Научная статья на тему 'Психология развития субъектной позиции молодой матери'

Психология развития субъектной позиции молодой матери Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
270
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / АНТРОПОЛОГИЯ / СУБЪЕКТНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / СУБЪЕКТИВИЗАЦИЯ РЕБЕНКА / БИОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ РАЗВИТИЯ / КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / ГЕНДЕРНАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / ДЕСТРУКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПЛОДА / МАТЕРИНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПРЕНАТАЛЬНЫЙ / ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ / ПОСТНАТАЛЬНЫЙ ЭТАПЫ ОНТОГЕНЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / MOTHERHOOD / ANTHROPOLOGY / SUBJECTIVE-PERSONAL DEVELOPMENT / SUBJECTIVE ATTITUDE OF THE CHILD / BIOLOGICAL AND SOCIAL DETERMINANTS OF DEVELOPMENT / CULTURAL-HISTORICAL THEORY / GENDER SELFREALIZATION / PSYCHOLOGY OF PERSONALITY DEVELOPMENT / THE DESTRUCTIVE FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF THE FETUS AND MATERNAL LIABILITY FOR PRENATAL / PERINATAL / POSTNATAL STAGES OF ONTOGENETIC DEVELOPMENT OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Селина Наталья Николаевна

В статье, являющейся частью диссертационного исследования автора, рассматривается материнство как особый феномен филогенетического развития общества; представлен анализ проблемы субъективизации новорожденного ребенка, тесно связанной с проявлениями и реализацией субъектно-личностных детерминант будущих матерей. Доказано, что успех вынашивания малыша и благополучных родов во многом определяется субъектной позицией самой матери, влияет на дальнейшую материнскую самореализацию, а также на динамику предпосылок развития личности ребенка как на ранних этапах онтогенеза, так и на этапах последующего развития. Таким образом автор подчеркивает чрезвычайную важность диалектики развития субъектности ребенка и матери. Именно данный фактор является одним из ведущих антропологических условий, обеспечивающих формирование материнской ответственности женщины на пренатальном, перинатальном и постнатальном этапах онтогенетического развития ребенка. Подтверждена справедливость научных положений о равнозначности комплекса биологических и социальных факторов, обеспечивающих предпосылки развития личности уже на ранних этапах онтогенеза. Выявлено антропологическое значение культурно-исторической теории развития психики, которая получила научную апробацию в идеях отечественных и зарубежных специалистов в области детской, возрастной и педагогической психологии, разрабатывающих вопросы построения субъектных отношений и совершенствования перинатальной культуры будущих родителей. В результате анализа современных психологических концепций, влияющих на психическое развитие субъектной позиции молодой матери, гендерной и личностной, автор приходит к выводу об их актуальности для дальнейшего развития научных представлений о ранних этапах онтогенеза, о формировании социальной роли женщины-матери, о развитии субъект-субъектного взаимодействия будущих матерей с новорожденными детьми. Осуществленный анализ деструктивных факторов, тормозящих развитие плода или вовсе останавливающих его, позволяет выявить и описать внутренние и внешние факторы. К числу внутренних факторов автор относит стрессогенные факторы и прежде всего длительный эмоциональный стресс будущей матери. К числу внешних психологических факторов автор относит употребление лекарственных и психотропных веществ, алкоголя и наркотиков, небрежное отношение к собственному здоровью и здоровью малыша, физические перегрузки и нарушение режима дня. В статье подчеркивается, что перед современной педагогической психологией стоят задачи исследовать два удивительных феномена в жизни женщины-матери феномен развития материнской ответственности и феномен развития материнского инстинкта. Этим важным антропологическим проблемам автор предполагает посвятить свои следующие публикации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Селина Наталья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychology of development of subjective position of a young mother

In the article, which is part of the thesis research the author considers motherhood as the phenomenon of phylogenetic development of the company; presents the analysis of the problems of subjective and substantive perspectives of the newborn baby is closely related to the manifestation and realization of subjective-personal determinants of expectant mothers. It is proved that the success of carrying a baby and safe childbirth is largely determined by the subjective position of the mother, affects the further maternal self-realization, as well as the dynamics of the prerequisites for the development of the child's personality both in the early stages of ontogenesis and in the stages of subsequent development. Thus, the author emphasizes the extreme importance of the dialectics of the development of subjectivity of the child and mother. This factor is one of the leading anthropological conditions that ensure the formation of maternal responsibility of women at the prenatal, perinatal and postnatal stages of ontogenetic development of the child. The validity of the scientific provisions on the equivalence of the complex of biological and social factors that provide the prerequisites for the development of personality in the early stages of ontogenesis is confirmed. Identified the anthropological meaning of cultural-historical theory of development of the psyche, which has received scientific approval in the ideas of domestic and foreign experts in the field of pediatric, developmental and educational psychology, developing the questions of construction of subjective relations and improving perinatal culture of the future parents. As a result of the analysis of modern psychological concepts affecting the mental development of the subjective position of the young mother gender and personality, the author comes to the conclusion about their relevance for the further development of scientific ideas about the early stages of ontogenesis, the formation of the social role of the mother, the development of the subject-subject interaction of expectant mothers with newborn children. The analysis of destructive factors inhibiting the development of the fetus or even stopping it allows to identify and describe internal and external factors. Among the internal factors, the author considers stress factors and, above all, long-term emotional stress of the future mother. Among the external psychological factors, the author refers to the use of drugs and psychotropic substances, alcohol and drugs, negligent attitude to their own health and the health of the baby, physical overload and violation of the day. The article emphasizes that modern pedagogical psychology is faced with the task of investigating two amazing phenomena in the life of a woman-mother the phenomenon of the development of maternal responsibility and the phenomenon of the development of maternal instinct. The author intends to devote his next publications to these important anthropological problems.

Текст научной работы на тему «Психология развития субъектной позиции молодой матери»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com 2019, №2, Том 7 / 2019, No 2, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-2-2019.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN219.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Селина Н.Н. Психология развития субъектной позиции молодой матери // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №2, https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN219.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Selina N.N. (2019). Psychology of development of subjective position of a young mother. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 2(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/60PSMN219.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.81.21

Селина Наталья Николаевна

ООО «СЕЛИНАКЛИНИК»1, Пятигорск, Россия Генеральный директор E-mail: snn15@bk.ru

Психология развития субъектной позиции молодой матери

Аннотация. В статье, являющейся частью диссертационного исследования автора, рассматривается материнство как особый феномен филогенетического развития общества; представлен анализ проблемы субъективизации новорожденного ребенка, тесно связанной с проявлениями и реализацией субъектно-личностных детерминант будущих матерей. Доказано, что успех вынашивания малыша и благополучных родов во многом определяется субъектной позицией самой матери, влияет на дальнейшую материнскую самореализацию, а также на динамику предпосылок развития личности ребенка как на ранних этапах онтогенеза, так и на этапах последующего развития. Таким образом автор подчеркивает чрезвычайную важность диалектики развития субъектности ребенка и матери. Именно данный фактор является одним из ведущих антропологических условий, обеспечивающих формирование материнской ответственности женщины на пренатальном, перинатальном и постнатальном этапах онтогенетического развития ребенка. Подтверждена справедливость научных положений о равнозначности комплекса биологических и социальных факторов, обеспечивающих предпосылки развития личности уже на ранних этапах онтогенеза. Выявлено антропологическое значение культурно-исторической теории развития психики, которая получила научную апробацию в идеях отечественных и зарубежных специалистов в области детской, возрастной и педагогической психологии, разрабатывающих вопросы построения субъектных отношений и совершенствования перинатальной культуры будущих родителей. В результате анализа современных психологических концепций, влияющих на психическое развитие субъектной позиции молодой матери, - гендерной и личностной, автор приходит к выводу об их актуальности для дальнейшего развития научных представлений о ранних этапах онтогенеза, о формировании социальной роли женщины-матери, о развитии субъект-субъектного взаимодействия будущих матерей с новорожденными детьми. Осуществленный анализ деструктивных факторов, тормозящих развитие плода или вовсе останавливающих его, позволяет выявить и описать внутренние и внешние факторы. К числу внутренних факторов

1 https://selinaclinic.ru Инстаграм: selina_clinic

https://mir-nauki.com

автор относит стрессогенные факторы и прежде всего длительный эмоциональный стресс будущей матери. К числу внешних психологических факторов автор относит употребление лекарственных и психотропных веществ, алкоголя и наркотиков, небрежное отношение к собственному здоровью и здоровью малыша, физические перегрузки и нарушение режима дня. В статье подчеркивается, что перед современной педагогической психологией стоят задачи исследовать два удивительных феномена в жизни женщины-матери - феномен развития материнской ответственности и феномен развития материнского инстинкта. Этим важным антропологическим проблемам автор предполагает посвятить свои следующие публикации.

Ключевые слова: материнство; антропология; субъектно-личностное развитие; субъективизация ребенка; биологические и социальные детерминанты развития; культурно-историческая теория; гендерная самореализация; психология развития личности; деструктивные факторы развития плода; материнская ответственность; пренатальный; перинатальный; постнатальный этапы онтогенетического развития ребенка

Меняются времена и эпохи, исторические факты и события, нравственные и культурные ориентиры, но неизменным остается одно - трепетное отношение человечества к беременной женщине, дающей жизнь другому человеку. Материнство представляет собой не просто воспроизводство человеческого рода. В нашем диссертационном исследовании и в опубликованных статьях указано, что это прежде всего целостно представленное социально-психологическое явление.

Как особый феномен филогенетического развития общества материнство исторично. Мать не только дает человечеству новую жизнь, она транслирует опыт предшествующих поколений ребенку, тем самым обеспечивая воспроизводство культурно-исторического наследия человечества через собственное дитя. Сущностная характеристика материнства представляет собой особую миссию женщины по вынашиванию, рождению и воспитанию ребенка, в котором мать видит свое продолжение, преемника тех традиций и культуры, которые дороги ей [1]. Эстафетная связь матери и потомства состоит в том, что, рожая ребенка и помогая ему освоить «взрослый» мир, сама мать ощущает всю полноту жизни, она развивается вместе с ним, приобретая новый культурный опыт. Материнство меняет социальный статус женщины. Просто женщина становится женщиной-матерью, вектор ее развития определяется детьми, а жизнь наполняется новыми смыслами и материнским опытом. Психологический смысл материнской миссии заключается в создании особых условий для онтогенетического развития человека начиная от зарождения новой жизни и до его взросления [2].

С появлением новой жизни активизируется развитие эмоциональной сферы как у мамы, так и у ребенка, формируются и развиваются взаимоотношения матери с ребенком и с миром. Мать и дитя делают друг друга счастливыми. С того самого момента, когда женщина ощутила в себе новую жизнь, и до последнего часа ее смыслы наполнены любовью, заботой, ответственным отношением к жизни, развитию и здоровью ребенка, к собственным материнским функциям, к пространству совместного бытия.

Официальные данные Федеральной Службы Государственной статистики свидетельствуют о том, что в 2018 году в России появилось на свет 1 861 380 новорожденных детей. Средний возраст россиянок в момент рождения первого ребенка составляет 28 лет. Среднее количество детей, приходящихся в России на одну женщину детородного возраста, составляет 1,7 человек. В настоящее время наметилась динамика рождения детей вне официального брака. По сравнению с 1990 годом их количество выросло почти вдвое и составляет 25 % от общего числа новорожденных. Сравнительные показатели свидетельствуют

о том, что в настоящее время в европейских странах вне брака рождается каждый третий ребенок2.

Анализ научных и публицистических материалов позволил установить, что чаще всего женщины осознанно вступают на путь материнства3.

На протяжении двух лет (2017-2018 гг.) в рамках практической деятельности общества с ограниченной ответственностью "СЕЛИНАКЛИНИК" (г. Пятигорск, Ставропольский край) мы проводили опросы молодых матерей от 25 до 35 лет и проанализировали суждения 120 женщин, которые подтверждают осознанную мотивацию, связанную с беременностью и родами. На вопрос: «Почему вы захотели родить ребенка?» женщины отвечали: «...чтобы подарить ему свою любовь.», «.чтобы ощутить себя полноценной женщиной.», «.чтобы было для кого жить.», «.чтобы сделать его счастливым.», «.чтобы у меня было продолжение. ».

На вопрос о психологическом состоянии во время беременности и родов испытуемые отвечали, что в перинатальный период они переживали чувства беспокойства «.как за собственное состояние и здоровье, так и за состояние и здоровье малыша.». Оценивая собственное состояние во время беременности, молодые матери отмечали, что им хотелось «.скрыться от посторонних взглядов и излишних вопросов.», «.побыть наедине с мужем и помечтать о малыше вместе», «спросить совета у собственной мамы и получить от нее поддержку и защиту.». Таким образом, анализ полученных данных свидетельствует о том, что сознанию и поведению будущих матерей и беременных женщин свойственно устойчивое положительное отношение к ребенку, беременности и родам. Вместе с тем они подчеркивают наличие чувства тревоги, необходимости в поддержке, заботе и сопереживании в этот непростой для них период.

Полученные данные близки научно-исследовательским материалам, проанализированным в ходе теоретического анализа литературных источников. Так, в исследованиях Г.Г. Филипповой отмечено, что в период беременности основные функции матери связаны с принятием и желанием сохранить ребенка, а также с его «субъективизацией». Идея субъективизации ребенка чрезвычайно важна, в связи с тем, что именно данный фактор является одним из ведущих антропологических условий, обеспечивающих формирование материнской ответственности женщины на пренатальном, перинатальном и постнатальном этапах онтогенетического развития ребенка [3]. В исследованиях по проблемам раннего онтогенеза подчеркивается, что пренатальный период развития ребенка - это зародышевый период раннего формирования плода, который продолжается на протяжении 22 двух недель беременности. Он складывается из трех этапов: предзародышевого этапа - этапа зачатия; зародышевого - этапа созревания и развития эмбриона; и третьего этапа - этапа окончательного формирования плода. Данный этап созревания плода в большей мере связан с формированием всех систем человеческого организма и развития сенсорной сферы человека. В период эмбрионального развития особая роль принадлежит физиологическим изменениям, которые во многом определяются не только физиологическим самочувствием матери, но и динамикой ее нервно-психической организации, эмоционального состояния, родительских установок и

2 Данные взяты с сайта http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/population/demography.

3 См.: Акин А., Стрельцова Д. Девять месяцев и вся жизнь. М.: Генезис, 2007. 640 с.; Бадинтер Э. Любовь в дополнение: История материнской любви (18-20 века). М., 1990; Здоровье матерей, новорожденных, детей и подростков / Деятельность ВОЗ в 2013 г. // Всемирная организация здравоохранения: официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.who.int/maternal child adolescent/about/ru (дата обращения: 16.02.2019); Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 240 с. и др.

мотивационно-потребностной сферы [4]. Именно в первый триместр беременности складывается и оформляется «субъективизация» отношения матери к ребенку.

Субъект-субъектное взаимодействие матери и ребенка перестраивает субъектную позицию женщины, меняет Я-концепцию просто женщины на Я-концепцию женщины-матери. Понятие «субъектная позиция» применительно к беременным женщинам берет начало в антропологических исследованиях классиков русской педагогической психологии К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта и др. Антропологический подход отечественных ученых ориентирует женщину на отношение к ребенку как субъекту материнского взаимодействия и ответственного отношения [5]. Следует согласиться с концепцией А.В. Петровского, который проанализировал достижения отечественной психологии, при этом он подчеркивал, что проявления субъектности реализуются в том жизненном сценарии, который личность выбирает и конструирует для себя [6]. Эта мысль актуальна и важна для антропологического анализа субъектной позиции матери. Именно мать создает наиболее благоприятные условия для формирования у ребенка положительного самоощущения на этапе перинатального и постнатального развития. Психологи и физиологи едины в своем мнении, когда связывают этап перинатального развития со второй половиной беременности и первыми семи днями появления новорожденного на свет. Именно в этот период из эмбриона формируется плод, который в полной мере ощущает настроение и эмоциональное состояние матери, ее желание стать матерью, сознательно беречь собственное здоровье, обеспечивая здоровье малышу и успешное прохождение через родовые пути во время появления на свет. В конечном итоге - эмоциональное благополучие и психический комфорт матери являются залогом здоровья и успешной адаптации новорожденного после появления на свет.

Проблема субъективизации ребенка тесно связана с проявлениями и реализацией личностных детерминант будущих матерей. Успех вынашивания малыша и благополучных родов во многом определяет субъектную позицию самой матери, влияет на дальнейшую материнскую самореализацию, а также на динамику предпосылок развития личности ребенка как на ранних этапах онтогенеза, так и на этапах последующего развития.

Субъективизация психического развития ребенка беременной женщиной во многом определяется социальной ситуацией, сложившейся в обществе. Современные психологи, работающие в области перинатальной, возрастной и педагогической психологии, характеризуя возможности субъектного подхода для решения психологических задач, обеспечивающих развитие ребенка на этапах раннего онтогенеза, особенно интересуются эмоционально-психологическим состоянием матери в период подготовки к беременности, ее протекания и родов [7]. Серьезного внимания заслуживают периоды прогенеза - от зачатия и начала эмбрионального развития плода до завершения пренатального этапа, связанного с появлением человека на свет и его ранней адаптацией в первые семь дней жизни.

Для исследования возможностей субъективизации и развития субъект-субъектного подхода во взаимодействии матери с ребенком особое значение имеет теория культурно -исторического развития психики, разработанная в 30-е годы ХХ века Л.С. Выготским и его учениками - А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым, Л.И. Божович и др. Сегодня идеи школы Л.С. Выготского воплощены в исследованиях психологов, изучающих пренатальный и перинатальный этапы развития человека. Они справедливо доказывают равнозначность комплекса биологических и социальных факторов, обеспечивающих предпосылки развития личности уже на ранних этапах онтогенеза [8].

В работе Л.С. Выготского «Проблемы развития высших психических функций» отмечена преемственность «биологического» и «исторического», «натурального» и «культурного» в развитии человека и его поведения. Центральное значение в культурно-

https://mir-nauki.com

исторической теории занимает идея влияния культуры на процессы роста, созревания и органического развития ребенка. «Врастание нормального ребенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами его органического созревания. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка. Поскольку органическое развитие совершается в культурной среде, постольку оно превращается в исторически обусловленный биологический процесс» [9]. Достаточно пространная цитата из важнейшей для психологической науки и практики работы Л.С. Выготского «Проблемы развития психики» подчеркивает методологическое значение антропологического анализа ранних этапов онтогенеза, позволяющего осуществить оценку культурного развития человека, совершаемого одновременно и слитно, совместно с органическим созреванием изменяющегося организма ребенка и появлением новых личностных качеств и характеристик.

Антропологическое значение концепции культурно-исторического развития заключается в том, что она оказывает непосредственное влияние на идеи зарубежных специалистов в области детской, возрастной и педагогической психологии, разрабатывающих вопросы построения субъектных отношений и совершенствования перинатальной культуры будущих родителей и, прежде всего, женщин. В частности, в исследовании известных зарубежных физиологов и психологов Грейс Крайг, Кэрола Флейк-Хобсона, Брайн Е. Робинсон, Пэтси Скин, Дэвида Шэффера и др., признающих идеи биосоциальной природы развития человека, выявлены факторы, тормозящие перинатальное развитие ребенка и затрудняющие его жизнедеятельность после рождения. К их числу относятся алкоголь, лекарственные препараты, наркотики, гормоны, транквилизаторы, табак, употребляемые матерью в период беременности или незадолго до зачатия. Факторами риска авторы называют такие источники опасности, как радиация, загрязнение окружающей среды, инфекционные заболевания, некачественное питание или недоедание матери [10].

Антропологический анализ деструктивных факторов, тормозящих развитие плода или вовсе останавливающих его, позволяет сделать вывод о том, что главным психологическим фактором риска является фактор длительного эмоционального стресса у будущей матери. Вместе с тем Д. Шеффер подчеркивает, что осложнения в развитии ребенка возникают в том случае, если мать отрицательно относится к своей беременности, сознательно пытается избавиться от нее, лишена поддержки друзей или семьи [11]. Таким образом, методология антропологического подхода, позволяет осуществить анализ материнских рисков в период беременности, тормозящих субъектную позицию матери, задерживающую психическое развитие ребенка, обогащает представления о перинатальной культуре, лежащей в основе материнской ответственности женщины, а в дальнейшем - благополучного онтогенетического развития новорожденного.

Анализ современных отечественных и зарубежных исследований проблемы соотношения биологических и социальных механизмов в сознании и поведении будущей матери свидетельствует о существовании в современной психологии двух концепций, влияющих на психическое развитие субъектной позиции молодой матери, - гендерной и личностной [12; 13; 14].

Гендерная концепция представлена в работах В.И. Брутмана, С.А. Минюрова, М.С. Радионовой и др., определяющих, что при развитии «актуального материнства» отмечается доминирование физиологических изменений в организме матери, влияющих на психологические изменения механизмов сознания, поведения и субъектности матери. Авторы данной концепции не отказываются от учета социальных аспектов, влияющих на индивидный, половой, и семейный уровни бытия женщины, стоящей на пороге материнства. Более того, ими

https://mir-nauki.com

отмечается, что, изучая материнство с позиций анатомии, физиологии и гендерной принадлежности женщины, необходимо обратиться к исследованию «материнского инстинкта», как феномена, определяющего субъектное отношение матери к ребенку, меру ее ответственности перед новой жизнью. Несмотря на очевидный интерес к этому явлению, до настоящего времени данный феномен не получил современного обоснования. В большей мере его использовали для объяснения биологической характеристики женщины на рубеже Х1Х-ХХ веков и зачастую связывали с безусловно-рефлекторной теорией (В.М. Бехтерев, А.П. Нечаев, В.М. Сеченов и др.) и психоанализом (З. Фрейд, А. Фрейд и др.).

Второй подход - гендерный. Гендерный подход не нов для объяснения особенностей поведения женщины-матери и развития ее субъектной позиции в отношении ребенка. К нему обращались для определения роли матери в развитии здорового ребенка, в объяснении генетической связи диады «мать - дитя», для описания особенностей родительских отношений между матерью и сыном, матерью и дочерью, отцом и сыном, отцом и дочерью (А. Адлер, К. Хорни, З. Фрейд, Э. Эриксон, К. Юнг и др.). Не останавливаясь на подробном анализе данных подходов, следует подчеркнуть их значимость для современной педагогической психологии и развития научных представлений о ранних этапах онтогенеза, о формировании социальной роли женщины-матери, о развитии субъект-субъектного взаимодействия будущих матерей с новорожденными детьми.

Изложенное выше позволяет сделать выводы о преемственности научных концепций педагогической психологии, психофизиологии, перинатальной психологии, педагогической антропологии в оценках онтогенетического развития личности. Комплексный подход к проблемам раннего онтогенеза задается диалектической позицией влияния культурных достижений, сложившихся в филогенезе общества на особенности онтогенеза развития человека. Это позволяет проанализировать феномен развития субъект-субъектного взаимодействия матери с ребенком как явления субъективизации материнской позиции и проявления материнской ответственности на этапе пренатального, перинатального и постнатального развития малыша. Осуществленный анализ деструктивных факторов, тормозящих развитие плода или вовсе останавливающих его, позволяет сделать вывод о том, что психологическим фактором риска являются факторы длительного эмоционального стресса будущей матери. Внешними факторами рисков являются употребление лекарственных и психотропных веществ, алкоголя и наркотиков, небрежное отношение к собственному здоровью и здоровью малыша, физические перегрузки и нарушение режима дня. Перед современной педагогической психологией стоят задачи исследовать два удивительных феномена в жизни женщины-матери - феномен развития материнской ответственности и феномен развития материнского инстинкта. Этим важным антропологическим проблемам будут посвящены последующие публикации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чибисова М.Ю. Феномен материнства и его отражение в самосознании современной молодой женщины: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2003.

2. Коваленко Н.П. Психологические особенности и коррекция эмоционального состояния женщины в период беременности и родов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998.

3. Филиппова Г.Г., Пашкова Ю. Проявление функций матери в пренатальном периоде развития ребенка // Вопросы охраны психического здоровья населения. СПб., 2001. С. 7-13.

4. Прилепских О.С., Погребная О.С., Торикова Е.Ф., Францева Е.Н. Антропологическое сопровождение пренатального развития ребенка: учебно-методическое пособие. Ставрополь: Бюро новостей, 2013.

5. Лидак Л.В. К вопросу о педагогической антропологии В.М. Бехтерева // Университетские чтения - 2015. Материалы научно-методических чтений ПГЛУ. Часть 1. Пятигорск: ПГЛУ, 2015. С. 59-67.

6. Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. Ростов-на-Дону, 1997.

7. Моросанова В.И., Апонова Е.А. Саморегуляция и самосознание субъекта // Психологический журнал. 2008. № 1. с. 14-22.

8. Знаков В.В., Рябикина З.И. Психология человеческого бытия. М.: Смысл, 2017.

9. Выготский Л.С. Проблемы развития высших психических функций. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3; под ред. А.М. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983.

10. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Развитие ребенка и его отношений с окружающими: Пер с англ.; общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

11. Шеффер Д. Дети и подростки: психология развития. 6-е изд. СПб.: Питер, 2003. С. 189.

12. Ланцбург М.Е. О применении экзистенциального гуманистического подхода в психологическом консультировании беременных женщин и молодых родителей // Журнал практического психолога. 2003. № 4-5. С. 20-32.

13. Царегородская Ж.В. Ребенок от зачатия до года. М.: Астрель: АСТ, 2005.

14. Хирт Ж.-М. Пара, семья: разные цели // Psychologies. 2015. № 109.

Selina Natalya Nikolaevna

«SELINACLINIC», Pyatigorsk, Russia E-mail: snn15@bk.ru

Psychology of development of subjective position of a young mother

Abstract. In the article, which is part of the thesis research the author considers motherhood as the phenomenon of phylogenetic development of the company; presents the analysis of the problems of subjective and substantive perspectives of the newborn baby is closely related to the manifestation and realization of subjective-personal determinants of expectant mothers. It is proved that the success of carrying a baby and safe childbirth is largely determined by the subjective position of the mother, affects the further maternal self-realization, as well as the dynamics of the prerequisites for the development of the child's personality both in the early stages of ontogenesis and in the stages of subsequent development. Thus, the author emphasizes the extreme importance of the dialectics of the development of subjectivity of the child and mother. This factor is one of the leading anthropological conditions that ensure the formation of maternal responsibility of women at the prenatal, perinatal and postnatal stages of ontogenetic development of the child. The validity of the scientific provisions on the equivalence of the complex of biological and social factors that provide the prerequisites for the development of personality in the early stages of ontogenesis is confirmed. Identified the anthropological meaning of cultural-historical theory of development of the psyche, which has received scientific approval in the ideas of domestic and foreign experts in the field of pediatric, developmental and educational psychology, developing the questions of construction of subjective relations and improving perinatal culture of the future parents. As a result of the analysis of modern psychological concepts affecting the mental development of the subjective position of the young mother - gender and personality, the author comes to the conclusion about their relevance for the further development of scientific ideas about the early stages of ontogenesis, the formation of the social role of the mother, the development of the subject-subject interaction of expectant mothers with newborn children. The analysis of destructive factors inhibiting the development of the fetus or even stopping it allows to identify and describe internal and external factors. Among the internal factors, the author considers stress factors and, above all, long-term emotional stress of the future mother. Among the external psychological factors, the author refers to the use of drugs and psychotropic substances, alcohol and drugs, negligent attitude to their own health and the health of the baby, physical overload and violation of the day. The article emphasizes that modern pedagogical psychology is faced with the task of investigating two amazing phenomena in the life of a woman-mother - the phenomenon of the development of maternal responsibility and the phenomenon of the development of maternal instinct. The author intends to devote his next publications to these important anthropological problems.

Keywords: motherhood; anthropology; subjective-personal development; subjective attitude of the child; biological and social determinants of development; cultural-historical theory; gender self-realization; psychology of personality development; the destructive factors in the development of the fetus and maternal liability for prenatal; perinatal; postnatal stages of ontogenetic development of the child

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.