Научная статья на тему 'Факторы и механизмы модернизации сельской жизни и экономики'

Факторы и механизмы модернизации сельской жизни и экономики Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
123
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА / LOCAL GOVERNMENT / MODERNIZATION / INTERGOVERNMENTAL RELATIONS / THE REGIONAL STATISTICS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Атанов Николай Иванович, Бадмаева Мария Валентиновна, Егоров Михаил Матвеевич

Статья посвящена развитию экономики и повышению жизненного уровня сельского населения. Обоснованы источники местного саморазвития: содержательное финансовое наполнение наделенных полномочий и ответственности местного самоуправления и создание информационно-коммуникационной инфраструктуры, включая муниципальную статистику и модернизация жилищно-бытовых условий сельских жителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Атанов Николай Иванович, Бадмаева Мария Валентиновна, Егоров Михаил Матвеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS AND MECHANISMS OF RURAL LIFE AND ECONOMY MODERNIZATION

The article is devoted to the economy development and improvement of living standards of the rural population. The author substantiates the sources of local self-development: significant financial support of invested authority and responsibility of local government, establishment of the ICT infrastructure, including municipal statistics and upgrading the living conditions of rural people.

Текст научной работы на тему «Факторы и механизмы модернизации сельской жизни и экономики»

транспортные средства, способные конкурировать с традиционными;

2) наиболее перспективными и реалистичными для внедрения видятся разработки летательного аппарата «ЭКИП» (по сути, экранолет) и экранопланов.

В целом инновационный путь развития транспортной системы видится безальтернативным для регионов с малой плотностью населения и сложными климатическими условиями. Именно инновационные транспортные средства способны вывести транспортную систему региона на уровень опережающего развития по отношению к экономике региона в целом, а не наоборот. Ситуация, когда региональные бюджеты финансируют местные пассажирские перевозки, является распространенной, но противоестественной в условиях рыночной экономики. Следовательно, необходимо предъявить новые требования к транспортным средствам, рассмотреть новые подходы к формированию и

функционированию транспортной системы, что позволит региональным транспортным системам эффективно влиться в транспортную систему России, а в условиях глобализации - и в мировую транспортную систему.

Литературы

1. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Текст]: распоряжение правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. №1734-р // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2008 г. № 50. Ст. 5977.

2. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» [Текст]: постановление правительства РФ от 12 октября 2010 г. -№ 828 // Собрание законодательства РФ от 01 ноября 2010 г. - №44.

3. Драчев П.Т., Кноль В.А., Никитин А.Н. Проект «Ноо-сферные транспортные системы Сибири и Дальнего Востока». Итоги реализации [Текст]. - Новосибирск: Изд-во НГАВТ, 2005. - 606 с.

4. Степин В.С. Философия науки: общие проблемы: учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук [Текст]. - М.: Гардарики, 2006. - 384 с.

Сандакова Наталья Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент, каф. «Экономика, организация и управление перерабатывающей промышленности и сферы услуг», ВСГУТУ, e-mail: ns2005@yandex.ru

Sandakova Natalya Yurievna, Candidate in Economic Sciences., Associate professor at "Economics, organization and management of the processing industry and the service sector" Chair, East Siberian State University of Technologies and Management, Ulan-Ude, Russia, e-mail: ns2005@yandex.ru

УДК 332.1 © Н.И. Атанов, М.В. Бадмаева, М.М. Егоров

ФАКТОРЫ И МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ И ЭКОНОМИКИ

Статья посвящена развитию экономики и повышению жизненного уровня сельского населения. Обоснованы источники местного саморазвития: содержательное финансовое наполнение наделенных полномочий и ответственности местного самоуправления и создание информационно-коммуникационной инфраструктуры, включая муниципальную статистику и модернизация жилищно-бытовых условий сельских жителей.

Ключевые слова: местное самоуправление, модернизация, межбюджетные отношения, региональная статистика.

N.I. Atanov, M.V. Badmaeva, M.M. Egorov FACTORS AND MECHANISMS OF RURAL LIFE AND ECONOMY MODERNIZATION

The article is devoted to the economy development and improvement of living standards of the rural population. The author substantiates the sources of local self-development: significant financial support of invested authority and responsibility of local government, establishment of the ICT infrastructure, including municipal statistics and upgrading the living conditions of rural people. Keywords: local government, modernization, intergovernmental relations, the regional statistics.

Развитие местной экономики и состояние жизненного пространства конкретной территории по сути являются сиамскими близнецами в обеспечении конкурентоспособности местных сообществ. В этом смысле анализ факторов экономического развития без учета состояния жизненного пространства региона или территории в его составе, равноценно труду мифическо-

го Сизифа. Территориальный срез демографического и трудового потенциала сельских территорий показывает, что Республика Бурятия постепенно утрачивает демографическую и экономическую безопасность. Поэтому восстановление жизненного пространства по формуле «На-родосбережение», создание комфортной среды для проживания и трудовой деятельности явля-

ется приоритетной государственной заботой. В первую очередь для восточных регионов России с чрезвычайно низкой плотностью населения (ниже трех человек на 1 кв. км) и потому разреженным экономическим пространством. Именно поэтому, из-за низкой тесноты связей между акторами рынка, узости спроса и предложения, восток России от Забайкалья до Камчатки, можно отнести к регионам провала рынка.

Проектный подход на рыночных принципах, культивируемые за последние 20 лет в России, не способен обеспечить комплексное развитие территорий. Например, сколько ни развивай Улан-Удэнскую, либо Гусиноозерскую промышленную агломерации, пропорционального экономического роста даже смежных муниципальных районов не произойдет, не говоря об окраинных. Наоборот, отток населения приведет к еще большему обезлюдению периферийных сельских территорий. Такая же проекция может повториться и в других субъектах востока России.

Пространственное развитие мы связываем, прежде всего, с традиционными видами деятельности, на которых столетиями покоилась Россия, а из них - с крестьянским трудом. Данный выбор, на наш взгляд, не нуждается в дополнительных обоснованиях, если хотим накормить свой народ своими продуктами питания, одевать его в отечественный трикотаж, кожевенные, шубные, меховые изделия, строить дома из местных материалов, обставлять квартиры мебелью из российской древесины и т.д. На этом направлении развития, к сожалению, нас вновь подстерегают демографические ловушки. Казавшийся нескончаемым российский крестьянский ресурс обнажил свою исчерпаемость. В одной из своих последних работ академик Л. Абалкин назвал его аграрной трагедией Рос-сии[1], пытаясь, по нашему мнению, всколыхнуть общественность и государственное управление к крестьянской проблематике, акцентируя на то, что «промедление смерти подобно». Хроника многовековой эксплуатации крестьянства (прямой и скрытой), а также его судьбоносная роль в истории Российского государства, в его сохранении и развитии, убедительно раскрытый автором, подчеркивает о том громадном долге, который накопила страна перед крестьянством.

Происходящее с российским селом шокирует. За последние 10 лет перестали существовать 13,3 тыс. деревень, т.е. в среднем по 156 в каждом из 85 субъектов Российской Федерации, по 15 ежегодно. Экстраполяция данной тенденции

покажет, что за каких-то полвека российский ландшафт от Москвы до самых до окраин, с южных гор до северных морей останется без сел, без крестьянства, как особого сословия в российской социально-демографической стратификации.

Обследования, проведенные в шести муниципальных районах Республики Бурятии по теме «Социально - экономическое обновление села на факторах конкурентоспособности» показали, что вся совокупность проблем регионального крестьянства слагается из следующих составляющих.

1. Демографическая безопасность Забайкалья, граничащего с Китаем и Монголией, находится на критическом уровне, как по численности населения, так и по качеству человеческого потенциала из-за не прекращающегося миграционного оттока.

2. Моральный дух сельчан демонстрирует некую заброшенность, второсортность и безысходность, хотя нравственная традиционность не растрачена.

3. В то же время, крестьянство пребывает в состоянии поиска своей ниши в быстро изменяющемся мире и трансформирующихся межличностных и общественных отношениях, в открывшейся свободе и в перманентной ситуации «один на один» со своими проблемами.

4. Весь производственный и инфраструктурный аппарат крестьянского хозяйства и быта, созданного в советский период, изношен до пределов списания. Распад колхозно-совхозной системы не нашел адекватной альтернативы в новых, рыночных организационно-правовых формах. Производство сельскохозяйственной продукции поддерживается на 80% в натуральном секторе - личном подсобном хозяйстве крестьян.

5. Адаптация системы местного самоуправления происходит сложно, в основном из-за кадрового «голода», дисбаланса между полномочиями и ответственностью - с одной стороны и бюджетной обеспеченностью - с другой.

Выводы дают основу для выработки стратегии модернизации села. Многие из частных проблем решаемы на уровне муниципального района и Республики Бурятия не только за счет финансов, но и организационно-управленческих преобразований, активизации местных инициатив. Но принципиальные, государственно важнейшие вопросы, безусловно, нужно решать сообща, всей страной. Это, прежде всего, вывод крестьянства на конкурентоспособные позиции.

Данная цель интегрирует в себе и демографические, и модернизационные процессы в широком смысле слова.

Модернизацию села считаем целесообразным начинать с социально-бытовой сферы, т.е. обустройства жизненного пространства. Условия проживания сельского населения никак нельзя считать удовлетворительными. Если отключить электроснабжение, российское село вновь погрузится в быт Х1Х века. Дома без холодного и горячего водоснабжения, без канализации и других удобств трудно назвать жильем в современном смысле слова.

Создание социально-бытовых условий нового поколения обеспечит привлекательность села для жизне- и трудоустройства, закладки модернизированного фундамента новой аграрной экономики.

Можно и далее развивать мысль в том же духе, если бы для этого имелись, наряду с необходимыми, достаточные условия. Речь идет о приоритетах в государственной политике социально-экономического развития. К сожалению, вопросы подъема аграрной экономики и обновления села в приоритетах не значатся. Пока в лидерах на государственное внимание силовые ведомства и имиджевые спортивные проекты. Во истину: сила есть, ума не надо.

Правовая основа становления и развития местного самоуправления заложена Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3. Был пройден пятилетний адаптационно-внедренческий период правоприменения закона, внесения в него поправок и дополнений.

За прошедший период после принятия закона № 131-Ф3 в муниципальном звене произведен ряд принципиальных организационноуправленческих преобразований. Юридически оформлены поселенческие муниципальные образования, созданы администрации, определены предметы ведения и осуществлено разграничение полномочий, сформирована бюджетная система и т.д. Естественно одним махом создать действенную систему в самом сложном его секторе - первичном звене общественных отношений - задача трудноразрешимая.

Практика реализации федерального закона ФЗ № 131 показывает, что основным сдерживающим фактором является глубокий дисбаланс между полномочиями и ответственностью муниципалитетов с бюджетной обеспеченностью. И пока этот дисбаланс не будет ликвидирован,

нет оснований рассчитывать на высокие темпы и пропорции в пространственном развитии региона.

В значительной степени разрубить этот «гордиев узел» межбюджетных проблем поможет отход от политики унитаризма к демократическому принципу распределения доходов в пользу муниципальных бюджетов. В регионе нужно отказаться от дублирования неконструктивной практики централизации доходов в федеральный бюджет, и действий по принципу «дам - не -дам» в зависимости от политикоадминистративного поведения региональной власти. Муниципальные образования, особенно сельские, лишенные своих законных прав распоряжаться доходами, извлеченными на их территории, вполне заслужили восстановления «статус-кво» в этом вопросе.

Децентрализация регионального бюджета имеет своей целью достижение бездефицитности муниципальных бюджетов. И этот шаг должна сделать исполнительная и законодательная власть региона путем передачи муниципалитетам большей части бюджетных полномочий, оставив у себя только ту часть доходной базы, которая необходима для исполнения региональных функций государственного управления. Ясно, что средств на их исполнение в дотационном региональном бюджете будет недостаточно. Восполнение образующегося дефицита необходимо добиваться из федерального бюджета путем обоснованного доказательства необходимого размера безвозмездных поступлений.

Позитивные последствия и угрозы децентрализации регионального бюджета заключаются в следующем.

1. Чем больше прав, полномочий и ответственности по управлению развитием территорий будет делегировано из федерального центра в регионы, а от региона на муниципальный уровень, тем устойчивее пирамида властной вертикали. Сегодня она обращена основанием вверх, а острием вниз, т.е. вся система государственного устройства неустойчива. С каждым годом все больше управленческих полномочий передаются в регионы и муниципалитеты, а средства для их исполнения сконцентрированы в федеральном центре. В стране создана классическая асимметрия «рака-щуки-лебедя». Задача государственного управления - поставить пирамиду власти основанием вниз, наделив муниципалитеты бюджетными ресурсами для полноценного местного самоуправления.

2. Муниципальное управление, получив необходимое бюджетное обеспечение, будет объективно поставлено в условия активно заниматься вопросами развития района, поселения. На порядок сократится хождение глав районов по «коридорам власти» для выбивания денег, бесчисленного множества согласований разного рода в министерствах и ведомствах, значительно оздоровится и упростится административноуправленческий процесс, а следовательно, сократятся бюджетные расходы. У муниципальных образований появится реальный интерес увеличения своей доходной базы.

3. Не менее, а более важен вопрос о сокращении коррупционных оснований, когда у чиновников изымут полномочия распределения финансовых ресурсов.

4. Угрозы на пути децентрализации регионального бюджета и обеспечения бездефицитности муниципальных бюджетов кроются в расчистке завалов и ловушек. Прежде всего, в правильном восприятии и политической воли со стороны всех ответственных властных структур во главе с высшим должностным лицом в регионе. Предстоят законодательная и нормативная проработка вопроса, организационные и кадровые изменения, модернизация структуры управления в органах исполнительной власти и в администрациях муниципальных районов и решение множества других вопросов.

Другим обязательным новведением институционального характера является создание полноценной информационно-коммуникационной системы и, прежде всего, муниципальной статистики.

Совершенно очевидно, что без полной, объективной статистической информации невозможно анализировать и устанавливать точный диагноз проблемных точек в экономике и социальной жизни и уж тем более - ставить стратегические задачи и делать точные прогнозы.

На наш взгляд, первым и самым простым действием местных властей в поселениях должно стать восстановление счетоводства, введение в домохозяйствах хозяйственной книги для наиболее полного учета и планирования экономических, социальных и других индикаторов и показателей.

В этой связи кое-что сделано со стороны Росстата, органов исполнительной власти страны и регионов. В 2007 году была создана и размещена в свободном доступе на официальном сайте Росстата база данных статистических показателей, характеризующих состояние экономики и

социальной сферы муниципального образования, которая включает информацию по каждому из более 24 тысяч муниципальных образований. Исследователи отмечают, что, несмотря на существенное расширение базы данных с момента ее создания (в 2009 году в 2 раза больше показателей, чем в 2007 году), состав показателей, формируемых по муниципальным образованиям, не отвечает задачам, поставленным перед регионами и муниципальными образованиями [2]. Большинство показателей, необходимых органам местного самоуправления для анализа социально-экономического развития муниципальных образований, имеются лишь по крупным и средним предприятиям, в то время как ряд важнейших показателей может быть получен только на основе сплошного статистического обследования организаций, находящихся в границах муниципального образования.

Принимая во внимание подобные недостатки, Росстатом принято решение продолжить работы по расширению информационной базы региональной и муниципальной статистики, необходимой для стратегического планирования и анализа целевых программ социальноэкономического развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В 2011 году началось проведение сплошного федерального статистического наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2012 году планируется построение базовых таблиц «затраты-выпуск», необходимых для построения межотраслевых балансов, а также проведение выборочного федерального статистического наблюдения затрат на производство и результатов деятельности хозяйствующих субъектов [3].

Данные мероприятия, безусловно, важные, но одномоментные. Создание муниципальной и региональной статистики находятся в компетенции региональной власти. Попытки решить вопрос каждый раз наталкиваются на бюджетные ограничения, хотя всем ясно, что без объективного и полного учета вся система государственной власти носит вероятностный характер с «ручным управлением», а это есть не что иное, как метод проб и ошибок.

На самом деле создание муниципальной статистики не требует обязательного построения бюрократической аппаратной «вертикали» и встраивания его в общую схему Росстата. Функции муниципальной статистики с успехом можно вменить в обязанности действующих администраций районов и поселений, без создания

дополнительных рабочих мест. Нужна лишь политическая воля и объективное желание власти видеть зеркальное отображение реального положения дел вместо подгонки нужных показателей к нужным мероприятиям.

Таким образом, из всего множества проблем модернизации[4] жизненного и экономического пространства муниципальных территорий региона, авторами изложены подходы к механизмам реализации двух ключевых факторов: финансового и информационного, силами местной власти, без апелляции к федеральному центру.

Ждут методологической и методической проработки ряд других важных вопросов пространственного развития регионов. При этом авторы отдают себе отчет по поводу ограниченности возможностей регионов решить эти проблемы только собственными силами.

Атанов Николай Иванович, доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом региональных экономических исследований Бурятского научного центра СО РАН. 670024, г. Улан-Удэ, ул. Гагарина, 64-85, тел: 89246533844, e-mail: orei.bnc@mail.ru

Atanov Nikolai Ivanovich, Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of the Department of Regional Studies at the Buryat Scientific Canter of the Russian Academy of Science, e-mail: orei.bnc@mail.ru

Бадмаева Мария Валентиновна, доктор философских наук, доцент, декан факультета экономики и управления Бурятского государственного университета. 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина 24а, тел.: 213744, e-mail: badmaeva_maria@mail.ru

Badmaeva Maria Valentinovna, Doctor of Philosophy, Associate professor, Dean of Economic and Management Department at Buryat State University. Ulan-Ude, Smolina st. 24a, 670000, tel.: 8(3012) 213744, e-mail: badmaeva_maria@mail.ru

Егоров Михаил Матвеевич, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики социально-культурной сферы Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Адрес: 670013, Ключевская, 28-12, тел: 467629. Email: info@vsgaki.ru

Egorov Mikhail Matveevich, Doctor of Economic Sciences, Professor at the Economics of Socio-cultural sphere Chair, East-Siberian State Academy of Culture and Art. Address: 670013. Kluchevskayast, 28-12.Tel: 467629. E-mail: info@vsgaki.ru

УДК 332.1 © К.П. Дырхеев

ВАРИАНТЫ ПОСТРОЕНИЯ МАТРИЧНОГО БАЛАНСА РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОРОТА

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта №12-01-98011-р " Моделирование и оптимизация региональной эколого-экономической системы Республики Бурятия "

В статье дается представление о региональном воспроизводственном процессе как совокупности экономических операций между хозяйственными субъектами, которые реализуются в форме регионального экономического оборота. Рассмотрены варианты представления трехмерных экономических операций в двумерной матричной форме.

Ключевые слова: экономические операции, региональный экономический оборот, принцип двойной записи, матрица экономического оборота.

K.P. Dirkheev

VARIATIONS OF CONSTRUCTION MATRIX BALANCE OF REGIONAL ECONOMIC TURNOVER

The article gives an idea of the regional process of reproduction as a set of economic transactions between economic agents, which are realized in the form of regional economic turnover. Considered options of representation a three-dimensional economic operations in a two-dimensional matrix form.

Keywords: economic transactions, the regional economic turnover, the principle of double-entry, matrix of economic turnover.

Литература

1. Абалкин Л.И. Аграрная трагедия России // Вопросы экономики. - №9. - 2009. - С. 4-14.

2. О некоторых перспективах развития региональной и муниципальной статистики и улучшения работы с пользователями [электронный ресурс].- Режим досту-па:http://buiet.ru/artide/81728.php.

3. Атанов Н.И., Баянова Т.О. Проблемы и перспективы развития муниципальной статистики. В сборнике материалов научно-практической конференции «200 лет российской государственной статистике: итого и перспективы. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2011. - С. 173-176.

4. Потапов Л.В., Атанов Н.И. Модернизация, инновации и стратегирование пространственного развития экономики России // Пространственная экономика. - № 4. -2010. - С. 173-176.

Макроэкономический подход к исследова- предполагает анализ основных стадий воспроиз-

нию региональной экономической системы водственного процесса в регионе - производст-

55

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.