Научная статья на тему 'Факторы качества образования юристов'

Факторы качества образования юристов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
69
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАКТОРЫ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ ВУЗ / УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / FACTORS / QUALITY OF EDUCATION / MODERN UNIVERSITY / QUALITY MANAGEMENT / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сплавская Наталья Владимировна

Статья посвящена проблеме обеспечения качества юридического образования в вузе. В статье дан краткий анализ обстоятельств, влияющих на качество образования юристов, и определены факторы обеспечения этого качества. Приведен перечень факторов обеспечения качества юридического образования, который может составить основу системы управления качеством образования вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотр
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of legal education quality

The article is devoted to ensuring the quality of legal education in universities. It gives a brief analysis of the circumstances that have an effect on the legal education quality and the factors that ensure this quality. The author formulates the list of ensuring legal education quality factors that can form the basis of the quality management system of higher education estabishment.

Текст научной работы на тему «Факторы качества образования юристов»

удовлетворенных уровнем данной способности у молодых сотрудников полиции хотя и немного больше половины (51,9%), но все же это самый низкий показатель среди шести составляющих правоохранительной компетенции. Следовательно, больше всего пробелов наблюдается в умениях молодых работников полиции правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации. Отсюда можно заключить, что курсанты и слушатели в процессе обучения приобретают недостаточный объем знаний в этой области и, соответственно, не имеют опыта оформления юридических документов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурлакова И.И. Компетентностный подход и оценивание качества результатов обучения с позиций фГОС нового поколения // Инновации в образовании. - 2013. - №2. - С.24-30;

2. Ибрагимов Г.И. Оценивание компетенций: проблемы и решения / Г.И. Ибрагимов, Е.М. Ибрагимова // Высшее образование в россии. - 2016. - №1. - С. 43-52;

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка. 3-у изд., стереотипное. - М.: «АЗЪ», 1996. - 907 с.

Сплавская Н.В.

ФАКТОРЫ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ЮРИСТОВ

В последние годы российское юридическое образование стало предметом публичной критики. Высказывается мнение, что качество юридического образования как минимум недостаточное.

В публичной критике низкое качество юридического образования связывается с избыточным количеством юридических вузов. Утверждается, что, за исключением небольшого числа учебных заведений с традицией и репутацией, подавляющее большинство вузов не в состоянии обеспечить надлежащее обучение. Их выпускники не могут трудоустроиться, а если и приступают к юридической работе на государственной службе или в частном секторе, то наносят вред своей некомпетентностью. При этом основная претензия

к юридическому образованию - его недостаточная ориентация на практику. Под этим подразумевается и неготовность выпускников к юридической работе, и несоответствие уровня их подготовки запросам работодателей. Среди пробелов юридического образования, также вызывающих серьезную обеспокоенность - невнимание к вопросам профессиональной этики. Именно она имеется в виду, когда идет речь о готовности выпускников включаться в коррупционные схемы, об отсутствии у молодых юристов правового сознания, о непонимании нравственных основ профессии и пр.[9, с.15]

Объективный процесс формирования в России новой правовой системы и системы социально-политического и экономического управления обусловливает острую потребность в подготовке и переподготовке управленческих кадров на фундаментальной юридической основе с учетом как традиционного, так и инновационного российского и зарубежного опыта. Поэтому Президентом РФ одним из приоритетных направлений модернизации российского высшего образования была выбрана именно необходимость развития и совершенствования юридического образования [8].

Задача обеспечения высокого качества образования является предметом внимания как научно-преподавательского сообщества, непосредственно являющегося субъектом образования, так и общества, и государства [6].

В общегосударственном плане качество образования - это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны.

В педагогическом плане - это ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Образовательное учреждение должно формировать новую систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции, что и составляетсовременное содержание образования[7]. Сегодня специалисты понимают, что решение такой задачи требует системного комплексного подхода[4, с. 27].

В последние годы в высших учебных заведениях активно разрабатываются и внедряются системы менеджмента качества, однако универсального для всех вузов механизма, составляющего основу системы менеджмента качества (систему управления качеством) образования, не разработано. Изучение факторов качества образования является неотъемлемым условием создания эффективного механизма управления качеством образования, универсального и применимого для всех вузов[5, 18].

Употребляя понятие «фактор», мы будем придерживаться следующего определения: «фактор (от лат. factor - делающий, производящий) рассматривается как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдельные черты» [2, с. 126].

Под качеством образования в законодательстве РФ понимается «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным

государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и/или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [1].

Анализ современных подходов в российских и зарубежных изданиях, позволил систематизировать следующим образом, систему факторов качества высшего юридического образования:

Группа I. Лицензирование, аккредитация и оценка.

фактор 1: регулирование юридического образования уполномоченным лицом. Юридическое образование осуществляется учреждениями, деятельность которых регулируется и контролируется надлежащим образом уполномоченным государственным органом, профессиональной ассоциацией или другим юридическим лицом, ответственным за регулирование юридического образования

[3].

фактор 2: Стандарты для лицензирования и аккредитации. Стандарты для лицензирования и аккредитации учреждений, обеспечивающих юридическое образование четко определены ответственным государственным органом, профессиональной ассоциацией или другим юридическим лицом, уполномоченным регулировать субъектов юридического образования.

фактор 3: Лицензирование и аккредитация. Первоначальное лицензирование и аккредитация учреждений, предоставляющих юридическое образование включает в себя внешний процесс оценки на основе установленных строгих, прозрачных, единых и международно признанных стандартов обеспечения качества. Для обеспечения постоянного соответствия этим стандартам, лицензированные и аккредитованные учреждения, обеспечивающие юридическое образование, также подвергаются периодическим проверкам.

фактор 4: Дисциплинарные и принудительные действия. Когда учреждения, обеспечивающие юридическое образование не соответствуют установленным стандартам обеспечения качества, по отношению к ним применяются дисциплинарные или принудительные меры, которые должны носить справедливый, последовательный и прозрачных характер.

Группа II. Порядок поступления и требования к поступающим. фактор 5: Вступительные экзамены и / или другие условия поступления. Прием в юридические образовательные учреждения, осуществляется на основе экзамена или сопоставимого набор единых стандартов приема. Вступительный экзамен должен быть беспристрастным, строго регламентированным и прозрачным. Вступительный экзамен должен устанавливать способности студента и отвечать на вопрос, имеет ли студент академический потенциал для завершения курса обучения и эффективной юридической практики.

фактор 6: равный доступ к юридическому образованию. Отсутствие дискриминации. Не допустим отказ в приеме в юридическое образовательное учреждение, по причине расы, пола, сексуальной ориентации, цвета кожи,

религии, политических или иных убеждений, этнического или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения, языка или физической инвалидности.

Фактор 7: Специальные условия приема. Специальные условия приема возможны для создания возможности доступа к юридическому образованию представителей социальных слоев или групп, ограниченных в возможностях подготовки и обучения в подобных заведения.

Группа III. Учебный план и методики преподавания.

Фактор 8: Комплексная образовательная программа. Учреждения, обеспечивающие юридическое образование имеют учебные программы, которые носят комплексный характер и включают последние изменения в национальном, международном праве, призваны предоставить студентам необходимые знания и навыки для эффективной и ответственной юридической практики.

Фактор 9: Обучение вопросам этики и основных профессиональных ценностей. Студенты-юристы получают адекватное обучение по основным ценностям и этике профессии, в том числе соответствующих кодексов поведения.

Фактор 10: Обучение профессиональным навыкам. Студенты-юристы приобретают надлежащие профессиональные умения и навыки, в том числе критическое мышление, проведение правовых исследований, анализа и письма, навыков защиты и отношений с клиентами.

Фактор 11: Методики преподавания. Факультеты используют различные методики обучения, которые надлежащим образом обеспечивают формирование и развитие профессиональных навыков, этики и уважения к верховенству закона.

Группа IV. Оценка студентов, присуждение ученых степеней и признание квалификаций.

Фактор 12: Оценка учебной деятельности студента. Успеваемость студентов и достижение заявленных результатов обучения оцениваются посредством проведения единых по требованиям, строгих и справедливых по оценке письменных экзаменов или других объективных и надежных методов оценки.

Фактор 13: Присуждение степеней. Квалификация и степени, присвоенные студентам, являются подтверждением того, что учащиеся успешно выполнили все требования и отвечают всем установленным стандартам.

Фактор 14: Учет в образовательном учреждении. Учреждения, обеспечивающие юридическое образование должны вести аккуратный учет, в соответствии с национальными и международными стандартами в целях обеспечения качества, сопоставимости и совместимости квалификаций.

Фактор 15: Национальное и международное признание диплома образовательного учреждения и взаимодействие с другими учреждениями Учреждения, обеспечивающие юридическое образование должны проходить оценку качества своей деятельности, осуществляемую организациями, органами на национальном, региональном и международном уровне.

Группа V. Педагогический состав и условия труда.

Фактор 16: Квалификация преподавательского состава. Преподаватели

юридического факультета обладают необходимыми знаниями и компетенциями по преподаваемым дисциплинам, обеспечивают качественное образование студентов, о чем свидетельствует наличие степеней, научных публикаций, практический опыт, а также сильные навыки преподавания.

Фактор 17: Наем, карьерный рост и гарантии. Факультет нанимает и представляет возможность карьерного роста, предоставляет жильё или его эквивалента, на основе строгих, справедливых, единых и прозрачных критериев и процедур. Сотрудник в праве обжаловать или добиться пересмотра неблагоприятных решений.

Фактор 18: Оплата труда преподавателей. Оплата труда преподавателей юридического факультета устанавливается на соответствующем уровне, чтобы обеспечить приемлемый уровень жизни, а также привлекать и удерживать квалифицированных, преданных своему делу преподавателей, которые способны посвятить свое время обучению, научным исследованиям и государственной службе.

фактор 19: Академическая свобода и свобода объединения для юридического факультета. Учреждения, обеспечивающие юридическое образование и преподаватели и студенты пользуются академической свободой, могут принимать участие в исследованиях, не наказываются за выбор позиций в академической дискуссии, исследовании или государственной службе, а также имеют право на свободу объединения.

Группа VI. Материально-техническая и научно-информационная база образовательного учреждения.

Фактор 20: Доступ к юридическим материалам. Студенты и преподаватели имеют адекватный доступ к полному спектру законов и правовых материалов (национальных и международных), имеющих отношение к предметам учебного плана и в конечном итоге к практике права, с материалами на всех официальных государственных языках, где это необходимо.

Фактор 21: Материально-технические и технологические возможности. Учреждения, обеспечивающие юридическое образование, обладают достаточной материально-технической базой и технологическими возможностями для осуществления деятельности в рамках текущей программы юридического образования и также прогнозируемого роста.

Фактор 22: Размер класса и административный / вспомогательный персонал. Учреждения, обеспечивающие юридическое образование имеют разумное соотношение количества студентов к преподавателю, соответствующий размер класса и достаточно административного и вспомогательного персонала для достижения образовательных целей учреждения.

Данная система факторов может выступать и как система оценки. тогда каждому фактору присваивается одно из трех значений - положительное, отрицательное или негативное.

Предложенный перечень факторов обеспечения качества не является «жестким». Он может быть применен к любому вузу путем его расширения, а

также включения в каждый фактор качества параметров, которые подчеркнут его индивидуальность и выделят из множества других вузов. Это позволит использовать систему управления качеством в любом вузе, поскольку она как обеспечит качество образовательных услуг, так и сохранит индивидуальность вуза.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 ФЗ (ред. от 03.07.2016) (п. 29 ст. 2) // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.

2. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006.

3. Берулава Г.А. Психологические основы развития личности / Г. А. Берулава. - Москва : Изд-во Ун-та Российской акад. образования, 2009.

4. Берулава Г.А. Методологические основы развития личности в системе высшего образования/ Г.А. Берулава // Вестник практической психологии образования. 2009. № 4.

5. Берулава М.Н. Принципы гуманизации образования / М.Н. Берулава // Инновации в образовании. 2001. № 5.

6. Дружинина А.В. Юридическое образование: вчера и сегодня // Гуманизация образования. 2016. № 2.

7. Педсовет «Пути повышения качества образования» от 28 марта 2012 года [Электронный ресурс]. - URL: http://cl.rushkolnik.ru/docs/8037/index-1795259. html

8. Проблемы качества юридического образования: Интернет-конференция Шахрая Сергея Михайловича [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant. ru/interview/10208/

9. Юридическое образование: поиск новых стандартов качества. Материалы исследования. - М.: Институт «Право общественных интересов» (PILnet), 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.