионалов, молодые специалисты, педагогический стаж которых от 1 года до 10 лет (их в институте 10%), главными качествами карьерного роста преподавателя системы повышения квалификации, считают качества, способствующие профессиональному росту.
Это такие качества, как готовность к непрерывному самообразованию, интерес к своей профессиональной деятельности, систематичность и организованность научной деятельности, повышение квалификации, стремление к профессиональному совершенству, личностная ориентация на профессиональную деятельность.
Результаты исследования позволяют сделать вывод, что главным личностным качеством, способствующим успешному карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации, респонденты считают психологическую адаптивность (72%); главным профессионально- личностным качеством - высокий уровень культуры (40%); и главным профессиональным качеством
- умение организовать собственную деятельность (71%).
Из всех перечисленных выше качеств способствующих успешному карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации, самым значительным качеством, респонденты считают умение организовать собственную деятельность (71%),менее значительным адекватный уровень притязаний (3%);.
Библиография
1. Аширов Д.А. Управление персоналом: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2005. - 432 с.
2. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. - Обнинск: Изд-во Принтер, 1993. — 56 с.
3. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Изд-во Ин-т практической психологии»; Воронеж: НПО «Модэк», 1996. -400 с.
4. Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики,- Л.: Медицина, 1984. -216 с.
5. Молл Е.Г. Планирование своей карьеры - руководители //Вопросы психологии. - 1998. — № 3. — С.91-104.
6. Психодиагностика: Справочник практического психолога / под ред. С.Т. Посоховой. — М.: ACT, 2005.-671 с.
7. Поляков В.Г. Технология карьеры: Практическое руководство. М.: Дело Лтд, 1995. - 128 с.
8. Сотникова С.И. Управление карьерой. - М.: Инфра-М, 2001. - 408 с.
9. Толстая А.Н. Управление карьерой в организации // Психология управления / под ред. А.В. Федотова. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 420 с.
Bibliography
1. Ashirov D.A. HR Management: textbook. - М.: Prospekt, 2005. - 432 p.
2. Klimov E.A. Developing people in the world of professions. - Obninsk: Publishers Ppintep, 1993. — 56 p.
3. Klimov E.A. Professional Psychology. - М.: Publishing «Institute of Applied Psychology», Voronezh: NPO Modek, 1996. -400 p.
4. Kulagin B.V. Fundamentals of professional psychodiagnostics. -L.: Medicine, 1984. -216 p.
5. Moll E.G. Plan your career - heads // Questions of psychology. - 1998. - №3. - P.91-104.
6. Psihodiagnostika: Handbook of practical psychologist Ed. S.T. Posohovoy. - М.: AST, 2005. - 671 p.
7. Polyakov V.G. Technology Career: A Practical Guide. М.: Case Co., Ltd., 1995. - 128 p.
8. Sotnikova S.I. Management career. - Moscow: Infra-M, 2001. - 408 p.
9. Tolstaya A.N. Career Management in the organization / Management Psychology / Ed. A.V. Fedotov.
- L.: Izd-vo LGU, 1991. - 420 p.