Научная статья на тему 'Факторы и сценарии долгосрочного развития СКФО'

Факторы и сценарии долгосрочного развития СКФО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Красюкова Н. Л.

В последнее время меняется логика системы управления региональной политикой. Наблюдается уход от директивного к компаративному анализу соотношения ресурсов. Проектный подход замещается программированием, ориентирующимся на непрерывность изменения регионального хозяйства на разных этапах развития. Объявленная Президентом основа развития – модернизация экономики и социальной сферы, циклическое развитие экономики нуждаются в устойчивости, возможности противостоять кризисам, рискам безопасного развития – это требует системного подхода к управлению вообще и к стратегированию, в том числе. Специфика государственной политики территориального развития страны требует замещения политики выравнивания, переход к принципу территориальной эффективности, базирующемуся на идее поляризованного развития. Экономику региона необходимо сознательно формировать, она должна стать итогом реализации продуманной, научно обоснованной стратегии, в рамках которой необходимо согласовывать и гармонизировать целевые установки в области рыночных преобразований, антикризисного регулирования, структурно-технологической перестройки, эффективной специализации, паритетного включения в национальную и мировую экономику. Приоритетным становится оценка и использование ресурсов региона, связанных с повышением инвестиционного климата, а именно: технологии, высококвалифицированные кадры, управление потоками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Красюкова Н. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Факторы и сценарии долгосрочного развития СКФО»

Список литературы:

1. Спиридонов И. А. Мировая экономика / И.А. Спиридонов. - М.: ИН-ФРА-М., 1998. - 256 с.

2. Алексеев Ю.П., Шпилёв Б.Е. Резервы устойчивого развития экономики региона // Регион: Ресурсы местного саморазвития. - 2005. - № 6 -С. 69-86.

ФАКТОРЫ И СЦЕНАРИИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ СКФО © Красюкова Н.Л.*

Одинцовский гуманитарный институт, г. Одинцово

В последнее время меняется логика системы управления региональной политикой. Наблюдается уход от директивного к компаративному анализу соотношения ресурсов. Проектный подход замещается программированием, ориентирующимся на непрерывность изменения ре -гионального хозяйства на разных этапах развития. Объявленная Президентом основа развития - модернизация экономики и социальной сферы, циклическое развитие экономики нуждаются в устойчивости, возможности противостоять кризисам, рискам безопасного развития -это требует системного подхода к управлению вообще и к стратегиро-ванию, в том числе. Специфика государственной политики территориального развития страны требует замещения политики выравнивания, переход к принципу территориальной эффективности, базирующемуся на идее поляризованного развития. Экономику региона необходимо сознательно формировать, она должна стать итогом реализации продуманной, научно обоснованной стратегии, в рамках которой необходимо согласовывать и гармонизировать целевые установки в области рыночных преобразований, антикризисного регулирования, структурно-технологической перестройки, эффективной специализации, паритетного включения в национальную и мировую экономику.

Приоритетным становится оценка и использование ресурсов региона, связанных с повышением инвестиционного климата, а именно: технологии, высококвалифицированные кадры, управление потоками.

С созданием федеральных округов (Указ Президента России № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г.) возник новый уровень управления региональной экономикой - макрорегиональный. С этой точки зрения федеральные округа (макрорегионы) следует рассматривать как совокупность условий и ресурсов объединенных регионов-субъектов или хозяйственных

* Профессор кафедры Экономики и финансов.

субъектов, что требует выявления корреляции их пропорций с обеспечением устойчивого безопасного развития в перспективе.

Следует признать, что действия государства по формированию региональной экономической политики и практика унификации управленческих целей и средств, применительно к регионам разного уровня, не имеют системного характера. Это придает особую актуальность и практическую значимость комплексному исследованию проблем, связанных со стратегическим обоснованием и инструментальным обеспечением эффективной региональной экономической политики, как особого феномена в системе ценностей и институтов современной цивилизации.

В этой связи разработка концептуальных оснований формирования стратегии макрорегионального развития, ориентированной на максимальное задействование внутренних источников экономического роста, обеспечение качественных сдвигов в структуре производства, формирование экономики региона, основанной на знаниях, базирующейся на инновациях, повышение уровня и качества жизни населения, представляется весьма актуальной.

Структура стратегии каждого макрорегиона имеет следующие компонен-ты: оценку места макрорегиона и регионов-субъектов, входящих в его состав, в национальной экономике; учет имеющегося потенциала и факторов, сдерживающих развитие; приоритеты и императивы; цели развития; сценарии; основные направления; наряду с экономическими, социальные и экологические аспекты (в рамках устойчивого развития); механизмы реализации, например, гражданское участие, построение дерева целей, свод-анализ и др.

Остановимся на исследовании факторов (условий, причин, параметров, показателей), оказывающих влияние на долгосрочное развитие региона.

Основными факторами, влияющими на территориальное развитие, и учитываемые при разработке стратегий, являются факторы так называемых «первой» и «второй природы» (по П. Кругману) [3], это: обеспеченность природными ресурсами, выгодное географическое положение и агломерационный эффект, высокая плотность населения, человеческий капитал, институты, развитая инфраструктура.

Все эти факторы воздействуют на развитие регионов в разных сочетаниях и в разной степени. Особенностью регионального развития в нашей стране является повышенная роль факторов «первой природы», пре>вде всего - обеспеченности минеральными ресурсами, наиболее востребованными глобальным. Факторы «второй природы» могут являться барьерами развития в регионе.

Тенденции развития российских регионов в последнее десятилетие вырисовывают следующую картину. Общим среди всех типов регионов является то, что их экономическое неравенство, измеряемое по душевому ВРП, в целом за последнее десятилетие не изменилось. В первой половине 2000-х гг. оно продолжало расти, но во второй половине 2000-х гг., с ростом нефтяных доходов и усиления федеральной перераспределитель-

ной политики, экономическое неравенство регионов немного сократилось. Межрегиональные различия в доходах населения показывают тенденцию к их снижению, особенно в последние докризисные годы, благодаря росту объемов трансфертов из федерального бюджета.

Обратимся к факторам развития СКФО - самого «молодого» федерального округа, включающим природный, человеческий, инновационный, институциональный, организационный аспект и выделим следующие специфические особенности:

1. Специфическое географическое положение. «Южность» территории

- макрорегион обладает наиболее благоприятными в нашей стране с точки зрения проживания природно-климатическими ресурсами, это для России является очень важным моментом: сочетание равнинных, приморских, предгорных, высокогорных ландшафтов; комфортный климат (теплый, с наименьшим количеством осадков); благоприятная экологическая ситуация (по сравнению с другими регионами РФ).

С точки зрения мировой экономики, этот регион относится к бедным, проблемным территориям «мирового Юга». Округ граничит по суше с Абхазией, Азербайджаном, Грузией и Южной Осетией, водные границы он имеет с Казахстаном, это придает территории свойства трансграничности и приграничности. Макрорегион отличается малочисленностью городов, особенно крупных, с населением более 200 тыс. чел., поэтому агломерационный эффект проявляется слабо. Еще одна особенность этого плана - удаленность от крупных мировых и национальных центров - Московской, Стамбульской агломераций и важнейших центров Западной Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока.

2. В последние годы все чаще акцентируют внимание на этноэкономи-ческой, этнокультурной и этнополитической специфике СКФО. Речь о преобладании доиндустриальных укладов хозяйства, этноэкономике, недостаточной сформированное™ современных рыночных институтов, дефиците инфраструктуры, инвестиций, сверхдотационности бюджетов. Этноэконо-мика - наноуровень экономики, сложившаяся под влиянием этноэкономиче-ской компоненты система хозяйствования, основанная на концентрации отдельных бизнес ниш тем или иным этносом (диаспорой). Этноэкономика определяется также как вид хозяйственной и трудовой деятельности этноса, связанный с традиционной, чаще всего аграрной, сферой производства. Причина существования этого явления в СКФО - природно-климатические и этнические различия в регионе. Этноэкономический уклад - альтернатива доминирующему в соседних макрорегионах корпоративному. При разработке и реализации стратегий для этого макрорегиона очень важно выделить этноэкономические риски, которые заключаются в замкнутости этносов, противостоянии (или наоборот, консолидации) с другими этносам, особенно на религиозной основе.

В этноэкономическом комплексе СКФО специалисты выделяют: традиционно-этнический (сельское хозяйство и иные традиционные виды природопользования и народные промыслы), индустриально-этнический (промышленная переработка сельскохозяйственного сырья), рыночно-трансакционно-этнический (горный туризм). В СКФО этноэкономикой обеспечено более 50 процентов производства сельскохозяйственной продукции.

Причина существования этого явления в СКФО - природно-климатические, исторические и этнические различия в регионе. Этноэкономиче-ский уклад - альтернатива доминирующему в соседних макрорегионах корпоративному. При разработке и реализации стратегий для этого макрорегиона очень важно выделить этноэкономические риски, которые заключаются в замкнутости этносов, противостояние другим этносам, сближение (консолидация) с другими этносами, особенно на религиозной основе и др.

Поэтому для большинства этнических регионов Кавказа необходимо наращивать производство готовых изделий, развивать пищевую промышленность, отдельные отрасли машиностроения, использовать природные богатства (разработка месторождений и добыча вольфрама, молибдена, нефтяных ресурсов Каспия) и рекреацию.

3. Финансовый фактор. Дотационный статус северо-кавказских республик носит хронический характер. За последнее десятилетие федеральный бюджет вложил в развитие Северного Кавказа 800 млрд. руб., причём если в 2000 г. было вложено 15 млрд. рублей, то в настоящее время в виде дотаций и иных межбюджетных трансфертов в региональные бюджеты поступает порядка 180 млрд. руб. ежегодно - т.е. рост в 12 раз.

На Кавказе нет ни одного субъекта Федерации, который получал бы из центра менее половины своего бюджета. Даже в Адыгее, которая является анклавом внутри Краснодарского края и значительно удалена от взрывоопасных районов Кавказа, доля безвозмездных поступлений в последние годы колебалась от 50 до 60 % бюджета. В Кабардино-Балкарии этот показатель варьировался от 65 до 73 %, в Карачаево-Черкесии - от 63 до 72, в Ингушетии - от 82 до 90, в Дагестане - от 75 до 80, в Северной Осетии -от 63 до 70, в Чечне - от 87 до 92 % республиканской казны.

Доля безвозмездных поступлений в структуре доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, входящих в состав СевероКавказского федерального округа, превышает 50 процентов, за исключением Ставропольского края (38 процентов). Бюджеты Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Карачаево-Черкесской Республики и Чеченской Республики являются высоко дотационными. За последние 10 лет объем средств федерального бюджета, ежегодно выделяемых Центром для оказания финансовой поддержки бюджетам субъектов СКФО, существенно увеличился.

Республики Северного Кавказа в 2010 г. столкнулись с более жесткими бюджетными ограничениями. В Ингушетии и Карачаево-Черкесии фе-

деральные трансферты заметно выросли, что позволило наращивать бюджетные расходы. Данные Росстата свидетельствуют, что дополнительные федеральные трансферты чаще всего стимулируют ускоренный рост двух видов расходов - инвестиционных и на социальные выплаты. Сокращение же федеральной помощи ведет к первоочередному урезанию расходов на ЖКХ и инвестиции, затем и на здравоохранение, но не на госуправление, а расходы на социальные пособия продолжают расти.

В Чечне и Дагестане в 2010 г. резко снизились расходы на национальную экономику, а также на здравоохранение, только в Адыгее заметно снизились расходы на госуправление. В большинстве республик резко сократилась поддержка ЖКХ. Общим для республик было увеличение расходов на социальную политику и на образование, за исключением Северной Осетии.

По состоянию на начало 2011 года в СКФО реализуется Минрегионом три программы блока «Региональное развитие». Всего за три предыдущих года на три ФЦП («Юг России», «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики», «Социально-экономическое развитие Ингушетии») в Северный Кавказ вложено ок. 91 млрд. рублей, из которых 75 млрд. рублей -средства федерального бюджета. Дотации из федерального бюджета на 2011 на душу населения составили (в рублях в год) в субъектах СКФО: Ставропольский край - ок. 3000; Дагестан - около 10 000; Чечня - около 13 000; Ингушетия - около 15 000. Это очень высокие значения по сравнению с другими регионами, так, например, в Белгородской области - около 960; в Свердловской обл. и Краснодарском крае - около 1000.

Новым явлением в финансовой сфере является все возрастающий интерес этого макрорегиона (особенно властей Чеченской республики) к исламским банкам и фондам. Речь идет о шариатской системе ведения экономической деятельности, прочно обосновавшейся больше 30 лет как в традиционно мусульманских странах (в Иране, Пакистане и Судане вся банковская система исламская), так и на Западе («пионером» здесь стала Великобритания), и постсоветском пространстве (Казахстан). В РФ действовал исламский «Бадр-Форте Банка» (1998-2006), но у него была отозвана лицензия.

В 2009 году работа развития исламских финансов начата в Татарстане.

4. Социальная напряжённость. Согласно данным Минрегионразвития, за февраль 2011 г., если по России зарегистрированная безработица составляет 3,1 %, то в Карачаево-Черкесии она равна 3,4 %, в Дагестане - 3,8 %, Северной Осетии - 4,5 %, Кабардино-Балкарии - 5,7 %, по Ингушетии и Чечне зарегистрированная безработица составляет 22,3 % и 59,2 % соответственно, что в 7 и 19 раз больше, чем уровень безработицы по России. Уровень безработицы, рассчитанный по методологии МОТ, в среднем по стране снизился: в феврале-апреле 2011 г. по сравнению с 2010 г. - с 8,5 до 7,3 %. Благодаря только бюджетной поддержке, а не устойчивому развитию, вернуться к докризисному показателю (в среднем за 2008 г.) и даже более низкому смогли высокодотационные республики Северного Кавказа.

В каждом четвертом российском регионе показатели уровня безработицы (по методологии МОТ) в феврале-апреле 2011 г. были значительно хуже, чем в 2008 г. (на 3 и более проц. пункта). В число таких регионов попали слаборазвитые республики СКФО (Чечня - более чем на 6 проц.пунктов).

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в большинстве субъектах СКФО выше средней по РФ. Так, по данным Росстата, значение показателя (в % от общей численности населения, процент) за 2010 год: РФ - 13,1 %; Республика Дагестан - 9,3; Республика Ингушетия - 21,6; Кабардино-Балкарская Республика - 15,6; Карачаево-Черкесская Республика - 19,1; Республика Северная Осетия - Алания -8,7; Ставропольскийкрай - 19.

За исследуемый период численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась во всех регионах СКФО, в процентном соотношении от 26 % (в Ставропольском крае) до 57 % (в Дагестане). В Ставропольском крае, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии темпы роста доходов населения опережают темпы роста потребительских расходов. Разница в процентном соотношении составила от 3 (в Ставропольском крае) до 36 % (в Карачаево-Черкесии). Но, тем не менее, денежные доходы населения в регионах СКФО заметно ниже, чем в других регионах и в целом по России. По уровню денежных доходов населения регионы СКФО занимают место от 54 (Ставропольский край) до 84 (Ингушетия). Аналогичная ситуация сложилась и с размерами потребительских расходов. В регионах СКФО самые низкие потребительские расходы, регион-лидер в этом отношении - Ставропольский край занимает лишь 35 место по России, регион-аутсайдер - Ингушетия находится на 83 месте. В Дагестане, Ингушетии и Кабардино-Балкарии темпы роста потребительских расходов опережают темпы роста доходов, разница в процентном соотношении составила от 7 (в Дагестане) до 70 % (в Ингушетии). Рост потребительских расходов по отношению к росту доходов не всегда означает однозначное ухудшение социально-экономического положения населения.

В целом по России реальные среднедушевые денежные доходы населения выросли за 2008-2011 гг. только на 2 %. Самым быстрым ростом доходов населения (рассчитанные по динамике доходов населения (первый квартал 2011 г. к тому же периоду 2008 г.), отличались республики Северного Кавказа (Адыгея, Дагестан, Северная Осетия - на 20-49 %).Таким образом, в высоко дотационных регионах динамика доходов значительно лучше, чем в промышленных.

Оборот розничной торговли в реальном выражении вырос в среднем по России только на 5 % за три года (1 квартал 2011 г. к тому же периоду 2008 г.). Причем рост отмечался только в 2011 г. (на 5 % за год), в предыдущие два года торговля стагнировала. Такая динамика не совпадает с динамикой доходов населения. Самые высокие темпы роста оборота рознич-

ной торговли за 2008-2011 гг. демонстрировали высоко дотационные республики Северного Кавказа - до 80 % в Чечне.

Качество и уровень жизни характеризует показатель потребления мяса, мясопродуктов и молока, молочных продуктов, так в 2009 году р.Дагестан занимала 80 и 62 место, соответственно, среди других регионов страны; р. Ингушетия - 79 и 74 места; КБР - 76 и 24; КЧР - 47 и 3; РСОА - 58 и 54; р.Чечня - 77 и 51; Ставропольский край - 46 и 68.

5. Закрепление радикального ислама и его подъем в Дагестане, Чечне и Ингушетии.

Для решения проблем отношений власти и мусульманского духовенства с целью противодействия экстремистской идеологии Центр предлагает исламским священнослужителям идти в молодежную среду и активно в ней работать, чтобы уберечь молодое поколение от псевдорелигиозной пропаганды. Также предполагается создать Совет алимов («наследников пророка», передающих те знания, которые оставил после себя пророк и его сподвижники) Северного Кавказа как объединение традиционных мусульманских проповедников, знатоков ислама. Предполагается, что Совет алимов станет эффективной независимой площадкой духовных лидеров Северного Кавказа для дискуссий и выработки общего подхода в вопросах воздействия на исламскую.

6. Если в целом по Российской Федерации с 1992 года происходила естественная убыль населения, то достаточно высокий уровень рождаемости и относительно низкий уровень смертности в Северо-Кавказском федеральном округе позволили обеспечить позитивную динамику показателя естественного прироста населения. Показатель смертности в Северо-Кавказском федеральном округе самый низкий по Российской Федерации - 8,7 человека на 1000 человек населения в 2009 году (в среднем по РФ - 14,6 человека на 1000 человек населения).

Значение показателей продолжительности жизни населения СевероКавказского федерального округа также является самым высоким в Российской Федерации, он сопоставим с европейским уровнем. Самые высокие показатели естественного прироста населения наблюдались в Чеченской Республике, Республике Ингушетия и Республике Дагестан. В КабардиноБалкарской Республике отмечался низкий естественный прирост. В Карачаево-Черкесской Республике прирост населения начался в 2004 году, в Республике Северная Осетия - Алания - в 2006 году, а в Ставропольском крае - в 2008 году. Средняя продолжительность жизни в Ингушетии 82 года (как в Великобритании), В Дагестане и Чечне 77-78 лет, при общероссийском показателе 69 лет.

7. Фактор национальной политики. Численность коренных народов в ЮФО и СКФО (без учета русских) - около 6 млн. чел. Из них народы тюркской языковой группы - 1,5 млн. чел. Дагестан самая многонациональная республика России - на ее территории проживает более ста народностей.

Вместе с ними проживает около 2 млн. представителей этносов, которые имеют свои государственные образования за рубежом - это Казахстан, Греция, Армения. Национальный состав жителей исследуемого макрорегиона представляют: русские - 2743000 чел., чеченцы - 1485215 чел., аварцы -785314 чел., кабардинцы - 511 36 чел., даргинцы - 488822 чел., осетины -476458 чел., ингуши - 462155 чел., кумыки - 399085 чел., лезгины - 359547 чел., карачаевцы - 187588 чел., лакцы - 147964 чел., балкарцы - 106777 чел.

В последние два десятилетия в многонациональной России мало занимались национальным вопросом. Ситуация усугублялась неэффективной социально-экономической региональной политикой. К национальным республикам подходили с теми же шаблонами, как к субъектам Центральной России. Исследователи часто говорят о многоструктурном аспекте российского менталитета, подчеркивая особенности и различия даже между москвичами и питерцами (ленинградцами). Менталитет кавказцев тем более специфичен, его надо научиться понимать и принимать. У каждой северокавказской республики свой образ жизни, но выстраивается он на адатах - нормах и правилах жизни горцев, укоренявшийся веками, опирающийся на традиции, обычаи, религию. Эти институты помогали жителям Северного Кавказа противостоять историческим коллизиям, сохранить свою самобытность, язык, а часто и физически выживать. Неграмотный управленческий подход к социально-экономическому развитию данного макрорегиона без учета национальных особенностей народов Северного Кавказа - губителен для устойчивого безопасного развития и станет серьезным препятствием модернизации страны. Именно поэтому необходимо вернуться к разумному выстраиванию национальных отношений, сбалансированному взаимодействию всех национальностей, проживающих в этом макрорегионе.

За полтора года существования СКФО проблема межнациональной напряженности выросла настолько, что сегодня речь идёт не столько о решении экономических и социальных проблем, сколько о сохранении мира и целостности государства. Национальный вопрос стал темой для обсуждения на расширенной встрече Президента с руководством Федерального Собрания, состоявшейся 17 января 2011 года. При этом глава государства особо отметил, что межнациональная рознь представляет прямую угрозу безопасности страны и её экономическому развитию. В основе роста межнациональной напряженности, как правило, лежат интересы клановых лидеров, преследующих свои собственные корыстные цели при фактическом попустительстве тех, кто призван противостоять деструктивным процессам.

8. Неконтролируемая миграция жителей северокавказских республик на территории Ставрополья и Кавминвод, которые считаются традиционно русскими. К 2060 году русская и северокавказская составляющие численно примерно сравняются. Другой стратегически важный фактор - отток русского населения из макрорегиона. За период с 1989 по 2002 год

субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, покинули около 300 тыс. русских (27,5 процента общей численности населения). В последние годы темпы оттока несколько снизились, но обозначилась тенденция оттока русского населения из некоторых районов Ставропольского края. В минувшем 2010 году отток русских продолжился. И если в 90-х основной причиной оттока русских были факты физического притеснения и даже геноцида, как например, в Чечне, то сегодня основной причиной миграции русского населения с Северного Кавказа в другие регионы России становятся экономические предпосылки

- низкий уровень жизни, безработица, клановсть, всё больше поражающая органы власти и экономические институты республик Северного Кавказа, Таким образом, изменение этнических пропорций в северокавказских республиках, особенно в городах, происходит в пользу титульных этносов, удельный вес которых вырос с 66 % до 80 %, удельный вес остального населения сократился с 34 % до 20 % [1]. Надо учитывать, что именно русское население сможет служить источником высококвалифицированных кадров, необходимых для обеспечения устойчивого развития этого федерального округа и достижения его инвестиционной привлекательности

9. Теневой сектор составляет около 60 процентов экономики СКФО. Для Северного Кавказа наличие неформального сектора экономики определяется давними традициями - склонностью к предпринимательству, торговле, отход-ническим промыслам, которыми жители этого региона занимались для содержания больших семей, стремлением к накопительству, высокому благосостоянию, приобретению имущества и предметов роскоши. Жители курортных зон традиционно занимаются сдачей в наем жилья приезжим туристам.

Таким образом, теневая (неформальная) экономика существует на Северном Кавказе, с одной стороны, как следствие несовершенное™ рыночных отношений, а с другой - это продолжение региональных традиций в этой сфере, доходы от которой, по мнению экспертов, скрываются [2]. Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) зафиксировала рост теневых операций в Северо-Кавказском регионе. Наблюдается рост количества теневых схем и объема подозрительных операций в Северо-Кавказском, больше, чем в других регионах по стране, и снижение количества поступающих сообщений в Росфинмониторинг.

Вообще в стране, по данным Росстата, теневая экономика достаточно неравномерно представлена по отраслям. Если в строительстве она составляет 8 процентов, в торговле объем незаконного бизнеса доходит до 63 процентов. А согласно оценкам Всемирного банка, теневая экономика в России составляет 49 процентов ВВП. По мнению экспертов, в 2011 году объем незаконного бизнеса будет только расти. И речь идет не только о торговцах оружием, наркотиками и проституции. Со следующего года увеличатся страховые социальные взносы, которые работодатели платят с фонда опла-

ты труда. Из-за этого, по прогнозам некоторых специалистов, 20 процентов легальных малых предприятий закроются, а кто-то уйдет в тень. Впрочем, появятся новые. По прогнозам других экспертов, в 2012 году вклад в ВВП легальный малый бизнес составит 29 процентов.

Только по официальным данным на каждый процент роста безработицы приходится 5 % роста преступности.

По данным экспертов, почти каждый третий житель исследуемого макрорегиона занят так или иначе в теневой сфере. В восточной части Северного Кавказа (Северная Осетия, Ингушетия, Чечня, Дагестан) эти показатели достигали в 2000-е гг. свыше 80 %.Масштабы теневого сектора экономики в Дагестане составляют более 50 % при среднероссийских 20-25 %. Около 40 % занятого населения в республике приходится на неформальный сектор. Понятно, что такой высокий уровень теневой экономики порождает широкомасштабные процессы легализации этих доходов, в том числе полученных преступным путем [4].

Неформальная экономика республик Северного Кавказа представлена разными секторами. По экспертным оценкам, важнейший теневой финансовый поток - бюджетные ресурсы, перераспределяемые в форме коррупционных платежей и доходов. Второй по масштабам финансовый источник -нерегистрируемые доходы от товарного личного хозяйства. По оценкам местных экспертов, в Дагестане объем этих доходов достигает половины объема бюджета республики. Третий источник - теневые доходы трудовых мигрантов, выезжающих на заработки за пределы своей республики. Четвертый - теневые доходы от розничной торговли и рекреационных услуг. На Северном Кавказе в структуре розничной торговли до сих пор доминируют вещевые и продовольственные рынки, товарооборот которых преимущественно теневой. Рекреация локализована на горнолыжных курортах (При-эльбрусье, Домбай) и обеспечивает теневые доходы местному населению. Еще один источник - теневое промышленное производство, в том числе в пищевой отрасли (неучтенное производство водки и коньяка), средний и малый бизнес по производству обуви, шубно-меховых изделий, строительных материалов и др. Неформальная экономика каким-то образом дооценивается в государственной статистике, но достоверность этих оценок невысока.

Теневая экономика является одной из причин высокой дотационное™. В ряде южных регионов неформальный сектор фактически вытеснил официальную экономику. География распространения неофициальной экономики зависит от уровня социально-экономического статуса региона - чем ниже уровень его развития и институциональная зрелость хозяйственного пространства, тем выше удельный вес теневого сектора экономики. Исследователями выявлен существенный разрыв между фиксируемой безработицей и теневой занятостью. Численность населения трудоспособного возраста в ЮФО - 14 млн. чел. При этом численность экономически ак-

тивного населения по данным выборочных обследований на начало 2007 г. составила 10,4 млн. чел. (63 %). Около 600 тыс. человек зарегистрированы в службе занятости и еще столько же считаются безработными по методике МОТ. В то же время в неформальном секторе экономики занято сегодня в целом 2,4 млн. чел. Такие показатели свидетельствуют, что многие из не попавших в число экономически активного населения - 3,6 млн. чел. трудоспособного возраста на деле заняты в теневом секторе.

10. Слабые институты исследуемого макрорегиона, модернизации которых препятствует не только проводимая Центром политика, но и унаследованные особенности развития. В республиках СКФО действует негласная норма, объединяющая личную ответственность за свою семью и экономический и социальный статус. Это научный факт, и такая слабость гражданского общества в регионе объясняется живучестью традиционных (узкогрупповых) ценностей, сельским образом и стилем жизни.

Огромное значение имеет авторитет аксакалов, старших, имеющих большие заслуги, опыт, репутацией наставников молодежи. Сейчас уместно использовать традиционные институты, как дополнительный механизм управления. В советскую эпоху сложился положительный опыт признания элементов традиционного разнообразия. В сегодняшнем состояние аномии в республиках СКФО вполне уместно было бы использовать этот опыт, о чем мы уже говорили в п. 5.

Таблица 1

Теракты и взрывы на территории Северного Кавказа за 2010 год

Регион Все вЗрывы специально произведенных взрывных устройств, самодельных или военных, специально заложенных на военных промышленных или гражданских объектах Теракты с участием смертников Ст. 205 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (ред. от 07.04.2010, сост. на 15.04.2010). Погибшие и раненые (в скобках число раненых) в том числе и смертники, а также погибшие и раненые представители силовых ведомств. Среди них мирных жителей (в скобках - число раненых) Погибшие и раненые в терактах с участием смертников (в скобках -число раненых) Взрывы в 2009 году Теракты с участием смертников 2009 году

Дагестан 112 6 68(195) 37 (65) 31 (132) 69 1

Чечня 39 4 41 (88) 4 (17) 23 (54) 62 9

РСО-А 3 2 22(163) 20(163) 20(163) - -

Ингушетия 40 2 8 (78) 4 (39) 5 (2) 86 4

КБР 41 1 4 (53) 1 (37) 1 12 -

Ставрополье 3 - 8 (79) 8 (79) - - -

Всего: 238 15 151 (656) 74(400) 80 (351) 229 14

Источник: [10].

11. По озвученной 8 декабря 2010 года статистике генпропкуратуры, за 11 месяцев 2010 года количество терактов в СКФО по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, увеличилось на 100 %, причем в Ингушетии цифра в два раза меньше за 2010-й по сравнению с 2009 годом. Состояние террористической активности в СКФО представлено в табл. 1.

12. Количество предприятий малого и среднего бизнеса в СКФО в два -семь раз ниже, чем в других округах. Это при том, что по признанию властей, в отдаленных горных аулах, свое дело - единственный способ выживания. Основные показатели деятельности малых предприятий исследуемого макрорегиона представлены в табл. 2, из которой видно, что их активность низкая среди других регионов страны.

Таблица 2

Основные показатели деятельности малых предприятий в 2009 г.

Число малых предприятий (на конец года), тыс. Число малых предприятий на 10000 человек населения Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек Оборот малых предприятий, млрд. руб.

РФ 1602,5 113 10247,5 16873,1

ЦФО 474,4 128 3487,7 6572,8

СЗФО 261,2 194 1214,8 2068,4

ЮФО 170,9 74 1108,5 1740,2

Р. Дагестан 4,0 15 44,3 86,7

Р. Ингушетия 1,7 33 3,2 5,5

КБР 3,6 40 18,2 21,8

КЧР 2,4 57 14,7 16,7

РСОА 3,9 55 21,0 20,5

Р. Чечня 5,0 39 9,0 30,1

Ставропольский край 13,4 50 154,5 205,1

ПФО 287,6 96 2101,3 2760,5

УФО 136,1 111 811,8 1717,3

СФО 207,0 106 1140,7 1502,2

ДВФО 65,3 101 382,7 511,8

13. Инновационный фактор. Региональная стратегия инноваций, как инструмент регулирования, используется не в полной мере. В стране уже представлен и активно обсуждается проект «Инновационная Россия-2020». Территориальный ракурс инновационного развития вырисовывает следующую картину. Так, по данным официальный сайтов субъектов федераций, только в 4 из 9 субъектов федерации имеются стратегии инновационного развития в ДВФО, в 6 из 11 - в СЗФО, в 7 из 14 - в ПФО; в 18 из 18 в ЦФО; в 5 из 6 в ЮФО; в СКФО - отсутствует информация об инновационных стратегиях в регионах-субъектах. К настоящему моменту более половины (51,9 %) персонала, занятого исследованиями и разработками, сосредоточено в Центральном федеральном округе. Далее со значительным отрывом

следуют Приволжский (15,8 %), Северо-Западный (13,1 %), Сибирский (7,2 %) и Уральский (5,7 %) округа, т.е. те регионы, где расположены крупные города. Крайне неравномерное размещение научного потенциала по территории Российской Федерации ведет к серьезным диспропорциям в уровне развития науки в регионах и влияет, в свою очередь, на их экономическое и социальное развитие.

В исследуемом макрорегионе отсутствуют наукограды, мало бизнес-инкубаторов. Так, в КБР 1 вуз, действует Закон «Об инновационной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике», 3 организации инновационной инфраструктуры; Карачаево-Черкесская Республика имеет 2 вуза, ЦТТ Карачаево-Черкесской государственной технологической академии относится к организациям инновационной инфраструктуры, они же участвуют в научно-технических мероприятиях; в р.Дагестан 3 вуза, 4 организации инновационной инфраструктуры, 4 предприятия и организации, участвующие в научно-технических мероприятиях; в р.Ингушетия имеется 1 вуз; в РСОА 2 вуза, действует Закон «Об инновационной деятельности в Республике Северная Осетия-Алания», 3 организации инновационной инфраструктуры, ОАО Корпорация «Регионстрой» является единственным в республике инновационно-активным предприятием, только Северо-Кавказский государственный технологический университет является участником научнотехнических мероприятий. В Ставропольском крае 4 вуза; разработан Закон «Об инновационной деятельности в Ставропольском крае»; 7 Организации инновационной инфраструктуры; 38 предприятия и организации, участвующие в научно-технических мероприятиях; в р. Чечня 3 вуза. Табл. 3 вырисовывает низкие показатели инновационной деятельности в СКФО.

Таблица 3

Некоторые показатели инновационной деятельности в макрорегионах РФ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Макро- регион Коэффициент изобретательской активности по макрорегионам Российской Федерации в 2006-2010 гг.: количество поданных заявок на выдачу патентов на изобретение и полезную модель на 10000 человек населения Использование результатов ин-теллектуальн ой деятельности, 2010 Распределение обращений, поступивших в Роспатент, 2009 Число занятых в облас-тиНИР

ДВФО 1.01 1.02 1.04 0.97 1.18 200 43 13496

СФО 1.71 1.74 1.85 1.74 1.81 2001 175 53463

УФО 1.92 1.94 2.08 1.7 1.72 2248 106 42276

ПФО 2.19 2.19 2.17 2.06 2.2 5273 349 117000

ЮФО / СКФО 1.69 1.34 1.37 1.55 1.56/2. 18 433 / 112 235 33746

СЗФО 2.54 2.54 2.59 2.41 2.58 1776 248 97633

ЦФО 4.68 4.66 4.75 4.61 5.27 7558 1055 385392

Источник: составлено автором по данным Роспатента [7]:и Минрегиона [8].

Таблица 4

Объем поступивших прямых иностранных инвестиций на душу населения, долл.

РФ и макрорегионы 2008 г. - значение показателя за год 2009 г. - значение показателя за год

Российская Федерация 190,3 112,1

Дальневосточный федеральный округ 643 232,2

Сибирский федеральный округ 90,8 51,1

Уральский федеральный округ 216,9 19

Приволжский федеральный округ 69,7 31

Южный федеральный округ (по 2009 год) 23,5 20,1

Северо-Западный федеральный округ 239,6 187,9

Центральный федеральный округ 337,7 249,1

Источник: Росстат [9]/

14. Инвестиционный фактор. В последние годы наблюдается значительный рост объема инвестиций в субъекты Российской Федерации, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа. Тем не менее, объем частных инвестиций на душу остается самым низким. Показатель объема накопленных частных инвестиций в Северо-Кавказском федеральном округе в 2005

- 2008 годах в расчете на душу населения ниже среднего по Российской Федерации в 4,7 раза. Ситуация не изменилась и в последующие годы, что иллюстрирует табл. 4.

15. Наличия документов долгосрочного развития регионов во многом определяет уровень регионального управления и является важным условием устойчивого и безопасного развития.

Распоряжением от 6 сентября 2010 г. № 1485-р была утверждена Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года. На реализацию стратегии развития округа предполагается потратить шесть миллиардов рублей из Инвестиционного фонда, созданного правительством. Кроме того, Минфин обеспечит госгарантии в размере до 70 процентов на кредиты под проекты в СКФО. В целом правительство РФ приняло решение выделить на реализацию стратегии в 2011 году 50 миллиардов рублей. В правительстве надеются, что благодаря реализации стратегии Северный Кавказ скоро станет привлекательным регионом для жизни. Предполагается обеспечить рост валового регионального продукта на 7,7 процента в год, рост промышленности - более чем на 10 процентов в год. Согласно прогнозам стратегии, до 2025 года средняя зарплата на Северном Кавказе вырастет в 2,5 раза. В то же время стратегия предполагает значительные инвестиции в регион. Так, уже одобрено финансирование проектов программы на сумму 242 миллиардов рублей до 2013 года. В табл. 5 представлена ситуация по наличию стратегических документов в регионах-субъектах исследуемого макрорегиона.

Таблица 5

Наличие документов долгосрочного планирования в регионах-субъектах СКФО

Субъект СКФО Наличие стратегического документа Соответствие Концепции- 2020 Степень готовности документа Утверждающий документ

Республика Дагестан Программа экономического и социального развития Республики Дагестан на период до 2010 года. Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2020 года (Разработана, но не утверждена) соответствует одобрен Парламентом, внесен на рассмотрение Президенту Законом Республики Дагестан от 3 декабря 2004 года № 35

Кабардино-Балкарская Республика Стратегия развития Кабардино-Балкарской республики до 2022 года Утверждена Постановлением Правительства от 24.07.2007г№181-ПП

Республика Северная Осетия -Алания Стратегия социально-экономического развития Республики Северная Осетия - Алания до 2030 года соответствует Утверждена Законом Республики Северная Осетия-Алания от 31.03.2008г. №6-РЗ

Республика Ин -гушетия Стратегия социально-экономического развития Республики Ингушетия на 2009-2020 года и на период до 2030 года соответствует Утверждена Постановлением Правительства Республики Ингушетия от 16 февраля 2009 года № 49

Ставропольский край Стратегия социально-экономического развития Ставропольского края до 2020 года дорабатывает- ся разработана

Карачаево-Черкесская Республика Стратегия социально-экономического развития до 2030 года объявлен конкурс

Чеченская республика Стратегия развития Чеченской Республики на период до 2020г.(в разработке) соответсвует в разработке

Таким образом, многие рассмотренные факторы указывают на наличие внутренних угроз (неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного развития, занижение оценки в системе ценностей человеческого капитала, неэффективность системы госрегулирования экономики, неумение находить баланс интересов и использовать противоречия и социальные конфликты для нахождения наиболее безболезненных путей развития общества). Согласно Указу Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 была утверждена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, где в качестве основных угроз социально-экономической безопасности выделяются: высокий уровень имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности; деформированность структуры российской экономики; возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов; криминализация общества и всех сфер в хозяйственной деятельности. Рассмотрен-

ные факторы позволяют констатировать рост угроз экономической безопасности СКФО. В табл. 6 и на рис. 1 представлены динамика некоторых показателей, определяющих состояние экономической безопасности в СКФО.

Таблица 6

Динамика некоторых социально-экономических показателей, определяющих состояние экономической безопасности в СКФО

Показатели 2006 2007 2008 2009 2010 2010 в % к 2006

Ставропольский край

Денежные доходы на душу населения, руб. 5173 6587 8273 9952,5 11098 215

Потребительские расходы на душу населения, руб. 4338 5273 6697 5851 9215 212

Доля населения с доходами ниже прож. мин., % 24,5 21,6 18,6 18,7 18,2 74

Республика Ингушетия

Денежные доходы на душу населения, руб. 2405 3002 4006 5013 4963 206

Потребительские расходы на душу населения, руб. 668 1147 1792 2159 1845 276

Доля населения с доходами ниже прож. мин., % 63,2 56,4 44,8 27,8 32,1 51

Республика Северная Осетия

Денежные доходы на душу населения, руб. 4690 6027 7872 9838 11012 238

Потребительские расходы на душу населения, руб. 2875 3867 4753 5599 6429 224

Доля населения с доходами ниже прож. мин., % 16,8 16,3 12,9 11,5 11,2 67

Республика Дагестан

Денежные доходы на душу населения, руб. 4459 6261 7981 10962 13344 299

Потребительские расходы на душу населения, руб. 3371 4454 6013 5232 10345 306

Доля населения с доходами ниже прож. мин., % 24,0 14,9 13,8 10,1 10,3 43

Р. Дагестан Р. Ингушетия Р. Северная Осетия Ставропольский край

■ Денежные доходы на ду шу населения ■ Потр ебительскиер асходы на душу населения

■ Доля населения с доходами ниже прож, минимума

Рис. 1. Соотнесение душевых денежных доходов и расходов в некоторых регионах-субъектах СКФО (2005 г. в % к 2009 г.)

Экономическая безопасность региона характеризуется способностью региональной экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, т.е. устойчивостью экономического роста, максимально обеспечивать приемлемые условия и качество жизни большинства населения; способностью экономики, с одной стороны, противостоять дестабилизи-

рующему воздействию внутренних и внешних социально-экономических факторов, сохранять положительную динамику и векторность развития основных социально-экономических показателей без резких скачков и колебательных процессов, обеспечить в ходе такого развития приемлемые показатели уровня экономической безопасности, поддерживать сбалансированность развития различных сфер жизнедеятельности на территории без перекосов в сторону отдельных сфер и иметь конечной целью постоянный рост благосостояния, а также улучшения качества жизни проживающего на территории населения, а с другой - не создавать угроз для других элементов региона и внешней среды.

Обеспечение экономической безопасности регионов России тесно связаны с устойчивостью развития и способностью к выживанию в условиях действия внутренних и внешних угроз.

Усилить действие положительных факторов развития СКФО и снизить факторы сдерживания прогресса, возможно с долгосрочными стратегическими интересами государства в этом макрорегионе, что создаст основу для устойчивого безопасного развития, роста экономики и повышения инвестиционной привлекательности.

Главной задачей утвержденной стратегии СКФО является решение социально-экономических проблем. В табл. 7 представлено описание основных сценариев развития СКФО. Оптимальный сценарий предполагает создание надежного инвестиционного климата; 400 000 рабочих мест; запуск туристического кластера; кардинальное улучшение ситуации в сельском хозяйстве; приоритетное внимание к металлургическому и топливно-энергетическому комплексу, а также таким смежным отраслям экономики, как химическая и нефтеперерабатывающая промышленность, машиностроение; создание условий для развития малого бизнеса.

Оптимальный сценарий предполагает преодоление разрыва между обществом и властью, эффективность законодательных институтов, созданием условий для неправительственных организаций.

При реализации оптимального сценария влияние религиозной традиции будет снижено.

В случае реализации инерционного сценария значимых изменений в структуре экономики, улучшения качества жизни и развития малого бизнеса не произойдет; предполагается рост спроса на электроэнергию. Инерционный сценарий приведет к ретрадиционализации, превращение ислама в фактор регулирования общественных отношений, возрастет роль шариатских судов.

Помимо двух крайних сценариев существует также третий, базовый, который можно охарактеризовать, как неизбежную стагнацию, демодернизацию, для этого сценария характерны вливания из федерального бюджета, усиление негативных факторов. Этот сценарий близок к инерционному.

Таблица 7

Сценарии развития СКФО (по Стратегии социально-экономического развития до 2025 года, утв.Распоряжением Правительства от 6 сентября 2010 г. № 1485-р)

Инерционный сценарий Базовый сценарий Оптимальный сценарий

- достижение целевых значений всех федеральных целевых программ, действующих на территории СКФО; - создание особой экономической зоны туристического типа в Ставропольском крае; - нахождение на уровне среднероссийских темпов роста всех основных социально-экономических показателей; - отказ от реализации новых долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества экономики; - усиление экономической дифференциации населения, сдерживающей процессы модернизации социальной инфраструктуры; - снижение технологической конкурентоспособности обрабатывающих производств и сохраняющийся опережающий рост импорта; - сохранение существующих неблагоприятных условий делового климата для всех типов предприятий, в том числе для малых и средних предприятий; - снижение качества человеческого капитала; - дальнейший рост межэтнической напряженности, террористической активности и религиознополитического экстремизма. - технологическая модернизация и повышение конкурентоспособности агропромышленного, топливно-энергетического и машиностроительного комплекса, металлургической и химической промышленности; - реализация транзитного потенциала СКФО путем развития соответствующей транспортной инфраструктуры; - достижение целевых значений всех федеральных целевых программ, действующих на территории СКФО; - развитие на уровне планируемых показателей туристического кластера в Ставропольском крае; - постепенное снижение межэтнической напряженности и террористической активности с дальнейшим ростом инвестиционной привлекательности субъектов РФ, входящих в состав СКФО. - динамичное развитие туристического комплекса; - значительное сокращение разрывов по производительности в ключевых секторах экономики СКФО; - глубокая модернизация социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающая значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов качества жизни населения; - создание новых центров экономического развития, преодоление отставания депрессивных регионов; - активная интеграция в российский и мировой рынок; - существенное улучшение инвестиционного климата, в том числе для иностранных инвесторов; - опережающее развитие транспортной системы СКФО, отвечающей потребностям экономики и населения на качественные транспортные услуги и инфраструктуру; - стабилизация общественнополитической и межэтнической ситуации.

Реализация оптимального сценария является для СКФО наиболее предпочтительным для устойчивого безопасного развития.

Список литературы:

1. Дзадзиев А.Б. Русское население республик Северного Кавказа: современные миграционные установки // Северный Кавказ в национальной стратегии России. - М., 2008.

2. Косиков И.Г., Косикова Л.С. Северный Кавказ: Социально-экономический справочник. - М.: Микрон-принт, 1999. - 304 с.

3. Кругман П. Пространство: последний рубеж // Пространственная экономика. - 2005. - № 3.

4. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия - 2050: стратегия инновационного прорыва. - М.: Экономика, 2005. - 624с.

5. Наука и инновации в регионах России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.regions.extech.ru.

6. Социальный атлас российских регионов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: www.socpol.ru/publications/book.shtml

7. Роспатент [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.rupto.ru/ rosp_reg/sod/Izobr_aktiv/links/analiz_iz_activ_2010 .pdf.

8. Минрегион РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.regi-ons.extech.ru/regions/regions.php?frommenu=1.

9. Росстат [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.gks.ru/dbscripts/ cbsd/dbinet.cgi.

10. www.kavkaz-uzel.ru/articles/182170.

МОНОГОРОДА: ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАСШТАБА ПРОБЛЕМЫ © Кулян Р.А.*

Норильский индустриальный институт, г. Норильск

В статье проанализирована трансформация списка моногородов 1999 г. с позиции их региональной локализации и промышленной специализации. Автором выявлены потенциальные угрозы стабильному развитию монопрофильных экономик, возникающие вследствие статистического сокращения масштаба проблемы. Предложены мероприятия по исключению дефектов в управлении.

«Монопрофильность» экономики городов и поселков определяется критериями, которые за последние два десятилетия менялись в законодательной форме как количественно, так и качественно [1-3]. Различные подходы федеральных исполнительных органов власти, в том числе Министерства экономики и Министерства труда, осложняли процедуру регулирования и контроля ММО.

В 2008 г. в период ухудшения социально-экономической ситуации в стране, возникла необходимость в актуализации информации по ММО, на базе единых параметров. Министерством регионального развития при организации мониторинга и санации монопрофильных поселений, были выделены базовые критерии для ГП, действующего на территории ММО:

- на предприятии занято более 25 % экономически активного населения МО;

* Аспирант, ассистент кафедры Бухгалтерского учета и финансов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.