Научная статья на тему 'Факторы инновационного социально ориентированного развития экономики региона'

Факторы инновационного социально ориентированного развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-NC-ND
163
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ КЛАСТЕРЫ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / МОНИТОРИНГ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ / СРЕДНЯЯ ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА ВЫПУСКНИКОВ / РЫНОК ТРУДА / STRATEGIC PARTNERSHIP / TERRITORIAL CLUSTERS / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE REGIONAL ECONOMY / GRADUATES EMPLOYMENT MONITORING / AVERAGE SALARY OF GRADUATES / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сероштан Мария Васильевна

В статье на примере Белгородской области показано, что в условиях глобальной конкурентной среды инновационное социально ориентированное развитие региональной экономики зависит от кадрового обеспечения территориальных кластеров как центров эффективного использования человеческих и инвестиционных ресурсов на основе стратегического партнерства государственной власти, бизнеса и научно-образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сероштан Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of innovative socially-oriented development of the region’s economy

In the article on the example of the Belgorod region it is shown that under conditions of global competitive environment an innovative socially oriented development of the regional economy depends on staffing territorial clusters, as centres for effective use of human and investment resources based on the strategic partnership among government, business and educational organizations.

Текст научной работы на тему «Факторы инновационного социально ориентированного развития экономики региона»

М.В. Сероштан

Факторы инновационного социально ориентированного развития экономики региона

В статье на примере Белгородской области показано, что в условиях глобальной конкурентной среды инновационное социально ориентированное развитие региональной экономики зависит от кадрового обеспечения территориальных кластеров как центров эффективного использования человеческих и инвестиционных ресурсов на основе стратегического партнерства государственной власти, бизнеса и научно-образовательных организаций.

Ключевые слова: стратегическое партнерство, территориальные кластеры, инновационное развитие региональной экономики, мониторинг трудоустройства выпускников, средняя заработная плата выпускников, рынок труда.

В условиях глобальной конкурентной среды и неопределенности повышается значимость вклада высшего образования в инновационное социально ориентированное развитие региональной экономики, обусловленное, в первую очередь, ростом человеческого капитала и производительности труда, в том числе за счет трудоустройства выпускников вузов на региональном рынке труда.

При этом в формировании и развитии молодежного рынка труда особенно важно достижение соответствия структуры подготовки специалистов реальным потребностям региональной экономики1 и их трудоустройство с учетом профессиональных и личностных компетенций, характеризующих способность к инновационной деятельности2.

Результаты многих исследований, в том числе отечественных3 и зарубежных4 авторов, практика регионального хозяйствования5

© Сероштан М.В., 2017

подтверждают, что интеграция хозяйствующих субъектов в контексте концепции территориальных инновационных кластеров как важного инструмента регулирования развития региональной экономики6 обуславливает эффективное развитие социально-экономических систем на макро-, мезо-, микроуровнях. В публикациях также обобщены лучшие практики развития кластеров в нашей стране7 и европейских странах8, программы поддержки и ключевые факторы успеха9, рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации10, показана роль молодежи в нем11.

В настоящей статье результаты исследования в сфере трудоустройства выпускников вузов региона в разрезе областей образования в контексте кадрового обеспечения территориальных кластеров и зон опережающего развития как фактора инновационного социально ориентированного развития современной региональной экономики представлены на примере Белгородской области.

Анализ состояния экономики Белгородской области по итогам 2015 г. в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития на период до 2025 г.12 выявил устойчивые положительные тенденции (табл. 1).

Таблица 1

Основные индикаторы развития Белгородской области в 2015 г. в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития на период до 2025 г.

№ п/п Наименование индикатора 2014 г. 2015 г.

1 Валовой региональный продукт, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 102,8 103,0*

2 Валовой региональный продукт на душу населения в текущих основных ценах, тыс. рублей 400,6 423,1*

3 Индекс промышленного производства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 102,5 104,7

4 Оборот розничной торговли, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 107,6 93,5

5 Объем платных услуг населению, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 101,7 100,0

6 Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 105,0 104,1

Окончание табл. 1

№ п/п Наименование индикатора 2014 г. 2015 г.

7 Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 90,7 113,7

8 Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м общей площади 1469,2 1554,9

9 Оборот организаций по подразделу «Транспорт» (в действующих ценах), % к предыдущему году 116,3 128,4

10 Доля продукции, произведенной малыми и средними предприятиями в общем объеме ВРП, % 25,9 26,5*

11 Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в ВРП (доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП), % 10,4 10,6*

12 Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, % 4,4 4,7*

13 Удельный вес инновационно активных организаций в общем числе обследованных организаций, % 11,5 12,0*

14 Отношение внутренних затрат на исследования и разработки, % к ВРП 0,29 0,35*

* По оценке.

Так, наблюдается увеличение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, платных услуг населению, работ, выполненных по виду деятельности «строительство», сохраняется стабильная ситуация на рынке труда.

Валовой региональный продукт (далее - ВРП) по оценке в текущих основных ценах в 2015 г. составил 655,3 млрд рублей (для сравнения: в 2014 г. - 619,4 млрд рублей).

Регион производит 1,1% суммарного объема ВРП России и 3,0% объема ВРП Центрального федерального округа (далее - ЦФО).

По объему произведенного ВРП в среднем на одного жителя (400,6 тыс. рублей) регион сохранил второе место в ЦФО после Москвы (1053,9 тыс. рублей) и восемнадцатое место в Российской Федерации. Прирост данного показателя в 2015 г. в сравнении с 2014 г. составил 5,6%.

Основной объем ВРП обеспечен такими видами экономической деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (20,3%) обрабатывающие производства (17,3%), оптовая и розничная торговля (17,2%), добыча полезных ископаемых (12,4%).

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в регионе в 2015 г. составила 25 325,3 рубля и увеличилась по сравнению с 2014 г. на 6,1%. Вместе с тем, уровень заработной платы ниже среднего в целом по стране на 25,5% и ниже среднего уровня по ЦФО на 39,5%.

Для обеспечения экономического роста реальных доходов населения в области принимаются меры по созданию новых рабочих мест. Так, за 2015 г. в регионе создано более 12 тыс. новых рабочих мест, наибольшее количество из них по следующим видам экономической деятельности: обрабатывающие производства - более 3 тыс. мест, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств - более 2 тыс. мест, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - около 1 тыс. рабочих мест.

Важно отметить, что внедрение механизмов поддержки инновационной деятельности с целью вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в процесс технологического развития обуславливает рост инновационной активности предприятий в регионе.

Развивается региональная инновационная инфраструктура, обуславливающая обеспечение и поддержку субъектам малого инновационного предпринимательства: центры молодежного инновационного творчества, инновационный бизнес-инкубатор и технопарк, центр кластерного развития, региональный центр инжиниринга, центр инноваций социальной сферы.

В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития на период до 2025 г. (далее - Стратегия) по основным индикаторам развития Белгородской области в 2015 г. достигнут или превышен уровень 2014 г., что обуславливает повышение конкурентоспособности экономики региона.

Развитие Белгородской области в значительной мере зависит от устойчивого функционирования горнодобывающих предприятий, деятельность которых направлена на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции путем реализации инвестиционных проектов по строительству новых, модернизации и техническому перевооружению действующих мощностей. Индекс промышленного производства по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. составил 102,1 % (81,1 млн рублей).

В агропромышленном комплексе отмечается рост объемов валового производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Валовое производство сельскохозяйственной продукции в анализируемом периоде достигло 218,1 млрд рублей, темп роста выпуска продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил 104,1%, сумма инвестиций в агропромышленный комплекс - 13,5 млрд рублей.

Наблюдается развитие и строительного кластера. Так, в 2015 г. объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство», составил 56,7 млрд рублей, что выше уровня 2014 г. на 13,4% в сопоставимых ценах.

В машиностроительном комплексе актуальным является реализация проектов по созданию новых конкурентоспособных производств.

На развитие инновационных производств биофармацевтического кластера и создание эффективной коммерциализации технологий направлена деятельность объектов научной инфраструктуры вузов, в том числе в Белгородском государственном национальном исследовательском университете проводятся доклинические и клинические исследования готовых лекарственных средств и ветеринарных препаратов.

В 2015 г. автомобильным транспортом организаций всех видов экономической деятельности перевезено 44,2 млн тонн грузов, грузооборот составил 3791,1 млн тонна-километров, что соответственно составляет 90,6% и 97,7% к соответствующему периоду 2014 г.

В целях развития туристско-рекреационного кластера особое внимание уделяется популяризации и продвижению туристских возможностей и брендов региона, формированию его положительного имиджа как в Российской Федерации, так и за рубежом, а также стимулированию предпринимательской деятельности в сфере туризма и развитию межрегионального сотрудничества.

На эти цели в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие туризма, ремесленничества и придорожного сервиса» государственной программы «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 гг.» направлено 8,9 млн рублей.

Общий объем туристических услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения за анализируемый период составил 1896,7 млн рублей, что на 214,7 млн рублей больше, чем в 2014 г.

Таким образом, в рамках реализации Стратегии в регионе созданы и развиваются территориальные кластеры (горно-металлур-

гический, строительный, биофармацевтический, транспортно-ло-гистический, туристско-рекреационный, многокомпонентный социальный) и зоны опережающего развития (агропромышленный и машиностроительный комплексы).

Вместе с тем для генерирования кластерами инновационного импульса необходим рынок труда специалистов с соответствующими компетенциями и готовностью к инновациям13.

Поэтому кадровое обеспечение территориальных кластеров как центров эффективного использования человеческих и инвестиционных ресурсов на основе стратегического партнерства государственной власти, бизнеса и научно-образовательных организаций является одним из важных факторов инновационного социально ориентированного развития региональной экономики на современном этапе.

Важно отметить, что в Белгородской области особое внимание уделяется как развитию рынка труда, так и рынка образовательных услуг, эффективному использованию трудового потенциала и закреплению талантливой молодежи.

Так, Стратегия предусматривает создание гибкого рынка труда, обеспечивающего максимально полное и эффективное использование трудового потенциала области, и модернизацию системы непрерывного профессионального образования в соответствии с реальными потребностями предприятий и организаций для достижения сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг14.

Однако уровень безработицы (по методологии МОТ), как один из индикаторов, характеризующих становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечения качества жизни населения на основе динамичного развития экономики региона, в 2015 г. в сравнении с 2014 г. незначительно увеличился: с 4,0% до 4,1%.

Среди безработных имеют высшее образование 23,5% или каждый четвертый15. Следует отметить, что начиная с 2012 г. наблюдается снижение данного показателя: в 2015 г. по сравнению с 2014 г. - на 1,5 п.п., по сравнению с 2012 г. - на 7,2 п.п.

По итогам 2015 г. численность занятых в экономике региона составила 773,6 тыс. чел., численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) - 7,4 тыс. человек16. При этом анализ структуры занятых в экономике показал следующее.

Доля занятых в экономике, имеющих образование, составляет 99,8%.

Высшее и среднее профессиональное образование имеют 78,0 %, из них высшее образование - 30,4%17.

Средний возраст занятых в экономике - 40,7 лет. Доля молодежи в возрасте 20-29 лет - 20,9%18.

В табл. 2 представлены данные, характеризующие структуру занятых в экономике региона в разрезе видов экономической дея-тельности19.

Таблица 2

Среднегодовая численность занятых в экономике Белгородской области по видам экономической деятельности в 2015 г.

Виды экономической деятельности Тыс. чел. %

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 131,2 18,8

Рыболовство, рыбоводство 0,4 0,1

Добыча полезных ископаемых 22,9 3,3

Обрабатывающие производства 111,5 16,0

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 16,5 2,4

Строительство 52,8 7,6

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 98,7 14,1

Гостиницы и рестораны 7,2 1,0

Транспорт и связь 43,8 6,3

Финансовая деятельность 8,0 1,1

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 42,9 6,2

Научные исследования и разработки 1,1 0,2

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 31,8 4,5

Образование 61,0 8,7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 45,6 6,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 22,4 3,2

Деятельность домашних хозяйств 0,3 0,0

Всего в экономике 698,1 100,0

Наибольшая доля занятых в сфере сельского хозяйства (18,8%), обрабатывающих производств (16,0%), оптовой и розничной торговли (14,1%), образования (8,7%), строительства (7,6%).

Для оценки соответствия структуры подготовки специалистов реальным потребностям региональной экономики по видам экономической деятельности и их трудоустройству с учетом профессиональных и личностных компетенций, характеризующих способность к инновационной деятельности, далее приведены результаты анализа трудоустройства выпускников, обучающихся в вузах региона в разрезе областей образования.

Исследование основывается на использовании данных мониторинга трудоустройства выпускников20, официально опубликованных Министерством образования и науки РФ в 2016 г.

В соответствии с методикой, утвержденной Межведомственной комиссией по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования21, в мониторинге 2016 г. представлены данные о трудоустройстве выпускников 2014 г., трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом их выпуска - в 2015 г.

В мониторинге принимали участие 5 вузов региона: Белгородский государственный национальный исследовательский университет (далее - БелГУ), Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (далее -БГТУ), Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина (далее - БГАУ), Белгородский государственный институт культуры и искусств (далее - БГИИК), Белгородский университет кооперации, экономики и права (далее -БУКЭП).

Выпуск специалистов в вузах региона представлен по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации перечнем22, который включает укрупненные группы специальностей и направлений подготовки в разрезе восьми областей образования.

Анализ распределения выпускников, обучающихся в вузах Белгородской области, в разрезе областей образования (рис. 1) показал, что по доле выпускников в общей их численности лидирует область образования «Науки об обществе» (55,3%). Вторую позицию занимает область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» (20,3%), третью - «Образование и педагогические науки» (6,2%) и «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» (6,0%).

55,3

20.3

□ Математические и естественные науки ■ Гуманитарные науки

Н Искусство и культура

□ Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки ЕВ Здравоохранение и медицинские науки

Ш Образование и педагогические науки

□ Инженерное дело, технологии и технические науки

□ Науки об обществе

□ Неопределенная УГС(Н)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение численности выпускников 2014 г. вузов Белгородской области в разрезе областей образования, %

Наименьшая доля выпускников характерна для области образования «Гуманитарные науки» (1,9%). Доля выпускников в других областях образования составляет от 2% - «Искусство и культура» до 3% - «Математические и естественные науки».

Важно отметить, что в 2014 г. в сравнении с 2013 г. наметилась положительная тенденция, обусловленная увеличением доли и численности выпускников в сфере сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук, здравоохранения и медицинских наук, образования и педагогических наук23.

Так, численность выпускников увеличилась в сфере сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук - на 17%, здравоохранения и медицинских наук - на 9%, образования и педагогических наук - на 21%.

Вместе с тем наблюдается уменьшение доли и численности выпускников в сфере инженерного дела, технологий и технических наук.

Кроме того, несмотря на то что численность выпускников в сфере наук об обществе уменьшилась более чем на 10% и составила примерно 6,5 тыс. человек, их доля увеличилась более чем на 5%.

В таблице 3 показано распределение выпускников 2014 г. среди вузов региона в разрезе областей образования.

Таблица 3

Распределение выпускников 2014 г. среди вузов региона в разрезе областей образования, %*

Область образования Всего БГАУ БГИИК БелГУ БГТУ БУКЭП

Математические 100 3 - 97 - -

и естественные науки

Инженерное дело, технологии и технические науки 100 2 - 8 79 11

Здравоохранение и медицинские науки 100 - - 100 - -

Сельское хозяйство 100 92 - 8 - -

и сельскохозяйственные

науки

Науки об обществе 100 4 - 45 26 25

Образование и педагогические науки 100 3 3 94 - -

Гуманитарные науки 100 - - 100 - -

Искусство и культура 100 - 96 - - 4

Неопределенная УГС(Н) 100 - 5 95 - -

* Составлено автором по материалам исследования.

Выпускники в сфере здравоохранения и медицинских наук, а также гуманитарных наук обучались только в БелГУ. Выпускники в сфере инженерного дела, технологий и технических наук обучались в основном в БГТУ (79%), в сфере сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук - в БГАУ (92%), в сфере искусства и культуры - в БГИИК (96%).

Выпускники в сфере математических и естественных наук, в сфере образования и педагогических наук и наук об обществе обучались в БелГУ (97%, 94% и 45% соответственно).

Доля выпускников 2014 г. вузов региона, трудоустроенных в 2015 г. - 75%, что соответствует пороговому значению показателя - 75%, средняя зарплата выпускника - 23,7 тыс. рублей.

В 2015 г. в сравнении с 2014 г. значительно улучшились позиции по трудоустройству выпускников в рамках всех исследуемых областей образования, исключая «Искусство и культуру». Наибольший рост показателя трудоустройства характерен для сферы сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук - 14,8 п.п. Позиции же области образования «Искусство и культура» ухудшились на 5,7 п.п. (табл. 4).

Таблица 4

Трудоустройство и средняя заработная плата выпускников вузов региона в разрезе областей образования, трудоустроенных в 2014-2015 гг.*

Область образования Доля трудоустроенных выпускников, % Средняя зарплата выпускников, тыс. руб.

2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г.

Математические и естественные науки 73,7 77,7 22,0 25,1

Инженерное дело, технологии и технические науки 78,0 79,1 23,7 27,0

Здравоохранение и медицинские науки 71,0 78,1 19,8 23,3

Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 66,4 81,2 26,2 28,1

Образование и педагогические науки 81,6 83,2 16,4 22,0

Науки об обществе 75,3 77,2 18,6 22,9

Гуманитарные науки 70,3 70,5 18,5 19,8

Искусство и культура 82,5 76,8 17,1 19,3

Неопределенная УГС(Н) - 79,9 - 31,1

Итого в целом по региону 75,0 75,0 20,2 23,7

* Составлено автором по материалам исследования.

Важно отметить устойчивые позиции области образования «Образование и педагогические науки». Со второй позиции указанная область образования переместилась на первую и стала лидером по доле трудоустройства выпускников в регионе.

Область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» характеризуется долей трудоустройства, равной 79,1%, и занимает третью позицию.

Таким образом, высокая доля трудоустройства характерна для выпускников, обучающихся в вузах Белгородской области в сфере сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук, образования и педагогических наук, инженерного дела, технологий и технических наук, что соответствует общероссийскому тренду.

Как подчеркнула Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева на заседании коллегии: «В течение последних трех лет отмечается рост потребности в выпускниках естественно-научных, инженерно-технических, педагогических, медицинских направлений. В 2016 г. доля бюджетных мест составила: инженерное направление - 46,7%, педагогическое направление - 9,2%, медицинское направление - 8,4%. На 2017-2018 г. эти цифры практически остаются без изменения. Это специальности, которые требуются сейчас стране»24.

Наименее востребованной по-прежнему оказалась область образования «Гуманитарные науки». Показатель трудоустройства выпускников, обучающихся в данной сфере, как и в прошлом периоде, не достиг порогового значения.

По уровню средней заработной платы выпускников такие области образования, как «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Математические и естественные науки», сохранили свои высокие позиции.

Самый высокий уровень средней заработной платы характерен для выпускников, обучающихся в сфере сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук (28,1 тыс. руб.), что почти на 19% превышает среднюю заработную плату в целом по экономике региона и среднюю заработную плату выпускника вузов Белгородской области.

Самый низкий уровень средней заработной платы характерен для выпускников, обучающихся в сфере искусства и культуры (19,3 тыс. руб.). Это почти на 20% ниже средней заработной платы в целом по экономике региона и средней заработной платы выпускника вузов Белгородской области.

Таким образом, в рамках исследуемых областей образования максимальная средняя заработная плата выпускников превышает минимальный ее уровень почти в 1,5 раза.

Вторую позицию уверенно занимает область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», третью - «Ма-

тематические и естественные науки». Уровень средней заработной платы выпускников вузов Белгородской области в рамках указанных областей образования превышает уровень средней заработной платы по экономике субъекта на 14% и 6% соответственно.

Значительно улучшились позиции области образования «Образование и педагогические науки». Она опережает более чем на 10% такие области образования, как «Искусство и культура», «Гуманитарные науки».

Средняя заработная плата выпускников в рамках рассматриваемой области образования возросла более чем на 34%. Вместе с тем уровень средней заработной платы выпускников еще не достиг уровня средней заработной платы в целом по экономике субъекта, он остается ниже на 7%.

Значительно увеличилась и средняя заработная плата выпускников в рамках области образования «Здравоохранение и медицинские науки» - на 18%. Кроме того, ее уровень уже почти достиг уровня средней заработной платы в целом по экономике субъекта.

Важно подчеркнуть, что реализация приоритетных стратегических направлений, определенных в Стратегии, направлена на повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе кластерного подхода с использованием механизмов государственно-частного партнерства, проектного и программного управления.

В долгосрочном периоде25 будет обеспечено поступательное развитие экономики и сохранение устойчивого роста ВРП. При этом рост ВРП в 2030 г. в сравнении с 2025 г. прогнозируется в сопоставимых ценах в 1,7-1,8 раза. По прогнозу, на одного жителя области в 2030 г. будет производиться 1,1 млн рублей ВРП при росте численности населения области.

Основной объем ВРП будет обеспечен за счет таких ведущих видов экономической деятельности, как промышленность, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт и связь, на долю которых приходится более 80% производимого ВРП.

Положительная динамика ВРП в регионе в долгосрочном периоде будет обусловлена ростом его инвестиционной составляющей, модернизацией и реконструкцией добывающих и обрабатывающих производств, внедрением новых энергосберегающих технологий в строительстве, реализацией инновационных проектов в агропромышленном комплексе. Доля занятых в экономике, имеющих профессиональное образование, достигнет 80%.

Поэтому стратегической задачей в сфере образования в соответствии с долгосрочными тенденциями инновационного развития реальной экономики региона для достижения сбалансированности рынка труда и образовательных услуг является развитие многоуровневой системы образования и совершенствование системы целевой контрактной подготовки специалистов.

Таким образом, результаты настоящего исследования позволили сделать следующие выводы.

Проблемы теоретического и прикладного характера, обуславливающие динамичные изменения рынка труда с учетом территориальных, отраслевых и профессионально-квалификационных особенностей структуры занятости молодежи, в том числе трудоустройство выпускников, подтверждающих признание работодателями качества образования, актуальность и соответствие структуры подготовки кадров потребностям рынка труда, являются чрезвычайно актуальными для исследования.

Инновационное социально ориентированное развитие региональной экономики на примере Белгородской области - региона с высоким ресурсным, производственным, кадровым и научно-техническим потенциалом - обусловлено, в том числе, ростом человеческого капитала и производительности труда за счет трудоустройства выпускников вузов на региональном рынке труда.

Формирование и развитие регионального рынка труда отражает соответствие структуры подготовки специалистов в разрезе областей образования реальным потребностям региональной экономики по видам экономической деятельности и их трудоустройство с учетом профессиональных и личностных компетенций, характеризующих способность к инновационной деятельности.

Следовательно, с одной стороны, развитие реального сектора экономики способствует созданию условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечению достойного качества жизни населения, с другой - рост человеческого капитала и соответственно производительности труда, в том числе за счет трудоустройства выпускников вузов на региональном рынке труда, обуславливает инновационное социально ориентированное развитие региональной экономики.

Примечания

Государственная программа Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792. «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации).

2 Сероштан М.В. Трудоустройство выпускников - индикатор соответствия подготовки кадров потребностям рынка труда // Экономические и гуманитарные науки. 2016. № 12 (299).

3 Куценко Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры России: Модель устойчивого развития // Форсайт. 2015. Т. 9. № 1. С. 32-55.

4 Портер М. Конкуренция: Пер. с англ.: М.: Вильямс, 2005.

5 Панаедова Г.И., Сероштан М.В. Кластерная модель как стимулирующий инструмент развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 4 (55). С. 108-115.

6 Фатеев В.С. Кластеры, кластерный подход и его использование как инструмента регулирования развития национальной и региональной экономики // Вестк ГрДУ iмя Яню Купалы. Сер. 5. Эканомжа. Сацыялопя. Бiялоriя. 2012. № 2 (131). С. 40-50.

7 Российская кластерная обсерватория. [Электронный ресурс] URL: http:// cluster.hse.ru (дата обращения: 10.04.2017).

8 Ketels C. Recent research on competitiveness and clusters: What are the implications for regional policy? // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2013. Vol. 6. No 2. P. 269-284.

9 Müller L, Lammer-Gamp T, Meier zu Kocker G, Christensen T.A. Clusters are individuals: New findings from the European cluster management and cluster program benchmarking. Vol. 2. Berlin: Copenhagen, 2012.

10 Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 4 / Под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2016.

11 Савельев И.Л., Насыров И.Р. Участие молодежи в инновационном развитии экономики страны (на примере Республики Татарстан) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 118-132.

12 Отчет о ходе реализации в 2015 г. стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. [Электронный ресурс] URL: https://belregion.ru/region/priorities/ (дата обращения: 25.03.2017).

13 Михалкина Е.В., Никитаева А.Ю. Молодежный рынок труда - системный импульс инновационного развития экономики // Terra economicus. 2016. Том 14. № 3. С. 131-144.

14 Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. № 27-пп (в ред. постановления Правительства Белгородской обл. от 12 мая 2015 г. № 192-пп).

15 Статистический ежегодник. Белгородская область. 2016: Стат. сб. / Белгород -стат. Белгород, 2016. С. 77.

16 Там же. С. 67.

17 Там же. С. 75.

18 Там же. С. 73.

19 Там же. С. 69-70.

20 Белгородская область. Портал мониторинга трудоустройства выпускников. [Электронный ресурс] URL: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_ monitoring=2016 (дата обращения: 01.06.2017).

21 Мониторинг эффективности вузов - 2015. [Электронный ресурс] URL: http:// минобрнауки.рф/special/news/6923 (дата обращения: 01.06.2016).

22 Приказ Министерства образования и науки от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования» (с изм. на 1 октября 2015 г.).

23 Сероштан М.В. Трудоустройство выпускников вузов в регионе: анализ и оценка. М.: Дашков и К, 2016.

24 Заседание коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/social/news/ 2017/04/03/n_9875291.shtml (дата обращения: 19.08.2017).

25 Прогноз социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства Белгородской области от 19 декабря 2016 г. № 645-рп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.