УДК 004.58; 004.75
И.А. Вайнерман • Анализ факторов и проблем И.А. ВАЙНЕРМАН
ФАКТОРЫ И ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ
Сетевые сервисы являются на сегодняшний день уже довольно распространенной и бурно развивающейся парадигмой в области информационных технологий. Это происходит в основном благодаря универсальных возможностей применения сервисов в геторо- и гомогенных сетевых системах.
-
ционарных сетях, а так же типизируются возникающие при этом проблемы. На основе анализа делаются выводы относительно требований и сложности подобных систем .Сетевые сер висы; компьютерные сети; распределенные системы; описание сервиса
ВВЕДЕНИЕ
Число пользователей, использующих в повседневной жизни КПК, смартфоны или коммуникато-, . -ность мобильных устройств претерпела в последнее время значительные изменения и их возможности
-
.
решать при помощи этих устройств «оффлайновые» и «онлайновые» задачи, типичные для настольных .дач: органайзер, менеджмент файлов, использование мультимедийных возможностей (просмотр видео и прослушивание аудио), работа с документами (тек,-), -ние интернета Т. е. потребности мобильных пользо-
-
. , , мобильные устройства все еще имеют ограниченные
,
,
возможности ввода-вывода информации. Подходя-
-
-
.-
-
,
может однозначно идентифицировать и удаленно .-
,-
-
(-
),
,
.пользования «онлайновой» функциональности - это
-
.
-
,
.-
-
роны таких крупных компаний как Vodafone, T-Mobile, Nokia и Microsoft. Другим препятствием на
пути повсеместного внедрения сетевых сервисов является отсутствие стандартных технологий, направленных на автоматизацию процесса использования сервисов. Повсеместно разрабатываемые в дан-
-
,-
,
.-
блем на пути их практического применения и служит
-
.
1. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ДОСТУПА К СЕТЕВЫМ СЕРВИСАМ
Актуальность применения сетевых сервисов как ,-лительной техники, была доказана в [1, 2]. Данная
-
но широко применяемым способом использования
.
может выступать информация (например, файлы или документация), процессорное время (распределенные и удаленные вычисления) или предоставление
.
,-
лучении информации и вычислительных ресурсов у пользователей обычных компьютеров и мобильных
.-
,
-
.,
типа используемого соединения с сетью и структуры
,
.,
.
-
чения доступа к сетевому сервису. На рис. 1 изобра-
-
.
структуры: стационарная сеть (на рисунке обозначе-), , -рый их связывает. Основными факторами, опреде-
,-
,
-
-
.
-
,,
как DSL [3] или локальная сеть (LAN) [4], а так же использовать стандартные и достаточно простые механизмы использования и управления сетевыми ресурсами. Беспроводные сети, в свою очередь, ха:-
-
,, сети и изменяющееся пространственное положение .ни влияет на качество соединения с сетью. Естест-,-.-чения в данном случае - это точки доступа WLAN [5], беспроводные Ad-hoc сети [6], GPRS [7] или EDGE [8] сети, а так же в меньшей степени развивающиеся UMTS [9] сети.
-
пользованием беспроводных и стационарных сетей ,-
.
,
устройства, такие как КПК [10] или смартфоны [11]. Смартфоны мы не будем брать в расчет в силу еще больших технических ограничений, чем у КПК Существует еще возможность использования ноутбуков ,-.
,,
UMPC(Ultra-Mobile PC) [12] - ультра компактные
,
(
случае UMPC - это Windows XP). UMPC представляет собой не какое-то конкретное устройство, а кон.,
рынке только появилось первое поколение подобных устройств, они те избавлены от «детских болезней», ,-.,
-
.временных КПК удовлетворяют практически всем ,-.-
,
-
,-
(
)-
(-
).
,
проблематично использование сетевых сервисов в
.
-
.
Рис. 1. Использование мобильных и стационарных сетей
Существует несколько вариантов построения .
WLAN
GPRS/EDGE, с использованием инфраструктуры со.ном при коммерческой эксплуатации беспроводной .,
-
вайдера, который владеет точками доступа В большинстве случаев сервисы являются специфичными для конкретного провайдера и напрямую зависят от .
,
,
.
технологий для предоставления сервисов схожих с ,.
Второй вариант организации беспроводной сети , , ad-hoc- . -
-
.
,
составляющими эту сеть. Узлы, в свою очередь, при.-
( ) -.
-
,-
сти, в несколько этапов (английский тер мин „ hop“ -), -.-
-
.
определенные ограничения на функциональность . , -
-
-
. , -
можно применение технологий для предоставления ,
,-
низмов.
И.А. Вайнерман • Анализ факторов и проблем
45
2. АНАЛИЗ ПРОЦЕССА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТЕВОГО СЕРВИСА
Вышеописанные факторы и другие аспекты (не рассматриваемые в данной статье) обуславливают характер получения доступа к ресурсам сети (сервисам и т. д.). Имея доступ к сети, пользователь должен взаимодействовать с сетевыми ресурсами, т.е. вы.-
ный набор может варьироваться от пользователя к ,-., какие принципиальные действия в контексте сетевых
-
.,
-
(
качестве первого пользователя может выступать как
,
обычный пользователь в Аё-ква сетях), то он должен
-
гих пользователей сети. Таким образом, первое стандартное действие - это публикация услуг сетевого .
-
,-
жет быть использована другими пользователями Т.е.
-
,
представлены в сети, и кто их предоставляет. Итак,
,
--
.
,
сервис, услуги которого он хочет получить, ему не.
,
-
.
,-
,,
-
,-
,-
.-
-
-
.
3. ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ
,-
-
,
описание отображало функциональность сервиса и
,--.
,
-
,
.
-
,-
лать услуги своего сервиса известными другим пользователям сети. Т.е. владелец сервиса должен
,-
,.
,-
,
( ), , -
.
,-
.
-
жения Сервиса (ПС) (определение 1).
,-
()
( ). -ОПС храниться в централизованном репозитории [13], и ИП сам ищет там подходящий ему сервис. В данном случае, ОПС должно, в основном, содержать
,-
.-
-
,
.,
-
-
телем, т.е. те выполняется никаких машинно,
-.
--
.
В этом случае репозиторий для хранения ОПС может
(-
,
), , .-,. ,, ,-.
-
.-
,
,-
.
,
ему сервис и данное описание должно содержать
-
.,
ОПС, дая выполнения машинно-зависимых опера.-
ходимого пользователю сервиса назовем Описанием Запроса Пользователя (ОЗП) (определение 2), а тре-теля (определение 3).
-
,
.
,-
-
. 2. -.
Владелец ^ 6. Вызов выбранного сервиса Пользователь
сервиса
1. создание ОПС 3. создание ОЗП
Рис. 2. Общая схема использования сетевого сервиса
,
-
са использования сервиса. Пользователь, предостав-
,
«Владелец сервиса». Первое действие, которое он выполняет, - это создание ОПС, или другими слова,-
.-.-« », -« ».
.
«»
обобщений механизм хранения и распределения .структуры сети и реализации механизмов поиска и
.-
,-
.
« ». , . .
-
. , -,-,-,-
машинно-зависимых действий. В любом случае, сле--. ,-.-
-
,-
.-
« »,
.
,-
.,
-
щий сервис, то фактической доставки, как таковой,
.
,
.-
,
« », -.-
,
«вызов выбранного сервиса» - это непосредствен.-
,-
тель либо клиентская программа посылает вызов для
,
.
услуг, которые предоставляет сервис, результат вызова будет либо доставлен пользователю некоторым способом, либо будут выполнены какие-то требуе-
. , -
,
,-
,
-
.
,-
ные варианты выполнения стандартных действий
.
схемы, приведенной на рис. 2, следует, что процессы
-
.-,-
шино-понятную формализованную форму, достаточ-
-. ,-., что выразительная способность формализованных описаний сервиса напрямую определяет степень возможной автоматизации процесса использования сервиса. Под выразительной способностью (мощно)-
-
сти предлагаемого или запрашиваемого сервиса на
.,
,
сколько точно и полно можно отобразить реальную
.
,-,-.,
меньше возможность детально специфицировать
,
получаются ОПС и ОЗП. № этого следует, что результат автоматизированного поиска сервиса тоже
,
-
.,
под запрос пользователя будет подходить довольно
.
-
,
,
.-
,
-
. , -
,
достаточно детально передать функциональность
,
-
.
,
, , -
-
-
.
цикла использования сетевого сервиса требуется
.
-
-
.
4. ПРОБЛЕМЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СЕТЕВЫХ СЕРВИСОВ
-
ры, сформулируем основные проблемы, возникаю-
-
.
-
.-
гими словами, требуется формальный язык, при помощи которого можно представить услуги сетевого -. данного инструмента необходимо принимать во
-
.-
-
ванное представление функциональности сервиса и
,
.
-
.
случае должна иметь механизмы для хранения и
,-
.
и предоставляемые функции системы управления зависят от инфраструктуры сети и способа доступа к . , -
,
,
.
,-
-
го сервиса зависит от выразительной способности
.,
-
,-
.
Увеличение последней влечет за собой усложнение
,,
,,
,-
.-
,
,
-
.,
что обе части описания сервиса тесно взаимосвязаны .-, , , , передаваемые пользователем в качестве параметров ,,
-
ются обратно к пользователю. Таким образом, с уве-
личением уровня автоматизации операций поиска и вызова сетевого сервиса, возникают проблемы, связанные с возможностью практического применения средств формального описания сервиса Это третья
,
предоставления и использования сетевых сервисов.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенного анализа были рассмотрены
,
,
-
висов. Перечислим эти проблемы: разработка языковых средств для описания функциональности услуг сервиса; разработка системы управления сервисами,
-
,-
.
-
,
,-
.-
,-
,-
ные решения которой позволяют применять сетевые
.
представленных выше проблем может обеспечить высокоэффективное автоматическое использование .
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Yussupova, N. I. User support for formulating complex service requests» / N. I. Yussupova, B. Konig-Ries, D. V. Popov, I. A. Vaynerman // Proc. of the 6th Int. Workshop on Computer Science and Information Technologies CSIT’2004. Budapest, Hungary, 2004.
2. Vaynerman, I. Service personalization for user support / I.Vaynerman // Proc. of the 17th Workshop uber Grund-lagen von Datenbanken(GvD’2005). Worlitz, Deutschland, 2005.
3. Описание технологии ADSL [Элеетронный ресурс] (http://www.ixbt.com/comm/adsl.html).
4^^^^^^^^^мальных сетей [Элеетронный ресурс] (http://en.wikipedia.org/wiki/LAN).
5. Описание беспроводны! локальных сетей [Электронный ресурс] (http://en.wikipedia.org/wiki/WLAN).
6. Определение понятия Ad-hoc [Электронный ресурс] (http://en.wikipedia.org/wiki/Ad-hoc).
7. Описание технологии GPRS [Элеетронный ресурс] (http://en.wikipedia.org/wiki/GPRS).
8. Описание технологии EDGE [Элеетронный ресурс] (http://en.wikipedia.org/wiki/EDGE).
9. Описание технологии UMTS [Элеетронный ресурс] (http://en.wikipedia.org/wiki/UMTS).
10. [ -сурс] (http://en.wikipedia.org/wiki/Personal_digital_assistant).
11. [ ресурс] (http://en.wikipedia.org/wiki/Smartphone).
12. UMPC [ -
сурс] (www.microsoft.com/windowsxp/umpc/default.mspx).
13. [ -
ный ресурс] (http://en.wikipedia.org/wiki/Repository).