Научная статья на тему 'Профессиональные, личностные и профессионально-личностные качества, способствующие карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации, выявленные в результате исследования преподавателей института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета'

Профессиональные, личностные и профессионально-личностные качества, способствующие карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации, выявленные в результате исследования преподавателей института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2442
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КАРЬЕРА / ФАКТОРЫ КАРЬЕРНОГО РОСТА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ / SUCCESSFUL PROFESSIONAL ACTIVITY / CAREER / FACTORS OF CAREER ADVANCEMENT OF AN INSTRUCTOR IN THE FURTHER TRAINING SYSTEM / PROFESSIONALISM / PROFESSIONAL GROWTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жерештиева Залина Мухамедовна

В статье приведено определение понятия «карьерный рост» преподавателя системы повышения квалификации, а также выявлены факторы, способствующие его становлению. Проведенный контент-анализ определений карьеры, показал, что в них включены такие компоненты, как «движение», «продвижение», «самоутверждение», «реализация», «деятельность», «успешная профессиональная деятельность» и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional, personal and professional-personal qualities promoting career advancement of an instructor of the further training system obtained through the investigation of lecturers of the institute of professional improvement and retraining of education employees of the Kabardino-Balkar state university

The notion „career advancement of an instructor of the further training system" is defined in the paper. The factors promoting its establishment are revealed. The conducted content analysis of career definitions showed that they include such components as „motion", „advancement", „self-assertion", „realisation", „activity", „successful professional activity", etc.

Текст научной работы на тему «Профессиональные, личностные и профессионально-личностные качества, способствующие карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации, выявленные в результате исследования преподавателей института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета»

З. М. Жерештиева

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ КАРЬЕРНОМУ РОСТУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, ВЫЯВЛЕННЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНСТИТУТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Работа представлена кафедрой психологии и педагогики

Кабардино-Балкарского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Г. Емузова

В статье приведено определение понятия «карьерный рост» преподавателя системы повышения квалификации, а также выявлены факторы, способствующие его становлению. Проведенный контент-анализ определений карьеры, показал, что в них включены такие компоненты, как «движение», «продвижение», «самоутверждение», «реализация», «деятельность», «успешная профессиональная деятельность» и др.

Ключевые слова: успешная профессиональная деятельность, карьера, факторы карьерного роста преподавателя системы повышения квалификации, профессионализм, профессиональный рост.

Z. Zhereshtiyeva

PROFESSIONAL, PERSONAL AND PROFESSIONAL-PERSONAL QUALITIES PROMOTING CAREER ADVANCEMENT OF AN INSTRUCTOR OF THE FURTHER TRAINING SYSTEM OBTAINED THROUGH THE INVESTIGATION OF LECTURERS OF THE INSTITUTE OF PROFESSIONAL IMPROVEMENT AND RETRAINING OF EDUCATION EMPLOYEES OF THE KABARDINO-BALKAR STATE UNIVERSITY

The notion „career advancement of an instructor of the further training system" is defined in the paper. The factors promoting its establishment are revealed. The conducted content analysis of career definitions showed that they include such components as „motion", „advancement", „self-assertion", „realisation", „activity", „successful professional activity", etc.

Key words: successful professional activity, career, factors of career advancement of an instructor in the further training system, professionalism, professional growth.

Целью данного исследования является определение понятия «карьерный рост» преподавателя системы повышения квалификации, выявление профессиональных, личностных и профессионально-личностных качеств, способствующих его карьерному росту.

Проведенный контент-анализ определений карьеры показал, что в них включены такие компоненты, как «движение», «продвижение», «самоутверждение», «реализация», «деятельность», «успешная профессиональная деятельность» и др.

Карьера понимается нами как движение и положение (статус) человека, субъекта трудовой деятельности в системе общественных, экономических и других отношений в конкретный период жизненного пути.

Карьера представляет собой в разной степени сбалансированное взаимодействие двух процессов: внутреннего развития человека (профессиональный и личностный рост, изменение личностных ресурсов и т. д.) и внешнего движения субъекта деятельности в освоении социального и карьерного пространства.

Для построения карьеры важно осознанное желание строить и планировать свое карьерное продвижение, принимая во внимание как возможности профессионального роста, так и реализацию личностно-значимых ценностей, самоактуализацию личности. В современном обществе оказывается значимой личная активность человека в планировании собственной карьеры и воплощении карьерных решений.

В психолого-педагогической интерпретации карьерного процесса мы оперируем специально введенными терминами.

Карьерный процесс - движение субъекта трудовой деятельности в пространстве деловых, экономических, социальных и других отношений, в ходе которого происходят изменения его ролей и статусов, а также личностного карьерного потенциала, который представляет собой совокупность четырех субъективных факторов:

1) психофизические характеристики индивида (склонности и способности, здоровье, работоспособность);

2) личностные характеристики (потребности, интересы, мотивы, личностные качества);

3) компетентности (квалификации, объем и качество знаний, умений и навыков);

4) жизненные и карьерные ориентации (социальные и профессиональные ценности, уровень притязаний).

В психолого-педагогической науке проблемой карьерного роста занимались такие исследователи, как Л. К. Аверченко, Е. А. Аксенова, Д. А. Аширов, Т. Ю. Базаров, Б. А. Ермина, А. И. Климов, В. Н. Петров, В. Г. Поляков и др.

В понятии «карьера» мы опираемся на определение А. И. Климова, который утверждает, что карьера - это не только продвижение по административной лестнице, но и освоение вершин профессионального мастерства, так как карьера - это профессиональное продвижение, рост как процесс профессионализации (выбор профессии - овладение профессией, упрочнение профессиональных позиций -овладение мастерством). Результатом карьеры в таком понимании является высокий профессионализм человека, достижение профессионального статуса [1, с. 31-32].

Карьера - это сознательно выбранный и реализуемый работником путь должностного или профессионального продвижения, стремление к намеченному статусу (социальному, должностному, квалификационному), что обеспечивает профессиональное и социальное самоутверждение человека в соответствии с уровнем его квалификации [3, с. 9].

Д. А. Аширов, рассматривая термин «карьера», дает ему следующее толкование: карьера - это успешное, быстрое продвижение в конкретной области: научной, служебной или какой-либо другой. Успешный карьерный рост рассматривается как признак успеха: «успешное продвижение», «путь к успеху», а также как результат достижения успеха [2, с. 29]. Таким образом, понятие «карьера» предполагает продвижение по служебной лестнице, связанное прежде всего с развитием профессиональных способностей личности, совершенствованием ее профессиональных навыков, уровня квалификации и т. д.

ПЕДАГОГИКА

Говоря о профессиональной карьере, мы не можем не выделить специфику профессиональной карьеры педагога.

Рассматривая профессиональную карьеру педагога, можно выделить определенные шаги в ее продвижении.

Прежде всего это профессиональное образование, позволяющее педагогическому работнику проявлять себя в рамках выбранной профессии. Профессиональный рост как личностная готовность к саморазвитию и самосовершенствованию в рамках имеющейся профессиональной ситуации.

Педагогический тип карьерного роста требует от специалиста не только систематического овладения новыми, современными знаниями, умениями и навыками, совершенствования опыта взаимодействия с людьми (обучающимися, коллегами), умения оказывать на них образовательно-воспитательное воздействие, но и готовности к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию.

Несмотря на то что сегодня понятие «карьера» тесно входит в предметное поле таких отраслей гуманитарного знания, как психология, социология, педагогика, экономика, менеджмент, политология и т. д., изучены не все вопросы, связанные с этим определением.

Например, если даже и предприняты попытки изучения специфики профессиональной карьеры педагога, в связи с неизученностью особенностей карьеры преподавателя высшей школы и преподавателя системы повышения квалификации, не выявлены профессиональные, личностные и профессионально-личностные качеств , способствующие карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации. Поэтому мы решили провести исследование среди 100 преподавателей Института повышения квалификации и переподготовки работников образования Кабардино-Балкарского государственного университета с целью выявления этих качеств. Контингент исследуемых был с разным стажем работы: от 1 года до 50 лет.

Целью исследования было выявление профессиональных, личностных и профес-

сионально-личностных качеств, способствующих карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации. Для этого нами был составлен опросник, в котором респонденты самостоятельно указывали профессиональные, личностные и профессионально-личностные качества (количество ответов не ограничивалось), способствующие, по их мнению, карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации.

Результаты исследования позволили выделить различные группы качеств.

Первая группа - личностные качества, в том числе:

• психологическая адаптивность (11%);

• аналитический ум (17%);

• личностные установки (амбиции, мотивы, интересы, потребности, желания) (27%).

Вторая группа - профессионально-личностные качества - включает:

• адекватный уровень притязаний (3%);

• адекватная самооценка и оценка своих профессиональных способностей (4%);

• вера в себя и свои профессиональные возможности (7%);

• творческие способности (9%);

• потребность в самореализации (18%);

• личностная ориентация на профессиональный рост и успешную профессиональную деятельность (19%);

• высокий уровень культуры (40%).

Третья группа - профессиональные факторы:

• интерес к своей профессиональной деятельности (9%);

• систематичность и организованность научной деятельности (12%);

• готовность к непрерывному самообразованию (18%);

• педагогический опыт (20%);

• педагогическое мастерство (24%);

• профессионализм и продуктивность (27%);

• педагогическая компетентность (31%);

• наличие индивидуального стиля работы (37%);

• широта и направленность научной активности (41%);

• значимость научных и методических разработок (учебников, методических пособий, монографий и т. д.) (41%);

• уровень новизны и современности научных и методических материалов (43%), использованных в профессиональной деятельности (49%);

• повышение квалификации (49%);

• стремление к профессиональному совершенству (51%);

• умение синтезировать знания, полученные путем самообразования, изучения опыта коллег и анализа своего педагогического опыта (53%);

• умение добывать знания (55%);

• умение анализировать достоинства и недостатки своей деятельности и личности (56%);

• умение проектировать и осуществлять внедрение нового (59%);

• умение организовать собственную деятельность (самоорганизация) (71%).

Четвертая группа - условия, в которых работает специалист, в том числе поддержка со стороны руководителя, администрации и коллег (34%).

Результаты исследования показали, что из 100 опрошенных преподавателей качествами успешного карьерного роста преподавателя системы повышения квалификации специалисты со стажем работы от 20 до 40 лет (их в институте 30%) считают профессиональные качества, которые педагог приобретает с годами, такие как педагогический опыт, педа-

гогическое мастерство, профессионализм и продуктивность.

В отличие от педагогов-профессионалов молодые специалисты, педагогический стаж которых от 1 года до 10 лет (их в институте 10%), главными качествами карьерного роста преподавателя системы повышения квалификации считают качества, способствующие профессиональному росту.

Это такие качества, как готовность к непрерывному самообразованию, интерес к своей профессиональной деятельности, систематичность и организованность научной деятельности, повышение квалификации, стремление к профессиональному совершенству, личностная ориентация на профессиональную деятельность.

Результаты исследования позволяют сделать вывод, что главным личностным качеством, способствующим успешному карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации, респонденты считают психологическую адаптивность (72%); главным профессионально-личностным качеством - высокий уровень культуры (40%); главным профессиональным качеством - умение организовать собственную деятельность (71%).

Из всех перечисленных выше качеств, способствующих успешному карьерному росту преподавателя системы повышения квалификации, самым значительным качеством респонденты считают умение организовать собственную деятельность (71%), менее значительным - адекватный уровень притязаний (3%).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аширов Д. А. Управление персоналом. М., 2005.

2. Климов А. И. Психология профессионала. М., 1996.

3. Климов Е. А. Развивающийся человек в мире профессий. М., 1993.

REFERENCES

1. Ashirov D. A. иргау1ешуе регеопа1ош. М., 2005.

2. Klimov A. I. РБ1кИо1о§1уа р1^еБ8Юпа1а. М., 1996.

3. Klimov E. A. Яа7у1уауи8ЬсМу8уа еИе1оуек V шке р1^еБ81у. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.