Научная статья на тему 'Факторы и приоритеты государственного воздействия на уровень жизни населения Российской Федерации'

Факторы и приоритеты государственного воздействия на уровень жизни населения Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / LIFE LEVEL OF THE POPULATION / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / DIFFERENTIATION / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / STATE SOCIAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатов Владимир Георгиевич

В статье анализируются показатели уровня жизни населения России, усиление дифференциации доходов, предлагаются меры государственной социальной политики по снижению дифференциации уровня жизни и социально-политической напряженности в российском обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors and priorities of state impact onto the life level of the population of the Russian Federation

The article presents the indicators of the life level of the Russian population and the income differentiation. The measures of state social policy aimed at the downsizing of life level differentiation and socio-political tension in Russian society are formulated.

Текст научной работы на тему «Факторы и приоритеты государственного воздействия на уровень жизни населения Российской Федерации»

факторы и приоритеты государственного воздействия на уровень жизни населения российской федерации

УДК 351:338.2

На рубеже XX и XXI веков в стране немало сделано и делается по повышению эффективности государственного и муниципального управления. И тем не менее социально-экономическое положение населения и социальной сферы в целом во многих субъектах Российской Федерации и в большинстве муниципальных образований остается все еще весьма сложным.

Население России несколько лет сокращалось на 600-700 тыс. человек. В итоге за 1992-2008 гг. совокупная естественная убыль населения страны составила 12,6 млн. чел. Это произошло во многом из-за слабого развития системы здравоохранения, пенсионного обеспечения, недостаточной поддержки семей с детьми. В 2009 г. естественная убыль населения России составила 249,4 тыс. чел. Но за счет притока мигрантов его удалось сохранить на уровне 2008 - 141,9 млн. чел.

Проявляя озабоченность сокращением численности населения страны, Мин-здравсоцразвития РФ разработал проект Концепции развития здравоохранения до 2020 г., согласно которому к 2011 г. ожидается прекращение убыли населения России, а к 2020 г. доведение его численности до 145 млн. чел.

Плохо и то, что средняя продолжительность жизни россиян - 68 лет. В то же время в Исландии, Италии, Швейцарии и Швеции она составляет в среднем 81 год, в Испании, Норвегии и во Франции - 80 лет.

Столь малая сейчас продолжительность жизни связана прежде всего с высокой смертностью населения в трудоспособном возрасте. Но и детская смертность у нас все еще в 1,5-2 раза выше, чем в развитых странах.

За последнее десятилетие в России во многом, из-за весьма неблагоприятных социально-экономических условий проживания, население Дальнего Востока сократилось на 40%, Крайнего Севера - на 60%.

В.Г. ИГНАТОВ

Только в Сибири за последние годы исчезло 290 городов и 11 тысяч сельских населенных пунктов. При этом за последние 10 лет, по данным Росстата, в стране закрыто 3,2 тыс. больниц, 2,5 тыс. поликлиник, 7,8 тыс. школ; за последние 15-17 лет в стране исчезло более 40 тыс. детских садов.

В условиях глобального кризиса многие министерства и ведомства Российской Федерации и субъектов РФ обращали внимание на необходимость всемерной экономии финансовых ресурсов, сокращения административных расходов, направления сбереженного на решение социальных проблем и развитие социальной сферы. На деле же получилось иное. Так, по данным Росстата и Федерального казначейства, за 1-е полугодие 2009 г. по сравнению с 1 полугодием 2008 г. выросли расходы в целом на государственное управление (со 113 до 131,5 млрд. руб.) и в расчете на одного россиянина (с 795 до 927 руб.).

При этом выросли расходы на содержание органов государственной власти во всех федеральных округах и в большинстве субъектов Российской Федерации.

За 2005-2009 годы, по данным Росста-та, выросла численность чиновников всех ветвей власти во всех федеральных округах на 45%, причем Южном округе - на 53%, в Северо-Западном - почти на 78%.

За минувшие почти 20 постсоветских лет, к сожалению, мало что сделано по развитию, обновлению и совершенствованию весьма изношенной, по данным Росстата, Минрегиона и Ростехнадзора, инфраструктуры.

Еще один аспект: минимальная зарплата в России, как известно, не должна быть ниже прожиточного минимума. Однако в IV квартале 2009 г. по данным Рос-стата [2, с. 18], он составлял всего 5,2 тыс. руб. - это всего 171 доллар или 114,4 евро (по курсу на 21 октября 2009 г.). В то же время в Испании, где самый высокий уро-

вень безработицы, минимальный размер зарплаты - 631 евро (27,6 тыс. руб.), в Португалии - 437 (19,1 тыс. руб.), в Венгрии, очень пострадавшей от кризиса - 229 (10 тыс. руб.), в Латвии, где остановились производства и прокатились мощные протес-тные манифестации - 232 евро (10,1 тыс. руб.). В 2009 г., по данным Росстата, примерно 14% работников трудоспособного населения имели среднемесячную зарплату ниже прожиточного минимума, а более 92 % россиян, согласно результатам мониторинга доходов и уровня жизни, проводимого Всероссийским центром уровня жизни, имели зарплату, недостаточную для жизни по средним стандартам.

Но и среднемесячная номинальная начисленная зарплата в России, по данным Росстата, составляла в 2009 г. 18,8 тыс. руб. [2, с. 19], т.е. не так уж и велика - это всего лишь 0,6 тыс. долл. (по курсу на 21 октября 2009 г.), тогда как в США она составляет 3,5 тыс. долл. (почти в 6 раз больше), в странах Европейского сообщества - в среднем - 5,3 тыс. долл. - почти в 9 раз больше, чем в России.

При этом если в России бедными считаются лица, имеющие доход ниже прожиточного минимума, то во многих зарубежных государствах - те, у которых он меньше двух прожиточных минимумов.

За 1992 - 2009 гг. резко увеличилась неравномерность распределения населения по уровню доходов. Это способствует усилению социально-политической напряженности в стране и является одним из конфликто-генных факторов. На рубеже веков на долю 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 32% денежных доходов, тогда как на долю 10% наименее обеспеченного населения - всего 2,4%, т.е. в 13 раз меньше. В мае 2009 г. различие в доле этих слоев населения увеличилось до 17 раз, в декабре 2009 г. - до 40 раз. В ряде же стран, где поощряется индивидуальное обогащение, разрыв не превышает 8-9 раз, а в странах ЕЭС он составляет всего 3-5 раз.

Численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, в 2000 -2008 годах, постоянно сокращающаяся, уменьшилась с 42,3 млн. чел. до 18,6 млн. чел., в I квартале 2010 г. вновь увеличилась до 25 млн. чел. (17,4% населения России). Сегодня 63 % населения имеют доходы ниже 15 тыс. руб. в месяц.

Очень остро стоит в России и проблема весьма низкого уровня пенсий, полу-

чаемых большинством пенсионеров, в т. ч. и инвалидов. Пенсия нашего среднестатистического пенсионера составляет всего 23 -24% от его заработной платы, которая, как было показано выше, в разы меньше, чем в странах Европы и Северной Америки. Важно и то, что в среднем по странам Европейского Союза этот показатель, называемый коэффициентом замещения, составляет 65%. Во Франции он равен 50%, в Швеции и Германии - 65 %, а итальянские и испанские пенсионеры получают 90% от своей прежней зарплаты. Конечно, новый этап пенсионной реформы, усиление в ходе ее страховых начал, так называемая «валоризация», учет «советского стажа» работников позволит повысить размеры пенсий уже в 2010 г. Но и в этом случае заявленный коэффициент замещения зарплаты составит для большинства пенсионеров не более 40%.

Положение малообеспеченных слоев населения резко ухудшается и в связи с тем, что за 7 лет - 2003 - 2009 гг. тарифы на коммунальные услуги выросли в 9,5 раза, хотя износ жилого фонда и коммуникаций ЖКХ, как было показано выше, весьма велик. Только за январь - март 2010 г. тарифы ЖКХ в целом по стране выросли на 20-30%. Причем их рекордный рост зафиксирован в Северо-Кавказском регионе. Например, в г. Грозном рост тарифов ЖКХ в январе 2010 г. составил 80%, в г. Махачкале - 194%.

И это в то время, когда многим жителям России, по данным Росстата, приходится жить в аварийном жилье (его площадь составляет 11 млн. кв. метров); еще больше живут в ветхих зданиях - это 93 млн. кв. метра жилой площади.

Обращают на себя внимание и чрезмерно большие различия между макрорегионами России в удельном весе проживающего в них населения и объемом производимого ВВП. Так, на европейскую часть (25% площади России) приходится около 80% ее населения и более 70% ВВП страны. В то же время Дальний Восток занимает 36% территории России, а проживает здесь менее 5% населения страны. За последние 15 лет две трети трудоспособного населения Сибири и Дальнего Востока покинули эти регионы, неудовлетворенные сложившимся здесь уровнем жизни. Интересна и другая, имеющаяся в печати информация, ярко показывающая неравномерность расселения населения и производимого в различных регионах

страны ВРП. Так, на территории, расположенной в радиусе 1 тыс. км от Саратова, проживает около 40% населения России и производится 45% ВРП, тогда как на такой же территории вокруг Улан-Удэ живет всего около 3% населения страны и создается примерно эта же доля ВРП [2, с. 19].

Необходимо дальнейшее совершенствование размещения населения и производства ВРП, для чего, в свою очередь, тоже необходимы значительные не только финансовые, но и материальные и трудовые ресурсы.

Конечно, для того, чтобы решить рассмотренные выше и многие другие проблемы, в том числе преодолеть чрезмерные различия в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, повысить уровень жизни большинства населения страны, развить социальную сферу, нужны весьма значительные не только материальные, но и финансовые ресурсы.

В условиях глобального экономического кризиса, охватившего и Россию, согласно Федеральному закону от 28 декабря 2009 г. № 382-ФЗ «Об исполнении федерального бюджета за 2008 год», федеральный бюджет 2008 г. был бездефицитным.

Совершенно иная ситуация сложилась, к сожалению, в 2009 г.: доходы консолидированного бюджета субъектов РФ составили 5,9 трлн. руб., расходы -6,25 трлн. руб. Как видим, дефицит консолидированного бюджета субъектов РФ в 2009 г. превысил 300 миллиардов руб. При этом федеральный центр направил субъектам РФ 1,5 трлн. руб.

Утвержденный Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» прогнозируемый дефицит федерального бюджета составит в 2010 г. 2 трлн. 937 млрд. руб., в 2011 г. - 1 трлн. 934 млрд. руб., в 2012 г. - 1 трлн. 611 млрд. руб.

По прогнозам заместителя Председателя Правительства РФ Министра финансов России А.Л. Кудрина федеральный бюджет будет дефицитным до 2015 г., хотя уже в ближайшие годы разницу между доходами и расходами удастся сократить до минимума. Однако в 2010 г. и ближайшие последующие годы к сожалению, уменьшатся расходы федерального бюджета на охрану окружающей среды, образование, культуру, социальную политику, трансферты регионам.

2009 г. был весьма сложным для России. ВВП у нас за 2009 г. сократился на 14%, индекс промышленного производства - на 10,8 %, индекс производства продукции сельского хозяйства составил всего 101,2%.

Существенными мерами для пополнения бюджета Российской Федерации и консолидированных бюджетов субъектов РФ, решения стоящих перед Россией социальных проблем и задач, о которых шла речь в данной статье, по моему мнению, могут быть следующие:

1. Значительное сокращение чрезмерно раздутого аппарата управления как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях, а так же расходов на его содержание.

2. В действующее законодательство, на мой взгляд, следует внести изменения, обязывающие предприятия (многие из которых зарегистрированы в офшорных зонах и переводят туда свою прибыль или по указанию власть имущих регистрируют предприятия в определяемых им субъектах РФ) платить налоги там, где они фактически работают и используют местные ресурсы, в том числе и трудовые.

3. Необходим переход от так называемой «плоской» шкалы подоходного налога к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц - чем больше доход, в т.ч. и дивиденды, получаемые бонусы и т.п. выплаты, тем выше и ставка подоходного налога. Вряд ли это справедливо и правильно, когда и малообеспеченные лица, получающие денежный доход, который едва дотягивает до минимального размера оплаты труда, уплачивают те же 13%, что и долларовые миллиардеры и миллионеры. Прогрессивный подоходный налог давно введен во многих капиталистических странах. Так, в Швеции верхняя ставка подоходного налога различается от 0 до 57%, во Франции - от 5,5 до 40%, в Дании верхняя ставка установлена на уровне 61%, в Италии от 23 до 43%, в Китае - от 5 до 45%, в Португалии - от 0 до 45%. При этом прогрессивная шкала налогообложения во Франции включает 7 ступеней, в США - 5, в Австрии, Германии, Нидерландах - 4.

Введение в стране плоской шкалы подоходного налога в свое время сыграло положительную роль, позволило увеличить его собираемость. Переход же России к прогрессивной шкале подоходного налога в условиях дефицита федерального, регио-

нальных и местных бюджетов мог бы существенно повысить наполняемость бюджетов и поддержку социальной сферы, уменьшить социальное расслоение населения, повысить доходы наименее обеспеченного населения, в т.ч. пенсионеров, способствовать формированию среднего класса.

По данным Росстата, по итогам января-ноября 2009 г. поступления от налога на доходы физических лиц составили 1437 млрд. руб., или 25,4% доходов консолидированного бюджета страны (без учета единого социального налога). При этом 96,6% всех доходов от налога на доходы физических лиц обеспечило обложение по ставке 13%. Только 3,4 % пришлось на налог с дивидендов, которые почему-то облагаются по ставке всего в 9%.

Увеличение средней ставки налога на доходы физических лиц всего на 3 - 3,5% позволит, по мнению ряда ученых, полностью снять проблему поиска средств для региональных дотаций при сохранении льгот для занятого населения с доходами ниже минимального размера оплаты труда.

4. Следует также ввести повышенные ставки налога на сверхдорогостоящее имущество и предметы роскоши, налога на сверхприбыль и на вывоз капитала. В кризисный 2008 г. резко увеличился отток капитала российских бизнесменов в страны, имеющие льготный налоговый режим и хранящие финансовую тайну (Швейцария, Кипр, Великобритания и др.). По сравнению с предыдущим годом отток капитала из России увеличился на 55% - всего из страны в зарубежные банки ушло около 129 млрд. долл. Продолжался этот процесс и в 2009 г. - отток капитала может составить 100 млрд. долл. Отток капитала, исчисляемый сотнями миллиардов долларов, наносит серьезный урон экономике и социальной сфере России.

Важно и то, что подобные меры могли бы во многом способствовать сокращению чрезмерной дифференциации доходов между наиболее обеспеченными по уровню доходов и наименее обеспеченными россиянами.

В конце 2007 г. законопроект о введении в России налога на роскошь был

внесен в Госдуму группой депутатов от партии «Справедливая Россия». Только в мае 2010 г. прошло его первое обсуждение. Однако и профильный комитет Госдумы по бюджету и налогам, и Министерство финансов, и официальный отзыв Правительства РФ, не поддержали данный законопроект. Как утверждается в правительственном отзыве, «реализация законопроекта приведет к двойному налогообложению», что якобы неконституционно1 и противоречит федеральному закону «О налогах на имущество физических лиц» и новому Налоговому кодексу.

Однако известно, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации имеет богатый опыт изменения не только федеральных законов, но и кодексов.

5. Давно настало время, как это уже сделано в ряде зарубежных стран (во Франции, Великобритании, в США), ввести налог на чрезмерно большие доходы и бонусы, получаемые главами и членами правления компаний, в том числе госкорпораций, особенно тех, которые далеко не успешно обеспечивают их функционирование и получают финансовую помощь от государства.

По примеру ряда зарубежных правительств следует ввести и практику налогообложения по повышенным ставкам огромных дивидендов и нередко - малозаслуженных бонусов, получаемых «по итогам года» руководителями и членами совета директоров банков, госкорпораций, некоторыми министрами, руководителями агентств и служб, рядом губернаторов. Получаемые подобным путем финансовые ресурсы вполне могли бы быть использованы как льготные кредиты или добавлены к бюджетным расходам для решения многих названных выше проблем, в т.ч. для совершенствования и развития образования, здравоохранения, всей (во многом заброшенной) социальной сферы.

Как следует из сообщений прессы, 2009 г. оказался для «Газпрома» одним из худших - добыча газа сократилась более чем на 16%, экспорт - на 13%, а валовая прибыль снизилась на 21%. И тем не менее на выплаты 17 членам правления в

1 В Конституции Российской Федерации о налогах записано лишь в статье 57, которая гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Как видим, в Конституции РФ записано лишь то, что «новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют». Так что ничто не мешает установить такие новые налоги, которые будут действовать с определенной будущей даты и не будут иметь «обратной силы».

«Газпроме» было выделено 1,044 млрд. руб. То есть каждый из них за весьма неудачный год в среднем получил по 64,4 млн. руб.: зарплата составила 26 млн. руб., премии - 26 млн. руб., вознаграждения - около 18 млн., льготы - более 5 млн. и прочие выплаты (они не расшифрованы) - 4,2 млн. руб. По сравнению с 2008 г. в 2009 г. выплаты им выросли на 25%. Вряд ли соответствуют экономическим «успехам» «Транснефти» - крупнейшего отечественного транспортировщика нефти, и то, что его топ-менеджеры получили в среднем на одного члена правления в 2009 г. по 58,4 млн. руб. в виде зарплаты и премии - почти в раза больше, чем в 2008 г.

6. Следует ввести практику, которая имела место в императорской России, а в ряде зарубежных стран есть и сейчас, применения штрафных санкций к тем депутатам и членам Совета Федерации, которые пропускают заседания парламента без действительно уважительных причин. Введение таких штрафных санкций было бы полезно и по отношению к депутатам всех других уровней. Оно не только способствовало бы экономии бюджетных средств (хотя и не очень значительной), но и повышению качества принимаемых федеральных законов и законов субъектов РФ. Долгое время голосование при их обсуждении зачастую проходило в полупустых залах, при полной незаинтересованности в законодательном творчестве многих депутатов, когда в зале нередко остается всего 75-100 «дежурных» депутатов Госдумы из 450 избранных.

7. Давно настало время также снизить непомерно высокие ставки кредитов, навязываемые населению и предпринимателям многими банками, и огромные наценки на товары, реализуемые рядом крупными торговыми сетями.

Центральный банк России долгое время давал кредит другим банкам под 10-13%, но с такой стоимостью кредитов развивать реальный сектор и социальную сферу почти невозможно. Только 30 октября 2009 г. Центробанк установил ставку рефинансирования на беспрецедентно низком уровне - 9,5%, на котором она никогда ранее не была, затем понизил ее 28 декабря 2009 г. до 8,75 %.

8. Органам государственной и муниципальной власти России следует, на мой взгляд, усилить государственный и муниципальный контроль над необоснованным завышением монополистами тарифов на газ, электроэнергию, воду и иные коммунальные услуги, в том числе с помощью применения системы тарификации, учитывающей доходность инвестируемого капитала. Настало также время убрать из механизма ценообразования ненужных посредников и усилить государственный и муниципальный контроль над ценами на продовольственные и иные социально значимые товары массового спроса.

9. В интересах сохранения целостности России необходима последовательная работа по выравниванию уровней социально-экономического положения населения и возможностей развития субъектов РФ, по оказанию неотложной помощи «проблемным» территориям в соответствии с федеральными программами их развития, особенно помощи депрессивным регионам - Крайнему Северу, Дальнему Востоку, Северному Кавказу, многим приграничным районам в целях сохранения целостности страны.

10. Исключительно важно также развивать средства коммуникации, авиационного и железнодорожного сообщения, строить автомобильные дороги между субъектами Российской Федерации. Это позволит как бы приблизить их друг к другу и к федеральному центру, будет способствовать усилению единства страны и сокращению безработицы.

Конечно, все эти предложенные выше меры требуют совершенствования действующего законодательства и не все они могут быть поддержаны депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации. Ведь среди них, как известно, есть немало довольно состоятельных людей, в том числе не только рублевых, но и долларовых миллиардеров и миллионеров. Многие из них, судя по их декларациям о доходах и, особенно, по декларациям их жен, совсем не заинтересованы в изменении действующего налогообложения, в том числе в принятии ряда вышеназванных предложений, поскольку это приведет к некоторому сокращению их личных доходов.

1. Возжеников А. Региональная асимметрия и угрозы целостности страны / А. Возжеников, В. Стрельченко// Государственная служба. - 2009. - №1. - С. 46-48.

2. Основные показатели социально-экономического положения субъектов РФ в 2009 г. // Российская газета. - 12 марта 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.