М.В. Сероштан
Факторы инновационного социально ориентированного развития экономики региона
В статье на примере Белгородской области показано, что в условиях глобальной конкурентной среды инновационное социально ориентированное развитие региональной экономики зависит от кадрового обеспечения территориальных кластеров как центров эффективного использования человеческих и инвестиционных ресурсов на основе стратегического партнерства государственной власти, бизнеса и научно-образовательных организаций.
Ключевые слова: стратегическое партнерство, территориальные кластеры, инновационное развитие региональной экономики, мониторинг трудоустройства выпускников, средняя заработная плата выпускников, рынок труда.
В условиях глобальной конкурентной среды и неопределенности повышается значимость вклада высшего образования в инновационное социально ориентированное развитие региональной экономики, обусловленное, в первую очередь, ростом человеческого капитала и производительности труда, в том числе за счет трудоустройства выпускников вузов на региональном рынке труда.
При этом в формировании и развитии молодежного рынка труда особенно важно достижение соответствия структуры подготовки специалистов реальным потребностям региональной экономики1 и их трудоустройство с учетом профессиональных и личностных компетенций, характеризующих способность к инновационной деятельности2.
Результаты многих исследований, в том числе отечественных3 и зарубежных4 авторов, практика регионального хозяйствования5
© Сероштан М.В., 2017
подтверждают, что интеграция хозяйствующих субъектов в контексте концепции территориальных инновационных кластеров как важного инструмента регулирования развития региональной экономики6 обуславливает эффективное развитие социально-экономических систем на макро-, мезо-, микроуровнях. В публикациях также обобщены лучшие практики развития кластеров в нашей стране7 и европейских странах8, программы поддержки и ключевые факторы успеха9, рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации10, показана роль молодежи в нем11.
В настоящей статье результаты исследования в сфере трудоустройства выпускников вузов региона в разрезе областей образования в контексте кадрового обеспечения территориальных кластеров и зон опережающего развития как фактора инновационного социально ориентированного развития современной региональной экономики представлены на примере Белгородской области.
Анализ состояния экономики Белгородской области по итогам 2015 г. в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития на период до 2025 г.12 выявил устойчивые положительные тенденции (табл. 1).
Таблица 1
Основные индикаторы развития Белгородской области в 2015 г. в рамках реализации Стратегии социально-экономического развития на период до 2025 г.
№ п/п Наименование индикатора 2014 г. 2015 г.
1 Валовой региональный продукт, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 102,8 103,0*
2 Валовой региональный продукт на душу населения в текущих основных ценах, тыс. рублей 400,6 423,1*
3 Индекс промышленного производства, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 102,5 104,7
4 Оборот розничной торговли, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 107,6 93,5
5 Объем платных услуг населению, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 101,7 100,0
6 Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 105,0 104,1
Окончание табл. 1
№ п/п Наименование индикатора 2014 г. 2015 г.
7 Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, % к предыдущему году в сопоставимых ценах 90,7 113,7
8 Ввод в эксплуатацию жилых домов за счет всех источников финансирования, тыс. кв. м общей площади 1469,2 1554,9
9 Оборот организаций по подразделу «Транспорт» (в действующих ценах), % к предыдущему году 116,3 128,4
10 Доля продукции, произведенной малыми и средними предприятиями в общем объеме ВРП, % 25,9 26,5*
11 Доля сектора экономики знаний и высоких технологий в ВРП (доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП), % 10,4 10,6*
12 Удельный вес инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции, % 4,4 4,7*
13 Удельный вес инновационно активных организаций в общем числе обследованных организаций, % 11,5 12,0*
14 Отношение внутренних затрат на исследования и разработки, % к ВРП 0,29 0,35*
* По оценке.
Так, наблюдается увеличение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, платных услуг населению, работ, выполненных по виду деятельности «строительство», сохраняется стабильная ситуация на рынке труда.
Валовой региональный продукт (далее - ВРП) по оценке в текущих основных ценах в 2015 г. составил 655,3 млрд рублей (для сравнения: в 2014 г. - 619,4 млрд рублей).
Регион производит 1,1% суммарного объема ВРП России и 3,0% объема ВРП Центрального федерального округа (далее - ЦФО).
По объему произведенного ВРП в среднем на одного жителя (400,6 тыс. рублей) регион сохранил второе место в ЦФО после Москвы (1053,9 тыс. рублей) и восемнадцатое место в Российской Федерации. Прирост данного показателя в 2015 г. в сравнении с 2014 г. составил 5,6%.
Основной объем ВРП обеспечен такими видами экономической деятельности, как сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (20,3%) обрабатывающие производства (17,3%), оптовая и розничная торговля (17,2%), добыча полезных ископаемых (12,4%).
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в регионе в 2015 г. составила 25 325,3 рубля и увеличилась по сравнению с 2014 г. на 6,1%. Вместе с тем, уровень заработной платы ниже среднего в целом по стране на 25,5% и ниже среднего уровня по ЦФО на 39,5%.
Для обеспечения экономического роста реальных доходов населения в области принимаются меры по созданию новых рабочих мест. Так, за 2015 г. в регионе создано более 12 тыс. новых рабочих мест, наибольшее количество из них по следующим видам экономической деятельности: обрабатывающие производства - более 3 тыс. мест, оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств - более 2 тыс. мест, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - около 1 тыс. рабочих мест.
Важно отметить, что внедрение механизмов поддержки инновационной деятельности с целью вовлечения субъектов малого и среднего предпринимательства в процесс технологического развития обуславливает рост инновационной активности предприятий в регионе.
Развивается региональная инновационная инфраструктура, обуславливающая обеспечение и поддержку субъектам малого инновационного предпринимательства: центры молодежного инновационного творчества, инновационный бизнес-инкубатор и технопарк, центр кластерного развития, региональный центр инжиниринга, центр инноваций социальной сферы.
В рамках реализации Стратегии социально-экономического развития на период до 2025 г. (далее - Стратегия) по основным индикаторам развития Белгородской области в 2015 г. достигнут или превышен уровень 2014 г., что обуславливает повышение конкурентоспособности экономики региона.
Развитие Белгородской области в значительной мере зависит от устойчивого функционирования горнодобывающих предприятий, деятельность которых направлена на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции путем реализации инвестиционных проектов по строительству новых, модернизации и техническому перевооружению действующих мощностей. Индекс промышленного производства по виду деятельности «добыча полезных ископаемых» в 2015 г. по сравнению с 2014 г. составил 102,1 % (81,1 млн рублей).
В агропромышленном комплексе отмечается рост объемов валового производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
Валовое производство сельскохозяйственной продукции в анализируемом периоде достигло 218,1 млрд рублей, темп роста выпуска продукции сельского хозяйства в сопоставимых ценах составил 104,1%, сумма инвестиций в агропромышленный комплекс - 13,5 млрд рублей.
Наблюдается развитие и строительного кластера. Так, в 2015 г. объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство», составил 56,7 млрд рублей, что выше уровня 2014 г. на 13,4% в сопоставимых ценах.
В машиностроительном комплексе актуальным является реализация проектов по созданию новых конкурентоспособных производств.
На развитие инновационных производств биофармацевтического кластера и создание эффективной коммерциализации технологий направлена деятельность объектов научной инфраструктуры вузов, в том числе в Белгородском государственном национальном исследовательском университете проводятся доклинические и клинические исследования готовых лекарственных средств и ветеринарных препаратов.
В 2015 г. автомобильным транспортом организаций всех видов экономической деятельности перевезено 44,2 млн тонн грузов, грузооборот составил 3791,1 млн тонна-километров, что соответственно составляет 90,6% и 97,7% к соответствующему периоду 2014 г.
В целях развития туристско-рекреационного кластера особое внимание уделяется популяризации и продвижению туристских возможностей и брендов региона, формированию его положительного имиджа как в Российской Федерации, так и за рубежом, а также стимулированию предпринимательской деятельности в сфере туризма и развитию межрегионального сотрудничества.
На эти цели в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Развитие туризма, ремесленничества и придорожного сервиса» государственной программы «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата в Белгородской области на 2014-2020 гг.» направлено 8,9 млн рублей.
Общий объем туристических услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения за анализируемый период составил 1896,7 млн рублей, что на 214,7 млн рублей больше, чем в 2014 г.
Таким образом, в рамках реализации Стратегии в регионе созданы и развиваются территориальные кластеры (горно-металлур-
гический, строительный, биофармацевтический, транспортно-ло-гистический, туристско-рекреационный, многокомпонентный социальный) и зоны опережающего развития (агропромышленный и машиностроительный комплексы).
Вместе с тем для генерирования кластерами инновационного импульса необходим рынок труда специалистов с соответствующими компетенциями и готовностью к инновациям13.
Поэтому кадровое обеспечение территориальных кластеров как центров эффективного использования человеческих и инвестиционных ресурсов на основе стратегического партнерства государственной власти, бизнеса и научно-образовательных организаций является одним из важных факторов инновационного социально ориентированного развития региональной экономики на современном этапе.
Важно отметить, что в Белгородской области особое внимание уделяется как развитию рынка труда, так и рынка образовательных услуг, эффективному использованию трудового потенциала и закреплению талантливой молодежи.
Так, Стратегия предусматривает создание гибкого рынка труда, обеспечивающего максимально полное и эффективное использование трудового потенциала области, и модернизацию системы непрерывного профессионального образования в соответствии с реальными потребностями предприятий и организаций для достижения сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг14.
Однако уровень безработицы (по методологии МОТ), как один из индикаторов, характеризующих становление благоприятной социальной среды и создание условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечения качества жизни населения на основе динамичного развития экономики региона, в 2015 г. в сравнении с 2014 г. незначительно увеличился: с 4,0% до 4,1%.
Среди безработных имеют высшее образование 23,5% или каждый четвертый15. Следует отметить, что начиная с 2012 г. наблюдается снижение данного показателя: в 2015 г. по сравнению с 2014 г. - на 1,5 п.п., по сравнению с 2012 г. - на 7,2 п.п.
По итогам 2015 г. численность занятых в экономике региона составила 773,6 тыс. чел., численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения (на конец года) - 7,4 тыс. человек16. При этом анализ структуры занятых в экономике показал следующее.
Доля занятых в экономике, имеющих образование, составляет 99,8%.
Высшее и среднее профессиональное образование имеют 78,0 %, из них высшее образование - 30,4%17.
Средний возраст занятых в экономике - 40,7 лет. Доля молодежи в возрасте 20-29 лет - 20,9%18.
В табл. 2 представлены данные, характеризующие структуру занятых в экономике региона в разрезе видов экономической дея-тельности19.
Таблица 2
Среднегодовая численность занятых в экономике Белгородской области по видам экономической деятельности в 2015 г.
Виды экономической деятельности Тыс. чел. %
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 131,2 18,8
Рыболовство, рыбоводство 0,4 0,1
Добыча полезных ископаемых 22,9 3,3
Обрабатывающие производства 111,5 16,0
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 16,5 2,4
Строительство 52,8 7,6
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 98,7 14,1
Гостиницы и рестораны 7,2 1,0
Транспорт и связь 43,8 6,3
Финансовая деятельность 8,0 1,1
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 42,9 6,2
Научные исследования и разработки 1,1 0,2
Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование 31,8 4,5
Образование 61,0 8,7
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 45,6 6,5
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 22,4 3,2
Деятельность домашних хозяйств 0,3 0,0
Всего в экономике 698,1 100,0
Наибольшая доля занятых в сфере сельского хозяйства (18,8%), обрабатывающих производств (16,0%), оптовой и розничной торговли (14,1%), образования (8,7%), строительства (7,6%).
Для оценки соответствия структуры подготовки специалистов реальным потребностям региональной экономики по видам экономической деятельности и их трудоустройству с учетом профессиональных и личностных компетенций, характеризующих способность к инновационной деятельности, далее приведены результаты анализа трудоустройства выпускников, обучающихся в вузах региона в разрезе областей образования.
Исследование основывается на использовании данных мониторинга трудоустройства выпускников20, официально опубликованных Министерством образования и науки РФ в 2016 г.
В соответствии с методикой, утвержденной Межведомственной комиссией по проведению мониторинга эффективности образовательных организаций высшего образования21, в мониторинге 2016 г. представлены данные о трудоустройстве выпускников 2014 г., трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом их выпуска - в 2015 г.
В мониторинге принимали участие 5 вузов региона: Белгородский государственный национальный исследовательский университет (далее - БелГУ), Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова (далее -БГТУ), Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина (далее - БГАУ), Белгородский государственный институт культуры и искусств (далее - БГИИК), Белгородский университет кооперации, экономики и права (далее -БУКЭП).
Выпуск специалистов в вузах региона представлен по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с утвержденным Министерством образования и науки Российской Федерации перечнем22, который включает укрупненные группы специальностей и направлений подготовки в разрезе восьми областей образования.
Анализ распределения выпускников, обучающихся в вузах Белгородской области, в разрезе областей образования (рис. 1) показал, что по доле выпускников в общей их численности лидирует область образования «Науки об обществе» (55,3%). Вторую позицию занимает область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» (20,3%), третью - «Образование и педагогические науки» (6,2%) и «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки» (6,0%).
55,3
20.3
□ Математические и естественные науки ■ Гуманитарные науки
Н Искусство и культура
□ Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки ЕВ Здравоохранение и медицинские науки
Ш Образование и педагогические науки
□ Инженерное дело, технологии и технические науки
□ Науки об обществе
□ Неопределенная УГС(Н)
Распределение численности выпускников 2014 г. вузов Белгородской области в разрезе областей образования, %
Наименьшая доля выпускников характерна для области образования «Гуманитарные науки» (1,9%). Доля выпускников в других областях образования составляет от 2% - «Искусство и культура» до 3% - «Математические и естественные науки».
Важно отметить, что в 2014 г. в сравнении с 2013 г. наметилась положительная тенденция, обусловленная увеличением доли и численности выпускников в сфере сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук, здравоохранения и медицинских наук, образования и педагогических наук23.
Так, численность выпускников увеличилась в сфере сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук - на 17%, здравоохранения и медицинских наук - на 9%, образования и педагогических наук - на 21%.
Вместе с тем наблюдается уменьшение доли и численности выпускников в сфере инженерного дела, технологий и технических наук.
Кроме того, несмотря на то что численность выпускников в сфере наук об обществе уменьшилась более чем на 10% и составила примерно 6,5 тыс. человек, их доля увеличилась более чем на 5%.
В таблице 3 показано распределение выпускников 2014 г. среди вузов региона в разрезе областей образования.
Таблица 3
Распределение выпускников 2014 г. среди вузов региона в разрезе областей образования, %*
Область образования Всего БГАУ БГИИК БелГУ БГТУ БУКЭП
Математические 100 3 - 97 - -
и естественные науки
Инженерное дело, технологии и технические науки 100 2 - 8 79 11
Здравоохранение и медицинские науки 100 - - 100 - -
Сельское хозяйство 100 92 - 8 - -
и сельскохозяйственные
науки
Науки об обществе 100 4 - 45 26 25
Образование и педагогические науки 100 3 3 94 - -
Гуманитарные науки 100 - - 100 - -
Искусство и культура 100 - 96 - - 4
Неопределенная УГС(Н) 100 - 5 95 - -
* Составлено автором по материалам исследования.
Выпускники в сфере здравоохранения и медицинских наук, а также гуманитарных наук обучались только в БелГУ. Выпускники в сфере инженерного дела, технологий и технических наук обучались в основном в БГТУ (79%), в сфере сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук - в БГАУ (92%), в сфере искусства и культуры - в БГИИК (96%).
Выпускники в сфере математических и естественных наук, в сфере образования и педагогических наук и наук об обществе обучались в БелГУ (97%, 94% и 45% соответственно).
Доля выпускников 2014 г. вузов региона, трудоустроенных в 2015 г. - 75%, что соответствует пороговому значению показателя - 75%, средняя зарплата выпускника - 23,7 тыс. рублей.
В 2015 г. в сравнении с 2014 г. значительно улучшились позиции по трудоустройству выпускников в рамках всех исследуемых областей образования, исключая «Искусство и культуру». Наибольший рост показателя трудоустройства характерен для сферы сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук - 14,8 п.п. Позиции же области образования «Искусство и культура» ухудшились на 5,7 п.п. (табл. 4).
Таблица 4
Трудоустройство и средняя заработная плата выпускников вузов региона в разрезе областей образования, трудоустроенных в 2014-2015 гг.*
Область образования Доля трудоустроенных выпускников, % Средняя зарплата выпускников, тыс. руб.
2014 г. 2015 г. 2014 г. 2015 г.
Математические и естественные науки 73,7 77,7 22,0 25,1
Инженерное дело, технологии и технические науки 78,0 79,1 23,7 27,0
Здравоохранение и медицинские науки 71,0 78,1 19,8 23,3
Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки 66,4 81,2 26,2 28,1
Образование и педагогические науки 81,6 83,2 16,4 22,0
Науки об обществе 75,3 77,2 18,6 22,9
Гуманитарные науки 70,3 70,5 18,5 19,8
Искусство и культура 82,5 76,8 17,1 19,3
Неопределенная УГС(Н) - 79,9 - 31,1
Итого в целом по региону 75,0 75,0 20,2 23,7
* Составлено автором по материалам исследования.
Важно отметить устойчивые позиции области образования «Образование и педагогические науки». Со второй позиции указанная область образования переместилась на первую и стала лидером по доле трудоустройства выпускников в регионе.
Область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки» характеризуется долей трудоустройства, равной 79,1%, и занимает третью позицию.
Таким образом, высокая доля трудоустройства характерна для выпускников, обучающихся в вузах Белгородской области в сфере сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук, образования и педагогических наук, инженерного дела, технологий и технических наук, что соответствует общероссийскому тренду.
Как подчеркнула Министр образования и науки РФ О.Ю. Васильева на заседании коллегии: «В течение последних трех лет отмечается рост потребности в выпускниках естественно-научных, инженерно-технических, педагогических, медицинских направлений. В 2016 г. доля бюджетных мест составила: инженерное направление - 46,7%, педагогическое направление - 9,2%, медицинское направление - 8,4%. На 2017-2018 г. эти цифры практически остаются без изменения. Это специальности, которые требуются сейчас стране»24.
Наименее востребованной по-прежнему оказалась область образования «Гуманитарные науки». Показатель трудоустройства выпускников, обучающихся в данной сфере, как и в прошлом периоде, не достиг порогового значения.
По уровню средней заработной платы выпускников такие области образования, как «Сельское хозяйство и сельскохозяйственные науки», «Инженерное дело, технологии и технические науки», «Математические и естественные науки», сохранили свои высокие позиции.
Самый высокий уровень средней заработной платы характерен для выпускников, обучающихся в сфере сельского хозяйства и сельскохозяйственных наук (28,1 тыс. руб.), что почти на 19% превышает среднюю заработную плату в целом по экономике региона и среднюю заработную плату выпускника вузов Белгородской области.
Самый низкий уровень средней заработной платы характерен для выпускников, обучающихся в сфере искусства и культуры (19,3 тыс. руб.). Это почти на 20% ниже средней заработной платы в целом по экономике региона и средней заработной платы выпускника вузов Белгородской области.
Таким образом, в рамках исследуемых областей образования максимальная средняя заработная плата выпускников превышает минимальный ее уровень почти в 1,5 раза.
Вторую позицию уверенно занимает область образования «Инженерное дело, технологии и технические науки», третью - «Ма-
тематические и естественные науки». Уровень средней заработной платы выпускников вузов Белгородской области в рамках указанных областей образования превышает уровень средней заработной платы по экономике субъекта на 14% и 6% соответственно.
Значительно улучшились позиции области образования «Образование и педагогические науки». Она опережает более чем на 10% такие области образования, как «Искусство и культура», «Гуманитарные науки».
Средняя заработная плата выпускников в рамках рассматриваемой области образования возросла более чем на 34%. Вместе с тем уровень средней заработной платы выпускников еще не достиг уровня средней заработной платы в целом по экономике субъекта, он остается ниже на 7%.
Значительно увеличилась и средняя заработная плата выпускников в рамках области образования «Здравоохранение и медицинские науки» - на 18%. Кроме того, ее уровень уже почти достиг уровня средней заработной платы в целом по экономике субъекта.
Важно подчеркнуть, что реализация приоритетных стратегических направлений, определенных в Стратегии, направлена на повышение конкурентоспособности экономики и социальной сферы региона на основе кластерного подхода с использованием механизмов государственно-частного партнерства, проектного и программного управления.
В долгосрочном периоде25 будет обеспечено поступательное развитие экономики и сохранение устойчивого роста ВРП. При этом рост ВРП в 2030 г. в сравнении с 2025 г. прогнозируется в сопоставимых ценах в 1,7-1,8 раза. По прогнозу, на одного жителя области в 2030 г. будет производиться 1,1 млн рублей ВРП при росте численности населения области.
Основной объем ВРП будет обеспечен за счет таких ведущих видов экономической деятельности, как промышленность, сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля, строительство, транспорт и связь, на долю которых приходится более 80% производимого ВРП.
Положительная динамика ВРП в регионе в долгосрочном периоде будет обусловлена ростом его инвестиционной составляющей, модернизацией и реконструкцией добывающих и обрабатывающих производств, внедрением новых энергосберегающих технологий в строительстве, реализацией инновационных проектов в агропромышленном комплексе. Доля занятых в экономике, имеющих профессиональное образование, достигнет 80%.
Поэтому стратегической задачей в сфере образования в соответствии с долгосрочными тенденциями инновационного развития реальной экономики региона для достижения сбалансированности рынка труда и образовательных услуг является развитие многоуровневой системы образования и совершенствование системы целевой контрактной подготовки специалистов.
Таким образом, результаты настоящего исследования позволили сделать следующие выводы.
Проблемы теоретического и прикладного характера, обуславливающие динамичные изменения рынка труда с учетом территориальных, отраслевых и профессионально-квалификационных особенностей структуры занятости молодежи, в том числе трудоустройство выпускников, подтверждающих признание работодателями качества образования, актуальность и соответствие структуры подготовки кадров потребностям рынка труда, являются чрезвычайно актуальными для исследования.
Инновационное социально ориентированное развитие региональной экономики на примере Белгородской области - региона с высоким ресурсным, производственным, кадровым и научно-техническим потенциалом - обусловлено, в том числе, ростом человеческого капитала и производительности труда за счет трудоустройства выпускников вузов на региональном рынке труда.
Формирование и развитие регионального рынка труда отражает соответствие структуры подготовки специалистов в разрезе областей образования реальным потребностям региональной экономики по видам экономической деятельности и их трудоустройство с учетом профессиональных и личностных компетенций, характеризующих способность к инновационной деятельности.
Следовательно, с одной стороны, развитие реального сектора экономики способствует созданию условий для эффективной реализации человеческого потенциала и обеспечению достойного качества жизни населения, с другой - рост человеческого капитала и соответственно производительности труда, в том числе за счет трудоустройства выпускников вузов на региональном рынке труда, обуславливает инновационное социально ориентированное развитие региональной экономики.
Примечания
Государственная программа Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 792. «Развитие образования на 2013-2020 годы» (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации).
2 Сероштан М.В. Трудоустройство выпускников - индикатор соответствия подготовки кадров потребностям рынка труда // Экономические и гуманитарные науки. 2016. № 12 (299).
3 Куценко Е. Пилотные инновационные территориальные кластеры России: Модель устойчивого развития // Форсайт. 2015. Т. 9. № 1. С. 32-55.
4 Портер М. Конкуренция: Пер. с англ.: М.: Вильямс, 2005.
5 Панаедова Г.И., Сероштан М.В. Кластерная модель как стимулирующий инструмент развития субъектов Северо-Кавказского федерального округа // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 4 (55). С. 108-115.
6 Фатеев В.С. Кластеры, кластерный подход и его использование как инструмента регулирования развития национальной и региональной экономики // Вестк ГрДУ iмя Яню Купалы. Сер. 5. Эканомжа. Сацыялопя. Бiялоriя. 2012. № 2 (131). С. 40-50.
7 Российская кластерная обсерватория. [Электронный ресурс] URL: http:// cluster.hse.ru (дата обращения: 10.04.2017).
8 Ketels C. Recent research on competitiveness and clusters: What are the implications for regional policy? // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2013. Vol. 6. No 2. P. 269-284.
9 Müller L, Lammer-Gamp T, Meier zu Kocker G, Christensen T.A. Clusters are individuals: New findings from the European cluster management and cluster program benchmarking. Vol. 2. Berlin: Copenhagen, 2012.
10 Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. Вып. 4 / Под ред. Л.М. Гохберга. М.: НИУ ВШЭ, 2016.
11 Савельев И.Л., Насыров И.Р. Участие молодежи в инновационном развитии экономики страны (на примере Республики Татарстан) // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 1. С. 118-132.
12 Отчет о ходе реализации в 2015 г. стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. [Электронный ресурс] URL: https://belregion.ru/region/priorities/ (дата обращения: 25.03.2017).
13 Михалкина Е.В., Никитаева А.Ю. Молодежный рынок труда - системный импульс инновационного развития экономики // Terra economicus. 2016. Том 14. № 3. С. 131-144.
14 Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, утвержденная постановлением Правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. № 27-пп (в ред. постановления Правительства Белгородской обл. от 12 мая 2015 г. № 192-пп).
15 Статистический ежегодник. Белгородская область. 2016: Стат. сб. / Белгород -стат. Белгород, 2016. С. 77.
16 Там же. С. 67.
17 Там же. С. 75.
18 Там же. С. 73.
19 Там же. С. 69-70.
20 Белгородская область. Портал мониторинга трудоустройства выпускников. [Электронный ресурс] URL: http://vo.graduate.edu.ru/#/?year=2015&year_ monitoring=2016 (дата обращения: 01.06.2017).
21 Мониторинг эффективности вузов - 2015. [Электронный ресурс] URL: http:// минобрнауки.рф/special/news/6923 (дата обращения: 01.06.2016).
22 Приказ Министерства образования и науки от 12 сентября 2013 г. № 1061 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования» (с изм. на 1 октября 2015 г.).
23 Сероштан М.В. Трудоустройство выпускников вузов в регионе: анализ и оценка. М.: Дашков и К, 2016.
24 Заседание коллегии Министерства образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/social/news/ 2017/04/03/n_9875291.shtml (дата обращения: 19.08.2017).
25 Прогноз социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года, утв. распоряжением Правительства Белгородской области от 19 декабря 2016 г. № 645-рп.