Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РИСКА ДЛЯ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА'

ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РИСКА ДЛЯ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
341
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / РЕБЕНОК / БЕРЕМЕННОСТЬ / СТРАХ / СТРЕСС / РИСК / ПСИХОЛОГИЯ / ПОДДЕРЖКА / PARENTS / CHILD / PREGNANCY / FEAR / STRESS / RISK / PSYCHOLOGY / SUPPORT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Е.К.

В статье рассмотрены факторы, которые оказывают прямое влияние на будущего ребенка. Описаны правила, которые необходимо соблюдать будущим родителям, какую помощь оказывать беременной. Разобраны группы нежелательных людей и их жизненная ситуация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND CONDITIONS OF RISK FOR FUTURE MENTAL DEVELOPMENT OF THE CHILD

The article considers the factors that have a direct impact on the unborn child. Describes the rules that must be followed by expectant parents, what assistance to provide pregnant. Disassembled groups of unwanted people and their life situation.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РИСКА ДЛЯ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

УДК 73.5

Николаева Е.К. студент 3 курса бакалавриата САФУ имени Ломоносова научный руководитель: Суриков Ю.Н., к.п.н.

доцент кафедра педагогики Россия, г. Архангельск ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РИСКА ДЛЯ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Аннотация: В статье рассмотрены факторы, которые оказывают прямое влияние на будущего ребенка. Описаны правила, которые необходимо соблюдать будущим родителям, какую помощь оказывать беременной. Разобраны группы нежелательных людей и их жизненная ситуация.

Ключевые слова: родители, ребенок, беременность, страх, стресс, риск, психология, поддержка.

Nikolaeva E.K.

3rd year undergraduate student NARFU named after Lomonosov Arkhangelsk, Russia Supervisor: Surikov Yu.N. candidate of pedagogical Sciences associate Professor of the Department of pedagogy FACTORS AND CONDITIONS OF RISK FOR FUTURE MENTAL DEVELOPMENT OF THE CHILD

Annotation: The article considers the factors that have a direct impact on the unborn child. Describes the rules that must be followed by expectant parents, what assistance to provide pregnant. Disassembled groups of unwanted people and their life situation.

Key words: parents, child, pregnancy, fear, stress, risk, psychology, support.

В современном мире женщины огромное внимание уделяют психологической подготовке к зачатию ребенка, беременности и родам. Различного рода проблемы не в полной мере позволяют женщинам уделять внимание себе и будущему ребенку. Многие даже не понимают, что нервные перегрузки, тревоги, стрессы и переживания могут в будущем сказаться на психическом состоянии и здоровье ребенка. Это понимание приходит, но намного позже, когда уже происходят паталогические необратимые процессы, как в психическом, так и в соматическом развитии ребенка. Именно поэтому проблема психологического сопровождения беременных настолько актуальна в данный момент.

Важно понимать, что беременность должна в полной мере осознаваться не только самой женщиной, но и будущим отцом. Вынашивая ребенка, женщина передает ему свое настроение, эмоции и чувства, которые зависят от

отношения к ребенку как мамы, так и папы.

Под пренатальным развитием понимается развитие ребенка до рождения. Именно это развитие является первой стадией существования человека, когда духовные, соматические и психические факторы оказывают значительное влияние на будущий организм и психику.

Фрейд заострял внимание на невротических симптомах и чертах характера с нарушениями в раннем детстве, показывая их связь со страхами и переживаниями матери. Захаров утверждает, что эмоциональный стресс во время беременности оказывает неблагоприятное влияние не только на здоровье будущего ребенка, но и на сам процесс родов и беременности. Так, беременность, которая приносит дискомфорт, приводит к осложнениям у матери, а младенцы становятся более тревожными. При нежеланном ребенке, роды проходят раньше назначенного срока, масса тела малыша в разы меньше нормы. Такие дети ослабленные, плохо кушают, часто плачут и много болеют.

Способствует чувству материнства приближение первой беременности, когда важно проанализировать собственные отношения с матерью, ее поведение, для построения дальнейшей модели поведения с собственным ребенком. Беременность касается всех жизненных сторон женщины, происходят глубокие изменения в самосознании, в отношении к себе. Будущие мамы взрослеют, готовясь к новой роли, меняются и отношения с отцом малыша.

Отношение беременной к окружающему миру, отцу ребенка и к социуму, без сомнений, оказывает влияние на ход беременности. Эйдемиллер выделяет следующие отношения: отношение к самой себе; отношение к отцу ребенка; отношение к вынашиваемому ребенку. Эти три типа отношений оказывают влияние на адаптацию личности к беременности, на благоприятные роды, благополучие ребенка и эмоциональное состояние женщины.

Исследования показывают, что у женщин с положительным протеканием беременности, роды проходят без осложнений, нет послеродовой депрессии. Такие женщины легко вливаются в роль заботливой и любящей матери.

Первичный опыт беременности важен для будущего развития ребенка. Именно поэтому необходимо знать факторы и условия, относящиеся к психическому риску. Выделяют следующие факторы:

1) Стрессы матери во время беременности

Такие стрессы негативно сказываются на развитии плода, хотя природой и предусмотрена защита от воздействия негативных факторов. К таким факторам относятся конфликты в семье. Необходимо, чтобы беременная помнила о необходимости активной защиты и себя, и будущего ребенка, но ни в коем случае не занимала пассивную позицию. Ученые считают, что стресс во время беременности приводит к долгим и трудным родам, к выкидышам и длительному токсикозу.

2) Страхи матери во время беременности

Во время беременности женщина испытывает множество страхов. Некоторые врачи оставляют беременную наедине со своими страхами, что только усугубляет ситуацию и способствует усилению этих страхов. По итогу, женщина не только не перестает испытать страхи, но еще пытается их подавить, она испивает чувство вины, что приводит к ухудшению ее состояния. Наиболее распространенные страхи: страх рождения ребенка с физическими или психологическими отклонениями; страх перед родами; боязнь выкидыша; страх движений плода; страх за здоровье еще не родившегося малыша.

3) Отрицательное отношение матери к беременности

Этот фактор сам по себе несет риск для психического развития ребенка. У плода еще внутриутробно повреждаются защитные сила организма. Именно поэтому такие дети с самого рождения слабые; с плохим аппетитом; часто болеют; риск развития нарушений в поведении у таких детей намного выше. При отрицательном отношении к беременности будущая мама не стремится сохранить эту беременность, не избегает вредных воздействий.

Для хорошей беременности и родов важна и правильная психологическая установка. В этом плане беременные с отрицательным отношением с детства приобрели негативный опыт. Такие женщины в детстве отмечали плохое отношение с родителями, подвергались агрессии, им не удалось разрешить свои детские конфликты. Также важной причиной является развод родителей, пережитый в детстве, до 12 лет.

Захаров А. И. выделяет следующие группы нежелательных детей:

1) Случайные - нежелательные (такие дети появляются в очень молодых семьях, эта беременность была незапланированной);

2) Вынужденные (появляются случайно, могут являться причиной брака);

3) Преждевременные (такие дети являются желанными, но родители еще не готовы психологически);

4) Нежелательные по полу (ребенок рождается не такого пола, какой хотели родители; такие дети сталкиваются с неадекватным отношением родителей).

Таким образом, беременные женщины особо нуждаются в психологической поддержке и помощи. Такая помощь направлена на нормализацию эмоционального состояния, активизацию личностного потенциала, подготовку к роли матери, к успешной беременности и родам. В этот период жизни особенно важна гармония в семье, поддержка, взаимопомощь пары для формирования позитивного отношения беременной к будущему малышу.

Использованные источники:

1. Фрейд, З. Введение в психоанализ. Лекции / З. Фрейд. — М.: Наука, 2001. — 365 с.

2. Рождение и его влияние на психологическое развитие ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyera.ru/tipologiya-harakterov-1713.htm (Дата обращения: 11.07.2019)

3. Психологические факторы перинатального периода развития личности: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyera.ru/tipologiya-harakterov-1713.htm (Дата обращения: 11.07.2019)

4. Баженова, О. В. Готовность к материнству / О. В. Баженова. — М.: Знание, 2003. — 324 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.